ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы Женщине

Биография

Дед — Нурахмет Фазлиевич Фазлиев. Отец — Хамит Фазлеевич Нуреев (1903 — не позднее 1985), был родом из деревни Асаново Шариповской волости Уфимского уездаУфимской губернии (ныне Уфимский районРеспублики Башкортостан).

Мать — Фарида Аглиулловна Нуреева (Аглиуллова) (1907—1987), родилась в деревне Татарское Тюгульбаево Кузнечихинской волости Казанской губернии (ныне Алькеевский районРеспублики Татарстан)[7][8]. В автобиографии Нуреев пишет о своих родителях таким образом:

Мать моя родилась в прекрасном древнем городе Казани. Мы мусульмане. Отец родился в небольшой деревушке около Уфы, столицы республики Башкирии. Таким образом, с обеих сторон наша родня — это татары и башкиры. …Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда.

Рудольф Хаметович Нуреев родился 17 марта 1938 года в поезде, направлявшемся во Владивосток, между Иркутском и Слюдянкой. Согласно документам КГБ СССР, по национальности татарин[10].

В 1941 году Рудольф с матерью оказались в эвакуации в Башкирской АССР. Начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе, занимаясь в Доме культуры у петербургской балерины Анны Удальцовой, находившейся там в эвакуации. В 1955 году, несмотря на большой для поступления возраст, был принят в Ленинградское хореографическое училище, учился в классе Александра Пушкина[11]. Жил дома у своего педагога, так как не смог ужиться в интернате — другие ученики дразнили и обзывали деревенщиной.

После выпуска в 1958 году, благодаря прима-балерине Наталии Дудинской, остался в Ленинграде и был принят в Театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Дебютировал на сцене как партнёр Дудинской в балете «Лауренсия», исполнив партию Фрондосо.

Жизнь на западе

16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, «за нарушение режима нахождения за границей» был снят (по решению КГБ СССР) с дальнейших гастролей труппы Кировского театра в Лондоне, но отказался вернуться в СССР, став «невозвращенцем» — первым среди советских артистов[прим.

Первые выступления Нуреева на Западе состоялись в Париже, в Театре Елисейских Полей — он исполнил партию Голубой птицы в балете «Спящая красавица» в труппе маркиза де Куэваса и сразу получил огромный успех. Французские коммунисты поставили себе целью освистать артиста — но не зная балета (па-де-де Нуреева было практически в конце спектакля), они шумели почти на каждом выходе других артистов, тем самым лишь подогрев атмосферу вечера.

1968 год

фото Эрик Кох / Anefo  (нид.)

Жорж де Куэвас[en] скончался 21 февраля 1961 года, и его компания распалась сразу же после того, как были выполнены подписанные им обязательства.

Франция отказалась предоставить Нурееву статус политического беженца, поэтому артист переехал в Данию, где танцевал в Королевском балете Копенгагена. 2 ноября 1961 года он дебютировал в Лондоне, исполнив вместе с Розеллой Хайтауэр па-де-де из балета «Лебединое озеро», и вскоре получил ангажемент в Королевском балете Великобритании.

Более пятнадцати лет Нуреев был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнёром английской балерины Марго Фонтейн. Танцевал также с Иветт Шовире, Карлой Фраччи и Ноэллой Понтуа  (фр.) (рус..

В 1964 году поставил в Венской опере «Лебединое озеро», исполнив главную партию в дуэте с Марго Фонтейн. По окончании спектакля зрителями была устроена столь длительная овация, что занавес пришлось поднимать более восьмидесяти раз, установив тем самым театральный рекорд.

Будучи премьером венской труппы, получил австрийское гражданство. Выступал по всему миру, работая чрезвычайно интенсивно. Нередко давал по 200 выступлений в год, в 1975 году число его выступлений достигло трёхсот. Участвовал в классических и современных постановках, снимался в кино и на телевидении, ставил балеты и делал собственные редакции классических спектаклей.

В 1983 году у Нуреева был обнаружен ВИЧ.

С 1983 по 1989 год Нуреев являлся директором балетной труппы парижской Оперы, поставил там несколько спектаклей. Активно продвигал на первые позиции молодых артистов, иногда, как в случае с Сильви Гиллем, весьма условно соблюдая принятые в Париже ступени иерархии.

Среди «плеяды Нуреева» — Элизабет Платель, Моник Лудьер, Изабель Герен, Манюэль Легри, Шарль Жюд  (фр.) (рус., Лоран Илер.

В 1987 году смог получить разрешение на въезд в СССР, чтобы проститься с умирающей матерью — виза была дана на 72 часа, причём Нурееву ограничили возможность контакта со всеми, кого он знал в молодости.

В 1989 году, после перерыва более чем в четверть века, Нуреев по приглашению Олега Виноградова вновь выступил на сцене родного Кировского театра, исполнив роль Джеймса в балете «Сильфида» (Сильфида — Жанна Аюпова).

В последние годы жизни, будучи уже не в состоянии танцевать, он начал выступать как дирижёр.

https://www.youtube.com/watch?v=3lBUpNOSwcI

В 1992 году дирижировал венским Резиденц-оркестром во время его европейского турне. Весной того же года по приглашению директора Татарского оперного театра Рауфаля Мухаметзянова Рудольф Нуреев посетил Казань, где дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик» (главную партию исполнила Надежда Павлова)[12].

6 января 1993 года Нуреев скончался от осложнений СПИДа. Согласно желанию Нуреева, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Могила накрыта цветным мозаичнымвосточным ковром (автор эскиза — художник Эцио Фриджерио  (англ.) (рус.).

Имущество

Нуреев, зарабатывая немалые деньги, беспорядочно их тратил. Нередко он одалживал большие суммы малоизвестным людям и никогда не следил за тем, вернули ли ему долг. Он покупал элитную недвижимость в Европе и Америке, требовавшую постоянных налоговых выплат и иных расходов, но в большинстве своих домов практически не жил.

Для управления своими финансовыми делами в 1975 году он зарегистрировал в Лихтенштейне фонд Ballet Promotion Foundation со штаб-квартирой в Цюрихе. Ему принадлежали виллы в Ла-Тюрби и на острове Сен-Бартелеми (Франция), поместье в штате Вирджиния и квартиры в Лондоне и Нью-Йорке (шестикомнатную квартиру в «Дакота-билдинг» танцовщику помогала обставлять Жаклин Кеннеди).

В 1979 году он приобрёл у наследников Леонида МясинаЛи Галли  (итал.) (рус. — архипелаг из трёх островков, находящийся близ Позитано.

На Галло Лунго  (итал.) (рус., самом большом из них, находились жилые виллы с бассейном и балетные залы, устроенные Мясиным в руинах сарацинской башни.

В Париже он жил в двухуровневых апартаментах на набережной Вольтера  (фр.) (рус., дом № 23.

Мечтой танцовщика было привезти туда мать, но этому не суждено было случиться. В этой квартире Нуреева одно время жила его племянница Гюзель, которая вышла замуж за иностранца и таким образом смогла эмигрировать из СССР. Известно, что близкое окружение Рудольфа было недовольно поведением Гюзели, и сам артист также довольно быстро стал тяготиться её присутствием.

Киновоплощения

  • 2021 — «Визит», короткометражный художественный фильм в рамках гранта Президента Республики Башкортостан (при поддержке Министерства культуры РФ), режиссёр Булат Юсупов.
  • 2021 — «Рудольф Нуреев. Танец к свободе» / Rudolf Nureyev: Dance to Freedom, художественный фильм, режиссёр Р. Г. Смит, в роли Нуреева — Артём Овчаренко. Производство: Великобритания.
  • 2021 — «Нуреев. Белый ворон», художественный фильм, снятый по биографии Нуреева с момента его рождения до побега из СССР. Режиссёр Рэйф Файнс, исполнитель роли Нуреева — Олег Ивенко. Производство: Великобритания, Франция.

Литература

  • Ариан Дольфюс. Непокорённый Нуреев. — М.: Рипол Классик, 2009. — ISBN 978-5-386-01820-7.
  • Ариан Дольфюс. [www.litmir.co/br/?b=225103 Рудольф Нуреев. Неистовый гений]. — М.: Рипол Классик, 2021. — ISBN 978-5-386-07281-0.
  • Баганова М. Рудольф Нуриев. — М.: АСТ, 2021. — 288 с.
  • Кавана Д.Рудольф Нуреев. Жизнь / перевод с английского Л. А. Игоревского, Редактор: Глебовская Л. И.. — М.: Центрполиграф, 2021. — 829 с. — (Всемирная история). — 3000 экз. — ISBN 978-5-227-08673-0.
  • Красовская В.Рудольф Нуреев // Профили танца. — СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 1999. — С. 297—299. — 400 с. — (Труды Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой). — 2000 экз. — ISBN 5-93010-001-2.
  • Колум Маккэнн. Танцовщик
  •  Надеждин Н. Я. Рудольф Нуриев. — М.: Мир энциклопедий Аванта , Астрель, 2007. — 224 с. — («Секрет успеха»). — 3000 экз. — ISBN 978-5-98986-448-5, 978-5-271-31857-3.
  • Ролан Пети. Тан лие с Нуриевым. — Нижний Новгород: Деком, 2007. — ISBN 978-5-89533-187-3.
  • Руди ван Данциг. Вспоминая Нуреева. След кометы / Пер. с нидерл. И. Михайловой. — СПб.: Геликон Плюс, 2021. — 368 с. — ISBN 978-5-93682-809-6.
  •  . Рудольф Нуреев. Три года на Кировской сцене: Воспоминания современников. — СПб.: Пушкинский фонд, 1995.
  •  . Рудольф Нуреев. Автобиография. — М.: Волшебная флейта, 1998.
  •  . Рудольф Нуреев. Фотоальбом // Сост. Т. И. Закржевская. — СПб.: КультИнформПресс, 1998.
  • Рюнтю Юри Мэттью. Руди Нуреев без макияжа. — М.: Новости, 1995. — ISBN 5-7020-0981-9.
  • Синенко С. Г. Рудольф Нуреев: Истоки творчества, превратности судьбы. — Уфа: Китап, 2008. — 192 с.
  • Стюарт Отис. Рудольф Нуриев: Вечное движение = Perpetual motion: the public and private lives of Rudolf Nureyev. — Смоленск: Русич, 1999. — 371 с. — («Человек — Легенда»). — ISBN 5-88590-870-2.
  •  Keith Money. Fonteyn & Nureyev: The Great Years. — London: Harvill, 1994.
  •  Солуэй Д. Рудольф Нуреев на сцене и в жизни. Превратности судьбы // Пер. с англ. Е. В. Нетесовой, П. В. Рубцова. — М.: Центрполиграф, 2001. — 591 с.
  •  Майер-Стабль Б. Рудольф Нуреев. — М.: Эксмо, 2004. — 329 с.
  •  Klaus Geitel. Rudolf Nurejew. — Rembrandt Verlag, 1967. (англ.)
Как быть Леди:  Аргументы из жизни и литературы на тему "Что такое бескорыстность"

Память и отражение в искусстве

Мемориальная табличка на фасаде дома на

набережной Вольтера  (фр.)

в Париже.

  • Именем Нуреева назван один из балетных репетиционных залов парижской Оперы.
  • В Казани на сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля ежегодно в конце весны проводится Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева, названный так с личного согласия танцовщика, посетившего Казань в 1992 году[25].
  • В Уфе имя Рудольфа Нуреева носят Башкирский хореографический колледж[26] и Международный фестиваль балетного искусства, проходящий ежегодно с 1993 года на сцене Башкирского театра оперы и балета, а также одна из улиц города. В Башкирском театре оперы и балета действует музей Р. Нуреева[27][28]. Также в честь танцовщика в городе установлены мемориальная доска и барельеф.
  • В 2001 году[уточнить] в Иркутске была установлена мемориальная доска в честь Нуреева[29].
  • В 2004 году состоялась премьера спектакля «Нездешний сад. Рудольф Нуреев» в Театре Романа Виктюка. Когда-то режиссёр пообещал Нурееву поставить о нём спектакль. Обещание своё Роман Виктюк выполнил, обратившись к пьесе драматурга Азата Абдуллина[30].
  • В октябре 2021 года в Национальном центре сценического костюма (Мулен, Франция) усилиями Фонда Рудольфа Нуреева был открыт отдел «Коллекция Нуреева», состоящий из примерно трёхсот предметов. Дизайн экспозиции был выполнен сценографом Эцио Фриджерио  (англ.)[23].
  • В 2021 году Большой театр подготовил балетный спектакль «Нуреев» (постановка Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова). Премьера, запланированная на 11 июля 2021 года, была внезапно отменена директором театра Владимиром Уриным за три дня до выпуска[31] и состоялась в Большом театре лишь 9 и 10 декабря 2021 года[32].
  • 21 сентября 2021 года в Лондоне на фасаде дома № 27 по Виктория-роуд  (англ.) в Кенсингтоне, где жил Нуреев до переезда в Париж, была установлена памятная синяя табличка[33].
  • В ноябре 2021 года в Казани был открыт первый в России памятник Рудольфу Нурееву[34]. Монумент расположен в сквере у Театра оперы и балета им. Мусы Джалиля[35]. Автор памятника — Зураб Церетели[36].

Пожар в крови: рудольф нуриев, эрик брун и марго фонтейн…

Пожар в крови: Рудольф Нуриев, Эрик Брун и Марго Фонтейн...

Мало кому из балетных звезд удалось так разыграть свою жизнь, как Рудольфу Нуриеву. Здесь понемногу от разных жанров — детектива, фарса, мелодрамы, трагедии. Его называли Чингисханом балета, первым геем планеты, самым сексуальным танцовщиком XX века. Действительно, секс для этого неистового татарина значил много. Но кроме секса была и любовь, причем не только с мужчиной по имени Эрик Брюн, но и с женщиной, великой Марго Фонтейн…

У Нуреева были романы с Фредди Меркьюри, Ив Сен-Лораном и Элтоном Джоном; молва записала ему в любовники Жана Маре и многих других…

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

Но самой сильной, страстной и мучительной любовью Нуриева всегда был Эрик
Брун — огромного роста датчанин неземной красоты, всемирно известный танцор , считавшийся одним из самых выдающихся танцовщиков XX века и самым изысканным Альбером, когда-либо танцевавшем в «Жизели». Их роман длился до самой смерти Эрика…

ТАКОЙ ХОЛОДНЫЙ, ЧТО ОБЖИГАЕТВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

Трудно сказать, кто был первым мужчиной-любовником Нуриева, но то, что его первой и величайшей любовью стал выдающийся датский танцовщик Эрик Брун, несомненно. Причем Нуриев сначала влюбился в его танец, а потом в него самого.

Эрик был идеалом для Нуриева. Он был на 10 лет старше его, высок и красив, как бог. Он от рождения обладал теми качествами, которых Нуреев начисто был лишен: спокойствия, сдержанности, такта. А главное — он умел то, чего не умел Нуриев.
Если бы не Рудик, то Эрик Брун, возможно, так и не распознал в себе скрытого гомосексуалиста. У Эрика была невеста, знаменитая красавица-балерина Мария
Толчифф, чей отец был индейцем.

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбыВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбыМария и Эрик

Их первое знакомство Рудика случилось в 1960 году, когда Эрик Брун и Мария Толчифф приехали вместе с Американским балетным театром на гастроли в СССР. Нуриев сгорал от нетерпения увидеть прославленного датчанина, но так случилось, что двадцатидвухлетний Рудольф уехал на гастроли в Германию, а когда вернулся, то весь балетный Ленинград только и говорил, что о Бруне. Заинтригованный Рудольф раздобыл любительские съемки Бруна, сделанные кем-то в Ленинграде, и пережил шок. «Для меня это стало сенсацией, — вспоминал он через несколько лет. — Брун единственный танцовщик, которому удалось меня поразить. Кто-то назвал его слишком холодным. Он и в самом деле настолько холодный, что обжигает».

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбыМЕКСИКАНСКИЕ СТРАСТИ

Спустя год Нуриев обжегся об этот лед уже не на экране, а в жизни. К тому времени Рудольф вырвался из железных объятий Страны Советов и делал первые шаги на пути к мировым триумфам. Судьба свела его с Марией Толчифф, незадолго до этого пережившей разрыв бурных любовных отношений с Бруном, которого по ее словам она любила «больше жизни». Расставаясь с датчанином, она пообещала ему отомстить и подыскать себе нового партнера. Очень скоро она встречает молодого и горячего татарина, в которого тридцатишестилетняя балерина мгновенно влюбляется. И предлагает ему ехать вместе с ней в Копенгаген, где планируются ее выступления с Бруном. По дороге Толчифф звонит Бруну и радостно объявляет: «Тут есть кто-то, кто хочет с тобой познакомиться. Его зовут Рудольф Нуреев», — и передает трубку Нурееву. Так они познакомились благодаря Толчифф, которая об этом вскоре сильно пожалеет.

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбыВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбыВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбыВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбыЭрик и Карла ФраччиДАТСКИЙ ПРИНЦ И ТАТАРСКИЙ ТЕРРОРИСТВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

«День шел к концу, в номере было темно, — вспоминал годы спустя Брун об их первой встрече, которая произошла в отеле «Англетер», где остановились Рудольф и Толчифф. — Я поприветствовал Марию, рядом с которой находился этот молодой танцовщик, небрежно одетый в свитер и слаксы. Я сел, посмотрел на него внимательнее и увидел, что он весьма привлекателен. У него был определенный стиль, некий класс. Это нельзя назвать естественной элегантностью, но это производило впечатление. Он не слишком много говорил, может быть, потому, что еще не совсем хорошо владел английским. Ситуация была неловкой из-за моих отношений с Марией. Мы с ней пытались прикрыть это, слишком много и неестественно смеясь. Гораздо позже Рудик говорил, что ненавидит звук этого моего смеха».

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

После этого они видели друг друга лишь в студии во время занятий. Нуриев приходил в восторг от безупречной длинноногой фигуры Бруна, от его непогрешимой техники, от внешнего облика, напоминающего благородного принца.

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбыЭрик и Рудик

Однажды во время перерыва Нуриев заговорщицки шепнул Бруну, что надо бы поговорить. Он хотел пообедать с Бруном наедине, без Марии. Но когда Нуриев сообщил ей о своих планах насчет обеда, она закатила истерику, с визгом выскочив из костюмерной. Нуриев бросился за ней, за ним последовал Брун. В этот момент после утреннего класса вышла вся труппа и с интересом наблюдала, как Нуреев, Брун и Толчиф гоняются друг за другом по театру.

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбыВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбыЭрик, Руди и Мария

Но как бы ни злилась Мария и сколько бы истерик ни закатывала, между неистовым татарином и холодным датским принцем уже возникло мощное притяжение, которое в тот момент не мог разрушить никто. Даже властная мать Бруна, имевшая на сына огромное влияние.

ОТДЕЛЬНЫЕ СПАЛЬНИ ДЛЯ ПРИЛИЧИЯ

Эллен Брун, как только Рудольф переехал жить в их уютный дом в пригороде Копенгагена в Гентофте, сразу же невзлюбила Рудольфа. Она видела в нем угрозу респектабельности сына, а также своего соперника за его любовь. И хотя ради приличия Рудольф и Эрик занимали отдельные спальни, Эллен догадывалась о характере их отношений. Как и многие другие, кто видел их вместе. Эти двое сразу бросались в глаза, люди оборачивались им вслед, таким красивым и таким разным.

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

Брун, высокий и аристократичный блондин, напоминавший внешне греческого бога, с высоким лбом, правильным, резко очерченным профилем, тонкими чертами лица, и грусными серо-голубыми глазами, был сама утонченность. Он притягивал взоры едва ли не всех женщин…Рудольф же с горящими глазами, развевающимися волосами, диким нравом и острыми скулами, напоминал извергающийся вулкан.

Как быть Леди:  Как правильно флиртовать с мужчиной или женщиной: по переписке и в разговоре

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

Их отношение к сексу тоже было очень разным. Эрик одновременно и жаждал, и боялся интимной близости. Скрытный, осторожный, он не позволял проявиться ни единой эмоции, к тому же он не был готов к тому сексуальному неистовству, которое проявлял Нуреев. Рудольф всегда хотел секса, двадцать четыре часа в сутки. И считал это естественным, а Эрик быстро уставал от этой карусели. Поэтому их роман изначально развивался неистово и бурно. Один наступал, другой убегал. Рудольф, когда ему казалось, что в их отношениях что-то не так, мог в бешенстве кричать и разбрасывать вещи по квартире, а Эрик, шокированный этим всплеском эмоций, убегал из дому. И тогда Рудольф бросался вслед, на поиски своего возлюбленного. Через несколько лет Брун уподобит их встречу столкновению и взрыву двух комет.

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы(Фрагмент из воспоминаний знаменитой болгарской балерины Сони Аровой, близкой подруга Эрика)Если Брун был единственным танцовщиком, которого Рудик признавал равным себе, он был также единственным, кому он позволял проявлять над собой власть. «Научи меня этому», — всегда говорил он Эрику. «Если Эрик блестяще исполнял какую-то роль, Рудик не успокаивался, пока не начинал исполнять ту же роль столь же блестяще, — говорит Соня. — Для него это был величайший стимул на протяжении очень долгого времени». В равной степени околдованный им Брун помогал ему всеми возможными способами, передавая все свои знания, даже когда Нуриев грозил его затмить. Их отношения с самого начала были бурными и нескончаемо интенсивными. «Чистый Стриндберг», — оценивал их Брун через несколько лет. «Рудольф был переполнен чувствами к Эрику, — говорит Арова, — а Эрик не знал, как с ним справиться. Рудольф его выматывал». К тому же, Рудик постоянно и мучительно ревновал Эрика к женщинам, ведь Эрик в отличии от Рудика был бисексуалом, а не геем и он часто испытывал влечение к некоторым дувушкам. Виолетт Верди замечает: «Руди был таким сильным, таким новичком, таким изголодавшимся после российской пустыни. Он просто хотел того, чего хотел». Он всеми силами старался подчинить себе мягкого, деликатного Эрика.ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы«Их отношения никогда не были легкими, — заключает Арова. — Эрик держал себя под полным контролем, а Рудольф подчинялся настроению. Эрик пытался заставить его понять всякие вещи, а когда не получалось, расстраивался, и у них происходили ссоры. Рудольф очень многого хотел от Эрика. Он всегда от него чего-то требовал, и Эрик говорил: «Но я отдаю все, что могу, и после этого чувствую себя выжатым».
Вскоре Брун пришел к убеждению, что Нуриев хочет от него больше, чем он может дать. Близкие друзья знали теплого, щедрого Бруна, с живым, суховатым чувством юмора, но один из них рассказывает, что он мог «в секунду преобразиться, становясь холодным и крайне враждебным», когда чувствовал, что кто-то подбирается к нему слишком близко
»

ЕСТ МАЛЬЧИКОВ, КАК БЛИНЫ

Убежав от табу и запретов социалистической родины, Нуреев жаждал вкусить от того сексуального рая, который нашел на Западе. Здесь не было комплексов или угрызений совести: увидев что-то понравившееся, Нуреев должен был это заполучить. Его желания стояли на первом месте, и он удовлетворял их при любых обстоятельствах, днем и ночью, на улицах, в барах, гей-саунах. Матросы, водители грузовиков, торговцы, проститутки были его постоянными объектами охоты. Кстати, внешность тут не имела особого значения, важны были размер и количество. Он любил, чтобы этого было много. Существует масса анекдотов, рассказывающих о сексуальной чрезмерности Нуреева. Вот несколько.

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

Однажды во время обеда в лондонском доме Рудольфа, где собрались респектабельные друзья артиста, его экономка сообщила, что у дверей стоят два молодых человека. Несколько дней назад Рудольф назначил им свидание и, очевидно, забыл об этом. Рудольф вскочил со стула и выбежал из столовой. Гости, услышав, как он с посетителями поднялся наверх, примолкли, возникла неловкая пауза. Тут секретарь Рудольфа, смеясь, воскликнула: «С ним всегда так! Он их ест, как блины!» Вскоре хлопнула входная дверь, и Рудольф, покрасневший, с озорным и довольным блеском в глазах, вернулся к столу. «Это очень вкусно», — двусмысленно сказал он, когда его кухарка подавала ему блюдо.

Как-то, выйдя из служебного входа Парижской оперы и увидев толпу поклонниц, Рудольф воскликнул: «А где же мальчики?»

Танцуя в «Жизели», Нуреев поразил одного из артистов своим измученным видом. «Что с вами?» — спросил его танцовщик. «Я очень устал, трахался всю ночь и все утро, до самой репетиции. У меня совсем не осталось сил». «Рудольф, — поинтересовался артист, — неужели вам никогда не бывает достаточно секса?» — «Нет. К тому же ночью трахал я сам, а утром меня».

КОШМАР НА БОРТУ САМОЛЕТА

При этом Рудольф считал, что секс — это одно, а близость — совсем другое. А вот для Эрика это было одно и то же. Его пугали случайные встречи и анонимный секс, он не мог понять неразборчивости друга, которую считал предательством. Его ужасал непомерный физический голод Рудольфа на любовников. Эрик был очень разборчивым и не мог свыкнуться с этой распущенностью.

К этому кипящему коктейлю из любви, ревности, обид, раздражения примешивался еще один компонент — алкоголизм Бруна.

Это была его темная сторона, которая открывалась после выпивки, что в 60-х годах случалось угрожающе часто. «Алкоголизм был одним из мучительных секретов Эрика, — говорит Виолетт Верди. — В пьяном виде у него бывали приступы жестокости, он становился очень саркастичным, ему нравилось причинять боль». Расстроенный постоянными слухами о попытках Рудольфа его подсидеть, Брун однажды обвинил его в том, что он приехал из России только ради того, чтобы его убить. Он понимал, что сказал ужасную вещь, но чувствовал некую необходимость ее высказать. «Услыхав это, Рудик расстроился так, что заплакал, — вспоминает Брун. -Он сказал: «Как ты можешь быть таким злобным?» Порой бывая жестоким, Брун был и необычайно щедрым; многие танцовщики обязаны своей карьерой его руководству, что всегда признавал и сам Рудольф.ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

Но продолжал свою любовную погоню за Эриком, который так уставал от татарского тигра, что бежал от него на край света. Когда Эрик улетел на гастроли в Австралию, Рудольф почти каждый день звонил ему из Лондона, удивляясь, почему тот не очень любезен с ним по телефону. «Может быть, стоит звонить один или два раза в неделю? — советовали знакомые Рудольфа. — Возможно, Эрик хочет побыть один». Но Рудольф этого не понимал, и наконец решил лететь к нему в Сидней.

Во время полета Рудольф пережил одно из самых сильных потрясений. Он никогда не забывал, что КГБ ищет его по всему миру, с тем чтобы выкрасть и вернуть на социалистическую родину. По пути в Сидней этот кошмар едва не случился. Во время остановки самолета в каирском аэропорту пилот вдруг попросил пассажиров выйти из самолета, объясняя это какими-то техническими проблемами. Нуреев внутренне похолодел, чувствуя западню. Он не стал выходить, судорожно вжавшись в кресло. Когда к нему подошла стюардесса, чтобы его вывести, он взмолился о помощи, убеждая, что боится покинуть самолет. Тогда стюардесса, увидев в окно двух мужчин, приближающихся к самолету, быстро провела Нуреева в туалет. «Я им скажу, что он не работает», — пообещала она. Там Нуреев и находился, пока сотрудники КГБ обыскивали самолет и стучали в дверь туалета. «Я уставился в зеркало и видел, как седею», — вспоминал он впоследствии.

ДАМА СЕРДЦАВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

Когда в 1961-м в Копенгагене Нуреев встретился с Эриком, тогда же в его жизнь вошла и прославленная английская балерина Марго Фонтейн. Тут, как и в случае с Бруном, тоже сыграл свою роль телефонный звонок. Однажды Рудольф пришел в гости к своему педагогу Вере Волковой, и зазвонил телефон. Волкова сняла трубку и тут же передала ее Нуриеву: «Это вас, из Лондона». — «Из Лондона?» — удивился Рудольф. В Лондоне он никого не знал. «Это говорит Марго Фонтейн, — сказал голос в трубке. — Не хотите ли танцевать на моем гала-концерте?»

Как быть Леди:  10 качеств подлинных людей

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

В истории балета нет более элегантной, мужественной и мудрой балерины, чем Фонтейн. Легкая улыбка, горячий блеск глаз, темперамент, а еще стальная спина и железная воля — это Марго. Ее муж Роберто Тито де Ариас был из семейства видных панамских политиков и в то время занимал пост посла Панамы в Великобритании.

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

После того как Рудольф выступил на ее гала-концерте, руководство «Ковент Гарден» предложило Фонтейн танцевать вместе с ним «Жизель». Марго сначала засомневалась. Она впервые выступила в Жизели в 1937 году, за год до рождения Нуриева, а к моменту его побега из СССР уже пятнадцать лет была звездой. Не будет ли она, сорокадвухлетняя прима, смотреться смешно рядом с двадцатичетырехлетним молодым тигром? Но наконец согласилась и победила. Их выступление привело публику в безумие. Чувственный пыл Нуриева стал идеальным контрастом выразительной чистоте Фонтейн. Они сливались в едином танцевальном порыве, и, казалось, их энергия и музыкальность имеют один источник.

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

Когда занавес закрылся, Фонтейн и Нуриева вызывали на поклоны двадцать три раза. Под грохот аплодисментов Фонтейн вытащила из букета красную розу на длинном стебле и преподнесла ее Нуриеву, он, тронутый этим, упал на колено, схватил ее руку и стал осыпать поцелуями. Публика от этого зрелища лежала в обмороке.

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

Но тот вечер не стал для Нуриева полным триумфом. Хотя Брун и репетировал с ним роль Альберта, но, мучимый ревностью, покинул театр. «Я побежал за ним, а поклонники побежали за мной. Было очень неприятно», — вспоминал впоследствии Рудольф.

ДЕРЕВЦЕ БЕЛЫХ КАМЕЛИЙВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

«Боже! Я никогда не делала в танце и половины вещей, которые делаю теперь», — с удивлением признавалась Фонтейн, говоря о влиянии на нее Нуриева. А Рудольф признавался: «Если бы я не нашел Марго, я пропал бы».

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбыВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

Вскоре хореограф Фредерик Аштон создал для них балет «Маргарита и Арман» по «Даме с камелиями» Дюма-сына на музыку фортепианной Сонаты си минор Листа. Этот балет стал самым долгожданным событием сезона 1963 года и породил массу слухов и сплетен на тему: а были ли в жизни Рудольф и Марго любовниками? Одни категорически утверждают, что да, другие столь же рьяно это отвергают. Есть и те, кто говорит, что Фонтейн носила ребенка Нуреева, но потеряла из-за выкидыша. Но это скорее из области фантастики, поскольку Марго к тому времени не могла иметь детей. Сами же Рудольф и Марго так рассказывают о своих отношениях: «Когда мы были на сцене, наши тела, наши руки соединялись в танце так гармонично, что, думаю, ничего подобного уже никогда не будет, — вспоминает Нуриев. — Она была моим лучшим другом, моим конфидентом, человеком, который желал мне только добра». «Между нами возникло странное влечение друг к другу, которое мы так и не сумели объяснить рационально, — признается Фонтейн, — и которое в каком-то смысле напоминало глубочайшую привязанность и любовь, если учитывать, что любовь так многообразна в своих проявлениях. В день премьеры «Маргариты и Армана» Рудольф принес мне маленькое деревце белых камелий — оно было призвано символизировать простоту наших взаимоотношений в окружающем нас ужасном мире».

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбыВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбыВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбыВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбыНЕ СЛУЧИЛОСЬ

А вот в отношениях с Эриком этой простоты не было. Брун, устав от беспорядочности Рудольфа, жаловался друзьям: «Я не могу быть с ним рядом, мы губим друг друга». Но Рудольф продолжал преследовать Эрика. Выступая в 1968 году в Копенгагене, Рудольф встретился с хореографом Гленом Тетли. Тетли был приглашен на обед к Бруну, который предупредил его, чтобы тот ничего не говорил об этом приглашении Рудольфу. Но Нуреев, словно догадываясь о том, куда хореограф едет, навязался ему в компаньоны. Тетли отказывался, но Рудольф влез в его автомобиль. Когда машина подъехала к загородному дому Эрика в Гентофте, улыбающийся Брун вышел навстречу машине. Но, увидев Рудольфа, вбежал в дом, скрылся наверху и не появлялся весь вечер. «Я уверен, что Рудольф очень расстроился, — вспоминает Тетли, — но он никогда не давал этого понять». А друзьям Нуриев говорил, что навсегда связал бы свою жизнь с Эриком, если бы тот ему это позволил. На что Эрик отвечал: «Рудольф объявлял меня образцом свободы и независимости — я всегда делал то, что хотел. Ну а то, что происходило между нами в первые годы — взрывы, коллизии, — это не могло продолжаться долго. Если Рудольф хотел, чтобы все было иначе, что ж, мне очень жаль».

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

В скором времени их бурный любовный роман окончательно рухнул, когда Рудольф узнал, что в Торонто (где Эрик тогда руководил Национальным балетом Канады) у Эрика завязался роман с одной из его учениц, которая в итоге родила от него дочь.
Но хотя с любовными отношениями между ними все было покончено, духовная связь длилась до конца жизни, пережив все измены, конфликты, разлуки.

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбыВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

«Мой датский друг Эрик Брун помог мне больше, чем я могу выразить, — сказал Нуреев в одном интервью. — Он мне нужен больше всех».

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

Когда в 1986 году Брун умирал от рака легких, Нуриев, бросив все дела, приехал к нему. Они проговорили допоздна, но, когда Рудольф вернулся к нему следующим утром, Эрик уже не мог разговаривать, а только следил глазами за Рудольфом. Рудольф тяжело переживал смерть Эрика и так никогда и не смог оправиться от этого удара. Вместе с Эриком из его жизни ушли юная бесшабашность и горячая беспечность. Он остался один на один с самим собой, наступающей старостью и смертельной болезнью. И хотя Нуреев как-то запальчиво бросил: «Что мне этот СПИД? Я татарин, я его трахну, а не он меня», — Рудольф понимал, что времени ему отпущено в обрез.

Я ДОЛЖЕН БЫЛ НА НЕЙ ЖЕНИТЬСЯ

Через пять лет после смерти Эрика Рудольф простился и с дамой своего сердца Марго Фонтейн. До этого Марго пережила страшную трагедию. В Панаме был расстрелян автомобиль, в котором находился ее муж. Две пули застряли в груди, еще одна пробила легкое, четвертая попала в шею сзади, близ позвоночника. По одной версии, это был политический заказ, по другой — в сорокасемилетнего Ариаса стрелял его коллега по партии за то, что тот спал с его женой. Парализованный, прикованный к инвалидной коляске Ариас стал постоянной заботой Марго. Она не допускала, чтобы он превратился в тело в коляске, поэтому возила его с собой на гастроли, на яхты к друзьям. Марго упорно зарабатывала на жизнь и на медицинское обслуживание больного мужа танцами. «Я буду танцевать до тех пор, пока на меня ходят», — говорила она журналистам. И она танцует, а вернувшись вечером после спектакля домой, прежде чем поесть, готовит еду мужу и кормит, как маленького ребенка, с ложечки. Кстати, последний раз «Маргариту и Армана» Марго и Рудольф танцевали в Маниле в августе 1977-го. А потом она уединилась с Ариасом на ферме в Панаме, где умирала от рака яичников. Об этом знал только Рудольф, который анонимно оплачивал ее медицинские счета. В 1989 году Марго похоронила Тито Ариаса, перенесла три операции и была почти прикована к постели: «Я привыкла гастролировать по театрам, а теперь гастролирую по больницам», — шутила Фонтейн.

ВИЧ в именах и судьбах: Рудольф Нуриев: Превратности судьбы

Марго умерла 21 февраля 1991 года, спустя двадцать девять лет с того дня, как она и Рудольф впервые танцевали в «Жизели». После этого он был ее партнером почти 700 раз. Говорят, узнав о ее смерти, он с горечью воскликнул: «Я должен был на ней жениться». Но, кажется, это была всего лишь фраза человека, который знал, что сам умирает от СПИДа. Рудольф пережил Марго на два года. Он умер 6 января 1993 года, накануне православного Рождества, ему было пятьдесят четыре года. Сочельник спустился на землю уже без него.

Обновлено 31/08/10 23:05:

Небольшое видео про Эрика и Рудика:)

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий