Что такое волюнтаризм — определение в философии, области, история становления термина

Что такое волюнтаризм — определение в философии, области, история становления термина Женщине

Что такое волюнтаризм — определение

Следует сразу указать, что данная идеология имеет сразу несколько определений, каждое из которых относится к отдельной научной области. Именно поэтому определения понятия отличаются друг от друга.

Слово «волюнтаризм» в переводе с немецкого языка имеет следующее значение: «произвольные решения». О том, как было введено это понятие и кем, будет рассказано дальше в статье. Происхождение слова связано с латинскими словами «voluntas» и «vella» — «воля» и «желать, хотеть».

Далее будут рассмотрены разные определения волюнтаризма, которые используются в разных областях:

Далее будет рассмотрено определение волюнтаризма, относящееся к философии.

Что такое волюнтаризм?

Понятие «волюнтаризм» происходит от слова voluntas, что означает «воля». Что это такое? Философы вкладывают в понятие волюнтаризм природную, человеческую или божественную волю, которая является главной в развитии мира.

Хоть данное понятие появилось относительно недавно, его истоки берут начало еще с древних времен, когда отдельные личности пытались доказать свободу каждого существа в формировании своей судьбы.

Простыми словами, волюнтаризм – это волевая позиция человека, который заявляет о своих желаниях и неукоснительно идет к ним. Он становится свободным от общественных норм и правил, при этом не ущемляет права и свободы окружающих. Он заявляет о своей позиции и отстаивает ее, при этом требует от других придерживаться заявленным требованиям, оставаясь при этом самими собой.

Волюнтариста можно назвать хозяином жизни, который полностью берет на себя ответственность за собственную жизнь. В свое время воля противопоставлялась разуму, то есть противоречила другому философскому направлению – рационализму. Поскольку в давние времена существовало много направлений в психологии и философии, у каждого деятеля было свое мнение на счет волюнтаризма:

  • Спиноза не рассматривал поведение человека без мотивации. Воля относится к душевной части жизни, но не к телесной.
  • Кант рассматривал волю как единицу, которая может быть свободная и несвободная.
  • Лейбниц рассматривал волю только в совокупности с разумными решениями, а не со страстями.
  • Гегель сравнивал волю со свободой, определяя волюнтаризм как «свободу».

Однако родоначальником направления является Шопенгауэр.

Стремитесь жить свободно и счастливо. Звучит привычно и оптимистично. Но то, что вы вкладываете в данное короткое выражение, будет влиять на вашу способность жить свободно и счастливо.

Что значит свободно? Жить по правилам, установленным обществом, или быть свободными в своем выборе, понимать, что жизнь не может развиваться по одному и тому же сценарию? Что значит счастливо? Достичь целей, которых достигают все люди, или позволить себе иметь то, что действительно радует вас?

Некоторые правила, по которым живет общество, вам вредят, установки и убеждения, которые считаются правильными, вас лишают счастья, цели не дадут того счастья, которое должно идти изнутри.

Существует убеждение, что лучше играть свадьбу один раз. Это хорошее желание. Если получилось найти человека, которого вы смогли полюбить на долгие годы и с которым выстраиваются гармоничные взаимоотношения, тогда за вас можно порадоваться. Но что делать, если любви между супругами нет, каждый день проходит в скандалах, муж и жена начали искать любовников?

Установка «Создать семью раз и навсегда» просто разрушает возможность жить счастливо обоим супругам. А ведь можно разойтись. Можно найти других партнеров и сыграть с ними свадьбы. Можно хоть 5 раз за всю жизнь стать чьим-то супругом (супругой) и развестись.

Если не получилось обрести счастье в первом браке, то имеете право попытать счастье во втором. Иногда хорошим становится выбор, когда вы начинаете отношения с человеком, который развелся. Этот партнер знает, что такое брак, ответственность в семейной жизни и ведение совместного хозяйства. Он понимает, каково жить с другим человеком под одной крышей и что ему нужно от любимого партнера.

Этими знаниями не обладает тот, кто ни разу не женился/не выходил замуж. Эти люди еще не знают, что такое семейная жизнь на самом деле. А сама установка «Сыграть свадьбу раз и навсегда» может как помочь стать счастливым человеком, так и напрочь разрушить счастье.

Позвольте себе быть свободными. Позвольте себе иметь столько партнеров, сколько нужно. Даже если вы каждый год будете менять партнеров и чувствовать себя счастливым человеком, разрешите себе подобный образ жизни. Вы не обязаны жить по установке «Отдай свое сердце одному, не гуляй со многими».

Свобода – значит жить не по общественным правилам. Это разрешение себе не быть миллионером, не иметь дорогого автомобиля, не быть героем-мачо, не быть красавицей, не иметь детей, быть холостым человеком или свободной от брака женщиной. Если вы чувствуете потребность жить не так, как это принято, разрешите себе это. Так можно стать счастливым человеком. Счастья не достигнуть, руководствуясь традициями и общественными рамками.

Есть люди, которые хотят иметь детей, а есть те, кто не ощущает потребности рожать наследников. Почему бы не позволить быть правыми всем: одни пусть рожают, а другие нет! Некоторые общественные установки просто лишают счастья. Пока вы пытаетесь жить так, как все, вы помогаете социуму делать вас несчастным человеком.

Смотреть что такое волюнтаризм в других словарях:

ВОЛЮНТАРИЗМ, -а, м. 1. Направление в идеалистической философии,приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитииприроды и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость.2. В политике и общественной жизни: субъективистские произвольные решения,игнорирующие объективно существующие условия и закономерности. II прил.волюнтаристический, -ая, -ое (к 1 знач.) и волюнтаристский,-ая,-ое (ко 2знач.)…. смотреть

(Voluntarism). Волюнтаризм (лат. voluntas «воля») общее название ряда философских позиций и установок, крые делают акцент на воле. В противоположность рационалистическому интеллектуальному направлению, преобладавшему в западной мысли начиная с Платона, волюнтаризм дерзновенно утверждает приоритет воли над разумом. Волюнтаризм представлен в творчестве Д. Юма, крый утверждал, что в строгом смысле конфликт между разумом и волей невозможен разум способен лишь выбирать среди имеющихся средств наиболее подходящие для достижения поставленных целей, но не сами эти цели. Только воля может выбирать и ставить перед собой цели, тогда как удел разума быть «рабом» воли и служить ей в достижении поставленных ею целей. Воля занимает центральное место в философии Ницше и Шопенгауэра. По мысли Ницше, действительность человеческой жизни представляет собой арену противоборствующих стремлений в каждом из нас действует «воля к власти», края служит единственной движущей силой, побуждающей либо явно и открыто, либо тайно и косвенно к самоутверждению и возвышению над другими.
Шопенгауэр видел в воле слепую силу, пронизывающую все живое и принуждающую к борьбе за выживание и воспроизведение. Свидетельством того, до какой степени он подчеркивал значение воли, служит название его основного сочинения «Мир как воля и представление».
Значимость волюнтаризма в теологии и религиозной философии проявляется в нескольких контекстах. Некрые полагают, что логика и законы мышления сохраняются неизменными лишь потому, что этого хочет Бог, ибо только от Его воли зависит изменить их, если Он этого захочет. С этой позицией, крую защищал средневековый теолог Пьер Дамьен, полемизировал Декарт, а в наше время ее подверг основательной критике евангелик Г. Кларк в книге «Разум, религия и откровение» (Reason, Religion, and Revelation). Другие теологи, сторонники волюнтаризма, утверждают, что мы не нуждаемся в рациональных основаниях религиозной веры, но вполне оправданно изъявляем свою волю, когда принимаем решения, связанные с религиозной сферой (фидеизм). Такие представления в различных формах проявлялись в христианской мысли на протяжении всей ее истории, и их можно найти в сочинениях Паскаля, Кьеркегора, У.Джеймса и многих современных евангеликов пиетистского направления.
Теологический волюнтаризм применительно к этике обычно называют теорией «божественной воли» или «божественного повеления «. На этих позициях стояли Уильям Оккам, К.Ф.Г. Генри, Э.Бруннер и многие другие теологи (критику подобных взглядов можно найти уже у Платона в диалоге » Евтифрон»). Сторонники этой теории утверждают к.л. действие (либо тип действия) становится правильным или неправильным только в силу исходящего от Бога повеления совершить это действие или же воздержаться от его совершения. Теологические волюнтаристы в этике открыто отрицают, что Бог повелевает совершать определенные действия, поскольку они хороши; они видят в этом посягательство на всемогущество Божье и Его ограничение независимым моральным стандартом. Однако их критики (как внутри, так и вне христианской общины верующих) утверждают, что волюнтаристы придают этике произвольный характер. Действительно, если бы теологические волюнтаристы были правы, то Бог одним лишь актом своего волеизъявления мог сделать злое деяние добрым или обязательным. Болыпинство христианских этиков настороженно относятся к этическому волюнтаризму и предпочитают искать для этики рациональные основания.
D.B. Fletcher (пер. В. Р.) Библиография: V.J.Boufke, Will in Western Thought; ?. Gilson, Reason and Religion in the Middie Ages; D. Hume, Treatise on Human Nature; C.EH. Henry, Christian Personal Ethics; W. James, The Will to Believe; S. Kierkegaard, Purity of Heart; G.R.Lewis, Testing Christianitys Truth Claims; A. Schopenhauer, The Will to Live; R. Taylor, ?Voluntarism», Encyclopedia of Philosophy; P. Helm.ed., Divine Commands and Morality.
В0ЛЯ (Will). Св. Писание уделяет больше внимания воле Божьей, чем человеческой воле. Последняя анализируется в той же мере, как душа человека и иные психологические понятия. Тем не менее и человеческая воля составляет предмет библейского анализа. Понятие воли как «склонности», «предрасположенности» в ВЗ передается словом aba почти всегда в негативном смысле, в то время как другие слова, имеющие значение «воля», ras6n,hapes подчеркивают добрую, радостную сторону. В НЗ основные глаголы, выражающие значение «желать» или «проявлять волю» (в зависимости от контекста), thelo и boulomai. Существительное thelema употребляется гл. обр. применительно к Богу. «Решение» в значении «план», «замысел» акцентируется редко употребляемым boule (Лк 23:51; Деян 5:38). «Пожелать» в значении «прийти к решению» иногда передается глаголом krino (1 Кор 5:3). К числу отрывков, где thelema употребляется применительно к человеку, относятся Еф 2:3 (там подчеркнуто «желание»)и 2 Пет 1:21 (подчеркнута «воля»).
Очень важное значение имеет Лк 22:42, Гефсиманское возвещение о подчиненности Иисуса воле Отца. Здесь подчеркнута капитуляция воли верующего перед Отцом, что отнюдь не предполагает пассивности, как может показаться из слов «но Твоя воля да будет». Скорее здесь проявляется решимость самого человека активно соучаствовать в замысле Божьем. Сила плоти так велика, что даже у христианина воля исполнить волю Божью может быть в значительной степени скована (Рим 7:15 и дал.), и требуется помощь Св. Духа (Рим 8:4). Неизменная зависимость от Св. Духа выражается в укреплении воли; тем самым ее соответствие божественным требованиям обретает более устойчивый характер.
Современная психология склоняется к той точке зрения, что воля не способность, она выражает всего человека, его целостную личность. Нормальное человеческое существование предполагает способность принимать решения, и каждый человек несет ответственность за свой выбор. Выбор, крый придает значимость всем иным выборам, верность Христу.
E.F. Harrison (пер. Ю.Т.)
Библиография: D. Muller, NIDNTT, III.
1015 ff.; G. Schrenk, TDNT, 1,629 ff.; 111,44 ff.
См. также: Свобода, Свободная воля и детерминизм; Воля Божья; Человек (учение о нем). … смотреть

Как быть Леди:  Все темы итогового сочинения 15 апреля 2021 года

от лат. voluntas – воля) – идеалистич. течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеч. воли от окружающей действительности. При всех разновидностях В., все его сторонники враждебны материализму и детерминизму, ибо абсолютизируют психич. жизнь человека, отрицают причинную обусловленность явлений и возможность науч. познания действительности. Подавляющая часть волюнтаристов стоит на субъективно-идеалистич. позиции, понимая под «волей» человеч. волю, а следовательно, примат субъекта над объективным миром. Объективирование воли, проводимое в религ. системах, в к-рых бог наделяется волей, повелевающей людьми и событиями, приводит к объективному идеализму. В. как филос. направление возник в 19 в., хотя в конце 18 в. о самостоятельности воли писал Кант, к-рый заявлял, что существование свободной воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть, оно доказывается практич. разумом; без свободы воли, утверждал Кант, нравств. закон потерял бы всякий смысл. В духе последовательного субъективного идеализма выступал Фихте, к-рый отождествлял волю с разумом и провозгласил человеческое «я» творцом действительности. Как теория В. оформляется в философии нем. идеалиста Шопенгауэра. В произведении «Мир как воля и представление» (Bd 1–2, 1819–44, рус. пер. 1900–01) Шопенгауэр утверждал, что в мире господствует слепая, неразумная, бесцельно действующая мировая воля. Познание воли средствами науки невозможно, она не поддается ни рациональному, ни эмпирич. постижению. У Шопенгауэра В. связан с пессимизмом, так же как и у другого крупного сторонника В. – Э. Гартмана. Ницше пошел еще дальше, объявив движущей силой истории «волю к власти», провозгласив «культ силы» и выступив против идеалов социальной справедливости, против социализма и демократии. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше явился одним из идейных источников фашизма. В. является характерной чертой идеологии фашизма. В России характерным проявлением В. был развиваемый народниками субъективный метод в социологии (Лавров, Михайловский и др.), к-рый отрицал объективные законы истории и утверждал, что развитие общества зависит от воли отдельных «героев», ведущих за собой «толпу». В конце 19 – нач. 20 вв. В. проник и в психологию. Вундт, в частности, заявлял: «…нам прямо-таки неизвестна никакая иная деятельность, кроме деятельности нашей воли» («Система философии», СПБ, 1902, с. 253). В области психологии к В. примыкали Теннис и Паульсен (введшие в литературу сам термин «В.»), Геффдинг, Липпс, Фрейд; из русских бурж. психологов – Н. Лосский («Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма», 1903). Не свободны от В. неокантианцы Виндельбанд, Риккерт и др. В. получил распространение и в прагматизме. Критика волюнтаристич. идей содержалась в работах материалистов: Гоббса, Спинозы, Гольбаха, Ламеттри, Герцена, Чернышевского и др. Исчерпывающую критику В. дает марксизм-ленинизм, доказавший, что «необходимость природы есть первичное, а воля и сознание человека – вторичное. Последние должны, неизбежно и необходимо должны, приспособляться к первой» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 176). Свобода воли означает не что иное, как способность принимать решение со знанием дела (см. также ст. Воля). Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 106–08; Ленин В. И., Что такое «друзья народа»…, Соч., 4 изд., т. 1, с. 142; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14, гл. 3, § 6; Кант И., Критика практического разума, пер. с нем., 2 изд., СПБ, 1908; Фихте И., Избр. соч., т. 1. [M.], 1916; его же, Назначение человека, пер. с нем., СПБ, 1913; Ницше Ф., Воля к власти, Полн. собр. соч., т. 9, пер. [с нем.], М., 1910; Виндельбанд В., О свободе воли, пер. с нем., М., 1905; Вундт В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1902. М. Баскин. Москва. … смотреть

(лат. voluntas — воля) — философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики. Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир «по разуму своему» или «по воле своей». В рамках этой дискуссии конституируется остро волюнтаристическая позиция Иоанна Дунса Скота, оценивающего детерминацию креа-ционного акта со стороны каких бы то ни было оснований (в том числе, и оснований разумности) в категориях ограничения Божественной свободы: Бог творит мир «по воле своей», т.е. в акте абсолютно свободного, ничем недетерминированного спонтанного волеизъявления, индетерминированного импульса, лишенного каких бы то ни было оснований (от силовых до разумных). Подобный В. креации лишает наличное бытие разумной фундированности и, соответственно, статуса уникальной единичности (как соответствующей разумным началам), порождая идею множественности миров (см. Возможные миры). Применительно к индивидуально-человеческой системе отсчета волюнтаристические идеи фундировались в историко-философской традиции апелляцией к нравственному закону: так, например, у Канта свободная воля конституируется практическим разумом на том единственном основании, что вне ее презумпции нравственный закон теряет реальный смысл. В качестве конституированного философское течение В. оформляется в 19 в., порождая системно-завершенные концепции, в рамках которых феномен воли обретает статус исходного принципа бытия: мир как слепая, самодостаточная и тотальная «воля к жизни», действующая вне рациональных оснований и не поддающаяся разумному постижению («мир как воля и представление» у Шопенгауэра), бессознательное духовно-волевое начало как основа всего сущего, включая и человеческое сознание, выступающее слепым орудием внеразумной «мировой воли» (Э. Гартман), «воля к власти» как движущая сила истории (Ницше). Характерные для В. тенденции антиинтеллектуализма и иррационализма, детерминирующие философские модели внеце-лесообразной исторической эволюции, приводят к оформлению общепессимистической эмоциональной тональности В. (Шопенгауэр, Э. Гартман). В психологической сфере В. означает интерпретацию деятельности психики, исходя сугубо из волевых процессов (Вундт, Теннис, Джемс, Н. Ах). В социальной сфере термин В. употребляется — вне рефлексивной экспликации его содержания — для обозначения стремления социально активных индивидов и общественных групп к преодолению системно-устойчивых параметров и характеристик исторического процесса. М.А. Можейко… смотреть

(от лат. voluntas воля; термин введён Ф. Теннисом в 1883), идеалистич. направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или рационализму) идеалистич. филос. системам, к-рые считают основой сущего интеллект, разум.
Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех др. духовных процессов, и Иоанна Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellectu воля выше мышления). Предпосылкой новейшего В. явилось учение Канта о примате практич. разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практич. разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравств. закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности «Я» абс. творч. принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей нем. классич. философии Шеллинга и Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравств. начала. В противоположность этому Шопенгауэр, в философии к-рого В. впервые оформляется как самостоят. направление, даёт иррационалистич. трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельнодействующего первоначала мира. Кантовскую «вещь в себе» Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознат. и слепую волю. Волюнтаристич. идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше.
Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политич. практики, не считающейся с объективными законами историч. процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц …. смотреть

(от лат. voluntas — воля) — течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея о приоритете воли в жизни человеческой личности возникла в период краха античного мировоззрения, когда было поставлено под сомнение убеждение в том, что главной духовной силой является разум (см. рассудок и разум), мышление. Одним из первых утвердил принцип воли религиозный мыслитель Августин (354–430), согласно к-рому воля управляет действиями души и тела, побуждает душу к самопознанию, строит из телесных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи и т. п. Немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман абсолютизировали волю, объявив ее космической силой, слепым и бессознательным первоначалом, производными от к-рого являются все психические проявления человека.В дальнейшем под влиянием этой разновидности В. в так называемой глубинной психологии (см. психоанализ, аналитическая психология) сложилось представление об иррациональной природе влечений, движущих человеческим поведением. Сторонниками В. являлись также немецкий философ и психолог В. Вундт, согласно к-рому психическая причинность получает высшее выражение в волевом акте, прежде всего в апперцепции, американский философ и психолог У. Джеймс, считавший, что решающая роль в поступке принадлежит ничем не обусловленному волевому решению («Fiat!» (лат.) — «Да будет!»), немецкий психолог Г. Мюнстерберг, отстаивавший господство воли над остальными психическими функциями, и другие западные психологи конца XIX — начала ХХ в. Присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения, а также способность принятия решений, выражающих его личностные установки и собственные убеждения, В. истолковывает как эффект действия стоящей за этими актами особой иррациональной духовной сущности…. смотреть

(лат. voluntas воля) направление философской мысли, преувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей, предполагающее возможность строить и перестраивать общественные процессы в соответствии с наиболее привлекательными проектами, моделями, идеологиями. В. обычно не учитывает конкретную сложность социальной ситуации, характеризует ее в общем виде, не придает значения углубленному научному исследованию, пользуется результатами теоретического анализа как приложением к своим идеологическим построениям. В трактовке деятельности человека В. является преувеличением идейно-психологического ее аспекта и, соответственно, недооценкой роли аспектов предметно-содержательных. В плане историко-философском В. связан с переходом от духовно-теоретических трактовок субъекта к его пониманию как существа практического, действующего и добивающегося поставленных целей. В. противостоит направлениям философии, преувеличивающим значение необходимости, законов, структур и систем в жизни людей (см., например, *Фатализм*). Он указывает на неустранимость проблемы свободы (*свободной воли*) из философии и повседневного поведения людей. В современных социально-гуманитарных дисциплинах и методологии обществознания В. иногда трактуется в более узком смысле как теория или концепция человеческой деятельности (социального действия и взаимодействия), определяющая формы воздействия людей на условия и обстоятельства их жизни, на формирование и преобразование структур общественного процесса. Тогда В. можно рассматривать как одну из попыток включить деятельность человеческих индивидов в социальные онтологии.
В. Е. Кемеров… смотреть

Как быть Леди:  О малодушии. Как мы убегаем от Бога / Православие.Ru

от лат. voluntas — воля) — форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни, политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого, стихийного начала в политике, трактуют ее как спонтанный иррациональный процесс произвольных решений и действий, не основанных на программе деятельности, конкретной и реальной цели общественно-политического развития страны, региона. Абсолютизация волевых желаний вне их объективного наполнения, содержания неизбежно ведет к краху проводимой политики, ее ущербности. В. как течение политической мысли и действия наносит большой ущерб политической консолидации и интеграции социальных сил общества и государства, вносит деструктивные моменты в способы принятия и осуществления решений и в целом является деструктивной силой. Предпосылками политического В. выступают отчужденность народа, социальных слоев и групп от политической власти и политической деятельности, от процесса управления делами государства; существование авторитарно-центристской, бюрократической модели управления «сверху»; неразвитость, а порой и отсутствие политического сознания и культуры политических субъектов; начальственная ориентация в деятельности многих людей и др…. смотреть

(лат. voluntas -воля) в морали это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности» согласно к-рому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от к.-л. социальных законов и общественных норм, «свободно» определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением. В. крайнее выражение этического релятивизма, в основе к-рого лежит извращенное понимание нравственной свободы чела-века, самодеятельности и творчества в морали. Как практический принцип поведения В., выражает т. эр крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном итоге ведет к аморализму Термин «В.» был введен нем. социологом Ф. Теннисом в конце XIX в. Однако волюнтаристские идеи в этике (как и в философии) выдвигались и раньше. Особенно характерен принцип В. для этического иррационализма, для Шопенгауэра, Ницше, Бергсона (см. также Экзистенциализм, Самореализации этикет «Гуманистическая» этика). Широкое распространение волюнтаристского понимания нравственности в совр буржуазной этике связано с общим кризисом капитализма и обусловленным им обострением противоречия между человеком и обществом. Принцип В. в философии и этике был подвергнут научной критике с позиций марксизма-ленинизма (Причинность в морали, Свобода воли, Свобода чувственная)…. смотреть

(от лат. voluntas воля) 1) Воззрение, согласно которому воля первенствует над разумом, будь то у человека или у Бога. 2) Убеждение, что религиозная вера принимается человеком в результате свободного выбора доброй воли: когда разум исчерпывает все свои аргументы и не может придти к ясности в вопросе о существовании Бога, тогда действует *воля верить* (У.Джемс), воля избрать высшую жизнь. Декарт считал веру вопросом воли, а не разума. Неясным в такой трактовке остается вопрос о связи выбора воли с истиной, а также, насколько твердо воля способна сохранять верность своему выбору в пользу Бога. Одна из корректировок волюнтаризма любовь к Богу побуждает волю принять Его и быть Ему верной. 3) В теологии: если считать волю Божию абсолютной, тогда обесценивается стремление человеческого разума понять Его замысел о мире и человеке, Его план спасения в истории. В таком случае в образе Бога принижается Премудрость: волевой Бог предстает как бы без Логоса. 4) В нравственной теологии волюнтаризм означает, что худое и доброе оцениваются таковыми не сами по себе, а в силу того, что воля Божия предписывает считать их худым и добрым. (См. также: ИРРАЦИОНАЛИЗМ; ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ)…. смотреть

теория познания, согласно которой воля вмешивается в любое суждение. Декарт различает таким образом восприятие, или простую констатацию вещи, и «суждение», утверждающее его с помощью воли в качестве истинного знания. Волюнтаризм противостоит интеллектуализму (Спиноза) [согласно которому я считаю пещь истинной или красивой, потому что она является истинной или красивой]. Волюнтаризм, наоборот, настаивает на поступке и ответственности утверждающего субъекта. В психологии волюнтаризм считает нас ответственными за все наши состояния, идеи или чувства (Сартр): например, я ответствен за мои эмоции, поскольку я их бессознательно хотел (тот, кто гневается, в действительности отказывается от ситуации; точно так же и женщина, которая лишается чувств; такого рода поведение — это, по сути, поведение, за которое мы ответственны, следовательно, волевое поведение, даже если мы и не отдаем себе в этом отчет). В метафизике волюнтаризм считает волю сущностью всего универсума (Шопенгауэр). … смотреть

теория познания, согласно которой воля вмешивается в любое суждение. Декарт различает таким образом восприятие, или простую констатацию вещи, и «суждение», утверждающее его с помощью воли в качестве истинного знания. Волюнтаризм противостоит интеллектуализму (Спиноза) [согласно которому я считаю пещь истинной или красивой, потому что она является истинной или красивой]. Волюнтаризм, наоборот, настаивает на поступке и ответственности утверждающего субъекта. В психологии волюнтаризм считает нас ответственными за все наши состояния, идеи или чувства (Сартр): например, я ответствен за мои эмоции, поскольку я их бессознательно хотел (тот, кто гневается, в действительности отказывается от ситуации; точно так же и женщина, которая лишается чувств; такого рода поведение — это, по сути, поведение, за которое мы ответственны, следовательно, волевое поведение, даже если мы и не отдаем себе в этом отчет). В метафизике волюнтаризм считает волю сущностью всего универсума (Шопенгауэр)…. смотреть

(лат. – воля) – философско-психологическое учение, основанное на признании воли в качестве основного высшего и решающего принципа жизнедеятельности человека. Волюнтаризм абсолютизирует свободу человека, его право на независимое целеполагание, на полную свободу воли и действия. Все это рассматривается в учении как спонтанные, непознаваемые, слепые силы, которые «ведут» человека по жизни. В такой же безграничной свободе это учение рассматривает вопросы о соотношении общественного и личного, о роли личности в истории. Волюнтаризм, как показала история, опасен в системе власти, но не менее в педагогической сфере как безграничная власть педагога над детьми. Волюнтаризм – это своеволие педагога, не учитывающего сложность характеров детей и ситуаций, преувеличивающего по своему усмотрению тот или иной фактор или настаивающего на реализации какой-либо утопической идеи или нереального требования…. смотреть

(от лат. voluntas — волевой, волящий) — совокупность филос. и психол. концепций, рассматривающих в кач-ве исходного основания бытия или важнейшей функции жизнедеятельности человека волю, противопоставляя ее при этом рассудку, разуму, сознанию. Термин «В.» ввел в науч. оборот Ф.Теннис (1883), стремясь преодолеть влияние сторонников биологизма и психологизма в соц. познании. Хотя В. в данном определении явл. одной из характерных черт неклассич. философии в целом, едва ли не единственный его представитель — А.Шопенгауэр (во всей европ. философии после Гегеля и Шеллинга он один пытался построить завершенную филос. систему, положив в основание понятие мировой). Существенные мотивы В. развиты в идеях всех представителей философии жизни, начиная с Ф.Ницше («воля к власти»), а также представлены в творчестве мн. деятелей худ. культуры «позднего романтизма». Е.В.Гутов … смотреть

от лат. voluntas воля) — одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении — в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин «волюнтаризм» идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля — осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота («Voluntas est superior intellectu» — «Воля стоит над мышлением») и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти. … смотреть

(от лат. voluntas воля) одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин *волюнтаризм* идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота (*Voluntas est superior intellectu* *Воля стоит над мышлением*) и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти…. смотреть

лат. voluntas — воля] по [12] 1) философия, признающая основой всего сущего и движущей силой всякого развития слепое, неразумное (с нашей точки зрения — авт.) первоначало — волю; отрицает объективную закономерность в природе и обществе; используется буржуазными идеологами для обоснования военных авантюр и неофашизма; 2) в психологии — теория, придающая волевым процессам основное значение в психической жизни человека и умаляющая роль разума.
В нашем понимании волюнтаризм — общественное устройство, основанное на волевых решениях — командах, в отличие от объективно развивающихся систем — феодализма, капитализма, социализма; систем, объективно являющихся чуждыми человеку — негуманоидных систем. При данном подходе направленность волюнтаризма может быть различной: социалистической, капиталистической и т.п.. … смотреть

(voluntarism) — теория, утверждающая, что индивидуальные цели, выбор, решения и т.д. являются решающим элементом в социальной деятельности. Полярная противоположность волюнтаризму — детерминизм. Однако в социологии часто принято считать, что теориям свойственно включать и волюнтаристские, и детерминистские элементы, например, структурные детерминанты, которые ограничивают, но не обязательно устраняют выбор. Толкотт Парсонс (1937) называет свою теорию деятельности *волюнтаристской*, ибо она включает ссылку на *субъективные* элементы и индивидуальный *нравственный* выбор. Но это не мешает ему разрабатывать объяснения универсальных функциональных предпосылок. См. также Теория социального действия; Структура и воля; Методологический индивидуализм; Свободная воля…. смотреть

(лат. voluntas воля) 1. метафизическая доктрина, согласно которой не высший разум, а верховная воля рассматривается как основной прицип бытия и главная сила в действительности. Мир, по А. Шопенгауеру, суть выражение слепой, самодостаточной, непознаваемой и тотальной “воли к жизни”. Из этого выводятся антиинтеллектуализм, индивидуализм, тенденция рассматривать психику исходя из сугубо волевых процессов;. 2. теория, которая в противовес детерминизму (см.) утверждает, что именно индивидуальные цели, выбор, решения и т.п. являются решающим элементом, определяющим социальную деятельность индивида; 3. вообще – тенденция действовать, руководствуясь исключительно субъективными побуждениями, не принимая при этом во внимание иные мотивы и объективные обстоятельства….. смотреть

Как быть Леди:  8 способов обрести жизненную силу |

(от лат. voluntas — воля) — 1) философское направление, признающее волю основой всего сущего, движущей силой всякого развития, противопоставляющее ее (волю) законам бытия и утверждающее ее независимость от мира (представители философии волюнтаризма А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, который во всем живущем видел волю к власти); 2) психол. — ошибочное признание воли, а не разума решающим фактором психической жизни; 3) политика, не считающаяся с объективными законами истории, с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей и произвольными решениями осуществляющих ее лиц…. смотреть

/D/ Voluntarismus; /Е/ Voluntarism; /F/ Voluntarisme; /Esp./ Voluntarismo.
Философская позиция, согласно которой все социальные изменения происходят только благодаря сознательной, волевой, последовательной, революционной деятельности людей или выдающихся личностей, лидеров социальных движений, преодолевающих сопротивление объективных обстоятельств, формирующих из них исторические события по своему желанию, замыслу, свободной воле.
Волюнтаризм абсолютизирует субъективный фактор за счет преуменьшения или игнорирования фактора объективного. … смотреть

ВОЛЮНТАРИЗМ, -а, м. 1. Направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость. 2. В политике и общественной жизни: субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности. || прилагательное волюнтаристический, -ая, -ое (к 1 значение) и волюнтаристский,-ая,-ое (ко 2 значение)…. смотреть

волюнтари́зм,
волюнтари́змы,
волюнтари́зма,
волюнтари́змов,
волюнтари́зму,
волюнтари́змам,
волюнтари́зм,
волюнтари́змы,
волюнтари́змом,
волюнтари́змами,
волюнтари́зме,
волюнтари́змах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
…. смотреть

волюнтари’зм, волюнтари’змы, волюнтари’зма, волюнтари’змов, волюнтари’зму, волюнтари’змам, волюнтари’зм, волюнтари’змы, волюнтари’змом, волюнтари’змами, волюнтари’зме, волюнтари’змах… смотреть

В философии

В философских трактатах Артура Шопенгауэра основополагающим есть постулат, согласно которому основополагающей есть воля человека, а разум в его понимании не имеет значения, все жизненно важные процессы, происходящие вокруг, всего-навсего стремление (воля) к жизни, которое по теории немецкого учёного Фридриха Ницше превращается в стремление к власти.

Волюнтаризм в психологии

Воля, как космическая сила, определяющая все психические процессы человека. В дальнейшем под влиянием этого течения философии — формируется глубинная психология (психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К. Г. Юнга). Сторонник волюнтаризма психолог В. Вундт считал — психическая деятельность индивида есть высшее выражение волевого акта.

Что обозначает волюнтаризм в психологии? Западные психологи XIX – начала XX столетия (Г. Мюнстерберг, У. Джеймс) трактовали волю, как господствующий фактор над психическими функциями. Волюнтаризм как истолковывался эффект особой высшей иррациональной, в основном бессознательной силы или сущности, которая движет поведением человека и обуславливает его поступки.

Волюнтаризм в социологии

Что такое волюнтаризм в социальном аспекте? Социология, как наука изучает множество факторов развития общества и личности. Понятие волюнтаризм – рассматривается в секторе изучения социологией поведения масс и его закономерностях. Исследование мотивов и намерения индивидов, которые носят добровольный характер и индивидуальный нравственный выбор. Реализация желаемого при этом, не опирается на объективные обстоятельства и не учитываются возможные последствия.

волюнтаризм и фатализм

Волюнтаризм и фатализм

Принципы волюнтаризма по сути, противоположны фатализму, и если волюнтаризм отводит первое место воле, то фатализм – это вера во все предопределено свыше. Фаталисты – это люди, не признающие своей активной роли в творческом процессе бытийности и главная роль отводиться богам и судьбе. Фатализм и Волюнтаризм — мировоззренческие системы возникли из мифологических и философских представлений.

Волюнтаризм шопенгауэра

Шопенгауэр жил во времена Гегеля, когда основную движущую силу придавали разуму. Однако философ усомнился в данной идее, отмечая, что без воли человек был бы предсказуем. Однако это не так. Мир иррационален. Человек волен выбирать свои поступки, мысли и решения. У воли нет ни начала, ни конца. Это все вкладывалось в понятие волюнтаризма Шопенгауэром.

Человек является многогранным существом, которое редко исходит из разумных мыслей, а зачастую поддается аффектам, страхам, страстям, темным импульсам. Некоторые из них он способен вывести на уровень сознания. С другой стороны человек обладает такой способностью, как познание.

Шопенгауэр ставит своей задачей познать человека как гамму чувств, когда он боится, к чему-то стремится, чем-то недоволен. Мир сам по себе не является чем-то хорошим или плохим. Значение ему придает лишь человек, который его созерцает, создает, корректирует и объясняет.

Претензии человека связаны с манией величия, которую философ объясняет тремя симптомами:

  • Космологические – человек мнит себя центром Вселенной, господином.
  • Биологические – человек воспринимает себя как венец творения.
  • Психологические – человек полагает, что его сознание является хозяином жизни.

Шопенгауэр считает, что воля исходит из человеческого зла, основными задачами которого являются:

  • Стремление быть – инстинкт самосохранения, когда человек делает все, чтобы не умереть.
  • Стремление продолжать род – желание человека продолжать жить через потомков, когда он сам погибнет.

Путями искоренения данного «зла» философ считает:

  • Потерю индивидуальности.
  • Освобождение от воли.
  • Растворение в объекте.
  • Забывание о личных желаниях.

Волюнтарист – кто это?

Знаменитая фраза Короля-Солнца Людовика ХIV: Государство – это я! характеризует правителя Франции как волюнтариста. История с древности и до современности предлагает немало примеров губительного влияния волюнтаристских идей. Волюнтарист, в своем субъективном стремлении реализовать желаемое, считает, что следование за ним общества принесет благо всем.

Значение слова волюнтаризм

Далеко непонятным остается значение слова волюнтаризм. В его основе лежит пропаганда философов и мыслителей о том, что человек является свободной личностью, которая должна сама решать свою судьбу и действия. Вместе с тем через силу воли она должна сама себя побуждать к морализму, рационализму, праведности, ответственности и т. д.

В различных кругах данное понятие рассматривается по-разному:

  • Философия рассматривает волюнтаризм как первооснову всему волю человека.
  • Психология также относит волю к первым механизмам, происходящим в психике и организме.
  • Политика определяет данное понятие как стремление к достижению цели без учета причин и возможных последствий. В реальности проявляется как навязывание своих убеждений без объективных условий деятельности.
  • Экономика предвидит в волюнтаризме планы, которые нарушают какие-либо законы и правила.

Мыслители сходятся в одном мнении: волюнтаризм представляет собой субъективность человека, который становится хозяином своей жизни, проявляет волю и желания, достигает целей. Иногда такого человека называют свободным.

Удивительно, но свобода дана каждому человеку с самого детства. Но поскольку практически все люди рождаются в социуме, культурном и живущем по правилам, каждого делают зависимым от того общества, в котором он живет. Ребенок зависит от своих родителей, подросток — от мнения учителей и сверстников, а взрослый человек – от суждений общества в целом. Каждый индивид желает быть свободным. Вот только невозможно жить в социуме и быть свободным от него.

Более того, само государство не желает делать людей свободными, поскольку, кто тогда будет на него работать, защищать в случае войны, платить налоги и всю жизнь трудиться, чтобы только в пенсионном возрасте истребовать некую плату.

Почему о свободе только говорят, но мало кто ею обладает? Потому что политика любого государства такова: нужно развивать слабость, беспомощность и рабское самосознание гражданина. Ведь кем легче всего управлять? Тем, кто чувствует свою беспомощность и неспособность выжить без помощи государства.

Предоставленность самому себе и обязанность выбирать, когда человек обретает свободу, вызывает внутреннюю тревогу и страх. Человек боится быть наказанным за решение, которое он принял, поскольку посчитал себя свободным. Все это является результатом воспитания.

Каждый человек с самого детства приучается к тому, что все важные и значимые для него люди являются судьями и карателями, когда он начинает проявлять свободу, совершать ошибки и быть непослушным.

Государству не выгодно воспитывать людей, которые могут свергнуть власть. А ведь только свободные граждане могут свергнуть власть и сами выбрать, кого ею наделить. Поэтому о свободе говорят, но никто ее не взращивает в людях. Любые попытки проявить свободу пресекаются системой государства, которое не желает видеть своих «рабов» свободными.

История возникновения волюнтаризма

Можно отметить и историческое развитие волюнтаристских идей, который появился довольно рано, хоть и не являлся сформированным философским направлением, да и сам термин появился гораздо позже. Но предпосылки зарождения данного движения весьма важны.

Важными этапами в становлении волюнтаризма в философии стали следующие этапы:

  • Аврелий Августин ещё в четвёртом-пятом веках изложил волюнтаристские идеи, провозгласив значимость божественной воли во всём происходящем. В его трудах были изложены соображения, подобные фаталистским. В его случае явлением, определяющим поступки была не судьба, а божественное предопределение, то есть божественная воля;
  • К девятнадцатому веку волюнтаристские идеи уже смогли обрести свою собственную форму. Термин появился, благодаря немецкому социологу Фердинанду Теннису. Но ещё до 1883 идеи волюнтаризма были изложены в работах известного философа Артура Шопенгауэра;
  • Волюнтаризм в политике - применение Артур Шопенгауэр был своеобразным новатором среди европейских философов. Этот гигант мысли впервые изложил идеи, согласно которым воля доминировала над разумом. Воля в этой ситуации называлась «вещью в себе», то есть некой силой изнутри, определявшей поступки;
  • Фридрих Ницше нашёл в трудах Шопенгауэра нечто, что оказалось ему близко. Речь идёт о волюнтаристских идеях, которые Ницше развил в довольно абстрактную идею, заключавшуюся в биологическом волюнтаризме. Центральной идеей философии Ницше была проблема о трансформации «воли к жизни» в «волю к власти», а также были созданы положения о «сверхчеловеке».

Определение волюнтаризма в философии

Отдельно следует рассмотреть определение волюнтаризма, используемое в философии. В данной области термин служит обозначением определённого направления в философии, которое приписывает основную роль в развитии природы и общества именно воле.

Волюнтаризм  - на картинке дано определение терминапротивопоставление волюнтаризма рационализму — идеалистической философской совокупности систем, провозглашающей основой именно разум, или интеллект.

Также может рассматриваться и аллегорический смысл волюнтаризма, выражающийся в определении этого термина, как борьбы личности против имеющихся обстоятельств.

Примеры волюнтаризма

Примерами политического волюнтаризма может служить политическая практика «великого скачка» и «культурной революции», производимая под руководством Мао Цзедуна в Китае и трудовые коммуны красных кхмеров – воплощённая идея их идейного лидера Пол Пота, в обоих государствах повлёкшая за собой многомиллионные жертвы гражданского населения.

Как пример экономического волюнтаризма часто приводят идею коммунистического руководства Советского Союза о повороте рек Сибири – неосуществлённый проект по обеспечению засушливых районов Казахстана и Средней Азии посредством переброски части стока сибирских рек.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий