Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 4. Уровни мышления/интеллекта » ИНТЕЛРОС

Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 4. Уровни мышления/интеллекта » ИНТЕЛРОС Женщине

Девять типов интеллекта: узнай свой

1. Визуально-пространственный интеллект

Не каждый может создавать в своей голове 3D-модели, решая геометрическую задачу или рисуя объемное изображение. Такая способность характерна для людей с визуально-пространственным интеллектом.

Сильные стороны: создание визуальных и пространственных образов, легкое оперирование ими. 

Характеристики человека: 

  • любит читать, писать, рисовать;
  • быстро собирает пазлы;
  • хорошо интерпретирует картинки, графики и диаграммы;
  • запоминает карты и ориентируется на местности.

 Потенциальная карьера:

  • архитектор;
  • художник;
  • инженер.

2. Лингвистически-вербальный интеллект

Этот вид интеллекта относится к способности человека эффективно использовать слова, чтобы выразить то, что он имеет в виду.

Сильные стороны: эффективная работа с информацией, быстрое изучение языков и письма.

Характеристики человека:

  • хорошо запоминает письменную и устную информацию;
  • любит читать и может написать хороший текст;
  • произносит убедительные речи;
  • умеет хорошо объяснять;
  • часто использует юмор, рассказывая истории.

Потенциальная карьера:

  • писатель или журналист;
  • юрист;
  • учитель.

3. Логико-математический интеллект

Обычно наиболее очевидными показателями, используемыми при определении интеллекта, являются логические и математические способности. В концепции Гарднера — это один из типов интеллекта.

Сильные стороны: способность распознавать закономерности и анализировать информацию, концептуальное мышление и быстрое решение математических задач. 

Характеристики человека:

  • отличные навыки решения проблем;
  • мыслит абстрактно;
  • любит проводить научные эксперименты;
  • хорошо решает сложные вычисления.

Потенциальная карьера:

  • ученый;
  • математик;
  • программист;
  • инженер;
  • бухгалтер.

4. Телесно-кинестетический интеллект

Высокая координация сознания и тела присуща людям с телесно-кинестетическим интеллектом. 

Сильные стороны: высокая двигательная активность, четкая координация, ловкость, тактильная память. 

Характеристики человека:

  • хорошо танцует и любит спорт;
  • любит создавать вещи своими руками;
  • отличная физическая координация;
  • физическая выносливость.

Потенциальная карьера: 

  • танцовщик;
  • строитель;
  • скульптор;
  • актер.

5. Музыкальный интеллект

Если у человека есть талант разбирать музыкальные композиции на элементы и отслеживать все звучащие в ней инструменты, то он обладатель музыкального интеллекта. 

Сильные стороны: чувство ритма, слух и музыкальный талант.

Характеристики человека:

  • любит петь и играть на музыкальных инструментах;
  • легко угадывает музыкальные композиции;
  • хорошо запоминает песни и мелодии;
  • понимает музыкальную структуру, ритм и ноты.

Потенциальная карьера: 

  • музыкант;
  • композитор;
  • певец;
  • учитель музыки.

6. Межличностный интеллект

Эмоции тесно связаны с вашим интеллектом. Межличностный интеллект относится к способности ощущать чувства других людей, а также понимать мотивы их поведения.

Сильные стороны: эмпатия и взаимодействие с другими людьми.

Характеристики человека:

  • умеет оценивать эмоции, мотивы, желания и намерения окружающих;
  • хорошо коммуницирует;
  • имеет навык в невербальном общении;
  • видит ситуации с разных точек зрения;
  • создает позитивные отношения с другими;
  • способен разрешать конфликты.

Потенциальная карьера: 

  • психолог;
  • консультант;
  • коуч;
  • продажник;
  • политик.

7. Внутриличностный интеллект

Самосознание также является формой интеллекта. Если человек понимает себя, свои желания, знает, что чувствует и почему он это чувствует, то с уверенностью можно сказать, что он обладает внутриличностным интеллектом.

Сильные стороны: самоанализ и саморефлексия.

Характеристики человека:

  • хорошо понимает свои сильные и слабые стороны;
  • любит анализировать теории и идеи;
  • отличное самосознание;
  • четко определяет свое эмоциональное состояние.

Потенциальная карьера: 

8. Натуралистический интеллект

Способность «читать» и понимать природу и всех живых существ, населяющих ее, является главной характеристикой натуралистического интеллекта.

Сильные стороны: способность к изучению окружающей среды.

Характеристики человека:

  • интересуется такими предметами, как ботаника, биология и зоология;
  • хорошо разбивает информацию на категории;
  • может наслаждаться кемпингом, садоводством, походами и прогулками на свежем воздухе;
  • не любит изучать незнакомые темы, не имеющие отношения к природе.

Потенциальная карьера: 

  • биолог;
  • защитник природы;
  • садовник;
  • фермер.

9. Экзистенциальный интеллект

«Почему и зачем мы живем?», «что происходит с нами после смерти?» — типичные вопросы для человека с экзистенциальным интеллектом.
Сильные стороны: глубокая чувствительность и высокая способность решать фундаментальные вопросы в сочетании со страстью к поиску ответов на эти вопросы.

Характеристики человека:

  •  ищет ответы на вопросы о смысле жизни;
  • склонен к постоянным рассуждениям;
  • любит дискуссии и споры;
  • изучает концепции и идеи других людей.

Потенциальная карьера: 

  • психоаналитик; 
  • религиозный деятель;
  • художник;
  • артист.

Интегральный интеллект: от теории к практике. часть 4. уровни мышления/интеллекта » интелрос

Тарасюк Татьяна Валентиновна

магистр психологии,

директор ООО «WhiteClub»

Tarasiuk Tatiana Valentinovna

Master degree in Psychology

WhiteClub Ltd, Director

E-Mail: ttarasiuk007@gmail.com

Шашков Игорь Иванович

Тверской промышленно-экономический колледж

кандидат технических наук

Shashkov Igor Ivanovich

Tver Industrial and Economic College

PhD

E-Mail: shashkovi0@gmail.com

УДК – 160.1

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

ЧАСТЬ 4. УРОВНИ МЫШЛЕНИЯ/ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация: При трансформационном квантовом скачке к представлению об абсолютной полноте появляется возможность разработки новых эффективных методов развития интеллекта, основанных на интегрально-квантовом моделировании сознания и мышления.

Ключевые слова: полнота, интегрально-квантовое моделирование, принцип 2-3, коммуникативный резонанс (КР), мышление, интеллект, интуиция

INTEGRATED INTELLIGENCE:

FROM THEORY TO PRACTICE

PART 4. LEVELS OF THINKING / INTELLIGENCE

Abstract: A transformational quantum leap to the idea of absolute fullness gives us opportunity to develop human intellectual abilities, using new effective methods created on the basis of the quantum-integrated modeling a consciousness and thinking.

Keywords: fullness, quantum-integrated modeling, 2-3 principle, a communicative resonance (CR), consciousness, intelligence, intuition

Введение

В трех предыдущих частях настоящей работы[1] предложены и развиты интегрально-квантовые модели сознания и мышления, на основе которых в данной четвертой части рассматриваются модели и общие принципы разработки практических методов развития интеллекта.

Для лучшего понимания этих моделей и методов ниже кратко излагаются основные положения/результаты предыдущих частей, а также некоторые результаты других наших работ на тему интеллекта.

  1. Тему развития интеллектуальных способностей мы рассматриваем в рамках КР-психологии – философской психологии, основанной на единении (интегрировании) в кольце коммуникативного резонанса (КР) физического и психического, объективного и субъективного, теории и практики.[2]

В нашем случае интегрирование осуществляется по оси от теории к практике, что отражено в  рабочем определении интеллекта как его инструментальность:

Интеллект – это когнитивный инструмент, обеспечивающий оперирование знаниями с целью перехода от некоторого исходного знания (набора исходных данных) к конечному знанию (результату решения задачи).

Говоря проще, интеллект есть умение выводить новое знание из уже имеющегося.

  1. Принципиально новые, адекватные и однозначные результаты при моделировании сознания/мышления/интеллекта достигаются при трансформационном квантовом скачке к представлению об абсолютной полноте[3], включающей в себя всё без каких-либо изъятий и/или ограничений.
  2. Структурирование полноты (как и всех других краевых, фундаментальных феноменов/явлений/понятий) осуществляется на основе интегрального принципа 2-3 – принципа перехода от дуальной оппозиционной модели к троичной, логически замкнутой модели (в идеале это кольцо КР[4]):

Две дополнительные, логически несводимые одна к другой модели в своей полноте (на краю) единятся в третьей эмерджентной модели.

  1. Применение принципа 2-3 при моделировании интеллекта является важным условием надежности и эффективности разрабатываемых практических методов.

В соответствии с этим принципом, адекватное описание механизма интеллекта в его полноте должно основываться на единении двух принципиально разных механизмов:

1) механизм для краевой области полноты (краевой интеллект);

2) механизм для срединной области частичных сущностей (срединный интеллект).

Интегральный интеллект есть эмерджентная «сумма» краевого интеллекта и срединного интеллекта.

  1. В КР-психологии показано, что сознание и мышление в полноте своего самоосуществления моделируются на основе представления об устойчивых структурах психики (УСП) спиралевидных замкнутых образованиях в психике, которые, благодаря коммуникативному резонансу в них, являются устойчивыми во внешнем охватывающем времени»[5].
  2. УСП структурируется в соответствии с интегрально-квантовым принципом 2-3.[6]

В первом приближении:

  • с полюсом бесконечного сопоставляется краевая УСП (КУСП), отвечающая внешней резонансной оболочке, охватывающей УСП;
  • с полюсом конечного – УСП в своем развитии к краю, к оболочке КУСП;
  • с полюсом конечного-бесконечнного – интегральная УСП (ИУСП).

Край и середина ИУСП (КУСП и УСП) связаны соотношением неопределенностей, аналогичном такому соотношению в квантовой механике, но, поскольку все ИУСП могут быть разными, то и «постоянная Планка» для каждой из них может быть разной.

Для ИУСП внутреннего мира «постоянная Планка» переменна, в физическом же мире она постоянна; именно в этом принципиальное отличие внутреннего и внешнего мира.

  1. Сознание в первом приближении понимается как некоторая устойчивая структура психики, которая, в отличие от составляющих сознание внутренних УСП, находится на границе внутреннего и внешнего мира.

Соответственно, «постоянная Планка» для сознания является двойственно-тройственной – в ней парадоксально единятся постоянство и переменность.

  1. Множественность «постоянных Планка» для ИУСП внутреннего мира обуславливает возможность для сознания своего рода «управления вероятностью» (перехода от одной волновой функции к другой), что означает свободу более высокого уровня, чем «свобода», отвечающая вероятностному характеру отдельной волновой функции.
  2. Мышление нельзя считать только частью сознания – мысль практически во всей своей протяженности (длительности) осуществляется в бессознательном. Мир в понятиях фиксируется в осознаниях, осуществляющихся на краях мыслительной цепочки.

Мысль состоит из цепочки элементарных мыслей (переходов между ИУСП); каждая элементарная мысль невидима, но целостная осознаваемая мысль начинается и заканчивается на представлениях-образах (осознаниях), отвечающих раскрытым в сознание ИУСП.

Мышление не есть сознание, но без краевых осознаний, не описываемых в рамках непротиворечивой логики, человеческая мысль невозможна.

  1. В соответствии с принципом 2-3 две УСП в элементарной мысли единятся между собой третьей УСП более высокого уровня. При этом образуется резонансный треугольник (топологически равнозначный кольцу КР).
  2. Две модели мышления (статическая и динамическая) парадоксальным образом единятся в полноте транс-мысли. Соответствующую результирующую модель можно назвать моделью катящегося колеса.
  3. Мысль одновременно имеет и дискретный, и непрерывный характер. Парадоксальное единение в мысли дискретности (конечность) и непрерывности (бесконечности) отвечает принципу 2-3.
  4. Восходящая ветвь элементарного мыслительного импульса осуществляется как подъем от частичности к полноте, нисходящая – как интегральное выведение от полноты к частичности. При резонансном единении подъема к полноте и интегрального выведения осуществляется устойчивая во времени элементарная мысль, в которой конкретность частичности единится с всеобщностью полноты.

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТУИЦИЯ

Два механизма мышления/интеллекта. Алгоритмический интеллект и интуиция

Интегральное моделирование интеллекта, осуществляющегося в своей полноте (как и моделирование мышления, функцией которого интеллект является), должно отвечать интегральному принципу 2-3.

Как быть Леди:  Что такое волюнтаризм — определение в философии, области, история становления термина

В соответствии с этим принципом, адекватное описание механизма интеллекта/мышления, должно основываться на единении двух принципиально различных механизмов:

1) механизм для краевой области полноты;

2) механизм для срединной области частичных сущностей.

При описании механизма мышления на основе единения УСП, осуществляющихся в своей полноте и частичности, имеем:

1) механизм для УСП как полных сущностей (каковыми являются ИУСП – интегральные УСП); условно говоря, УСП при этом взаимодействуют своими трансцендентными, внутренне-мировыми «психическими» частями;

2) механизм для УСП как частичных сущностей (еще не достигших в своем развитии собственной полноты); УСП при этом взаимодействуют своими имманентными, внешне-мировыми «физическими» частями (это отвечает обычным физико-химическим, в большой степени детерминированным процессам в мозгу человека и, возможно, в его организме и физическом мире в целом).

При этом строгое дискурсивное описание этих механизмов в их единстве невозможно без использования в схеме структурных элементов, «прячущих» в своей полноте краевую неопределенность/противоречивость.

Наличие двух принципиально различающихся механизмов мышления должно учитываться при разработке методов развития интеллектуальных способностей.

Соответственно, при интегральном подходе, осуществляемом в его полноте, понятие интеллекта следует расширить, включая в него, как высшее его качество, интуицию.

При этом за интуицию отвечают полные интегральные УСП, а за частичный алгоритмический («компьютерный») интеллект УСП, еще не достигшие в своем развитии полноты.

Отметим, что интуиция не является чем-то особенным, логически непостижимым. По сути, она имеет ту же природу, что и алгоритмический интеллект. Результаты интуитивного познания, будучи выведенными на «экран сознания», не отличаются от результатов, достигнутых алгоритмическим интеллектом.

Различие состоит не в достигаемом результате, а в том, от какого набора исходных данных осуществляется выведение конечных результатов:  в случае алгоритмического, «компьютерного» интеллекта – от конкретного частичного набора; в случае интуиции – от полноты, изначально «прячущей» в себе все возможные наборы исходных данных.

Так что, вопреки расхожему мнению, именно частичный алгоритмический интеллект, а не интуиция, работает с неполными исходными данными.

И именно при интуитивном познании исходные данные являются полными, но изначально «невидимыми».

Интуиция есть интеллект, достигший полноты развития.

Интуиция и частичный интеллект есть две части целостного интегрального интеллекта, осуществляющегося в своей полноте.

Таким образом, в соответствии с принципом 2-3, имеем такую триаду интеллекта:

алгоритмический интеллект (конечность) – интуиционный интеллект (бесконечность) – интегральный интеллект (эмерджентное единение конечного и бесконечного)

О полноте интегральности

Таким образом, полное и однозначное решение задач возможно в том случае, если мы используем интеллект в его высшем понимании – как включающий в себя обычный, «срединный» интеллект, так и краевой, высший интеллект, каковым является интуиция.

Такое понимание интеллекта является интегральным, объединяющим в себе различные виды познавательной способности человека.

Наивысшая эффективность обучения и развития интеллектуальных способностей достигается при использовании методов, органично единящих в себе высокую философскую теорию и конкретную практику, технологию обучения. Такое единение отвечает полноте интегрального подхода, лежащей в основании этих методов.

В свою очередь, полнота интегрального подхода подразумевает единение интегрирования 1-го и 2-го родов.

Интегрирование 1-го рода – характеризуется нахождением и единением общего в группах родственных феноменов.

Это непротиворечивое интегрирование, лежащее в основании многих традиционных методов обучения и развития способностей.

Интегрирование 2-го рода – интегрирование ведется по противоположному в интегрируемых феноменах.

Это логически противоречивое интегрирование, используемое в новых методах обучения и развития способностей, разрабатываемых авторами в рамках КР-психологии.

Трансляции и трансформации

Обучение и развитие способностей при традиционном подходе заключается, в основном, как последовательность трансляций, в результате которых обучаемый постепенно достигает максимального объема знаний и умений в конкретной целевой области. Те, кто хотят развить интеллект у себя или у своих учеников, идут по пути количественного накопления: они решают задачи разного класса, в основном, требующие нетривиального подхода, сообразительности; часто это задачи с неполными исходными данными. Предполагается, что количество, в конце концов, перейдет в качество, и произойдет трансформационный скачок, выводящий интеллект на качественно иной, существенно более высокий уровень. Интеллект на таком уровне является интуиционным; его достижение обычно понимается как озарение, творческий прорыв, просветление…

Однако на практике осуществить такой трансформационный («квантовый») скачок удается нечасто, и обычно для его осуществления требуются весьма серьезные усилия и длительная, иной раз многолетняя, подготовка.

Дело в том, что логически непротиворечивое, трансляционное приближение к пределу, на котором происходит трансформационный скачок, само по себе к осуществлению такого скачка не приводит – для него необходима еще и сверхлогическая инициация. Часто такая инициация происходит как бы автоматически (например, в момент перехода ко сну), однако при обучении и развитии способностей расчет на такой автоматизм малопродуктивен.

В КР-психологии показывается, что трансформационный скачок осуществляется при достижении полноты, являющейся антиномичной (логически противоречивой). При этом, конечно, нельзя отказываться и от приближающих трансляций.

Это означает, что наиболее эффективные методы обучения и развития интеллектуальных способностей должны основываться на единении логически непротиворечивого интегрирования 1-го рода (приближающие трансляции) и логически противоречивого интегрирования 2-го рода (завершающая трансформация).

Соответственно, важной особенностью новых интегральных методов, разрабатываемых нами, является отказ от чисто количественных изменений, для чего, в частности, на некоторых промежуточных шагах-трансляциях осуществляются парадоксальные резонансные состояния.

При этом, в соответствии с принципом 2-3, достигаемые промежуточные уровни эмерджентно единят в себе полюса конечного (отвечающие трансляционному приближению к полноте на конкретном уровне) и бесконечного (отвечающие промежуточным скачкам-трансформациям).

Задача состоит в том, чтобы консолидировать эти скачки в общий трансформационный скачок, при котором достигается краевая логическая противоречивость и, вместе с ней, полнота краевого знания (КЗ).

Подробно о системе промежуточных уровней и о переходах между ними будет в Главе 2, в настоящей же Главе мы акцентируем внимание на общем принципе повышения интеллекта.

Что такое сильный интеллект, что лежит в основе интегральных методов его развития? – краткий ответ на эти вопросы в следующем разделе.

Интеллект как способность к достижению краевого знания (КЗ)

Всякое знание в своей полноте структурируется в соответствии с принципом 2-3:

информационное знание (конечность) – краевое знание (бесконечность) – интегральное знание (эмерджентное единение конечного и бесконечного)

Обычное, информационное знание по-настоящему освоено только тогда, когда сознанием схвачено, достигнуто отвечающее ему краевое знание (КЗ). Такие КЗ могут быть достигнуты, в принципе, на чем угодно – на вещах, словах, знаках…, на всём, что удалось взять в парадоксальной полноте. При этом, однако, на вещи, слове, знаке останавливаться не следует – при полноте интегрального подхода все должно приходить к «чистому», не привязанному ни к какой конкретике, парадоксу. Здесь уместна цитата из С. Кьеркегора:

«Высшее, к чему может стремиться человеческая мысль, – это выйти за свои пределы, придя к парадоксу».[7]

При полноте интегрального подхода обучаемый не останавливается на уровне слов. Он ищет парадоксальность в формальном виде, не задерживаясь на конкретных словах, хотя и использует их, пока нет достаточного опыта.

Достигнутые КЗ интегрируются, организуются в систему; в итоге КЗ оказывается единым, целостным, но при этом и обладающим внутренней структурой. Обладание структурой делает его приспособленным для операциональной работы с ним, для воздействия на обычную информацию – теперь эта информация по-настоящему понята.

Соответственно, для развития интеллекта в первую очередь следует научиться в нужный момент подключать краевое знание (КЗ); в результате научения такой процесс подключения должен происходить автоматически (как, например, езда на велосипеде).

Сильным является интеллект, который имеет опыт быстрого и свободного достижения полноты КЗ.

Таким образом, чтобы серьезно усилить, развить интеллект, надо научиться достигать в своем сознании полноты. Полнота имеет разные модусы, виды, лики. В гносеологическом, познавательном смысле полнота – это КЗ, интегрированное на соответствующих уровнях мышления.

В своем краевом самоосуществлении полнота логически противоречива, парадоксальна.

Значит, каждый раз, когда мы достигаем непреодолимой краевой логической противоречивости (КЛП), мы соприкасаемся с КЗ в его полноте – и можем, в принципе, получать из него информацию практически независимо от времени и места ее источника.

Подключение к КЗ дает возможность переходить от условия задачи к конечному результату практически мгновенно.

Остается, однако, самое трудное – научиться «видеть», осознавать это невидимое краевое знание, научиться переводить его в своем сознании из невидимого в обычное информационное знание.

Такой перевод знания из невидимого в обычное (переход от полноты к частичности, от края к «середине») мы называем интегральным выведением.[8]

Сила интеллекта обусловлена, в первую очередь, оптимальной организованностью процессов мышления и конкретными характеристиками этих процессов (например, их скоростью).

ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ОБОЛОЧЕК

Представление о промежуточных уровнях, на которых, как и при переходе на результирующий уровень краевого знания, осуществляются скачки-трансформации, направляет нас к модели оболочек.[9]

В настоящей Главе кратко охарактеризуем эту модель.

О переходах между резонансными оболочками в УСП

Рассмотрим развитие УСП в общем случае; за исходную возьмем идеат-экстернатную модель оболочек, отвечающих виткам в спирали УСП, аналогичную модели стационарных оболочек в атоме по Бору.[10]

Экстернатные оболочки стационарны, при этом их устойчивость максимальна вблизи идеатного ядра. С одной оболочки на другую переход происходит трансформационным квантовым скачком. При удалении же от идеата квантовые «зоны неопределенности» экстернатных оболочек перекрываются, образуя сплошную «зону проводимости», в которой переходы осуществляются не квантовым скачком, а непрерывно.

Как происходит заполнение оболочек? Сначала оболочка заполняется вся целиком (в результате на ней достигается резонанс), после чего происходит переход, квантовый скачок на новую оболочку.

Таким образом, переход на новый уровень осуществляется при достижении полноты на предыдущем уровне.

Полнота по самому ее смыслу обладает собственным временем, обладает интенцией вовне себя; достижение полноты – это не достижение покоя, а открытие нового движения.

На новой оболочке тоже образуется кольцо коммуникативного резонанса (КР), резонансно (по кольцу КР) взаимодействующее с кольцом КР на предыдущей оболочке; получается система из трех колец КР (в общем случае – из трех циклических цепей обоснования): на начальном уровне, на конечном уровне, и как связь между уровнями.

Циклические цепи обоснования могут быть разной длины (самая короткая – это кольцо КР). Описание системы зависит как от длины цепей обоснования, так и от того, рассматриваем ли мы ее как внешний объект (условно говоря, взгляд снаружи), или же как «траекторию» самоосуществления нашего собственного сознания (внутренний взгляд).

Как быть Леди:  Конфликты между родителями и детьми: причины

Для внутреннего взгляда при длинной цепи обоснования краевая логическая противоречивость не достигается (взгляд все время скользит по лучу непротиворечивой логики), но если цепь короткая, то возможно возвращение к началу движения, при этом осуществляется КР и цепь берется в ее целостности.

Если на длинную цепочку смотреть снаружи, мы видим ее всю как замкнутую, прячущую в себе свою логическую противоречивость, мы видим некоторый элемент в соответствующем пространстве-времени.

Интегрально-квантовое описание сознания человека отличается тем, что цепь обоснования, характеризующая его самоосуществление, берется одновременно и снаружи, и изнутри, причем внешняя и внутренняя модели единятся в эмерджентной третьей. Это отвечает фундаментальному принципу 2-3.

Абсолютная полнота сознания достигается при полноте единения внутреннего развития вдоль по кольцу КР и внешнего схватывания этого кольца в его целостности.

Некоторые результаты по оболочечной модели

Исследование оболочечной модели, в частности, механизма переходов между уровнями, позволяет получить ряд нетривиальных теоретических и практических результатов по функционированию сознания и психики в целом[11]:

  1. Принципы квантования, утверждаемые в квантовой механике, справедливы для процессов любой природы и любого уровня множественности, если они являются краевыми.

В частности, измененные состояния сознания не произвольны, а осуществляются как дискретные «стационарные состояния» (аналогичные стационарным оболочкам в модели атома по Бору).

  1. Построение всеобъемлющей теории, охватывающей все возможности нашего отношения к миру и к самим себе, возможно только при легитимации краевой логической противоречивости. Из этого, в частности, следует правило структурирования как всей системы уровней/оболочек, так и каждой отдельной оболочки, в соответствии с принципом 2-3.
  2. 3Легитимность краевой логической противоречивости в КР-психологии не только делает модель всеохватывающей, но и накладывает конкретные условия на уровни. Мы не можем произвольно устанавливать границы уровней – каждая такая граница должна быть резонансной – в частности, представлять собой кольцо КР.
  3. В соответствующей модели психики в КР-психологии каждая оболочка (уровень) представляет собой УСП, на которой располагаются другие, более элементарные УСП. Число этих элементарных УСП не произвольно – они образуют заполненную оболочку (уровень) при резонансном взаимодействии между собой, осуществляющемся только при некоторых количествах этих УСП.

Переход с некоторого уровня на более высокий уровень совершается при замыкании кольца КР на данном уровне (аналогичном заполнению электронных оболочек в атоме по Бору).

  1. Энергетически выгодными в психической модели оболочек являются не нижние, малозаселенные уровни, а верхние уровни с большим числом УСП.

Проще говоря, энергетически выгодными являются переходы к восприятию мира в его множественности (частичности).

  1. Постепенное приближение к резонансному пределу в психическом мире отвечает скачкообразному переходу в физическом мире (по обратной ветви в кольце КР).
  2. 7. На каждом трансформационном шаге к краю, к абсолютной полноте сознание становится беднее (абстрактнее) за счет все большего синтетического обобщения.

В свою очередь, в соответствии с квантовым соотношением неопределенностей, физический уровень (отвечающие сознанию физические процессы в мозгу) на каждом шаге становится богаче.

  1. Каждый из уровней сознания отражает тот или иной конкретный способ осознания, причем эти способы должны быть устойчивыми, достаточно определенными.

Это означает, что уровни должны быть резонансными, а не произвольно назначаемыми.

Если говорить об уровнях сознания, то принципиальных изменений (отвечающих разным уровням) только три, затем от уровня к уровню – тавтология, появление которой можно считать четвертым принципиальным изменением (есть открытость, есть замкнутость, есть их парадоксальное единение, а дальше – тавтология).

Другие же, промежуточные уровни отвечают, главным образом, количественному усилению сознания, взятию им в себя все более широкого круга внешних явлений.

Если сравнивать с изображением на голограмме и ее осколках, то это означает, что чем больше размеры осколков, тем больше яркость изображения, форма же изображения остается прежней.

  1. Переход на следующий уровень происходит благодаря интенции полноты, достигнутой на предыдущем уровне. При этом предыдущая полнота никуда не исчезает, кто научился думать по-новому, не разучится думать и по-старому.

Однако здесь не просто арифметическое сложение. Предыдущая полнота остается, но теперь она может оказаться вытесненной глубоко в бессознательное.

  1. Останавливаются не потому, что достигают полноты, а потому, что довольствуются частичностью. При этом для полноты, вытесненной в бессознательное; на обратном пути в сознание ставится надежный заслон («запрещенная зона»), в результате чего человек живет в частичности.

Однако в критических ситуациях полнота вырывается из глубины бессознательного и заставляет человека совершать реальные поступки. А при обычном течении жизни точит иногда человека невидимо, изнутри…

Конус мышления/интеллекта

Подытожим некоторые результаты по оболочечной модели, воспользовавшись простой и наглядной моделью конуса мышления/интеллекта.

Сначала приведем определения интуиционного и алгоритмического интеллекта, связав их с фундаментальными видами познавательной деятельности: интегральным выведением и мышлением как цепочки ИУСП:

Интуиционный интеллект есть способность к целесообразному осуществлению интегрального выведения из полноты, потенциально содержащей в себе любое краевое знание, целевого частичного знания в заданной конкретной области исследования.

Алгоритмический интеллект есть способность к целесообразному осуществлению перехода от одного (исходного) конкретного осознанного знания (осознания) на том или ином уровне сознания к другому (целевому) осознанному знанию на том же уровне. Такому интеллекту отвечает последовательное алгоритмическое мышление.

Интуиционный и алгоритмический интеллект (интегральное выведение и алгоритмическое мышление) «перпендикулярны» друг к другу.

По вертикали – интегральное выведение, на каждом шаге-скачке являющееся логически противоречивым; по горизонтали – логически непротиворечивое последовательное мышление.

Чтобы совершить переход между исходным и целевым знаниями, находящимися на разных уровнях сознания, необходимо интегральное единение интуиционного и алгоритмического интеллекта. Для описания и исследования этих переходов удобно пользоваться моделью конуса.

Вершина этого конуса – абсолютная полнота, достижение которой обуславливает свободу наивысшего уровня, превышающую вероятностную «свободу», достигаемую на физическом уровне в квантовой механике.[12]

Окружность основания – это конкретные целевые знания, расположенные вдоль по окружности таким образом, чтобы соседние знания-точки принадлежали, по возможности, к одной и той же области исследования.

Между вершиной и окружностью основания на боковой поверхности конуса лежат окружности промежуточных уровней сознания (кольца КР и более длинных циклических цепей обоснования), соосные окружности основания.

Исходные и целевые знания-точки могут лежать на любой из этих окружностей, а также на окружности основания. Переход между знаниями-точками изображается соединяющей их ломаной линией на поверхности конуса, отрезки которой идут либо по образующим конуса (интегральное выведение и подъем к полноте), либо по окружностям уровней сознания. Наиболее вероятный путь при этом – когда ломаная линия перехода максимально близка к кратчайшей линии, соединяющей знания-точки. Линии перехода не могут подняться выше уровня, который достигнут сознанием человека в его развитии к абсолютной полноте.

Чем выше лежит исходная точка, от которой начинается спуск, тем шире область у окружности основания, спуск к знаниям-точкам которой имеет высокую вероятность. Если предположить спуск от вершины конуса (от абсолютной полноты), то одинаково вероятно достижение любой точки на окружности основания – для бесконечного Абсолюта все конечные величины одинаково бесконечно малы.

Чем выше уровень, на котором осуществляются переходы, тем выше роль интуиции, и тем ниже роль алгоритмического мышления. С приближением к вершине конуса, к абсолютной полноте снижается семантическая нагруженность мышления; в частности, от оперирования словами происходит переход к оперированию знаками, и далее – к чисто абстрактному мышлению.[13]

Чем выше уровень, тем выше, в соответствии с релятивистской моделью[14]скорость мышления на нем; соответственно, возрастает сила интеллекта.

Замыкание кольца КР означает достижение полноты и при этом достижение финальной причинысоответствующей мыслительной цепочки. Это означает, что мысль, осуществляющаяся в своей полноте, выбирает кратчайший путь к своей финальной причине, являющейся, условно говоря, решением ее задачи. Мысль как будто заранее знает, куда ей направляться; задача при этом ставится для нее «сверху» – с более высокого, более свободного управляющего уровня.

Чем выше уровень, тем более целесообразным становится мышление и, соответственно, тем сильнее является интеллект.

Таким образом, сила интеллекта, определяемая, главным образом, скоростью и целесообразностью мышления, зависит, в первую очередь, от степени приближения сознания к краю – к абсолютной полноте своего самоосуществления.

Полупроводниковая аналогия

В работе[15] показано, что в соответствии с принципом 2-3 сознание и другие краевые психические феномены моделируются на основе фундаментальных триад психики.

Соответствующее наличие у этих феноменов трех принципиально различных областей-зон имеет аналогию в физике, а конкретно – в зонной теории, которая описывает движение электронов в полупроводниковых кристаллах. В этой теории рассматриваются три зоны: валентная, запрещенная и зона проводимости. Электроны при определенных условиях могут переходить из валентной зоны (где они связаны, сравнительно несвободны) через запрещенную зону в зону проводимости (где они свободны).

В различных моделях сознания (и психики в целом) также совершаются переходы:

  • между самосознанием и интенциональным сознанием;
  • между уровнями и состояниями сознания;
  • между сознанием и бессознательным;
  • между индивидуальным и коллективным психическим.

Эти переходы осуществляются, по сути, в соответствии с принципами, подобными принципам квантовой механики, используемым в зонной теории полупроводников. В частности, это касается соотношения неопределенностей, работающего как в квантовой механике, так и при моделировании психики.

В модели оболочек, например, для каждого состояния сознания (на каждой оболочке) имеется «зона неопределенности». Если оболочки перекрываются этой «зоной», то переход между ними оказывается регулярным. В этом случае близкие одна к другой ИУСП образуют своего рода «зону проводимости», в которой переходы между ними могут осуществляться достаточно свободно

В противном случае между различными состояниями сознания могут находиться «запрещенные зоны», переход между которыми затруднителен.

Все эти соответствия показывают, что можно, используя полупроводниковую аналогию, построить некоторую «зонную теорию» и для психических феноменов.

С этой целью необходимо:

1) Установление аналогий между различными зонами в теории полупроводников и зонами в модели сознания (или психики в целом). Перенос и адаптация некоторых выводов из теории полупроводников в теорию сознания.

2) Создание в «запрещенной зоне» сознания промежуточных уровней, облегчающих переход от одного состояния сознания к другому за счет последовательного перекрытия уровней «зонами неопределенности». Иными словами, речь идет об уменьшении величины скачков, необходимых для инициации того или иного состояния сознания. Это, в частности, может быть использовано в методиках научения и коррекции сознания.

Как быть Леди:  Энергетика человека | Космоэнергетика. Обучение. Каналы. Полезные статьи и материалы

Рассмотрим два примера использования полупроводниковой аналогии.

1) Для случая переходов между самосознанием и интенциональным сознанием имеем соответствия:

Самосознание                                   Зона проводимости

Разрыв, кольцо КР                           Запрещенная зона

Интенциональное сознание                       Валентная зона

Переходы между самосознанием и интенциональным сознанием отвечают:

  • в прямом направлении – осознанию конкретных предметов в их целостности;
  • в обратном направлении – достижению краевого знания (КЗ).

В идеале прямой и обратный переходы единятся в кольце КР; при этом достигается полнота осознания.

2) Переходы между сознанием и бессознательным.

Между зонами бессознательного и сознания находится «запрещенная зона», отвечающая разрыву между бессознательным и сознанием. Чтобы перевести какое-либо знание, например, из памяти (из области бессознательного) в сознание, чтобы осознать это знание, надо преодолеть эту «запрещенную зону».

В обоих случаях облегчить переходы между разделенными зонами можно, инициируя специальным образом промежуточные уровни в разделяющей запрещенной зоне. Эти уровни должны характеризоваться промежуточными значениями воздействующих стимулов, должны образовывать «лесенки», которые можно создавать, например, по следующим характеристикам:

1) «Игра времен» – промежуточные между подпороговыми и надпороговыми времена воздействия стимулов.

2) Изменение силы (интенсивности) стимулов – от невидимых подпороговых до заметных надпороговых.

3) Изменение формы – от симметричной, кольцевой подпороговой формы до несимметричных форм, строящихся, в основном, с учетом принципов гештальтпсихологии.

Некоторые другие техники такой инициации мы приведем в Части 5 настоящей работы.

Заключение

Рассмотрев в предыдущих трех частях настоящей работы («Credo New» №2,3,4 за 2021 г.) основные вопросы интегрально-квантового моделирования сознания и мышления, в настоящей, четвертой части мы акцентировали внимание на проблеме собственно интеллекта – его моделирования и путей повышения его эффективности.

В пятой, заключительной части настоящей работы нами предполагается опубликовать конкретные методы развития интеллекта, разрабатываемые как на основе интегрально-квантового моделирования, так и на основе некоторых других интегральных направлений современной психологии.

[1]  Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 1. Интегральное моделирование на основе принципа 2-3. // Credo New. № 2 (94), 2021. URL: . Часть 2. Интегрально-квантовая модель мышления // Credo New. № 3 (95), 2021. Часть 3. Мышление как оперирование первичными элементами психики // Credo New. № 4 (96), 2021. http://credo-new.ru

[2] Интегралика: от представления о полноте к интегрально-квантовой картине мира: Коллективная монография / Под ред. И.И. Шашкова. – Тверь: ТРИАДА, 2021. – С.189-285. URL: http://integralics.com/wp-content/uploads/2021/08/Shashkov_Monograf_blok_v3.pdf

[3] Шашков И.И. Трансформационный скачок в представлениях о полноте. XVII Всероссийская научно-практическая конференция «Дни науки – 2021». Материалы конференции. – Озёрск: ОТИ НИЯУ МИФИ, 2021.

[4] Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 1. Интегральное моделирование на основе принципа 2-3. // Credo New. № 2 (94), 2021. URL: http://credo-new.ru/archives/1336

[5] Интегралика: от представления о полноте к интегрально-квантовой картине мира: Коллективная монография / Под ред. И.И. Шашкова. – Тверь: ТРИАДА, 2021. – С. 277-278. Здесь добавим, что УСП есть частный случай более общей устойчивой структуры, парадоксально единящей в себе циклическую цепь обоснования (в частности, кольцо КР) и луч открытости, направленный «в бесконечность»; назовем эту структуру краевой структурой реальности (КСР). Отличие УСП от других (метафизических и физических) КСР в том, что она «привязана» к психике человека, к нейронной сети в мозге (возможно, и к другим структурным элементам мозга и тела человека).

[6] Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 1. Интегральное моделирование на основе принципа 2-3. // Credo New. № 2 (94), 2021. URL: http://credo-new.ru/archives/1336

[7] Цит. по книге: Быховский Б.Э. Кьеркегор. – М.: Мысль, 1972.

[8] Интегралика: от представления о полноте к интегрально-квантовой картине мира: Коллективная монография / Под ред. И.И. Шашкова. – Тверь: ТРИАДА, 2021. С. 174-176. URL: http://integralics.com/wp-content/uploads/2021/08/Shashkov_Monograf_blok_v3.pdf

[9]  Там же. С. 209-215.

[10] Там же. С. 222-223

[11] Там же. С. 209-215.

[12] Бахтияров О.Г., Войцехович В.Э., Тарасюк Т.В. Феномены жизни и сознания в контексте интегрально-квантового принципа 2-3 // Философские проблемы биологии и медицины. Вып. 12: между биофилософией и биоэтикой: сборник статей. М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2021. ‒ 340 с. http://philosophy-msmsu.narod.ru/Theses/Sbornik_12.pdf

[13] Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Всё из ничего. Основы интегрального выведения мира. – Киев: Изд-во Лаборатории Интегралики, 2021. С. 155-156 . http://integralics.com/wp-content/uploads/2021/08/Book-All.pdf

[14] Интегралика: от представления о полноте к интегрально-квантовой картине мира: Коллективная монография / Под ред. И.И. Шашкова. –  Тверь: ТРИАДА, 2021. С. 219-221. URL: http://integralics.com/wp-content/uploads/2021/08/Shashkov_Monograf_blok_v3.pdf

[15] Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 2. Интегрально-квантовая модель мышления // Credo New. № 3 (95), 2021. С. 95. http://credo-new.ru

Пример: натуралистический интеллект

Вот что сам Гарднер сказал о натуралистическом интеллекте: «Человек, способный легко распознавать растения и животных, проводить другие значимые различия в мире природы, а также эффективно использовать этот навык (в процессе охоты, земледелия и животноводства, а также в биологической науке), применяет важный тип интеллекта».

Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 4. Уровни мышления/интеллекта » ИНТЕЛРОС
Источник

Очевидно, в нашем доиндустриальном прошлом были очень умные, креативные люди — тот, кто первым добыл огонь, изобрел колесо и придумал земледелие. Эти люди могли быть гениями в своей области и посредственностями во всем остальном.

Специалист по интеллекту Роберт Стернберг изучал натуралистический интеллект в сельскохозяйственных районах Западной Кении, где широко распространены паразитарные инфекции.

Стернберг обследовал 85 деревенских жителей в возрасте от 12 до 15 лет, из которых 94 процента были заражены шистосомой Мансона, 54 процента анкилостомой, 31 процент власоглавом и 19 процентов аскаридой. Стернберг оценивал натуралистический интеллект местных жителей, задавая им вопросы о знании средств борьбы с паразитами с помощью растений — очевидно, что эта область знаний особенно важна для них.

Вот что он написал об этом исследовании: «Дети в этой общине применяют натуральные лекарства на основе трав, для того чтобы лечить себя и окружающих, в некоторых случаях с участием родителей или других взрослых, а порой и без них». Дети показали очень хорошие результаты по тестам с несколькими вариантами ответов.

Следует отметить, что результаты проверки их навыков жизни в реальном мире были значительно выше результатов проверки на знание концепций, которые они изучали в сельской школе, или других стандартных показателей интеллекта, таких как словарный запас.

«По-видимому, у них достаточно обширные знания таких лекарств, — пишет Стернберг, — и они включают себя понимание того, что нужно использовать от каких болезней и в каких дозах». Чем можно объяснить такое расхождение результатов тестирования? В некоторых развивающихся странах связи между успеваемостью в школе и успехом в жизни не существует. Стернберг пишет:

«В деревне, где большинство мальчиков станут земледельцами или рыбаками, а большинство девочек — женами и матерями, успеваемость в школе не приносит непосредственной пользы. Более того, с точки зрения навыков и ресурсов, которые впоследствии позволят добиться успеха в жизни, проведенное в школе время иногда даже считается потраченным зря.

Человек может вложить его более разумно — в изучение того, что для него важнее всего, будь то лекарственные травы, теория музыки или движения на баскетбольной площадке, тем самым принося в жертву баллы по традиционному тесту на оценку интеллекта».

В более широком понимании натуралистический интеллект можно рассматривать как разновидность практического интеллекта, что в городской среде мы назвали бы знанием законов улицы. Практический интеллект (или любой другой тип из упомянутых выше) может представлять собой способность, отличающуюся от того, что измеряется с помощью традиционных тестов на оценку интеллекта.

Любой из множества типов интеллекта может быть кристаллизованным (вы накопили огромный объем знаний в той или иной области), флюидным (у вас высокий потенциал в этой области) и интеллектом обретения знаний (вы способны осваивать новое в данной области особенно быстро), но то, чем вы располагаете в одной области, не всегда передается в другую.

Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 4. Уровни мышления/интеллекта » ИНТЕЛРОС
Чек-лист с простыми и доступными упражнениями, цель которых — очистить и перенастроить мозг→

Многие когнитивисты убеждены, что чем больше опыта приобретает человек в определенной области, тем больше разрыв между этой областью и другими. (Исключение составляют люди с энциклопедическими знаниями, такие как Леонардо да Винчи.) Эта тенденция отличается у людей со средним интеллектом: у них, как правило, отмечается низкая вариабельность результатов по различным подтестам на оценку навыков, используемых для определения показателя IQ.

А еще, это просто замысловатый способ сказать, что если такие люди обладают посредственными способностями в одной области (например, вербальными), значит, таковы они и в других областях (в частности, в пространственном и математическом интеллекте). На этой посылке основана убежденность в существовании фактора общего интеллекта.

Иными словами, если вы обладаете неплохими способностями в ряде областей, у них всех должна быть некая общая интеллектуальная основа.

Три типа интеллекта

Нам необходимо каким-то образом отделить накопленный человеком опыт обучения (овладение знаниями) от его врожденной способности использовать имеющуюся информацию. Ученые называют то, что вы уже знаете, кристаллизованным интеллектом, а способность учиться — флюидным (или подвижным) интеллектом.

  • Кристаллизованный интеллект

Это знания, которые вы уже получили независимо от того, насколько легко или трудно было овладеть ими. Этот тип интеллекта включает в себя словарный запас, общие знания, навыки и любые математические правила и формулы. Все это в значительной мере определяет культура, поскольку некоторые знания ценятся больше других в разных странах и регионах.

Взять хотя бы знание растений у людей, живущих в общине охотников и собирателей, и чтение у обитателей промышленно развитых городов. Кристаллизованный интеллект зависит также от образовательного опыта и возможностей.

Решение кроссвордов, прохождение квизов — пример кристаллизованного интеллекта, поскольку для этого занятия нужно иметь большой словарный запас, знать многое о мире, а также знать географию, имена собственные и тому подобное — и даже помнить все те слова, которые часто приходится использовать составителям вопросов для кроссвордов и квизов.

Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 4. Уровни мышления/интеллекта » ИНТЕЛРОС
Столица Мьянмы — город Нейпьидо. Источник

  • Флюидный интеллект

Это способность применять любые знания (независимо от их объема) в новом контексте. Это врожденное умение рассуждать логически, мыслить, распознавать паттерны и решать задачи.

Все мы знаем людей, обладающих поразительной способностью к запоминанию новой информации. Они быстро учатся, но не умеют применять знания. Обычно у них высокий уровень кристаллизованного и низкий уровень флюидного интеллекта. Это касается некоторых людей с фотографической памятью.

Флюидный интеллект позволяет нам размышлять на ходу, руководствоваться интуицией.

Это тот самый тип мышления, наличие которого вы хотели бы обнаружить у пилота самолета, двигатель которого отказал сразу же после взлета, притом что вы в этот момент смотрите на город с высоты в несколько сотен метров. Для того чтобы выровнять самолет, этот интеллект необходимо объединить со знанием принципов полета и аэродинамики (кристаллизованный интеллект).

В идеальной ситуации человек способен усвоить важную для него новую информацию без особых усилий, то есть у него высокий уровень интеллекта овладения знаниями. Безусловно, лучше всего быть обладателем развитых всех трех типов интеллекта. Разумеется, если вы считаете интеллект чем-то хорошим и полезным.

  • Интеллект овладения знаниями

Существует также третий тип интеллекта — это скорость и легкость, с которой вы усваиваете новую информацию (при наличии возможностей). Этот тип интеллекта следует воспринимать как предшествующий и кристаллизованному, и флюидному: без него невозможно накопить запас информации для дальнейшего освоения.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий