Две сущности нейролингвистического программирования / Хабр

Две сущности нейролингвистического программирования / Хабр Женщине

История развития

Нейролингвистическое программирование разрабатывалось совместно тремя людьми[16][17][18][19] — Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером под попечительством антрополога, социального учёного, лингвиста и кибернетикаГрегори Бейтсона в Калифорнийском университете, Санта-Круз, в 1960-е и 1970-е годы.

В основу НЛП легла техника копирования вербального и невербального поведения трёх психотерапевтов: Фриц Пёрлз (гештальттерапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и Милтон Эриксон (эриксоновский гипноз)[20].

В начале 1980-х Бендлер и Гриндер разошлись, началась серия судебных процессов на тему авторских прав на бренд «NLP», что вызвало появление множества альтернативных названий. В течение 1990-х в некоторых странах (например, Великобритания) был предпринят ряд попыток привести НЛП к более формальному и регулируемому основанию. Около 2001 года история с судебными исками была завершена.

История развития[]

Основная статья: История НЛП

Нейролингвистическое программирование разрабатывалось совместно Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером под попечительством антрополога, социального учёного, лингвиста и кибернетикаГрегори Бейтсона в Калифорнийском университете, Санта-Круз, в 1960-е и 1970-е годы.

Будучи изначально лишь исследованием того, каким образом лучшие в своей сфере психотерапевты достигали высоких результатов, оно переросло в самостоятельную область и методологию, основанную на навыке моделирования как идентификации и перенимания аспектов поведения других людей и способов мышления, приведших их к достижениям в своей сфере.

Первые три человека, которых моделировали Гриндер и Бэндлер, были Фриц Пёрлз (Гештальт-терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия)

и Милтон Эриксон (эриксоновский гипноз).[16] Эти люди считались весьма компетентными в своих областях, и постоянные паттерны и подходы, используемые ими, легли в основу НЛП.

Бэндлер и Гриндер проанализировали речевые паттерны, тонголоса, выбор слов, жестикуляцию, позы и движения глаз этих людей и соотнесли полученную информацию со внутренними мыслительными процессами каждого участника.

Это был первый проект по тому, что получило название «моделирование».

Результаты этих исследований были широко использованы и интегрированы во многие другие области, от здравоохранения до гипнотерапии и коачинга.

В 1960-е и 1970-еобщая семантика повлияла на несколько философских школ, что привело к возникновению движения человеческого потенциала и сообществ, адаптировавших идеи философии New Age.

Семинары, посвящённые исследованию человеческого потенциала, как, например, в калифорнийскомЭсалене, стали привлекать всё больше людей.

Нейролингвистическое программирование вначале привлекало в большей степени психотерапевтов, но затем внимание на него обратили бизнесмены, продавцы, художники, а также члены движения New Age.[17] Впоследствии в развитие НЛП значительный вклад внесли такие личности, как Джудит Делозье, Роберт Дилтс и Дэвид Гордон, а семинары Бэндлера и Гриндера были скомпилированы в книгу «Из лягушек в принцы», одну из самых популярных книг по НЛП сегодня.[18]

Большинство техник, обычно объединяемых под названием НЛП, можно найти в самых первых работах основателей нейролингвистического программирования и группы единомышленников, окружавших их в 1970-е годы. Бэндлер и Гриндер для обучения избрали метод погружения, пытаясь понять, как ощущали себя и воспринимали мир некоторые люди, представляя себя на их месте и действуя, как они.

Первая опубликованная ими модель — метамодель — стала подходом к проведению изменений, основанным на реагировании на синтаксические элементы языка клиента, которые дают информацию о пределах клиентской модели мира.

Грегори Бейтсон, написавший предисловие к первой книге по НЛП, был впечатлён первыми результатами НЛП и представил Бэндлера и Гриндера Милтону Эриксону. Бейтсон оказал значительное влияние на развитие стоявших за НЛП людей и предоставил многие теоретические предпосылки для данной области.

Бэндлер и Гриндер погрузились в мир Милтона Эриксона и получили полный доступ к его работам, они разработали и опубликовали Милтон-модель, основываясь на гипнотическом языке Эриксона, терапевтических метафорах и других поведенческих паттернов, таких как подстройка и ведение при создании раппорта.

Вместе с Эриксоном они разделяли идею, что внимание сознания обычно ограничено и, тем самым, пытались привлечь внимание бессознательного разума путём применения метафор и других гипнотических речевых паттернов.[19] Другие концепции и идеи относительно сознательного и бессознательного разума также сформулированы под влиянием Эриксона:

Первая группа разработчиков НЛП сделала наблюдение, что люди, как правило, выдают информацию о бессознательной обработке информации в глазодвигательных паттернах, а также в изменениях позы тела, жестов, речи, дыхания. Была обнаружена связь между этими изменениями и сенсорно окрашенным языком:

«Я чётко вижу, что…», «я слышу, что вы говорите» или «давай удерживать контакт».[6][21] Данные наблюдения легли в основу модели репрезентативных систем, что, в свою очередь, открыло путь к разработке подходов по фиксированию стратегий успешных людей и клиентов в психотерапевтических контекстах.

Например, работа с фобиями включает в себя визуально-кинестетическую диссоциацию, которая, как предполагается, уменьшает негативные ощущения, ассоциирующиеся с травматическими событиями[2][22], и изменение субмодальностей, что включает в себя изменение репрезентаций памяти — например, размера, яркости, подвижности внутренних образов — с целью изменения поведения.[23][24] Имея возможность подмечать невербальные сигналы, указывающие на внутреннюю обработку информации, они смогли сконцентрировать внимание на структуре паттерна, а не личном содержании переживаний клиента.

Другие методы осуществления изменения включают в себя якорение, то есть процесс извлечения ресурсных, или положительных для человека, воспоминаний, с целью привлечь его в последующие контексты.

Разработчики НЛП опубликовали целый ряд убеждений и пресуппозиций, которым до сих пор обучают на НЛП-тренингах. Они были созданы для того, чтобы объединить некоторые паттерны, демонстрировавшиеся успешными психотерапевтами и профессионалами в области коммуникаций.

Большинство из них происходят из идеи Альфреда Коржибски и Грегори Бейтсона относительно того, что карта не есть территория, множественные описания действительности обеспечивают возможность выбора и гибкость, что позволяет эффективно организовать личные ресурсы (состояния, цели и убеждения), чтобы изменить себя и получить желаемый результат.[2] Даже кажущееся отрицательным поведение рассматривается в НЛП как попытка осуществить позитивное намерение (которое вполне может и не осознаваться). Пресуппозиции эти могут не быть истинны, но в контекстах изменения полезно действовать, как если бы они оказались верны.

Последняя пресуппозиция подразумевает, к примеру, что поведение, демонстрируемое любым человеком, представляет собой лучший выбор из всех доступных ему в данный момент.[2][3] Все эти методы и техники (якорение, репрезентативные системы) требуют сильно развитого навыка сенсорной наблюдательности и калибровки, считающиеся необходимым условием для применения какой-либо из этих моделей.

Некоторые пресуппозиции НЛП, такие, как «нет неудачи, есть только обратная связь» (Уильям Росс Эшби), имеют прямое отношение к теории информации и значимости петель обратной связи для научения.[4] Другая идея заключается в том, что смысл коммуникации состоит в реакции, которую она производит.[2]

В начале 1980-х Бэндлер и Гриндер разошлись, началась серия судебных процессов на тему авторских прав на брэнд «NLP», что вызвало появление множества альтернативных названий.

В течение 1990-х в некоторых странах (например, Великобритания) был предпринят ряд попыток привести НЛП к более формальному и регулируемому основанию.

Латерализация мозга[]

Концепция функциональной асимметрии полушарий («латерализациямозга») используется в качестве одного из источников для базового предположения НЛП о том, что глазодвигательные сигналы (и иногда жесты) связаны с визуальной/аудиальной/кинестетической репрезентативной системами и определёнными зонами мозга.[12] Например, согласно одной из теорий функциональной асимметрии[13] , левая сторона считается более логическо-аналитической, а правая — более креативно-творческой[14], и зоны мозга, как считается, специализируются на выполнении определённых функций, например, связанных с математикой и речью.

Научная критика

Со времени создания НЛП было проведено множество эмпирических исследований, экспериментально проверявших в лабораторных условиях эффективность методик НЛП и обоснованность его концепций. Бо́льшая часть научных экспериментов показала неэффективность методик НЛП, и отсутствие у них научного обоснования, хотя результаты ряда исследований всё же были положительными.

Как быть Леди:  Загадочная история Бенджамина Баттона (2009): отзывы о фильме, обзоры, рецензии критиков, трейлер - Мегакритик

Обзор исследований, проведённый Шарпли в 1984[35] и обзор, написанный в 1987, в ответ на критику Эйншпроха и Формана[36], показывают что эмпирические данные не подтверждают базовых положений НЛП, однако ряд методов НЛП дают результат[2][35].

Некоторые исследователи указывают на недостаточную проверку теорий НЛП в лабораторных условиях[37]. НЛП также критикуют за то, что оно не является наукой и не имеет чётких теоретических обоснований.

Хотя оно заявляет о неврологии в своей родословной, устаревшее представление НЛП об отношениях между когнитивным стилем и функционированием мозга, в конечном счете, сводится к грубым аналогиям. НЛП греется в лучах бесчисленных экспансивных свидетельств, но Национальный Исследовательский Совет (National Research Council) не мог выявить никаких достаточных данных в его пользу, или даже сжатого изложения его основной теории. (Beyerstein, 1990)[38]

Одно исследование (Krugman, 1985) показывает, что НЛП не более эффективно в уменьшении тревоги, чем простое ожидание в течение часа[39].

Область применения нлп[]

Первоначальной областью применения нейролингвистического программирования была сфера языковых и коммуникативных явлений в психотерапевтическом процессе.

НЛП обучает тому, что наш опыт формируется из ощущений, сенсорных репрезентаций и нейрологических и физиологических особенностей человека.

В НЛП не ставится ограничений относительно того, что может быть передано в рамках или посредством сенсорных систем, допускается возможность синтестезии, иными словами переживания одной формы ощущений внутри другой сенсорной системы.

  • Повседневные коммуникативные ситуации: например, ведение переговоров и система коммуникации «родитель—ребёнок».
  • Психологические явления: например, фобии и возрастная регрессия.
  • Медицинские явления: например, контроль над болевыми ощущениями или влияние на состояние здоровья/нездоровья.
  • Проявления бессознательных феноменов: например, постгипнотическая суггестия, коммуникация на уровне бессознательных процессов, погружение в транс и утилизация внешних сигналов, изменение перцептивного ряда.
  • Работа с известными духовными переживаниями и состояниями: например, медитация и просветление.
  • Исследование субъективных парапсихологических явлений: например, экстрасенсорное восприятие.
  • Изменение устоявшихся стереотипов поведенческих реакций: например, резкое изменение стиля жизни, критериев и ценностей или нахождение сексуальных партнёров.
  • Ситуации ведения бизнеса: например, продажи и тренинг персонала.
  • Разделение целостных поведенческих стратегий на компоненты для их аналитического исследования.
  • Моделирование известных и/или Эффективных личностей: то есть субъективная самоидентификация с тем, каким мог бы быть опыт жизни в качестве таких людей, и проведение детализированных суггестивных влияний на глубинные способы мышления с основанием на доступных наблюдению свидетельствах, что позволяет «копировать» в различной степени подробности манеру поведения и внешне проявляемый стиль жизни моделируемых личностей.
  • Развитие и систематизация более эффективных и разнообразных подходов при работе с ситуациями общения, убеждениями и субъективной реальностью человека.

Общая критика[]

В академических кругах мнение об НЛП разделилось: существует ряд сторонников и противников НЛП. Нейролингвистическое программирование подвергается резкой критике со стороны некоторых клинических психологов, специалистов по менеджменту, лингвистов и психотерапевтов.

Различными людьми поднимаются вопросы о неэффективности практик НЛП, неэтичности использования НЛП, НЛП как психокульте, преувеличенных и ложных заявлениях сторонников НЛП (см.

раздел «Критика» в конце статьи). В России некоторые церковные деятели считают, что использование НЛП неприемлемо в рамках Православия.[26]

Возможно, обвинения в том, что НЛП представляет собой психокульт[источник?] связаны с тем, что приёмы нейролингвистического программирования используются в некоторых сектах и религиозных культах для обращения людей и их последующего контроля.

Помимо этого, нейролингвистическое программирование рассматривается некоторыми исследователями в контексте психокультов и альтернативных религий в связи с тем, что корни НЛП можно найти в движении за человеческий потенциал.

Альтернативой

саентологии

является нейро-лингвистическое [программирование] (НЛП), хотя, как и в других случаях, рассмотренных ниже, в ней содержится больше неявно выраженной

религиозности

. … Вероятно, [в НЛП] присутствуют некоторые схожие моменты со школами восточного

мистицизма

. Например, в кратких биографиях тренеров НЛП всегда упоминаются имена людей, у которых они обучались. Не являясь религиозной системой

per se

, эта программа может рассматриваться как аналогичная новым религиям восточного происхождения, восходящим в своей истории через вереницу гуру, и эзотерическим движениям, заявляющим о праве называться аутентичными благодаря своему происхождению из предшествующих движений.

[28]

Во многих случаях критика в адрес НЛП не подкрепляется соответствующими доказательствами и исследованиями и не имеет систематический характер.[источник?] При этом критика разделяется на два потока: с одной стороны, утверждается, что НЛП неэффективно и является мошенничеством, с другой же вопрос стоит относительно этичности его применения.

Поскольку курсы НЛП доступны многим людям, некоторые авторы выражают озабоченность возможностью неэтического использования НЛП. Например, в книге «Технологии изменения сознания в деструктивных культах», изданной под авторством Тимоти Лири[источник?] (который с энтузиазмом относился к НЛП и с которым в конце 1980-х сотрудничал Роберт Дилтс, когда вводил концепцию реимпринтинга Т.

Лири в НЛП[29][30]), М. Стюарт и других авторов, отмечается: «Большое количество людей познакомилось с техниками погружения в гипнотический транс, не имея ни малейшего представления об этической стороне работы с подсознанием».[31]

Общие сведения[]

в 1973

году Ричардом Бэндлером и Френком Пьюселиком, бывшими в то время студентами, и Джоном Гриндером, профессором лингвистики, в сотрудничестве с известным учёным Грегори Бейтсоном.

Термин «нейролингвистическое программирование» отсылает к комплексу моделей и принципов, предназначенных для исследования того, как разум и нейрология («нейро»), языковые паттерны («лингвистическое») организации восприятия и познавательных способностей человека в систематических паттернах («программирование») взаимодействуют при конструировании субъективной реальности и человеческого поведения.

Основываясь на языковых паттернах и сигналах тела, собранных экспертными методами во время наблюдений нескольких психотерапевтов[2], практикующие нейролингвистическое программирование считают, что наша субъективная реальность определяет убеждения, восприятие и поведение, и, следовательно, возможно проводить изменения поведения, трансформировать убеждения и лечить травмы.[2][3][4] Техники, выработанные на основе данных наблюдений, своими создателями описывались как «терапевтическая магия», тогда как само НЛП описывалось как «исследование структуры субъективного опыта».[5][6] Эти утверждения основываются на принципе, что любое поведение (будь то самое совершенное или дисфункциональное) не проявляется случайно, но имеет структуру, которую возможно понять.[4][7] НЛП применяется в целом ряде сфер деятельности: продажи, психотерапия, коммуникация, образование, коучинг, спорт, управление бизнесом, межличностные отношения, а также в духовных движениях и при соблазнении.

НЛП обвиняют в противоречивости, а также иногда критикуют за недоказанность и псевдонаучность[8] те, кто следит за случаями мошенничества, содержащими преувеличения заявлениями и неэтическими практиками.[9] Как среди практиков, так и среди скептически настроенных людей существует значительное разнообразие мнений относительно того, что следует считать НЛП, а что не следует.

Подходы к обработке текста в нлп

Спустимся же на землю, вернёмся к основной задаче, ради которой уважаемый читатель читателей читает этот материал. Что в психологическом НЛП есть для работы с текстом?

                Две сущности нейролингвистического программирования / ХабрНЛП содержит множество конструкций для работы с текстом, которые пока не алгоритмизированы.

на текущем этапе удалось вспомнить 5 моделей НЛП пригодных для применения в компьютере. По каждой из конструкций НЛП написаны книги. В двух словах объяснить, что такое метамодель, не получится. В этой статье постараюсь дать отсылку к источникам и прикинуть, что это может быть для NLP компьютерного.

1. Модель языка и метамодельОписание >>Краткое описание: метамодель представляет собой модель изменений уровней абстракции в языке, а также и произвольную трактовку понятий разными людьми. Например, слово «любовь» можно понимать по разному: слово «секс» для многих является разновидностью любви, для кого-то это разные вещи.

Нейронка которая бы повышала / понижала / смещала уровни абстракции текста стала бы революцией! В продакшине эта нейронка могла бы дополнить имеющиеся диалоговые модели: современные чат-боты не умеют работать в выбранном контексте, подстраиваться под терменологию человека.

Как быть Леди:  Где искать вдохновение для жизни, творчества, работы, учебы. Что влияет на вдохновение

Кто-то под словом «счастье» понимает, что это когда много любви, кто-то, когда много еды, а программист понимает, что счастье — это когда вокруг компьютеры и все пентиумы. Как чат-бот может определить истинное значение слова «счастье» для собеседника?

Нейронка кстати не будет супер сложной: надо собрать корпус текста, разметить его по уровням абстракции и смещения области значений, поиграть с сетями похожими на архитектуры сетей-переводчиков. Переведём конкретный корпус в абстрактный, потом обратно.

2. Нейрологические уровни (Чарлз Дилтс)Описание >>Краткое описание: все понятия языка разделяются на 7 уровней. Каждый следующий логический уровень — от миссии к окружению — должен соответствовать предыдущему. Список уровней и картинки есть по ссылке.

Логические уровни являются уточнением метамодели, вносящую в уровни абстракции дополнительный порядок: она не сферическая в вакууме, каждый уровень абстракции имеет свою цель и задачу (предназначение), уровни становятся связанными между собой.

Сетей на основе логических уровней можно придумать множество. Первым вариантом на ум приходит сеть, выделяющая уровень более высокого порядка из текста, который содержит описание сущности в понятиях выбранного логического уровня. Например: бизнес-процесс является описанием на языке нейрологического уровня «место / действие».

Сделать такую сеть реально: нужны корпуса текста, размеченные по логическим уровням, мощности для работы с архитектурой энкодер/декодер.

3. МетапрограммыОписание >>Краткое описание: метапрограммы — основные фильтры восприятия человека. Программами их назвали психологи, не программисты. Человек не мыслит «вообще»: он концентрируется на чём-то, выбирает «фильтр» через который он воспринимает это что-то, далее он отрабатывает по алгоритму ту информацию, которую он получил через фильтр и производит некоторый вывод и управляющие воздействие.

Нейронка, которая бы делала выводы не в целом, а в разрезе конкретного объекта с применением фильтра восприятия, могла бы стать основой «сильного» интеллекта. Набор сетей, каждая из которых обучена для работы по одной из метапрограмм и комитет, выбирающий какую из них применить к реальности, дали бы возможность ИМХО сети стать более автономной и, возможно, получить какую-то адаптивность в физическом мире.

Как видим, построить каждую из таких сетей это задача для института. Для каждой метапрограммы будет сетка масштаба ResNet50, обученная на ImageNet. Эту сеть делала корпорация несколько лет. И это не полный список метапрограмм для лишь одной культуры!

4. РаскруткиОписание >>Краткое описание: раскрутки это техника, в основе которой лежит игра с фильтрами восприятия. Меняя фильтры восприятия собеседника мы выходим на эмоциональный план, получив доступ к нелогическим планам сознания и интересным психологическим эффектам.

Раскрутки это по сути применение навыков работы с метапрограммами. И да, если мы лишь вообразим, что мы сделали сети для предыдущего пункта, то их применение может быть эпохальным и воистину эпическим…

5. Двойная и тройная спиральОписание >>Краткое описание: не смотря на то что тройная спираль это техника, за неё стоит чёткая речевая конструкция — вложенность логических постановок выделенная тоном даёт доступ к эмоциональным и нелогическим планам человека.

Тройную спираль можно моделировать и / или хотя бы выявлять в речи. Это не станет революцией. Но будет полезно для понимания структуры материалов в прессе. А ещё лучше для систем, которые текст генерируют: разнообразие литературных стилей невозможно без двойной и тройной спирали.

Примечания

  1. Thyer, Bruce A.; Pignotti, Monica G.Science and Pseudoscience in Social Work Practice (англ.). — Springer Publishing Company  (англ.), 2021. — P. 56—57, 165—167. — ISBN 978-0-8261-7769-8.. — «As NLP became more popular, some research was conducted and reviews of such research have concluded that there is no scientific basis for its theories about representational systems and eye movements.».
  2. 123Sharpley C. F. Research findings on neurolinguistic programming: Nonsupportive data or an untestable theory? // Journal of Counseling Psychology. — 1987. — Т. 34, № 1. — С. 103—107. — doi:10.1037/0022-0167.34.1.103.
  3. Witkowski, Tomasz. Thirty-Five Years of Research on Neuro-Linguistic Programming. NLP Research Data Base. State of the Art or Pseudoscientific Decoration? (англ.) // Polish Psychological Bulletin : journal. — 2021. — 1 January (vol. 41, no. 2). — doi:10.2478/v10059-010-0008-0.
  4. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. — М.: Высшая школа, 2003. — 4000 экз. — ISBN 5-06-004382-7.
  5. 12Von Bergen C. W., Gary B. S., Rosenthal T., Wilkinson L. V.Selected alternative training techniques in HRD // Human Resource Development Quarterly. — 1997. — Т. 8, № 4. — С. 281. — doi:10.1002/hrdq.3920080403.
  6. Druckman D. Be All That You Can Be: Enhancing Human Performance // Journal of Applied Social Psychology. — 2004. — Т. 34, № 11. — С. 2234—2260. — doi:10.1111/j.1559-1816.2004.tb01975.x.
  7. Devilly G. J. Power Therapies and Possible Threats to the Science of Psychology and Psychiatry // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. — 2005. — Т. 39, № 6. — С. 437—445. — doi:10.1080/j.1440-1614.2005.01601.x. — PMID 15943644.
  8. Stollznow, K. Bad language: Not-so Linguistic Programming // Skeptic. — 2021. — Т. 15, № 4. — С. 7.
  9. 12Norcross J. C., Koocher G. P., Garofalo A.Discredited psychological treatments and tests: A Delphi poll // Professional Psychology: Research and Practice. — 2006. — Т. 37, № 5. — С. 515—522. — doi:10.1037/0735-7028.37.5.515.
  10. 12Witkowski T. Thirty-Five Years of Research on Neuro-Linguistic Programming. NLP Research Data Base. State of the Art or Pseudoscientific Decoration? // Polish Psychological Bulletin. — 2021. — Т. 41, № 2. — С. 58—66. — ISSN0079-2993. — doi:10.2478/v10059-010-0008-0.
  11. Dowlen, Ashley. NLP – help or hype? Investigating the uses of neuro-linguistic programming in management learning (англ.) // Career Development International : journal. — 1996. — 1 January (vol. 1, no. 1). — P. 27—34. — doi:10.1108/13620439610111408.
  12. См. следующие источники:
    • Hunt, Stephen J.Alternative Religions: A Sociological Introduction (англ.). — Hampshire: Ashgate Publishing Ltd, 2003. — ISBN 978-0-7546-3410-2.
    • Barrett, David V.Sects, Cults and Alternative Religions: A World Survey and Sourcebook (англ.). — Singapore: Blandford Press, 1998. — ISBN 9780713727562.
    • Whiworth, Belinda.New Age Encyclopedia: A Mind, Body, Spirit Reference Guide (англ.). — 1st. — New Jersey: New Page Books  (англ.), 2003. — ISBN 978-1-56414-640-3.
    • Handbook of New Age / Kemp, Daren; Lewis, James R.. — 1st. — Leiden: Brill, 2007. — ISBN 9789004153554.
    • Religions of Modernity: Relocating the Sacred to the Self and the Digital (англ.) / Aupers, Stef; Houtman, Dick. — 1st. — Leiden: Brill, 2021. — P. 115—132. — ISBN 9789004184510.
    • The Cambridge Companion to New Religious Movements (англ.) / Hammer, Olav; Rothstein, Mikael. — 1st. — Cambridge: Cambridge University Press, 2021. — P. 247. — ISBN 978-0-521-14565-7.
    • New Religious Movements: Challenge and Response (англ.) / Cresswell, Jamie; Wilson, Bryan. — 1st. — London: Routledge, 1999. — P. 64. — ISBN 978-0-415-20049-3.
    • Edwards, Linda.A Brief Guide to Beliefs: Ideas, Theologies, Mysteries, and Movements (англ.). — 1st. — Kentucky: Westminster John Knox Press  (англ.), 2001. — P. 573. — ISBN 978-0-664-22259-8.
    • Walker, James K.The Concise Guide to Today’s Religions and Spirituality (англ.). — 1st. — Oregon: Harvest House Pubslishers, 2007. — P. 235. — ISBN 978-0-7369-2021-7.
    • Encyclopedia of New Religious Movements / Clarke, Peter B.. — 1st. — London: Routledge, 2006. — С. 440—441. — ISBN 978-0-203-48433-3.

  13. Norcross J. C., Koocher G. P., Fala N. C., Wexler H. K. What does not work? Expert consensus on discredited treatments in the addictions // Journal of Addiction Medicine. — 2021. — Т. 4, № 3. — С. 174—180. — doi:10.1097/ADM.0b013e3181c5f9db. — PMID 21769032.
  14. Glasner-Edwards S., Rawson R. Evidence-based practices in addiction treatment: Review and recommendations for public policy // Health Policy. — 2021. — Т. 97, № 2. — С. 93—104. — doi:10.1016/j.healthpol.2021.05.013. — PMID 20557970.
  15. Grinder, John & Carmen Bostic St Clair (2001.). Whispering in the Wind. CA: J & C Enterprises. ISBN 0-9717223-0-7 (англ.)
  16. Was Frank Pucelik 1 of the Founders of NLP? (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июля 2021.Архивировано 20 июля 2021 года.
  17. Neuro-linguistic Programming (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июля 2021.Архивировано 15 февраля 2021 года.
  18. Срок регистрации домена frankpucelik.ru истёк (недоступная ссылка)
  19. Интервью с Дж. Гриндером
  20. Andreas S., Faulkner C. NLP: The New Technology of Achievement. NLP Comprehensive, 1994. (англ.)
  21. Bandler, Richard & John Grinder (1983). Reframing: Neurolinguistic programming and the transformation of meaning. Moab, UT: Real People Press. (англ.)
  22. 12Bandler, Richard & John Grinder (1975a). The Structure of Magic I: A Book About Language and Therapy. Palo Alto, CA: Science & Behavior Books. ISBN 0-8314-0044-7(англ.)
  23. Sharpley C.F. (1987). «Research Findings on Neuro-linguistic Programming: Non supportive Data or an Untestable Theory». Communication and Cognition Journal of Counseling Psychology, 1987 Vol. 34, No. 1. (англ.)
  24. 12Dilts, Robert B, Grinder, John, Bandler, Richard & DeLozier, Judith A. (1980). Neuro-Linguistic Programming: Volume I — The Study of the Structure of Subjective Experience. Meta Publications, 1980. (англ.)
  25. The First Institute. What is Neuro-Linguistic Programming?Архивная копия от 7 ноября 2006 на Wayback Machine. 1996. (англ.)
  26. Robert Dilts. Roots of NLP (1983) p.3 (англ.)
  27. Love M. H.Neuro-Linguistic Programming: A Basis for Language LearningАрхивная копия от 11 мая 2021 на Wayback Machine // The Journal of the Imagination in Language Learning and Teaching. Volume VI, 2001. (англ.)
  28. Dilts R. Modeling With NLP. Meta Publications, Capitola, CA, 1998. (англ.)
  29. Интересное интервью «Правая и левая стороны души» с Вадимом Ротенбергом (3 ноября2006):
    «Способность к логическим умозаключениям, к вероятностному прогнозу на основе проанализированного прошлого опыта, к однозначному взаимопониманию в процессе вербального общения — функция левого полушария мозга, особенно левой лобной доли. … Мир противоречив во многих своих проявлениях, и в этом богатстве, разнообразии и противоречивости связей человек тоже не должен чувствовать себя потерянным. За целостное восприятие многозначного мира и за основанное на этом восприятии поведение и творчество ответственно правое полушарие, и тоже в наибольшей степени правая лобная доля».
  30. Bandler, Richard, John Grinder, Judith Delozier (1977). Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Volume II. Cupertino, CA: Meta Publications. p.10, 81, 87. (англ.)
  31. neuro-linguistic programming (NLP) (англ.)
  32. Alok Jha.
    Was Derren Brown really playing Russian roulette — or was it just a trick?. The Guardian, 9 октября 2003. (англ.)
  33. Margaret Thaler Singer, Janja Lalich Crazy Therapies: What Are They? Do They Work?. — San Francisco, CA,: Jossey-Bass, 1996. ISBN 0-7879-0278-0
  34. Corballis, M. in Sala (ed) (1999) Mind Myths. Exploring Popular Assumptions About the Mind and Brain Author: Sergio Della Sala Publisher: Wiley, John & Sons ISBN 0-471-98303-9 p.41
  35. 12Sharpley, C. F. (1984). Predicate matching in NLP: A review of research on the preferred representational system. Journal of Counseling Psychology, 31(2), 238—248. (англ.)

  36. Einspruch, E. L., & Forman, B. D. (1985). «Observations Concerning Research Literature on Neuro-Linguistic Programming». Journal of Counseling Psychology, 32(4), 589—596. (англ.)
  37. Kelton Rhoads, What about NLP?. 1997. (англ.) (Рус. перевод (недоступная ссылка))
  38. Beyerstein, BL. (1990). Brainscams: Neuromythologies of the New Age. International Journal of Mental health, 19 (3), 27-36. (англ.)
  39. Krugman, Martin. Neuro-linguistic programming treatment for anxiety: Magic or myth? // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 53(4), Aug 1985, 526—530. (англ.)
  40. Монастырские беседы НЛП или Православие?
  41. Игумен Антоний (Логинов), протоиерей Сергий Гончаров. NLP — практика игумена Евмения
  42. Т.Лири, М.Стюарт Технологии изменения сознания в деструктивных культах(рус.)
  43. Dilts R. The Influence of Timothy Leary on Re-Imprinting(англ.)
  44. About Timothy Leary // IncreasingIntelligence.com. (англ.)
  45. Т.Лири, М.Стюарт и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. — СПб.: «Экслибрис», 2002. 224 с.
  46. Hunt, Stephen J. (2003) Alternative Religions: A Sociological Introduction, London: Ashgate p.195 ISBN 0-7546-3409-4 Режим доступа: стр. 195196 (Books.google.com). (англ.)

Разоблачение 2021 года

Итак, Стэнфордский эксперимент неоднократно критиковался, в том числе такой знаменитой личностью в психологической науке, как Эрих Фромм. Тем не менее, его результаты признавались реальными. Но совсем недавно в зарубежной прессе появилось новое заявление, весьма провокационное и будоражащее умы:

Стэнфордский эксперимент — мошенничество и постыдная ложь, а его результаты самым наглым образом подделаны. Такое сообщение опубликовал известный журнал Vox. Его авторы утверждают, что охранники стэнфордской экспериментальной «тюрьмы» были специально обучены жестокости.

Почему же внимание общественности было вновь привлечено к Стэнфордскому эксперименту после стольких лет? Это произошло благодаря усилиям журналиста и доктора философских наук по имени Бен Блум. Анализируя видеоматериалы эксперимента и беседуя с некоторыми из его участников, он обнаружил следующее:

Заключенный Дуглас Корпи, у которого якобы был нервный срыв, на самом деле был в полном порядке и играл специально, так как хотел выйти из эксперимента раньше времени, в чем он сам признался в интервью Блуму: «Любой врач мог бы заметить, что я притворяюсь».

Охранники играли заранее выданные им роли злобных садистов. «Я воспринял это как своего рода упражнение на импровизацию», – сказал в интервью Блуму один из охранников. — «Я верил, что делаю то, чего от меня хотят исследователи» [2].

Жестокие издевательства, якобы придуманные охранниками, на самом деле были скопированы ими — либо из более раннего эксперимента под названием «поддельная тюрьма», который был гораздо более коротким, либо из рассказов консультанта по проекту — бывшего заключенного Сан-Квентина [3].

На самом деле, Блум имел личную заинтересованность в разоблачении эксперимента. У журналиста Бена Блума есть брат Алекс Блум, который был осужден за ограбление банка в 2006 году и получил чрезвычайно мягкое наказание. Оно было назначено на основании показаний эксперта-психолога, которым был — кто бы мог подумать! — Филипп Зимбардо.

Позже журналист узнал непосредственно от брата, что на самом деле тот был свободен в выборе – участвовать ли в ограблении. Однако когда благодаря решению эксперта наказание было смягчено, у преступника появилась вера в то, что он хороший человек, несмотря на поступок.

Зачем же Зимбардо было приукрашивать результаты эксперимента, и почему участники согласились помогать ему в этом? Все очень просто: подопытные были студентами университета, которые беспокоились о своем поступлении в аспирантуру, поэтому подыгрывали преподавателю.

Зимбардо, по всей видимости, не ожидал, что его исследование вызовет такой общественный резонанс. Эксперимент удачно совпал с национальным диалогом об условиях содержания заключенных. Зимбардо выступил с докладом перед Конгрессом и стал известным. Конечно, ему не хотелось лишиться своей славы, ведь этот эксперимент был делом его жизни, а защита была крайне утомительна — к такому выводу пришел Блум после интервью с профессором [1].

Эксперимент Зимбардо был призван подтвердить эффект, открытый им, который он назвал «Эффектом Люцифера»: он объяснял, почему хорошие люди, попав в плохую компанию, сами начинают поступать плохо [8]. На них влияет сообщество либо среда. С помощью этого эксперимента Зимбардо хотел объяснить жестокое поведение американских солдат в иракской тюрьме Абу-Граиб в 2000 году.

Сам Зимбардо в разговоре с журналистом Vox упорно отстаивал свою позицию: среда влияет на поведение человека. Он также утверждал, что журналисты и блоггеры нападают на него, имея личную неприязнь [3]. Тем не менее результаты исследования были подвергнуты сомнению.

Vox пошел дальше: в одной из статей поднимается вопрос достоверности и других известных психологических экспериментов. Возможно ли, что многое, что мы знаем о социальном поведении людей и принимаем как нечто бесспорное, основано на ложных данных? [2] Вопрос очень важный, на самом деле, он может привести к кризису современной психологии и пересмотру большинства концепций социального поведения.

Ссылки[]

ar:برمجة لغوية عصبيةbg:

Невролингвистично програмиранеca:Programació neurolingüísticacs:Neurolingvistické programovánída:Neurolingvistisk Programmeringde:

Neurolinguistische Programmierungen:Neuro-linguistic programmingeo:Neŭro-lingvistika programadoes:

Programación neurolingüísticaet:Neuro-lingvistiline programmeeriminefi:Neurolingvistinen ohjelmointifr:

Programmation neuro-linguistiquehu:Neuro-lingvisztikus programozásid:NLPit:

Programmazione neuro linguisticaja:神経言語プログラミングlt:Neurolingvistinis programavimasnl:

Neuro-Linguïstisch Programmerenno:Nevrolingvistisk programmeringpl:Programowanie neurolingwistycznept:

Programação neurolingüísticaro:Programare neuro-lingvisticăsr:

Неуролингвистичко програмирањеsv:Neurolingvistisk programmeringtr:Nörolinguistik Programlamauk:

Нейролінгвістичне програмуванняzh:神經語言規劃

Как быть Леди:  Кого и почему называют вандалами
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий