Авторитарность это

Авторитарность это Женщине

Авторитарность

АВТОРИТАРНОСТЬ

черта личности, характеризующая властного человека, не терпящего возражений, стремящегося подчинять себе людей, управлять их действиями и поступками. Такой человек не считается с мнениями и чувствами других людей, оказывает на них давление, принуждает их вести себя определенным образом. Став руководителем, он пользуется по преимуществу недемократическими способами воздействия на людей: приказами, распоряжениями, угрозами, наказаниями. Синонимами слова «А.» являются также деспотичность, властность. См. авторитаризм, авторитарный, личность авторитарная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Авторитарность

от лат. auctoritas «власть») – властность, стремление индивида утвердить себя лидером. Может сочетаться с самолюбованием, тщеславием, комплексом неполноценности и желанием его преодолеть. Cр. образ помещицы Арины Петровны в «Господах Головлевых» М. Салтыкова-Щедрина.
Ср.:
Она (Семирамида), соседям бедствия готовя,
Еще алкала власти или крови,
Но встретила любовь – и вот она
И безоружна и побеждена
(Луиза Лабе, Элегия).
Ср. образ герцогини в пьесе Э. Скриба «Стакан воды».
Ср.
В толпе кто хочет власти, должен быть ходячей ложью (Дж. Байрон, Манфред).
Ср. Потребность в доминировании.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2021

АВТОРИТАРНОСТЬ

(от лат. влияние, власть) – социальнопсихологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Особенностями авторитарного стиля руководства являются: жесткая централизация руководителем (лидером) управленческих функций, сосредоточение в своих руках всей полноты власти, подавление самостоятельности подчиненных. А. может стать негативной профессиональной особенностью личности, проявляющейся в управленческой деятельности. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи в соответствии со своими требованиями, пресекает любую инициативу членов группы, воспринимая ее как акт своеволия и посягательства на его авторитет и достоинство, единолично оценивает достигнутые результаты, руководствуясь собственными интересами и установками.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

АВТОРИТАРНОСТЬ

от латинского autoritas – «влияние, власть» – стремление к подчинению и максимальному влиянию на партнера и/или партнеров по общению и взаимодействию. А. чаще всего, коррелирует с такими качествами личности как агрессивность, завышенная самооценка, уровень притязаний, и желание доминировать в коллективе. В обычных условиях деятельности авторитарный субъект (руководитель), подавляющий мнения и инициативу группы, оценивается как неуспешный. Однако в экстремальных условиях деятельности черты авторитарности бывают приемлемы при условии, что руководитель «на корню» пресекает панику, хаотичность во взаимодействии группы требуя и обеспечивая точное выполнение указаний и выход из сложившихся опасных обстоятельств. При этом важно, чтобы человек, обладающий таким полновластием по своим личностным характеритикам, был признанным авторитетом.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2021

Авторитарность

лат. autoritas — влияние, власть] — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. А. связана с такими личностными чертами, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т.п. На поведенческом уровне А. нередко проявляется в стремлении индивида во что бы то ни стало добиться доминирования в группе, занять максимально высокое положение, опираясь при этом не столько на свои личные достоинства, достижения, сколько на преимущества своей ролевой позиции. Наиболее ярко А. проявляется в автократическом давлении руководителя (лидера) на подчиненных (ведомых), устранении других людей от участия в решении важнейших вопросов, как стратегических, так и тактических. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, видя в ней акт своеволия и посягательство как на его личный авторитет, так и на авторитет той власти, представителем которой в данной общности он себя воспринимает. М.Ю. Кондратьев

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

АВТОРИТАРНОСТЬ (АВТОКРАТИЧНОСТЬ)

Социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Связана с такими чертами личностными, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и пр. В поведении обычно проявляется как стремление любыми средствами добиться доминирующего положения в группе, занять максимально высокую позицию в структуре власти. Особенно ярко авторитарность проявляется в стиле руководства, характерном выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, — в автократическом давлении руководителя или лидера на подчиненных (ведомых), в устранении других людей от участия в решении важных вопросов. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, воспринимая ее как своеволие и посягательство на его авторитет; результаты оценивает субъективно, руководствуясь собственными установками. В качестве средств руководства выступают приказы и распоряжения, при этом связь обратная по выполнению деятельности реализуется в форме наказания.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Авторитарность

а) черта, свойство, заключающееся в стремлении индивида навязывать свою волю другим лицам и контролировать их деятельность. Проблему авторитарности изучали Фромм, Маслоу, Райх, Адорно, Айзенк и другие. Подобные исследования возникли в связи с необходимостью осознания природы фашизма, как общественного явления.
В рамках изучения проблемы авторитарности было выработано понятие авторитарная личность. По-мнению Райха, данную личность отличают механистически-мистический характер, стремление к самоотождествлению с властью (силой, авторитетом) и подавленная с детства сексуальность. Фромм указывает следующие ее характерные черты:
* акцентированное отношение к власти и силе, проявляемое в ее фетишизации, поклонении и почитании. Субъективно оцениваемая слабость вызывает только враждебное отношение и презрение.
* особый смысл понятия «судьбы» как внешней силы, которой подчинено все существование. Это отражает общую тенденцию авторитарного мышления воспринимать события в жизни, как определяемые силами, лежащими вне человека, вне его интересов и желаний.
* неосознанное стремление примкнуть или подчиниться более высокоорганизованному, чем он, существу.
* двойственность черт характера. Наличие садистских и мазохистских черт: стремление подавлять сочетается со стремлением безгранично подчиняться высшим силам.
Маслоу усматривает корни авторитаризма в индивидуальных психологических чертах личности и некоторых социальных причинах, например, жестокости современного общества, вынуждающих человека адекватно приспособляться. Основные черты авторитарного характера, по Маслоу, следующие:
* иерархичное сознание (тенденция видеть в людях соперников);
* стремление обобщать характеристики превосходства или неполноценности;
* высокая значимость атрибутов престижа (звания, деньги, должности) и стремление к ним;
* наличие агрессивности в структуре личности (склонность к ненависти, предрассудкам);
* ошибочная отождествление доброты и гуманности со слабостью;
* садомазохистские, гомосексуальные тенденции;
* неудовлетворенность и неспособность достичь удовлетворения в жизни;
* наличие внутренних конфликтов;
* чувство вины, которое, в свою очередь порождает чувство враждебности;
* предвзятое отношение к женщине, склонность видеть в них только непорочных или проституток;
* тенденция избегать ответственности за свою судьбу.
* стремление к милитаризованному (организованному и упорядоченному) идеалу;
* неприятие и в целом негативное отношение к образованию;
* стремление унижать других для подтверждения своего статуса;
Адорно ввел понятие «синдром авторитарной личности», описав следующие ее характерные черты: аутоидентификация со средним классом, потребность в подчинении и агрессии; косность, ригидность, подверженность стереотипам, склонность к мистике и необъяснимому; влечение к силе, цинизм и деструктивность; религиозная, этническая, идеологическая нетерпимость, анти-интрацепция; морализаторство, связанное с вопросами сексуальности.
Вместе с тем, авторитарность до сих пор оценивается неоднозначно. Некоторые исследования социализации детей показывают, что авторитарность отца оказывает положительное влияние на когнитивные характеристики детей и их интеллектуальное развитие (Думитрашку, 1992). Авторитарность некоторых политических лидеров, безусловно, обеспечивала процветание целых наций, и история это не раз доказывала. Не исключено, что многие психологи, описывая признаки авторитарной личности, говорили о некоем инфантильном авторитаризме, присущем человеку с невысоким уровнем интеллекта или даже душевнобольному. При определении авторитарности многие западные и современные исследователи проявили косность оценок и однозначность дефиниций, приписав авторитарности исключительно негативную природу. Приведенные выше признаки авторитарности указывают именно на это.
б) Стиль руководства, при котором в одних руках концентрируются все управленческие функции, а инициатива подчиненных и возможность их совместной деятельности минимизируется за счет административного ресурса.

Как быть Леди:  Значение слова «Гордый» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др. -

Источник: Словарь терминов агрессии и насилия

Авторитарность

от лат. autoritas — влияние, власть] — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана с такими личностными чертами, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т. п. На поведенческом уровне авторитарность нередко проявляется в стремлении индивида во что бы то ни стало добиться доминирования в группе, занять максимально высокое положение, опираясь при этом не столько на свои личные достоинства, достижения, сколько на преимущества своей ролевой позиции. Наиболее ярко авторитарность проявляется в автократическом давлении руководителя (лидера) на подчиненных (ведомых), устранении других людей от участия в решении важнейших вопросов как стратегических, так и тактических. При этом авторитарная личность полностью готова беспрекословно подчиняться указаниям «сверху» в рамках той управленческой системы, членством в которой она удовлетворена и «винтиком» которой она себя с гордостью считает, но при условии, что ей будет предоставлена возможность осуществлять полновластное давление «вниз» по иерархическому властному вектору «руководство — подчинение». Именно эту особенность авторитарной личности отмечал Адорно, фиксируя ее с помощью специальной шкалы «фашизма». Другими словами, авторитарность как личностная характеристика не исчерпывается лишь стремлением к доминированию, но и предполагает готовность к подчинению вышестоящим, как раз и делегирующим за это авторитарной личности право подавлять нижестоящих. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, видя в ней акт своеволия и посягательство как на его личный авторитет, так и на авторитет той власти, представителем которой в данной общности он себя воспринимает. Помимо этого, в современной семейной психологии и семейной психотерапии авторитарность рассматривается как типичная «горячая картофелина» — деструктивный поведенческий паттерн, передаваемый из поколения в поколение в процессе семейного воспитания. В практическом плане проблема авторитарности тесно связана с такими явлениями, как авторитарный стиль воспитания и авторитарный стиль управления. И то, и другое предполагает жесткую статусно-ролевую иерархию, контроль и подавление инициативы и автономии индивидов, занимающих подчиненное положение. Тем самым не только ограничиваются возможности развития, самоактуализации личности, но и нередко провоцируется устойчивое неприятие любых общепринятых авторитетов и социальных норм. Как показывают последние исследования, наиболее тяжкие преступления достаточно часто совершаются лицами, выросшими в условиях авторитарного воспитания.
Понятно, что проблематика авторитарности и ее проявлений наиболее развернуто исследуется в рамках психологии управления и политической психологии. В то же время и в рамках социальной психологии развития и, в частности, социальной возрастной психологии эти вопросы активно и достаточно давно изучаются и обсуждаются. Так, например, очень точный портрет типичной авторитарной матери дал в своей работе «Идентичность: юность и кризис» Э. Эриксон. «Описывая пациентов с некоторыми патогенетическими тенденциями, мы склонны спрашивать себя, что общего у них с их родителями. Я думаю, можно сказать, что в наших случаях общим для значительного числа матерей является ряд черт, прямо не зависящих от их реального социального статуса. Во-первых, это провозглашаемое стремление к власти, претенциозность или намерение “держаться за что-то”. Они, как правило, склонны отвергать понятия чести и интеллектуальности в пользу видимости здоровья или статуса, благопристойности и “счастья”; фактически они пытаются заставить своих детей претендовать на “природную” и “правильную” социальность. Во-вторых, они обладают специфическим качеством проницательной вездесущности; их обычные голоса, равно как и тишайшие вздохи, на деле оказываются острыми, занудными или раздражающими, от которых нигде нет убежищ. … Матери, подобные этой, любят своих детей, но любят отчаянно и назойливо. Они сами настолько изголодались по одобрению и признанию, что изводят своих малышей бесконечными жалобами, особенно по поводу отцов, почти умоляя детей оправдать свое материнское существование их собственным существованием»1.
Как видно из приведенного описания, авторитарность в контексте детско-родительских отношений отнюдь не всегда является синонимом прямых жестокости и физического насилия. В частности, в своем исследовании детства А. Гитлера, Э. Фромм отмечает, что его отец — Алоис Гитлер «…не был тираном, хотя и был авторитарной личностью; он верил в такие ценности, как долг и честь, и считал своим долгом определять судьбу своих сыновей до наступления их зрелости»1.
Однако, будучи по самой своей природе, в сущности, симбиотической зависимостью садо-мазохистского характера, авторитарность часто порождает жестокость и насилие. Так, например, английский путешественник Дж. Флетчер, так описывал нравы простого, «черного» люда в Московском царстве конца XVI в.: «Видя грубые и жестокие поступки с ними всех главных должностных лиц и других начальников, они также бесчеловечно поступают друг с другом, особенно со своими подчиненными и низшими, так что самый низкий и убогий крестьянин (как они называют простолюдина), унижающийся и ползающий перед дворянином, как собака, и облизывающий пыль у ног его, делается несносным тираном, как скоро получает над кем-нибудь верх. От этого бывает здесь множество грабежей и убийств. Жизнь человека считается нипочем. Часто грабят в самих городах на улицах, когда кто запоздает вечером, но на крик ни один человек не выйдет из дому подать помощь, хотя бы и слышал вопли. Я не хочу говорить о странных убийствах и других жестокостях, какие у них случаются. Едва ли кто поверит, что подобные злодейства могли происходить между людьми, особенно такими, которые называют себя христианами»2.
Перед нами, по сути дела, классическое описание общества, основанного на авторитарной иерархии. Это, разумеется, не случайно. Авторитарность с давних времен являлась главной составляющей традиционного воспитания и социального устройства на Руси. По словам известного отечественного историка И. Е. Забелина, «…старинная родительская философия и житейская практика со стороны всяческой власти стояла на том, чтобы не давать воли малому, т. е. малому или меньшему во всех отношениях, и домашних, и общественных. … Это было коренное, несомненное начало, руководившее прежде всего воспитанием детей, следовательно родительской властью, а потом всяким начальством, всяким управлением в житейской среде, начиная с домовладычества и восходя до владычества в каком либо воеводстве или наместничестве, или даже в государстве. На этом начале крепко стоял смысл всякой власти, сколь бы ни была она мала или велика. Оно господствовало везде и не допускало никаких других понятий о подчиненных, подвластных, как только о детях, о малолетних или домочадцах, которыми управлять — значило не давать им воли»3.
Представление о покорности и полном подчинении вышестоящему — «старшему» как о главной нравственной добродетели и проявлении житейской мудрости превратилось в устойчивый архетип российского коллективного бессознательного, что отчетливо проявляется в пословицах и поговорках: «Покорись, да в ноги поклонись»; «Повинюсь, да в ноги повалюсь»; «Послушание паче поста и молитвы»; «Не делай свое хорошее, а делай мое худое» и т. п. Этим во многом объясняется живучесть авторитарных установок и в современном российском обществе. Авторитарность по-прежнему рассматривается многими родителями и педагогами как наиболее эффективное, а часто и единственно возможное, средство выполнения своей миссии и достижения поставленных целей. Аналогичных взглядов придерживаются многие руководители бизнес- и государственных структур.
Между тем, по практически единодушному мнению специалистов в области организационной психологии и психологии менеджмента, авторитарный стиль руководства наименее эффективен из всех возможных. Как пишет известный американский специалист Д. Гоулман, «Давайте проанализируем, как он (авторитарный стиль управления — В. И., М. К.) влияет на климат в организации. Больше всего страдает гибкость корпоративной среды. Крайняя форма иерархичной деспотии в принятии решений убивает все новые идеи в зародыше. Люди чувствуют, что босс не испытывает к ним ни малейшего уважения, и поэтому не питают никаких иллюзий: “Мне нет смысла даже заикаться о своих идеях, — все равно они будут отвергнуты”. Пропадает также и чувство ответственности перед организацией: не имея возможности проявлять инициативу, сотрудники теряют ощущение причастности к судьбе компании и мало заботятся о качестве своей работы. … Авторитарное лидерство наносит вред и системе стимулирования. Для самых лучших работников факторы мотивации не ограничиваются деньгам и — для них важно еще и удовлетворение от хорошо выполненной работы. Авторитарный же стиль руководства не щадит профессиональную гордость. Наконец, этот стиль лидерства лишает начальника одного из важнейших инструментов грамотного управления — возможности показать сотрудникам, что их работа является частью значимой коллективной миссии, и тем самым повысить их мотивацию. Такой стиль руководства приводит к потере ясного представления задач организации, к ослабевающей приверженности общим целям и, наконец, приводит к отчуждению людей от своей работы. Сотрудники задаются вопросом: “Да какое мне до всего этого дело?”»1.
Следует добавить, что последние исследования в области корпоративного управления, проведенные, в частности, крупнейшим международным консалтинговым агентством McKinsey, доказали полную несостоятельность весьма распространенного и тиражируемого утверждения о якобы эффективности и, более того, необходимости авторитарного руководства в экстремальных условиях функционирования организации. В действительности авторитарная иерархия с ее многоуровневой системой принятия решения, тотальным контролем и доминирующим принципом мышления («Как бы чего не вышло») оказывается совершенно несостоятельной в экстремальных ситуациях, каждая из которых характеризуется выраженным давлением временных ограничений в сочетании с высокими требованиями к инициативности, самостоятельности, готовности к принятию ответственности на всех уровнях. Более того, данные требования на глазах становятся необходимым условием успешности и повседневного функционирования в современном мире. По словам одного из экспертов агентства, Т. Петерса, «для того, чтобы сохранить хоть какой-то шанс удержать контроль над событиями в наше бурное время, необходимо отказаться от большей части средств и методов контроля»2.
Деструктивные последствия авторитарности проявляются не только в специализированных областях человеческой деятельности, но и в негативных социально-психологических явлениях, вызывающих широкий общественный резонанс. В частности, так называемая «дедовщина» в российской армии является прямым следствием авторитарных установок, доминирующих и, более того, порой сознательно культивируемых в армейской среде. В ходе ряда полевых экспериментов было установлено, что в наибольшей степени к насилию и издевательствам над солдатами первого года службы склонны те из старослужащих, кто, будучи «первогодком», проявлял наибольшую склонность к подчинению требованиям «дедов», причем не только и даже не столько уступая физическому давлению, сколько в силу внутренней готовности признать легитимность такого рода требований. Совершенно очевидно, что и здесь речь идет о типичных авторитарных личностях.
Таким образом, проблема авторитарности на практике затрагивает самые различные и существенно важные сферы жизни общества. В связи с этим она остается одним из приоритетных направлений исследовательской и прикладной деятельности социальных психологов.
Практическому социальному психологу, работающему в реально функционирующих группах и организациях разного типа, необходимо уметь диагностировать категорию авторитарных членов сообщества, что позволяет, с одной стороны, адекватно осознавать действительные мотивы конкретных проявлений активности отдельных личностей, а с другой — корректировать, а порой и купировать как сами эти проявления, так и их последствия и в пространстве диадических контактов, и в пространстве внутригруппового партнерства в целом.

Как быть Леди:  «Люблю своего мучителя». Что такое стокгольмский синдром? | Отношения | Наша Психология

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Авторитарность личности

Авторитарность 3   Авторитарные родители обыкновенно в малой степени демонстрируют собственную любовь и “кажется, что они немного отстранены от собственных детей”. Родители отдают приказы и инструкции, не обращая при этом внимания на мнение детей и не признавая возможность для компромисса. В таких семьях высоко ценят следование традициям, послушание, уважение. Правила не обсуждают. Считают, что родители всегда правы, а непослушание наказывают – зачастую физически. Но родители все таки “не переступают черту и не доходят до жестокого обращения и избиения”. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают необходимым обосновывать как-то свои требования, сопровождая их суровыми запретами, жестким контролем, физическими наказаниями и выговорами. Так как дети, чтобы избежать наказания постоянно подчиняются родителям, то они становятся безынициативными. Авторитарные родители ожидают также большей зрелости от собственных детей, чем это ожидается от их возраста. Активность детей весьма низкая, так как подход к воспитанию ориентируется на нужды родителя.

Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. В подростковом возрасте авторитарность родителей вызывает враждебность и конфликты. Наиболее сильные, активные покидают родительский дом, как только могут это себе позволить.

Неуверенные, робкие, подростки приучаются слушаться во всем родителей, не предпринимая попыток что-либо решать самостоятельно. Такие дети в подростковый период, когда воздействие сверстников на их поведение наиболее велико, поддаются легче дурному влиянию с их стороны; они привыкают свои проблемы не обсуждать с родителями (зачем утруждаться, когда ты все равно всегда не прав или не обращают на тебя никакого внимания?) и часто подпадают под сильное воздействие сверстников.

Авторитарность педагога

Авторитарность 5Педагог при авторитарном стиле общения решает единолично все вопросы, которые касаются жизнедеятельности как классного коллектива, так и учащихся по отдельности. Учитывая собственные установки, он определяет цели и положение взаимодействия, оценивает субъективно итоги деятельности. В наиболее выраженной ярко форме данный стиль проявляют при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не принимают участия в обсуждении проблем, которые имеют к ним прямое отношение, а их инициатива отрицательно оценивается и отвергается. Авторитарный стиль общения контролируется при помощи тактики опеки и диктата. Противодействие школьников властному давлению педагога зачастую вызывает появление стабильных конфликтных ситуаций.

Как быть Леди:  Как вдохновлять людей - wikiHow

Как показывают исследования, педагоги, которые придерживаются данного стиля общения, не дают учащимся возможности проявлять инициативу и самостоятельность. Их отличает неадекватность оценок, которые основаны только на показателях успеваемости, непонимание детей.

Авторитарный педагог сосредотачивает внимание на отрицательных поступках школьника, при этом во внимание не принимает его мотивы. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (дисциплина на уроке, успеваемость и так далее) зачастую позитивны, но в таких классах социально-психологическая атмосфера обычно неблагополучная.

Авторитарный стиль общения, согласно данным Н. Ф. Масловой, вызывает неадекватную самооценку учащихся, формирует невротиков, прививает культ силы, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Кроме этого, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися вызывает искаженное понимание ценностей, к высокой оценке качеств личности, как “умение выходить сухим из воды”, “умение эксплуатировать других для исполнения того, что должен сам сделать”, “умение заставить других подчиняться беспрекословно”, “физическая сила и внешняя привлекательность” и так далее.

Особенности авторитарности

Авторитарность характеризуют поведенческие признаки: завышенный уровень самооценки, агрессивность, склонность к диктату, стереотипная линия поведения.

Термин, который характеризует жесткий контроль выполнения всех задач и пресечение всякой инициативы, которая исходит от подчиненных.

Рассмотрим, более детально, что значит авторитарность. Противоположностью демократии является авторитаризм.

Авторитаризм является одним из типов политического режима, в котором политическая власть производится конкретным лицом (партия, класс, элитная группа) при наименьшем участии народа и для которого являются характерными командные бюрократические методы управления обществом.

Авторитаризм является политической системой, в которой политическая власть концентрируется в руках одной группы (человека) или в одном политическом институте. В данной системе допускают контролируемый плюрализм в политических действиях и мнениях.

От населения не нужно демонстрировать преданность лицам, которые представляли органы власти, но исключается его участие в принятии самых важных решений в отношении жизни общества. Представители органов власти беспощадны к политическим реальным конкурентам.

Авторитаризм имеет богатую историю, включающую древние тирании, олигархии и деспотизм, абсолютные монархии и так далее.

Отличия авторитаризма от тоталитаризма

Иногда тоталитаризм называют одной из форм авторитарного государства — его наиболее жестким вариантом. Но чаще в обществознании разделяют эти понятия и говорят о трех разных политических режимах: демократическом, авторитарном и тоталитарном.

При тоталитаризме государстве стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Тоталитарный режим контролирует политику, экономику, социальную сферу, культуру и идеологию, вторгается в частную жизнь граждан.

Авторитарный режим в этом смысле ведет себя мягче. В первую очередь авторитарные правители контролируют политическую сферу, стремятся не допустить к власти других людей. При этом экономика, культура, частная жизнь могут контролироваться слабо.

Например, в современном Китае полновластие Компартии не мешает существованию развитой рыночной экономики. При этом попытки поставить под вопрос монополию КПК на власть или коммунистическую идеологию пресекаются жестко.

Признаки авторитарного политического режима

  • Для авторитаризма характерна централизация управления, монополизация власти узкой группой лиц.

  • В авторитарных странах существенно ограничены политические права: особенно деятельность оппозиции и свобода прессы.

  • Авторитаризму свойственны командный стиль руководства. Власти активно используют репрессии против политических противников.

  • Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но при этом будут нарушаться в реальности. Например, выборы проводятся под контролем правительства и носят недемократический характер.

Авторитарность это«Все на выборы». Советский плакат

  • Доминирует официальная идеология, но допускаются другие идейные течения.

  • Нарушается принцип разделения властей. Суд лишен самостоятельности, подчинен официальной власти. Парламент может существовать, однако не имеет реальной власти.

  • Правящая партия соединяется с государством.

  • Авторитарный режим прямо опирается на полицию, военных и спецслужбы. Широко используются принуждение и наказание. Карательные органы становятся важным элементом госаппарата.

  • Также авторитарный режим может опираться на другие традиционные общественные институты — бюрократию, церковь и т.п.

  • А вот экономика при авторитаризме может быть и плановой, и рыночной, и смешанной. Обширный госсектор способен уживаться с рыночной экономикой.

  • Нередко для авторитарных режимов характерны агрессивные установки во внешней политике. Авторитаризм широко использует демагогию, расовые и националистические предрассудки.

  • При авторитаризме «в массах культивируется фанатизм, страх и раболепное отношение к власти», сообщал «Философский энциклопедический словарь», изданный в СССР в 1983 году.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий