Воображение в психологии, виды, развитие воображения у детей

Воображение в психологии, виды, развитие воображения у детей Женщине

Воображение в психологии – что это такое

Существует много определений данного термина. В психологии обычно используется следующее понятие.

В широком смысле – это любой мыслительный процесс, в котором используются образы. Человек может воображать как реально существующие объекты, так и вымышленные.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Присуще только человеку и влияет на такие важные его мыслительные функции и процессы, как:

  • моделирование;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • творчество;
  • игра.

На физиологическом уровне представляет собой создание связей между нейронами, их перегруппировку, распад и новое объединение.

Во временном отношении воображение:

  • воссоздает образы прошлого;
  • моделирует будущее;
  • помогает образно воспринимать настоящее.

Иногда его путают с другим мыслительным процессом – восприятием.

Восприятие основано на анализе информации из внешнего мира. Воображение – на переработке имеющихся в памяти образов, идей, представлений.

Правда ли, что у детей воображение лучше

У детей воображение действительно работает активнее: для взрослых мир знаком, а ребенок только начинает в нем осваиваться. Воображение необходимо ему для наблюдения, создания и осмысления новых образов.

Во время конференции TEDxTucson доктор Джордж Лэнд рассказал о длительном исследовании NASA в области креативности: 1 600 дошкольникам в возрасте 4–5 лет предложили решить некую проблему новым способом. По результатам теста 98% детей набрали количество баллов на уровне «творческих гениев».

Кандидат психологических наук Александр Веракса отмечает, что отсутствие воображения у ребенка — признак патологических процессов, часто — синдрома раннего детского аутизма: без воображения невозможна игра, с помощью которой ребенок примеряет на себя «взрослые» обязанности — готовку, вождение автомобиля, воспитание малышей.

Что такое воображение

Согласно классическому учебнику Роберта Немова по общей психологии, воображение — это психологическая особенность человека, которая позволяет ему действовать не только в реальном, но и в придуманном им самим мире, придумывать нечто новое и воплощать его в реальность.

В философии воображение рассматривают как составную часть творческого процесса. В учебнике «Общая психология» доктор психологических наук Артур Петровский отмечает, что для выполнения повседневных задач нужно не меньше воображения, чем для творческих: например, чтобы смастерить стул, нужно сначала представить себе его назначение, высоту, форму, размер и изготовить детали в соответствии с этим образом.

В быту термин «воображение» часто используют как синоним чего-то нереального, несуществующего. Выражение «Ну ты воображаешь» в разговорной речи — мягкая форма фразы «Ты врешь», то есть, сознательно искажаешь действительность. Психологи с этим не согласны: по «Словарю Выготского» воображение и действительность связывают четыре процесса.

  1. Создание совершенно новых образов. Они могут остаться в воображении, например, сказочный дракон с десятью головами. А могут стать реальными — человек создает 3D-фигуру этого дракона и снимает мультфильм.
  2. Создание сложных образов на основе чужого или социального опыта. Вообразить огнедышащего дракона можно по кадрам из фильма или по описаниям из книг.
  3. Составление образов из элементов действительности. Фантазийные образы можно создать из того, что знакомо человеку по личному опыту: если он представляет себе розового дракона с львиной гривой, то только потому, что запомнил некоторые элементы этого образа из реальности, а некоторые — из чужого или социального опыта.
  4. Создание образов из эмоций. Этот процесс работает двусторонне: образы тоже могут вызывать эмоции. Например, мальчик, который увлекается фэнтези, представляет полет на драконе и испытывает восторг. Даже если эти воображаемые ожидания не сбудутся, эмоции от них будут реальными.

Индивидуальные особенности воображения

Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творчеством, — писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения.

Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Вопросы для самопроверки1. Дайте характеристику воображения как психического процесса. В чем заключается роль воображения в жизни человека и в регуляции организма?2. Какие виды воображения вы знаете? Приведите их классификацию.3.

Виды воображения

Данный процесс, как сложный психический процесс бывает также несколько видов. Относительно особенностей процесса выделяют: непроизвольное, произвольное, воссоздающее, творческое, и мечтания.

Непроизвольное воображение также называется пассивным. Это самый простой вид и он заключается в создании и комбинировании представлений, их компонентов в новый образ, когда человек не имеет прямого намерения это делать, когда сознание слабое, и контроль над течением представлений небольшой.

Пассивное воображение встречается у детей младшего возраста. Оно проявляется чаще всего, когда человек пребывает в дремотном, полусонном состоянии, тогда образы возникают сами по себе (поэтому произвольное), одни меняются на другие, они соединяются, принимают самые нереальные формы и виды.

Не только в сонливом состоянии действует такое воображение, оно проявляется и в состоянии бодрствования. Не всегда новые представления появляются, когда человек целеустремленно направляет свое сознание на творение. Особенностью созданных образов есть их изменчивость в результате нестабильности следовых возбуждений мозга и легкости их взаимосвязи с процессами возбуждений в смежных мозговых центрах.

Поскольку траектория возбуждения не фиксирована, от этого воображение становится таким легким. Особенно легкое оно у детей, в которых к тому же отсутствует критическое мышление, которое действует, как механизм фильтрации у взрослых, поэтому ребенок выдает иногда самые нереальные нафантазированные образы.

Произвольное воображение, также называемое активным, представляет собой намеренное построение представлений соответственно поставленной задачи в определенной деятельности. Активное воображение развивается, когда дети начинают играть в роли (врача, продавца, учителя).

Когда они стараются отобразить свою роль, как можно точнее им приходится напрячь свой мозг, таким образом, задействовав воображение. Далее развитие этого процесса совершается, когда человек начинает действовать самостоятельно, проявляет инициативу и творческие усилия в процессе труда, требующих четких и точных представлений предмета, которые будут созданы из операций и которые должны быть выполненными.

Как быть Леди:  «Исчадие Добра» — Школа Сибирской йоги "Снежный Лотос"

Активное воображение больше всего проявляется в творческой деятельности человека. В этом процессе человек ставит перед собой задание, которое есть исходным для развития процесса воображения. Так как продукт этой деятельности – это предметы искусства, воображение управляется требованиями, которые следуют из специфических особенностей искусства.

Воссоздающий вид данного процесса содержится в том, что человек должен создать образ предмета, который никогда не видел, на основании определенных описаний.

Воссоздающее воображение по психологической структуре является переведением второсигнального раздражителя в перевосигнальный образ.

Воссоздающее воображение охватывает то, что создается то, что уже существует, и то, как оно существует. Оно не отдельное от реальности, а если от него немного отойти, то воображение не будет соответствовать целям познания – расширять область знаний человека, сводя описания к наглядным образам.

Воссоздающее воображение помогает человеку переноситься в другие страны, в космос, видеть исторические события и предметы, которые он никогда в жизни прежде не видел, но по воссозданию может себе представить. Данный процесс позволяет людям, читающим художественные произведения воссоздавать картины, события и персонажей в своей голове.

Творческое воображение также причисляется к активному воображению, оно задействуется в формировании новых образов в творческой деятельности, искусстве, науке, технической деятельности. Композиторы, писатели, художники прибегают к такому процессу, чтобы отображать жизнь в образах в своем искусстве.

Творческое воображение также применяется в научной деятельности, которую нельзя трактовать, как обычное механическое познание явлений. Построение гипотез – это творческий процесс, который потом подтверждается практикой.

Существует еще один своеобразный вид данного процесса – это мечта, как представление желанного в будущем. Она создается осмысленно, в отличие от непреднамеренных грез. Человек осознанно направляет свои мысли на образование желанных целей, планирование стратегий в достижении этих целей и воплощение их в реальную жизнь.

Мечтание может быть полезным, но и вредным тоже. Когда мечта является запредельной, нереальной, не связанной с жизнью, она расслабляет волю человека, снижает его активность и замедляет психологическое развитие. Такие мечты пусты, бессмысленны, они называются грезами.

Виды воображения и их характеристика, отличие активного от пассивного

В зависимости от степени осознанности выделяют:

  1. Непроизвольное (пассивное).
  2. Произвольное (активное).

Пассивное возникает, когда осознанная часть мышления ослаблена. Человек не прилагает специальных усилий, а воображаемые образы приходят сами собой.

Бывает преднамеренным и непреднамеренным. Первое возникает, когда перед человеком проплывают образы, основанные на его личных предпочтениях и особенностях характера. Второе – это сновидения и галлюцинации. Во сне мышление человека перерабатывает полученный днем опыт и создает фантастические сцены.

Активное воображение – это когда человек осознанно им управляет. Примеры: решение задач, написание сценария к фильму, создание эскиза картины.

Его подразделяют на воссоздающее и творческое.

Первое подразумевает способность психики человека воссоздавать предметы, события и явления, которые он никогда раньше не видел. Например, при чтении сказок, научно-фантастических романов.

Второе позволяет человеку создавать новые образы, генерировать гипотезы, решать научные задачи, создавать произведения искусства.

Одним из видов активного воображения является мечта – сознательное прогнозирование желаемых результатов.

Воображение в психологии

Воображение является процессом познания окружающего мира. Внешний мир как будто отпечатывается в подсознании человека. Благодаря этому человек способен вспоминать давние и недавние события, программировать, представлять будущее. Часто данный процесс называют способностью представить себе в мыслях отсутствующие предметы, удержать их образ, манипулировать им в сознании. Иногда его смешивают с восприятием, но действительно это два разных психических процесса.

Воображение имеет свойство создавать образы, основываясь на памяти, а не на информации внешнего мира. Оно менее реальное, потому что имеет в себе компонент фантазии и мечты. Даже у самых прагматичных, скептических, занудных людей присутствует воображение.

Человека, совершенно лишившегося такой функции приставить себе невозможно. Поведение этих людей управляется их принципами, логикой, фактами, они всегда делают все по правилам. Но сказать, что у них напрочь отсутствует творческое мышление или они никогда не мечтают, очень неправильно.

Просто это такой тип людей, в которых эти процессы недостаточно развиты или они ими не пользуются, или не умеют пользоваться. Часто такие люди имеют монотонную типичную жизнь, которая каждый день повторяется одинаково и они действуют по определенному алгоритму, считая, что на большее у них нет времени.

Воображение как психический процесс имеет определенные функции, которые помогают человеку стать особенным.

Познавательная функция содержится в расширении кругозора человека, получении им знаний, конструировании поведения человека в неопределенной ситуации, руководясь догадками и соображениями.

Функция прогнозирования предполагает, что свойства воображения помогают человеку представить конечный результат при незавершенном действии. Именно эта функция способствует формированию у людей мечтаний и грез.

Функция понимания отображается в возможности человека предположить, что сейчас переживает человек, какие эмоции его переполняют, какие чувства испытывает. Сходной к этой функции есть состояние эмпатии, когда человек способен проникнуть в мир другого и понять, что того волнует.

Функция защиты предполагает, что прогнозируя будущие события, раздумывая над ходом действий и следствий этих действий, человек может предупредить неприятности, оградить себя от возможных проблем.

Функция саморазвития отображается в способности человека к фантазированию, придумыванию и творению.

Функция воспоминания выражается в способности человека вспомнить минувшие события, воссоздать в голове кадры прошлого. Оно сохраняется в виде образов и представлений.

Вышеперечисленные функции не всегда выражаются в полной мере у всех людей. У каждой личности доминирует определенная функция, которая часто определяет характер и поведение человека. Чтобы понять, как создаются образы и представления, необходимо проследить основные пути их создания. Каждый путь – это сложный многоуровневый психический процесс.

Агглютинация – это создание нереальных, совершенно новых, сказочных объектов или явлений, что появляются под воздействием свойств и внешнего вида какого-то существующего предмета, оценивая и анализируя свойства которого человек создает предмет ему подобный.

Акцентирование – это процесс фиксирования на одной доминирующей характеристике, выделенной в каком-то объекте (человек, предмет, деятельность, явление) и ее гиперболизация. Акцентирование часто применяют в своих работах художники в создании шаржей и карикатур.

Типизация – это процесс выделения основных характеристик в нескольких объектах, и сотворении из них образа, совершенно нового, но имеющего в себе частичку каждого из них. С помощью такого приема создаются литературные герои, персонажи.

Все вышеперечисленные приемы воображения активно применяются в психологии, творчестве, даже научной деятельности. Например, в медицине, создают новые лекарства на основе уже имеющихся. Также современная техника, электроника, гаджеты, изобретения разрабатывались на базе существующих ранее знаний, схем, теорий и умений.

Воображение как психический процесс предполагает создание новых образов, основываясь на имеющемся существующем опыте. Идеи, проявляемые в изображениях в голове человека пока не начали воплощаться в жизнь, не существуют, но есть вероятность, что в будущем они смогут быть воплощены в жизнь.

Как быть Леди:  Методики тренировки психологической устойчивости

Данный процесс основывается на переформулировке сведений и впечатлений субъекта. Чем больше ситуация кажется непонятной и сложной, тем больше задействуется процесс воображения. Этот процесс обладает немалым значением в профессиональной деятельности человека. Также оно очень влияет на чувства и эмоции, и играет большую роль в развитии личности.

В творческом и рабочем процессе воображение дает возможность личности регулировать и управлять ее деятельностью, также контролировать свою речь, эмоции, внимание и память. Помогает создавать и использовать образы действительности. Оно улучшает психологическое состояние человека, предотвращает стрессы и состояния депрессии.

С помощью воображения индивид способен планировать свою будущую деятельность в уме, манипулируя образами. Воображение и индивидуальность являются критериями в оценке таланта и способностей человека, что немаловажно в трудовой деятельности.

Человек отражает окружающую реальность в основном образным способом. Образ — нестатическое явление, оно имеет свойство постоянно меняться. Данный процесс имеет динамичную связь с объектами окружающей действительности. Следовательно, воображение – это не какая-то абстракция, а конкретный процесс, связанный с реальной психической деятельностью субъекта. Эта деятельность по своей природе также динамическая.

Воображение является процессом самопознания человека, раскрытия своих способностей, других людей и окружающий мир, происходящие события. Это особенная форма человеческой психики, занимающая место между восприятием, памятью и процессами мышления. Наглядно-образное мышление и воображение дополняют друг друга, воображение является его основой и дает возможность проявлять находчивость в незнакомой ситуации, находить решение задачи, не применяя при этом никаких действий.

Воображение и творчество

Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.

Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт.

Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя.

Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи.

Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности.

В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым.

Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.

Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее.

Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.

Как развить воображение: шесть способов

Ищите новые хобби

Согласно исследованию Калифорнийского университета в Сан-Франциско, занятия творческими хобби в нерабочее время увеличивают работоспособность сотрудников. Самый надежный способ пробудить воображение — попробовать себя в деле, в котором у вас нет никакого опыта. Изучение нового требует, чтобы мозг думал (а нейроны соединялись) иначе. Это открывает новые перспективы и создает почву для творчества.

Мечтайте

Согласно отчету креативного агентства We Are Social, среднестатистический пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет каждый день проводит в Сети 6 часов 43 минуты — это 100 дней в год, более четверти своей жизни. Постоянное поглощение информации не оставляет времени, чтобы помечтать. По данным исследования научного издания Behavioral Scientist, люди, которые погружаются в грезы в течение дня, чаще принимают творческие решения и испытывают приливы вдохновения. Постарайтесь помечтать, а не скроллить ленту соцсетей, пока ждете очереди в магазине, едете в автобусе или перекусываете на скамейке в парке.

Гуляйте

Ходьба погружает в креативное, вдохновленное состояние. Исследование Стэнфордского университета 2021 года показало, что при ходьбе креативность в среднем на 60% выше. Постарайтесь отправиться на прогулку без телефона и не по проторенному маршруту.

Окружайте себя креативными людьми

Согласно исследованию научного журнала Child Development, дети из творческих семей растут более креативными. Этот лайфхак работает и со взрослыми: творческое окружение вдохновляет думать нестандартно.

Играйте

Согласно исследованию психологического журнала Journal of Play, игры в детском возрасте влияют на развитие креативности в будущем. Позвольте себе отказаться от рациональных аспектов взрослой жизни и принять другую реальность: пусть коробка станет ракетой, а телефон — космическим бластером. Пригласите друзей или семью присоединиться к вам, а еще лучше попросите детей принять вас в их игру и учитесь у мастеров.

Если поначалу задание покажется сложным, стоит попробовать дать волю воображению в медитации, установить контакт с внутренним ребенком, начать вести дневник и вспомнить свои детские фантазии.

Окружайте себя синим цветом

Исследование Университета Британской Колумбии в Ванкувере показало, что синий цвет повышает производительность при выполнении творческих задач, потому что ассоциируется с открытостью и умиротворением. Добавьте синие предметы в интерьер или просто создайте обстановку, которая вдохновляет.

Мечтайте

Согласно отчету креативного агентства We Are Social, среднестатистический пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет каждый день проводит в Сети 6 часов 43 минуты — это 100 дней в год, более четверти своей жизни. Постоянное поглощение информации не оставляет времени, чтобы помечтать.

По данным исследования научного издания Behavioral Scientist, люди, которые погружаются в грезы в течение дня, чаще принимают творческие решения и испытывают приливы вдохновения. Постарайтесь помечтать, а не скроллить ленту соцсетей, пока ждете очереди в магазине, едете в автобусе или перекусываете на скамейке в парке.

Пассивное воображение

Пассивным воображением называют мечты и образы, которые возникают в голове человека, но не воплощаются в жизнь. Если активное воображение ставит цели, то пассивное погружает в другую реальность: человек мечтает попасть в другое время, или познакомиться с героем фильма.

Пассивное воображение бывает:

  • непреднамеренным, когда образы возникают в голове человека спонтанно, без его желания. Такое воображение работает при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах или во сне;
  • преднамеренным, когда человек мечтает осознанно, но не планирует реализовывать эти грезы.
Как быть Леди:  Испания. Арагон. Ч.1. Найденное в Сарагосе. - Наталия Курнант — LiveJournal

Преобладание пассивного воображения в жизни человека может привести к отрыву от действительности и торможению психического и социального развития. В крайних случаях может развиться синдром патологического фантазирования. Люди с таким расстройством живут в выдуманной однотипной реальности, воспринимают происходящие там события как более важные и теряют интерес к действительности.

Развитие воображения

Развитие мышления – это целенаправленный процесс, основной задачей которого является развитие красочности и эффектности, оригинальности и глубины, и также продуктивность воображаемых образов. В своем развитии воображение как психический процесс, подчинен тем же законам, что и другие онтогенетические преобразования психических процессов.

Воображение дошкольника развивается очень быстро, оно представлено в двух формах: порождение идеи и стратегия ее реализации. Также воображение дошкольника выполняет, кроме познавательно-интеллектуальной функции, еще и аффективно-защитную, которая выражается в защите слабой личности ребенка от слишком тяжелых душевных переживаний. Познавательная функция помогает лучше узнавать мир, взаимодействовать с ним, решать поставленные задачи.

Развитие воображения у детей имеет зависимость от процесса опредмечивания образа действием. В ходе этого процесса ребенок пробует управлять созданными им образами, изменять их, совершенствовать, то есть брать под свой контроль. Но планировать воображение он еще не в состоянии, подобная способность вырабатывается к четырем или пяти годам.

Аффективное развитие воображения у детей происходит в возрасте 2,5 – 4 или 5 годам. Отрицательные переживания детей символически отображаются в персонажах, вследствие чего, ребенок начинает воображать ситуации, в которых снимается угроза. После чего появляется способность снимать эмоциональное напряжение, с помощью механизма проекции, когда отрицательные качества, которые действительно есть в ребенка, начинают приписываться другим объектам.

Развитие воображения у детей шести-семи лет, достигает такого уровня, на котором многие дети уже научились представлять себя и воображать жизнь в собственном мире.

Развитие воображения совершается в процессе онтогенеза человека, под влиянием жизненного опыта, в котором хранится накопленный запас представлений, как материал для создания новых образов. Развитие данного процесса тесно связано с индивидуальностью личности, ее воспитанием и остальными психическими процессами, и степенью их развития (мышления, памяти, воли).

Очень трудно определить возрастные границы, которыми характеризуется динамика развития воображения. В истории известны случаи раннего развития воображения. Моцарт сочинил свою первую музыку, когда ему было четыре года. Но в таком развитии существует обратная сторона.

Даже если развитие воображения будет запоздалым, это не будет значить, что в зрелые годы оно будет недостаточно развитым. Известным примером такого развития, есть пример Эйнштейна, который в детстве не отличался сильно развитым воображением, но со временем он его развил и стал признанным во всем мире гением.

В формировании воображения выделяются определенные закономерности, хотя сложно определить сами этапы его развития. Поскольку в каждого человека оно может происходить индивидуально. Первые проявления процесса воображения очень связаны с процессами восприятия.

Хорошо приводить примеры на детях, поскольку в них процесс развития происходить более активно и ярче. Дети, которым полтора года не умеют концентрировать свое внимание на сказке или простых рассказов, когда взрослые читают им, они постоянно отвлекаются, засыпают, переключаются на другую деятельность, но любят слышать длинные рассказы о нем самом.

Ребенок любит слушать рассказы о себе, своих переживаниях, поскольку четко может представить себе, о чем рассказывается в истории. Отношение восприятия и воображения также наблюдается и на следующих уровнях развития. Это заметно, когда ребенок в игре перерабатывает свои впечатления, изменяя в воображении предметы, которые были ранее воспринятыми.

Развитие данного процесса также имеет связь с возрастом ребенка, в котором он овладевает речью. С помощью нового образования ребенок способен включать в воображение, как конкретные образы, так и более абстрактные представления. Речь дает возможность ребенку переключаться с представления образов к деятельности и выражению этих образов с помощью речи.

Когда ребенок овладевает речью, его практический опыт расширяется, более развивается внимание, это в свою очередь доставляет ребенку возможность с меньшим усердием выделять отдельные элементы предметов, которые воспринимаются ребенком, как самостоятельные и именно ими оперирует чаще всего в своем представлении.

Синтез происходит с существенными искривлениями действительности. Не имея нужного опыта и достаточно развитого уровня критичности мышления, ребенок все еще не способен создать такой образ, который был бы достаточно близким к реальности. В ребенка появляется непроизвольное возникновение образов и представлений. Подобные образы чаще формируются соответственно к ситуации, в которой он перебывает.

На следующем этапе воображение дополняется активными формами и становится произвольным. Такие активные формы этого процесса возникли в связи с активной инициативой всех взрослых, участвующих в развитии ребенка. Например, если взрослые (родители, воспитатели, учителя) просят ребенка сделать какое-то действие, что-то нарисовать, сложить, изобразить, они побуждают его к конкретному действию, тем самым активизируя воображение.

Чтобы сделать то, что попросил взрослый, ребенку первоначально необходимо создать в воображении образ того, что должно выйти в итоге. Этот процесс является уже произвольным, потому что ребенок способен его контролировать. Немного позже он начинает пользоваться произвольным воображением без участия взрослых.

Такой прорыв в развитии воображения заключается в самом характере игры ребенка, которая становится более целенаправленной и сюжетной. Предметы, которые окружают ребенка, становятся для него уже непросто стимулами к предметной деятельности, а становятся материалом в воплощении образов воображения.

Когда ребенку ближе до пяти лет, он начинает строить, рисовать, комбинировать вещи в соответствии его замысла. Еще один яркий сдвиг в процессе формирования воображения проявляется в школьном возрасте. Способствует этому воспринимаемая информация, необходимость усваивать учебный материал.

Свойства воображения как психологического процесса

Воображение является одним из важных объектов изучения в психологии. Учеными были выделены следующие его основные свойства:

  • интенсивность;
  • осмысленность;
  • целостность;
  • системность;
  • способность предвидения;
  • конструирование;
  • критичность;
  • точность;
  • устойчивость.

В воображении информация обрабатывается с помощью набора специальных приемов:

  • схематизация – выявление схожих признаков и сглаживание различий;
  • агглютинация – совмещение несоединимых качеств, свойств, характеристик. Пример – Минотавр, русалка, Сирин;
  • изменение размеров объекта в сторону увеличения или уменьшения. Пример –великан, гном;
  • заострение – подчеркивание и гиперболизация отдельных черт. Пример: трусость зайца, упрямство осла.

Способы развития воображения у детей и взрослых

Основной вид деятельности детей – игра. Она основана на творчестве. Вовлечение детей в активные игровые формы, поощрение их любопытства, создание позитивного настроя способствуют развитию их творческих способностей.

Возникновение воображения относят ко второму году жизни ребенка, а его осознанное использование только к 4-5 годам.

Причины угнетения его функций:

  • авторитарный стиль воспитания;
  • создание ситуаций конформности;
  • запрет задавать вопросы;
  • противопоставление игры и обучения;
  • подавление воли ребенка.

Его развитию помогает:

  • решение творческих и научных задач;
  • конструирование схем и моделей;
  • практика владения несколькими языками;
  • создание ситуаций незавершенности;
  • участие в игровой деятельности.
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий