Внушение как инструмент воздействия. Формы и методы внушения

Внушение как инструмент воздействия. Формы и методы внушения Женщине

Наличие позитивного внушения как необходимый аспект группового психологического консультирования

В результате изучения главы 2 студент должен:

знать

  • • содержание понятий негативного и позитивного внушения;
  • • способы негативного внушения; его влияния на здоровье и жизнь человека в целом;
  • • влияние позитивного внушения на здоровье и жизнь человека в целом;
  • • формы проявления повышенного страха смерти и основные причины его появления;

уметь

  • • замечать негативное внушение и его эффекты в обычной жизни;
  • • замечать проявления повышенного страха смерти в речи и поступках людей;
  • • анализировать собственные реакции на негативное внушение;

владеть

навыками анализа психологического состояния людей под действием негативного внушения.

Реальная российская проблема, которая негативно сказывается на развитии человека и на его жизни в целом, — это широкое распространение негативного социального внушения.

«Ты выходишь утром из дома и слышишь, как соседки-старушки обсуждают подорожание лекарств. В автобусе двое — явно муж с женой — громко ругают правительство. Ты пытаешься отвлечься, включаешь новости на телефоне: «Обвалился угол дома», «Произошла перестрелка между неизвестными»,»Предотвращен террористический акт», «Подростки напали на сверстника». Новости не добавляют радости.

На работе шеф недоволен кем-то из сотрудников. Те тихо жалуются на него в буфете. Шефа можно понять, но и сотрудников жалко. Наверное, можно расслабиться только вечером дома у телевизора. Вот оно, прекрасное зрелище, — две красивые женщины. Но, увы, они говорят о проблемах с мужским здоровьем и предлагают его полечить».

Получается, что человек постоянно находится в негативной информационной среде и чаще всего не задумывается над тем, как она на него влияет, и какое внушающее действие оказывает.

Понятие «негативное социальное внушение» было введено В. М. Бехтеревым, который придавал ему очень большое значение.

По его мнению, «в настоящую пору так много вообще говорят о физической заразе при посредстве “живого контагия” (contagium vivum) или так называемых микробов, что, на мой взгляд, нелишне вспомнить и о «психическом конта- гие” (contagium psychicum), приводящем к психической заразе, микробы которой хотя и не видимы под микроскопом, но, тем не менее, подобно настоящим физическим микробам действуют везде и всюду». Они передаются через слова, жесты и движения окружающих лиц, через книги, газеты. Таким образом, как утверждал Бехтерев, где бы мы ни находились, в окружающем нас обществе мы подвергаемся действию психических микробов и, следовательно, находимся в опасности быть психически зараженными. Под действием психических микробов он понимал внушение человеку негативных чувств и мыслей: тревоги, различного рода страхов, депрессии и агрессии.

Мы привыкли понятие внушения рассматривать в контексте гипнотического воздействия. Однако Бехтерев понимал его шире. По его мнению, внушение — один из способов воздействия одного человека на другого, которое происходит в любой социальной среде. Особенность его состоит в том, что оно осуществляется незаметно для человека и воспринимается им пассивно без участия внимания, без размышлений и осмыслений. Усиливают внушающий эффект ситуации, в которых чувства преобладают над разумом. Имеется в виду то, что сильные эмоции усиливают внушающий эффект. Также эффекту внушения сопутствует скопление людей в больших группах, что способствует их эмоциональному заражению.

Необходимо разграничить внушение от убеждения, которое тоже является способом воздействия на человека. Отличие убеждения — это опора, прежде всего, на аргументы, на причинно-следственные связи.

А внушение представляет собою непосредственное «прививание» тех или других психических состояний от одного лица к другому или к группе людей без апеллирования к логике и доказательствам, фактам.

Внушение может быть ситуативным, т. е. оказывать влияние на человека только в момент оказания воздействия. А может оказывать пролонгированный эффект, если внушающий импульс перерабатывается человеком так, что приобретает характер самовнушения. В этой ситуации сила его воздействия может существенно увеличиваться.

По мнению Бехтерева психический микроб в известных случаях оказывается не менее губительным, нежели физический микроб, и если бы можно было сосчитать те жертвы, которые прямо или косвенно обязаны влиянию этого психического микроба, то вряд ли число их оказалось бы меньшим, нежели число жертв, уносимых физическим микробом во время сильных эпидемий.

Как осуществляется негативное социальное внушение? Можно выделить три основных способа.

Первый способ — это прямое внушение, которое присутствует в обыденной жизни людей, причем осуществляемое с благими намерениями. Так, к примеру, ребенок с малых лет слышит в семье: «Осторожнее ходи, а то упадешь», «Не поднимай с пола, а то заболеешь». Поскольку негативная лексика «упадешь, заболеешь», обладает большой энергетикой, ребенок слышит именно ее и ожидает от своей жизни падений и болезней.

Как уже говорилось, эффекту внушения содействуют эмоционально значимые ситуации. К примеру, для младшего школьника такой становится появление отметок в начале второго класса. И здесь он часто слышит такие фразы: «Будешь плохо учиться, станешь дворником. И жизнь твоя, когда вырастешь, не будет счастливой». В этой ситуации тревога, внушенная ему взрослыми, может зашкаливать. И мы не раз наблюдали появление в это время у детей невротических симптомов: кашля, запинок в речи или каких-либо других.

Внушение, произведенное в детстве, обладает большой силой, и его последствия могут сохраниться на долгие годы. «Кому ты такая будешь нужна, тебя никто замуж не возьмет», — вспоминает мамины слова взрослая женщина, которая, конечно же, испытывает трудности во взаимоотношениях с мужчинами.

Второй путь — это внушающее воздействие негативной информации.

Получая тем или иным способом сильно эмоционально окрашенную негативную информацию, человек бессознательно примеряет ее на себя. И после нескольких таких «примерок» она присваивается им, причем незаметно от него самого. К примеру, прочитав несколько статей про ошибки врачей, человек перестает им доверять и в худшем случае вообще перестает к ним обращаться. А прослушав передачу про болезнь, начинает срочно искать симптомы у себя. И, как правило, находит их.

Третий способ связан с так называемой негативной лексикой. Когда мы слышим или произносим то или иное слово, автоматически вспоминается пласт событий, с ним связанный. Например, слово больница заставляет человека вспомнить весь свой опыт, связанный с больницами. Но не только ментальный опыт, но и эмоциональный. Получается, что негативные чувства из прошлого возвращаются в сегодняшнюю жизнь человека, заставляя его страдать без имеющихся для этого причин. Вспоминается, как во время одного из экономических кризисов в СМИ постоянно звучала такая фраза: «Голода не будет». И услышав слово «голод», все запасались сумками и бежали в ближайший магазин.

Помимо словесного внушения нужно отметить такой способ как эмоциональное заражение. Имеется в виду, к примеру, что в группе с депрессивным настроением трудно будет поддерживать настроение нормальное.

Думается, что настоящее время, по сравнению с тем, когда жил Бехтерев, обладает намного большей внушающей силой. В связи с этим можно вспомнить рекламу лекарств, которые именно на этом эффекте и основано: внушить страх болезни, чтобы лекарство купили. Интересно, что все рекламы используют яркие эмоциональные образы, усиливающие эффект внушения.

На что именно влияет наличие столь огромного социального внушения в современном мире? Прежде всего, на ухудшение состояния здоровья людей, вызванного нарушением их эмоциональной жизни. Действительно, врачи сегодня констатируют рост психосоматических заболеваний — тех, в основе которых лежат психологические факторы.

Возьмем книгу детского педиатра И. П. Брязгунова «Психосоматика у детей» и прочитаем фрагменты ее оглавления: «Бронхиальная астма, энурез, артериальная гипертезия, синдром дефицита внимания, ожирение, боли в животе психогенного происхождения».

А есть ли психосоматика у взрослых? Да, только спектр ее существенно расширяется. Это близорукость, ангина, аллергия, бронхит, варикоз, гастрит, диабет, мигрень, дерматит, расстройства сна….

И главная беда в том, что чаще всего лечение психосоматических заболеваний происходит только медикаментозно, без установления психологических трудностей.

Раскроем книгу В. Д. Тополянского, М. В. Струковской «Психосоматические расстройства». Там приводятся такие данные: 150 больных до начала психологического лечения получили 496 курсов консервативной терапии, 811 ненужных терапевтических вмешательств, 244 бесполезные операции. Они считают, что 30 % больных, обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники, составляют практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в коррекции эмоционального состояния.

Врачи-практики О. В Бухтояров и А. Е. Архангельский распространили психосоматический подход на развитие злокачественных опухолей. Они признавали, что связи между психологическими факторами и возникновением злокачественных опухолей сложны и во многом малопонятны. Но полагали, что посредником между ними является психо-нейро-эндокринно- иммунная ось, которая является предметом изучения психонейроиммунологии. Полученные в свете этой науки исследования доказали взаимосвязь психического состояния человека и его иммунной системы. Из этого следует, что стресс будет приводить к иммунной депрессии и «прокладывать дорогу» иммунозависимым заболеваниям, в том числе и раку.

Как быть Леди:  «Сиротский Бруклин»: актер Нортон вновь обыгрывает Нортона-режиссера Смотреть за его игрой интересно, но сам фильм почти не удивит — Meduza

Бухтояров и Архангельский также рассматривают вопрос о возможности психогенной смерти и в связи с этим приводят такой пример. Одного мужчину случайно закрыли в вагоне- холодильнике, который не был включен. Соответственно температура в нем не была слишком низкой — плюс 10 градусов. Несмотря на это, мужчину нашли замерзшим насмерть, когда вагон открыли.

Ян Мак-Дермот и Дж. О. Коннор приводят интересные данные об эксперименте с плацебо-нейтральными таблетками, которые при наличии негативного внушения приводят к физиологическим изменениям. Известно, что химиотерапия приводит к выпадению волос. 100 пациентам дали нейтральные таблетки, не содержащие химии, однако они все потеряли волосы, поскольку считали, что должны их потерять.

Эти же авторы описывают реальный случай, в котором случайно организованное негативное внушение привело к проблемам со здоровьем.

Во время футбольного матча в Монтерей-парке (штат Калифорния) четыре человека заболели без всяких видимых на то причин. Присутствовавший при этом доктор обнаружил, что все они пили слабоалкогольный налиток, приобретенный в автомате рядом с трибунами. На всякий случай было сделано громкое объявление о возможной опасности. Это привело к катастрофическим последствиям.

Люди стали падать в обморок и проявлять признаки болезни. Многие ушли со стадиона. Около 200 человек оказались в таком состоянии, что не могли двигаться, и пришлось вызывать машины скорой помощи из пяти госпиталей. Изучение этого случая показало, что автоматы были ни причем. Когда эта новость была объявлена, люди стали волшебным образом выздоравливать.

Только ли к проблемам со здоровьем может привести негативное социальное внушение?

Трудная контрольная работа по математике. Вася старательно пыхтит над задачей. Коля грустно ковыряет в носу: «Все равно не получится».

Трудно складываются отношения с ребятами. Лена пытается хоть с кем-нибудь подружиться. Катя уходит в сторону, а вечером жалуется маме: «Не хочу идти в эту школу».

Трудно догнать класс после болезни. Вика просит дополнительное задание, что-то списывает в тетрадях ребят. Витя медленно выводит на ластике: «Я тупой».

Кто более успешен сейчас? Кто будет более успешным потом?

Конечно тот, который в трудной ситуации верит в возможность успеха и поэтому действует, пытается ее изменить. Вася, Лена, Вика — таких обычно называют оптимистами. Их жизненный локатор направлен на удачу, и он ловит именно ее.

А Колю, Катю и Витю мы назовем пессимистами. Им кажется, что у них нет сил добиться успеха, будущее их огорчает и страшит. Жизненный локатор включен на неудачи, которые не заставят себя ждать.

Рассмотрим, как социальное внушение влияет на формирование таких устойчивых личностных характеристик как оптимизм и пессимизм.

В их изучении можно выделить два основных подхода: 1) Ч. Карвер, М. Шейер и др.; 2) М. Селигман, К. Петерсон. Они несколько различаются. Но в целом, с их позиций можно рассматривать оптимизм как ожидание хороших результатов при столкновении с проблемами в важных для человека сферах жизни. Пессимизм — соответственно, как ожидание прежде всего негативных событий. Понятно, что на формирование большинства личностных характеристик человека влияют различные факторы: биологические, психологические и социально-культурные. Именно к социально-культурным можно отнести негативное социальное внушение, которым, как уже говорилось, пронизано современное общество.

Мы проводили небольшое исследование среди подростков одной достаточно хорошей московской школы. Оказалось, что 30 % из них — глубокие пессимисты, 40 % имеют к этому некоторую склонность. Может быть именно поэтому в последнее время приобретают все большую популярность различные социальные группы суицидальной направленности.

Думается, что среди взрослых эта позиция выражена острее. Ведь они ежедневно подвергаются массированной атаке СМИ, которые формируют у них страх будущего — основу пессимизма.

На что именно влияет наличие у человека этих характеристик?

Как считают многие исследователи, прежде всего, также на его здоровье.

Приведем результы любопытных экспериментов. Мартин Зелигман описывает исследование, проведенное по программе

Фонда Гранта. Среди выпускников Гарварда в 1940—1950 гг. были выявлены люди здоровые, интеллектуально одаренные. За ними в течение более 50 лет осуществлялось наблюдение. Оказалось, что до 45 лет оптимизм практически не влиял на здоровье. Однако в среднем возрасте пессимисты начинали болеть чаще, чем оптимисты. А в 60 лет уровень из здоровья был намного хуже.

Помимо здоровья оптимизм существенно влияет на качество обучения. Отметим результаты эксперимента, который проводился со студентами Пенсильванского университета. Оказалось, что качество обучения их на первых курсах более коррелирует с уровнем оптимизма студентов, чем с аттестатом их зрелости за школу, т. е. с уровнем первоначальных знаний.

Опишем другой эксперимент, который проводился с чекласс- никами. Им, предварительно продиагностировав на оптимизм и пессимизм, предлагалась серия неразрешимых задач, т. е они ставились в ситуацию неудачи в учении. А после этого давалась серия задач, которые имели решение. Стратегия решения задач в первой серии у пессимистов деградировала до уровня 1 класса. А приступая ко второй серии задач, они считали, что смогут решить только 50 % задач. Оптимисты же верили, что решат 90 %. Понятно, что оптимисты намного лучше справлялись с задачами второй серии, чем пессимисты.

Можно сделать вывод о том, что оптимисты более активны в достижении целей, легче справляются с неудачами, быстрее находят новые способы решения проблем. Пессимисты же обладают полярными качествами.

Можно вспомнить рассказ известного психолога В. Франкла о его жизни в немецком концентрационном лагере. Франкл утверждал, что вера в будущее, возможность мысленно увидеть свое завтра помогали людям выживать в нечеловеческих условиях и помогать друг другу.

Получается, что оптимизм напрямую связан со стрессоу- стойчивостью человека.

Метафорически оптимизм — пессимизм описан в сказке А. Пантелеева про двух лягушек, которые попали в крынку с молоком. Ведь именно та, которая верила, что выпрыгнет, продолжала шевелить лапками, сбила кусочек масла. И получила свободу. А другая — просто утонула.

Подведем итог описанию влияния негативного социального внушения на жизнь человека.

В этих условиях он чаще болеет и труднее выздоравливает.

Становится менее стрессоустойчивым. Чаще всего он сгибается под действием трудных ситуаций, не ищет способов их преодоления.

Не умеет ставить позитивные жизненные цели, поскольку не верит в успешность их реализации. Можно сказать, что качество жизни его сильно снижается.

Но что делать в такой ситуации? Негативное социальное внушение — часть нашей жизни. Его нельзя просто так взять и выключить.

Мы полагаем, что необходимо искать способы позитивного внушения тех аспектов жизни, которые хотелось бы иметь. Приведем примеры того, как позитивное внушение использовалось в разных целях.

Так, врачи Бухтояров и Архангельский разработали модель гипносуггестивной терапии онкологических больных, сутью которой являлось внушение им так называемой доминаты здоровья. С помощью многочисленных исследований они показали, что изменение в эмоциональном состоянии больных, ориентация их на позитивное будущее позволяет добиться повышения выживаемости и качества жизни людей даже при 3—4 стадиях рака

Г. С. Кочарян, А. С. Кочарян проводят подробный обзор исследований, посвященных гипносугестивному лечению сексуальных расстройств. В частности, они описывают использование гипнопрограммирования при расстройствах эрекции, обусловленных синдромом тревожного ожидания неудачи. В этом случае больному внушается та или иная позитивная программа.

Более сложным методом является гипносуггестивное моделирование, когда у пациента вызываются те же психофизиологические реакции, как при естественном половой акте. В целом же, как утверждают Г. С. Кочарян, А. С. Кочарян, использование гипносуггестии при сексуальных нарушениях считается весьма эффективным.

В. Т. Кондрашенко приводит достаточно широкий список заболеваний, когда показана гипносуггестия. Это гипертония, астма, язвенная болезнь, аллергии, нарушения сердечного ритма, тревога и депрессия при инфаркте, заболевания кожи (экзема, псориаз, лишай, кожный зуд и т. д.), лечение обширных ожогов.

Внушение может осуществляться и без гипноза. Мак-Дермот и Коннор описывали действие позитивно заряженного плацебо. В связи с этим они утверждают, что плацебо может эффективно снижать боль.

Как быть Леди:  Как понять, что ты любишь человека по настоящему

По их данным, уменьшение боли с помощью плацебо составило 55 % того уменьшения, которого можно добиться с помощью морфия.

А эффективность плацебо при лечении депрессии составляет 59 % эффективности психотропных лекарств.

Они же утверждают, что эффект плацебо может проявляться даже тогда, когда пациенты знают, что принимают не лекарство. В связи с этим описывают исследование 15 пациентов, проходивших амбулаторное лечение патологического тревожного состояния. Им давали сахарные пилюли и открыто говорили об этом. Но добавляли, что многим такое лечение помогает. Через неделю 14 человек сообщили об улучшении состояния. Шестеро подозревали, что в таблетках содержались активные составляющие.

Итак, позитивное внушение можно использовать для улучшения здоровья.

Некоторые считают, что его возможности намного шире. Так шотландский ученый Д. Макколл полагает, что, овладев позитивным самогипнозом, человек может не только лучше себя чувствовать, но и качественно изменить свою жизнь. В том числе добиться профессионального успеха, повысить уровень благосостояния, улучшить семейные и социальные взаимоотношения.

Д. Чопра полагает, что с помощью позитивного внушения можно влиять на старение человека. В связи с этим описывает любопытный эксперимент. Испытуемых старше 75 лет на неделю помещали в загородный коттедж, в котором создавали условия 20-летней давности. Мебель в коттедже, журналы, музыка как бы смещали людей на 20 лет назад. Люди должны были общаться друг с другом на темы 20-летней давности. Результаты эксперимента были удивительными. У людей не только улучшилась память и активность в целом, но улучшилась гибкость суставов, увеличилась мускульная сила, обострились зрение и слух. Получается, что люди психологически отправились на 20 лет назад, и их тела последовали за ними.

Чопра говорит о том, что нормальное старение сегодня — это сочетание ненормальных убеждений. На нашем языке можно сказать, что оно является следствием негативного социального внушения, представления о старости как времени болезней и одиночества. С этим можно согласиться. Много раз я в студенческой аудитории наблюдала такой эффект. Когда я просила подумать о счастливой жизни в старости, все студенты растерянно улыбались. Когда я произносила слова «сексуальная жизнь старости», они от смеха падали со стульев.

Л. Грэбхорн не говорит о внушении, но о его следствиях, когда описывает свой закон «Подобное притягивает подобное». Суть его состоит в том, что позитивное эмоциональное состояние привлекает в жизнь человека соответствующие события. Поэтому желая изменить свою жизнь, необходимо тем или иным способом воздействовать на свой эмоциональный мир.

Но человеку чаще всего трудно в одиночку справиться с собой. Тем более, что большинство не знает о явлении негативного социального внушения, не отслеживает его последствия. Им требуется помощь извне, направленная на внушение позитивных эмоций, идей, целей и позитивного представления о будущем. Это наполнит их оптимизмом, заставит активизировать свои потенциальные возможности, привлечь к достижению желаемого помощников из своего окружения.

Итак, внушение людям позитивного восприятия различных аспектов своей жизни (здоровья, успехов, материального благосостояния и др.) является главной задачей предлагаемого нами подхода.

Поскольку большинство практических психологов, как и мы сами, не владеют гипносуггестивными умениями, необходимо искать другие способы достижения эффекта внушения и появления позитивного самовнушения. О том, как это можно сделать без гипноуггестии, будет рассказано в следующих главах.

Встает вопрос, что необходимо внушать человеку. На наш взгляд это:

  • — наличие позитивного будущего;
  • — наличие ресурсов для решения трудной ситуации;
  • — возможности человека сделать правильный выбор;
  • — возможности изменить трудную ситуацию и использовать ее как опыт.

Однако нужно иметь в виду, что внушение будет оказывать на разных людей разное воздействие. Легче его будет осуществлять с эмоциональными чувствующими людьми и людьми с преобладающим развитием правого полушария. Они интуитивны, эмоциональны, хорошо реагируют на зрительные образы. Можно сказать, что они более внушаемы.

Труднее будет с левополушарными людьми — рациональными и логичными. В особенности трудно может быть с теми, кто имеет уже большой «багаж» результатов негативного внушения; с теми, у кого активно включены негативные формулы самовнушения, например: «В жизни меня ничего хорошего не ожидает», «Я обречен быть всегда бедным и несчастным». Работа с такими людьми будет более долгой и кропотливой. Необходимо научиться замечать в обычных рассказах людей наличие такого «багажа». Материал для тренировки этому учению представлен в учебно-методическом комплексе в приложении.

Негативное внушение особенно сильно сказывается на людях с повышенным страхом смерти. Имеется в виду, что они воспринимают его абсолютно некритично. Страх смерти после негативного внушения и сопутствующие ему проявления усиливаются иногда настолько, что основным смыслом жизни человека становится забота о своем здоровье. Эти люди требуют особого внимания при консультировании. Поэтому рассмотрим формы проявления повышенного страха смерти и основные причины его появления.

Страх смерти — это естественный и нормальный страх любого человека. Забота о здоровье также необходима каждому. По сути, страх смерти во многом помогает человеку, позволяет искать смыслы жизни, бережно относиться к каждому дню.

Повышенный страх смерти, напротив, человеку мешает, поскольку заставляет его выбирать модели поведения, направленные на снижение страха смерти, а не на то, что ему на самом деле необходимо в жизни (профессиональное развитие или создание семьи, рождение детей или что-то другое). К примеру, мужчина 35 лет отказывается жить в городе, живет на даче, а зимой ездит в Индию, объясняя это тем, что в городе воняет. Понятно, что семейная и профессиональная темы у него страдают.

Повышенный страх смерти определяет призму, через которую человек смотрит на те или иные события, т. е. они интерпретируются с позиций их возможного влияния на здоровье. К примеру, девушка 30 лет отказывается от предложенного торта в гостях, потому что — «Это химия».

Люди с повышенным страхом смерти действительно не просто заботятся о своем здоровье, но выбирают свои способы его сохранить. Имеется в виду, что они уверены в том, что, соблюдая свои способы, они непременно останутся здоровы на долгие годы. Чаще всего эти способы относятся к пищевому поведению (не есть мяса или соли, или сахара), либо к занятиям спортом. К примеру, мужчина 35 лет отказывается от мяса, молока, сахара, хлеба и усиленно занимается йогой.

Бывают случаи, когда повышенная забота о здоровье проецируется на кого-либо из близких. В этом случае смыслом жизни человека становится питание, лечение, забота о безопасности этого близкого (сына, мужа, внука и т. п.). Понятно, что в этом случает человек «делится» своим страхом с этим близким. Приведем пример. Женщина 55 лет перенесла свой страх на внука, в детский сад он не ходил, чтобы не заболеть. К семи годам он превратился в абсолютно некоммуникабельного ипохондрика, который каждый вечер спрашивал: «Бабушка, а я завтра проснусь?»

Очень часто страх смерти проявляется в том, что человек пытается контролировать других людей или ситуации. За этим стоит символика контроля смерти. К примеру, девушка 23 лет в течение дня посылает 10 СМС своему мужу, чтобы узнать, все ли с ним в порядке.

Нужно иметь в виду, что человек может проявлять сразу несколько признаков повышенного страха смерти. Например, женщина 40 лет предъявляет постоянные претензии к школе, в которой учится дочь по поводу качества питания (проекция страха на дочь и контроль школы). Когда девочка переходит в 5 класс, становится заметно, что ее одевают не в соответствии с возрастом, а как маленькую (тревога по поводу взросления — значит, я старею).

Бывают ситуации, когда человек выбирает себе профессию для компенсации страха смерти, т. е. ту, в которой присутствует тематика смерти. Пример: женщина 45 лет с сильным страхом смерти работает криминальным следователем.

Весьма вероятным последствием страха смерти является приписывание угрозы окружению (везде бандиты, врачам мы не нужны, родственники только моей смерти хотят и т. п.)

В наиболее сложных случаях человек начинает искать у себя те или иные заболевания и даже расстраивается, если не находит. А иногда реально заболевает.

Как быть Леди:  Как побороть гордость? | Психология внутри

Пример: мальчик 9 лет — внук известного поэта-песен- ника, уже ушедшего из жизни; он внешне похож на деда, все его с ним сравнивают, тем самым «надевают на него страх смерти». Мальчик рассказывает, что так боится умереть, что предпочитает болеть. Сам уже переболел язвой желудка.

Понятно, что проявления страха смерти зависят от возраста.

Дети в этой ситуации рассказывают о каких-либо конкретных страхах (оставаться одному дома, привидений и т. п.), видят страшные сны, либо слишком много рассуждают о смерти. Например, мальчик Саша 8 лет рассказывает: «Я не Саша, он умер. А его брат».

Если делать с ними методику ТАТ, то герои рассказов будут попадать в ситуации, опасные для жизни. Нередко рассказы будут закачиваться смертью их героев. Например: прибежал волк и съел сначала медвежонка, потом его семью.

Подростки также могут поднимать тематику смерти или же проявлять стремление к рискованному поведению, в котором реально содержится угроза жизни и здоровью. Например, включаться в зацеперство или гулять поздно поодиночке.

У взрослых преобладает тревога по отношению к своему возрасту и появлению признаков старения. Также может беспокоить взросление детей (значит, я старею).

Возможным становится поиск символических родителей или одного из них. Имеется в виду, что выбирается человек, от которого взрослый будет ожидать (а порою требовать) родительского поведения.

Пожилые люди проявляют страх смерти в разговорах о желании умереть, в агрессии к молодым. Возможным становится стремление к инверсии отношений с детьми — постановка себя в детскую позицию, детей — в родительскую.

Причины повышенного страха смерти можно рассматривать в двух плоскостях — культурной и индивидуальной.

Важнейший общекультурный фактор — это отрицание смерти. Принято жить, не думая о смерти, не обсуждая ее ни с друзьями, ни с близкими. Можно сказать, что разговоры о смерти табуированы. Когда ребенок в 5—6 лет начинает спрашивать: «Мама, а ты никогда не умрешь?» — взрослые стремятся всячески уйти от этой темы. Даже со смертельно больными принято играть в игру «Ты еще выздоровеешь», вследствие чего люди оказываются в эмоциональном одиночестве.

зо

Более того, в обществе принят культ вечной молодости, который существенно закрепляет отрицание смерти. Важно отметить, что у большинства людей нет механизмов совлада- ния со страхом смерти, как, например, молитвы.

На общекультурные факторы накладывается влияние индивидуальных. Кратко опишем их.

Если в семье до рождения ребенка умирали другие дети, то, вероятнее всего, родители перенесут свои страхи и другие эмоции на этого ребенка. В литературе принято их называть замещающими. Понятно, что живя в атмосфере страха, ребенок «наденет его на себя». И единственным «островком безопасности» станет мама.

На консультацию женщина привела 20-летнюю дочь. Рассказывает, что первая дочь в возрасте 5 лет упала с качелей и умерла. За здоровье второй постоянно тряслась, в результате дочь, обучаясь на 3 курсе в институте, ни с кем кроме мамы не общается. Собирается работать в библиотеке, чтобы минимизировать контакты с людьми. И только забота о будущем дочери заставила маму обратиться к специалисту.

Другой вариант, вызывающий появление сильного страха смерти — это ранняя потеря родителей или одного из них. Такая ситуация свидетельствует для ребенка о его собственной небезопасности. В некоторых случаях страх может быть скомпенсирован, но стрессовая ситуация может привести к декомпенсации.

Девушка 27 лет, психолог, потеряла мать в 18 лет. Со страхом смерти работала со специалистом, и он перестал ей мешать. Встретилась с молодым человеком, собралась замуж, потом резко рассталась. Произошла декомпенсация. Девушка стала агрессивной. Включила модель «символического родителя», в качестве которого выбрала своего руководителя. По сути, ее профессиональная пригодность сильно снизилась.

Девушка 24 лет. Потеряла мать, когда родилась. Когда забеременела, стала сильно бояться рожать. Хотела кесарево. Ей отказали. К тому же она переносила ребенка на две недели. Родила благополучно. Но роды спровоцировали сильнейшую депрессию, требующую медицинской помощи. Воспитывать ребенка она отказалась. Это взяла на себя бабушка.

Важно помнить, что актуализацию сильного страха смерти всегда вызовет попадание человека в ситуацию, опасную для жизни — серьезные болезни, аварии. Это абсолютно нормальное явление. И если человек будет иметь возможность проявить страх, пожить с ним, ситуация может измениться. Но у нас в культуре принято отрицать наличие страха смерти и в этом случае. Оказывается, лишь медицинская помощь или техническая. И человек остается со своим страхом один на один.

Такая ситуация может положить начало семейному сценарию страха, когда он передается от бабушки к дочери и далее к внучке.

У девочки 8 лет сильные страхи — беспокоят ночные кошмары. Боится, что с родителями что-то случится. Разговариваем с ее мамой. У нее тоже страхи. Боится самолетов и воды — нив каком водоеме не плавает, несмотря на то, что выросла в городе у моря. Оказывается, ее не пускала мама — боялась, что дочь утонет. Истоки страхов этого сценария — в жизни бабушки. Было трудное время, в их семье умирали дети. Она осталась одна.

Как видно из описанного выше, сильный страх смерти в нашей культуре получить очень легко. Но важно научиться диагностировать его наличие по обычному разговору с человеком. Как уже говорилось, страх смерти может очень сильно возрасти из-за негативного внушения. Поэтому консультирование с ним нужно осуществлять очень бережно и постепенно. В методическом комплексе, который представлен в приложении, представлены задания, при решении которых можно потренироваться отслеживать у человека тематику смерти.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Какой вид воздействия на человека можно назвать внушением?
  • 2. Чем внушение отличается от аргументации?
  • 3. Каковы виды негативного внушения?
  • 4. Как негативное внушение влияет на человека?
  • 5. Как негативное внушение может повлиять на формирование пессимизма?
  • 6. Как позитивное внушение влияет на человека?
  • 7. Что такое самовнушение?
  • 8. Чем повышенный страх смерти отличается от обычного?
  • 9. Каковы формы проявления повышенного страха смерти?
  • 10. Каковы причины проявления повышенного страха смерти?

От чего зависит эффективность внушения

Для внушения используются речевые и невербальные методы воздействия. Зачастую люди не осознают, что на них пытаются оказать воздействие, навязывать свои идеи и эмоции. Тех, кто может отследить тот момент, когда на него оказывают воздействие, немного.

Психологическое внушение может быть эффективным или не очень в зависимости от применяемых методов, а также факторов, касающихся личности человека, на которого направлено воздействие:

  • эмоциональной устойчивости;
  • настроенности на восприятие информации;
  • физического состояния;
  • имеющихся знаний и жизненного опыта.

Техники внушения базируются на готовности человека воспринимать передаваемую ему информацию без каких-либо логических объяснений, доказательств, научных фактов.

Внушению хорошо поддаются люди, которые:

  • боятся высказывать свою точку зрения;
  • стараются не выделяться, сливаются с толпой;
  • доверяют мнению других;
  • проявляют склонность к зависимым отношениям.

Тяжело внушаемые личности характеризуются:

  • активностью, инициативностью в делах, личной жизни;
  • глубокими знаниями в определенной области;
  • привычкой проверять факты и на их основании строить свое мнение;
  • независимой позицией.

Нелегко оказывать воздействие и на тех, кто проявляет особые черты характера:

  • высокомерие;
  • эгоцентризм;
  • эксцентричность;
  • угрюмость, некоммуникабельность.

Для эффективного внушения также необходимо, чтобы источник передаваемой информации был достаточно авторитетным. Способствуют встраиванию в психику идей и убеждений также:

  • эмоциональное, физическое истощение того, на кого оказывается воздействие;
  • категоричность преподносимой информации;
  • неожиданность;
  • многократное повторение;
  • эмоциональность и доля логичности в доводах суггестора.

Способствуют легкой внушаемости психические особенности человека. Так, люди, проявляющие психопатические черты, суеверные, зависимые (от наркотиков, алкоголя, имеющие другие мании) очень легко принимают информацию.

Снизить эффективность или сделать невозможным влияние на человека могут его внутренние барьеры:

  • склонность критически относиться к информации, проводить логический анализ провоцирует ее отторжение;
  • невосприятие информации на интуитивном уровне мешает ее интеграции в подсознание;
  • этические принципы не позволяют индивиду принять материал который противоречит им.

Опытные суггесторы для воздействия стараются не устранять барьеры, а подстраиваются под них. Так, если у объекта внушения интеллект ниже среднего, то воздействие подкрепляют негативными эмоциями. Для влияния на интеллектуально развитых людей применяется техника подстройки, которые задействуют позитивный эмоциональный заряд. Влияние на неуверенных, сомневающихся людей производится через доминирующую, властную позицию суггестора.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий