Фрустрация — что это за состояние в психологии, с чем связана

Фрустрация — что это за состояние в психологии, с чем связана Женщине

Что такое фрустрация в психологии?

✔️ Под термином «фрустрация» в психологии подразумевается тяжёлое эмоциональное состояние, которое возникает из-за того, что человек не может достигнуть поставленной цели. К этому нельзя относиться несерьёзно. Состояние фрустрации, особенно продолжительное, заставляет испытывать всю гамму отрицательных эмоций: от грусти до апатии. Впоследствии это ведёт к развитию психологических расстройств и появлению комплексов.

✔️ Чтобы лучше понять, что это за состояние, проще всего сравнить его с чувствами, которые человек испытывает, когда между ним и его желаниями становятся непреодолимые преграды. Фрустрация — это простыми словами смесь глубокого разочарования с гневом и отчаяньем. Такое состояние в кратчайшие сроки буквально опустошает человека, лишает его мотивации к дальнейшим действиям.

✔️ Нужно понимать, что фрустрация не возникает сама по себе. Например, если у человека стабильно не получается удовлетворить какие-то базовые потребности, он может быть разражённым, злиться или грустить. Однако его психологическое состояние будет далёким от фрустрации.

Для понимания стоит привести несколько примеров. Возьмём человека, который хочет приобрести себе жильё. Он идёт к своей цели, откладывая деньги и отказывая себе во всём. В его жизни много тягот и лишений. Многое положено на алтарь ради достижения цели. И вот по какой-то нелепой случайности он остаётся без накоплений, прибыльной работы, здоровья. Попытки восстановить то, что было, и начать снова откладывать, оказываются тщетными. В этот момент его и настигает состояние фрустрации. В лучшем случае он просто выпадет из жизни на несколько месяцев, погрузившись в пучину собственных переживаний. В худшем – повесит на себя клеймо неудачника, опустит руки и потеряет мотивацию к дальнейшей жизни.

Приведённый пример можно назвать простым, даже примитивным. Такая ситуация имеет относительно простое решение при том условии, если у человека есть поддержка со стороны близких. Его проблемы очевидны. А вот когда фрустрация возникает при внутриличностном конфликте, помочь человеку может только опытный психолог или психотерапевт.

✔️ В психологии существует также такое понятие как фрустрированность, т.е. склонность к фрустрации. Такое свойство личности возникает вследствие постоянного конфликта между убеждениями и реальностью.

Тут тоже стоит привести пример. Многие люди в возрасте 20-30 лет склонны к социальной фрустрированности. Они получают высшее образование и стремятся реализовать себя на профессиональном поприще. Но без опыта работы, связей и ряда навыков их трудоустройство затягивается. Вместо престижного рабочего места их ждет тяжёлый неквалифицированный труд, низкая заработная плата и полная неопределённость в будущем. Раз за разом жизнь бьёт их по лицу, убеждая в собственной несостоятельности.

✔️ С точки зрения многих психологов, фрустрированность – это последствие неправильного воспитания. Когда ребёнка не готовят к реальной жизни и убеждают его в собственной исключительности, разочарование в жизни неизбежно. Потому что он является самым талантливым, умным и привлекательным только, с точки зрения родителей.

Повысить фрустрационную толерантность.

Фрустрация случается каждый раз, когда наши ожидания не совпадают с действительностью. Конечно, отказаться от мечты невозможно. Зато можно культивировать и развивать ту субличность, которую Эрик Берн называл «внутренним Взрослым».

Отказаться от завышенных ожиданий. Люди часто разочаровываются, когда ждут слишком многого от себя или других. В результате чувствуют себя обманутыми или обделенными. Чтобы этого не произошло, не стоит увлекаться глобальными планами или жить иллюзиями.

Практиковать принятие. Это не путь пассивной покорности, не способ смириться с любыми неудачами. Практика осознанности предполагает работу над собой, самосовершенствование, усиление веры в свои силы. Она помогает принять реальность такой, какая она есть, не разочаровываясь по поводу несоответствия нашим ожиданиям.

Добавить самоиронии. Самоирония всегда спасает в ситуациях, когда кто-то наступает на больную мозоль или нелестно отзывается о наших достижениях. Но лучше всего она помогает, когда мы критикуем сами себя. Так что в порядке самопомощи для укрепления веры в себя можно добавить здорового скепсиса. Но без самоуничижения. Оно так же неприятно.

Виды и формы фрустрации

Исследованием фрустрации занимались К. Левин, Р. Баркер и Т. Дембо. Согласно выведенной ими классификации, в зависимости от типа реакции на фрустраторы существуют такие виды фрустрации в психологии:

  • Двигательная, когда человек реагирует на переживания взрывом эмоций, бесцельно и беспорядочно передвигаясь, жестикулируя, высказывая свои чувства;
  • Апатичная, когда проблемы вызывают полную потерю желания двигаться и устранять возникшие преграды;
  • Агрессивная, когда появление фрустратора заставляет человека крушить всё вокруг;
  • Стереотипная, проявляющаяся в виде определённого шаблона поведенческих реакций;
  • Регрессивная, когда человек деградирует, начинает вести как незрелая личность.

Количество форм состояний фрустрации в разных исследованиях колеблется от трёх до пяти. При этом большинство исследователей акцентирует внимание на реакциях людей, а не на причинах возникновения фрустрации.

Если же классифицировать эти состояния по источнику их возникновения, можно вывести такие формы фрустрации:

1. Эмоциональная фрустрация – внутриличностный конфликт, спровоцированный разным вектором эмоций, чувств, убеждений и желаний. Так, глубоко религиозные люди могут испытывать эмоциональную фрустрацию при конфликте их религиозных догм с собственными желаниями.

2. Любовная фрустрация – разочарование и отчаянье, вызванное проблемами в отношениях: ссорами, конфликтами, разрывом. Чаще всего возникает у людей с эмоциональной зависимостью от партнёров или стереотипными ожиданиями и завышенными требованиями к партнёрам.

3. Сексуальная фрустрация – отсутствие удовлетворения от полового акта на ментальном уровне. Возникает при отсутствии взаимопонимания между партнёрами и конфликте между ожиданиями и реальностью.

4. Экзистенциальная фрустрация – возведённый в Абсолют поиск смысла жизни.

5. Социальная фрустрация – разочарование, отчаянье и гнев, вызванные неудовлетворённостью в социальном положении. Происходит из-за ряда социально-экономических факторов: безработицы и высокой конкуренции на рынке труда, разрыва между финансовым благополучием разных слоёв общества, низкого качества образования и т. д.

В зависимости от причины фрустрации и реакции человека на фрустраторы, определяются способы психотерапии.

Внешние

Помешать реализации планов может множество событий: от стихийных бедствий и войн, до локальных катаклизмов и атмосферных явлений.

Перечень включает:

  • пробки на дорогах;
  • сильный дождь или метель;
  • сбои в подаче электроэнергии;
  • землетрясения;
  • аварии на промышленных объектах и пр.

К внешним относится и человеческий фактор. Решение сотрудничать в личных или профессиональных целях с представителем другого социального слоя, сменить религию или пойти против устоявшихся норм — все они могут вызвать протест и агрессию общества и помешать реализации целей.

Психолог Поль Фресс предлагает другую классификацию внешних факторов. По его версии ими являются следующие характеристики ситуации:

  • Новизна. Любое препятствие вызывает более сильные эмоции, если с ним сталкиваются впервые. Впоследствии сила реакции снижается, так человек имеет опыт преодоления или представляет последствия возникновения барьера. Речь идет о событиях, с которыми индивидуум столкнулся на практике. Так, человек может в теории знать основы поведения при пожаре, но не воспользуется ими в реальной ситуации из-за шока первого опыта.
  • Необычность. Событие постоянно провоцирует резкие эмоции, если сильно отличается от обычных условий. Речь идет о падении, потере чувствительности конечности, которую отлежали во сне, внезапной темноте. Характеристики происшествий и основная реакция на них варьируются. Так, при повторяющихся отключениях света, человек соберет в доступном месте свечи или фонари. Но первоначальный уровень эмоций при смене условий будет оставаться прежним.
  • Неожиданность. Даже приятные ситуации расстраивают и волнуют при несвоевременном возникновении, как при доставке заказанного товара или прихода гостей раньше срока.
Как быть Леди:  Как превращать незнакомцев в друзей: секреты уверенного и непринужденного общения - Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Общее свойство этих факторов — неспособность индивидуума повлиять на их наступление и течение.

Конфликты, вызывающие фрустрацию, можно разделить на три вида:

1. Конфликт равнозначных возможностей. Например, перед человеком стоит выбор между карьерой за рубежом и повышением по карьерной лестнице на родине. Оба варианта обладают своими преимуществами, заставляя человека испытывать муки выбора.

2. Конфликт равнозначных проблем. Пример, приведённый выше, можно интерпретировать по-другому. С одной стороны, иммиграция однозначно приведёт к определённым сложностям – необходимости совершенствовать знание иностранного языка, создавать новые социальные связи, разорвать отношения с некоторыми близкими на родине.

3. Конфликт возможностей и проблем. Возвращаясь к нашему примеру, выбирая определённый путь построения карьеры, человек неизбежно сталкивается с конфликтом возможностей и проблем. Ему приходится выбирать между карьерным ростом и свободным временем, уровнем финансового благополучия и окружением.

Сразу стоит сказать, что причины фрустрации – это не только фрустрирующие ситуации, но и ряд сопутствующих факторов:

  • Многократное повторение проблемы, то есть длительное неудовлетворение потребности;
  • Эмоциональная возбудимость человека;
  • Степень неудовлетворённости;
  • Наличие негативного опыта;
  • Этап достижения цели.

При сочетании нескольких перечисленных факторов с фрустратором человек преодолевает фрустрационный порог и попадает в это тяжёлое эмоциональное состояние. Чем больше сопутствующих факторов совпадёт, тем сложнее ему будет преодолеть проблему.

Проблема в том, что в современном мире социум устанавливает очень высокую планку успеха, достигнуть которой крайне сложно. Успешными считаются люди с привлекательной внешностью, прибыльной работой, внешне благополучной семьёй, собственной недвижимостью и другими атрибутами успеха.

Медикаментозные препараты

Медикаментозное лечение используется при биологических факторах фрустрации, при психических заболеваниях. Антипсихотики, транквилизаторы и седативные средства также показаны при повышенной агрессивности пациента.

Группы препаратовВлияние на двойственностьПримеры средств
НормотимикиПомогают справиться с резкими перепадами настроения, с переходами от агрессии к апатичному состоянию.Вальпромид, Карбамазелид
Антипсихотические препаратыИзбавляют от повышенной агрессии, напряжённость, панических атак. Улучшают концентрацию.Галоперидол, Кветиапин, Клозапин
Седативные препаратыРасслабляют нервную систему, справляются с агрессивными, стрессовыми, паническими, тревожными состояниями.Валериана, Персен, Ново-пассит
ТранквилизаторыСнимают напряжение и стрессы, избавляют от тревоги, агрессии, паники и бессонницы.Феназепам, Гидроксизин
АнтидепрессантыРегулируют количество нейромедиаторов, справляются с депрессией, провоцирующей фрустрацию или возникшей в результате разочарования.Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин
НоотропыПовышают уровень кровоснабжения и кислорода в мозге, улучшают память и интеллектуальные способности.Пикамилон, Ноотропил, Глицин
Снотворные средстваУстраняют патологии сна: повышенную чуткость, ночные пробуждения, бессонницу.Донормил, Анданте, Мелаксен
Витамины группы ВУлучшают работу нервной системы, помогают справиться со стрессовыми и депрессивными состояниями, неврозами.Нейробион, Мильгамма

Методы диагностики фрустрации

Фрустрация в психологии диагностируется с помощью методик:

  • вербальный тест Собчик для определения интенсивности, направленности и тип фрустрационной реакции у подростков;
  • методика Вассермана для диагностики социальной фрустрированности;
  • методика Розенцвейгера;
  • опросник В. Бойко.

Для диагностики фрустрации у детей и взрослых обычно используется методика Розенцвейгера — это нечто среднее между тестом ассоциации слов и тестом тематической апперцепции. В качестве стимульного материала используются рисунки, на которых ведут беседу двое.

Один из персонажей изображен в момент произнесения слов, описывающих фрустрационную ситуацию, в которую попал он или его собеседник. Испытуемому предлагают предположить вероятный ответ собеседника. Исходя из реакций, который дает испытуемый, делают выводы о присущем ему уровне фрустрационной толерантности, предпочитаемых способах выхода из ситуаций, препятствующих его деятельности или удовлетворению потребностей.

Самостоятельно оценить уровень своей фрустрированности можно, ответив на вопросы опросника В. Бойко. Отметьте высказывания, с которыми вы в целом согласны.

  1. Вы ощущаете зависть по отношению к некоторым своим знакомым.
  2. Испытываете неудовлетворенность тем, как складываются ваши близкие отношения.
  3. Жизнь несправедлива, и вы достойны лучшей участи.
  4. При более благоприятных обстоятельствах вы могли бы добиться в жизни гораздо большего.
  5. Вы огорчены тем, что не расстраиваются планы и не сбываются надежды.
  6. Замечаете, что стали срывать злость или досаду на окружающих.
  7. Возмущает факт, что в жизни повезло куда больше, чем вам.
  8. Расстраивает, что нет возможности отдыхать так, как хотелось бы.
  9. Вас угнетает сложившаяся ситуация с финансами.
  10. Преследует чувство, что жизнь проходит мимо.
  11. Кто-то или что-то заставляет вас испытывать унижение.
  12. Нерешенные бытовые проблемы вызывают у вас раздражение.

Об устойчивой тенденции к фрустрации говорит количество положительных ответов от 5 до 9 баллов, о высоком уровне фрустрированности — от 10 и больше утверждений, с которыми вы согласны.

Переоценка ситуации

Очевидным решением для выхода из состояния фрустрации, причиной которого является внутренний конфликт, является выбор между альтернативами. Обращайтесь как к своему разуму, так и к эмоциям.

Взвесьте все за и против каждого из своих желаний. Перенесите процесс анализа на бумагу. Записав все возможные аргументы, выделите те, что несут ключевое значение для вашей жизни. Остальное отбросьте. Определение ключевых ценностей поможет справиться с тревогой и страхом.

Понять, к чему на самом деле склоняется ваша душа, можно доверив решение подбрасыванию монетки. Ваша эмоциональная реакция на результат подскажет, какой из вариантов действий для вас более предпочтителен.

Еще один способ определиться с выбором — прожить в воображении его результаты. Из двух альтернатив выберете одну, как окончательную. Как будто бы вы уже сделали выбор в ее пользу. Перед сном постарайтесь прочувствовать как можно реальнее, что окончательное решение уже принято. Никаких конкретных шагов в направлении реализации выбранной альтернативы предпринимать не нужно.

Весь следующий день (несколько дней, неделю — все зависит от судьбоносности выбора) наблюдайте за собой. Важно буквально все — настроение, уровень энергичности, работоспособности, чувства к другим людям, степень раздражительности. Повторите тот же процесс для второго, третьего варианта выбора.

Выполнение данного упражнения помогает расширить воспринимаемый контекст проблемы, осознать скрытые страхи и истинные потребности. Зачастую удается объединить на первый взгляд противоборствующие элементы. Например, желания человека самоутвердиться, но при этом сохранить любовь окружающих, могут быть объединены в попытках стать лидером группы.

Дело в том, что любой серьезный внутренний конфликт — признак расщепления целостного «Я» на несколько субличностей. Необдуманный отказ удовлетворять потребности любой из субличностей неизбежно будет вызывать ощущения, равноценные ампутации части тела. Поэтому в ситуации внутреннего конфликта, так же как и внешнего, важно искать компромисс.

Переоценка ситуации может происходить постепенно в процессе долгих размышлений, так и неожиданно, в результате инсайта. Одним из методов интеграции психики является гипноз. 

Как быть Леди:  Исполнительское искусство - Performance art - abcdef.wiki

Преодоление фрустрации

  1. Чтобы адекватно пережить состояние фрустрации, нужно особое внимание уделить ему вначале, когда фрустрация только-только стала заметна. Именно в этот момент человек совершает необдуманные, хаотичные, бессмысленные поступки – как направленные на достижение первичной цели, так и далекие от нее. Главное, пережить агрессию и депрессию, унять эти настроения в себе. Для этого подойдут техники саморегуляции.
  2. Второй шаг – замена первичной цели на альтернативную, но более доступную. Или рассмотрение причин неудачи и составление плана по их преодолению. Лучше сначала провести анализ ситуации. Если выясняется, что преодолеть трудность действительно нельзя (слишком много объективных факторов, не зависящих от личности), то рекомендуется выбрать другую цель или отсрочить достижение прежней, если внешние условия могут измениться со временем.

Состояние фрустрации заставляет чувствовать себя неполноценным. В ответ на это человек, как правило, реагирует защитными механизмами или чрезмерной активностью (гиперкомпенсация). Возможен и третий вариант – сознательное преодоление травмирующей ситуации.

Особенности фрустрационного поведения описываются через мотивосообразность и организованность. Первый фактор предполагает осмысленную и перспективную связь поведения и мотива (потребности), провоцирующего фрустрацию. Организованность поведения предполагает наделение его хоть какой-то целью, не обязательно ведущей к удовлетворению первичного мотива, вызвавшего фрустрационную ситуацию.

Признаки фрустрации

Признаки фрустрации не всегда проявляются в полную силу, поэтому зачастую это состояние остается незамеченным. Но диагностировать его все же можно.

Итак, для фрустрации характерны следующие симптомы:

  1. Сосредоточенность на проблемной ситуации. Человек не может думать ни о чем другом, из-за чего игнорирует то, что происходит в других сферах жизни.
  2. Беспомощность, безысходность. Индивид осознает, что ему нужно отвлечься, но сделать это он не в состоянии.
  3. Непреходящее чувство внутренней тревоги, тоска. Кажется, что жизнь утратила краски. Все это провоцирует развитие депрессивного состояния.
  4. Снижение работоспособности, лень, апатия. Желание хоть что-то делать полностью исчезает. Вместе с ним уходит и мотивация.
  5. Низкая самооценка, чувство вины, неуверенность в себе и своих силах.

К перечисленным признакам фрустрации можно добавить потакание слабостям, замкнутость, отказ от любых контактов с миром.

Психология понятия, причины и классификация.

Долгое время термин использовался в обиходном языке для обозначения самых разных явлений. Философы и психологи не могли прийти к единому мнению: фрустрация – что это?Независимый предмет изучения или часть общей теории поведения? Серьезный интерес к фрустрации как одной из сложных жизненных проблем возник после публикаций работ З. Фрейда.

По мнению большинства исследователей, фрустрация должны изучаться в контексте более широкой проблемы: психологической выносливости по отношению к проблемным ситуациям. Еще одна неясность касалась того, к чему относить термин «фрустрация» – к внешним преградам или внутриличностному конфликту. В некоторых публикациях внешние барьеры называют фрустраторами и разделяют:

  • Психологические (страх, неуверенность, некомпетентность).
  • Биологические (болезнь, старость).
  • Физические (арест, недостаточное количество денег).
  • Социологические (законы, нормы морали).

Фрустрационные состояния различаются по своему психологическому содержанию и по длительности. Фрустрация как психическое состояние бывает:

  • Типичная для конкретного человека характеристика личности.
  • Нетипичная, но провоцирующая изменение характера.
  • Ситуационная или эпизодическая (конфликт, потеря, утрата близкого).

На силу фрустрации заметно влияет значимость цели. Одно дело – разочароваться после покупки бракованной вещи, другое – впасть в отчаяние после отказа в приеме на работу. Но разрушительные последствия затяжной фрустрация не проявляются одномоментно. Обычно им предшествуют несколько показательных этапов:

  1. Накопленное неудовлетворение после череды неудач.
  2. Эмоциональная возбудимость как личностная особенность.
  3. Особенности личности (завышенная самооценка, высокий уровень притязаний), привычка получать все и сразу.
  4. Этап на пути к цели (чем ближе к финалу, тем сильнее разочарование).

Теория фрустрации имеет несколько академических трактовок. Наиболее цитируемыми авторитетами признаны Н. Д. Левитов, Л. Майер, Дж. Доллард. Самой завершенной и всесторонней считается «эвристическая» теория Розенцвейга.

Тест розенцвейга.

Чтобы определить уровень фрустрационной толерантности психотерапевты используют специальную методику тестирования Розенцвейга. Рисуночный тест предназначен для исследования реакций клиента на неудачу. Изображения достаточно однообразны по характеру и рассчитаны на короткие и максимально четкие ответы. Разработаны детские варианты методики (до 15 лет). Взрослая версия используется с возраста старше 15 лет.

Тест состоит из 24 иллюстраций: на 16 изображены ситуации с препятствиями, на 8 отражены ситуации, в которых тестируемого в чем-то обвиняют. Все изображения связаны между собой тематически и показываются в определенной последовательности. На каждой картинке есть несколько персонажей: над одним описывается суть проблемной ситуации, над другим нарисован пустой квадрат. Тестируемый должен озвучить реакцию персонажа под пустым квадратом.

Когда тестирование окончено, терапевт анализирует ответы, определяет направленность и силу агрессии. По результатам обработки теста у клиента определяется один из трех типов реагирования:

  • Экстрапунитивный (защитный, внешне обвиняющий) сопровождается желанием обвинить в неудачах внешние препятствия или других людей.
  • Интрапунитивный (самообвиняющий) сопровождается самообвинением, угрызениями совести, чувством единоличной вины.
  • Импунитивный никого не винит, не высказывает неудовольствия себе или другим, а случившееся воспринимает как полученный опыт.

Типы фрустрационного поведения.

Различают позитивные и негативные реакции на фрустрацию. Позитивная сопровождает наиболее «здоровое» и целесообразное психическое состояние, когда человек не падает духом, а анализирует причины, находит конструктивные пути разрешения ситуации, пробует применить их в деле.

Отрицательные реакции всегда деструктивны, но более разнообразны:

  • Агрессия направлена на другого человека или объект. Этот самый распространенный вид реакции часто начинается с конфликтной ситуации, играющей роль внешнего стимула. Проявляется словесными или физическими нападками, недоброжелательством, озлобленностью. Как правило, сопровождается аффективным переживанием гнева, потерей самоконтроля.
  • Аутоагрессия всегда направлена внутрь себя. В подобном состоянии человек обвиняет себя во всех проблемах, вызывая чувство вины. Результатом могут быть чувство подавленности, тревожности или саморазрушительное поведение, которое не обязательно проявляется в нанесении себе увечий. Бессознательно оно может проявляться в неосторожном вождении, отказе от медицинского лечения, нездоровых привычках.
  • Отступление или уход от неприятной ситуации обычно сопровождаются какой-то компенсацией. Это может быть подавление своих желаний, оправдание своего поведения или уход в фантазии по поводу невозможного. Некоторые уходят в обесценивание, уговаривая себя фразами вроде «не очень-то и хотелось». Активная форма отступления сопровождается уходом в деятельность, которая помогает отвлечься, забыться.
  • Регрессия сопровождается возвращением к примитивным или инфантильным формам поведения. То есть это противоположность прогрессу, откат к более ранней стадии психологического развития. Возврат происходит на уровне мышления, эмоциональных реакций, поведения и структуры отношений. Регрессивная реакция встречается и во взрослой жизни, но чаще наблюдается у маленьких детей, подростков. Например, после неудачной попытки пожить отдельно, подросток принимает решение снова жить вместе с родителями.
  • Фиксация наступает тогда, когда человек теряет цель в жизни. Поведение становится бесцельным, стереотипным, а поступки – повторяющимися.
  • Двигательное возбуждение проявляется беспорядочными движениями, чрезмерной бессмысленной активностью.
  • Апатия характеризуется безучастностью, пассивностью, отсутствием интереса к жизни. Довольно часто апатия считается признаком других нервных расстройств: депрессии, заболеваний вегетативной нервной системы.

Пройти тест на характер человека

У людей разного психотипа

Психологи и психиатры создали несколько классификаций характеров. Различают экстравертов и интровертов — личностей, стремящихся и избегающих общения. Гиппократ разделил людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. Наука профилирования различает:

  • истероид — склонность к самолюбованию и стремление завоевать внимание окружающих;
  • эпилептоид — стремление к власти и контролю, но в пределах действующих норм;
  • паранойя — готовность к развитию и выполнению поставленных задач, сочетающаяся с восприимчивостью к критике;
  • эмотив — гипертрофированное чувство ответственности за окружающих, скромный вид и готовность пойти на поводу у манипуляторов;
  • гипертим — веселый, гиперактивный, не способный надолго сосредоточить внимание на одной цели;
  • шизоид — склонность к анализу собственных и чужих действий перед принятием решения;
  • тревожно-мнительный — сочетание требовательности, этичности и неспособности противостоять давлению;
  • депрессивно-печальный — замкнутость, стремление работать в одиночестве.
Как быть Леди:  Фильм Теща-командир смотреть онлайн бесплатно все серии подряд в хорошем HD 1080 / 720 качестве

Активные психотипы могут отреагировать на фрустрирующее событие вспышками ярости и примитивным, агрессивным поведением, нацеленным на получение желаемого. Но есть вероятность, что представители первых двух категорий сосредоточатся на преодолении или обходе преград.

Действия пассивных, более склонных к анализу личностей, будут неопределенными. Некоторые сосредоточатся на поиске причин провала в себе, другие впадут в ступор, третьи — переключатся на новый процесс или постараются возобновить реализацию застопорившегося.

Формирование толерантности к фрустрации

Толерантность к фрустрации можно воспитать. Люди с низким уровнем устойчивости к фрустрирующим ситуациям имеют определенные иррациональные догматические убеждения, которые выражаются в форме «никогда», «всегда», «должен был», «невыносимо что». Использование подобных драматических высказываний приводит к снижению настроения при любой, даже самой незначительной неудаче.

Если вы хотите избежать постоянного попадания в состояние фрустрации в будущем, когнитивный терапевт А.Эллис рекомендует избавиться от следующих глобальных иррациональных установок:

  1. «Я обязан достигать успехов и получать одобрение значимых других. А если я этого не делаю или не получаю, значит, со мной что-то не так». (Приводит к низкой самооценке, аутоагрессии, депрессии).
  2. « Все окружающие люди обязаны быть справедливыми и относиться ко мне хорошо. А если они этого не делают, то их нужно наказать». (Провоцирует озлобленность, ярость, убийства).
  3. «Обстоятельства, в которых я живу (экономические, политические, социальные) должны быть организованы так, чтобы я без затруднений осуществлял все свои желания. То, что жизнь так трудна — просто ужасно!». (Результат убеждения — низкая толерантность к фрустрациям).

Потерпев неудачу, важно позволить себе отступить, простить ошибку. Говорите себе, что вы проиграли битву, но исход войны еще неясен. Развивайте постоянство и терпение. Строя планы, учитесь прогнозировать возможные трудности наперед. Разрабатывайте запасные варианты действий.

Сублимация — самая зрелая форма выхода из состояния фрустрации. Разрядите аффект через творчество: рисование, танцы, музыку. Если вы испытываете гнев, помогут физические нагрузки. Отдавайте предпочтения тем видам спорта, которые включают удары: теннис, борьба и так далее.

Фрустрационные эмоции (структура фрустрации)

Эмоции, которыми чаще всего сопровождается фрустрация, не всегда оценивают по достоинству. А ведь именно проявившиеся эмоции можно считать симптомами, признаками, указывающими на истинную причину фрустрации.

  • Обида. Возникает при ущемлении чувства достоинства человека, незаслуженном (по мнению личности) унижении. Например, при упреках, оскорблении, обмане, некорректных замечаниях и обвинениях. Обида может долго храниться в подсознании человека, истощая его. Или же заставлять сознательно разрабатывать план мести, проявлять агрессию.
  • Разочарование. Возникает в случае несбывшихся ожиданий. Это неудовлетворенность и неудовольствие из-за несбывшегося обещанного или ожидаемого события. Чем больше было обещано или чем сильнее и желаннее было ожидание, тем сильнее разочарование человека.
  • Досада. Это сожаление с привкусом злости, вызванное собственной неудачей или неудачей знакомых, значимой группы (например, футбольной команды).
  • Гнев. Негодование, возмущение, злость из-за собственного бессилия перед возникшими на пути препятствиями.
  • Ярость. Поведение, исполненное агрессии. Ярость бывает благородной (войны), конструктивной (дебаты), деструктивной (насилие, бессмысленная жестокость).
  • Печаль. Утрата чего-либо или кого-либо. Ощущение одиночества при утрате перспектив достижения цели или общения с человеком. Речь идет о чем угодно, личностно значимом.
  • Уныние. Состоит из чувства безысходности от невозможности достигнуть цели, скуки и печали, потери интереса ко всему происходящему. Унынием сопровождается осознание перспективы неблагоприятного исхода нынешнего процесса. Если же процесс уже закончился и прогноз подтвердился (человек потерпел неудачу), то возникает ощущение безнадеги, которое сопровождается другими эмоциями (разочарование, печаль, горе, отчаяние).

Таким образом, фрустрация – реакция на жизненные трудности, мешающие достижению желаемой цели. Она находит отражение в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфере.

Фрустрация в личной жизни

Любовная фрустрация интересна тем, что трудности на пути реализации романтических чувств только усиливают влечение людей друг к другу. Другие потребности, желания и интересы отходят на второй план.

Внешне любовная фрустрация может находить выражение в поведении, которое никак не назовешь поступками любящего человека. Пословица «бьет — значит, любит» в рамках изучения фрустрации в психологии приобретает новый смысл. Всплеск агрессии, вызванный фрустрацией, нередко направляется на объект симпатии.

Фрустрация также возникает, когда партнер объективно не способен удовлетворить наши эмоциональные потребности. Например, женщина надеется, что встретив мужчину, который ее полюбит, наконец-то почувствует себя любимой, обожаемой, прекрасной. Однако, сталкивается с тем, что в отношениях еще более остро начинает ощущать неуверенность в себе, свое «несовершенство».

А все потому, что ни один даже самый идеальный партнер не способен компенсировать недостаток любви к себе. Сколько бы внимания ни уделял партнер женщине в данном примере, ей всегда будет мало. И она будет испытывать фрустрацию каждый раз, когда мужчина будет переключать внимание на другие сферы жизни — работу, друзей, хобби, даже общих детей.

Можно ли избежать фрустрации в любви? Конечно, но только если человек обладает психической зрелостью и стремится создать равноправные отношения, опираясь на психологический ресурс партнера, а на свои собственные силы.

Фрустрация: трудности жизни

Американский ученый Клейтон Альдерфер развил одну из известных теорий мотивации — ERG, во многом схожую с теорией иерархии потребностей по А. Маслоу.

  1. Existence — выживание человека как биологической единицы (низший уровень потребностей).
  2. Relatedness — социальные потребности.
  3. Growth — потребности саморазвития (высший уровень).

Считается, что пока неудовлетворены потребности низших уровней, не возникнет фрустрация из-за нереализованности желаний высших ступеней. Так, у человека, оказавшегося без крыши над головой, расстроившееся свидание вызовет не так много переживаний, как могло бы при других материальных обстоятельствах.

Переживание состояния фрустрации по теории К. Альдерфера приводит к смещению вниз по ступеням потребностей. То есть при невозможности удовлетворения потребностей какого-то иерархического уровня, нереализованная энергия направляется на доступные для удовлетворения потребности того же или нижележащего уровня.

Так, невозможность по каким-то причинам реализовать свой талант, призвание, может повести по пути поиска самоутверждения в социуме (головокружительная карьера, высокий социальный статус как самоцель).

Неспособность реализоваться в социуме выливается в создание компенсирующих чувство потери самоценности любовных или дружеских отношений. Ощущая слабость своего «Я», человек может «присоединиться» к другой, реализовавшей себя личности и почувствовать свою значимость. «Я — жена уважаемого профессора», « Я — лучший друг успешного актера».

Невозможность реализовать потребности двух высших уровней неизбежно приводит к злоупотреблениям на низшем. Человек слишком много спит, ест. Скупает ненужные ему вещи, только бы заполнить внутреннюю пустоту.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий