Вербальное и невербальное общение: сравнение | NUR.KZ

Вербальное и невербальное общение: сравнение | NUR.KZ Женщине

3 Коммуникативное взаимодействие с детьми с ОВЗ развитие навыков общения

Поскольку подавляющая часть таких «особых учеников» является «безречевой», альтернативная невербальная коммуникация составляет важное направление.

Под альтернативной невербальной коммуникацией понимается система способов и методов, как правило, помогающая выразить свои мысли и желания, дополняя или заменяя речь. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.

В организации работы с неговорящими детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, наибольший интерес представляют такие средства коммуникации как: оптико-кинетические средства (мимика; жесты; позы;); знако-символические средства (предметы, окружающие человека, фотографии и изображения, пиктограммы); тактильные (обоняние, осязание, слух и вкус). Владение навыками альтернативной коммуникации подразумевает:

использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;

использование индивидуальных коммуникативных тетрадей с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста;

использование доступных жестов для передачи сообщений;

общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.)

Мимика, жесты, позы. Система жестов используется не только для глухих, но и других «неговорящих» или «плохоговорящих» людей

Формирования коммуникативных навыков осуществляется в условиях особого построения коррекционно-развивающей и воспитательной работы. Занятия и повседневное общение воспитателя с детьми проходят с обязательным обучением детей использованию жестов, мимики и позы.

Существуют разнообразные технологии и подходы в обучении безречевых детей использованию невербальных средств в целях коммуникации. Так, Блажнокова И. М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. и др. рекомендуют выделить для коррекционной работы специальное направление — занятия по игровой и пластической импровизации с элементами арт-терапии, музыкальной и данс-терапии, на которых будут осваиваться «коды» коммуникативного процесса – различные знаковые системы (система «глазного контакта», оптико-кинестетическая система – жесты, мимика, пантомимика, пара- и экстралингвистические системы – интонация, пауза).

По мнению Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Зарина А., Соколовой Н. Д., для формирования коммуникативных умений и развития речи, освоения невербальных средств общения необходимо создание особой среды, побуждающей детей с интеллектуальной недостаточностью к общению. Основанием последнего должны стать сформированные предметные, предметно-игровые и другие виды действий.

Пиктограммы. Работа с пиктограммами проходит в несколько этапов. К первому отнесем знакоство ребенка с пиктограммой, установление связи между реальным предметом и графическим изображением. Это способствует обогащению словарного запаса, накоплению ассоциативных символов для дальнейшего общения и обучения.

Ко второму этапу относится перенос символов на другие ситуациию. При этом расшираются возможности для передачи информации. Третий этап связан с грамматическим структуированием. Существует особая классификация составления предложений посредством пиктограмм.

Так, слова, обозначающие предметы мы обозначаем на зеленом фоне, признаки — на голубом, действия — на красном фоне, а наречия, прелоги, союзы — на черном фоне. Например, «Корова мычит», ребенок в первую очередь выбирает и показывает карточки в такой последовательности, согласно которой и произносятся эти слова, чтобы получить нужную фразу.

Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой.

К функциям, которые выполняют «пиктограммы» в работе с «особыми детьми», относятся развитие средств общения, что впоследствии становится мотивацией и желанием к общению «особых детей», способствует усвоению письменных и читательских навыков, развитию основных процессов памяти, увеличению словарного запаса.

В результате такой трудоемкой работы происходит практическое ознакомление детей с различными невербальными средствами общения, осознается их коммуникативное назначение, расширяется опыт использования их как средства передачи информации, закрепляется навык использования общепринятых жестов, представления об окружающем наполняются богатым мультисенсорным содержанием, прочно соединяются с определенным движением и словом, словосочетанием.

Заключение

Процесс овладения невербальными средствами коммуникации является долгим и требует влияния со стороны педагога. Воспитатель имеет возможность работать в этом направлении как на занятии так и в режимные моменты, на индивидуальных и групповых занятиях.

Вместе с тем, методические рекомендации к существующим современным программам обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью не отражают в должной мере специфику развития и общения безречевых детей, воспитывающихся в условиях детского дома-интерната, что говорит о еще недостаточной изученности данной проблемы.

Планомерная и систематическая работа даёт положительный результат: мы наблюдаем возрастную динамику коммуникативных умений у обучающихся.

Вербальное общение и его виды

В первые годы жизни каждый ребенок учится разговаривать, ведь общение — естественная потребность каждого: так мы передаем информацию, говорим о своих чувствах, познаем мир. Проще всего это сделать словами, то есть вербально.

Что такое вербальное общение? Это установление контакта между людьми с помощью речевых средств, проще говоря, словами.

Речь — своеобразный код для передачи информации:

Этой механикой мы пользуемся ежедневно, когда разговариваем или переписываемся с друзьями, читаем литературу, выступаем перед публикой или думаем про себя.

девушка переписывается в телефоне
Переписка — тоже вербальное общение: Unsplash

Что относят к вербальному общению? К вербальным средствам относится как устная речь, так и письменная. Устная речь — самое распространенное средство коммуникации. Она очень гибкая, позволяет быстро передать сообщение. Однако у письменной речи есть значительное преимущество: перед передачей информации ее можно тщательно обдумать, точнее сформулировать мысль. Поэтому в деловой практике чаще применяется переписка.

Своеобразный вербальный метод коммуникации — дактильная речь. Это ручная азбука (язык жестов), используемый людьми с нарушениями слуха. Они выражают свои мысли с помощью слов, но в качестве инструмента воспроизведения применяют не звуки, а жесты. По такому же принципу к вербальной речи относят азбуку Морзе.

Устная или письменная речь далеко не всегда подразумевает чистый литературный язык. Сленг и диалекты — неотъемлемая часть языка. И все же, чтобы адекватно выразить мысль, речь должна соответствовать определенным требованиям:

подруги разговаривают
Вербальное общение: Unsplash

Коммуникация. речевая коммуникация: понятие, формы и типы

Слово «коммуникация» — одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный) человек, а также «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например коммуникативный тип высказывания).

Другое значение слова «коммуникация» — пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства. В этом смысле говорят, например, о подземных, воздушных и других коммуникациях, о системах коммуникаций. Мы будем употреблять термин «коммуникация», в первом значении, так как объектом изучения является именно общение между людьми. С этим значением связано и научное определение понятия: «Коммуникация — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка, который, будучи важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является важнейшим механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность.

Главная цель речевой коммуникации — обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих пор.

Например, у коренного населения Африки используется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т. п. «Язык цветов», распространенный на Востоке, также является средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами (например, роза — символ любви, астра — печали, незабудка — памяти и т. д.). Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т. п. — все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения — язык.

Как быть Леди:  Конспект НОД по рисованию для старшей группы «В мире добра». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

В соответствии с этим средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (т. е. словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация — это общение с помощью слов, невербальная

— это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т. п.). Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации.

Почему в выражении «речевая коммуникация» используется слово «речевая», ведь до сих пор мы говорили, что язык — важнейшее средство общения? Ответ на этот вопрос мы найдем, выяснив различия между понятиями «язык» и «речь». Напомним, что эти слова различаются во многих языках (англ, language/speech; нем. Sprache/Rede; франц. langage/parole).

Упрощенно можно сказать, что язык — это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о системе русского, английского и любого другого языка. Универсальными языковыми единицами (т. е. единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т. п.), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой — морфологический — синтаксический — семантический (или смысловой). В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.

Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь — это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности

— текст (статья, сообщение и т. д.).

Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является «система, структура», а в слове «речь» — «деятельность». Поэтому понятно, что для определения слова «коммуникация» уместно использовать термин «речевая». Однако надо заметить, что выражение «языковая коммуникация» также существует и используется в качестве синонима. Вообще, следует помнить, что очень часто, даже в научной литературе, слова «язык» и «речь» используются как синонимы, т. е. взаимозаменяемы, если это не оговаривается особо.

Когда вопрос касается функций языка и речи, трудно провести грань между этими двумя понятиями. Дело в том, что любое языковое выоказывание (устное или письменное) — это речь. Далее мы будем говорить о функциях языка, имея в виду это обстоятельство.

Основные функции языка (и это следует уже из определения речевой коммуникации):

  • 1) информационная — передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей;
  • 2) агитационная — побуждение, призыв, просьба;
  • 3) эмотивная — непосредственное выражение чувств, эмоций.

Кроме того, говорят еще о наличии метаязыковой (использование языка для описания предмета) и фатической (установление контакта между участниками общения) функций.

Например, в научных трудах, в справочниках язык используется в метаязыковой функции для определения понятий, характеристики объекта изучения и т. д. В повседневном бытовом общении фразы типа «Как дела?», «Что нового?» используются, как правило, в качестве приветствия, т. е. для установления контакта, их реальное словесное наполнение несущественно.

Реально в речевой деятельности человека функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них.

Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли. Сам процесс мышления до конца еще не познан. Ученые считают, что в речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные свойства явлений. Понятия обозначаются словами, в которых они обретают необходимую для общения материальную оболочку. Мыслить — это значит оперировать понятиями. Чтобы мыслить, необходимо знать слова, обозначающие эти понятия. Поэтому овладение языковыми средствами (запасом слов, грамматическими формами и конструкциями) — необходимое условие развития мышления и постепенного усложнения познавательной деятельности.

Здесь мы подошли к вопросу о соотношении речи и мышления. Эти два понятия, конечно, не тождественны. С одной стороны, мышление шире, чем речь, поскольку оно использует не только язык: наряду с речевым мышлением существует практически действенное и наглядно-образное мышление. С другой стороны, в каком-то отношении речь шире мышления, поскольку она передает не только понятийное содержание, но и эмоции. Кроме того, речь стилистически окрашена и социально дифференцирована, т. е. вариативна. Механизмы мышления, очевидно, универсальны для всех людей, независимо от национальности и социальной принадлежности.

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внутренней речью называют языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного. Здесь языковые значения используются вне процесса реальной коммуникации. Даже из самого названия понятно, что этот процесс скрыт от непосредственного наблюдения и поэтому далеко еще не изучен. Считается, что процесс внутренней речи протекает с большой скоростью и сама внутренняя речь различается степенью языковой оформ- ленности в зависимости от условий.

Выделяют три основных типа внутренней речи:

  • • внутреннее проговаривание, т. е. «речь про себя», которая сохраняет структуру внешней речи, но лишена ее звукового или графического оформления. Такая речь типична при решении мыслительных задач в затрудненных условиях;
  • • собственно внутренняя речь, выступающая как средство мышления. При этом человек пользуется специфическими единицами (предметными кодами, кодами образов и т. п.). Такая речь имеет специфическую структуру, отличающуюся от структуры внешней речи;
  • • внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах программы речевого высказывания, целого текста или его частей.

Внешняя речь — это процесс речевой деятельности, включающей различные механизмы кодирования и декодирования информации. Внешняя речь — это то, что мы произносим, слышим, пишем, читаем.

Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировка, планирование (в форме внутреннего программирования), реализация и контроль. В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, т. е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. п. Речевая ситуация порождает мотив высказывания, который в отдельных случаях перерастает в потребность совершения этого действия.

В реализации речевого действия выделяются следующие этапы:

  • 1) подготовка высказывания: осознание мотивов, потребностей, целей, вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учета обстановки. У развитого в речевом отношении человека, для которого характерны быстрые реакции, эти подготовительные решения протекают с большой скоростью на подсознательном уровне. Все эти решения завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности или конкретности. Успех речевого действия зависит от того, насколько активно знание языка, насколько сформированы у человека речевые навыки и умения;
  • 2) структурирование высказывания: выбор слов, расположение их в нужной последовательности и грамматическое оформление — все это происходит во внутреннем плане. Данный этап наименее изучен в системе речевого действия, поскольку не ясны механизмы выбора слов и грамматического оформления. Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется методом проб и ошибок, путем отбрасывания слов, которые недостаточно точно выражают намеченное содержание. В оперативной речевой памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов. Предполагается также, что слова в памяти человека сохраняются не разрозненно, а в систематизированном виде, например в виде тематических блоков, что ускоряет и облегчает выбор нужного слова. При этом слова, которые неоднократно использовались, являются как бы «индуцированными», поэтому у говорящего прослеживается тенденция их повторного употребления. При выборе слов определенную роль играют также словесные ассоциации, которые образуются на основе предшествующего опыта и сохраняются в памяти;
  • 3) переход к внешней речи: звуковое или графическое оформление высказывания. Этот этап самый ответственный, поскольку он определяет положительный или отрицательный результат высказывания. Если переход от внутренней речи к внешней по каким-то причинам нарушен, т. е. внутренняя речь плохо оформляется во внешней, то такая речь кажется неполной, бессвязной, труднопонимаемой.
Как быть Леди:  Психологическая служба: Детское воровство. Причины и профилактика

О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т. е. обратной связи.

Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии:

  • 1) переход с акустического или графического кода на код внутренней речи;
  • 2) расшифровка синтаксических структур, грамматических форм;
  • 3) понимание общего плана высказывания;
  • 4) понимание замыслов и мотивов высказывания;
  • 5) оценка полученной информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т. п.);
  • 6) понимание выбора формы и языковых средств.

Понимание (как составная часть процесса восприятия) включает два уровня: языковой и содержательный. Первый без второго возможен, а второй без первого — нет. Очевидно, что полное понимание достигается не всегда. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания.

Обратная связь (т. е. реакция на высказывание) — важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге.

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов — различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (или имплицитный) контекст — это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер и т. п.). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.

Поскольку главная цель речевого общения — это обмен информацией, т. е. передача и восприятие смысла высказывания, человек всегда, как правило, стремится быть понятым. Для этого необходимо учитывать и правильно использовать факторы, оказывающие влияние на процесс общения. С учетом таких факторов выделяют различные формы и типы речевой коммуникации.

Различают устную и письменную формы речевой коммуникации. Для каждой формы характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой коммуникации. К таким признакам относятся следующие:

  • 1) условия общения:
    • • прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т. п.);
    • • опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации);
  • 2) количество участников:
    • • монолог (речь одного человека);
    • • диалог (речь двух людей);
    • • полилог (речь нескольких человек);
  • 3) цель общения:
    • • информирование;
    • • убеждение (включая побуждение, объяснение и т. п.);
    • • развлечение;
  • 4) характер ситуации:
    • • деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т. п.);
    • • бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т. д.). Любая речевая ситуация может быть отнесена к определенному типу.

Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать как устную форму, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовую беседу.

Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т. д.), тактика поведения, владение которыми на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.

С точки зрения механизмов кодирования/декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Говорение — это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание (или аудирование) — восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо — зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение — расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, механизмы декодирования — при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, при письме и чтении — графическими знаками.

Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения. Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.

В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимали участие в общении, в основе лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:

  • 1) отправитель информации (или адресант) — говорящий или пишущий человек;
  • 2) получатель информации (или адресат) — читающий или слушающий человек;
  • 3) сообщение (текст в устной или письменной форме) — неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией не может быть речевой коммуникации.

Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом (например, в диалоге — реплика одного из собеседников).

Простейшая схема отдельного коммуникативного акта в процессе речевой коммуникации выглядит следующим образом:

Вербальное и невербальное общение: сравнение | NUR.KZ

В рамках коммуникативного акта отправитель информации (например, говорящий), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, а при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки. Получатель, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, т. е. осуществляется обратная связь. Другими словами, отправитель и получатель меняются местами, но схема коммуникативного акта остается при этом прежней.

Таким образом, речевая коммуникация — это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор или беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т. д.).

Общение осуществляется в процессе речевой деятельности человека с помощью вербальных (словесных) и невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает четыре аспекта: говорение, слушание, чтение, письмо.

Основная цель речевого общения — обмен информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в процессе общения, можно свести к следующим основным:

  • • эффективное получение информации;
  • • эффективная передача информации;
  • • достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию;
  • • получение дополнительной информации о собеседнике;
  • • позитивная самопрезентация.

Эффективное получение информации относится как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания. Эффективная передача информации (в письменной и устной формах) предполагает владение навыками письма и говорения. Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника предполагает знание основных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также владение речевыми тактиками убеждения и побуждения. Получение дополнительной информации о собеседнике возможно на основе знания основных закономерностей функционирования языка в обществе (чтобы определить уровень социально-культурного развития человека, его социальную принадлежность), умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст. Позитивная самопрезентация означает способность произвести хорошее впечатление на собеседника (или на читателя) и предполагает владение основами культуры речи, что включает в себя и знание норм языка, и умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества.

Как быть Леди:  «День непослушания». НОД по окружающему миру. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Публичная речь — это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь.

Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.

Публичная речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.

Требования к публичной речи:

Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: «Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку!» Слушатели намного чаще, чем думают иные, точно чувствуют, на самом ли деле мельница речи перемалывает зерно, или она трещит так громко лишь оттого, что внутри пусто.

Она должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение.

Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. Подготовка речи является творческой работой, доставляющей ее автору радость и импровизационный азарт. К такой подготовке относится, прежде всего, обдуманная последовательность всех этапов работы.

Античный риторический канон выделял такие этапы подготовки и произнесения речи:

  • -инвенция, или «нахождение», «изобретение». На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.
  • -диспозиция, или «расположение». Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.
  • -элокуция, или «словесное оформление мысли». В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заключения, окончательная редакция текста.
  • -меморио, запоминание. На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть, даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля.

Для эффективного выступления с речью деловому человеку недостаточно только выбрать ее тему, необходимо подумать и о назначении речи.

Советы для начинающих ораторов. Поль Л. Сопер в книге «Основы искусства речи. Книга о науке убеждать» дает следующие советы начинающим ораторам:

  • • Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам. Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают ваши потенциальные слушатели, или тему из такой области, в которой у вас по крайней мере не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь общественные интересы и широкий кругозор.
  • • Подбирайте уместную тему. Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует иногда использовать как исходный пункт для развития выбранной вами темы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней.
  • • Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. Это зависит, главным образом, от следующих факторов:

о основных интересов аудитории;

о групповых интересов;

о злободневных интересов;

о конкретных интересов;

о новизны темы;

о заложенных в теме полярных мнении.

При выборе темы для речи необходимо:

  • 1) Проверить, вызовет ли тема достаточный интерес у слушателя. Самая трудная аудитория для побуждающих речей — это индифферентная аудитория. Поэтому очень важно, как и в речах, описанных выше, выбрать волнующую слушателей тему, задевающую их интересы, провоцирующую потребность поддержать оратора. Это зависит, в свою очередь, от того, способен ли выступающий дать почувствовать слушателю, что вопрос идет о срочных, полезных и желательных действиях.
  • 2) Выяснить, способны ли слушатели к действию. Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести не только интересы аудитории, но и ее особенности, например какой смысл предлагать слушателям приобрести что-либо, если у них нет средств или они уже сделали то, о чем их просят?
  • 3) Пользоваться логически безупречной аргументацией, учитывая при этом эмоциональную культуру слушателей и их убеждения.

Публичная речь может быть самостоятельным жанром деловой коммуникации, а может быть включена в какие-то формы, например совещания, конференции, презентации, митинги, праздники. Любая речь должна обладать качествами хорошего собеседования, ориентирована на слушателей, направлена на достижение прагматичной цели.

Невербальное общение и его средства

Порой достаточно сказать одну и ту же фразу с разной интонацией, и она обретает совершенно иной смысл. Это значит, что одни только слова — это еще не совершенное средство коммуникации, они часто дополняются невербальными проявлениями.

Что такое невербальное общение? Начальник откинулся в кресле и сложил руки крест-накрест — и подчиненный уже понял, что босс недоволен. Мама видит улыбку на лице новорожденного малыша и знает, что он чувствует себя хорошо. Женщина может определить, что мужчина за ней ухаживает, даже без его признаний.

Значительную часть информации мы получаем от других без единого слова. Это и есть невербальное общение — система внеречевых способов передачи информации. Какие есть средства невербального общения? К ним относится:

стук кулаками
Невербальное общение: Unsplash

Многие из перечисленных средств невербальной коммуникации универсальны, но национальные различия и особенности менталитета создают немало барьеров. Автор книги «Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения» Андрей Мирошниченко пишет, что у иностранцев отличаются взгляды даже на личное пространство:

То же самое касается жестов и позы. В США стоять боком к собеседнику вполне нормально, а в других странах это могут расценить как неуважение.

Автор книги «Психология общения» В. Горянина считает, что через невербальные средства наилучшим образом осуществляется обратная связь. Без лишних слов по реакции собеседника можно определить, как встречено сообщение, и при необходимости изменить модель поведения. Таким образом, невербальная коммуникация помогает достичь взаимопонимания и согласия.

девушки разговаривают
Невербальная реакция: Unsplash

Отличия вербального и невербального общения

Чем отличается вербальное и невербальное общение? В отличие от речевых средств, невербальные применяем практически бессознательно, а расшифровываем интуитивно. Увидев друга в толпе, человек помашет ему рукой. Это бессознательный жест, нацеленный на то, чтобы быть замеченным.

По этой причине невербальное общение считается более искренним. Слова контролировать просто, а мимику — крайне сложно. Для этого нужна необычайная выдержка и глубокие знания о значении каждого выражения лица или жеста.

вербальное и невербальное общение
Вербальное и невербальное общение: NUR.KZ

Доктор психологических наук Николай Козлов отмечает, что невербальная коммуникация появилась задолго до речевого общения. Первобытные люди общались простыми жестами — взмах рукой, поворот корпуса, наклон головы. Затем добавилось мычание.

Даже теперь, в ХХI веке, вербальная коммуникация составляет лишь 10% нашего общения. Остальные 90% информации люди транслируют без слов — жестами, интонациями и пр. Однако считать, что невербальное общение более эффективное и универсальное, было бы несправедливо.

Язык тела — явление индивидуальное. Разумеется, есть некие закономерности: когда злимся — хмурим брови, скучно — отводим взгляд. Но большинство реакций — это уникальный язык каждого индивидуума, обусловленный воспитанием, привычками, культурными особенностями.

Вербальное и невербальное общение дополняют друг друга. Лишь составив полную картину, можно точно понять, как к вам относится человек и что он на самом деле хочет сказать.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий