Что такое фрустрация: примеры ситуаций, проявление и лечение

Что такое фрустрация: примеры ситуаций, проявление и лечение Женщине

Фрустрация – что это такое?

Термин «frustratio» переводится с латинского как «обман», «тщетное ожидание», «неудача». Фрустрированность представляет собой эмоциональное состояние, выражающееся недовольством, разочарованием и горечью. К нему приводят трудности в достижении той или иной цели, невозможность претворить желание в жизнь.

Существуют следующие разновидности фрустрации:

  1. Биологическая: возникает при ограничении возможностей биологическими факторами, а также при заболеваниях, вызывающих фрустрированное состояние.
  2. Психическая: достичь желания мешают барьеры, поставленные в психике человека. Группа включает в себя страх, стрессы, неуверенность, психологические патологии.
  3. Социокультурная: ограничения в исполнении желаний накладывают нормы, правила и обязательства внутри общества. Группа делится на 2 крупных подгруппы: социальный и культурный тип фрустрирования извне.
  4. Материальная: образуется при нехватке денежных средств и материальных благ, необходимых для воплощения мечты.

В свою очередь, эти виды фрустрированности подразделяются на мелкие подгруппы. Так, к психической группе относится распространённая любовная фрустрация, а социальная фрустрация включает в себя сексуальную и экзестенциальную неудовлетворённость, желание независимости у подростков.

Вспомогательные методы

Дополнительные способы преодоления фрустрированности включают в себя:

  • дыхательную гимнастику;
  • упражнения йоги;
  • ароматерапию;
  • массаж и самомассаж;
  • творческие увлечения;
  • прослушивание спокойной музыки.

Творчество

Эти методы эффективно успокаивают нервную систему, избавляют от стресса, помогают справиться с агрессией и разочарованием.

Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики

Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, гипотимию, растерянность, тревогу, страх, бредовое настроение. Эти, весьма разные по содержанию эмоциональные состояния имеют ряд общих признаков:

• личность практически не реагирует на внешние воздействия иначе, как при помощи дезорганизующего эмоционального состояния. Оно может еще более усугубляться под влиянием; очень разных стимулов – положительных или отрицательных. Например, чем упорнее попытки развеселить человека в депрессивном состоянии, тем хуже он будет себя чувствовать – симптом Царевны-Несмеяны; чем усерднее внушать смелость тому, кто испытывает устойчивый страх, тем страшнее ему становится;

• в возникшем энергетическом режиме не справляется со своей задачей интеллект. Его роль в оценке внешних воздействий и переживаний личности практически не заметна. Во всяком случае разум и воля не помогают человеку быстро и успешно преодолеть неадекватность эмоциональных состояний, придать им коммуникабельную форму;

• для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих, в том числе лечебная.

Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, то есть психопатологическую форму. Последняя возникает при наличии сопутствующих факторов.

► Психопатологические расстройства состояний характеризуются общим измененным нервно-психическим тонусом.

В свою очередь устойчивые изменения нервно-психического тонуса вызываются:

• органическими поражениями мозга. В этом случае расстройства наиболее обширны и глубоки;

• дефектами нервной системы. Обычно она ослаблена болезнями, психическими травмами;

• внешними причинами. Среди них такие, которые вызвали психический стресс, интоксикацию, травмы;

• соматическими заболеваниями. Болезнь того или иного органа вызывает нарушения сопряженных участков мозга, нервной системы, обмена веществ, что приводит к изменениям эмоционального и, нередко, интеллектуального отражения действительности.

Очень разные по своему проявлению расстройства состояний имеют, похоже, одну и ту же механику: отсутствует нормальная связь между интеллектом и эмоциями.

Интеллект почему-либо (поражение мозга в результате стресса, интоксикации, травмы и т. п.) не оценивает должным образом внешние и внутренние воздействия, не выявляет их значимость для личности. Его управляющие команды не включают адекватные эмоциональные программы и наработанные при жизни стереотипы эмоционального поведения.

Итак, дезорганизующие эмоциональные состояния разного спектра (нормального и психопатологического), угнетающие психику.

Дистимия – постоянно пониженное настроение. Стереотип эмоционального поведения отличается преобладанием негативных эмоциональных состояний: личности присущи пессимистические оценки прошлого, настоящего и будущего, ей недостает активности, у нее в основном плохое настроение.

Дистимия

Проверьте себя: отвечайте «да» или «нет» на нижеследующие ситуации.

Вы склонны к постоянному сниженному настроению, если:

1. Вы унылый, редко радующийся человек.

2. Вам трудно быть абсолютно беззаботно веселым, «отключившись» от всех забот.

3. Вас трудно чем-либо обрадовать.

4. Оцениваете жизнь в целом пессимистично.

5. В будущем не ожидаете радости.

6. У вас часто несколько подавленное настроение.

7. Жизнь вам кажется трудной.

8. Вы равнодушны к анекдотам (или не любите их).

9. В беседе скудны на слова.

10. Вас часто посещают мрачные мысли.

11. Хорошая солнечная погода не вызывает у вас душевного подъема.

12. Вы чувствуете себя не совсем уютно в шумной, веселой компании.

Как избавиться от состояния фрустрации

Чувство фрустрации можно преодолеть психотерапевтическими методиками и вспомогательными способами лечения: дыхательной гимнастикой, йогой, танцами. При тяжёлых формах патологии применяются антидепрессанты, нормотимики, нейролептики, седативные средства и транквилизаторы.

Кто подвержен фрустрации?

Фрустрированное состояние возникает при острой потребности в достижении успеха, совмещённой с повышенной эмоциональностью. К группе риска относятся:

  1. Перфекционисты с завышенным уровнем ответственности.
  2. Меланхоличные, глубоко ранимые типы личности.
  3. Дети и подростки с «синдромом отличника».
  4. Нетерпеливые люди со слабыми волевыми качествами.
  5. Эгоцентричные личности с завышенной самооценкой.
  6. Инвалиды, люди с ограниченными возможностями.
  7. Люди из неблагополучных семей, с низким доходом.

Меланхолия

Также фрустрация часто возникает у людей, склонным к психическим заболеваниям: к депрессии, неврозам и психозам, различным расстройствам психики.

Личностная тревожность (тревожный фон)

Проверьте себя. Прочитайте каждое из приведенных суждений и зачеркните цифру справа, соответствующую вашему варианту ответа.

Как вы себя чувствуете обычно:

Медикаментозные препараты

Медикаментозное лечение используется при биологических факторах фрустрации, при психических заболеваниях. Антипсихотики, транквилизаторы и седативные средства также показаны при повышенной агрессивности пациента.

Группы препаратовВлияние на двойственностьПримеры средств
НормотимикиПомогают справиться с резкими перепадами настроения, с переходами от агрессии к апатичному состоянию.Вальпромид, Карбамазелид
Антипсихотические препаратыИзбавляют от повышенной агрессии, напряжённость, панических атак. Улучшают концентрацию.Галоперидол, Кветиапин, Клозапин
Седативные препаратыРасслабляют нервную систему, справляются с агрессивными, стрессовыми, паническими, тревожными состояниями.Валериана, Персен, Ново-пассит
ТранквилизаторыСнимают напряжение и стрессы, избавляют от тревоги, агрессии, паники и бессонницы.Феназепам, Гидроксизин
АнтидепрессантыРегулируют количество нейромедиаторов, справляются с депрессией, провоцирующей фрустрацию или возникшей в результате разочарования.Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин
НоотропыПовышают уровень кровоснабжения и кислорода в мозге, улучшают память и интеллектуальные способности.Пикамилон, Ноотропил, Глицин
Снотворные средстваУстраняют патологии сна: повышенную чуткость, ночные пробуждения, бессонницу.Донормил, Анданте, Мелаксен
Витамины группы ВУлучшают работу нервной системы, помогают справиться со стрессовыми и депрессивными состояниями, неврозами.Нейробион, Мильгамма

Механизм возникновения эмоционального состояния

Фрустрированность формируется в 3 основных этапа:

  1. Постановка цели. Человек решает воплотить в жизнь то или иное желание, намечает необходимую планку, продумывает методы и сроки достижения цели.
  2. Стремление к достижению цели. Человек прикладывает усилия, старается достичь намеченных результатов, вкладывая в это силы, время или денежные средства.
  3. Неудача. Несмотря на вложенные усилия, достижение цели становится невозможным. Человек разочаровывается, злится, погружается в фрустрированное состояние.

Разочарованный человек

Дальнейшее поведение зависит от склада характера человека, от степени его негодования.

Немотивированная тревожность

Проверьте себя, отвечая «да» или «нет» на предложенные ситуации.

Вы склонны к немотивированной тревожности, если:

1. В детстве вы были пугливым, робким ребенком.

2. Ребенком вы боялись оставаться один в доме (возможно, боитесь и сейчас).

3. Вас иногда преследует мысль, что с вами может случиться что-то страшное.

4. Вы пугаетесь во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (пугались в детстве).

5. У вас часто бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущения возможной беды, неприятности.

Как быть Леди:  Что такое благодарность и как быть благодарным

6. Вам страшно спускаться в темный подвал.

7. Вам часто снятся страшные сны.

8. В вашем воображении обычно возникают неприятные мысли, когда близкие без предупреждения задерживаются.

9. Чаще всего беспокоитесь: как бы чего не случилось.

10. Очень переживаете, когда близкие уезжают на отдых, в командировку, за границу.

11. Вам страшно летать самолетом (или ездить поездом).

Чем больше утвердительных ответов вы дали, тем отчетливее выражена дисфункциональность обсуждаемого стереотипа эмоционального поведения: 10–12 баллов – необоснованная тревожность проявляется очень ярко и стала неотъемлемой чертой вашего поведения; 5–9 баллов – у вас есть некоторая склонность к тревожности; 4 балла и меньше – склонности к тревожности нет.

► Личностная тревожность – устойчивое состояние, характеризующееся склонностью воспринимать большой крут ситуаций как угрожающие.

Причины появления личностной тревожности столь разнообразны, что их трудно отнести к определенному классу. В тревожный стереотип поведения трансформируется все, что угодно: и незначительные соматические нарушения, и психологический дискомфорт, и восприятие некоторых сторон действительности, и жизненные позиции.

В итоге личность несколько дестабилизирована: чем-то обеспокоена и неудовлетворена, иногда почему-то несчастлива и волнуется по пустякам, в чем-то не уверена и чего-то боится. Весьма распространенный вариант тревожности – смесь тоски и меланхолии. Возможно, именно такое состояние души и тела англичане называют сплином (от анатомического понятия селезенка, а русские – хандрой, необъяснимой тягостью чувств и мироощущения, в котором раздражение перемежается со злобой, создавая специфический фон жизнедеятельности личности.

Думается, такой вариант тревожности фиксируется с помощью довольно распространенного опросника Ч. Спилбергера, который и предлагается вам для самооценки.

Неотреагированные состояния

Проверьте себя. Отвечайте «да» или «нет» на нижеследующие ситуации, принимая во внимание то, как вы ведете себя обычно, чаще всего.

Вы склонны к воспроизводству неотреагированных переживаний, если:

• Находите отражение своей нелегкой судьбы в содержании фильмов, пьес, книг, песен и потому переживаете.

• Осторожны в выборе друзей, подруг, потому что вам не везло в дружбе.

• Жизненный опыт научил вас в первую очередь замечать мрачные стороны бытия.

• Трудно переносите вид крови (он вызывает у вас неприятные ощущения или воспоминания).

• Имеете привычку пересказывать друзьям, близким горестные события своей жизни.

• Некоторые неприятные эпизоды вашей биографии в какой-то степени омрачают вашу нынешнюю жизнь.

• Среди ваших знакомых или близких есть люди, которые часто раздражают вас.

• Воспоминания о детстве у вас в основном нерадостные.

• Намечая новые цели и планы, проявляете большую осторожность, потому что помните свои ошибки и неудачи в прошлом.

• Жизнь оставила заметный неприятный осадок в душе.

• Мелочи жизни постоянно расстраивают вас.

• Казалось бы, случайные вещи нередко вызывают неприятные воспоминания.

Сколько утвердительных ответов вы дали? Если 10–12 баллов – ярко выраженная воспроизводимость неотреагированных переживаний; 5–9 баллов – вы подвержены запечатлению неотреагированных переживаний; 4 балла и меньше – данная форма дезорганизации вам не свойственна.

Немотивированная тревожность проявляется в непроизвольном переживании по поводу личностно значимых маловероятных событий.

Для человека характерны беспричинные или плохо объяснимые ожидания неприятностей, предчувствие беды, возможных утрат. Психика находится в состоянии напряжения и повышенного контроля над происходящим, человек обеспокоен своей судьбой, переживает за близких, жизнь проходит под девизом: «как бы чего не случилось».

Необоснованная тревожность – следствие некоторых психофизиологических изменений в организме, в мозгу: они обусловливают появление дисфункционального стереотипа эмоционального поведения, который не поддается контролю со стороны сознания. Явление может прогрессировать с возрастом.

Пример 1

Ребенок с книгами

В школьном возрасте фрустрация часто возникает у детей с «синдромом отличника». Школьники прилагают большие усилия, чтобы получать высокие оценки и выделяться на фоне сверстников. Когда в их окружении появляется ребёнок, демонстрирующий большие успехи, у личностей с «синдромом отличника» возникает сильная фрустрация.

Пример 2

Разрыв отношений

Примером любовной фрустрации может стать разрыв отношений. Человек строил планы на совместное будущее, лелеял мечты и фантазии, вкладывал время и силы в отношения. Когда в одночасье его желания рушатся, это сопровождается возникновением фрустрации и характерных для неё симптомов: острого разочарования, обиды и горечи.

Пример 3

К карьерной фрустрации приводит отсутствие успехов на рабочем месте. Человек может прилагать большие усилия в надежде на повышение или увеличение зарплаты: оставаться допоздна, выполнять работу за других сотрудников. Если желаемую должность отдают другому, и в повышении заработной платы отказывают, возникает фрустрация.

Неудача на работе

Фрустрация – сложное психоэмоциональное состояние, доставляющее дискомфорт и множество неприятных эмоций. Выйти из него можно при помощи занятий с психотерапевтом, релаксационных методик и приёма седативных, антипсихотических, антидепрессантных средств.

Примеры ситуаций из жизни

Жизненные случаи фрустрации представлены в примерах.

Психотерапия

Коррекция фрустрированного состояния производится психологами общего и клинического профиля, психотерапевтами, психиатрами.

Психотерапия

К психотерапевтическим методам выхода из фрустрации относят:

  • методику рисуночной фрустрации Розенцвейга;
  • арт-терапевтические занятия;
  • индивидуальные консультации;
  • проблемно-ориентированные тренинги;
  • групповые занятия с фрустрированными людьми.

Большинство специалистов комбинирует эти методы между собой.

Симптомы проявления

Фрустрированное состояние у людей характеризуется следующей симптоматикой:

  • повышенная агрессия;
  • двигательное возбуждение;
  • апатичное поведение;
  • негативное восприятие мира;
  • зацикленность на ситуации;
  • аддиктивность, уход в себя;
  • депрессивное состояние.

Также фрустрация проявляется общим ухудшением самочувствия: головными болями, бессонницей, патологиями давления, слабостью и проблемами с концентрацией.

Социальная фрустрированность

Проверьте себя. Ниже предлагается опросник, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Опросник представляет нашу модификацию методики Л. И. Вассермана (Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1995, № 2). Прочтите каждый вопрос и укажите один, наиболее подходящий ответ.

Уровень социальной фрустрированности:

Обработка данных. По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьировать от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен – 0, скорее удовлетворен – 1, затрудняюсь ответить – 2, скорее не удовлетворен – 3, не удовлетворен полностью – 4.

Если методика используется для выявления показателя у группы респондентов, то надо: 1) получить раздельно произведения числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу; 2) подсчитать сумму этих произведений; 3) разделить ее на общее число ответивших на данный пункт.

В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкретный пункт.

Интерпретация результатов. Вывод об уровне социальной фрустрированности делается с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности: 3,5–4 балла – очень высокий уровень фрустрированности;

3,0–3,4 – повышенный уровень фрустрированности; 2,5–2,9 – умеренный уровень фрустрированности; 2,0–2,4 – неопределенный уровень фрустрированности; 1,5–1,9 – пониженный уровень фрустрированности; 0,5–1,4 – очень низкий уровень; 0–0,5 – отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.

Уровень депрессии

В целях предварительной, доврачебной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, можно использовать опросную методику Зунга, адаптированную в институте им. Бехтерева Т. И. Балашовой.

Прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время.

Уровень депрессии рассчитывается по формуле: УД = пр.  обр., где пр. – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям – 1,3,4,7, 8. 9, 10,13. 19; обр. – сумма цифр, «обратных» зачеркнутым ответам к высказываниям 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов. Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД от 51 до 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуационного или невротического характера.

Опросная методика, разработанная В. А. Жмуровым, выявляет депрессивное состояние (главным образом, тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент (Жмуров В. А. Психопатология, 1994).

Проверьте себя: читайте каждую группу показаний (их 44) и выбирайте подходящий вариант ответа – 0, 1,2 или 3 (методика дается с нашими редакторскими поправками).

Как быть Леди:  Как выйти из позиции ребенка | Вдохновение Перемен

1. Мое настроение сейчас не более подавлено (печально), чем обычно:

1) пожалуй, оно более подавлено (печально), чем обычно;

2) да, оно более подавлено (печально), чем обычно;

3) мое настроение намного более подавлено (печально), чем обычно.

2. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения:

1) у меня иногда бывает такое настроение;

2) у меня часто бывает такое настроение;

3) такое настроение бывает у меня постоянно.

3. Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня:

1) у меня иногда бывает такое чувство;

2) у меня часто бывает такое чувство;

3) я постоянно чувствую себя так, будто я остался (лась) без чего-то очень важного для меня.

4. У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик:

1) у меня иногда бывает такое чувство;

2) у меня часто бывает такое чувство;

3) я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.

5. У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась):

1) у меня иногда бывает такое чувство;

2) у меня часто бывает такое чувство;

3) я постоянно чувствую, будто я состарился(лась).

6. У меня не бывает состояний, когда на душе очень тяжело:

1) у меня иногда бывает такое состояние;

2) у меня часто бывает такое состояние;

3) я постоянно нахожусь в таком состоянии.

7. Я чувствую себя спокойно за свое будущее, как обычно:

1) пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно;

2) будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно;

3) будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.

8. В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно:

1) в своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно;

2) в своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно;

3) в своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.

9. Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно:

1) таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно;

2) таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно;

3) надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.

10. Я боязлив(а) не более обычного:

1) я боязлив(а) несколько более обычного;

2) я боязлив (а) значительно более обычного;

3) я боязлив(а) намного более обычного.

11. Хорошее меня радует, как и прежде:

1) я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего;

2) оно радует меня значительно меньше прежнего;

3) я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.

12. У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна:

1) у меня иногда бывает такое чувство;

2) у меня часто бывает такое чувство;

3) я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.

13. Я обидчив(а) не больше, чем обычно:

1) пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно;

2) я обидчив(а) значительно больше, чем обычно;

3) я обидчив(а) намного больше, чем обычно.

14. Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше:

1) я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше;

2) я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше;

3) я не получаю теперь удовольствия от приятного;

15. Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины:

1) иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а);

2) я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а);

3) я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).

16. Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного:

1) я виню себя за это несколько больше обычного;

2) я виню себя за это значительно больше обычного;

3) если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.

17. Обычно у меня не бывает ненависти к себе:

1) иногда бывает, что я ненавижу себя;

2) часто бывает так, что я себя ненавижу;

3) я постоянно чувствую, что ненавижу себя.

18. У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах:

1) у меня иногда теперь бывает это чувство;

2) у меня часто бывает теперь это чувство;

3) это чувство у меня теперь не проходит.

19. Я виню себя за проступки других не больше обычного:

1) я виню себя за них несколько больше обычного;

2) я виню себя за них значительно больше обычного;

3) за проступки других я виню себя намного больше обычного.

20. Состояния, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает:

1) иногда у меня бывает такое состояние;

2) у меня часто бывает теперь такое состояние;

3) это состояние у меня теперь не проходит.

21. Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает:

1) теперь иногда бывает;

2) оно часто бывает у меня;

3) это чувство у меня теперь практически не проходит.

22. Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде:

1) я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде;

2) я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде;

3) я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.

23. Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других:

1) иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других;

2) я часто так думаю;

3) я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.

24. Желания умереть у меня не бывает:

1) это желание у меня иногда бывает;

2) это желание у меня бывает теперь часто;

3) это теперь постоянное мое желание.

25. Я не плачу:

1) я иногда плачу;

2) я плачу часто;

3) я хочу плакать, но слез у меня уже нет.

26. Я не чувствую, что я раздражителен(на):

1) я раздражителен(на) несколько больше обычного;

2) я раздражителен(на) значительно больше обычного;

3) я раздражителен(на) намного больше обычного.

27. У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций:

1) иногда у меня бывает такое состояние;

2) у меня часто бывает такое состояние;

3) это состояние у меня теперь не проходит.

28. Моя умственная активность никак не изменилась:

1) я чувствую теперь какую-то «неясность» в своих мыслях;

2) я чувствую теперь, что я сильно «отупел(а)», («в голове мало мыслей»);

3) я совсем ни о чем теперь не думаю («голова пустая»).

29. Я не потерял(а) интерес к другим людям:

📖 фрустрация, василюк ф. е. проблема критической ситуации[3]. психология экстремальных ситуаций. шойгу ю. с. страница 8. читать онлайн — tiledi.ru


Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению.

В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и по характеру «барьеров». К классификациям первого рода относится, например, проводимое А. Маслоу различение базовых, «врожденных» психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный характер, и «приобретенных потребностей», фрустрация которых не вызывает психических нарушений.

Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физические (например, стены тюрьмы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультурные (нормы, правила, запреты). Упомянем также деление барьеров на внешние и внутренние, использованное Т. Дембо для описания своих экспериментов: внутренними барьерами она называла те, которые препятствуют достижению цели, а внешними — те, которые не дают испытуемым выйти из ситуации. К. Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры, применяемые взрослыми для управления поведением ребенка, различает «физически-вещественные», «социологические» («орудия власти, которыми обладает взрослый в силу своей социальной позиции») и «идеологические» барьеры (вид социальных, отличающийся включением «целей и ценностей, признаваемых самим ребенком». Иллюстрация: «Помни, ты же девочка!»).

Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий на пути к ней, несомненно, является необходимым условием фрустрации, однако порой мы преодолеваем значительные трудности, не впадая при этом в состояние фрустрации. Значит, должен быть поставлен вопрос о достаточных условиях фрустрации, или, что то же, вопрос о переходе ситуации затрудненности деятельности в ситуацию фрустрации. Ответ на него естественно искать в характеристиках состояния фрустрированности, ведь именно его наличие отличает ситуацию фрустрации от ситуации затрудненности. Однако в литературе по проблеме фрустрации мы не находим анализа психологического смысла этого состояния, большинство авторов ограничиваются описательными констатациями, что человек, будучи фрустрирован, испытывает беспокойство и напряжение, чувства безразличия, апатии и утраты интереса, вину и тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность и т. д. Сами по себе эти эмоции не проясняют нашего вопроса, а кроме них у нас остается единственный источник информации — поведенческие «следствия» фрустрации, или фрустрационное поведение. Может быть, особенности этого поведения могут пролить свет на то, что происходит при переходе от ситуации затрудненности к ситуации фрустрации?

Как быть Леди:  Фрустрация — что это за состояние в психологии, с чем связана

Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия (в исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок); в) агрессия и деструкция, г) стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением «конструктивности» поведения) или падение «качества исполнения».

Таковы виды фрустрационного поведения. Каковы же его наиболее существенные, центральные характеристики? Монография Н. Майера отвечает на этот вопрос уже своим названием — «Фрустрация: поведение без цели». В другой работе Н. Майер разъяснял, что базовое утверждение его теории состоит не в том, что «фрустрированный человек не имеет цели», а «что поведение фрустрированного человека не имеет цели, т. е. что оно утрачивает целевую ориентацию». Майер иллюстрирует свой тезис примером, в котором двое людей, спешащих купить билет на поезд, затевают в очереди ссору, затем драку и оба в итоге опаздывают. Это поведение не содержит в себе цели добывания билета, поэтому, по определению Майера, оно является не адаптивным (= удовлетворяющим потребность), а «фрустрационно спровоцированным поведением». Новая цель не замещает здесь старой.

Для уточнения позиции этого автора нужно оттенить ее другими мнениями. Так, Э. Фромм полагает, что фрустрационное поведение (в частности, агрессия) «представляет собой попытку, хотя часто и бесполезную, достичь фрустрированной цели». К. Гольдштейн, наоборот, утверждает, что поведение этого рода не подчинено не только фрустрированной цели, но вообще никакой цели, оно дезорганизованно и беспорядочно. Он называет это поведение «катастрофическим».

На таком фоне точка зрения Н. Майера может быть сформулирована следующим образом: необходимым признаком фрустрационного поведения является утрата ориентации на исходную, фрустрированную цель (в противоположность мнению Э. Фромма), этот же признак является и достаточным (в противоположность мнению К. Гольдштейна) – фрустрационное поведение не обязательно лишено всякой целенаправленности, внутри себя оно может содержать некоторую цель (скажем, побольнее уязвить соперника в фрустрационно спровоцированной ссоре). Важно то, что достижение этой цели лишено смысла относительно исходной цели или мотива данной ситуации.

Разногласия этих авторов помогают нам выделить два важнейших параметра, по которым должно характеризоваться поведение во фрустрирующей ситуации. Первый из них, который можно назвать «мотивосообразностью», заключается в наличии осмысленной перспективной связи поведения с мотивом, конституирующим психологическую ситуацию. Второй параметр — организованность поведения какой бы то ни было целью, независимо от того, ведет ли достижение этой цели к реализации указанного мотива. Предполагая, что тот и другой параметры поведения могут в каждом отдельном случае иметь положительное либо отрицательное значение, т. е. что текущее поведение может быть либо упорядочено и организовано целью, либо дезорганизовано, и одновременно оно может быть либо сообразным мотиву, либо не быть таковым, получим следующую типологию возможных «состояний» поведения.

В затруднительной для субъекта ситуации мы можем наблюдать формы поведения, соответствующие каждому из этих четырех типов.

Поведение первого типа, мотивосообразное и подчиненное организующей цели, заведомо не является фрустрационным. Причем здесь важны именно эти внутренние его характеристики, ибо сам по себе внешний вид поведения (будь то наблюдаемое безразличие субъекта к только что манившей его цели, деструктивные действия или агрессия) не может однозначно свидетельствовать о наличии у субъекта состояния фрустрации: ведь мы можем иметь дело с произвольным использованием той же агрессии (или любых других, обычно автоматически относящихся к фрустрационному поведению актов), использованием, сопровождающимся, как правило, самоэкзальтацией с разыгрыванием соответствующего эмоционального состояния (ярости) и исходящим из сознательного расчета таким путем достичь цели.

Такое псевдофрустрационное поведение может перейти в форму поведения второго типа: умышленно «закатив истерику» в надежде добиться своего, человек теряет контроль над своим поведением, он уже не волен остановиться, вообще регулировать свои действия. Произвольность, т. е. контроль со стороны воли, утрачен, однако это не значит, что полностью утрачен контроль со стороны сознания. Поскольку это поведение более не организуется целью, оно теряет психологический статус целенаправленного действия, но тем не менее сохраняет еще статус средства реализации исходного мотива ситуации, иначе говоря, в сознании сохраняется смысловая связь между поведением и мотивом, надежда на разрешение ситуации. Хорошей иллюстрацией этого типа поведения могут служить рентные истерические реакции, которые образовались в результате «добровольного усиления рефлексов», но впоследствии стали непроизвольными. При этом, как показывают, например, наблюдения военных врачей, солдаты, страдавшие истерическими гиперкинезами, хорошо осознавали связь усиленного дрожания с возможностью избежать возвращения на поле боя.

Для поведения третьего типа характерна как раз утрата связи, через которую от мотива передается действию смысл. Человек лишается сознательного контроля над связью своего поведения с исходным мотивом: хотя отдельные действия его остаются еще целенаправленными, он действует уже не «ради чего-то», а «вследствие чего-то». Таково упоминавшееся поведение человека, целенаправленно дерущегося у кассы со своим конкурентом, в то время как поезд отходит от станции. «Мотивация здесь, – говорит Н. Майер, – отделяется от причинения как объясняющее понятие».

Поведение четвертого типа, пользуясь термином К. Гольдштейна, можно назвать «катастрофическим». Это поведение не контролируется ни волей, ни сознанием субъекта, оно и дезорганизовано, и не стоит в содержательно-смысловой связи с мотивом ситуации. Последнее, важно заметить, не означает, что прерваны и другие возможные виды связей между мотивом и поведением (в первую очередь «энергетические»), поскольку, будь это так, не было бы никаких оснований рассматривать это поведение в отношении фрустрированного мотива квалифицировать как «мотивонесообразное». Предположение, что психологическая ситуация продолжает определяться фрустрированным мотивом, является необходимым условием рассмотрения поведения как следствия фрустрации.

Психология bookap

Возвращаясь теперь к поставленному выше вопросу о различении ситуации затрудненности и ситуации фрустрации, можно сказать, что первой из них соответствует поведение первого типа нашей типологии, а второй — остальных трех типов. С этой точки зрения видна неадекватность линейных представлений о фрустрационной толерантности, с помощью которых обычно описывается переход ситуации затрудненности в ситуацию фрустрации. На деле он осуществляется в двух измерениях — по линии утраты контроля со стороны воли, т. е. дезорганизации поведения и/или по линии утраты контроля со стороны сознания, т. е. утраты «мотивосообразности» поведения, что на уровне внутренних состояний выражается соответственно в потере терпения и надежды. Мы ограничимся пока этой формулой, ниже нам еще представится случай остановиться на отношениях между этими двумя феноменами.

Определение категориального поля понятия фрустрации не составляет труда. Вполне очевидно, что оно задается категорией деятельности. Это поле может быть изображено как жизненный мир, главной характеристикой условий существования в котором является трудность, а внутренней необходимостью этого существования — реализация мотива. Деятельное преодоление трудностей на пути к «мотивосообразным» целям — «норма» такой жизни, а специфическая для него критическая ситуация возникает, когда трудность становится непреодолимой, т. е. переходит в невозможность.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий