Что такое эскапизм? погружение в прошлое
Люди с анальным вектором имеют такое качество психики, как обращенность в прошлое. Они — ценители традиций, всего устоявшегося и стабильного. Они не любят изменений и новизны. Каково же им в современном, постоянно меняющемся мире! Не жизнь, а постоянный стресс.
По своему складу они не городские жители — медлительные, основательные, привязанные к одному месту. Поэтому очень часто их способ ухода от реальности — бегство в глухие деревни и попытка создать там островки традиционной жизни, «как деды и прадеды наши жили».
Еще один способ создать «параллельный мир» для анального человека — это жить прошлым. Раньше «и небо было синее, и трава зеленее». Все, что было в прошлом, имеет для него бо̒льшую ценность, нежели реальность сегодняшняя. Воспоминания о былых друзьях, любимых, работе становятся основным смыслом жизни для такого эскаписта.
Особенно это свойственно пожилым людям, когда их востребованность в обществе сходит на нет, и они оказываются один на один со своими воспоминаниями, по сути, живя в воображаемом мире. В этом случае эскапизм — это бегство из реальности настоящего времени в дорогое сердцу прошлое.
Что такое эскапизм? потребление и экстрим
Жизнь современного общества потребления и высоких скоростей абсолютно комплементарна свойствам людей с кожным вектором. Именно они могут получить столь необходимый драйв от социальной реализации сегодня. Менеджеры и банкиры, изобретатели и инженеры, спортсмены и танцоры — все это люди с развитым кожным вектором, очень востребованные в наши дни.
Однако и у них бывают стрессы и неудачи, в основном из-за неразвитости свойств или завышенных амбиций, когда они претендуют не на свою роль. У них тоже возникает желание уйти в более привлекательный мир. Одним из способов бегства для них является именно потребление, когда вся жизнь превращается в гонку за материальными благами.
Кожник все тащит в дом. В зависимости от степени развитости и реализованности кожного вектора это может быть всякий хлам, до отказа заполняющий все пространство квартиры, а могут быть модные вещи и технические новинки. Когда шопинг становится наркотиком, а дом — выставкой навороченных достижений современной цивилизации, пора задуматься, а столь ли я счастлив в реальности? И что это такое, если не эскапизм, когда я «закапываюсь» в груду вещей, чтобы хоть как-то снять напряжение от жизни?
Кстати, тема эскапизма вполне обеспеченных материально людей, которые могут себе позволить создать «параллельный мир», довольно часто находит отражение в литературе. Примером может служить произведение Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века» и роман французского писателя Жориса Гюисманса «Наоборот».
Описание
Понятие «эскапизм» используется при описании явлений в культуре[8], социологии[5][7], литературе[6], психологии[6] и психиатрии[9].
В каждой из этих дисциплин его определяют по-своему[6][7], но в целом оно рассматривается как уход или бегство, независимо от уточнений куда и откуда[4][6].
Любая активная деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс, религия и т. д.) может стать способом эскапизма, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем.
Способом эскапизма может стать и пассивная деятельность (просмотр фильмов, чтение книг, видеоигры, опьянение, медитация и т. д.). Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз[источник не указан 1046 дней].
Эскапизм не является болезнью и не занесён ни в какие медицинские справочники, хотя, будучи доведён до крайности сторонними причинами, может стать навязчивым стремлением (например, крайний эскапизм короля Людвига II Баварского был признан следствием психического расстройства, а у основателя группы Pink FloydСида Баррета вызван злоупотреблением ЛСД)[источник не указан 1019 дней].
В психиатрии существует понятие аутизма — когда личность уходит в мир фантазий и теряет возможность различать реальность и фантазии[9]. Эта крайняя форма ухода от реальности — симптом психического расстройства. С другой стороны, в умеренной форме эскапизм является родом рекреации и может помогать пережить стресс.
Писатель и литературовед Джон Р. Р. Толкин в своих трудах рассматривал бегство от реальности во «вторичные миры», порождённые воображением и литературой, как явление сугубо положительное, дающее утешение и удовлетворение. Он считал, что «бегству» в литературе служат счастливые финалы и неожиданные спасения героев[10].
В своих книгах он воплощал эти идеи, и по сей день многие поклонники Толкина (толкинисты) «переселяются» в вымышленный им мир, отождествляя себя с персонажами. Толкин писал[6]:
«Я считаю, что бегство от действительности — одна из основных функций волшебной сказки, и поскольку я одобрительно отношусь ко всем её функциям, то, естественно, не согласен с тем жалостливым и презрительным тоном, которым слово „эскейпизм“ часто произносят… Мысль о том, что автомобили „более живые“, чем, например, кентавры и драконы, весьма удивительна. А представление, что они „более реальны“, чем, например, лошади, настолько абсурдно, что вызывает сожаление. Воистину, как реальна, как изумительно жива фабричная труба по сравнению с вязом — жалким, устаревшим, предметом нежизнеспособных мечтаний „эскейписта“!»
Друг Толкина Клайв Льюис, соглашаясь с ним, добавлял, что «сбегают» обычно из тюрьмы, каковой для людей творческих является обыденность.
В современном мире новые технологии и массовая культура дают огромное множество способов бегства от реальности: видеоигры, интернет, виртуальная реальность, кино, телевидение. Особый интерес психологов и социологов вызывает феномен онлайновых ролевых игр, в которых игроки полностью погружаются в вымышленный мир[8].
[править] и классиков процитируем
— Я знаю, тебя покорил Владимир Сергеевич. Что ж, это понятно. С одной стороны Юрковский, который считает, что жизнь — это довольно скучная возня с довольно скучными делами и нужно пользоваться всяким случаем, чтобы разрядиться в великолепной вспышке. С другой стороны, Быков, который полагает истинную жизнь в непрерывном напряжении, не признает никаких случаев, потому что он готов к любому случаю, и никакой случай не будет для него неожиданностью… Но есть еще и третья сторона. Представь себе, Юра, — Жилин положил ладони на стол и откинулся в кресле, — огромное здание человеческой культуры: все, что человек создал сам, вырвал у природы, переосмыслил и сделал заново так, как природе было бы не под силу. Величественное такое здание! Строят его люди, которые отлично знают свое дело и очень любят свое дело. Например, Юрковский, Быков… Таких людей меньше пока, чем других. А другие — это те, на ком стоит это здание. Так называемые маленькие люди. Просто честные люди, которые, может быть, и не знают, что они любят, а что нет. Не знают, не имели случая узнать, что они могут, а что нет. Просто честно работают там, где поставила их жизнь. И вот они-то в основном и держат на своих плечах дворец мысли и духа. С девяти до пятнадцати держат, а потом едут по грибы… — Жилин помолчал. — Конечно, хочется, чтобы каждый и держал и строил. Очень, брат, хочется. И так обязательно будет когда-нибудь. Но на это нужно время. И силы. Такое положение вещей тоже ведь надо создать. |
А., Б. Стругацкие, «Стажёры» |
[править] эскапизм и сублимация
Поскольку любому человеку требуется периодически просто отдыхать физически и морально от творящейся в реале жопы, ограничивая поток информации в виде новостей, рекламы и прочего, то детектировать эскапизм можно чуть менее, чем у всего населения.
Трюк заключается в том, что в большинстве случаев это «ограничение» производится через забивание себе мозгов более конкретным сортом медиаговна, ergo «эскапизм». Едва зародившийся эскапизм быстро принимает форму унылого неприятия системы.
Так как сил и решимости не хватает, ЧСВ падает, то неизбежно появляется желание схватиться за голову или, в крайнем случае, хотя бы забиться в дальний уголок, забыть о всем происходящем вокруг и заниматься каким-нибудь узкоспециальным дрочевом, интересным только себе самому и тесному кругу таких же психов.
Вброс прокатывает практически везде, доставляя хотя бы немного лулзов и вкусной копипасты. Паста обычно бывает трёх сортов:
Особенно ведутся фанаты компьютерных игр, среди которых главным образом RPG, в том числе и сетевые. Также неплохо вбрасывать можно на толчков и прочих ролевиков.
Объяснение для не читавшей Фрейда школоты на понятных примерах: есть два задрота, первый, будучи убежден, что «все бабы дуры», общается посредством компа с идеальной девушкой из японской игры; второй же подсознательно хочет перетрахать весь колхоз вместе с очевидным населением коровника, но вместо этого в силу психологических приблуд с женским полом контактировать не может, а заменяет общение остервенелой поклейкой танчиков с большими дулами.
Так вот: первый случай — это эскапизм, а второй — сублимация.
Как демонстрирует это известное стихотворение неизвестного автора, при совке подобный подход был очень распространён.
Также известны лозунги: «работай, не работай — все едино, так лучше пойдем в лес или подвал, песни попоем, водку побухаем», накануне перестройки — «денег нет и не будет, в жопу работу и учебу, пойдем рок попоем», уже сейчас: «все равно уже все украли и нам не досталось — пошел ты нах, начальник, сегодня пятница, все идем в кабак!»
Всё это как бы объясняет причины дауншифтинга в этой конкретной стране.
Виды эскапизма
Лучше всего понять, что такое эскапизм, можно, разобравшись с его основными формами. Существует огромное количество разнообразных проявлений данного психологического феномена, которые не ограничиваются приведёнными выше примерами. При этом в зависимости от изначальной причины можно выделить три основных вида эскапизма:
- Избегание дискомфорта. Это распространённая и довольно безобидная форма. Если какие-то обстоятельства неприятны человеку, он старается занять свои мысли чем-то другим, чтобы не думать о них. Иногда он может даже «закрываться» от неприятных ему людей, с которыми вынужден регулярно общаться (например, по работе).
- Бегство от проблем. Эта форма эскапизма свойственна практически всем людям. Например, если человек сильно устал от работы или столкнулся с какими-то проблемами, которые сильно давят на него, он может найти для себя какое-то отвлечение: устроить выходной, сходить в кино, поиграть в компьютерную игру. После этого, слегка отдохнув от проблемы, он возвращается к ней с новыми силами и решает её.
- Бегство от реальности. Эта форма самая тяжёлая и опасная. Если какие-то жизненные трудности кажутся человеку непреодолимыми, он начинает всё сильнее отстраняться от реальности. Как правило, это сопровождается аддиктивным поведением. Он начинает употреблять алкоголь или более опасные психотропные вещества, иногда страдает от тяжелых форм игровой зависимости. Нередко поведение такого человека меняется настолько сильно, что начинает доставлять серьезные неудобства его близким.
Как избавиться от эскапизма?
Избавиться от стремления сбежать от существующей реальности в придуманный мир, сотканный из иллюзий, иногда бывает довольно сложно.
Современная медицина рассматриваемое явление не причисляет к разряду разладов психики. Однако множество исследований доказало, что эскапизм часто становится фундаментом для формирования мании, депрессивных состояний и иных личностных расстройств.
За последние десятилетия все больше последователей среди молодежи от 12 до 26 лет набирает так называемый компьютерный эскапизм или уход в виртуальность. Данная вариация рассматриваемого феномена не только делает субъектов участниками выдуманного героической сюжетной линии, но и ввергает их в зависимость от происходящего с индивидами.
Компьютерные и онлайн ролевые игры становятся проклятием современности. Многие человеческие субъекты взять контроль над собственными «хочу» не в состоянии, вследствие чего «проживают» за мониторами компьютеров множество часов.
Компьютерный эскапизм способствует развитию следующих негативных черт:
— замкнутости из-за утраты контакта с родней и товарищами;
— неблагополучия во всех сферах жизни (учебе, карьере, семейных отношениях);
— неустойчивость к воздействию стрессоров, нарушения адаптационной способности.
Кроме того, компьютерный эскапизм может вызвать различные личностные расстройства: неврозоподобные и депрессивные состояния, манию, психопатию, социопатию, нарциссизм, шизоидное расстройство и пр.
Как бороться с эскапизмом? Как такого лечения эскапизма не существует, поскольку анализируемое явление нельзя причислить к патологическим состояниям. Существует лишь ряд рекомендаций общего характера.
Людям, потерявшим связь с действительностью, можно посоветовать следующее. В первый черед, следует снять с очей розовые очки и оглядеть мир ясным взглядом. Нужно принять явь целиком со всей ее непривлекательностью и проблемами. Сделать это непросто, потребуются некоторые усилия и тренировки. Надо прочувствовать жизнь. Понять, что все земные люди индивидуальны.
Нереализованные мечты ведут к неудовлетворенности собой и существованием, что заставляет человека еще глубже уходить в иллюзорную действительность, поэтому фантазии нужно стараться воплощать в реальность. В ходе их осуществления у человека не останется времени на пустые мечтания.
Мозг следует чем-то занять, поскольку рутина обостряет ситуацию. Для этого можно заняться изучением языков, разгадыванием кроссвордов, выучиванием стихов, чтением книг. Самым главным в борьбе с засасыванием в параллельную реальность является устранение причины, вызвавшей бегство от насущной действительности.
Литературный эскапизм
Литературный эскапизм – форма эскапизма, которая возникает благодаря использованию самых разнообразных образцов литературы: сказок, мифов, легенд, фантастики, фэнтези, романов и т.д.
Романтизм как литературный жанр занимает особое место в создании литературного эскапизма. Именно благодаря романтизму сказка, которая раньше воспринималась всего лишь как вид фольклора, превратилась в полноценный литературный жанр. Описанная в сказках реальность существенно отличается от окружающей нас реальности.
Автор цикла фантазийных романов «Властелин колец» Джон Толкиен, о котором мы уже вспоминали, рассказывая о своих произведениях, говорит, что одной из основных функций фэнтезийной сказки является именно побег от реальности.
Превращенная романтизмом в полноценный литературный жанр, сказка в современном обществе с каждым годом становится все популярнее. Многие сказочные сюжеты стали основой не только книг, но и фильмов, сериалов, компьютерных игр. Далекие от повседневной реальности литературные сюжеты доставляют подлинное удовольствие эскаписту любого возраста, ведь на протяжении всей жизни практически все люди стремятся попасть в волшебный мир.
Последствия эскапизма
Данный феномен, равно как и большинство иных явлений, штука неоднозначная. Главная его опасность состоит в возможности окончательно отдалиться от яви и прожить оставшееся время на просторах вымышленной реальности.
Кроме того, социум никогда не одобрял и едва ли когда-нибудь впредь одобрит людей, не разделяющих его ценностей. Общество давит на таких индивидов, поэтому эскаписты еще больше погружаются в омут нереальности.
Рассматриваемый феномен, с одной стороны, является нормальным свойством психики человека. Каждый индивид испытывает потребность отвлечься от ежедневных забот, груза ответственности, стрессов. Такая потребность является нормальным состоянием. Поэтому, эскапизм, как получение временной передышки от преодоления нескончаемых препятствий, выставляемых жизнью – штука необходимая.
Крайним проявлением описываемого феномена считается полное отстранение от реальности. Такое поведение говорит о наличии серьезных насущных проблем либо о психических отклонениях.
Появление компьютеров в человеческом бытие и вместе с ним мировой паутины подарило человечеству небывалые просторы для полета фантазии и возможности эскапизма. Виртуальность сегодня делает самые нереальные мечты доступными. Помимо того, нереальное интернет пространство наполнено всевозможными фантастическими мирами, которые затягивают словно в омут не только наименьших представителей человечества, но и лиц преклонного возраста, не имеющих явного влечения к бегству от реальности, но поддающихся виртуальному искушению, ведь оно ярче и насыщеннее эмоциями, нежели скучное серое ежедневное существование.
Человек, погрузившийся полностью в несуществующие фантастические миры, продолжает собственное физическое бытие, но оно превращается для эскаписта в иллюзию, докучливую необходимость, скучную повинность сравнительно с яркостью эмоций вымышленной реальности.
Результатом подобного эскапизма является разрыв семейных взаимоотношений и социальных связей, нарушение адаптации и интеллектуальное расстройство. В экстремальном проявлении эскапизм нередко приводит к продолжительным депрессивным настроениям или суициду.
Примеры эскапизма
Самым распространённым примером эскапизма является описанное выше погружение в художественные произведения. Стоит также отметить, что и сами писатели в большинстве своём являются эскапистами (в частности, упомянутые Астрид Линдгрен, Туве Янссон и Джон Толкин сами рассказывали о том, как погружались в созданные ими сказочные и фэнтезийные миры).
В современном мире всё более распространённым примером эскапизма становится погружение в различные формы виртуальной реальности. Если у человека не удовлетворены какие-то из базовых потребностей по Маслоу, он может найти утешение в мире онлайн-игры, где у него будет высокий уровень и самое дорогое оружие, а его имя будет занимать верхние строчки в игровом рейтинге.
Особенность обеих описанных выше ситуаций заключается в том, что человек не только изображает из себя успешную личность, но и в действительности ощущает себя успешным. Приходя вечером домой и заходя в игру или в соцсеть, он полностью погружается в этот мир, отвлекается от жизненных проблем и наслаждается значимостью своих виртуальных достижений.
Иногда эскапизм проявляется и в гораздо более активной деятельности. Люди, столкнувшиеся с личными проблемами, пытаются найти способ отвлечься. Они ударяются в работу, погружаются в хобби, занимаются спортом. Наверное, всем известны ситуации, когда парень или девушка после болезненного расставания резко меняет образ жизни, становится приверженцем ЗОЖ, начинает посещать спортзал (при этом подобное поведение характерно для тех кого бросили, но не для тех, кто бросил).
Спортивный эскапизм
Спортивный эскапизм – форма эскапизма, суть которой заключается в том, что человек начинает заниматься спортом, чтобы убежать от повседневных забот или определенных проблем в личной, социальной, профессиональной и любой другой сфере жизнедеятельности.
Многие люди не хотят или не имеют возможности решать свои проблемы, поэтому они начинают заниматься тем или иным видом спорта. Новое увлечение не только помогает эскапистам забыть о нерешенных проблемах и повседневной рутине, по и дарит возможность оказаться в совершенно другом мире и познакомиться с совершенно новыми людьми.
Некоторые психологи утверждают, что чем масштабнее у человека проблема, тем фанатичнее и интенсивнее он начинает плавать, бегать, заниматься фитнесом, выполнять силовые упражнения и т.д. Пытаясь убежать от неразрешенных проблем, индивид все больше погружается в спорт. Он совершенно не жалеет себя и постепенно доводит до физического и морального истощения.
Спортивные эскаписты четко осознают, что занятие спортом не поможет решить им их проблемы. Но им намного проще отправиться на очередную тренировку и забыть обо всем на свете, чем разбираться с неудачным браком, финансовыми долгами, вредными привычками, нелюбимой работой и т.д.
Спорт для спортивных эскапистов является навязчивой идеей. Они настолько становятся одержимыми спортом, что все остальные жизненные аспекты перестают вызывать у них хоть какой-то интерес.
Одним из самых доступных и распространенных видов спортивного эскапизма является бег. Зависимость от бега, как и любая другая зависимость, развивается постепенно. «Подсевшие» на бег люди сначала постепенно увеличивают дистанцию, а затем начинают добавлять дополнительную нагрузку до тех пор, пока у них не остается времени на семью, родных, друзей, работу, хобби и т.д.
Сначала новоиспеченный бегун принимает участие в первом серьезном полумарафоне и преодолевает дистанцию в 10 км. Затем, получив заряд уверенности в себе, своих силах и возможностях, он планирует принять участие уже в марафоне. Полумарафоны, марафоны и прочие подобные мероприятия отнимают много времени и много энергии, которых на решение тех или иных проблем уже просто не остается.
Если бегун упорно тренируется и достигает всех поставленных перед собой целей, то он не возвращается к повседневной реальности, а фокусирует свое внимание на новой спортивной дисциплине: триатлоне, плавании, велоспорте, кроссфите, горном беге и т.д.
Хотя спортивные эскаписты и не занимаются решением существующих проблем, в своем новом окружении они искренне чувствуют себя счастливыми и успешными людьми. Благодаря спортивному эскапизму они не только получают удовольствие от достижения поставленных целей, но и заводят новые полезные связи, находят подходящих партнеров и разделяющих их увлечение друзей.
Психологи соглашаются с тем, что спортивный эскапизм, в отличие от виртуального и многих других форм эскапизма, является не самым плохим уходом от реальности для человека, оказавшегося в эпицентре навалившихся на него проблем, решить которые далеко не всегда получается.
Эскапист — tiledi.ru
У героя проблемы. Что делают в таких случаях герои? Берут свой меч-кладенец, на коня прыгают да и поска…
Стоп. Что происходит? Где меч? Ты куда?
Герой вместо того, чтобы разбираться со своими проблемами, просто от них сбегает. В совершенно не связанную деятельность. Может, он трус или не готов, кто ж знает… Эта статья — о таких эскапистах.
Когда эскапизм встаёт на промышленные рельсы, появляется другой троп: Машина лотофагов.
Родственные тропы: житель Страны Эльфов, Офелия, эскапист был прав. Хотя есть мнение, что эскапизм — это плохо.
N.B.: эта статья не о том, что любое художественное произведение — эскапизм для воспринимающего или автора. Она не создавалась для осуждения тех или иных выдуманных персонажей или их образа жизни. Также не нужно сюда тащить необузданные догадки, в которых любой фантастический мир — фантазия героя.
- «Обломов» — образчик из палаты мер и весов. Даже деятельности никакой не надо, кроме собственных мыслей на диване.
- Встречается в цикле снов у Лавкрафта. Куранес — выдумал это имя вместе с целой приснившейся страной эльфов, и упорным желанием вернуться туда из взрослой жизни довёл себя до наркомании и умер… а Селефаис оказался существующим. Иранон — и так жил на постоянной основе в мире снов, но даже там всю жизнь бродил в поисках своей страны эльфов. Ну и Рэндольф Картер, конечно! Полжизни видел увлекательные сны, интересовавшие его куда больше унылой реальности, а вторую половину жизни потратил на поиски ключа к своим снам, чтобы снова в них вернуться.
- Теннесси Уильямс, пьеса «Трамвай „Желание“»: недоофелия Бланш, которая в своем альтернативном мире — не совратительница ученика, не развратная дамочка и даже не нахлебница сестры и свояка, а невинная жертва, зависящая от доброты первого встречного и непонятая грубым быдлом духовная аристократка. Ближе к концу то ли старается произвести впечатление на окружающих, то ли совсем теряет связь с реальностью и действительно думает, что у нее есть богатый поклонник.
- «Лабиринт Фавна» — троп играется с подвохом, поскольку даже в финале неясно, является Офелия беглянкой в собственную фантазию или же волшебное королевство существует взаправду.
- Разве это книга? В Новеллизации вроде бы всё ясно: существует.
- «Мост в Терабитию» — Джесс и Лесли однозначно являются эскапистами.
- «Сказки тёмного леса» — книга целиком посвящена феномену. «Прежде чем стать эльфом, следует перестать быть человеком. Без наркотиков эта задача совершенно неразрешима».
- «Атлант расправил плечи»: Долина Голта — суть эскапизм творческой и талантливой элиты от свихнувшегося общества где они бы смогли заниматься свои делом пусть и в микросоциуме, зато по-настоящему свободно.
- Там всё таки был шантаж общества своим отсутствием, а не бегство. Дескать, без этой самой элиты общество там немедленно примется загибаться, и потому согласится со всеми их требованиями, лишь бы они вернулись. В мире Айн Рэнд это даже сработало.
- Discworld: Ринсвинд просто бог эскапизма, ибо его лучший способ решить проблему — это убежать куда подальше (а бегать он умеет). Правда, помогает это ой как редко.
- ну да, разумеется, человек не обладающий никакими навыками, без магии и, единственно, что знающий несколько языков, должен спасать мир (неоднократно), строить континенты, временно исполнять обязанности демона и прочее, на что он, в принципе, не подписывался. Так что Ринсвинд — не эскапист, он просто прагматик. И если бы не «покровительство» богини удачи, то большинство его (на самом деле даже не его) проблем, как раз бы и решались грамотной эвакуацией.
- Марина и Сергей Дяченко, «Маклер и магия»: пародийный вариант и инверсия. Протагонист увлечённо играет в компьютерную игру, посвящённую операциям с недвижимостью, и очень недоволен, когда приходится возвращаться «из этого прекрасного цветного мира — в эту тупую серую повседневность»… где он — рыцарь, которому необходимо «постоять за дело Света, отбить отцовский замок у изменника брата».
- Клайв Баркер:
- «Вечный похититель» — протагонисту является сказочный человечек и предлагает сбежать от опостылевшей школы и никак не кончающейся зимы в Дом Каникул. И первые шесть глав читатель даже как бы верит, что Баркеру удалось написать добрую детскую повесть.
- «Сотканный мир» — целый народ магов и мечтателей убегает от гонений, превращаясь в здоровенный гобелен… Который в примерно наше время расплетается и всех этих чудаков выпускает в наш мир.
- «Племя тьмы» — тёмный вариант. Чудаки могут оказаться и чудовищами. Но они хотят всего лишь, чтобы их оставили в покое.
- «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — стёб и педаль в пол. Ученицы Хогвартса (в основном чистокровные и полукровки) мечтают о том, чтобы оказаться «двойными волшебницами», которые владеют недоступной остальным волшебникам супермагией и учатся её использовать в тайных и недоступных для остальных классах Хогвартса. «Вы и так ходите в магическую школу, так ещё и хотите ходить в дважды магическую?» — «Конечно, ведь это значит, что ты — особенный!».
- «Волшебники» Льва Гроссмана — деконструкция. Главный герой — эскапист, который действительно ухитрился поступить в магический вуз, но… учёба там для него тоже скучна и сера. Он разбавляет скуку романами о волшебной стране Филлори, — пока ему не удаётся найти её прототип в реальности. Филлори для него тоже выглядит, как нечто второй свежести.
- «Потрясающие приключения Кавалера & Клея» — созданный протагонистами персонаж Эскапист просто обладает способностью выбираться из любых пут и ловушек, как Гарри Гудини. Но эскапистом чувствует себя художник Джо Кавалер. Он сбежал из захваченной немцами Праги и нарисовал уже десятки комиксов, где Эскапист победил Гитлера и всех нацистов, однако реальность становится всё мрачнее и мрачнее.
- Sucker Punch: протагонистка спасается от тяжёлой действительности в своих фантазиях. А от тяжелых фантазий в ещё более глубоких фантазиях.
- «Матрица»: сознательным эскапистом является Сайфер.
- «Голоса» — персонаж Райана Рейнольдса, повинуясь своему коту, собаке и голове девушки, которую он убил накануне, принимает таблетки для сдерживания его психического расстройства, но понимая, насколько реальная жизнь скучна и неприятна для него, он засовывает два пальца в рот и остается в мире своей больной психики, говорящих животных и живой любимой девушки (точнее, ее головы).
- «Звёздные войны: Пробуждение силы» — таким внезапно предстает Люк Скайуокер, причем убегает так, что его потом всей галактикой ищут и найти не могут. Потому что понял, что Сила стремится к балансу, и пока будут существовать джедаи — будут и ситхи.
- Люк — эскапист, да, но ради исторической справедливости заметим: помимо джедаев и ситхов есть множество других групп для обеих Сторон. Джедаи и ситхи — эталоны, квинтэссенции учений, но — сотрётся в прах Храм, архив, уничтожатся все священные тексты — что, обязательно исчезнут и ситхи? И, наоборот, исчезнут ситхи — разве не появится некто новый, со своим взглядом и прикладным интересом к Тьме? Чародеи Тунда, датомирские ведьмы, дренгиры — по сравнению с ситхами — дети малые. При этом была и Бесконечная империя Раката — куда более опасная, чем многие государства ситхов. Так что причина ухода Люка не в этом.
- Neon Genesis Evangelion — Синдзи. Постоянно убегает от проблем, даже уровня «если ты сейчас же не поможешь, миру конец». В духе сериала, убегает он в воображаемый поезд.
- Субверсия: не убегает он никуда, самое большее — порывается это сделать, но чувство долга в итоге всё-таки берёт верх. В первой серии прямо было сказано: шансы, что ОБЧР вообще заведется — одна миллиардная процента. Так что отказ Синдзи участвовать в этом балагане вполне логичен. Первое увольнение из Нерва, по сути, было инициативой Мисато, заявившей, что мол нечего героя корчить, не нравится — вали, а мы уж как-нибудь выкрутимся. И то, на поезд Синдзи так и не сел. Второе увольнение — Синдзи разругался с папой и был уверен, что его псевдопилот заменит. Как оказалось, что не заменит, Синдзи сразу прискакал обратно.
- Опять кто-то с терминологией напутал. Не эскапизм это, а рефлексия: пацан постоянно прокручивает в голове то, что с ним уже случилось, особенно если это что-то неприятное. Он даже в голове у себя не может убежать от проблем.
- Re Zero Kara Hajimeru Isekai Seikatsu — в какой-то момент, Субару и Рем действительно чуть было не сбежали от всех проблем. Но, в итоге остались и решили бороться. Впрочем, существует альтернативный рассказ, где они живут в далеком городе и у них уже подросшие дети. Это заставляет задуматься, а может так и стоило поступить? Ведь если они прожили так долго, значит Эмилия тоже до сих пор жива, и Пак не уничтожал мир. А значит, остальные и без них разобрались с Культом Ведьмы, Белым китом и прочими злоключениями.