Сочувствие, что это такое и нужно ли ему учиться

Сочувствие, что это такое и нужно ли ему учиться Женщине

Сострадание: как понять, что это такое на самом деле?

Понимание к человеку придет с помощью:Что такое сострадание - фото 3

  • религии и духовной литературы – все религии говорят о помощи ближнему. Высокодуховный человек умеет и должен сострадать окружающим людям. В духовных книгах вы сможете найти много примеров, где имеет место проявление такое качество;
  • благотворительности – такая деятельность популярна. И она касается не только обеспеченных людей. Каждый может вносить свою лепту. Даже небольшая сумма порой может помочь спасти чью-то жизнь. А если это будут два человека и больше, то это уже существенная помощь. Волонтеры не понаслышке знают, как сострадать и проявлять сочувствие. Они дарят свое внимание и любовь нуждающимся. Ведь для многих – это так жизненно важно и необходимо;
  • самосовершенствования и интереса к окружению – только эгоистичные особы не понимают других, не любят и не уважают никого. Зацикленность только на собственной жизни, своих проблемах порождает равнодушие. Только развитие и усовершенствование себя, понимания важности жизненных целей дает возможность научиться проявлять искренний интерес к окружению и оказывать посильную помощь.

Всю свою жизнь многие только учатся строительству правильных отношений с ближними людьми. Ежедневно в мелочах мы можем помогать, сострадать, сочувствовать, сопереживать кому-то. Это может быть внимание к проблеме коллеги, помощь в бытовом вопросе и многое другое.

Читайте нашу статью «7 мечей Таро – значение и толкование при различных ситуациях».

Что важнее сочувствие или реальная помощь

Сталкивались ли вы с вопросом: как помочь близкому человеку? Выслушать и оказать поддержку морально или кинуть все свои ресурсы на разрешение сложности? Невозможно категорично дать ответ на данный вопрос, следует отталкиваться от сложившихся обстоятельств, условий и самого человека который к вам обратился.

Для одного финансовая проблема это лишь временная трудность, для другого полная катастрофа! Поэтому оказывая поддержку нужно учитывая характеристики и особенности человека. Касательно непосредственно вашего участия, то тут имеются большие риски, решая проблемы за близких, вы взваливаете обязательства за их жизнь на личный счет.

Впоследствии он утратит стимул для решения самостоятельно, и при первых сложностях будет просто искать, кто же снова вместо него найдет решение. Так же, ваша чистосердечная помощь не будет оценена и в последствие к вам будет больше претензий и упреков, чем благодарности, которую вы заслужили.

С сочувствием все немного по-другому. Когда человек высказался, разделил с вами моменты, которые его обеспокоили или расстроили, ощутил, что его понимают и поддерживают, у него открываются ресурсы для дальнейшего движения. Так же обговорив проблему с близкими, можно найти решение там, где раньше даже не рассматривалось.

Но если слишком погрузиться в проблемы других, то мы начинаем жить чужой жизнью, обесценивая при этом свою. Главное осознавать, что сочувствие и сострадание это прекрасно, но как же разобраться с нашими собственными вопросами? Не упускайте из внимания то, что каждый отвечает за исход принятых решений и поступков. Оберегайте себя от ноши чужих проблем.

Не спешите улучшать чужую жизнь, выслушайте, помогите человеку не держать все в себе, ведь иногда для помощи достаточно даже молчаливого участия.

Что значит сопереживать другим?

В сопереживании объединены переживания одного человека с переживаниями окружающих. Сопереживать не одно и то же, что сострадать. Зачастую мы сопереживаем кому-то в неприятной ситуации, несчастии, горе. Но такое чувство находит проявление и в случаях совместной зависти, удовлетворения, сочувствия, злости и т.д.

Сопереживать значит, в том числе и сострадать вместе с кем-то. Это погружение в любые чувства кого-то другого. И это сближает и дает ощутить поддержку, сочувствие, уверенность в понимании проблем. По определению психологии способности к эмпатии – это умение осознанно сопереживать эмоциональному состоянию, принимать субъективные точки зрения кого-то, не теряя из вида источник переживаний. Это тесно связано с понятием эмоционального интеллекта.

Что такое сочувствие

Сочувствию мы учимся с младенчества, чаще всего копируя поведение родителей и близких родственников. Очень важно показать чаду способы выражения сочувствия. Если малыш привык, что после всякой неудачи ему сочувствуют и поддерживают, аналогично и он проявит себя, будучи взрослым.

Буддизм раскрывает феномен сочувствия и сострадания как жажду, освободить окружающих от страданий. Буддисты верят, что людская сущность – это сострадание, любовь и доброта. Для выражения сочувствия, человечество нуждается еще и в мудрости.

Интересный взгляд на сочувствие описал Девид Майерс в работе «Социальная психология», где автор дает психологическую характеристику сочувствию. Любая волнительная ситуация в жизни кого либо возможно пробуждает в нашем подсознании так называемый дистресс.

Майерс взял за основу три фактора сочувственного выражения чувств. Во-первых, реагируя сочувствием на угнетенное душевное состояние личности, наша психика неосознанно сводит свой дистресс на нет и убирает внутреннее ощущение вины. Майерс называл это завуалированным эгоизмом.

Во-вторых, сочувствуя, мы можем, отвлекаясь от своих переживаний переключаться на переживания других. В-третьих, нас толкает на выражение сочувствия общепринятые правила. Под правилами имеются в виду ожидания социума, которые диктуют конкретное поведение и эмоциональную реакцию. Можно описать это как тактичность, воспитанность и человечность.

Умение сочувствовать окружающим является ключевой чертой в характере практикующего психолога. Карл Роджерс считал, что без этого качества работа психолога будет невозможной. Он описывает, что сочувствие (сопереживание, эмпатия) – это фундаментальная черта терапевта в терапевтических взаимоотношениях с пациентом, и основное требование для личностных изменений самого клиента.

Характеристика сочувствия Роджерса была следующей: феномен является сложным процессом, включающий осознание роли, переживаний и принципов индивида. Однако нужно осознавать, что это не примитивное признание переживаний человека, а также умение вовремя выйти за грани возникшей ситуации и оценить ее с нового ракурса.

Сочувствие и сострадание очень нередко употребляются как синонимы, но можно описать разницу в этих терминах так: сострадание – это ощущение грусти, а сочувствие – душевное состояние, способное привнести в жизнь чувство радости.

Что лучше?

Проявляя сочувствие, некоторые могут лишь нагнетать обстановку. Гораздо лучше, если сочувствующий начинает действовать, чтобы оказать реальную помощь. Именно умение сострадать определяет деятельность человека в области волонтерства. Каждый человек вправе самостоятельно принимать решения, в какой деятельности он бы хотел принимать активное участие.

Разница между человеком, который умеет сострадать и тем, кто этого никогда не делал, состоит в том, что первый переживает эмоциональные трагедии других людей и не хотел бы оказаться на их месте. Именно такое мышление и останавливает человека, чтобы не совершать плохие поступки.

В чем разница между сочувствием и состраданием?

Сочувствие, сочувствие и сострадание часто используются как синонимы, но это не одно и то же. Сочувствие — это чувство беспокойства для кого-то другого и желание стать счастливее или лучше, в то время как сочувствие включает разделение эмоций другого человека.

Сострадание — это эмпатическое понимание чувств человека, сопровождаемое альтруизмом, или желание действовать от его имени.

Грани проявления

Не все люди могут проявлять сострадание искренне, а происхождение этого чувства в данном случае направлено на выработку болезненной привязанности. Во время манипуляций сострадающий становиться агрессивным и злым, поэтому восприятие жертвы меняется, и она просто не может самостоятельно уйти.

Некоторые люди не способны сострадать правильно из-за мягкости характера, что приводит к манипуляции. В конечном итоге окружающие этим пользуются, прося постоянно моральной и материальной помощи.

Взявшись помогать, поставьте себя на место нуждающегося, но не выполняйте все за него. Человек должен самостоятельно справиться с проблемой, а вы должны лишь немного его подтолкнуть. Сочувствие и сострадание — важные чувства, без которых в цивилизации было бы гораздо сложнее.

Чтобы научиться состраданию, необходимо уметь разбираться в психологии людей. Этому может научить курс Викиум «Менталист».

Как дети развивают сочувствие?

Младенцы демонстрируют понимание того, что действия людей руководствуются намерениями, и могут действовать в соответствии с этим пониманием до 18 месяцев, в том числе пытаются утешить родителей.

Более сложные рассуждения о мыслях других людей развиваются примерно к 5 или 6 годам, и исследования показывают, что родители, которые поощряют и моделируют сочувствие, воспитывают более чутких детей.

Качества людей, которые способны сострадать

Что такое сострадание - фото 4

  • милосердием – способностью оказания любой помощи другим без корысти для себя (перевести старика через дорогу, подарить улыбку прохожему, поделиться с нуждающимися людьми и т.д.). Милосердные люди излучают позитив и испытывают добрые намерения;
  • добротой – способностью действовать искренне на благо кого-то, проявлять заботу о ком-то (например, добрый тот, кто запрещает кушать много сладкого своему ребенку, ведь он переживает за его здоровье);
  • уважением – качеством, без которого сострадать невозможно. Не уважающий окружающих человек может только жалеть, демонстрируя снисходительность и свое преимущество. Только уважать чужие муки и боль, мы можем проникнуться страданием другого, и тем их облегчить;
  • терпением – способностью доказать свое бескорыстие, веру во благо намерений и действий. К сожалению, добрые поступки не всегда ценятся и принимаются окружающими;
  • любовью – многогранным чувством, без которого сострадать невозможно. Настоящей любви не страшны никакие преграды, помехи, она преодолевает и даже то, что разум наш не способен побороть.

Можем ли мы развить сочувствие?

Исследователи считают, что люди могут развивать сочувствие и уделять ему приоритетное внимание. Люди, которые проводят больше времени с людьми, не похожими на них самих, склонны более сочувствовать другим.

Другое исследование показывает, что чтение романов может помочь развить способность запоминать себя другим. Также было показано, что медитация помогает развивать состояния мозга, повышающие эмпатию.

Необходимые чувства

Важно понять, что сострадание не является одномерной характеристикой – это комплексное чувство. В его основе лежит большое количество базовых эмоций.

  • Милосердие. О природе и характере данной черты личности можно судить уже по названию, в буквальном понимании она характеризует «милое сердце» человека. Милосердный человек всегда предложит бескорыстную и безвозмездную помощь. Кроме того, милосердие в обязательном порядке предусматривает под собой умение прощать и забывать плохое, не держать зла.
  • Доброта. Абсолютное большинство людей ассоциирует доброту с заботливостью. При этом следует иметь в виду, что не всегда данные чувства являются очевидными. Например, родительская забота порой может выглядеть как ограничения или излишняя строгость, но на самом деле она просто имеет долгосрочный, а не желаемый краткосрочный, эффект.
  • Уважение. Если человек проявляет истинное и искреннее сострадание, одновременно он проявляет и уважение. Если такого качества нет, то сострадание подменяется жалостью. Можно сделать вывод о том, что уважение и понимание являются неотъемлемыми характеристиками сострадания.
  • Терпение. Сострадание в обязательном порядке сочетается с терпением. Если человек терпелив по отношению к другим, к их недостаткам и негативным характеристикам, то его можно назвать сострадающим.
  • Любовь. Очевидно, что основой сострадания, как и всех других положительных характеристик человека, является любовь (как к себе, так и к окружающим). Любовь при этом должна быть всеобъемлющей и всепрощающей. Кроме того, наиболее ярко любовь проявляется в том случае, когда сострадание выражается не к близким и знакомым, а к посторонним людям.

Таким образом, человек, который является сострадательным, в обязательном порядке должен проявлять и целый ряд других сопутствующих качеств своего характера.

Нужно ли учиться сочувствию

Сочувствие и сострадание граничат с такими человеческими чертами как – эмпатия, отзывчивость, сопереживание и другие позитивные качества, которые имеют влияние на становление полноценной личности. Все хотят видеть людей способных на добрые, бескорыстные и искренние поступки, может ли это быть без сочувствия?

Старайтесь разъяснять ребенку, что все вокруг ощущают боль и обиду, обговаривайте свои чувства, можно вместе с ребенком каждому чувству присвоить свой цвет, это будет интересно как крохе, так и вам. При возникновении разногласий стоит обсудить, почему так выходит и что переживает из участников конфликта.

Родительский дом должен быть наполнен атмосферой покоя и умиротворенности. Если ребенок проявил злость к вам или окружающим, спросите, что именно вызвало ее, как возможно изменить эту ситуацию. Ребенок, которому с детства прививалось сочувствие и сострадание, не будет грубо обращаться с животными, обижать младших и вообще доказывать свою правоту кулаками.

Объясните ребенку, что выражение сочувствия это не проявление слабости, а показатель интеллекта и правильного воспитания. Если вы покажите, как можно выразить сочувствие, то в дальнейшем кроха, прежде всего, будет заботиться о чувствах других, и будет искать выход, не прибегая к агрессии.

Отличным способом воспитания у ребенка сострадания и сочувствия могут стать книги. Во всех сказках есть персонажи, которые переживают всю гамму эмоций: страх, злость, жалость, сострадание и сочувствие. Отправляясь в путешествие с любимыми героями, ребенок научится проявлять доброту.

Повзрослев, мы сталкиваемся с жестокостью, которая объясняется тем, что отдельным людям не свойственно сочувствие. С людьми такого характера тяжело контактировать, они грубы, эгоистичны и не щадят чувства окружающих. Очень часто корень проблемы, как раз и уходит в детство, они не имели пример родителя, который бы показал, как выразить сочувствие (во многих случаях такие люди зажаты и эмоционально закрыты).

Таких личностей избегают и стараются держать на расстоянии. Но вы можете помочь с этим справиться, показывая, что сочувствие и сострадание это норма жизни. Подавляемые эмоции накапливаются внутри нас и могут принести вред здоровью. Для достижения душевного покоя, умиротворения и гармонии с собой и миром, не бойтесь проявлять свои эмоции.

Отличие от жалости

Сострадать и жалеть – это разные, даже противоположные понятия. Но иногда их путают. Например, возьмем скорбящих родственников возле тяжелобольного человека, что они чувствуют? Родственники жалеют больного. А это только усугубляет страдания тяжелобольного человека.

Таким образом, негативные эмоции точно в такой ситуации не помогают. Сострадать – это облегчать состояние больного, отвлекать, переключать внимание на позитив. И это действительно работает. Положительный настрой, в самом деле, чудотворный. Другими словами, жалеть – это бездействовать и разрушать, а сострадать – оказывать помощь, исцелять.

Читайте нашу статью «Дыхательные практики: характерные черты основных техник».

Понятие в буддизме

В буддизме термин сострадать определяется желанием индивида раствориться в положительных или отрицательных чувствах другого человека. В данном случае человек просто стремится перенять эмоции другого, чтобы как-то ему помочь. Сопереживание и сострадание не относится к определенному человеку, ведь данные эмоции личность может испытывать и к абсолютно незнакомому человеку.

Одним из самых ярких примеров сострадательности в буддизме является переживание буддиста относительно погибших на войне людей. Он начинает активную деятельность, помогая пострадавшим, и выражает сочувствие.

Сострадание как социально-философский феномен

1. Аникеев, А.Н. О материалистических традициях в индийской философии / А.Н. Аникеев. М. : Наука, 1965. — 260 с.

2. Антология мировой философии : в 4 т. — М.: Мысль, 1970. — Т. 2. 776 с. ;:

3. Антология феноменологической философии в России / Под общ. ред. и предисл. И.М. Чубарова. М. : Логос, 1997. — Т. 1. — 513 с. — ISBN 57333-0455-3.

4. Апресян, Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р.Г. Апресян. М. : Ин-т философии РАН, 1995. — 353 с. — ISBN 5-201-01862-9.

5. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Соч.: в 4 т. — М. : Мысль, 1983. Т. 4. — С. 53-293 .

6. Аристотель. Политика / Аристотель // Соч.: в 4 т. — М. : Мысль, 1983.-Т. 4.-С. 375-644.

7. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории /

8. Аристотель. -Мн. : Литература, 1998. 1391 с. — ISBN 985-437-401-7.f

9. Бахтин, М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья н Ренессанса / М.М. Бахтин. -М. : Художественная литература, 1990. 541 с. -ISBN 5-280-00710-2.

10. Бердяев, H.A. О назначении человека (Опыт парадоксальной этики) / H.A. Бердяев. Париж, 1931. — 132 с.

11. Бердяев, H.A. Откровение о человеке в творчестве Достоевского / H.A. Бердяев // Русская мысль, 1918. С. 39-61.

12. Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового завета / С рус. пер. с паралл. местами и словарем. — М. : Российское Библейскоегобщество, 2002. 292 с. — ISBN: 5-85524-073-8.

13. Биофилософия / РАН, Ин-т философии ; ред. А. Г. Шаталов М.: Ифран, 1997. — 267 с. — ISBN 5-201-01930-7.

14. Блок, М. Апология истории или ремесло историка / М. Блок. — М. : Наука, 1986. 256 с. — (Памятники исторической мысли).

15. Богданов, А. А. Всеобщая организационная наука (Тектологпя). / A.A. Богданов. Л. ; М. : Книга, 1925. — Ч. 1. — 300 с.

16. Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М. : Наука, 1969.-410 с.

17. Богомолов, A.C. Античная философия / A.C. Богомолов М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 368 с.

18. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. -М. : Республика, 1994.-415 с. ISBN 5-250-02140-9.

19. Вебер, М. Избранное. Образ общества.: Пер. с нем. / М. Вебер. — М. : Юрист, 1994. 704 с. — ISBN 5-7357-0048-0.

20. Васильев, JI.C. Культы, религии, традиции в Китае / JT.C. Васильев. М. : Наука, 1970. — 483 с.

Как быть Леди:  Плюсы пессимизма и минусы оптимизма | Саморазвитие | Наша Психология

21. Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. М. : Наука, 1988. -752 с. — ISBN 5-02-008001-2.

22. Гадамер, Х.-Г. Телевидение породит новых рабов / Х.-Г. Гадамер // Литературная газета. — 1997. 23 июля. — С. 7.

23. Гаспаров, M.JJ. Поэзия вагантов: вступ. статья. / М.Л. Гаспаров // Поэзия вагантов М. : Наука, 1975. — 606 с.

24. Гегель. Сочинения / Гегель. -М. ; Л., 1929-1959. Т. 1-14.

25. Геном клонирование, происхождение человека/под общ. Ред. Л.И. Курочкина. -Фрязино: ВЕК2, 2004. 224 с. — (Наука для всех). — ISBN 5-85099-138-7.

26. Гоббс, Т. Соч. Соч.: в 2 т. / Т. Гоббс. М. : Наука, 1991. — Т. 2. -688 с. — ISBN 5-244-00020-9.

27. Гулыга, A.B. Немецкая классическая философия / A.B. Гулыга. 2-е изд., испр. и доп. — М. : Рольф, 2001. — 416 с. — ISBN 5-78360447-х.

28. Гусейнов, A.A. Великие моралисты / A.A. Гусейнов. М. : Республика, 1995. — 351 с. — ISBN 5-250-02541-2.

29. Гусейнов, A.A. Возможно ли моральное обоснование насилия /г

30. A.A. Гусейнов // Вопросы философии. 2004. — № 3. — С. 19-27.

31. Гусейнов, A.A. Этика / A.A. Гусейнов, Р.Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2002. 472 с. — ISBN 5-8297-0012-3.

32. Дарвин, Ч. Происхождение человека и половой отбор / Ч. Дарвин. -Спб. : Наука, 1991.-568 с.-ISBN 5-02-026166-1.

33. Дойч, К. Основные изменения в политологии / К. Дойч // Политические отношения: прогнозирование и планирование. Ежегодник, 1977. М. : Наука, 1979. — 231 с.

34. Достоевский, Ф.М. Бесы / Ф.М. Достоевский. JI. : Лениздат, 1990. — 639 с. — ISBN 5-289-00619-2.

35. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский // Собр. соч. Л. : Наука, Ленингр. отд., 1991. — Т. 9. — 569 с. — 5-02-028078-х.

36. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч. в 15т./ Ф.М. Достоевский. -Л. : Наука, 1976.

37. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. / Ф.М. Досгоевскрш -Л. : Наука, 1981.

38. Т. 22.-407 е.; Т. 23.-423 с.

39. Дробницкий, О.Г. Моральная философия: Избр. труды. / Сост. Р.Г. Апресян / О.Г. Дробницкий. М. : Гардарики, 2002. — 523 с. — ISBN 58297-0099-9.

40. Дубинин, Н.П. Генетика, поведение, ответственность / Н.П.

41. Дубинин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев. М. : Политиздат, 1982. -303 с.

42. Ефимов, В.Т. Этика и моралеведение / В.Т. Ефимов // Вопросы философии. 1982. — №2. — С. 67-75 .

43. Зарубина, H.H. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности /Щ.Н. Зарубина // Социс. 2005. — № 7 (255). — С. 13-21.

44. Зиновьев, A.A. Зияющие высоты / A.A. Зиновьев. М. : Изд-во ПИК, 1990. — Т. 1. — 320 с. — ISBN 5-227-00643-1.

45. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. М. : Художественная литература, 1987. — 191 с.

46. История зарубежной литературы. Раннее средневековье. Возрождение: под общ. ред. В.М. Жирмунского. М. : Учпедиздат, 1959. -560 с.

47. История китайской философии : пер. с кит. / общ. ред. и послесл. М.Л. Титаренко.-М. : Прогресс, 1989.-552 с. ISBN 01-001036-4.

48. История этических учений: учебник / под ред. A.A. Гусейнова. -М. : Гардарики, 2003. 911 с. — ISBN 5-829-0167-7.

49. История философии: Энциклопедия. — Мн. : Интерпрессервис;

50. Книжный Дом, 2002. 1376 с. — (Мир энциклопедий). — ISBN 985-6656-20-6.

51. Кавелин, К. Наш умственный строй / К. Кавелин М. : Правда, 1989. — 420 с. — (Из истории отечественной философской мысли).

52. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. СПб. : Петрополис, 1997. — 205 с. — ISBN 5-224020-013-3.

53. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство /А. Камю. -М.: Политиздат, 1990.-415 с. ISBN 5-250-01279-5.

54. Кант, И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Кант И. Трактаты и письма / И. Кант. М., 1980. — С. 292-297 .

55. Кант, И. Основы метафизики нравственности // Соч.: в 6 т. / И.

56. Кант. М. : Мысль, 1965. — Т. 4. Ч. 1 — С. 219-310 .

57. Кант, И. Собр. соч. в 8 т. / И. Кант. М. : ЧОРО, 1994. — Т. 4. -395 с. — ISBN 5-06-005708.

58. Кант, И. Соч.: В 6 т. / И. Кант. М. : Мысль, 1964. -Т. 1 -798 е.;- Т. 3 799 е.;- Т. 4 ч. 1 457 с.

59. Карапешянц, A.M. Первоначальный смысл основных конфуцианских категорий / A.M. Карапетянц // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М. : Наука, 1982. — С. 88-263 .

60. Киркегор, С. Наслаждение и долг / С. Киркегор. СПб., 1894. -380 е.; — Киев : Airland, 1994. — 504 с. — ISBN 966-2415-13-1.

61. Классическая йога («Иога-сутра» Патанджали и «Вьяса-бхашья») / пер. с санскр., введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. — М. : Наука, Гл. ред. вост. лит-ры, 1992. 260 с. -ISBN 5-02-017601.

62. Кон, КС. Введение в сексологию / И.С. Коп. М. : Медицина, 1988. — 320 с. — ISSN/ISBN 5-225-00129.

63. Коплстон, Ф. История философии. XX век / Ф. Коплстон ; пер. с а игл. П.А. Сафронова. М. : Центрполиграф, 2002. — 269 с. — ISBN 5-95240049-3.

64. Кропоткин, П.А. Взаимная помощь, как фактор эволюции / П.А. Кропоткин. СПб. : изд. тов-ва «Знание», 1907. — 351 с.

65. Кропоткин, П.А. Этика : изб. тр. / П.А. Кропоткин. М. : Политиздат, 1991. -496 с. — ISBN 5-250-01295-7.

66. Къеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. М. : Республика, 1993.-383 с.-ISBN5-250-01827-0.

67. Кэмпбелл, Д.Т. Социальные диспозиции индивида и их групповаяфункциональность: Эволюционный аспект / Д.Т. Кэмпбелл

68. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М. : Наука, 1979.-С. 76-102.

69. Локк, Дж. Соч.: В 3 т. / Дж. Локк. М. : Мысль, 1985. — Т. 2. -560 с.

70. Лоренц, К. Врожденный запрет на братоубийство / К. Лоренц //t

71. Лит. газета. 1974. — 16 янв. — С. 7.

72. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц М. : Прогресс -Универс, 1994. — 272 с. — 5-01-004949-8.

73. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон / А.Ф. Лосев. М. : Искусство, 1969. — 715 с.

74. Лосский, И.О. Избранное / Н.О. Лосский ; АН СССР, Ин-т философии М. : Правда, 1991. — 622 с. — (Из истории отечественной философской мысли).

75. Макинтайр, А. После добродетели: Исследования теории морали ; пер. с англ. В.В. Целищева / А. Макинтайр. М. : Академический Проект ; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 384 с. — ISBN 5-8291-0084-3.

76. Мамут, Л.С. Государство в ценностном измерении ; ин-т госуд. и права /Л. С. Мамут.-М. : Норма, 1996.-48 с. ISBN 5-89123-218-9.

77. Маркс, К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 23.

78. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. М. : RELF-book, 1994. — 368 с. — ISBN 5-87983-016-0.

79. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против» / Н.И. Киященко и др. М. : Гуманитарий, 2003. — 512 с. — ISBN 5-89221-048-0.

80. Материалисты Древней Греции. — М. : Госполитиздат, 1955. — 238 с.

81. Мейер, Д.И. Русское гражданское общество / Д.И. Мейер. М. : Статут, 1997. — Т. 2. — 232 с. — ISBN 5-89398-007-7.

82. Мережковский, Д.С. Больная Россия: Избранное / Д.С. Мережковский. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. — 269 е.: ил. — (История российской культуры). — ISBN 5-288-00964-3.

83. Мифы Древней Индии. Бхагаватгита. — М. : Кристалл, 2000. 512 с. (Библиотека мировой литературы). — ISBN 5-306-00062-2.

84. Момджян, К.Х. Социум. Общество. История / К.Х. Момджян. -М.: Наука, 1995. 256 с. — ISBN 5-7133-1167-8.

85. Нарский, С. Западноевропейская философия XVII века / С.

86. Нарский М. : Высш. шк., 1974. 402 с.1

87. Назарчук, A.B. Этика глобализирующегося общества / A.B. Назарчук. -М. : Директмедиа Паблишинг, 2002. 381 с. — ISBN 5-94865-0014.

88. Ницше, Ф. Антихристианин / Ф. Ницше // Сумерки богов. М. : Прогресс, 1989.-С. 17-93.

89. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего // Соч.: в 2 т. / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990. — Т. 2. — С. 238^406. -ISBN 5-244-00138-8.

90. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. — 297 с. — ISBN 5-211-01926-1.

91. Новак, Я.А. Социобиология и принцип социогенеза с точки зрения биологии и философии / Я. А Новак // Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. — М. : Наука, 1984. С. 226232.

92. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред. Степина B.C. М. : Мысль, 2001. — Т. 4. — 605 с. — ISBN 5-244-00965-6.

93. Носов, Е. Что мы переживаем? / Е. Носов // Лит. газета. 1988. — 20 апр.-С. 13.

94. Овидий. Метаморфозы / Овидий. — М. ; Л. : Госполитиздат, 1938.-366 с.

95. Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства / X. Ортега-и-Гассет. М. : Радуга, 1991. — 639 с. — ISBN 5-05-002557-5.

96. Ортега-и-Гассет, X Что такое философия / X. Ортсга-и-Гассет. -М. : Наука, 1991.-408 с.-ISBN 5-02-008115-9.

97. Оруэлл, Д. 1984 / Д. Оруэлл. СПб. : Азбука-классика. 2004. -420 с. — ISBN 5-267-00633-5.

98. Панарин, A.C. Искушение глобализмом / A.C. Панарин. М. : Русский национальный фонд, 2000. — (Серия: «Россия и мир: итоги XX века». Альманах). — 374 с. — ISBN 5-94191-001-0.

99. Парсонс, Т. Научная дисциплина и дифференциация пауки / Т. Парсонс, Н. Сторер У/ Научная деятельность: Структура и институты. М. : Наука, 1980.-С. 27-55.

100. Писарев, Д.И. Сочинения: в 4 т. / Д.И. Писарев. М. : Госполитиздат, 1955. —Т. 1.-511 с.

101. Платон. Сочинения: в 3 т. / Платон. — М. : Мысль, 1971. — Т. 2. — 610 с.

Как быть Леди:  7 вопросов, которые помогут уменьшить число конфликтов в отношениях

102. Плюскин, Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции: Теоретико-методологический анализ / Ю.М. Плюскин. — Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1990. 240 с . — ISBN 5-02-029596-5.

103. Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. B.C. Нерсесянц. М. : Эдиториал УРСС, 2000. — 256 с. — ISBN 83600065-4.

104. Попов, Б.Н. Особенности философского знания / Б.Н. Попов. -Якутск : ЯФ Изд-ва СО РАН, 2001.- 168 с.

105. Попов, Б.Н. Роль образования в культурном мире человека / Б.Н. Попов // Наука и образование. 1999. — № 3. (15). — С. 30-32.

106. Попов, Б.Н. Философия воспитания: учеб. пос. для студентоввузов / Б.Н. Попов. М. : Академия, 2000. — 150 с. — ISBN 5-75130697-х.

107. Попов, Б.Н. Этика / Б.Н. Попов. М. : Академия, 1999. — 190 с. -ISBN 5-06-003703-7.

108. Разин, A.B. Этика: история и теория. Учебное пособие для вузов /

109. A.B. Разин. -М. : Академический Проект, 2002. 496 с. — ISBN 5-8291-01823.

110. Розанов, В.В. Уединенное / В.В. Розанов ; АН СССР, Ин-т философии М. : Правда, 1990. — Т. 2.-710 с. — (Из истории отечественной философской мысли).

111. Ролз, Дж. Теория справедливости ; пер. изд.: A theory of justice / J. Rawls/ Дж. Ролз. Новосибирск : Изд-во НГУ, 1995. — 535 с. — ISBN 586091-165-3.

112. Руссо, Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Ж.Ж. Руссо. М. : Терра-Книжнйй клуб, 2000. — 544 с. — ISBN 5-273-00164-1.

113. Руссо, Ж.Ж. Трактаты / Ж.Ж. Руссо. М. : Наука, 1969. — С. 704.

114. Рьюз, М. Дарвинизм и этика / М. Рьюз, Э. Уилсон // Вопросы философии. 1987.-№ 1.-С. 99-104.

115. Сартр, Ж.П. Экзистенциализм — это гуманность / Ж.П. Саргр // Сумерки богов. М. : Изд-во полит, лит-ры, 1989. — С. 319-344 .

116. Семеренко, PIJI. Афоризмы Конфуция / И.И. Семеренко. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 304 с.

117. Скворцов, A.A. Русская религиозная этика войны XX века / A.A. Скворцов. -М. : МАКС Пресс, 2002.-224 с. ISBN 5-317-00551-5.

118. Соловьев, B.C. Оправдание добра. Нравственная философия /

119. B.C. Соловьев. -М. : Республика, 1996.-476 с. ISBN 5-250-02614-7.

120. Сорокин, П.А. Система социологии. Т. I. Социальная аналитика. Ч. 1. Учение о строении простейшего (родового) социального явлення / П.А.

121. Сорокин. — Пг. : Изд-во тов-ва «Колос», 1920. 360 с.

122. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / ГХ.А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. — 543 с. — ISBN 5-250-01297-3.

123. Сосновская, Н.Ф. Проблема добра и зла в этических взглядах Ф.М. Достоевского: автореф. дис. . канд. фил. наук / Сосновская Н.В. Л., 1975.-22 с.

124. Спенсер, Г. Основания социологии. Данные социологии / Г. Спенсер. Спб. : Изд. И.И. Билибина, 1876. — Т. 1.-511 с.

125. Спенсер, Г. Социальная статика: Изложение социальных законов, обуславливающих счастье человечества / Г. Спенсер. СПб. : Изд. Врублевского В., 1906. — 536 с.

126. Спиноза, Б. Этика, доказанная в геометрическом измерении // Избранные произведения: в 2 т. / Б. Спиноза. — М. : Политиздат, 1957. — Т. I. -С. 359-618.

127. Титаренко, А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования / А.И. Титаренко. М. : Мысль, 1974. -278 с.t

128. Толстой и традиции ненасилия в XX веке: Материалы симпозиума ИФ РАН. -М. : ИФРАН, 1995. С. 40-350.

129. Толстой, H.H. Путь жизни / Л.Н. Толстой. М. : Республика, 1993. — 437 с. — ISBN 5-250-01940-4.

130. Торчинов, Е.А. Даосизм. «Дао дэ цзин» ; пер. Е.А. Торчинова. / Е.А. Точинов. СПб. : Центр «Петербургское востоковедение», 1999. — 288 с. -ISBN 5-85803-130-7.

131. Упанишады ; пер. с санкр., предисл. и коммент. А.Я. Сыркина. — М. : Наука, 1967. 336 с.г

132. Философский энциклопедический словарь. М. : Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.

133. Фрейд, 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры / 3. Фрейд. М. : Алетея, 1997. — 222 с. — ISBN 5-7390-0519-1.

134. Фромм, ‘ Э. Человек для себя ; пер. с англ. и послесл. JT.A. Чернышевой / Э. Фромм. Мн. : «Коллегиум», 1992. — 253 с. — ISBN 5-88388002-9.

135. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. М.: Касталь, 1996. — 448 с. — ISBN 5-85374-006-7.

136. Хабермас, Ю. Примирение через публичное употребление разума. Замечания о политическом либерализме Джона Роулса / Ю. Хабермас // Вопросы философии. 1994. — № 10. — С. 53-67.

137. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М. : Ad Marginem, 1997.-451 с.-ISBN 5-88059-021-6.

138. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Время и бытие. Статьи и выступления. М. : Республика, 1993. — С. 27-36.

139. Хрестоматия по психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М. : Изд-во МГУ, 1980. — 296 с.

140. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. М. : Прогресс, 1992.-340 с.-ISBN 5-8029-0415-1.

141. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. М. : Прогресс, 1973.-343 с.

142. Шейнма’н-Топштейи, С.Я. Платон и ведическая философия / С.Я. Шейнман-Топштейн. -М. : Наука, 1978. — 178 с.

143. Шелер М. Избранные произведения / М. Шелер. М.: Изд-во «Гнозис», 1994. — 490 с. — ISBN 5-7333-0447-2.

144. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей / М. Шелер. СПб.: Университетская книга, 1999. — 230 с. — ISBN 5-02-026812-7.

145. Шердаков, В.Н. Сострадание / В.Н. Шердаков // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и A.A. Гусейнова. М.

146. Гардарики, 2001. С. 452-453.

147. Шишов, О.Ф. Смертная казнь в истории России / О.Ф. Шишов // Смертная казнь: за и против / Под ред. С.Г. Келиной М. : Юридическая литература, 1989. — 527 с. — ISBN 5-7260-0150-8.

148. Шмит, К. Понятие политического / К. Шмит // Вопросы социологии. 1992. 1. — С. 92 — 102.

149. Шопенгауэр, А. Поли. собр. соч.: В 9 т. / А. Шопенгауэр. М. : Изд.-во Д.П. Ефимова, 1910-T. IV-612 с.

150. Шопенгауэр, А. Собрание сочинений: в 5-ти т. / А. Шопенгауэр. -М. : Московский клуб, 1992. Т. 1. — 395 с. — ISBN 5-7642-0004-0.

151. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр.- М. : Республика, 1992. 448 с. — ISBN 5-250-01826-7.

152. Эко, У. Пять эссе на темы этики ; пер. с итал. Е.А. Костюкевич / У. Эко. СПб. : «Симпозиум», 2002. — 158 с. — ISBN 5-89091-210-0.

153. Эспинас’, А. Социальная жизнь животных: Опыт сравнительной психологии с прибавлением краткой истории социологии / А. Эспинас. — СПб. : Тип. Д-ра М.А. Хана, 1882. 496 с.

154. Этика: Учебник / Под общ. ред. A.A. Гусейнова и E.JI. Дубко. -М. : Гардарики, 1999.-493 с. ISBN 5-8297-0030-1.

155. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и A.A. Гусейнова. М. : Гардарики, 2001. — 671 с. — ISBN 5-8297-0049-2.

156. Эфроимсон, В.П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) / В.П. Эфроимсон // Новый мир. — 1971. — № 10.-С. 193-213. ‘

157. Юдин, Б.Г. О человеке, его природе и его будущем / Б.Г. Юдин // Вопросы философии. 2004. — № 2. — С. 16-28.

158. Юсим, М.А. Этика Макиавелли / М.А. Юсим. М. : Наука, 1990.- 158 с. ISBN 5-02-009007-7.146. Ясперс, К. Введение вмлософию / К. Ясперс. Мн. :

159. Пропилеи, 2000. 194 с. — ISBN 985-6329-36-1.

160. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М. : Изд-во полит, лит-ры, 1991. — 526 с. — (Серия «Мыслители XX века») — ISBN 5-25001357-0.

161. Apel K. -O. The Ecological Crisis asa Problem of Discourse Ethics / K. Apel // Oefsti AJ (ed.) Ecology and Ethics. A Report from the Melbi Conference, 18-23 Juli 1990. Vitenskap, 1990. — 231 p.

162. Chan Wing-tsit. A. Sourse Book in Chinese Philosophy / A. Chan Wing-tsit. Princeton; L., 1963.-738 p.

163. Scweitzer A. Out of My Life and Thought. An Autobiography / A. Scweitzer. N. Y., 1963.- 147 p.

164. Trivers R.I. The Evolution of Reciprocal Altruism / R.I. Tri vers // SBD.-P. 213-226.

165. Wilson E.O, Sociobiology: The New Synthesis / E.O. Wilson. -Cambridge (Mass), 1975. 548 p.1. На английском языке:

Хорошо или плохо

Существует множество разнообразных мнений относительно сочувствия и сострадания. Одни считают, что сочувствовать и сострадать не нужно. Другие же уверены, что с помощью подобных чувств можно легко паразитировать на сильных людях.

Одним из самых простых примеров является получение женщиной денежной помощи от своей подруги, которая является более успешной и постоянно выслушивает недовольство о качестве жизни знакомой. Таким образом действия женщины направлены лишь на получение финансовой помощи от сочувствующей подруги, при этом она абсолютно ничего не делает.

Каждый человек вправе самостоятельно решать, хочет ли он испытывать сочувствие по отношению к кому-то или нет. Не всегда доброе слово и помощь могут быть во благо, а иногда они могут привести к еще более печальным последствиям. Понятие сочувствия каждый рассматривает для себя индивидуально. Кто-то окунается с головой в чужие проблемы и начинает деятельный процесс, другие же просто абстрагируются.

Чем отличается от жалости?

Разница между такими чувствами, как жалость и сострадание, является колоссальной. Многие даже воспринимают данные характеристики человека как противоположные друг другу. Считается, что сама по себе жалость – деструктивное (разрушающее) чувство.

Сострадательная энергия (в отличие от жалостливой) помогает человеку справиться с трудностями, увеличивает бодрость духа. Чувство сострадания помогает найти выход даже из самой сложной ситуации.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий