Эйдетика

Эйдетика Женщине

Что такое эйдетическая память

Эйдетическая память – это вид памяти, позволяющий зрительно воспринимать, сохранять и воссоздавать образ во всех деталях. То есть человек не просто вспоминает увиденное, а как бы «продолжает» лицезреть объект перед собой или вновь переживать какое-либо событие.

К зрительному восприятию присоединяются и другие способы познания мира: слух, обоняние, осязание, вкус, моторика. Запоминаются и воспроизводятся также эмоции и переживания. Эйдетическое восприятие – это запоминание преимущественно зрительных образов, по этой причине такой вид памяти ошибочно именуют фотографической. Окружающие люди считают эйдетизм особым даром, психотерапевты трактуют эту разновидность памяти как серьезное отклонение.

Иногда можно услышать выражение «идиотическая память». Как утверждают психологи, такого типа памяти не существует, выражение возникло от созвучности в произношении и непонимания значения термина «эйдетическая память».

Герои попкультуры

Телевизионные персонажи с эйдетического памятью, включая специального агента Фокса Малдера из телесериала «Совершенно секретно», злодей Бейн с комикса Бэтмен, детектив Адриан Монк из телесериала Монк, доктор Спенсер Рейд из сериала «Мыслить как преступник», доктор Сэм Бекетт с Квантовый скачок, доктор Лекси Грей из сериала «Анатомия Грей», доктор Шелдон Купер из «Теории большого взрыва», Шоун Спенсер из сериала «Psych» («Провидец»)

, Оливия Данэм из сериала «Грань», Майк Росс из сериала «Костюмы », Мика Беринг с« пакгаузов, 13 », Моззи из сериала» Белый воротничок «, Олив Дойл с диснеевского» Ферма М.У.Р.А.Х. «, Седьмая-из-Девяти с« Звездный путь: Вояджер », Сюзан Иванова из сериала« Вавилон-5 », Брик Гек из сериала» Середняки «и Чарли Эндрюс с фильма« Герои ».

В шведском сериале «Millennium» (Девушка с татуировкой дракона) Стига фон Ларсона, героиня-хакер Лизбет Саландер имела эйдетического память. В фильме «Умница Уилл Гантинґ», где снимался Мэтт Дэймон, главный герой Уилл Гантинґ имел и чрезвычайное IQ и эйдетического память.

Значительная часть истории юмористического фэнтези «Малые боги» Терри Пратчетта базируется на гипермнезии, эйдетической памяти новичка Брутхы. Он помнил каждое мгновение своей жизни в идеальных деталях, даже точное положение и хронометраж шагов индивида.

Он не умел читать, но он мог воспроизвести совершенные репродукции виденных документов из своей памяти, потому что он помнил вид и размеры букв. Когда он стал свидетелем сомнительных событий и получил приказ забыть ей — не смог понять приказа, поскольку не имел понятия о «процесс забывания». Когда его спросили, что прежде он помнит, — он ответил: «Яркий свет, а потом меня кто-то ударил».

Знаменитые савант

  • Стивен Вильтшир, член Ордена Британской империи (MBE), знаменитый савант. Он способен нарисовать всю линию горизонта города после прогулки на вертолете.
  • Ким Пик, выдающийся савант, что вдохновлял создателей фильма «Человек дождя» на персонажа Раймонд Бэббит, которого сыграл Дастин Хоффман.
  • Дэниел Таммет, установил европейский рекорд по запоминанию числа Пи до 22514 цифр.
  • Андрей Слюсарчук, украинский профессор (впрочем, ученая степень была поставлена ​​под сомнение) из Львова, известный запоминанием 5100 цифр за две минуты 28 февраля 2006. Это было проверено и подтверждено комиссией Книги рекордов Украины. К этому времени этот рекорд не было засвидетельствовано Книгой рекордов Гиннеса. В июне 2009 Слюсарчук заявил, что запомнил 30000000 знаков после запятой числа Пи (), что было распечатано в 20 томах текста. Хотя он не перечислял все 30 млн цифр (это бы заняло несколько месяцев), он смог повторить несколько выбранных комиссией отрывков из печатного текста 30 млн знаков. Тем не менее, власти обвинили Слюсарчука в мошенничестве (с других мотивов).

Известные люди с эйдетической памятью

История знает немало примеров людей с врожденной или приобретенной эйдетической памятью. Вот лишь некоторые из них:

  1. Т. Рузвельт. Каждый день тренировал память и читал по три книги.
  2. Н. Тесла. С детства отличался феноменальной памятью.
  3. Иоанн Павел II. Знал 21 язык и 100 диалектов.
  4. Ким Пик. Простой, но в тоже время необычный житель Америки. Ким читал параллельно две страницы и тут же запоминал прочитанное.
  5. Фердинанд Маркос. Он запоминал, воспроизводил или пересказывал текст любой сложности и объема.
  6. Юлий Цезарь. Обладал отличной памятью на лица, знал всех солдат.
  7. Мэрил Хеннер. Еще одна обычная, но уникальная жительница Америки, которая детально помнила все свое детство.
  8. Мэри Элизабет Боузер. Легендарная разведчица, которая запоминала и в точности передавала всю выведанную информацию.

Люди-эйдетики

Истинный эйдетизм – явление довольно редкое, но история знает немало выдающихся людей, обладающим таким талантом. Легенды гласят, что древнеримский император Гай Юлий Цезарь и знаменитый полководец Александр Македонский зрительно помнили всех военнослужащих в своих армиях, их насчитывалось до 25 тысяч человек. По преданиям, древнеримский философ Сенека точно и последовательно воспроизводил бессвязный двухтысячный набор слов.

Известны и другие примеры эйдетических способностей:

  • Б. Гейтс (основатель Microsoft) держал в памяти несколько сотен кодов языков программирования.
  • Шахматисты П. Морфи и П. Сеанс не забыли ни одного хода из сыгранных ими партий.
  • Известный политик У. Черчилль сохранял в памяти и точно воспроизводил все произведения У. Шекспира.
  • Археолог Г. Шлиман в совершенстве овладевал любым иностранным языком в течение 6 недель.
  • Физик и изобретатель Никола Тесла запоминал все свои изобретения без записей. Даже пожар в его лаборатории не смог нанести никакого урона схемам и формулам, так как хранились они только в памяти ученого.
  • Президент США Теодор Рузвельт постоянно тренировал свою память с помощью чтения книг и воспроизведения их сюжетов с мелкими подробностями.
  • Русскому композитору и пианисту Сергею Рахманинову хватало одного беглого взгляда на партитуру, чтобы точно исполнить музыкальное произведение.
  • Папа Римский Иоанн Павел ІІ прекрасно знал 21 язык и около 100 разных диалектов.
  • Филиппинский президент Фердинанд Маркос славился точными знаниями текста Конституции страны и мгновенным запоминанием написанных для него речей.
  • Американская актриса и телеведущая М. Хеннер точно знала все мельчайшие подробности своей биографии с момента крещения в младенчестве.
  • Британский живописец С. Уилштир обладает способностью детального воспроизведения плана населенного пункта после одного полета над ним.

Эйдетическая память – исключительный феномен, сущность которого еще не изучена учеными. Многие люди хотят быстро и без всяких усилий воспринимать и сохранять большой объем информации, но природа не зря одаривает таким даром только избранных. Настоящего эйдетика можно считать гением, в то же время в психологии известны случаи, когда эта гениальность становилась психическим отклонением и являлась причиной определения человека на изоляцию от общества.

Как быть Леди:  Значение слова ВЕРОЛОМСТВО. Что такое ВЕРОЛОМСТВО?

Обзор проблемы

В то время как человек с фотографической памятью будет очень точно вспоминать визуальную информацию, человек с эйдетического памятью не ограничивается визуальными воспоминаниями — в теории, она может вспомнить и другие стороны происшедшего события, включая всю сенсорную информацию: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовой, обонятельные, а также другие образы.

Большинство споров о феномене такого вида памяти сходятся на том, что эйдетического память сочетают с фотографической, поскольку дискуссия смещается к обсуждению эйдетических образов (в смысле «изображение»); эйдетическая память по природе своей является визуальной. В конце концов, большую часть информации о мире человек получает через зрительную систему восприятия информации.

Один тип эйдетической памяти мы наблюдаем у детей этот тип характеризуется способностью индивида наблюдать изображение в течение 30 секунд и достаточно подробно воспроизводить и удерживать в памяти оно в течение короткого времени после того, как изображение было убрано с глаз.

Как и в случае с другими видами памяти, интенсивность воспоминания зависит от нескольких факторов: длительность и частота воздействия раздражителя, добросовестности наблюдателя, отношением его к объекту исследования и тому подобное. Этот факт резко контрастирует с общим неправильным толкованием термина, мол, он предусматривает постоянство и всеохватность воспоминаний о прошедших событиях или объект наблюдения.

Некоторые люди, имеющие хорошую память, заявляют, что эйдетического память. Однако, есть существенные различия в том, каким образом информация обрабатывается. Люди, имеющие обычный тип памяти, обычно используют мнемонические приемы (таких, как разделение увиденной картины на элементы, привязывания идеи до конкретного предмета или ассоциации и т.п.), чтобы сохранить информацию в памяти; в то время как люди с эйдетической памятью запомнят будто фотографию с очень конкретными деталями: такими как место, где человек стоял; то, что человек был одет и т. д.

Они вспоминают событие с гораздо большим количеством деталей — но не в общих чертах (концептуально, по сути), как обычный человек. Для припоминания таких деталей человеку-Эйдетика следует только сделать усилие: да, он как бы присматривается к фотографии, рассматривая детали — а не воспроизводит ассоциативно эти детали с помощью мнемонических приемов.

Кроме того, нередко люди с обычным типом памяти могут чувствовать «спорадический всплеск эйдетической памяти», когда они могут описать определенное количество воспоминаний очень подробно. Однако такое не срабатывает в большинстве случаев, когда человек с обычным типом памяти сознательно пытается вспомнить картину детально.

Претензии на обладание эйдетического памятью

По сомнительным исключением Элизабет (оговоренного ранее) по состоянию на 2008 год никто, кто утверждал, что имеет долгосрочную эйдетического память, не смог доказать этого по научного эксперимента. Есть много индивидов, которых считали Эйдетика, и они использовали мнемонические средства или имели другой тип памяти, отличный от эйдетической.

Примеры эйдетической памяти

Феноменальной памятью обладал Вольфганг Амадей Моцарт. В три года он запоминал то, что играли его отец и сестра, а потом воспроизводил это с точностью до мелочей. Еще известен случай, когда Моцарт был в Сикстинской капелле и запомнил сложнейшее произведение.

Еще один известный композитор Сергей Рахманинов обладал эйдетической памятью. Однажды в дом к его родителям пришел другой композитор – Александр Глазунов. Он презентовал свое новое произведение. Какого же было удивление Глазунова и всех присутствующих, когда сразу после этого за рояль сел Рахманинов и повторил все с точностью до ноты.

Еще один яркий пример эйдетической памяти – отечественный шахматист Александр Алехин. В 1934 году он стал победителем соревнований по играм вслепую. Кроме этого, шахматист пошагово помнил каждую из сыгранных им за всю жизнь партий. Это не единственная способность Александра.

Он мог после первого прочтения запомнить 10 и более страниц, отлично запоминал и распознавал лица, знал шесть языков. В беседе с другими людьми он называл такие детали и ситуации, о которых не помнили сами собеседники. Александр запоминал каждую мелочь, его образы были очень яркими.

Причины редкости эйдетизм

Редкость яркого проявления эйдетизм и угнетение проявлений соответствующих природных способностей в зрелом возрасте связана с несколькими причинами, которые описал академик Александр Романович Лурия в его «Маленькой книжке о большой памяти»:

  1. Яркие эйдетического образы в своей наглядности и детальности не уступают, а часто буквально затмевают образ восприятия (то есть то, что в действительности происходит вокруг человека). Например, при переходе дороги с напряженным движением и в целом ряде подобных случаев это создает Эйдетика большие проблемы, а часто и прямую опасность для жизни его самого и его близких. Таким образом подсознание блокирует эйдетического навыки человека с целью защиты самого человека от негативных проявлений упомянутых навыков.
  2. Яркий эйдетический образ — это один из способов очень весомого влияния на ход физиологических явлений в теле самого эйдетиков, а иногда и его окружения. Александр Лурия, в частности, описывает возможности подопытного существенно влиять на изменение частоты сердечно-сосудистых сокращений своего сердца, температуру руки и тому подобное.

Вполне понятно, что такое мощное оружие в умелых руках может приносить пользу, а в неумелым — вред себе или людям, которые окружают эйдетиков. Нанося вред самому Эйдетика — эти умения естественным образом уменьшают количество Эйдетика в природе.

Пробужденного и тренировки эйдетических способностей

В течение многих веков провозглашали, что открыто и используются способы пробужденного и тренировки ейдетичнх способностей. Самым известным примером являются многочисленные направления йоги; сюда же относится и ряд направлений шаманизма, целительства, изобретательской деятельности, художественной и литературного творчества и тому подобное.

Отметим, что при нарушении правила тщательного отбора способных к овладению эйдетизма, постепенного и посыльного обучение грамотно вызвать образ и, что не менее важно, своевременного освобождения от таких способностей (мыслительном растворению, угасанию образа и т.д.). Были случаи нервного перенапряжения и другие негативные проявления, часто с тяжелыми последствиями.

Так И. Шульц описал многочисленные случаи шизофрении с попытками самоубийств, которые возникли в результате неумелых, но настойчивых попыток вызвать эйдетического образы. Михаил Зощенко описал ряд таких случаев в писательской среде в своей книге «Перед восходом солнца».

Как лечения И. Шульц предложил вновь вызвать эйдетического образы, однако делать это грамотно. Этот подход изложен, в частности, в работе одного из сотрудников Шульца К.Томас. Подход оказался успешным.

На основе этого подхода сегодня разработаны более подробные методики якнайбезпечнишого пробужденного, применение и треннування эйдетического восприятия, памяти и мышления, которые применяют в Московский школе эйдетике, Школе быстрого чтения А. А. Андреева и ряде других, более закрытых школ.

Развитие

Фотографическая память бывает врожденной и приобретенной. В первом случае это обусловлено аномалиями развития головного мозга. Во втором случае это связано с целенаправленной работой. Эйдетика – так называется наука о развитии эйдетической памяти. Психологи выделяют несколько подходов к развитию эйдетической памяти.

Как быть Леди:  Кто такой ханжа?

По методу Айвазовского:

  1. Выберите предмет, вещь или объект. Живое или неживое, главное – не абстрактное.
  2. В течение пары минут внимательно изучайте объект, вникайте в каждую мелочь, наблюдайте за ним.
  3. Закройте глаза, постарайтесь абстрагироваться от внешнего мира, шумов. Представьте перед собой этот образ. Повторите те подробности, которые вы заметили, мысленно нарисуйте их перед собой.
  4. Откройте глаза и сравните реальный объект и тот, что вы воспроизвели. Есть существенные отличия?
  5. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не сможете максимально точно визуализировать объект.
  6. Постепенно усложняйте себе задачу, например, сокращайте время на изучение объекта.

Нейробика (аэробика для мозга):

  1. Регулярно меняйте маршрут до привычного места. Например, до работы или кафе, в котором регулярно обедаете. Старайтесь внимательно изучать маршруты и запоминать их.
  2. Делайте привычные вещи левой рукой (если вы левша – правой). Например, попробуйте держать в левой руке зубную щетку, ложку, ручку.
  3. Смотрите телевизор без звука. Старайтесь по общей атмосфере, обстановке, жестам и движениям понять, о чем идет речь.

Эйдетика помогает не только в развитии фотографической памяти, но и в укреплении памяти как таковой. А также при помощи тренировок можно предотвратить появление болезни Альцгеймера, старческого слабоумия и подобных патологий.

Интересно! Врожденный эйдетизм часто связан с аутизмом, шизофренией, эпилепсией, умственной отсталостью и другими психическими отклонениями.

Развитие эйдетической памяти

Природных эйдетиков в зрелом возрасте очень мало, но практически у всех детей раннего возраста наблюдаются эйдетические способности, которые без должной тренировки со временем утрачиваются. Некоторые психологи считают, что наглядно-образное мышление и восприятие действительности являются преобладающими в возрасте до 12-13 лет. В подростковый период эйдетические образы заменяются логической памятью и утрачивают свои психологические функции.

Несмотря на заверения психологов, что талант к сохранению зрительных образов больше свойственен детям, у людей творческих профессий имеется хорошо развитый данный вид памяти.

Работая по специально разработанным методикам, дети и взрослые в значительной мере улучшают зрительную память, хотя еще никому не удалось с помощью упражнений достичь уровня истинных эйдетиков, да и разница в способах восприятия и объемах информации огромна.

Развитие эйдетической памяти у взрослых

Если для детей занятия проводятся в непринужденной форме, то для взрослых важны самоконтроль и мотивация.

Для развития эйдетической памяти взрослые:

  • Подробно вспоминают сны.
  • Зацепившись за какую-либо значимую картину или событие из жизни, вспоминают цепочку сопутствующих событий во всех деталях.
  • Во время прогулки рассматривают и подсчитывают окружающие предметы, затем дома припоминают количество, детали и последовательность увиденного.
  • Делают упражнения по И. К. Айвазовскому: выбирают некий объект, на протяжении 3-4 минут рассматривают его, затем с закрытыми глазами стараются мысленно воспроизвести увиденное, потом сравнивают мыслеобраз с оригиналом. Упражнение повторяют ежедневно по несколько раз до тех пор, пока в памяти не отложатся все нюансы выбранного предмета.
  • Процесс запоминания можно развить, осваивая ассоциации.
  • Работают с незнакомыми научными текстами и палиндромами.
  • Развитию эйдетической памяти способствует нейробика.

Скептический взгляд на проблему

Значительная часть споров вокруг феномена эйдетической памяти основывается на том, что на практике этот термин применяют практически к любому случае экстраординарной памяти. Существование экстраординарных навыков памяти достаточно хорошо документированы, они являются результатом комбинации врожденных умений, приемов запоминания и чрезвычайных объемов знаний (так уверены люди способны запоминать больше, чем они понимают, хотя для них это несвязанной совокупности информации — конечно же человек запоминает ассоциативно).

А чисто технически — эйдетическая память означает ощущение индивидом события, что индивид и дальше видит, слышит, чувствует это событие (объект) перед собой. Почти все претенденты на обладание «эйдетического памятью» не попадают в пределы этого узкого определения.

Теоретически предполагается, что эйдетический воспоминание происходит в памяти без его обработки памятью ассоциативно (т.е. не применяется автоматическое, перцептуальном обработки в памяти, как у обычного человека это имеет место; предполагается, что в основе работы памяти обычной лежит именно этот механизм, иначе запоминания не произойдет: мозг не воспримет «тарабарщину», он будет блокировать такую ​​информацию; эйдетике же — в теории — просто «фотографируют» увиденное / услышанное / прочувствованное).

Американский коґнитивист Марвин Мински в своей книге Общество ума (1988), рассматривает феномен эйдетической памяти как «необоснованный миф».

Пример экстраординарных способностей запоминания, приписываемые эйдетической памяти, происходит от популярной интерпретации Адриааном где Гроота классических экспериментов на способность шахматного гроссмейстера запомнить комплекс позиций шахматных фигур на шахматной доске.

Сначала было установлено, что эксперты-гроссмейстеры могли вспомнить чудовищное количество информации, намного больше, чем никак эксперты, поэтому в отношении них допускал факт владения эйдетического навыками. Однако, все стало на места, когда экспертам-гроссмейстерам было предложено шахматные комбинации, которые никогда не встречаются в игре; их способность воспроизвести комбинации оказалась никак не лучше, чем у не-экспертов; похоже на то, что гроссмейстеры развили способность организовать определенные типы информации, а не обладали врожденными эйдетического способностями.

Большой научный скептицизм относительно существования эйдетической памяти был высказан в 1970 году Чарльзом Строймеером (Charles Stromeyer), который исследовал способности своей будущей жены Элизабет (она утверждала, что она могла вспомнить стихи, написанные на иностранном языке, что она не понимает — много лет, когда она впервые увидела стихотворение).

Она также могла, очевидно, вспомнить модель из набора случайных комбинаций точек с такой точностью, которая была способна объединить две такие модели в стереоскопическом изображении. На сегодняшний день она остается единственным человеком, в отношении которого документально подтверждено, что она прошла такие испытания.

Тем не менее, методология используемых процедур для тестирования является сомнительная (особенно учитывая чрезвычайный характер оцениваемых претензий), а также тот факт, что исследователь женился на своей подопытной, еще тот факт, что тест никогда не было повторено (Элизабет постоянно отказывалась повторять эти исследования) ; — Все это имело соответствующие последствия.

А. Р. Лурия, еврей по происхождению, написал свое знаменитое произведение, «Разум мнемониста» о исследуемого с чрезвычайными способностями памяти еврея С. В. Шерешевского; Из многих чрезвычайных способностей, подопытный мог запоминать длинные списки слов и вспоминать их через длинные промежутки времени. А. Р.

Лурия считал, что человек имеет практически неограниченную способность в области запоминания и припоминания; Шерешевского, как и Ким Пика, к 2022 году считали выдающимся Савант. Потом выяснилось, что этот еврей использовал специальную технику запоминания он «располагал» запоминающиеся объекты вдоль участка дороги Горького; а потом, через некоторое время, он «возвращался» по этой дороге и «собирал» эти объекты один за другим.

Он допустил ошибку однажды (ибо, как он утверждал, он поместил объект под белым забором и не заметил его, когда он вернулся забрать объект). Этот пример является образцом тренировки памяти, который называется метод loci, — однако, это не эйдетическая память.

Как быть Леди:  Сочинение на тему Верность (рассуждение 9 класс 15.3 ОГЭ)

Следующий повод сомневаться в наличии феномена эйдетической памяти — это ненаучная событие чемпионат мира по запоминанию. Эти ежегодные соревнования во многих запоминающих дисциплинах в основном базируются на визуальных задачах (9 из 10 случаев показываются визуально, а десятый пример — это аудиофрагмент).

Поскольку на этих чемпионатах можно выиграть значительные материальные призы (общий призовой фонд Чемпионата Мира Памяти 2022 достигает $ 90 тыс.), — Эти соревнования должны привлечь людей, с легкостью справятся с предложенными тестами (и легко справятся с воспроизведением зрительных образов представленного материала в воспоминаниях). Однако еще не задокументировано ни одного чемпиона, что эйдетического память, хотя чемпионаты проводятся с 1990 года.

Степени эйдетической памяти

Развитие эйдетической памяти проходит пять стадий:

  1. Воспроизведение по памяти возможно только с закреплением образа.
  2. Воспроизведение образов без дополнительного закрепления, но это распространяется только на слабые образы.
  3. Воспроизведение более ярких образов и деталей.
  4. Непроизвольное запоминание важных образов с их дальнейшим ясным воспроизведением. На этой стадии появляются тактильные, слуховые, вкусовые, двигательные воспоминания (сенсорные модальности).
  5. Высшая степень, при которой человек все запоминает в деталях и очень ярко, ощущает все события прошлого как в настоящем.

В последнем случае принято выделять еще два типа памяти: В и Т. К первой группе относятся те воспоминания, которые человек контролирует, сам вызывает из глубин памяти. Образы из группы Т не поддаются контролю личности, всплывают хаотично в любом месте и в любое время.

Интересно! Воспоминания из группы Т иногда превращаются в галлюцинации.

Тренировка эйдетической памяти

Можно ли стать эйдетиком? Да, фотографическую память можно тренировать и развивать. Однако упражнения для детей и взрослых будут несколько отличаться.

Тренировка эйдетической памяти у детей

Развивать зрительную память и наблюдательность специалисты рекомендуют с детства, так как именно этот период жизни человека наиболее благоприятен для восприятия и систематизации большого количества информации.

Существуют методики совершенствования эйдетической памяти, которые эффективно развивают образное мышление ребенка и оказывают сильное влияние на процесс становления его личности.

Упражнения для развития зрительного восприятия начинают проводить с 3-х лет ежедневно по 15 минут. Примерные задания для работы с детьми:

  • Ребенку выдают некоторое количество изображений знакомых предметов (животные, птицы, игрушки, предметы быта) и предлагают выбрать несколько картинок и составить рассказ о них.
  • Перед выходом на улицу просят малыша по памяти назвать одежду, которую будут одевать на прогулку. При этом следят, чтобы кроха перечислял предметы в порядке одевания.
  • В течение 20-30 секунд карапузу позволяют рассмотреть какое-то изображение, потом просят детально описать увиденное.
  • После просмотра мультфильма просят ребенка пересказать сюжет, отметить характерные детали внешности и одежды героев, перечислить объекты интерьера или пейзажа.
  • На улице играют в игру «У этого человека (предмета) было…» Суть игры – описать увиденного человека или предмет (у этого человека была куртка синего цвета, черные кроссовки, серые брюки, голубые глаза и так далее).
  • Чтение книг помогает развивать наглядно-образное восприятие ребенка. В младшем возрасте книги с иллюстрациями служат еще и пособием для упражнений на улучшение зрительной памяти

У взрослых

Тренировать память можно и нужно на протяжении всей жизни, причем важно уделять внимание всем видам памяти и делать разные упражнения. Здесь действует тот же принцип, что в спорте: чтобы все мышцы росли, нужно постоянно увеличивать нагрузку и менять комплекс упражнений.

Итак, упражнения для тренировки эйдетической памяти у взрослых:

  1. Выходя куда-либо из дома, будь то дорога до работы, выход в магазин или прогулка, считайте встречающиеся дома, окна, машины, деревья. Изучайте их цвет, форму, другие особенности. В следующий раз воспроизводите это по памяти: «Ага, сейчас будет красный дом, он пятый на этой улице». И сравнивайте свои ответы с реальностью. Это упражнение имеет еще и дополнительную пользу – развивает осознанность. Обращаете ли вы внимание на повседневные мелочи или большую часть жизни двигаетесь на автопилоте? Думаю, второе. А это упражнение научит вас жить здесь и сейчас.
  2. Тренируйтесь с текстами. Для этого понадобится помощник. Распечатайте любой понятный вам текст на альбомном листе. Внимательно прочитайте его. Попросите знакомого добавить в текст пару-тройку логических предложений или слов и снова распечатать его. Прочитайте новый текст, постарайтесь найти лишние слова и выражения.
  3. Каждый раз, когда пытаетесь запомнить какую-то информацию, представляйте ее в образах. Подбирайте самые необычные ассоциации. Придумывайте что-то фантастическое.
  4. Для общего развития внимания, памяти, интеллекта и креативного мышления полезно читать слова и предложения задом наперед.

У детей

В каком возрасте появляется эйдетическая память? В старшем дошкольном – младшем школьном возрасте. Поэтому оптимальный возраст для тренировки эйдетической памяти у детей – 3 – 7 лет. В противном случае эйдетическая память будет заменена причинно-следственным запоминанием.

Итак, какие упражнения подойдут:

  1. Зрительная прорисовка. Ребенку предлагают ответить на вопрос «На что похожа цифра или буква?» и дорисовать этот образ. Например, буква В похожа на парус кораблика, а цифра 3 – на змею. Важно не ограничивать ребенка – пусть придумывает даже необычные образы, фантастических животных.
  2. Мысленная прорисовка. Ребенку предлагают запомнить какой-то стих, но при запоминании он должен представлять все то, о чем рассказывает. Родители могут максимально помогать, например, брызнуть на руку ребенка немного воды, если в стихотворении идет речь о реке.

Если эти упражнения ориентированы на старших дошколят и младших школьников, то другим детям подойдут универсальные техники. Например, игра «Найди 10 отличий» или такая игра:

  • минуту ребенок внимательно разглядывает комнату, затем выходит за дверь;
  • во время отсутствия игрока другие участники (одноклассники, родители, друзья – кто угодно) что-то меняют в обстановке помещения или в себе, например, обмениваются с кем-то одеждой;
  • игрок возвращается и должен назвать все изменения.

Важное условие игры: нужно максимально сохранить первичные условия картинки, которую запомнил игрок. То есть, например, позы участников должны быть теми же. Если кто-то сядет по-другому, то это уже считается изменением.

Заключение

Многие люди мечтают обладать эйдетической памятью, чтобы стать самым лучшим специалистом на работе или всемирно известным человеком. Однако мало кто знает или учитывает, что врожденный эйдетизм практически всегда связан с определенными психическими отклонениями, а приобретенный эйдетизм редко достигает уровня гениальности.

Это не означает, что эйдетика бесполезна. Тренируйте свою память и не отказывайтесь от мечты. При регулярном выполнении описанных в статье упражнений можно заметно улучшить память и действительно стать одним из лучших специалистов в своем деле.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий