Самосознание — это… Что такое Самосознание? — Свами Даши

Самосознание - это... Что такое Самосознание? - Свами Даши Женщине

Введение

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых психология.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание психологов и философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.

С точки зрения психологии, сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически — преобразовательной деятельности.

Для философии эта проблема важна потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью.

В философии

В философии самосознание

есть сознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание выступает условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание.

При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в этом значении оно понимается как непосредственно самоусловие конституированиямира, как самспособбытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

Особенности самосознания личности

Принято рассматривать несколько особенностей самосознания:

  1. Когнитивный – изучение физиологических и психологических процессов.
  2. Личностный – самооценка, отношение к своим достоинствам и недостаткам.
  3. Интеллектуальный – самонаблюдение и самоанализ.
  4. Поведенческий – сочетание всех предыдущих уровней, что выливается в определенное поведение.
  5. Пассивный – автоматическое изучение как следствие развития.
  6. Активный – контролируемый процесс развития.

По мере своего роста человек приобретает способность оценивать самого себя. Самооценка – это оценка того образа «Я», который человек сам в себе видит. Она влияет на его отношение к себе, поведение и процесс самосовершенствования. Делят самооценку на:

  • Завышенную – идеализирование и превозносение своей значимости для общества. Часто такие люди эгоистичные, жестокие и агрессивные, ленивые.
  • Заниженную – занижение собственных возможностей. Человек ставит цели, ниже тех, которых мог бы достичь. Считает, что нуждается в помощи. Очень критично к себе относится, стеснительный, замкнутый, неуверенный, застенчивый.
  • Адекватную – объективное восприятие себя и своих возможностей, нормальное отношение к собственным недостаткам и уровню притязаний.

Признание

ПризнаниеРебёнок изначально ожидает проявления внимания со стороны родителей и взрослых людей. Со временем приходит опыт и знание, какие поступки хорошие, а какие плохие. Малыш, совершая положительный поступок, ожидает награду, признание и хвалу от родителей, воспитателей или знакомых взрослых.

Развитие самосознания

Основная статья: Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения.

Стадии

(или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Самосознание: разбор понятия

Самосознание разбор понятияСамосознание – это одновременно инструмент для внутреннего, а также внешнего познания мира.

В понятие самосознание входит понимание:

  • собственных желаний;
  • потребностей;
  • целей;
  • взглядов на мир;
  • мотивов;
  • роли в жизни общества.

Внутреннее самосознание направлено на изучение собственной личности, преодоление психологических преград самостоятельно или с помощью психотерапевта. Человек на основе морально-нравственных ценностей наблюдает и судит свои поступки, исправляя ошибки в собственное поведение.

Самосознание: функции

Самосознание функцииВ психологии самосознание является незаменимым инструментом для работы ряда функций:

  1. Защитная функция.
  2. Корректировка собственного поведения.
  3. Экзистенциальная функция.
  4. Самосовершенствование.
  5. Интегративная функция.

Пожалуй, начнём с экзистенциальной функции, которая отвечает за то, что появляется потребность определения самого смысла или же сути жизни.

Защитная функция важна, ведь она отвечает за самозащиту на психологическом уровне. Самосознание подталкивает индивида оберегать своё истинное Я.

Социальный и эстохолический вид

Социальный и эстохолический видКаждый индивид представляет неоценимую важность независимо от следующих моментов:

  • возможностей;
  • навыков;
  • характеристик;
  • обстоятельств.

В эстохолическом виде отношений индивид рассматривает окружающих людей как элемент духовного мира. Важными чертами характера становятся:

  • милосердие;
  • терпимость;
  • уважение;
  • гуманность.

Становление и развитие самосознания личности (стр. 1 из 9)

Гудзь Антон

Кривой Рог, 2005г.

МАУП

Введение

Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

Актуальность данного исследования заключается в попытке рассмотреть q1 особенности формирования самосознания в юношеском возрасте, как важном периоде личностного и профессионального самоопределения.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности педагогов.

Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных авторов – Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др., так и зарубежных – У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.

Как быть Леди:  Как сдерживать слезы, никогда не плакать от обиды, боли при разговоре, в трудной ситуации, на людях, когда очень хочется

В указанных работах рассматриваются такие вопросы как структура самосознания, динамика его развития в онтогенезе, социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др.

Предметом исследования стали особенности становления профессионального самосознания в юношеском возрасте.

Объектом исследования выступили 30 студенток первого курса и 30 студенток третьего курса отделения «Лечебное дело» Муромского медицинского колледжа в возрасте 17-19 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=L9bUw8DJ3R0

В качестве гипотезы выступает предположение о том, что такие личности образования в структуре самосознания как самооценка и самоотношение влияют на процесс формирования профессионального самосознания.

Задачи исследования:

1) Анализ литературы по проблеме формирования самосознания в юношеском возрасте.

2) Проведение сравнительного анализа результатов исследования студентов I и III курсов.

Исследование проводилось в период 2001-2002 учебного года на базе Муромского медицинского колледжа.

Для решения поставленных задач был использован следующий диагностический блок:

1. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. [38].

2. Методика исследования самоотношения Р.С.Пантилеева [38].

3. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [39].

4. Опросник Мегробяна по изучению эмпатии [30].

5. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко [39].

7. Сочинение «Я в профессии через 10 лет».

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы становления самосознания в юношеском возрасте.

1.1. Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры.

Проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов:

философско-методологические историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием [И.С.Кон,1978, А.Г.Спиркин 1972, А.И.Титаренко 1974] и др; общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности [Л.И.Божович, 1968; И.И.Чеснокова, 1977; С.Л.Рубинштейн, 1989] и др.;

социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности [ Л.И.Божович, 1968; И.И. Чеснокова, 1977г., С.Л.Рубенштейн, 1989г.] ;

социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей [ А.В.Захарова, 1980г.; А.И. Липкина, 1976г.; В.В.Столин, 1983г.] и др.

В литературе используется множество самых разнообразных терминов: «самсознание», «я», «я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и т.п. Авторы ряда работ пытались соотнести понятия, упорядочить терминологическое поле проблемы. (М.И.Лисина, 1980г.; В.В.Столин, 1983г.).

Понятие «самосознание» используется, как родовое, для обозначения всей области в целом, включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины «самосознание», «представление о себе» применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе.

Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «Образ Я» рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон – когнитивной, эмоциональной и регуляторной. [В.В.Столин, 1983г.].

Наибольший интерес у отечественных психологов вызывает проблема возникновения самосознания, его структура и уровневая организация. И.И.Чеснокова (1977г.) предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе.

На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сапостовления «Я» и «другого человека». Сначала некое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самосознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение.

На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными уже в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самосознания указывается самоанализ и самоосмысление.

На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей. Своей общественной ценности, собственного достоинства. [И.М.Чеснокова, №49]

И.С. Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа «Я». Образ «Я» понимается, как установочная система; установки обладают тремя компонентами когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим. Нижний уровень образа «Я» составляют «неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и сам этот образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентацией личности, связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей [И.С.Кон, 1978г., №16, с.72-73].

По мнению В.В.Столина (1983г.) самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. [В.В.Столин №43].

По мнению М.И.Лисиной (1986г.), образ себя имеет аффективно-когнитивный характер и состоит из эмоционального отношения человека к себе и когнитивных представлений (знаний) о себе. Она считает, что Я-образ имеет сложную архитектонику: есть центральное, ядерное образование, в котором представлено в наиболее переработанной форме знание о себе, как субъекте, в нем рождается общая самооценка, тут она постоянно существует и функционирует; существует так же «периферия», на которую поступают самые новые и свежие сведения человека о себе, оказывающие влияние на изменение представлений о себе. [М.И.Лисина, № ].

С.Л.Рубенштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой.» [С.Л.Рубенштейн, 1989г., № 40, с.245]

Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата.

У.Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я, он рассматривал, как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознание и Я, как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно.

Как быть Леди:  6 стран для поиска идеальной жены

Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая – содержание этого опыта (Я, как объект). По мысли Джемса, Я, как объект,- это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.[Р.Берис №2]

Интеракционная школа (Кули, Мид и др.) полагают, что человеческое «Я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Интеракционисты указывают на то, что самосознание и ценностная ориентация личности, как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей. Под действием механизма взаимного обогащения происходит становление Я-концепции индивида. [Р.Бенс, №2].

В теории Э. Эриксона проблематика Я-концепции рассматривается сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Формирование идентичности Я-процесс, который служит основой постоянного расширения самосознания и самопознания.

К.Роджерс понимает под Я-концепцией восприятие человеком самого себя, механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида. К.Роджерс рассматривает самосознание с точки зрения развития у человека позитивного самовосприятия. [Р.Бернс № 2 с. 58, с. 367].

Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях проблема самосознания является одной из центральных. Большинство исследователей проблемы самосознания считают, что самосознание – это прежде всего процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе.

“Самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов.

Уровни самосознания и их характеристики

Основными функциями самосознания являются::

  • Самооценка;
  • Контроль над своими действиями, умение их оценивать и анализировать (а почему ты поступил так)

Чтобы понять, понимаете ли вы себя вообще, чтобы оценить свой уровень, уже давно есть несколько критериев для самосознания:

  • Определите осознанность внутреннего опыта, то есть проанализируйте свои нравственные основы, качества;
  • Будьте в курсе своей деятельности в любой области, независимо от того, что вы делаете;
  • Поймите и примите свою автономию, что вы способны существовать вне общества;
  • осознать себя через другого;

Уровень осознания делиться на четыре этапа:

  1. Целенаправленно-деятельный;Достижение желаемого результата упорным трудом, через контроль, самопознание, поюеды над своими недостатками
  2. Личностный; Автономия себя, понимание себя, формирование своего личного «я»
  3. Непосредственно-чувственный; Ощущение психологических процессов в своем организме
  4. Рефлексивный; Осознанность мыслительных процессов

Сущность самосознания:

  • Незнание ваших желаний и целей — плохо, нужно разобраться в этом;
  • Самосознание, саморепрезентация, самообразование;
  • Осознание своих мотиваций, ведущих к вашим целям;
  • Сознание эмоциональных представлений о самом себе;

Уровни самосознания делятся на:

  1. Первый-это уровень благополучия, который сводится к элементарному осознанию своего тела и его отделенности от окружающих вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможность свободно ориентироваться в нем.
  2. Второй уровень самосознания реализуется в осознании принадлежности к определенному сообществу, к определенной группе.
  3. Третий — высший уровень самосознания — возникновение сознания своего «я» как сущности, которая хотя и похожа на » Я » других людей, но в то же время уникальна и способна не только совершать поступки, но и нести за них ответственность, что подразумевает необходимость и возможность как контроля над своими поступками, так и своей самооценки.

Понятие самосознания. Самосознание как процесс самосознания. Идентичность — как изображение самого себя (я — консепция). В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и социальных событий.

Функции самосознания

Обобщая работы ведущих исследователей в области психологии личности, можно указать, что самосознание выполняет следующие функции:

  1. Регулятивная функция. С помощью самосознания человек контролирует, организует и регламентирует собственное поведение и деятельность, что проявляется как в отношении к самому себе, так и в его взаимоотношениях с внешним миром.
  2. Функция развития и самосовершенствования (описывается в работах К. А. Абульхановой, Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Деркача, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, В. С. Мерлина, А. Б. Орлова, К. Роджерса, Н. Роджерса и др.). Данная функция основана на рассмотрении самосознания как важнейшего инструмента внутренних и внешних преобразований личности. Благодаря мотивационному потенциалу самосознание направляет личность на пути качественных изменений, побуждает к стремлению самореализации, а также обеспечивает расширение жизненного пространства.
  3. Экзистенциальная функция. Связана с тем, что самосознание порождает в личности стремление к поиску смысла жизни.
  4. Интегративная функция. Самосознание принимает участие в построении целостного непротиворечивого внутреннего мира человека, в соотнесении его с внешним опытом человечества (традициями, культурой, ценностями), а также в установлении гармонии между социализацией и индивидуализацией.
  5. Защитная функция. Проявляется в направленности самосознания на удовлетворение стремления человека поддерживать и охранять устойчивый, привычный образ своего «Я».

Все функции самосознания связаны между собой, они могут проявляться не последовательно, а одновременно.

Этапы развития самосознания

1. От 1 года до 3 лет:

  • Понимание рубежей собственного тела;
  • Развитие взаимодействия с различными предметами;
  • Начинает осознанно понимать, что отражение в зеркале — его собственное;
  • Именует себя от третьего лица;
  • Появляется «Я», собственная самооценка.

2. От 4 до 6 лет:

  • Расценивание поступков окружающих людей и своих личных;
  • Создается очертание личного «Я»;
  • Анализ и выражение своих чувств и эмоций;
  • Начинает ассоциировать себя с прошлым, настоящим и будущим временем;
  • Поверхностная оценка личных особенностей характера и поступков.

3. От 7 до 10 лет:

  • Понимает личные качества;
  • Часто задумывается над своими действиями, основываясь на личных эмоциях и мыслях.

4. От 11 до 17 лет:

  • Ассоциирует себя, как взрослого человека;
  • Открытие своего духовного мира;
  • Адаптация и улучшение коммуникаций с другими людьми.

Этапы становления сознания. самосознание

Сознание и самосознание формируется у человека не сразу. Процесс формирования происходит в несколько этапов.

Как быть Леди:  Предательство — это когда кто-то обманывает доверие другого человека, относясь к нему, как к средству, а не цели (Светлана Коппел-Ковтун) — Омилия

На первом этапе, примерно до трех лет, ребенок вполне овладевает местоимением «я» и начинает активно самовыражаться в речи.

Главную роль в процессе формирования внутреннего мира играют подражание и представление. Они разворачиваются в двух различных планах: первое — в двигательном, второе — в плане образов и символов, но имеют нечто общее, обусловленное сходством их роли.

Одним из источников формирования сознания являются детские игры. К 3-4 годам это игры чаще — подражание, со стремлением копировать действия взрослого. Затем появляются ролевые игры — по правилам. Здесь ребенок начинает выполнять определенную, взятую на себя роль.

В этих играх осваиваются отношения между людьми. Ребенок играет в «дочки-матери», в «магазин», принимая на себя ограничения конкретной роли. До возникновения ролевых игр дети играют рядом, но не вместе. Таким образом, в игровой действия деятельность ребенка становится самоспрямованою и сознательной, то есть приобретает характеристики собственно человеческой предметной деятельности.

Лишь в подростковом возрасте происходит становление личности, осознающей себя. Овладевая продуктивной деятельностью, человек осваивает реальные семейные, профессиональные, общественные роли. Именно они определяют дальнейший путь развития его сознания и самосознания.

Побуждением к образованию «Я», стержнем которого есть совесть, служит влияние критики родителей, чаще всего она ближе к слуховых ощущений. Ребенок как бы «слышит», что сказала мама в этом случае. Затем в слуховые образы этих, погруженных в собственную психику родительских оценок включаются и оценки других значимых людей — общественное мнение.

В развитии самосознания в подростковом возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами, сверстниками.

Самосознания младшего подростку свойственно чувство взрослости, под которым понимается его отношение к самому себе уже как к взрослому, его представление или ощущение себя полностью взрослым. Чувство взрослости в этом возрасте не является обязательно осознанным. Однако оно является специфической для подросткового возраста формой самосознания, социальной по своему содержанию.

Первым основным ее показателем является возникновение у младших подростков потребности, чтобы окружающие относились к ним не как к детям, а как к взрослым. В случае неучитывание этой потребности воспитателем, подростки проявляют образа, различные формы протеста: непослушание, грубость, упрямство, противопоставление себя взрослым или товарищам, столкновения и конфликты.

Другим показателем чувства взрослости является наличие у подростков стремление к самостоятельности и желание защитить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых. К таким сферам относятся: взаимоотношения с товарищами, девушками или парнями, занятия в свободное время, учебные обязанности и т.д.

Так, школьники протестуют против попыток родителей ограничить их общение с друзьями, противодействовать их субкультуре, новым стремлением по популярной музыки, развлечений с компьютером. Стремление подростков к самостоятельности в обучении и различных занятиях наиболее ярко проявляется в отказе от помощи и в неудовлетворении при попытках контролировать качество работы.

В подростковом возрасте происходит интенсивное формирование самосознания, самооценки, появляется острый интерес к самому себе. Стремление самостоятельности видно во всем: в учении, в труде, в выборе друзей. Подросток стремится сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мнения, суждения.

У подростка существует две системы взаимоотношений: с ровесниками и со взрослыми, в которых он по-разному проявляет себя. Да, дома подросток бывает тихим, послушным, а в кругу ровесников — лидер, инициатор и т.д.. На это следует учитывать в выработке воспитательного подхода к ребенку.

Развитие подростка — это всегда уравнение на взрослого. Подросток стремится вести и выглядеть, как взрослый, обладать теми же, что и взрослый, правами и возможностями. Это уравнение на взрослого может оказаться не непосредственно, а через подражание сверстнику, который уже усвоил какие-то стороны взрослости, или более старшему товарищу.

В старшем подростковом возрасте у человека формируется самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс. Она формируется при взаимодействии с другими людьми, главным образом с теми, с кем возникают особо значимые контакты. Однако содержание самосознания зависит не только от влияния этих контактов, но и от уровня знания о себе и отношения к себе — самооцинкы, т.е. от соотношения успехов и притязаний, от успешности деятельности человека.

Главная функция самосознания — сделать доступными для человека проблемы и результаты ее собственных поступков, дать понять, какая она есть на самом деле оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может либо заняться самосовершенствованием, или, включив защитные механизмы, трансформировать эти неприятные сведения в более удобные для самоуважения.

Наиболее значимые для человека в этот и весь последующий период задачи — это: стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (несмотря на воздействия, мешающих) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, необходимо мужество.

По словам Грановской «Надо осмелиться полностью отдаться чему-либо, погрузиться во что-то без остатка, забыв свои позы, и, преодолев желание защиты и свою застенчивость, переживать свои порывы без самокритики. Прислушиваться к себе самому (а не только к папе, маме, учителю и авторитету).

Одним из характерных проявлений самосознания является рефлексия. Рефлективные рассуждения сопровождаются имитацией мыслей другого человека по такой схеме: «Я думаю, что он думает, будто я думаю, что …» Рефлексия позволяет не только предвидеть поведение другого человека и соответственно подстраивать собственное, но и влиять на ход его рассуждений, регулируя репликами течение беседы в желательном направлении.

Все представления относительно самого себя, что взрослый человек принимает как нечто само собой разумеющееся, организуются в систему, делает ее поведение последовательным. При этом взаимодействие сознания и самосознания образует фундамент произвольности и целесообразности управления своим поведением.

Итак, процесс становления сознания не является одномоментным, а происходит несколько этапов. Определяющее влияние на формирование сознания выступают социальные связи личности. Именно их осложнения в подростковом возрасте позволяет сформироваться сознания в высшей форме — самосознания.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий