Описание метода контент-анализ |

Описание метода контент-анализ | Женщине

Основные способы, процедуры анализа

Вот где и как появился контент-анализ. Как метод исследования он включает в себя сразу несколько основных процедур, которые мы сейчас и рассмотрим.

1. Во-первых, нужно выявить смысловые единицы анализируемого контента, в роли которых могут выступать:

а) Некие термины, являющиеся смысловыми понятиями, используемыми в отдельных научных отраслях.

б) Темы, причем не только всего текста или выступления в целом, но и те, которые подразумеваются разными смысловыми абзацами или фрагментами речи выступающего.

в) Особенно важны имена и фамилии людей, которые встречаются в данном материале.

г) Анализу следует подвергать все упоминаемые события и факты.

д) Если у речи или документа есть потенциальные оппоненты, то нужно разобраться и со смысловыми реляциями, которые на них направлены.

Нужно заметить, что единицы обязательно должны выделяться в контексте содержания, а также задач и целей, которые преследует данная публикация. Конечно же, всегда нужно учитывать еще и те научные гипотезы, которые были использованы (если они были) при ее создании.

2. Во-вторых, выделяются единицы счета. Они могут как совпасть, так и не совпасть с элементами анализа, о которых мы только что говорили. Если совпадают, то исследователю остается банально определить частоту появления каждого термина (или аналогичного понятия) в тексте.

Во втором же случае ему самому, на основе тематики какого-то произведения и собственного здравого смысла, предстоит выделить эти самые единицы, которыми могут являться:

а) Общая протяженность написанного текста или произнесенной речи.

б) Площадь произведения, где в большей концентрации имеются смысловые единицы.

в) Общее количество печатных знаков или же абзацев.

г) Если речь идет о публичном выступлении, видеозаписи или аудиофайле, то определяется общее их время.

д) При анализе старых кинохроник можно принять во внимание также общий метраж использованной пленки. е) Наконец, при изучении старинных гравюр или аналогичных произведений всегда нужно определять общее количество рисунков, которые связаны определенным содержанием

е) Наконец, при изучении старинных гравюр или аналогичных произведений всегда нужно определять общее количество рисунков, которые связаны определенным содержанием.

Дальнейшие действия

После формулировки категорий необходимо выбрать подходящую единицу анализа, например, часть содержания или лингвистический компонент речи, которая является индикатором интересующего явления. Во многих примерах исследования контент-анализа чаще всего исследуемые явления представлены словом, простым предложением, суждением, темой, автором, героем, ситуацией в социуме, сообщением в целом и др.

Сложные виды аналитического исследования используют не одну, а несколько единиц. Изолированные элементы рассмотрения могут быть истолкованы неправильно, поэтому они разбираются в составе развернутых лингвистических структур, определяющих характер разделения текста, в пределах которого идентифицируются единицы контекста. Для отдельно взятого слова предложение является составляющей отрывка, объединенного общим смыслом.

Теперь нужно установить единицу счета. Чаще всего употребляются такие временно-пространственные категории, как количество строк, площадь, время вещания, частота появления признаков в материале.

Необходимым условием является разработка сводной таблицы изучаемого содержания: основного документа исследования, внешний вид которого зависит от типа разбора. К примеру, контент-анализ в психологии использует таблицу, которая является системой скоординированных и субординированных аналитических категорий. Это своеобразная анкета, где каждый вопрос предполагает ряд ответов, определяющих суть текста.

С помощью кодировальной матрицы производится регистрация результатов анализа. Если объем выборки превышает 100 единиц, то используются тетради матричных листов. При количестве исследуемых менее 100 достаточно проведения двумерного или многомерного анализа.

Контент-анализ

Анализировать можно любые источники информации, например, новости в СМИ на определённую тему, учебники, архивные документы, исследовательские интервью, программы политических партий, посты в социальных сетях и т. д.

Ваша задача — читая тексты, найти в них интересные и релевантные теме вашего исследования детали. Иногда контент-анализ позволяет понимать и контекст, иногда — учитывает только количественные показатели.

Чем больше изучаемая база материалов, тем меньше чувствительность к контексту. Это иногда пытаются наверстать за счёт лингвистических методов, когда соотносят между собой слова, имея в виду их морфологию, части речи, связь друг с другом на уровне языка. Например, можно выявлять сходные конструкции в статьях Википедии и делать на основе этого открытия об их содержании, даже не зная языка. Это сделали в своём исследовании Борис Орехов и Кирилл Решетников и обнаружили гонку в национальных Википедиях: горные и луговые марийцы состязались в том, у кого больше вики-раздел на национальном языке. Но мы будем говорить о более традиционном для социальных наук контент-анализе на примерах анализа СМИ.

Контент-анализ позволяет учитывать, в частности:

  • упоминание определённых элементов текста и частоту их упоминания;
  • обобщённые эмоциональные оценки (позитивный/негативный);
  • структуру текста (деление на предложения/абзацы, смысловое содержание — что именно упоминается, а что, возможно, нет);
  • динамику развития ситуаций (например, как изменяется освещение разными СМИ одного и того же события с течением времени).

Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения

ПАШИНЯН Изабелла Ашотовна кандидат социологических наук, заместитель исполнительного директора Международной академии телевидения и радио ^ izabella_pashinyan@yahoo.com

Контент-анализ как метод исследования: ДОСТОИНСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ

Важнейшим источником информации для решения плохо структурированных проблем является контент-анализ или анализ содержания. Контент-анализ1 — это содержательный анализ массивов однородных документов, в частности, публикаций в СМИ, имеющий своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Как быть Леди:  Как научиться красиво говорить: 7 эффективных техник

1 От англ. contents — содержание, содержимое. См. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова — М. 1998.

Суть контент-анализа состоит в переводе вербальной информации в более объективную невербальную форму, в восхождении от текста к нетекстовой реальности, под которой понимается социальная (или интеллектуальная) действительность во всем ее многообразии. Контент-анализ — достаточно строгий научный метод, который предполагает систематическую и надежную фиксацию определенных элементов содержания некоторой совокупности документов с последующей квантификацией (количественной обработкой) полученных данных.

С помощью контент-анализа устанавливаются не только характеристики документальных источников, но и особенности всего коммуникационного процесса: социальные ориентации и установки коммуникатора (создателя текста); ценности и нормы, тиражируемые в документах, эффективность их восприятия в различных аудиториях. Контент-

онтент-анализ нацелен на выра-ку количественного описания смыслового и символического содержания документа

анализ часто применяется для оценки качественного и количественного присутствия компании (персоны, бренда, идеи) в прессе и, как правило, в сравнении с конкурирующими объектами той же категории. Контент-анализ — это всегда сопоставление двух потоков. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних.

Практически существует два вида контент-анализа (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный. Неколичественный контент-анализ основан на нечастотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания текста — индикатора, соответствующей категории содержания, а количественные меры не используются). Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа). Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Оба типа контент-анализа объединяет то, что они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры исследования. Процедура контент-анализа предусматривает определение категорий — ключевых понятий исследования, в соответствии с которыми предстоит сортировать элементы содержания. От выбора категорий в значительной степени зависит характер полученных данных.

Контент-анализ позволяет создать картину видения, которая создается в обществе посредством СМИ. Поэтому все определения контент-анализа подчеркивают его объективный характер. Объективность при этом трактуется так: «Каждый шаг может быть произведен только на основе явно сформулированных правил и процедур». Поэтому важным проверочным механизмом становится повторяемость результатов при использовании одного и того же материала разными исследователями. Таким образом, контент-анализ является довольно точной исследовательской техникой. Однако при этом необходимо понимать возможности и границы применимости метода.

Методика, процедуры и техника контент-анализа достаточно полно описаны в специальной научной литературе. Однако имеет смысл остановиться на некоторых его достоинствах и ограничениях. Наибольшую пользу контент-анализ приносит при обработке больших текстовых массивов. В этом случае он предоставляет возможность:

• во-первых, выявлять тенденции изменения взглядов, позиций путем сопоставления текстов одного автора (или ряда авторов — представителей одного направления), относящихся к разным периодам времени;

• во-вторых, выявлять различия, характеризующие содержание текстов, принадлежащих разным авторам (или авторам — последователям различных школ) путем сопоставления этих текстов.

Контент-анализ несколько видоизменяется в зависимости от области применения и, главное, от решаемых задач. Чаще всего контент-анализ используется при исследовании социологических и психологических аспектов массовой коммуникации, которые реализуются в тексте с разной частотой, поэтому для исследования необходимо привлекать текстовые массивы. Исследование отдельных текстов при помощи этого метода не имеет смысла, за исключением решения узких задач, например, уста-

новления мотивированности конкретного коммуникатора или автора.

Контент-анализ не должен заменить обычный анализ документов. Он его дополняет, а их сочетание углубляет понимание смысла текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, однако имеет важный социальный смысл. Это обеспечивается за счет явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Но главное — это количественное описание смыслового и символического содержания документа, фиксация его объективных признаков и подсчет последних. Контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что:

• существовало до него и получило в нем отражение;

• наличествует только в нем;

• будет после него, то есть явится итогом его восприятия адресатом.

Формализованность, системати-зированность и строгость контент-анализа проявляется в следующем. Прежде чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, то есть ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования. При этом желательно избежать крайностей. Если за категориями анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет

Как быть Леди:  Что скрывает АБЬЮЗ?

не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были:

• уместными, то есть соответствовали решению исследовательских задач;

• исчерпывающими, то есть достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования;

• взаимно исключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);

• надежными, то есть такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято слово, предложение, тема, идея, автор, персонаж, социальная ситуация, часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.

Когда контент-анализ выступает единственным методом информации, то оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа. Затем устанавливается единица счета, то есть количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах, и многое другое.

Ключевые слова: контент, контент-анализ, публикации

Keywords:

content,

content analysis, publication

нтент-анализ позволяет создать тину видения, которая создается в обществе посредством СМИ

Как и любой метод, контент-анализ не лишен недостатков, которые могут быть заметно усилены из-за просчетов исследователя. Отметим наиболее часто встречающиеся просчеты при применении контент-анализа.

• Анализ документов опережает разработку исследовательской программы.

• Анализируются документы, не связанные с гипотезами исследования.

• Не проверена подлинность документа.

• Не уточнено авторство документа.

• Неполно учтено предназначение документа.

• Категории анализа не определены до такой степени, которая позволяет четко различать смысловые единицы текста документа.

• Категории анализа не субординар-ны и не приведены в соответствие с теми дефинициями и операционализирую-щими их терминами, которые зафиксированы в программе исследования.

• Категории анализа несопоставимы со смыслом и языком текста анализируемого документа.

• Единицы анализа характеризуют категории анализа лишь внешне, а не по существу, и поэтому единицы анализа не позволяют идентифицировать содержание документа в полном соответствии с категориями анализа.

• Анализ документа ведется без предварительной подготовки всего комплекса методических инструментов.

• Классификатор имеет недочеты, составлен с нарушением правил логики.

• Регистраторы (кодировщики) не получили должной методической подготовки.

• Инструкция по регистрации и кодировке недостаточно полная, со-

ставлена исследователем, который сам предварительно не апробировал инструментарий.

• Кодировка не соответствует программе математической обработки данных исследования.

• Результаты контент-анализа не перепроверены информацией, собранной иными методами.

Чтобы оценить возможности и ограничения контент-анализа, полезно обратиться к его истории. В первой четверти XX века контент-анализ понимался как своего рода технический прием для объективного, систематического и квантитативного описания явно выраженного содержания коммуникации. Затем концептуальное представление о контент-анализе изменилось. Акцент сместился с описания «явного содержания» текстов на раскрытие латентного, скрытого содержания коммуникации через изучение реальных данных текстового массива как источника информации.

Контент-анализ стал пониматься как качественно-количественный анализ содержания текстового массива в социологических целях.

Именно возможность выявить скрытые элементы содержания текстов, которые могут ускользнуть от внимания исследователя при использовании традиционных методов логико-аналитического анализа, делает контент-анализ столь привлекательным. Появилась возможность выявить тенденции социальной действительности, в том числе социальной коммуникации. С помощью контент-анализа сделаны попытки установить скрытые мотивы коммуникаторов или авторов, и даже социальные характеристики адресата — массового потребителя определенной информации. Этот метод помогает выявить закономерности в использовании пропагандистских стереотипов, на основе чего прогнозируются тенденции в тех или иных социальных движениях.

С помощью контент-анализа изучалась религиозная символика и попу-

цент сместился с описания «яво содержания» текстов на раскрытие латентного, скрытого содержания коммуникации

лярные песни, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы. Метод заимствовали юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи, библиотековеды, искусствоведы и др.

«Изобретателями» современной версии контент-анализа часто называют американского социолога Г. Лассуэла и французского журналиста Ж. Кайзера. Заслуга Г. Лассуэла состояла в том, что именно он в начале 50-х гг. XX столетия первым предложил использовать для анализа массовой коммуникации статистический учет абстрактных языковых единиц — символов («слов»). С этого момента начался отсчет истории существования специального метода социологических исследований — контент-анализа.

«изобретателями» современной версии контент-анализа часто называют американского социолога Г. Лассуэла и французского журналиста Ж. Кайзера.

В начале 60-х гг. Ж. Кайзер разработал целую систему изучения больших текстовых массивов, основанную на анализе статистических данных. Вскоре некоторые приемы описания текстов, апробированные в трудах, были стандартизированы ЮНЕСКО и получили самое широкое распространение. Суть методики Ж. Кайзера заключалась в учете внешних форм организации текстового материала: его расположения, оглавления, оформления, проч.

Как быть Леди:  Что в нас особенного – Роберт Сапольски – Лекции – Материалы сайта – Сноб

Кроме этого Ж. Кайзер предложил целый комплекс универсальных эмпирических процедур, позволяющих достаточно полно, скрупулезно анализировать как отдельные исторические источники, так и их совокупности. Результаты своих исследований Ж. Кайзер изложил в знаменитой теперь монографии «Ье диопйёеп Ггапеа1з». С этих пор контент-анализ приобрел тот «академический статус», которым пользуется

и поныне — статус конкретной, логически завершенной, эффективной исследовательской процедуры.

Дальнейшее развитие этот метод получил в трудах последовательницы Ж.Кайзера Э. Морен. Именно Э. Морен ввела в научный оборот понятия «единицы информации» (особые элементы счета в контент-анализе, включающие в себя ответ на вопрос: «О чем говорится?»), «смысловые группы» (совокупности «единиц информации», формирующиеся на основе их взаимного смыслового соответствия), «эмоциональный тон» повествования (этот тон определялся по специальной порядковой шкале с делениями «положительная», «отрицательная», «нейтральная» информация).

Исследования Э. Морен положили начало более гибкому подходу к процедуре статистической обработки текстов. В результате, вскоре последовал бурный всплеск исследовательского интереса к этому методу, повлекший за собой возникновение бесчисленных методик контент-анализа, ориентированных на количественный анализ поэтических, художественных, философских и других произведений. Процесс интеграции контент-анализа с традиционными методами гуманитарных дисциплин привел к разрушению исследовательских стандартов, разработанных в социологии.

Список литературы

1. Алексеев А.К., Дудченко В.С. Социологические исследования. — М., 1976. -С. 147.

2. Алексеев А.Н. Метод Жака Кайзера (Из опыта исследований французской ежедневной прессы) / Проблемы современной зарубежной печати. — Л., 1969. -С. 56-77.

3. Алексеев А.Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства / Социология культуры. — М.,1974. — Вып.1. — С.131-162.

4. Бородкин Л.И. Контент-анализ и проблемы изучения исторических источников / Математика в изучении средневе-

ковых повествовательных источников. — М., 1986.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. -М., 2004.

6. Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры. — М., 2005.

7. Лисовский С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика. — М., 2000.

8. Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. — М., 1997.

9. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. -М., 2001.

10. Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998.

11. Соловнин В.М. Об объективности исследования в контент-анализе //Методологические и методические проблемы контент-анализа. — М., Л., 1973. — Вып.1.

12. Шалак В.И. Современный контент-анализ: Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. «Омега-Л», 2004.

Isabella A. Pashinyan

Ph.D. in Sociology,Deputy Executive Director, International Academy of Television and Radio

Content analysis as a method of research: advantages and limitations

The most important source of information for solving poorly-structured problems is the content analysis. Content analysis is an analysis of homogeneous arrays of documents, in particular, publications in mass media, which has as its subject content analysis of text arrays and productsof communication correspondence. In national research traditions content analysis is defined as the quantitative analysis of texts and text arrays for subsequent interpretation of the content identified by numeric patterns.

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета

При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации

Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации.

Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.

Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования.

Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий