Глава 4. социально-психологические и психологические критерии
В данном разделе книги будут представлены разнообразные критерии описания субъекта общения в психологии, которые в равной степени позволяют создать психологический портрет субъекта как затрудненного, так и незатрудненного общения.
Наличие близкой дистанции общения, непосредственной включенности индивидов в общение четко не дифференцирует затрудненное—незатрудненное общение.
Важными различительными критериями выступают направленность установок, система отношений, способы удовлетворения потребностей партнеров и степень обусловливания результатов общения их личностными особенностями. В качестве таких личностных особенностей, непосредственно влияющих на результаты общения, обычно называются те, в которых отражаются ценности общения, степень свободы общающихся, уровень их доминирования, модальность отношений. С точки зрения этих критериев субъектом затрудненного общения является тот, кто не признает свободу, уникальность, ценность партнера по общению, проявляя это в стремлении доминировать над ним, в объектном отношении, неприязни, враждебности и отчуждении. Субъект затрудненного общения демонстрирует непонимание, неадекватную оценку как собственных возможностей, интересов, потребностей, так и возможностей, интересов, потребностей другого, искажает действительность. В способах взаимодействия такого индивида преобладает поверхностность, неадекватность, манипулятивность, стремление дистанцироваться.
Данный вывод подтверждается работами, авторы которых используют понятия, близкие к понятию «затрудненное — незатрудненное общение», например: продуктивный—непродуктивный стиль жизни, деструктивность, фрустрация потребностей, непродуктивный—продуктивный типы личности, враждебные стратегии межличностных отношений и т. д. Так, А. Адлер подчеркивал, что фрустрация потребности в превосходстве объясняет выбор способов преодоления чувства неполноценности, формирование социального интереса, продуктивного—непродуктивного стиля жизни. Исходя из этого, можно предположить, что субъект затрудненного общения выбирает гиперкомпенсацию как способ преодоления чувства неполноценности. Для него характерны хвастливость, высокомерие, эгоцентричность, за которыми скрывается неспособность принять себя и низкая самооценка. Его стремление к превосходству имеет деструктивное направление, проявляющееся в использовании других с целью достижения личной славы. Ведущими установками, сопутствующими непродуктивному стилю жизни субъекта, выступают самоуверенность, напористость, отсутствие социального интереса и заботы о благополучии других, враждебность, доминантность. В свою очередь, Э. Фромм прямо указывает на зависимость развития личности как субъекта деструктивного поведения от особенностей удовлетворения фундаментальных потребностей человека в общении, в межиндивидуальных связях, в поиске идентичности. Он вводит понятия «мучительная свобода» и «бегство от свободы», в которых отражается
стремление человека преодолеть чувства зависимости, одиночества, собственной незначимости и отчужденности, порождаемые неудовлетворением базовых потребностей. Именно механизмы бегства от свободы, представляющие собой определенные личностные особенности и черты характера, могут быть критериями затрудненного общения.
Согласно такому критерию, примером описания субъекта затрудненного общения выступает личность, которая избрала авторитаризм, деструктивность, самовозвышение в качестве механизмов удовлетворения базовых потребностей. Такой человек характеризуется стремлением к доминированию, контролю над другими, желанием приобрести полную власть над окружающими, унизить, оскорбить их, он способен на психологическое и физическое подавление и уничтожение людей.
В концепции невротической личности нашего времени К. Хорни также указывала на возникновение базальной тревоги, причиной которой выступает неудовлетворение потребностей в безопасности, любви и тепле со стороны близких, как на фактор формирования личности — субъекта неэффективного общения и взаимодействия. Таким образом, критерием описания субъекта общения могут служить особенности использования стратегий межличностных отношений, обеспечивающих преодоление базальной тревоги. Стратегия межличностных отношений, по утверждению К. Хорни, вносит разрушение в общение в том случае, если субъект общения использует ее негибко или применяет только одну из возможных стратегий: ориентируется только на людей (в общении он зависим, беспомощен-, другие ему нужны лишь с целью избегания чувства одиночества и ненужности); придерживается только стратегии обособления (у него отсутствует интерес к другому, преобладает поверхностность контактов, бесстрастность, игнорирование других); демонстрирует враждебную, доминантную стратегию (стремится контролировать других и властвовать над ними).
Таким образом, в рамках названных направлений субъектом затрудненного общения может быть индивид:
1) с несбалансированной структурой личности;
2) неспособный преодолевать кризисы развития;
3) застревающий на выборе одной из возможных стратегий межличностных отношений;
4) направляющий свое стремление к превосходству в деструктивное русло;
5) выбирающий стиль жизни, характеризующийся низким социальным интересом и деформациями во взаимодействии, допускающими психологическое и физическое уничтожение другого.
Для представителей интерсубъектного и гуманистически ориентированного подходов важны такие процессы и явления, как
иерархия и удовлетворение экзистенциальных потребностей, самоопределение, тенденции роста и самоактуализации, субъективное восприятие и познание действительности, соответствие между осознаваемым, испытываемым и сообщаемым опытом и т.д. Такое представление о личности предполагает возможность существования следующих критериев описания субъекта затрудненного — незатрудненного общения:
1) особенности и иерархия удовлетворения потребностей различного уровня;
2) использование механизмов защиты как реакция на несоответствие между восприятием себя и информацией о себе, поступающей извне.
Согласно первому критерию субъект затрудненного общения — это индивид, у которого метапотребности или экзистенциальные потребности в смысле жизни, в целостности, уникальности, самоактуализации, росте и т. д. не получили адекватного удовлетворения и находятся в подчинении потребностей более низкого уровня, отражающих неприятные, фрустрирующие состояния, которые требуют немедленного разрешения. Поведение такого человека обусловлено метапатологиями, которые в сфере общения проявляются в отношениях недоверия, антипатии, цинизма, отвращения, отсутствия интереса.
На основе второго критерия субъект затрудненного общения описывается как человек, чье восприятие себя постоянно претерпевает как осознаваемую, так и неосознаваемую угрозу со стороны актуальных переживаний и действительности. Поэтому с целью сохранения целостности своего «Я» он использует механизмы защиты, превращающиеся в ведущие способы реагирования на информацию о себе и нарушающие процессы общения и взаимопонимания. Взаимодействуя с другими людьми, субъект затрудненного общения будет воспринимать все в той форме, которая наилучшим образом соотносится с его Я-структурой, игнорируя истинный смысл происходящего, он будет отрицать неприятный, фрустрирующий опыт, приводя в замешательство партнеров по общению и разрушая контакт с ними.
В работе отечественных представителей гуманистического подхода к общению М. Р. Кагана и А. М. Эткинда подчеркивается влияние мотивации на возникновение нарушений в общении. По их мнению, когда субъект общения руководствуется не внутренним стремлением к той ценности и уникальности, которую представляет он сам и его партнер, а внешней мотивацией одобрения, достижения, эмоционального обладания, то возникает затрудненное общение. Субъект затрудненного общения в этом случае — это индивид, у которого в процессе общения внешняя мотивация одобрения, достижения, обладания и т. д. преобладает над внут
ренним стремлением к сохранению уникальности и ценности другого и самого себя.
Пример описания субъекта затрудненного общения с позиций гуманистической психологии приведен в работе Л. И. Рюмшиной [159]. Она анализирует различные виды общения и обращается к рассмотрению манипуляции как изначально деформированного и несбалансированного общения. Выделенные ею характеристики манипулятора и способы его общения и взаимодействия превращают его в субъекта затрудненного общения, который использует другого как вещь, искажает информацию любого характера в угоду своим целям, использует ложь, угрозы, шантаж и т. д.
Ряд характеристик субъекта общения, приведенные в выше-обозначенных работах, описываются в концепции «неадаптивной активности». Ее автор — В.А.Петровский подчеркивает, что субъект общения постоянно ощущает свою представленность другому, свою связь с другими людьми, свою продолженность в системе отношений с ними. Эти характеристики субъекта общения, выступая в качестве критериев его описания, задают направленность психологических особенностей субъекта затрудненного и незатрудненного общения. Субъект незатрудненного общения ощущает свою представленность в других людях в полной мере, его активность неадаптивна, что характеризует его как агента изменений, направленных на развитие себя и других. Преобразовательная активность субъекта затрудненного общения носит дезадап-тивный характер, обезличивает другого, разрушает и его, и себя.
Субъект затрудненного общения — это также индивид, осознающий свою связь со значимыми другими как неудовлетворяющую его базовую потребность в подтверждении. Неподтвержден-ность развивает в нем недоверчивость, подозрительность, враждебность, отчужденность, подавленность, стремление доминировать, эмоциональную холодность, неадекватность восприятия и понимания других людей, снижает способность прогнозировать события, стимулирует непоследовательность и противоречивость поступков.
Таким образом, субъект затрудненного общения наделен такими особенностями, которые делают установление подлинного контакта, сокращение психологической дистанции, развитие глубоких межличностных отношений и удовлетворение базовых социальных потребностей недостижимыми, невозможными, что деформирует личность, разрушает ее внутренний мир, нарушает связи с внешним миром.
В отличие от субъекта затрудненного общения субъект незатрудненного общения удовлетворен тем, как подтверждают его значимые другие. Для него характерно отсутствие страха отвержения, направленность на свой внутренний мир и мир другого че
ловека, глубокое проникновение в него, понимание других людей. У него преобладает внутренняя мотивация поддержания ценности, уникальности и неповторимости партнера по общению, его ведущими установками выступают установки на сотрудничество и диалог, что обеспечивает подлинное развитие и взаимное глубокое понимание.
Типология активности субъектов в социально-психологических ситуациях, предложенная К. А. Абульхановой-Славской, — это еще одна возможность интерпретации субъекта затрудненного — незатрудненного общения. Выводы ее работы позволяют заключить, что субъект затрудненного общения отличается от субъекта незатрудненного общения несбалансированной саморегуляцией, у него низко развита способность адекватно использовать внешние и внутренние критерии социально-психологических ситуаций, он имеет низкие показатели самоконтроля, непредсказуемые реакции на критику и нереальные притязания.
Следуя принципам построения типологии активности субъекта, разработанным К. А. Абульхановой-Славской, Е. Б. Старовой-тенко предложила типологию субъектов отношений [167]. Типы субъектов отношений выявляются автором на основе 1) выделения позитивных и негативных тенденций в отношениях, 2) степени целостности—разобщенности отношений, 3) степени противоречивости отношений и способа ее разрешения, 4) степени деструктивности отношений, 5) уровня активности отношений. Опираясь на данные критерии, можно заключить, что субъектом затрудненного общения будет выступать представитель такого типа субъекта отношений, для которого свойственны разорванность отношений, преобладание негативных и деструктивных тенденций в отношениях, высокая степень противоречий в отношениях, доминирование деструктивных способов их разрешения, отсутствие перспективы реализации отношений. В противоположность этому субъект незатрудненного общения является представителем типа субъекта отношений, для которого характерны единство отношений, преобладание позитивных и развивающих тенденций в отношениях, доминирование развивающих способов разрешения противоречий, возможность реализации отношений, способствующая продуктивности и результативности.
В исследовании Т. А. Аржакаевой в качестве характеристик субъекта общения исследуется направленность в общении, сила «Я» и коммуникативная активность. В процессе работы она приходит к выводу, что индивид, затрудняющий общение, — это не тот, у кого отсутствуют социально желательные черты (обаятельный, добросовестный и т.д.), а тот, у кого обнаруживаются свойства коммуникативной пассивности и слабости «Я» (неуверенность в себе, робость, замкнутость, необщительность, зависимость от
внешних обстоятельств и оценок, безынициативность, недостаточный самоконтроль и саморегуляция состояний). Индивиды, неуспешные в общении, имеют преимущественно манипулятив-ный, авторитарный и монологический типы направленности в общении. Субъект незатрудненного общения характеризуется коммуникативной активностью, силой «Я», высоким самоконтролем, сбалансированной саморегуляцией, адекватными притязаниями, у него не наблюдается преобладания манипулятивного, авторитарного и монологического типов направленности в общении.
Традиция изучения роли личностных образований в возникновении затрудненного — незатрудненного общения в отечественной психологии складывалась под влиянием работ А. А. Бодалева и Е. В. Цукановой, В. Н. Куницыной. В исследованиях их последователей особое внимание уделяется особенностям установок, мотивации, ценностных ориентации, отражающих опыт формирования системы отношений. В них рассматривается субъективный и объективный уровни психологических последствий преобразовательной активности субъекта общения. Показателем субъективного уровня психологических последствий преобразовательной активности служат изменения эмоционального самочувствия человека в направлении роста неудовлетворенности общением, появление внутриличностного и нервно-психического напряжения, негативно окрашенных эмоциональных состояний. Показателями объективного уровня психологических последствий проявления преобразовательной активности выступают реальные формы взаимодействия — конфликты, сбои, трения, а также личностные разрушения, вплоть до физического и психологического уничтожения человека. Необходимо отметить условность разделения преобразовательной активности субъекта на объективный и субъективный уровни, так как субъективные переживания являются не менее объективными, если приводят к реальным изменениям личности и общения.
На основе параметров субъективности—объективности затрудненного общения В. Н. Куницына выделила три вида затруднений в общении (трудности, барьеры и нарушения), отличающиеся соотношением субъективной неудовлетворенности общением и степенью тяжести объективных последствий и их негативного влияния на развитие участников общения [92, 95]. Появление трудностей с наименее тяжелыми психологическими последствиями обусловлено соотношением желаний, умений и возможностей общаться, свойственных субъекту общения. Например, субъектом затрудненного взаимодействия, общение с которым приводит к наименее тяжелым психологическим последствиям, в данном случае будет человек, который хочет общаться, имеет такую возможность, но не умеет общаться. Ему свойственны невоспи
танность, беззастенчивость, эгоцентризм, приводящие к его отвержению. В другом случае субъектом затрудненного общения окажется индивид, который умеет общаться, имеет такую возможность, но не хочет общаться. Он глубоко интровертирован, самодостаточен, у него отсутствует мотивация общения.
Описание субъекта затрудненного общения, для которого характерно создание барьеров в общении, включает другой набор характеристик. Такому человеку свойственны предубежденность, ригидность восприятия другого, следование предрассудкам и стереотипам. В свою очередь, субъект затрудненного общения, привносящий нарушения в процесс общения, имеющие наиболее тяжелые психологические последствия, отличается подозрительностью, завистливостью, эгоцентризмом, тщеславием, себялюбием, ревностью, высоким уровнем фрустрированности межличностных потребностей.
Таким образом, опираясь на результаты исследований В. Н. Ку-ницыной, можно указать на такой критерий описания субъекта затрудненного общения, как сила, тяжесть психологических последствий преобразовательной активности, которая повышается с расширением спектра отношений к себе и другому, имеющих отрицательную модальность, и с ростом степени фрустрированности межличностных потребностей.
О взаимосвязи установок субъекта общения и выбора им стиля общения пишет В. А. Горянина. Ее исследования позволяют сказать, что одним из критериев выступает степень продуктивности стиля общения. Непродуктивный стиль является характеристикой субъекта затрудненного общения. Ему соответствуют следующие установки:
1) обесценивание самого себя;
2) недоверие к людям и миру в целом;
3) обреченность на одиночество;
4) предпочтительность позиции «жертвы» и т. д.
В перечисленных установках отражается общее негативное отношение как к себе, так и к другим, обусловливающее выбор непродуктивных способов общения (подавление, избегание).
Другой пример описания субъекта общения через характеристику его установок, влияющих на выбор стратегий, затрудняющих и не затрудняющих общение, содержится в работе С. А. Сухих и В. В. Зеленской [173]. Они считают, что установки субъекта общения на уничтожение другого, ущемление его интересов, властвование над ним становятся причиной нарушений общения. Главными критериями описания субъекта затрудненного и незатрудненного общения являются степень доминирования установки на подавление партнера и использование его с целью собственного возвышения. В общении эти установки включаются в
агрессивно-обесценивающий стиль коммуникации, который выражается в запугивании и покорении другого, в бесконечной насильственной конкуренции с ним по типу «ты или я».
В зарубежных исследованиях, посвященных изучению затрудненного общения, также большое внимание уделяется исследованию роли личностных образований в возникновении феноменов затрудненного — незатрудненного общения и делается акцент на рассмотрении объективных показателей тяжести психологических последствий проявления затруднений в общении. В большинстве исследований указывается, что низкий уровень развития коммуникативных навыков, отсутствие мотивации и желания общаться, преобладание негативно окрашенных эмоциональных состояний, наличие внутриличностных конфликтов являются детерминантами появления затрудненного общения. Человек, имеющий такие особенности, выступает субъектом затрудненного общения.
Английскими психологами был использован уровневый подход к анализу роли социально-психологических параметров субъекта общения в возникновении затрудненного общения. При этом внимание обращалось на степень тяжести последствий затрудненного общения или социальную значимость возникших затруднений и осознанность участниками затрудненного взаимодействия (по сравнению со сторонним наблюдателем) тех или иных параметров общения [220]. Так, к первому уровню, с наименьшей тяжестью психологических последствий, относится такое затрудненное общение, участники которого недостаточно осознают появление пауз в речи, прерывание повествования, быстрый переход с одной темы разговора на другую. Второй уровень затрудненного общения раскрывается в таких показателях взаимодействия, как слабое непонимание или неверная интерпретация желаний собеседника, ожидание появления трений в общении. Названные характеристики мало осознаются партнерами по общению. Следующий уровень отличается от первых двух тем, что участники общения частично осознают отсутствие коммуникативных навыков и мотивации общения. На четвертом уровне затрудненного общения партнеры хорошо осознают недостижение или расхождение целей общения, фрустрацию потребностей, противоречивость в выражении стремлений и желаний, грубые нарушения норм и правил взаимодействия. На пятом уровне появляется частичное осознание межкультурных различий в нормах общения и взаимодействии, приводящих к непониманию и отчуждению. Шестой, наиболее высокий, уровень затрудненного общения раскрывается в серьезности психологических последствий и их социальной значимости, обусловленных различиями в идеологических предпосылках общения, дисбалансом распределения социального контроля, которые практически не осознаются участниками взаимодействия.
В отдельную группу исследований выделяются работы, в которых влияние личностных образований на возникновение затрудненного—незатрудненного общения анализируется с точки зрения тендерного подхода. Особое внимание уделяется рассмотрению затрудненного общения между мужчинами и женщинами. В ряде работ подчеркивается, что мужчина выступает субъектом затрудненного общения для женщины, когда он стремится к иерархии в отношениях и пытается насильно завладеть вниманием собеседницы. Напротив, женщина характеризуется как субъект затрудненного общения для мужчины, если она не приемлет подчинения, стремится к власти, не показывает своих переживаний, отличается нечувствительностью. Отмечается, что от женщин как субъектов незатрудненного общения требуется развивать в себе особую сензитивность к разнообразным параметрам поведения мужчин, компенсировать отсутствие эмоциональной экспрессивности у них, помогать мужчинам выражать себя и т. д. Для мужчин считается приемлемым неверное толкование стремлений и желаний женщин и восприятие разнообразия в их поведении как некем пете нтность.
В качестве субъективных показателей затрудненного общения многие авторы рассматривают различные характеристики личности как субъекта, соотнося их со структурными компонентами общения. Перечень этих характеристик определяется представлениями авторов о структуре общения. Учитывая то, что общение изучается как сложное структурное образование, а сами элементы структуры выделяются на основе различных критериев, трудно осуществить систематический анализ критериев описания субъекта. Поэтому мы будем придерживаться классического представления о структуре общения, так как в нем наиболее полно отражены различные стороны общения и его элементы. В рамках данного подхода выделяются основополагающие элементы структуры общения: внутренняя, мотивационная, сторона общения и внешняя, инструментальная, сторона. Исходя из этих критериев можно составить два варианта описания субъекта затрудненного общения. В первом варианте это человек, у которого неразвиты инструментальные навыки, умения, поэтому он не способен создавать целостный образ партнера, правильно строить свои действия, ему свойственна импульсивность, несдержанность. Способы, которые он использует для выражения своих мыслей и желаний, являются неадекватными и не опираются на ситуацию общения в целом. Другой вариант описания субъекта затрудненного общения учитывает особенности его мотивационной сферы. В общении такой человек не находит возможности удовлетворить свои ведущие потребности. Мотивы такого человека отличаются эгоистической направленностью.
Понимание структуры общения как многокомпонентной, состоящей из коммуникативной, интерактивной, перцептивной сторон, позволяет описать субъекта затрудненного — незатрудненного общения с точки зрения его коммуникативной, социально-перцептивной и интерактивной деятельностей. Одним из вариантов субъекта затрудненного общения будет человек, имеющий определенные социально-перцептивные особенности. От субъекта незатрудненного общения его отличает то, что он постоянно искажает оценку качеств партнера, для него характерна эскалация атрибуции, преобладание в процессах понимания и интерпретации другого человека оценочного компонента. Он не способен поставить себя на место партнера, у него низкий уровень рефлексии, сопровождающийся сопротивлением осознанию причин своих затруднений и нежеланием что-либо менять в поведении.
Ряд исследователей [197, 198, 207, 208] связывают характеристики социально-перцептивной сферы субъекта общения с особенностями когнитивного стиля и такими его составляющими, как полезависимость—поленезависимость, понятийная диффе-ренцированность и когнитивная сложность—когнитивная простота. Опираясь на результаты данных работ, можно заключить, что 1) для субъекта затрудненного общения независимо от того, является ли он полезависимым или поленезависимым, свойственно неумение адаптировать свое поведение к требованиям ситуации общения и особенностям партнера, 2) субъект затрудненного общения отличается недифференцированностью оценок себя и других, стереотипизацией восприятия окружающих, что обеспечивает перенос опыта затрудненного общения из ситуации в ситуацию, 3) для субъекта затрудненного общения характерна когнитивная простота, обусловливающая искажения в формировании представлений о личности другого, несбалансированность аффективно-когнитивных детерминант общения за счет давления аффективной сферы.
В целом субъекта затрудненного общения от субъекта незатрудненного общения отличает уровень развития ряда социально-перцептивных способностей, обусловливающих эффекты межличностного познания:
1) низкий уровень развития способности понять другого человека, неумение вникать в виртуальные процессы и состояния душевных движений окружающих, невозможность видеть мир глазами другого человека, неадекватность воссоздания представлений и содержания воздействий;
2) низкий уровень развития способности к эмпатии, в которой преобладает эгоцентрическая направленность эмоционального резонанса, свернутость сочувствия и содействия, неадекватность восприятия эмоциональных состояний другого;
3) низкий уровень развития способности к идентификации;
4) низкий уровень способности к психологической проница- тельности, которая позволяет мгновенно осознать проблему, воз- никшую в процессе межличностного общения, и быстро найти решение, опираясь на собственное чувственное восприятие;
5) низкий уровень развития сензитивности;
6) низкий уровень развития способности к наблюдательности и т.д.
В исследованиях, анализирующих интерактивную сторону общения, подчеркивается, что субъект общения обладает разнообразными навыками, способами, стратегиями, приводящими к различным формам взаимодействия. Из истории изучения психологии затрудненного — незатрудненного общения известно, что при широком толковании данное явление включает в себя разнообразные формы взаимодействия (от легких трений до конфликта, от неявных форм согласия до любви и дружбы). Обобщая результаты работ, выполненных в рамках изучения интерактивной стороны общения, следует отметить, что в них также рассматриваются различные личностные образования, влияющие на форму взаимодействия партнеров. Спектр этих личностных особенностей, свойств и качеств соответствует тем, которые были указаны выше. Как следует из этих работ, субъект затрудненного общения отличается от субъекта незатрудненного общения тем, что ему присущи: неумение аргументировать свои замечания, поддерживать контакт и выходить из него, стремление больше говорить, чем слушать, перебивать разговор, использовать защитно-избегающий, агрессивно-обесценивающий, определяюще-контролирующий стили либо выбирать формально-вежливый дистантный стиль взаимодействия.
В рамках изучения интерактивной стороны общения обращается также внимание на особенности отношений партнеров друг к другу и подчеркивается их связь с формами обращения. Подключая в качестве критерия описания субъекта затрудненного общения такой показатель, как «отношение — обращение», можно указать на следующие отличия его от субъекта незатрудненного общения. Ему свойственны неприязненное, враждебное, высокомерное, подозрительное отношение к другим, сопровождающее стремление получать в общении только положительные эмоции, навязывать свою точку зрения, слепо доказывать собственную правоту и т. д. Для него характерны невыразительность речи и длительные паузы в ней, застывшая поза и несоответствие его экспрессивного репертуара речевому поведению, что указывает на неискренность, отсутствие доверия и подавление своего реального отношения к партнеру.
Характеристики субъекта общения, включающие неумение выбрать адекватную форму сообщения, неспособность обеспечить
обратную связь, низкий потенциал коммуникативного воздействия и т. д., составляют особенности субъекта затрудненного общения, отражающие его коммуникативную сторону.
Приведенные выше характеристики субъектов затрудненного и незатрудненного общения выделены на основе анализа работ, посвященных межличностному, деловому, педагогическому общению. Если учесть вид общения, то к названным критериям описания субъекта затрудненного — незатрудненного общения необходимо добавить такие социально-психологические характеристики, как ролевая позиция, статус в группе, соответствие поведения социокультурным нормам.
Ролевая позиция участников общения чаще всего изучается в контексте педагогического общения. Она представлена в ролевом поведении учителя и ученика. Субъекта затрудненного общения от субъекта незатрудненного общения отличает несоответствие поведения ролевым ожиданиям, выражающееся в следующих особенностях:
1) в низком уровне развития коммуникативных умений;
2) в несдержанности и негативном оттенке эмоционального реагирования;
3) в преобладании общенегативного отношения к партнеру по общению и некритического возвеличивающего отношения к себе;
4) в доминировании низкой потребности в общении, отсутствии интереса к педагогическому процессу, снижении включенности во взаимодействие с партнером и т. д.
В исследованиях по изучению затрудненного делового общения также рассматриваются сбои, трения, конфликты, которые обусловлены ролевой позицией партнеров. В результате делается вывод, что субъект затрудненного делового общения:
1) стремится к индивидуальному стилю выполнения задачи;
2) часто чередует уход и возобновление контакта с партнером или полностью отказывается от контакта;
3) симулирует несогласие с целью дезинформации партнера и сокрытия от него правильных способов решения задачи;
4) выбирает не соответствующие характеру деятельности невербальные и вербальные средства общения;
5) использует чрезвычайно свернутые формы обращения;
6) предпочитает громкую речь и т. д. Подчеркивается, что ха- рактеристики субъекта затрудненного делового общения преиму- щественно обусловлены его антипатией, неприятием, враждеб- ностью и неуважением к своему деловому партнеру, а также его эмоциональной нестабильностью.
Отдельную группу работ составляют те, в которых обсуждаются причины иерархии членов группы, их социально-психологический статус. Традиционно в отечественной психологии в каче
стве причин социально-психологического статуса личности в группе рассматриваются различные характеристики самой группы, общения ее членов, их индивидно-личностные особенности. Перечень этих характеристик указывает на то, что многие из них принадлежат субъекту либо затрудненного, либо незатрудненного общения. Данный вывод подтверждается тем, что и в этом направлении изучения личности в социальной психологии анализируются главным образом ее социальные способности, потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, система отношений с другими и т. д. Социально-психологический статус субъекта обсуждается также с точки зрения его коммуникативных, социально-перцептивных и интерактивных навыков, средств и способов общения. Кроме того, подчеркивается, что социально-психологический статус личности в группе определяется тем, насколько она удовлетворяет социальные потребности других членов группы. Отсутствие желания у одного из участников общения удовлетворять свою потребность в психологическом контакте с кем-либо из членов группы наблюдается тогда, когда партнеру присущи многие из социально-психологических характеристик субъекта затрудненного общения. Показателем того, что данный человек является субъектом затрудненного общения, является число участников группы, демонстрирующих нежелание такого рода. С увеличением числа участников группы, отказывающихся удовлетворять свою потребность в общении с определенным партнером, увеличивается вероятность того, что он (партнер) относится к субъектам затрудненного общения. Для исследования специфики межличностных связей и предпочтений членов группы в отношении друг друга используются социометрический тест и его модификации, позволяющие определить место личности в группе как субъекта общения, деятельности и познания. Работы, проделанные в этой области, позволяют заключить, что независимо от уровня развития группы и ее половозрастного состава статус отвергаемого как в личном, так и в деловом плане будет иметь член группы, для которого характерны такие личностные характеристики, как гипертребовательность, нетерпимость, неприязнь, демонстрируемая другим членам группы, некритичность по отношению к себе, стремление больше контролировать и приказывать, чем советовать и убеждать. Отсюда можно сделать вывод, что одним из объективных критериев описания субъекта затрудненного общения является его социально-психологичекий статус, а именно статус активно отвергаемого другими членами группы.
Соответствие социокультурным нормам поведения как критерий описания субъекта общения представлено чаще всего в работах, изучающих поведение больших и малых групп. Данный показатель также фигурирует в исследованиях лиц с антисоциальной
направленностью. Часть работ последнего времени, в которых анализируется субъект затрудненного — незатрудненного общения, посвящены рассмотрению роли этнического фактора. Из этих работ и ряда зарубежных исследований следует, что субъект затрудненного общения, во-первых, отличается противоречивостью ин-териоризованных ценностей и социокультурных норм, неустойчивостью идентификации и самоопределения, а во-вторых, выступает носителем личностных качеств, которые в культуре партнера по общению имеют иную (противоположную, более низкую, более высокую) ценность выражения, другую степень важности и особым образом группируются в иерархические связи.
Особенно много информации о субъекте затрудненного общения дают исследования, посвященные анализу делинквентного, девиантного поведения подростков, а также работы, в которых изучаются социально-психологические особенности общения и взаимодействия преступников. В работах С. А. Беличевой дается представление о разных типах социальных отклонений, характерных для несовершеннолетних. Большое внимание уделяется анализу отклонений агрессивной ориентации, проявляющихся в действиях, направленных против личности (тяжкие преступления, изнасилования, убийства и т.д.). Отмечается, что систему внутренней регуляции несовершеннолетних составляют ценностные ориентации, ценностно-нормативные представления, отношения, установки, деформированные в процессе прямой и косвенной де-социализации. Деформации выражаются в смещении позитивной оценки социальных ценностей на негативную, в формировании антиобщественных ценностно-нормативных представлений, что обусловливает развитие межличностных отношений жестко-авторитарного, педантично-подозрительного или отстраненно-равно-душного типов. Сделанные С. А. Беличевой выводы позволяют заключить, что субъект затрудненного общения с антисоциальной направленностью, в отличие от субъекта затрудненного общения с просоциальной направленностью, имеет набор ценностно-нормативных представлений, допускающих авторитарное, жестокое обращение с другими людьми. В других исследованиях (И. А. Кудрявцев, Г.Б.Морозова, А. С. Потнин, А. Д. Кирзяков, О.Ф.Семенова) также доказывается, что субъектам затрудненного общения с антисоциальной направленностью поведения свойственны дефицит и незрелость нравственных эталонов, преобладание суждений о том, что нормы ими не нарушаются.
Еще более выразительно представлены эти и другие характеристики субъекта общения в исследованиях А. Н.Сухова [174] и В. И. Шмыкова [200], посвященных изучению криминогенного общения осужденных. Они констатируют смещение оценки социальных норм и собственного поведения у таких людей. А. Н. Сухов
подчеркивает, что особенностями общения людей, лишенных свободы, являются деформации объема и содержания общения за счет сужения набора средств обращения, ограничивающихся формами психологического и физического насилия. Поводом к применению насилия в общении, по мнению исследователя, выступает «…неправильное восприятие целей, внешнего облика и речи одной из сторон общения» [174, с. 78]. В. И. Шмыков отмечает, что, наряду с индивидуальным стилем коммуникативной активности осужденных, отличающимся отрицательной, активно-жестокой, антисоциальной направленностью, для них характерны такие формы отношения — обращения к другому, как властная независимость, жестокость, склонность к социальной мимикрии, коварство, хладнокровие и расчет.
В ряде зарубежных исследований также отмечается, что субъекты с антисоциальным поведением демонстрируют следующие формы обращения:
1) не слушают или притворяются, что не слышат другого;
2) игнорируют высказывания и мнения партнера, его права и желания;
3) нарушают пространственные границы;
4) совершают поступки независимо от желания участников общения;
5) навязывают чувство вины;
6) не уважают принятые нормы общения.
Кроме сдвигов в коммуникативных и интерактивных нормах общения в некоторых исследованиях указывается на серьезные нарушения в социально-перцептивной сфере лиц, осужденных за совершение преступлений против личности. Анализу способности понимать поведение партнера по общению у лиц, совершающих антисоциальные поступки, уделяется внимание в зарубежных работах, посвященных изучению социально-перцептивных способностей преступников. В них отмечается, что искаженное восприятие намерений других и интерпретация их действий как неизменно угрожающих собственному существованию приводят к ограничению возможности понимания другого и уменьшению количества случаев переживания позитивных ощущений в адрес окружающих. Ученые обращают внимание на то, что для преступников характерны низкий уровень развития способности к подражанию мимике других и неумение отличать дружелюбное поведение от соблазняющего или враждебное от настойчивого.
В некоторых работах подчеркивается, что для таких субъектов характерны апатия, эмоциональная холодность, преобладание эмоций злости и враждебности по отношению к другим людям, ги-персензитивность к несправедливости в свой адрес, неспособность вступать в искренние дружеские связи и сохранять отношения при
вязанности и любви, низкий уровень чувствительности к проявлениям вины, стыда, раскаяния и способности к сопереживанию.
Авторы ряда работ указывают на несколько причин возникновения у преступников искаженного восприятия и понимания поведенческих паттернов партнеров по общению. Они считают, что искажение понимания — это
1) защитный механизм, реализация которого позволяет замаскировать реальные переживания других;
2) общая неспособность распознавать эмоциональные реакции окружающих и склонность приписывать враждебное содержание любому общению;
3) искажение понимания обусловлено неспособностью использовать и интерпретировать глубокие семантические значения языковых структур и оценивать эмоциональную значимость событий и переживаний людей.
В ряде зарубежных исследований в качестве причины формирования отклонений в социально-перцептивной сфере рассматривается феномен «двойного стандарта». Он обусловливает у преступников разницу в оценке и восприятии собственного поведения и поведения других. В частности, подчеркивается, что следование двойному стандарту определяет развитие системы взглядов и установок, поддерживающих насилие и предписывающих соответствующее полоролевое поведение по отношению к другим; оно формирует установку на вину окружающих за акт насилия, совершенный над ними.
Анализ и обобщение рассмотренных выше социально-психологических характеристик общения лиц с антисоциальным поведением приводят к выводу, что различия между субъектами затрудненного просоциального и антисоциального типов заключаются в степени выраженности различных отклонений в их коммуникативной, социально-перцептивной сферах, в формах обращения и взаимодействия с людьми, а также в доминировании агрессивно-враждебных, жестоких видов отношений с другими. Но главное заключается в том, что субъекты затрудненного общения с антисоциальной направленностью преступают нравственно-моральные нормы общения и отношения к человеку, не рефлексируя этот факт. В приведенных выше работах содержится указание на то, что определяющей особенностью субъекта затрудненного общения с антисоциальной направленностью является также глубокая деформация социально-перцептивной сферы. Она заявляет о себе в фактах постоянного непонимания и искажения восприятия другого, его внутреннего мира и поступков, в низком уровне развития способности к эмоциональному отклику на страдания другого человека, к неадекватной интерпретации выражения лица партнера, его невербального поведе
ния, в постоянных нарушениях персонального пространства окружающих и т. д.
Искаженные понимание и интерпретация поведения других, сопряженные с особой жестокостью и враждебностью, а также с игнорированием нравственно-моральных норм общения, определяют статус субъекта затрудненного общения как анормального, антисоциального типа.
Итак, в социальной психологии затрудненного и незатрудненного межличностного, делового общения с целью описания субъекта общения используются следующие социально-психологические и психологические характеристики личности, ее общения в группе: направленность, установки, ценностные ориентации, система отношений личности, стили, стратегии взаимодействия, социально-перцептивные образования, навыки и умения в области коммуникативной деятельности, ролевые, статусные позиции личности и соответствие ее поведения социокультурным и нравственно-этическим нормам.
В табл. 1 представлены характеристики субъектов затрудненного и незатрудненного общения.
Таблица 1
Социально-психологические и психологические критерии описания субъекта общения
Социально-психологические и психологические критерии описания субъекта общения | Тип субъекта общения | |
Субъект затрудненного общения | Субъект незатрудненного общения | |
1 | 2 | 3 |
1. Направленность, установки, ценностные ориентации, отношения | Обесценивание себя, недоверие к себе, к людям, к миру, поверхностные, недифференцированные, непрочные, малоосознавае-мые, противоречивые, разобщенные, направленные против людей отношения, монологическая, объектная, авторитарная, эгоцентрическая, манипулятивная направленность | Признание ценности себя и другого, доверие к себе, к людям, к миру, глубокие, дифференцированные, прочные, осознаваемые, позитивные, развивающие, продуктивные направленные на людей отношения, диалогическая, личностная направленность |
1 | 2 | 3 |
2. Мотивацион-но-потребност-ная сфера | Внешняя мотивация одобрения, достижения, эмоционального обладания, фрустриро-ванность собственной потребностной сферы, отсутствие содействия в удовлетворении социальных потребностей другого | Внутренняя мотивация поддержания уникальности, ценности другого, удовлетворенность собственных социальных потребностей, содействие в реализации социальных потребностей другого |
3. Эмоционально-волевые характеристики | Эмоциональная нестабильность, частая смена настроений, холодность, вспыльчивость, раздражительность, эгоцентрическая направленность эмоционального резонанса, свернутость сочувствия, невыразительность, отчужденность, апатия, преобладание негативно окрашенных эмоций, несбалансированность саморегуляции, низкий самоконтроль | Эмоциональная стабильность, включенность, эмоциональная близость, личностная направленность эмоционального резонанса, выразительность, преобладание позитивно окрашенных эмоций, сбалансированность саморегуляции, высокий самоконтроль |
4. Социальные способности | Низкий уровень развития способностей к пониманию другого человека, эмпатии, идентификации, психологической проницательности, сензитивности и чувствительности, наблюдательности, использованию и пониманию глубоких семантических значений языковых структур, оценке эмоциональной значимости и прогнозированию событий | Высокоразвитые способности к пониманию другого человека, эмпатии, идентификации, психологической проницательности, сензитивности и чувствительности, наблюдательности, использованию глубоких семантических значений языковых структур, оценке эмоциональной значимости и прогнозированию событий |
1 | 2 | 3 |
5. Социально-психологические свойства личности | Робость, замкнутость, неуверенность, необщительность, слабость «Я», безынициативность, беззастенчивость, невоспитанность, эгоцент-ричность, предубежденность, стереотипность, ригидность, манипуля-тивность, подозрительность, завистливость, тщеславие, себялюбие, ревность, гипертребовательность, нетерпимость | Смелость, уверенность, общительность, сила «Я», инициативность, воспитанность, децент-рация, открытость, заботливость, теплота, терпимость, гибкость, раскрепощенность, доверчивость |
6. Способы, умения, навыки общения и стратегии взаимодействия | Отсутствие умения аргументировать свои замечания, поддерживать контакт и выходить из него, выбирать адекватную форму сообщений, давать обратную связь, стремление больше говорить, чем.слушать, перебивать разговор, делатьдли-тельные паузы в речи, застывшая поза, несоответствие экспрессивного репертуара речевому поведению, нарушение социальной и персональной дистанции, симуляция, угрозы, шантаж, запугивание, ложь, покорение, сокрытие, защитно-избегающая, агрессивно-обесценивающая, определяюще-конт-ролирующая, формально-вежливая дистантная стратегии | Умение аргументировать свои замечания, поддерживать контакт и выхо-дитьизнего, выбирать адекватную форму сообщений, давать обратную связь, соответствие экспрессивного репертуара речевому поведению, соблюдение социальной и персональной дистанций, уговоры, разъяснения, диалог, сотрудничающая, помогающая, альтруистическая, поддерживающая стратегии |
7. Роль, статус | Нарушение ролевых ожиданий, отвергаемый, находится на периферии группы | Следование ролевым ожиданиям, выбираемый, находится ближе к «центру» группы |
1 | 2 | 3 |
8. Социокультурные нормы | Дефицит, незрелость нравственных эталонов, игнорирование, нарушение моральных и нравственно-этических норм | Следование моральным и нравственно-этическим нормам |
9. Преобразовательная активность: | ||
а) направленность | Против себя и других | На себя и на других |
б) интенсивность | Различная | Различная |
в) качество | Обезличивание, дезадаптация, деградация, разрушение, уничтожение | Персонификация, адаптация, развитие, созидание, сотворение |
г) субъективные последствия | Фрустрация социальных потребностей, разрыв эмоционально значимых связей, создание внут-риличностного когнитивно-эмоционального напряжения, искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направлении обесценивания себя и другого, демонстрация неадекватных эмоциональных реакций, низкого уровня эмпатии | Удовлетворение социальных потребностей, устаноачение эмоционально значимых связей, уменьшение внутрилич-ностного когнитивно-эмоционального напряжения, достижение взаимопонимания, рефлексия по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направлении личностного, ценностного, субъектного отношения к себе и к другому, демонстрация эмоциональной сен-зитивности, высокого уровня эмпатии |
д) объективные последствия | Трения, сбои, конфликты, сопровождающиеся недостижением цели, неполучением желаемого результата, нарушение развития личности | Согласие, кооперация, сотрудничество, сопровождающиеся достижением целей и получением желаемого результата обоими партнерами, развитие личности |
Из приведенных в табл. 1 социально-психологических критериев — характеристик описания субъекта затрудненного и незатрудненного общения можно заключить следующее:
1. Субъектом затрудненного общения выступает индивид, преобразовательная активность которого направлена на фрустрацию социальных потребностей, разрыв эмоционально значимых связей, создание внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения. Для него характерно искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направлении обесценивания себя и другого (деперсонализация, деиндивидуализация), демонстрация неадекватных эмоциональных реакций, низкого уровня эмпатии. Последствиями преобразовательной активности субъекта затрудненного общения выступают трения, сбои, конфликты, сопровождающиеся недостижением цели, неполучением желаемого результата.
2. Субъектом незатрудненного общения выступает индивид, у которого высоко развиты социальные способности и позитивный спектр его личностных свойств, а соответствующая им преобразовательная активность направлена на удовлетворение социальных потребностей, установление эмоционально значимых связей, уменьшение внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения и на достижение взаимопонимания. Для него характерны рефлексия по поводу собственной представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направлении личностного, ценностного, субъектного отношения к себе и к другому; демонстрация эмоциональной сензитивности, высокого уровня эмпатии. Результатами преобразовательной активности субъекта незатрудненного общения выступают такие формы взаимодействия, как согласие, кооперация, сотрудничество, сопровождающиеся достижением целей и получением желаемого результата обоими партнерами.
3. Наряду с системой отношений постоянно обсуждаются социальные способности личности, которые также являются одним из показателей субъектности (уровень понимания себя и других, рефлексия своей представленности в других и т. д.). Они характеризуют уровень развития социально-психологической компетентности, социально-перцептивной сферы субъекта общения.
4. Среди социальных способностей личности, определяющих ее социально-психологическую компетентность, уровень понимания — непонимания другого, называются различные характеристики эмпатии (эмоциональный отклик, сочувствие, сензитивность, сопереживание, чувствительность, адекватность, проницательность и т. д.).
5. Наиболее адекватным для исследования ситуаций затрудненного взаимодействия является подход, который обозначается как «лич
ность-в-ситуации». В его рамках рассматриваются особые виды социального поведения (например, конформность, альтруизм, эмпатия) или специфические типы колшуникации (например, конформная, альтруистическая, эмпатическая). Такой подход позволяет наиболее полно отразить существенные для ситуаций затрудненного взаимодействия характеристики: 1) наличие барьера на пути достижения целей партнеров; 2) увеличение нервно-психического напряжения; 3) демонстрация непонимания; 4) сбои в интеракции.
6. Под ситуацией затрудненного взаимодействия следует понимать такие ситуации, в которых один или оба партнера являются субъектами затрудненного общения, один или оба партнера с разной степенью осознанности и интенциональности фрустрируют социальные потребности другого, мешают достижению целей общения, в результате этого один или оба партнера испытывают острые эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, демонстрируют непонимание, что приводит к трениям, сбоям в интеракции, нарушениям в развитии личности.
7. Наиболее распространенными ситуациями затрудненного взаимодействия выступают ситуации ограничения, отказа, обвинения, оскорбления.
С одной стороны, это обусловлено традициями использования таких способов взаимодействия, как ограничение, отказ, обвинение и оскорбление, уходящих корнями в историю человечества. Примеры ограничений, оскорблений, отказов и т.д., имевшие место в истории России, в особенности в годы советской власти, такие, как длительные акции -подавления этнических и политических меньшинств, репрессии в адрес религиозных представителей, потомков дворянства и интеллигенции, нарушение границ других государств, раскулачивание, грубое насаждение коммунистических идей и т. п., ясно запечатлеваются в сознании людей и выражаются в поощрении применения перечисленных способов взаимодействия для разрешения конфликтов, избавления от фрустраций, поиска благополучия и власти.
С другой стороны, в современных условиях использование оскорблений, отказов, ограничений поддерживается так называемой культурой насилия, характеризующейся прославлением насилия в средствах массовой информации — на телевидении, в рекламных кампаниях и т.д. Культура насилия помимо средств массовой информации опирается на различные факторы организационного, экономического и политического плана, в которых прослеживается предпочтение нанесения ущерба другому, давления на его волю, принуждения действием и т.д. [244].
Так, в ряд организационных факторов входят:
1) перенаселенность школ, больниц, тюрем;
2) низкая квалификация работников социальной сферы;
3) терпимость управленческого звена к использованию насилия в целях достижения безопасности или борьбы с конкуренцией. Экономические факторы включают:
1) высокий уровень безработицы;
2) низкое качество доступной работы, низкую заработную пла- ту, отсутствие элементарной социальной защищенности;
3) отсутствие перспектив развития. К политическим факторам относятся:
1) неспособность правительства обеспечить безработных, нуждающихся в лечении, недееспособных;
2) неспособность правительства защитить своих граждан от посягательств и насилия;
3) поддержание или использование правительством мер репрессивного характера с целью защиты собственных интересов.
Доминирование культуры насилия определяет ситуацию, когда независимо от того, будет ли использование ограничений, оскорблений, отказов и обвинений регламентировано и одобрено общественной моралью или порицаемо, она сохраняет статус ситуации затрудненного общения.
В целом приведенные модели субъекта затрудненного общения, построенные на основе представлений о личности и общении, сложившихся в различных школах и направлениях психологии, свидетельствуют о том, что феномен субъекта затрудненного общения относится к вариативным и имеет не универсальный, а индивидуализированно-типологический характер. Поэтому поиск как некоторого устойчивого набора внутренних и внешних детерминант, так и их сочетаний будет только множить «модели» субъекта затрудненного общения, координаты его описания. Вместе с тем представленные выше «модели» субъектов затрудненного общения убеждают в том, что вне этих координат «пространства личности» и «пространства общения» осуществить психологическое моделирование субъектов затрудненного общения, выделить их виды практически невозможно.
Несмотря на многообразие вариантов субъектов затрудненного общения, их объединяет дисгармония внутреннего мира, проявляющаяся в рассогласовании мотивов, отношений, сложившихся образов и ожиданий. В этом плане представления о субъекте затрудненного общения приближаются к представлениям о невротической, неподтвержденной, деструктивной личностях. Психологические характеристики этих личностей дают основание считать их субъектами затрудненного общения. Собирательный портрет субъекта затрудненного общения, составленный с учетом базовых характеристик неподтвержденной, невротической, деструктивной личностей, — это субъект, раздираемый противоречиями, защищающийся от себя и окружающего мира, испытывающий постоянные внутренние кон-
3—288
фликты, тревожный, неконгруэнтный либо, наоборот, самодостаточный, агрессивный, стремящийся к личному превосходству.