Воспитание детей. Инфантилизм или нежелание взрослеть.

Воспитание детей. Инфантилизм или нежелание взрослеть. Женщине

Почему нам не хочется взрослеть?

Причины инфантилизма часто прячутся в раннем детстве, когда родители:

— излишне опекают ребёнка, не дают самостоятельно принимать решения;

— проявляют строгость к ребёнку и обделяют любовью, этот недостаток он стремится «дополучить» уже будучи взрослым;

— приучают сына или дочь к дисциплине, а он пытается вырваться из тисков.

Инфантилизм также используют как щит при нежелании ввязываться в серьёзные дела. «Взрослые дети» стремятся продлить беззаботное детство.

Почему ребенок боится взрослеть?

Очень интерессно на этот вопрос отвечает извесный психолог И.Я. Медведева:

— В каждой семье рано или поздно встает вопрос о том, как с детьми начать разговор о вопросах пола, потому что дети эти вопросы рано или поздно зададут. Как следует решать эту проблему, на Ваш взгляд?

— Я, конечно, не могу сказать, что такой проблемы не существует вовсе. Но мне кажется, ее масштаб в последние годы сильно преувеличивается некоторыми сексуально озабоченными взрослыми. Думаю, что, когда ребенок интересуется вопросами пола, тогда ему и надо отвечать, причем в как можно более общей и условной форме.

— Хорошо ли это?

— Очень хорошо! Я как детский психолог скажу, что это очень верно. Веками говорится про «аиста» и «капусту». Думаю, что довольно давно стали говорить и про магазин. Очень верно. И, знаете, никому из детей, выросших потом во взрослых людей, это не повредило.

Плод обязательно должен быть запретным до времени, чтобы потом, когда ребенок вырастет, этот плод был сладким. Тогда род продолжается. Если этот плод перестает быть запретным, а следовательно, сладким, то человек, так уж он устроен, ищет другие запретные плоды. Не поэтому ли на Западе так много гомосексуалистов? Это другой запретный плод.

Впрочем, он уже не такой запретный. Помню, семь лет назад я попала в Германию на всемирный конгресс по социальной психиатрии, и ученые говорили о том, что проблема номер один современного западного мира – это сексуальное сожительство взрослых и детей. Вот такой запретный плод сегодня сладок людям Запада. Как говорится, чем дальше в лес…

Показательно, что именно Скандинавия, и в частности Швеция, первая восприняла сексуальное просвещение в школе. А три года назад Стокгольм – столица Швеции – на Всемирном конгрессе семей в Праге был назван первым постсемейным городом в мире. Потому что там 70% жителей никогда не имели, не имеют и не хотят иметь семью и детей.

— Разговор с ребенком о вопросах пола – все-таки сокровенный, интимный. Он возможен вне семьи?

— Я думаю, нет, конечно. Это никогда не может происходить прилюдно. Посмотрите, в культурном русском языке не существует ни одного слова для обозначения физической стороны любви.

— Вот я тоже с этим сталкивался. Как говорить о том, что совершенно невозможно назвать?

— Лучше задумаемся о другом: почему в таком богатейшем языке, как русский, нет культурных слов для обозначения плотской любви? Это значит, что культура строго секретит саму тему. А на каком языке говорить? Есть мат, и есть гинекологическая латынь. Я бы даже сказала, что нужно трижды подумать, что гаже, вредней для психики: мат, который ребенок воспринимает как откровенную непристойность, или «цивилизованное» просвещение на гинекологической латыни. Я считаю, что второе гаже.

— Мы часто слышим: «Плохо, если ребенок об этом узнает в подворотне». Но если ребенку «про это» расскажут в неподобающем месте, то в сознании хотя бы подспудно останется устыжающий момент. Это, наверное, лучше, чем узаконенное, откровенное растление?

— Совершенно верно. Зачем пугать подворотней? Подворотня, как сказал бы культуролог, — это неотъемлемая часть подростковой субкультуры. Проходит подростковый возраст, вместе с ним проходит подворотня, и уже юноша по ночам вздыхает о любимой девушке, стихи пишет.

Когда мы с моей коллегой Т.Л. Шишовой в Германии читали лекции студентам Гамбургского университета, они с нами как-то разоткровенничались после лекции. И я помню, как один юноша сказал: «Какие вы в России счастливые, вы знаете, что такое любовь. Мы тоже это знаем, но только по классической литературе.

Да, детей растлевают. И это очень страшно. Как детский психолог, я могу сказать: происходит ядерный взрыв в психике детей. Но для тех, кто это делает, растление и провокация психического шока – как бы побочные продукты. Задача другая – снижение рождаемости.

— Последние годы в государственных школах России под разными названиями стали давать детям сведения о сексологии и контрацепции. Внимание их акцентируется исключительно на вопросах секса, грубо попирается стыдливость. При этом осмеиваются целомудрие, семья.

— Сегодня секспросветители научились маскироваться, поскольку есть уже какая-то реакция общественности, родителей. И теперь это называется «Основы здорового образа жизни», «Уроки здоровья», «Гигиена», «Валеология», «Программа «Изменения», «Лекции о СПИДе».

— Мне известно, что в одной из петербургских школ был очень громкий скандал, который вылился потом в судебный процесс. Насколько мы вправе протестовать, какие у нас есть юридические основания для этого?

— Когда речь идет о спасении ребенка, родители просто обязаны его защитить, да и других детей тоже. А для этого они должны знать: если в школе что-то вводится экспериментальным порядком, об этом школа должна оповестить всех родителей. Причем им не просто должны сказать, что с завтрашнего дня вводятся «Уроки здорового образа жизни». Каждому из них должны показать программу, и от каждого должны получить не устное согласие, а письменное.

«мне страшно взрослеть на экране»

Я — оторва!

— Какой из последних проектов вам больше запомнился?

— Понравилось работать с Екатериной Телегиной в картине «Привычка расставаться». Роль у меня там не главная, но для меня очень значимая. Наконец-то дали сыграть блондинку! Я устала от социальных драм, и захотелось чего-то противоположного. И вот я такая девушка-девушка, «хи-хи, ха-ха!», шмотки, прически… Кому-то покажется: ну, подумаешь, какой пустяк.

А для меня это маленькая ступенька. Я расширила свой диапазон: вот такую девочку сыграла. А в картине Ольги Музалевой «Все могут короли» — роль-мечта. Я там практически сказочная принцесса, лесная нимфа. Такую роль я ждала с детского садика. Мне очень понравилось то, что в процессе работы я научилась ездить на лошади.

Сначала я отнеслась к этому настороженно, но мне объяснили, что бояться не надо, что рядом со мной будет дублер. Я успокоилась, пошла в Петербурге в специальную школу и научилась ездить верхом. И получила колоссальное удовольствие! Это ощущение сравнимо с тем, когда ты в детстве в первый раз сам едешь на велосипеде, когда научился плавать, когда садишься за руль машины.

— Как вы думаете, а почему вас часто зовут в социальное кино?

— Даже когда я с первого раза не производила впечатления, режиссеры потом возвращались ко мне. Оказывается, играть социальных героев сумеет не каждый выпускник театрального вуза. Все они — люди рафинированные, утонченные. Будто бы в обычной школе не учились и ничего не видели.

А я легко преображаюсь в оторву и не вижу в этом ничего зазорного. Могу сказать «чо», помню, как в школе девчонки курили в туалете, в 15 лет у меня вообще головы на плечах не было! И режиссеры вынуждены меня брать. Помню, для одной картины искали мальчика, который был бы слегка в стиле «на районе», мог материться.

Я пришла на этот кастинг «в гости» и поняла, что у режиссера проблемы. Потому что то, как матерились претенденты на роль, было смешно слушать. Прекрасно, конечно, что они все такие интеллигентные, но как же профессия? Поэтому, наверное, Валерия Гай Германика снимает настоящих школьниц. Пусть они не профессионалы, но какие типажи! Наверное, меня берут в социальное кино потому, что я ничего не стесняюсь.

«Привычка расставаться»

Гай Германика — парадоксально открытый человек

— Расскажите про Валерию Гай Германику, у которой вы сыграли одну из своих ярких ролей — Катю в фильме «Все умрут, а я останусь». Как вы встретились?

— Озвучивала картину Марины Разбежкиной «Яр», а она — педагог Гай Германики. И однажды, придя на озвучку, я «разукрасилась». Переборщила с макияжем, потому что потом у меня было свидание. А Марина Александровна до того видела меня без каблуков и не накрашенную, в стиле «серебряный век».

Поняв, что я могу быть другой, тут же предложила: «Моя ученица будет снимать картину, не хочешь с ней пообщаться?» Видимо, параллели судьбы в этот момент сошлись. Но Разбежкина меня тут же предупредила: «У вас что-то получится, если вы сможете ужиться вместе».

Она передала Лере мою школьную фотографию. Гай Германика загорелась и вызвала на пробы. Конечно, Разбежкина немного боялась меня туда отправлять, потому что знала: обе мы с характером. Да и Леру мне так расписали, что я ехала к ней в припадочном состоянии.

Как быть Леди:  Как развить эйдетическую память у взрослого? — Блог Викиум

Но мы моментально нашли общий язык. Она оказалась парадоксально открытой, и, несмотря на то, что мы абсолютно разные, я сразу поняла, что ей надо. Лера меня утвердила. Только посмотрев на меня, она сразу закричала: «Мое-мое-мое!» Конечно, мне это понравилось.

«Все умрут, а я останусь»

— В «сказке» вы себя уютнее сейчас чувствуете?

— Думаю, и она мне скоро надоест. И я побегу в артхаус и социальное кино. И буду кричать: «Снимите меня бесплатно!» Но пока я хочу от кино конфетно-букетного периода.

— Раньше вам часто предлагали играть подростков. В какой момент произошло экранное превращение в женщину?

— Оно еще происходит. Сначала я стала играть студенток, потом «закончила институт», потом «замуж вышла» и «ребенка родила». Если честно, я ужасно переживаю за свое будущее, а вдруг, когда окончательно повзрослею, меня не разглядят? Но, что мне нравится, я «запаздываю» в возрасте лет на пять.

— Были мысли «подстелить соломку» — пойти, к примеру, в театр?

— Недавно предлагали антрепризу в Москве. Отказалась, хотя роль была заманчивая. Но я пока не чувствую в этом потребности. Да и в театре возраст тоже играет роль. Правда, с последнего ряда не так хорошо видно, сколько лет актрисе. (Смеется.)

«Ненавижу кастинги»

— А по кастингам иногда ходите? Или предпочитаете смотреть только присланные сценарии?

— Я кастинги не перевариваю. Не хочу сидеть десятой в 25-м ряду и полдня ждать очереди. Мне важно знать, что меня хотят. И пусть у режиссера пробуется еще тысяча других актрис, он все равно может назначить мне время, чтоб пообщаться 15 минут. Вот тогда я пойду на кастинг.

А на «общие» просмотры я уже не хожу. Видимо, мне повезло. Даже в самом начале моей карьеры в «Преступление и наказание» меня выбрали без кастинга и сразу пригласили на пробы. Потом были сделаны грим, костюм, еще поговорили и поехали снимать кино. И сейчас для меня это норма.

«Преступление и наказание»

— Каким образом проистекает ваша жизнь вне кино? Остается свободное время хоть на что-то?

— Стараюсь выспаться, занимаюсь английским языком, делаю ремонт в квартире, привожу себя в порядок. Надо посетить косметолога, стоматолога, массажиста. Такое ощущение, что я попадаю в ремонтную зону и занимаюсь тюнингом, потому что потом это делать будет некогда. Иногда бесконечные дела напрягают. Все надо делать быстро, даже с собакой гулять.

— Как зовут вашего питомца?

— Егорка. Он йоркширский терьер, маленькое и милое моему сердцу создание. Я его безмерно люблю и балую, и он этим пользуется. Егорка — маленький Наполеон и семейный тиран. Я решила его не мучить и редко беру с собой на светские мероприятия, от которых песик ужасно устает.

— Ваша битва за красоту уже началась? Или обходитесь пока «косметическим ремонтом»?

— Пока мне рано что-то колоть, но я регулярно бываю у косметолога. Она научила меня делать несколько процедур самой и объяснила, что нужно повторять их каждый день, в каком бы состоянии я ни была. Кожа должна быть увлажненной, и тогда есть шанс долго остаться молодой.

Борись с преградами

Если что-то мешает тебе стать самостоятельнее, исправь это. Оградись от чрезмерной опёки родителей, заведи домашнее животное и заботься о нём, чтобы научиться ответственности.

Воспитание детей. инфантилизм или нежелание взрослеть.

Дело в том, что некоторые дети взрослеют медленнее, чем их сверстники.

Имеется в виду не их физический рост и размер обуви, а то, что психические качества формируются у них с опозданием. Термин «инфантилизм» используется психологами для обозначения незрелости личности, особенно эмоциональноволевых качеств. Вызвано это может быть наследственностью, внутриутробными патологиями и травмами, детскими инфекциями, недостаточной функцией щитовидной железы, изменениями в гипофизе.

В этом врачи и психологи пока до конца не определились. Но все же чаще всего причинами инфантилизма становится сочетание этих факторов с неверными родительскими усилиями. Это гиперопека — одна из распространенных ошибок в воспитании, когда родители руководят каждым шагом ребенка.

И тогда наряду с инфантильностью становятся очень заметны эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, крайняя несамостоятельность, пассивность, неспособность к напряжению. Деспотичное воспитание с физическими наказаниями и постоянными запретами также способствует снижению инициативы, проявлению несамостоятельности, нерешительности.

Однако стоит отметить, что психический инфантилизм не имеет никакого отношения к задержке умственного развития, как нередко ошибочно думают многие. Инфантильные дети в плане развития умений и навыков ничем не отличаются от других.

Эмоциональность или неадекватность? Инфантильные дети отличаются от сверстников наивностью, беспечностью, над всеми интересами у них преобладает стремление к игре и удовольствиям. Нередко они предпочитают общество младших детей или, напротив, взрослых, покровительствующих им.

Стараются максимально завладеть их вниманием: показывают им принесенные игрушки, хвалятся вещами, жалуются на конфликты со сверстниками. Зачастую они не способны к волевым усилиям, не учитывают последствий собственных поступков, не умеют сдерживать свои чувства.

У них часто меняется настроение: от бурных проявлений радости и восторга они легко переходят к слезам, рыданиям и отчаянию и обратно. Вот еще один пример из практики.

Во время перемены учительница увидела горько плачущего восьмилетнего Юру, привела его в класс, пытаясь понять причину слез, утешить. Оказывается, старшие мальчики назвали его «почтальон Печкин» из-за сумки, которую Юра носит через плечо. Жалуясь на обидчиков, Юра вдруг улыбнулся, его лицо внезапно озарилось — он вспомнил о какой-то девочке, которая когда-то назвала его Юрием Гагариным. Мальчик тут же засмеялся, утирая мокрые ресницы.

Такое быстрое эмоциональное переключение, выразительность мимики и впечатлительность подкупает и умиляет взрослых. И часто за такой детскостью им не заметна очевидная поверхностность чувств, в общем-то неадекватная реакция и эмоциональная несдержанность ребенка.

Этот пример не столь безобиден, как кажется на первый взгляд. Во-первых, такое поведение ребенка в детском саду или школе нарушает правила поведения в коллективе, что вполне может привести к тому, что такой ребенок станет предметом насмешек и издевательств со стороны сверстников.

Родителей, воспитателей детских садов и учителей смущают непосредственность, несоответствие поведения возрасту и неприспособленность детей к реальности. Отсутствие представлений о том, что можно и чего нельзя, рождает манеру вольного и даже бесцеремонного отношения со взрослыми.

Еще пример из школьной жизни, подтверждающий это. Девятилетняя Наташа подошла к маме своей одноклассницы и, пока та разговаривала с учительницей, открыла сумку женщины и стала с интересом выкладывать оттуда содержимое, разглядывая его. Когда мама наконец обернулась, она с изумлением обнаружила свои разложенные на школьной парте телефон, ключи, косметику и документы.

Конечно, эта ситуация хоть и выходит за рамки элементарных приличий, но опять-таки может умилить кого-то детской непосредственностью. Однако вполне вероятны и более опасные варианты такой доверчивости инфантильных детей в отношении незнакомых взрослых: ребенок способен подойти на улице к кому угодно и начать разговор, пойти за незнакомцем, который может использовать эту детскую открытость в своих целях, далеко не всегда благородных. Так что инфантилизм в определенных случаях чреват серьезными последствиями.

Неусидчивость или неспособность к учебе?

У инфантильные дети чаще всего плохо, но не из-за отсутствия способностей. Основная трудность, с которой сталкивается учитель или воспитатель, — это неумение инфантильного ребенка включиться в общую работу: он даже не пытается ее выполнять, невпопад задает вопросы, не имеющие отношения к делу.

Причем часто такое поведение сочетается с искренним желанием ребенка соответствовать собственным представлениям о «хорошем ученике». Он старается ровно сидеть, как можно выше поднимает руку, радостно вскакивает, когда его спрашивают.

Но непосредственные желания через довольно короткое время пересиливают, и ребенок перебивает учителя, разговаривает с соседом, ходит по классу. Такие дети склонны к дурашливости и клоунаде, в школе отличаются неусидчивостью, расторможенностью, неумением вести себя на уроке.

Почему так происходит, постараемся понять. Для инфантильного ребенка сама ситуация общения со взрослым или сверстником является более важной, и любое задание имеет значение лишь постольку, поскольку оно вплетено в эту ситуацию общения. Например, он изо всех сил тянет руку, просит, чтобы его спросили.

Какие мы нежные!

Страх «выхода в люди» может быть связан с физиологией, а именно с особенностями устройства нервной системы ребёнка. Для высокочувствительных людей всех возрастов попадание в большие открытые пространства со скоплением незнакомых людей — большая нагрузка.

Взрослый и хорошо знающий себя человек понимает, как с ней справляться: он может и подготовиться к такой нагрузке, и вовремя дать себе передышку. Подростку же это сложно, он обычно не уверен в своих силах, а потому может предпочесть лучше не выходить «в люди», нежели рисковать.

Что делать? Высокочувствительному подростку нужно научиться отслеживать моменты усталости и избегать избытка информации, чтобы защитить себя от нервных и физических перегрузок. В этом ему поможет спокойная атмосфера дома и поддержка родителей.

Личное мнение

Воспитание детей. Инфантилизм или нежелание взрослеть.Лена Ленина:

—  Если подросток не хочет взрослеть, ему нужно искусственно создать трудности, чтобы он стал ответственнее. Например, купить животное, за которым он вынужден будет ухаживать. Или отправить его на месяц к бабушке, которой нужно помогать.

Не беги от реальности

Найди смелость посмотреть проблемам в лицо, как настоящий взрослый. Не откладывай их, а постарайся решить. Заведи блокнот и отмечай в нём все победы над инфантилизмом, записывай планы. Это подскажет, куда идти дальше.

Как быть Леди:  Что такое бодипозитив? Успешные девушки с пышными формами, модели plus-size - Чемпионат

Страх неизвестности — это нормально. Люди не умеют предвидеть, что ждёт их в будущем. Но они вправе строить жизнь сами.

Нежелание взрослеть

Молодые люди на Западе все позже женятся и заводят детей.

По данным британского Национального бюро статистики, в Англии и Уэльсе средний возраст первого брака на 2021 год составлял 32,5 лет у мужчин и 30,6 лет у женщин. Это почти на восемь лет позже, чем показатели 1973 года.

«Несмотря на то, что многие привилегии, положенные взрослым, получают уже в 18 лет, как правило, принятие роли во взрослом обществе и ответственности, которая с ней приходит, происходит позже,» — пишет в статье директор центра детского здоровья Королевской детской больницы в Мельбурне профессор Сьюзан Сойер.

Более поздние браки, рождение детей и наступление финансовой самостоятельности рождают ситуацию, в которой период «полузависимости» у взрослеющих подростков становится более долгим, чем принято считать, пишет Сойер.

Некоторые психологические причины бесплодия

Постоянно растет количество людей, имеющих проблемы зачатия. В психологии это называется — психологическое бесплодие. Что же означает психологическое бесплодие?

Для возникновения проблем, связанных с невозможностью забеременеть необходимо наличие причины психологической, которая, как правило, лежит в детском опыте. Некий негативный опыт, полученный ранее, не пережит до конца, не переработан, загнан подальше, в подсознание, чтобы уберечь от еще большей травмы.

Но этот опыт продолжает диктовать женщине свои условия жизни. Она не осознает этого влияния и не помнит уже тех давних событий. Но защитные механизмы уже включены и психика как бы предупреждает, что если наступит беременность, то это будет угрожать физическому, психологическому здоровью и, может быть, даже жизни.

И беременность не наступает. Таким образом, человек защищен от возможной встречи с травмирующим событием, а еще более с его последствиями. В основе невозможности забеременеть лежит установка: «Не хочу…», т.е. бессознательно женщина не хочет рождения ребенка, не готова его родить и вырастить.

Внешне, сознательно, женщина действительно очень хочет забеременеть, посещает врачей, страдает от своей неполноценности, для нее беременность и рождение ребенка становится смыслом жизни, а внутренние установки делают свое. Психологических причин бесплодия существует великое множество, даже у одного человека их может быть несколько.

Эти причины сугубо индивидуальны. Выяснение их и переработка не пережитого негативного опыта приводит к тому, что бесплодие проходит «само по себе».

Вот несколько примеров из моей практики, демонстрирующих причины женского бесплодия.

Пример 1. «Моя потребность в социальной реализации важнее, чем потребность в материнстве»

— Что изменится в твоей жизни, если чудесным образом исполнится любое твое самое главное желание?

— Я получу высшее образование, стану бизнес — леди, буду много путешествовать.

— Как ты будешь совмещать такую жизнь с появлением ребенка?

— В такой жизни нет места ребенку.

— Как чувствуешь себя в роли бизнес — леди?

— Замечательно.

Следовательно, потребность в социальной реализации важнее, чем потребность в материнстве, хотя клиентка пришла с запросом: «Хочу ребенка». Получается, что рождение ребенка не является истинной потребностью, скорее, это пожелание социального окружения.

Пример 2. «Триангулированный ребенок»

Если женщина считает, что нужна своим родителям в роли ребенка для сохранения их союза, она, как правило, готова вечно им оставаться. Следовательно, она лишается возможности самой стать мамой, потому что ребенок никому не может дать жизнь. Иногда такие женщины даже в брак вступить не могут.

Пример 3. «Нежелание взрослеть»

Из разговора женщины с воображаемым будущим ребенком. «Это я хочу быть ребенком, это я хочу, чтобы обо мне заботились и играли со мной». Нежелание взрослеть не оставляет женщине возможность забеременеть.

Пример 4. «Рождение детей — непосильный груз»

Поведение современного «питера пэна» в браке

Мужчина начинает вести себя как божество, ведь он снизошёл до брака именно с этой женщиной, поэтому теперь она обязана его всячески ублажать, холить и лелеять. Любые малейшие просьбы он воспринимает негативно. Ведение домашних обязанностей – абсолютно не его стезя.

Мужчина-ребенок очень внимательно относится к средствам контрацепции. Для него дети – крайне нежелательное дополнение к его беспечной жизни.

Если все же супруги обзаведутся потомством, мужчина начнет вести себя как заботливый, любящий отец. Но только на публике, пока его видят окружающие. Ведь ему будет приятна похвала и комплименты о том, что он лучший в мире папа.

Но дома такой «Питер Пэн» воспримет заботу о детях как нудное, ненужное занятие и непосильную ношу. По этой причине начнет относиться к «нежелательному балласту» достаточно жестко. И это будет не пример мужского воспитания, а показушность того, что он не очень-то и хотел детей.

Мужчина с синдромом Питера Пэна – явно не пример идеального супруга. Для него действительно важные семейные проблемы (например, вылечить ребенка или отвезти жену в больницу) находятся в игноре. Это не его трудности, они могут решиться без его участия.

Присоединяйтесь

Детская психология

Инфантилизм — это нежелание взрослеть или незрелость личности? Можно ли помочь ребенку соответствовать своему возрасту?

Ко мне на консультацию пришла Татьяна Ковалева, мама десятилетнего Павлика. Я выслушала ее — история оказалась не такой уж необычной. Поначалу родители радовались, что их ребенок так легко общается со всеми, но потом стали замечать, что его непосредственность переходит всякие границы.

На улице он мог подойти к незнакомому человеку и вдруг начать ему что-то рассказывать. «Нам прямо страшно стало, люди ведь всякие бывают, столько ужасных историй вокруг. Объясняли ему, что не надо так делать. Как будто не слышал, хотя головой кивал», — объясняла встревоженная мама.

Гораздо больше проблем появилось, когда сын пошел в школу. Он совершенно не мог внимательно слушать учительницу, начинал громко разговаривать посреди ее объяснения, а то и вообще мог встать и начать ходить по классу среди урока. Домашние задания его совершенно не интересуют. Когда его спрашивают, почему он не делает уроки, тут же горько плачет.

Эта история, на мой взгляд, весьма типична и прекрасно иллюстрирует проблему, довольно часто наблюдаемую сегодня психологами, — детский инфантилизм. Многие родители отмечают странное нежелание своих детей взрослеть, выполнять поручения, пусть элементарные, брать на себя ответственность за учебу.

Зачастую заботливые папы и мамы объясняют это явление сложностью современной жизни, пугающей нынешних детей, желанием отсидеться за родительской спиной. Родители или умиляются: «Пусть подольше побудет ребенком, успеет повзрослеть еще!», или начинают излишне драматизировать ситуацию, выясняя у врачей, нет ли у ребенка задержки в развитии.

Крайняя мера — бесконечные походы ко врачам и попытки вылечить ребенка непонятно от чего. И первое и второе объяснение приводит к неправильным поступкам, зачастую травмирующим ребенка. Попробуем разобраться, что происходит с ребенком, каковы причины, проявления и последствия инфантилизма и каковы должны быть действия родителей.

Феномен инфантилизма.

Дело в том, что некоторые дети взрослеют медленнее, чем их сверстники. Имеется в виду не их физический рост и размер обуви, а то, что психические качества формируются у них с опозданием. Термин «инфантилизм» используется психологами для обозначения незрелости личности, особенно эмоциональноволевых качеств.

Вызвано это может быть наследственностью, внутриутробными патологиями и травмами, детскими инфекциями, недостаточной функцией щитовидной железы, изменениями в гипофизе. В этом врачи и психологи пока до конца не определились. Но все же чаще всего причинами инфантилизма становится сочетание этих факторов с неверными родительскими усилиями.

Это гиперопека — одна из распространенных ошибок в воспитании, когда родители руководят каждым шагом ребенка. И тогда наряду с инфантильностью становятся очень заметны эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, крайняя несамостоятельность, пассивность, неспособность к напряжению.

Деспотичное воспитание с физическими наказаниями и постоянными запретами также способствует снижению инициативы, проявлению несамостоятельности, нерешительности. Однако стоит отметить, что психический инфантилизм не имеет никакого отношения к задержке умственного развития, как нередко ошибочно думают многие. Инфантильные дети в плане развития умений и навыков ничем не отличаются от других.

Эмоциональность или неадекватность?

Инфантильные дети отличаются от сверстников наивностью, беспечностью, над всеми интересами у них преобладает стремление к игре и удовольствиям. Нередко они предпочитают общество младших детей или, напротив, взрослых, покровительствующих им. Стараются максимально завладеть их вниманием: показывают им принесенные игрушки, хвалятся вещами, жалуются на конфликты со сверстниками.

Зачастую они не способны к волевым усилиям, не учитывают последствий собственных поступков, не умеют сдерживать свои чувства. У них часто меняется настроение: от бурных проявлений радости и восторга они легко переходят к слезам, рыданиям и отчаянию и обратно.

Вот еще один пример из практики. Во время перемены учительница увидела горько плачущего восьмилетнего Юру, привела его в класс, пытаясь понять причину слез, утешить. Оказывается, старшие мальчики назвали его «почтальон Печкин» из-за сумки, которую Юра носит через плечо.

Жалуясь на обидчиков, Юра вдруг улыбнулся, его лицо внезапно озарилось — он вспомнил о какой-то девочке, которая когда-то назвала его Юрием Гагариным. Мальчик тут же засмеялся, утирая мокрые ресницы. Такое быстрое эмоциональное переключение, выразительность мимики и впечатлительность подкупает и умиляет взрослых.

Как быть Леди:  НА ЗАВИСТЬ - что такое в Слитно или раздельно? Орфографическом словаре-справочнике

И часто за такой детскостью им не заметна очевидная поверхностность чувств, в общем-то неадекватная реакция и эмоциональная несдержанность ребенка. Этот пример не столь безобиден, как кажется на первый взгляд. Во-первых, такое поведение ребенка в детском саду или школе нарушает правила поведения в коллективе, что вполне может привести к тому, что такой ребенок станет предметом насмешек и издевательств со стороны сверстников.

Родителей, воспитателей детских садов и учителей смущают непосредственность, несоответствие поведения возрасту и неприспособленность детей к реальности. Отсутствие представлений о том, что можно и чего нельзя, рождает манеру вольного и даже бесцеремонного отношения со взрослыми.

Еще пример из школьной жизни, подтверждающий это. Девятилетняя Наташа подошла к маме своей одноклассницы и, пока та разговаривала с учительницей, открыла сумку женщины и стала с интересом выкладывать оттуда содержимое, разглядывая его. Когда мама наконец обернулась, она с изумлением обнаружила свои разложенные на школьной парте телефон, ключи, косметику и документы.

Конечно, эта ситуация хоть и выходит за рамки элементарных приличий, но опять-таки может умилить кого-то детской непосредственностью. Однако вполне вероятны и более опасные варианты такой доверчивости инфантильных детей в отношении незнакомых взрослых: ребенок способен подойти на улице к кому угодно и начать разговор, пойти за незнакомцем, который может использовать эту детскую открытость в своих целях, далеко не всегда благородных. Так что инфантилизм в определенных случаях чреват серьезными последствиями.

Неусидчивость или неспособность к учебе?

У инфантильные дети чаще всего плохо, но не из-за отсутствия способностей. Основная трудность, с которой сталкивается учитель или воспитатель, — это неумение инфантильного ребенка включиться в общую работу: он даже не пытается ее выполнять, невпопад задает вопросы, не имеющие отношения к делу.

Причем часто такое поведение сочетается с искренним желанием ребенка соответствовать собственным представлениям о «хорошем ученике». Он старается ровно сидеть, как можно выше поднимает руку, радостно вскакивает, когда его спрашивают. Но непосредственные желания через довольно короткое время пересиливают, и ребенок перебивает учителя, разговаривает с соседом, ходит по классу.

Почему так происходит, постараемся понять. Для инфантильного ребенка сама ситуация общения со взрослым или сверстником является более важной, и любое задание имеет значение лишь постольку, поскольку оно вплетено в эту ситуацию общения. Например, он изо всех сил тянет руку, просит, чтобы его спросили.

Когда учитель его вызывает, он встает, гордый тем, что его вызвали, и, радостно улыбаясь, молчит. Оказывается, вопрос уже забыт, но ребенок и не думает об этом, ведь его «вызвали»! От заданий такого ребенка отвлекают и посторонние звуки, и внезапно нахлынувшие воспоминания, и шаги в коридоре, и фломастеры соседа, что, естественно, затрудняет его обучение, а педагоги отмечают, что он постоянно отвлекается.

Инфантильные дети, как правило, неистощимы в фантазиях и играх, но в учебе быстро устают и пресыщаются. Необходимость упорного, систематического труда вызывает у такого ребенка пассивный протест. Говоря об инфантильности детей, нужно помнить, что незрелость касается эмоционально-волевых проявлений, ничуть не затрагивая интеллектуальную сферу: «вечно маленький» ребенок может быть способным и талантливым.

Особенно в таких сферах человеческой деятельности, как музыка, изобретательство, сочинительство, актерство. Ведь высокие достижения в этих областях возможны именно вследствие яркости, образности, живости мышления, выразительной эмоциональности и непосредственности поведения.

Программа для родителей.

Во-первых, покажите ребенка психоневрологу, возможно, ему требуется небольшое медикаментозное лечение. Оно может улучшить память, внимание, работоспособность, помочь ребенку в учебе. Однако только таблетками помощь не исчерпывается. Таким детям необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его психической организации.

Во-вторых, система общения с инфантильным ребенком ни в коем случае не должна строиться на насильственном внушении ему определенных правил и запретах. Наоборот, лучше воздействовать на него ненавязчиво, учитывая интересы и ристрастия. Ребенок любит играть, значит, воздействие на него может быть через игру.

С ним нужно играть во все, что встречается в его жизни: в «детский сад», в «больницу», «транспорт», причем в каждой игре он должен выступать в роли сильного, положительного героя, кого-то спасающего или кем-то руководящего. В такой игре подспудно высмеивается безответственность, эгоизм, непродуманность поступков и так далее. А ребенок учится действовать соответственно обстановке.

Учитывая, что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, предоставляйте ему возможность пообщаться с ровесниками, побуждайте его к такому общению, учите сотрудничать с другими детьми, прощать обиды, улаживать конфликты. Разъясняйте последствия его ошибок, побуждайте ребенка преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам.

Избегайте так называемого отрицательного внимания —окриков, высмеивания, угроз, наказаний, так как ребенок может довольствоваться этими эмоциональными формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их. Внимательно следите за ребенком. Инфантильные дети — личности слабовольные и внушаемые, поэтому родители и воспитатели должны быть начеку, чтобы дети не попали под влияние плохой компании, а имели достойные занятия — спорт, туризм, чтение.

Если вы вовремя заметили, что ребенок не готов к школе к семи годам, лучше задержите его на год и в восемь лет отправьте в школу с уже сформировавшейся позицией школьника. Неплохо начать с подготовительных индивидуальных занятий, во время которых сначала на легком, доступном материале будет постепенно формироваться желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность.

Успех пробуждает у ребенка веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт. И помните, для таких детей особенно вредны расхождения в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи, безразличие и недостаток внимания со стороны взрослых. Не проглядите собственного ребенка, помогите ему повзрослеть.

Инфантильный возраст.

Положительных изменений в развитии инфантильных детей можно ожидать к 10–12-летнему возрасту. И здесь родителям стоит быть особенно внимательными: так происходит не всегда. В ряде случаев темп созревания бывает настолько медленным, что и в этот период —младший подростковый возраст — инфантильные ребята рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями.

Из-за постоянного стремления к новым впечатлениям незрелые ребята нередко убегают из дома, попадают в разные авантюрные истории. Иногда процесс взросления затягивается настолько, что и по прошествии подросткового периода молодой человек опрометчиво и бездумно принимает решения, безответственно выполняет поручения, его суждения поражают наивностью и поверхностностью.

Так что последствия несамостоятельности в подростковом возрасте гораздо серьезнее. Ситуация вполне подвергается коррекции. Помочь в этом может психолог, который при необходимости посоветует проконсультироваться у других специалистов. Родителям детей, склонных к инфантильности, лучше начать действовать как можно раньше, не дожидаясь подросткового возраста.

М. Дробот, детский психолог

Развивайся

Тренируй самостоятельность, целеустремлённость, волю, чтобы избавиться от желания зарыться в мамино плечо в поисках решения проблем. Начинай с несложных задач.

Синдром «опустевшего гнёзда»

Бывает так, что мы вроде бы хотим, чтобы подросток взрослел и начинал самостоятельную жизнь, а в глубине души к этому не готовы. Ребёнок, особенно чувствительный, это интуитивно «считывает» и, как следствие, не спешит взрослеть.

Что делать? Проверять свои родительские реакции. Представьте, что будет, когда ребёнок от вас совсем отделится? Как вы будете жить, что будете чувствовать? Отпускание подростка часто вызывает в родительской жизни пустоту, и это нормально — ведь мы уже так привыкли быть заботливыми родителями и все эти годы ребёнок занимал много места в нашей жизни. Поэтому важно понимать, чем мы сможем заполнить это место, когда оно опустеет.

Скелет в шкафу

Когда в семье двое детей и один из них стремится вырваться из-под опеки родителей, другой ребёнок, даже если он старший, может для равновесия начать, наоборот, держаться за семью.

Что делать? Постараться разобраться в ситуации. Если дети берут на себя задачу поддержания семейного равновесия, это говорит о какой-то проблеме — например, сложных отношениях между взрослыми в семье или о тяготящей всех семейной тайне. Здесь уместно обратиться за консультацией к психологу.

Тревожные «предки»

Страх выходить в самостоятельную жизнь может быть реакцией ребёнка на скрытую или явную родительскую тревогу. Взрослые могут беспокоиться о будущем или переживать из-за своих упущений в воспитании в прошлом. Проявляется это в том числе в желании ускорить процесс взросления ребёнка.

Иногда мама или папа пытается даже подкрепить это следующими словами: «Что ты станешь делать, если я заболею и умру?» или «Ведь когда-то наступит момент, когда нас не будет!» Подобные высказывания взрослеть не помогают, они, наоборот, пугают, вынуждая ребёнка лишь сильнее цепляться за родителей — ведь их так страшно потерять.

Что делать? Разбираться со своими тревогами самостоятельно, не вовлекая в них ребёнка. Один из способов это сделать — пройти психотерапию.

У мамы под крылом

Гиперопека сегодня культивируется обществом. Произошёл обратный ход маятника после того, как выросло поколение так называемых «детей с ключом на шее». Теперь родители стали беспокойнее, намного позже решаются отпускать своих чад куда-то одних или поручать им какие-то дела.

Дети, с одной стороны, испытывают на себе больше родительского контроля, а с другой — получают невольный сигнал о том, что мир опасен. Это вызывает лишние страхи и сбивает естественный ход взросления. Для старшеклассника, не имевшего никакого опыта самостоятельности в более юном возрасте, переход от детства к взрослости может стать слишком резким и вызвать чересчур сильный стресс.

Что делать? Отпускать ребёнка постепенно, расширяя круг его возможностей по мере роста, не дожидаясь, пока он пойдёт в последний класс. Так, младший школьник может помогать родителям в простой работе по дому. Ученика средней школы уже вполне можно отпускать одного в магазин.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий