Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость

Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость Женщине

Что такое гибкость мышления?

Как вы думаете, у кого наблюдается наибольшая гибкость ума? Ответ  прост – у маленьких деток. Большинство детей дошкольного возраста смогут найти нестандартный ответ на вопрос намного быстрее, нежели взрослый человек. Это вполне закономерно, ведь взрослые от ребенка отличаются, в первую очередь тем, что во взрослого человека уже вложено множество традиционных решений и общепринятых шаблонов, как нужно поступать в определенных ситуациях.

Но чаще всего в случае неожиданно появляющихся проблем требуются нестандартные, оригинальные, не приходящие еще никому ранее в голову решения. Как раз такие люди с прекрасной гибкостью ума в будущем становятся руководителями компаний мирового масштаба, учеными-изобретателями и составляют основную силу прогресса.

Если вы желаете развивать в себе воображение, то в данном вопросе нет ничего трудного. Вспоминайте, как в детстве вам удавалось фантазировать. Продолжайте развитие своего мышления и фантазии. Старайтесь увидеть удивительное в простых предметах.

Что такое гибкое мышление | .ua

Гибкостью мышления называется способность человека к быстрому и легкому поиску новых стратегий решения.

Гибкость мышления это умение свободно распоряжаться исходным материалом, устанавливать ассоциативные связи и переходить в поведении и мышлении от явлений одного класса к другим, часто далеким по сути. 

Гибкость ума это способность видеть ситуацию в развитии: раскладывать ее на составляющие, перераспределять, взглянуть на проблему (задачу) под иным углом и суметь спрогнозировать всевозможные варианты исхода того или иного события.

Гибкое мышление способно к многоуровневому познанию и всестороннему пониманию.

Давайте разберемся в сути этого понятия и определим почему так важно иметь гибкое мышление.

Гибкость – это…

  • Способность изменять собственную стратегию реагирования согласно требованиям ситуации;
  • Умение варьировать способы решения проблемы, легко переходить от одного способа решения к другому;
  • Способность выходить за границы привычного способа действия, находить новые способы действий при изменении задаваемых условий;
  • Умение перестраивать систему усвоенных знаний по мере овладения новыми знаниями и накопления опыта.

Преимущества гибкости:

  • Помогает быстро адаптироваться к изменениям внешней среды (с точки зрения эволюции – это главное условие выживания);
  • Способствует тому, чтобы обнаруживать различные точки зрения, тщательно исследовать ту или иную проблему;
  • Развивает способность сохранять спокойствие и трезвость мышления в разных ситуациях;
  • Дает возможность находить варианты действий в ситуациях сложности и неопределенности;
  • Дает возможность своевременно распознавать изменения обстоятельств и удачно подстраиваться под условия и требования;
  • Помогает вовремя обнаружить ошибки, увидеть возможности для усовершенствования;
  • Обеспечивает качественное сотрудничество с разными людьми и способствует установлению новых связей.

Гибкое мышление – это…

  • Способность задействовать разные типы мышления (аналитическое, творческое и т.д.), в зависимости от целей и потребностей ситуации;
  • Свобода от ментальных ограничений (внутренних или навязанных извне)

Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость

Индикаторы негибкого мышления:

  • Общие формулировки («все», «каждый», «всегда», «никогда», «никто» и т.д.);
  • Скрытые сравнения («так будет лучше», «как в прошлый раз»);
  • Категоричные суждения и оценки («чепуха», «это смешно»);
  • Ограничение возможностей («невозможно», «не получится»);
  • Указание необходимости «следует», «должен», «обязан»;
  • Отсутствие взаимосвязи и логики в аргументах;
  • «Чтение мыслей» других людей.

Выявление причин негибкости:

«Корни» ментальной негибкости могут лежать в области…

  • Ситуаций из прошлого или детства;
  • Общественных нравов и культурных особенностей;
  • Моделей поведения, которым мы были обучены на первых этапах карьерного пути;
  • Правил и ожиданий, существовавших в компании, в которой мы ранее работали;
  • Отношения к тому или иному вопросу авторитетных для нас лиц;
  • Нашего личного опыта и наблюдений

Психологическая защита – это неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний, обусловленных внешней средой. 

Механизмы психологической защиты

Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость

Современные причины ментального «упрощения»

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

  1. Аналитическое.
  2. Синтезирующее.
  3. Творческое

Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость

1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аналитическое мышление – это мышление, направленное на более полное понимание ситуации при помощи разбиения ее на более мелкие части и отслеживания причинно-следственных цепочек.

Аналитическое мышление включает в себя…

  • Логические рассуждения;
  • Определение причин тех или иных ситуаций или проблем;
  • Прогнозирование последовательности событий по принципу «если – то»;
  • Признание нескольких возможных причин событий или нескольких последствий действий;
  • Раскладывание проблемы или ситуации на составляющие;
  • Структурирование и систематизацию частей проблемы или ситуации;
  • Проведение сравнений различных свойств или аспектов ситуации;
  • Рациональную расстановку приоритетов в порядке важности и определение очередности действий.

Установки, препятствующие восприятию нового:

  • Упрежденное отношение к новой информации;
  • Наличие предрассудков и предубеждений ;
  • Выборочный анализ информации (только то, что нам нравится);
  • Отрицание нежелательной информации;
  • Склонность выдавать желаемое за действительное;
  • Неспособность видеть неожиданную, непредсказуемую информацию;
  • Информационные домыслы.

Установки, препятствующие восприятию других:

  • Негативная настроенность против человека, с которым у нас однажды был конфликт;
  • Неприятие или непонимание индивидуальных особенностей человека;
  • Автоматическое приписывание человеку определенных качеств, в связи с его принадлежностью к определенной группе людей;
  • Суждение о конкретном человеке, основываясь на мнении о нем других людей;
  • Отношение к человеку в соответствии с эмоциями, которые он неосознанно у нас вызывает.

Различия, создающие трудности в восприятии других:

  • Коммуникабельность: общительный/молчаливый;
  • Темперамент: спокойный/взрывной;
  • Организованность: педантичный/хаотичный;
  • Мышление: реалист/мечтатель;
  • Ценности: отношения/результат;
  • Цели: достижения/стабильность.

Причины трудностей в восприятии других

Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость

Установки, препятствующие самоосознанию:

  • Иллюзорные представления о себе – своих способностях, возможностях, ограничениях, предназначении;
  • Установление самому себе соответствующих рамок и ограничений;
  • Навязанные обществом «нормы поведения»;
  • Ситуативные мнения о нас других людей;
  • Стремление всем нравиться и быть со всеми в согласии.

Установки в восприятии неудач

Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость

Инструменты развития аналитического мышления:

  1. Техника анализа новой ситуации.
  2. Эффективные установки в восприятии другого человека.
  3. Техника «Рефрейминг» для переосмысления собственного опыта.

Техника анализа новой ситуации

Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость

Нейтральное описание ситуации предусматривает…

  • Описание ситуации на уровне объективных данных и имеющихся фактов;
  • Воздержанность от домыслов и «художественных дополнений»;

Отсутствие эмоциональной окраски ситуации Умение увидеть ситуацию с разных точек зрения означает…

  • Способность увидеть все как позитивные, так и негативные стороны ситуации;
  • Способность «встать на место» разных участников ситуации и увидеть ситуацию их глазами;
  • Способность понять отношение и мнение других людей о ситуации, даже если оно радикально отличается от нашего собственного.

Переосмысление ситуации предусматривает…

  • Поиск причин ситуации и прогнозирование ее последствий;
  • Способность увидеть, как будет разворачиваться ситуация при разных вариантах событий и обстоятельств;
  • Умение предвидеть препятствия и думать заранее о следующих шагах;
  • Рассмотрение и изучение разных возможных вариантов действий.

Занять определенную позицию означает…

  • На основании предыдущего осмысления, определить свое отношение к сложившейся ситуации;
  • Определить свою роль в новой ситуации;
  • Определить, какое поведение и действия будут наиболее адекватными/эффективными в данной ситуации.

РАЗНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПРИЯТИЯ ДРУГИХ

Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость

«Я ОК – ты ОК»

Человек, придерживающийся данной установки…

  • Имеет реалистичные ожидания как от себя, так и от других;
  • Испытывает уважение и позитивно относится как к себе, так и к другим людям;
  • Комфортно себя чувствует при взаимодействии с другими людьми;
  • Старается понять позицию и потребности других людей;
  • Следит за поведением других, не ставит ярлыки и не судит;
  • Решает проблемы с обоюдным выигрышем.

«Я ОК – ты не ОК»

Человек, придерживающийся данной установки…

  • Уверен, что обладает большими правами, чем другие люди;
  • Не осознает значимости других, но уверен в собственной значимости;
  • Негативно настроен по отношению к другим;
  • Эгоцентричен, нетерпелив, склонен к доминированию;
  • Считает, что вправе судить других людей;
  • Не считается с мнением других;
  • Решает собственные проблемы за счет проигрыша других.
Как быть Леди:  Что такое аффилированная компания - признаки аффилированности физическое лицо

«Я не ОК – ты ОК»

Человек, придерживающийся данной установки…

  • Не уверен в себе, считает, что другие люди обладают большими правами, чем он;
  • Считает, что его время и усилия менее ценны, чем время и усилия других;
  • Негативно относится к самому себе, внешне демонстрируя позитивное отношение к другим;
  • Считает, что все негативное обращение со стороны других является заслуженным;
  • Зависит от мнения других людей;
  • Чувствует себя используемым;
  • Постоянно извиняется, критикует себя;
  • Решает проблемы других за свой счет.

«Я не ОК – ты не ОК»

Человек, придерживающийся данной установки…

  • Негативно настроен по отношению к окружающему миру в целом;
  • Считает, что ни у кого нет никаких прав, и никто ничего не может изменить в жизни;
  • Считает, что ни его усилия, ни усилия других не будут оценены по достоинству, что бы они не делали;
  • Лишен чувства смысла чего-либо, настроен на неприятности;
  • Часто испытывает неудачи, «плывет по течению»;
  • Не решает проблемы, во всем винит окружающий мир.

Отношение к другим людям

Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость

Техника «Рефрейминг»

Рефрейминг – это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную.

В частности, рефрейминг полезен в ситуации, когда нужно изменить негативное отношение к чему-либо на позитивное.

Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость

2. СИНТЕЗИРУЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ

Синтезирующее мышление – это тип мышления, направленный на то, чтобы извлекать информацию из разных источников, объективно ее понимать и оценивать, после чего сводить ее воедино таким образом, чтобы результат имел самостоятельную ценность.

Синтезирующее мышление предполагает…

  • Создание нового путём объединения существовавших ранее компонентов;
  • Переход от частного к целому;
  • Целенаправленный процесс объединения ранее разрозненных вещей или понятий в нечто качественно новое и целое.

Составляющие синтезирующего мышления:

Цель – формулировка концепции, которую вы пытаетесь создать с помощью синтеза;

Отправная точка – идея, образ, любая работа, предшествующая синтезу;

Выбор методов и подхода – например, один из представленных ниже видов синтеза;

Проекты и наброски – это может быть абзац статьи, набросок главы в книге, проект здания или скульптуры, удачный бизнес-план и т.п.

Виды синтеза

Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость

Применение синтезирующего мышления

  • Обработки существующей информации;
  • Создания нового знания на основании существующей информации.

Сбор информации

Информация, которая может понадобиться…

  • Все данные о предмете/ситуации (ситуация на данный момент, произошедшие изменения, проблемы и т.д.);
  • Причины/обстоятельства возникновения ситуации;
  • Возможные последствия ситуации, ее преимущества или недостатки (разные данные и показатели, подтверждающие это);
  • Видение будущего, перспективы, прогнозы;
  • Мнения разных людей;
  • Цели и намерения разных людей относительно ситуации и т.п.

Способы сортировки информации

Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость

Принципы создания нового

  • Путем различных комбинаций одного и того же материала может быть получен разный результат;
  • Целое может быть получено не только из однородных фрагментов информации, но даже из того, что, на первый взгляд, не сочетается и даже противоречит;
  • Суть синтеза – в нахождении общих признаков и свойств фрагментов, и подаче их в виде структуры или системы.

3. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Творческое мышление – тип мышления, направленный на создание новых идей, концепций и решения проблем на основании интуитивных образов, ощущения и понимания ситуации, не опираясь на аналитические средства.

Посредством творческого мышления человек часто может решить такие задачи, которые невозможно решить с помощью аналитического мышления.

Характерной особенностью творческого мышления является «инсайт» – ощущение «мгновенного озарения», внезапного нахождения решения той или иной проблемы.

На самом деле, «инсайту» всегда предшествует интенсивная мыслительная деятельность, осуществляемая подсознательно. Несмотря на то, что интуитивное решение проблемы может быть растянутым во времени, оно осознается как мгновенный акт – в после сознания «прорывается» результат решения, а мыслительный процесс остается вне сознания.

Что такое креативность?

Креативность – это…

  • Способность к созданию принципиально новых идей и неизвестных ранее форм;
  • Отклонение от традиционных или принятых схем мышления;
  • Способность достигать цели, находить выход ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом;
  • Нетривиальное и остроумное решение проблемы.

Уровни творческого мышления

Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость

Два пути к креативности

  1. «Врожденная креативность» – способность к творчеству проявляется в раннем возрасте.
  2. «Эмпирическая креативность» – человек получает способность генерировать идеи, только накопив «критическую массу» опыта в данной области.

Факторы, от которых зависит степень выраженности творческого мышления у человека

  • Прошлый опыт человека, его знания, умения и навыки;
  • Индивидуальные особенности – одни люди склонны действовать в основном исходя из логики и фактов, другие очень часто полагаются только на интуицию;
  • Психологическое состояние. Состояние бодрости, подъема сказывается положительно на генерировании творческих решений, и, наоборот, страх, подавленность, растерянность угнетают творчество;
  • Внешние факторы — например, условия, в которых он живет или работает.

Качества креативных людей

Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость

Ассоциативные навыки

  • Ассоциативные навыки – это умение видеть связь между, казалось бы, никак не связанными между собой явлениями;
  • Человеческий мозг сохраняет каждое новое знание не по отдельности, а в ассоциации с уже известной информацией. Чем шире опыт и знания человека, тем больше взаимосвязей может установить его мозг;
  • Свежие впечатления рождают ассоциации, а ассоциации – мысли;
  • Ассоциативные навыки – как «мышца», разрабатывается тем сильнее, чем чаще используется.

Умение задавать вопросы

  • Типичные вопросы креативных людей: «почему?», «почему нет?» и «что, если…?» вместо обычных «что?» и «как?»;
  • Креативность стимулируют не столько верные ответы, сколько сами вопросы;
  • Для креативных людей типично периодически ставить под вопрос, казалось бы, бесспорные вещи.

Наблюдательность

  • Нестандартные решения приходят в ходе наблюдения – например, за тем, как работают люди, как покупатель использует продукт и т.п.;
  • Новаторы выискивают в первую очередь то, что не бросается в глаза большинству людей.

Экспериментаторство

  • Экспериментаторство – процесс непрерывного тестирования и апробации новых идей – своих или чужих;
  • Экспериментаторы сами создают неординарные ситуации, чтобы вызвать неожиданные реакции и посмотреть, что из этого получится;
  • Экспериментары относятся к ошибкам как к неотъемлемому условию создания нового.

Общительность

  • Общение как способ «собрать материал» – получить новые знания, погрузиться в ситуацию другого человека, почувствовать его опыт;
  • Общение как обмен мыслями, идеями, гипотезами;
  • Общение как способ заинтересовать и привлечь сторонников к своей идее.

Техники развития креативности

  • Понаблюдайте за работой людей, которые являются прямыми потребителями ваших результатов. Подумайте, что можно изменить в вашей работе, чтобы облегчить дальнейший процесс;
  • Ежедневно выделяйте себе время, чтобы задать себе 10 вопросов относительно области/задачи, в которой вы сейчас работаете. Вопросы должны начинаться на «почему?», «почему не?» и «что, если?»

Приемы генерирования идей

«Случайный выбор». Возьмите словарь и выберите несколько случайных слов. Попробуйте объединить их всех под одной идеей;

«Другое пространство». Представьте, как бы вашу задачу решили в других «пространствах» (в китайском ресторане, в библиотеке, на рынке…);

«Противоположности». Исходите из того, что многие новые идеи – это противоположность старым (например, стационарные и мобильные телефоны);

«Взрыв». Возьмите одну идею и развивайте ее до тех пор, пока не выйдете за ее пределы;

«От обратного». Измените направление мысли на противоположное (например, если вам нужно придумать, как повысить моральный климат в отделе, подумайте над тем, как его ухудшить);

«Собрать и разобрать». Разберите ситуацию или объект на несколько существенных характеристик и замените некоторые из них, после чего нужно «собрать» картинку обратно и посмотреть, что получится на выходе.

Рекомендации по развитию продуктивных типов мышления

Как быть Леди:  Пять универсальных законов человеческой глупости: matveychev_oleg — LiveJournal

Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость

Гибкий человек должен уметь…

  • Отделять свои желания от навязанных условностей;
  • Объективно и с пониманием относиться к другим людям;
  • Видеть ситуацию из разных сторон;
  • Принимать вещи, которые он не в силах изменить;
  • Находить общий язык с разными людьми;
  • Свободно выражать свои чувства;
  • Качественно оценивать свои возможности;
  • Соотносить усилия с требуемым результатом;
  • Добиваться своего, не ущемляя прав другиХ;
  • Быть открытым к изменениям;
  • Находить место в жизни для всего, что является ценным.

Следите за нашими публикациями и будьте в курсе актуальных вопросов.

По материалам тренингов консалтинговой группы «Четвертое измерение».

Команда «Академия продаж»

15.08.2021

Альтернатива

Способность выбирать между несколькими имеющимися вариантами, как правило, присуща людям с высоким развитием мышления. Ведь нужно не просто принять решение, но и обосновать его правильность перед собственной совестью, увидеть дополнительные возможности.

Следует при любых обстоятельствах помнить о том, что альтернативы всегда существуют. Нельзя при первой же неудаче отчаиваться и опускать руки. Имея подобный подход, нельзя достичь в жизни ничего существенного. Для того, чтобы справиться с какой-то сложной ситуацией, нужно поискать ответ внутри себя, определить значимые перспективы и возможности.

Необходимость делать выбор помогает принимать на себя ответственность за происходящее. Гибкость мышления в этом случае необходима для того, чтобы иметь возможность выбирать между разными вариантами. Люди, как правило, учатся этому, исходя из личного индивидуального опыта. Любое развитие невозможно без гибкости мышления.

Выход за рамки

Он подразумевает настоящий отказ от стереотипов. В большинстве случаев сделать это довольно непросто по причине того, что люди чувствуют себя довольно скованно и ограниченно, когда требуется быстро принять какое-то нестандартное решение. Выход за рамки есть проявление гибкости мышления.

Ведь приходится осваивать новое поведение, учиться ранее неизвестному, бороться с собственным страхом. Как правило, если все задачи грамотно сформулированы, то личность побеждает в борьбе с самой собой. Такой внутренний поединок, прежде всего, подразумевает искоренение всяческой лени.

Избавление от страхов

Различные фобии – это то, что действительно мешает человеку в полной мере двигаться вперед. Страхи всячески ограничивают нас, способствуют установлению внутренних рамок, из которых впоследствии невозможно вырваться. Надлежит обязательно помнить о том, что сомнения и тревоги губят на корню любое начинание.

Испытывать сильный страх равносильно отказу от любой перспективы по собственному желанию. Чтобы достигать желаемой цели, нужно запретить себе бояться. Во многом именно благодаря гибкости мышления можно достичь в жизни серьезных результатов. Когда личность привыкает думать конструктивно, ее мышление направлено в сторону созидания.

Как развить гибкость мышления

Необходимость иметь гибкость мышления не нужно доказывать. Развитие подлинного самоуважения часто так и начинается. Иметь оригинальный подход к делу всегда полезно. Тем самым личность демонстрирует свою состоятельность и может заслужить собственное уважение.

Низкий уровень умственной гибкости

Обратное понятие умственной или когнитивной гибкости – когнитивная ригидность.

Это неспособность человека к быстрой адаптации к меняющимся обстоятельствам, а также неготовность менять свои действия и поведение при наличии нужной информации и дополнительных возможностей.

Слово ригидность пришло к нам из латинского языка – rigidus, которое переводится как твердый или оцепенелый.

В основном когнитивная ригидность встречается у людей с нарушениями работы исполнительных функций мозга. Такие нарушения могут быть последствиями как травм, так и психоневрологических расстройств:

У пожилых людей также нарушается когнитивная гибкость. С возрастом мозг все хуже и медленнее обрабатывает информацию, понижаются его когнитивные и исполнительные функции.

Например, пожилые люди часто жалуются на проблемы со слухом. Оно и понятно, что возрастом это вполне нормальная ситуация. Но у некоторых стариков со слухом все остается в полном порядке. Проблема заключается в том, что мозг перестает правильно обрабатывать информацию.

То есть, пожилой человек слышит все звуки на нужных децибелах, но его мозг не обрабатывает на нужном уровне услышанные слова. Поэтому кажется, что старик просто глуховат, хотя проблема кроется совершенно в другом.

Откуда взялось понятие когнитивной гибкости

Американские ученые выяснили, что человеческий центр адаптации находится в поясной коре головного мозга.

Спустя много лет долгих исследований нейробиологи смогли доказать, что всю переднюю кору мозга контролирует именно поясная кора.

Ее функции можно назвать одним интересным термином – когнитивная гибкость.

Когнитивная гибкость позволяет человеку легко адаптироваться к разным ситуациям, принимать быстрые решения.

В жизни человека часто происходят различные ситуации, требующие быстрого анализа. Рассмотрим самый банальный пример. Допустим, каждое утро вы привыкли есть на завтрак овсяную кашу. И уже в течение многих лет вы так живете.

Но вдруг однажды утром вы с удивлением обнаруживаете, что у вас закончилась овсяная каша, а завтракать все-таки нужно. Здесь вступает в силу когнитивная гибкость. Вы не уходите голодным на работу из-за отсутствия любимого продукта, а ищете альтернативу.

Быстро сориентировавшись в холодильнике, вы находите что-нибудь другое и сытым уходите на работу. Таких примеров можно привести огромное множество, так как когнитивная гибкость сопровождает человека везде.

Поясная кора головного мозга влияет на мышление человека, способствует предугадыванию различных событий и реакций других людей. Если поясная система в порядке, человек с легкостью может планировать, ставить перед собой задачи и своевременно их решать.

Но, если у человека есть какие-то сбои в работе поясной коры, он становится неуверенным в себе и своих действиях, что ведет за собой пессимистичность и дурное настроение.

Люди не наделяются способностью к адаптации с рождения. Этот процесс, так же как и речевые навыки или моторика, развивается с возрастом и проходит этапы созревания. Примерно к двадцати годам у человека уже в полной мере развита когнитивная гибкость.

Наблюдали ли вы когда-нибудь реакцию маленького ребенка на изменение привычной для него ситуации? Он начинает сильно капризничать и плакать. Так происходит, потому что у него еще не развиты передние доли мозга, отвечающие за когнитивную гибкость.

Поэтому ребенку крайне трудно увидеть в изменчивой ситуации какую-либо альтернативу.

Переключение внимания

Когда человек долго концентрируется на какой-то мысли, то у него возникает состояние сосредоточенности. Постоянное прокручивание в голове какой-то ситуации иногда помогает быстрее найти ответ, прийти к оптимальному решению. Иногда индивидуальное видение проблемы переворачивает сознание, и мы начинаем стремиться к конкретному результату.

Окончательный выбор полностью зависит от самой личности, ее мировоззрения и системы внутренних убеждений. Но слишком долгое сосредоточение на проблеме нередко приводит к апатии, сильной погруженности в предмет переживаний. Гибкость мышления обычно проявляется в том, что личность умеет переключаться с одной мысли на другую.

 Это чрезвычайно полезный навык, который пригодится в любом деле. Всякое новое начинание требует от личности душевных сил, настойчивости и терпения. Такой подход позволяет оградиться от дополнительных переживаний, от того, чтобы начать чувствовать себя неудачником.

Пересмотр убеждений

У каждого из нас имеются свои жизненные принципы. Они помогают нам в принятии ответственных решений, нередко указывают направление движения. Для того, чтобы стать более лояльным к каким-то вещам, нужно научиться вырабатывать в себе альтернативный взгляд на мир.

 Этой цели нельзя достичь за один день. Иногда может понадобиться много времени и терпения для того, чтобы полностью разобраться в ситуации, сделаться человеком, который сначала думает и только потом делает. Чтобы воспитать в себе необходимую гибкость мышления, нужно много тренироваться.

Пересмотр значимых убеждений позволяет не закрываться в проблеме, а искать реальные пути ее решения. Преодоление трудностей невероятно закаляет, особенно тогда, когда выход из затруднительного положения был найден самостоятельно, без чьей-либо помощи. Здесь большое значение имеет такая вещь, как смена привычки. Она способна поистине творить чудеса.

Как быть Леди:  Статьи о саморазвитии

Плюсы и минусы когнитивной гибкости

Развитая когнитивная гибкость – это преимущество человека. Ведь именно благодаря такой способности человек легко адаптируется к переменам, быстро находит правильные  решения, стратегически мыслит и может видеть ситуацию с разных сторон. Все это неизменно ведет к достижению успеха в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Однако и у такой замечательной способности есть недостатки. Прежде всего, люди, обладающие гибкостью ума и мышления, достаточно тяжело справляются с рутинной работой. Также они, как правило, чрезмерно импульсивны, и им не хватает упорства. Но все же у ригидности мышления минусов больше, хоть и она не является абсолютным злом. 

Понятие умственной гибкости

Когнитивную гибкость также называют умственной. Помимо способности к адаптации, умственная гибкость значительно влияет на процесс обучения.

Выбирая стратегию решения проблем и преодоления трудных ситуаций, человек контактирует с окружающей средой.

Он получает из нее информацию и учится правильно на нее реагировать.

Благодаря гибкости мышления мы меняем свою манеру поведения в зависимости от обстоятельств и изменений в сложившейся ситуации.

У людей с хорошо развитой умственной гибкостью не возникает особых трудностей с принятием быстрых решений. Они обладают такими качествами как:

  • незатруднительный для психики переход с одного вида деятельности на другой;
  • умение правильно себя вести в различных ситуациях;
  • быстрая адаптация к переменам в окружающем мире;
  • способность видеть альтернативу в решении трудных задач и проблем;
  • легкая подстройка под любые внезапные изменения в планах;
  • способность поставить себя на место другого человека;
  • быстрое нахождение нескольких решений одной проблемы путем оценивания ситуации с разных сторон.

Когнитивную гибкость можно назвать важной составляющей исполнительных функций головного мозга. Они срабатывают в тех случаях, когда человеку для реагирования на что-либо рефлексов и автоматизированных действий не хватает.

Эти функции влияют на регуляцию осознанных поступков и планирование. Таким образом, это является очень важным фактором для успешного человеческого развития и обучения.

Осуществление планов, постановка цели, контролирование своих действий и ориентированность на результат – всем этим заведуют исполнительные функции мозга.

Уровень когнитивной гибкости тесно связан с уровнем интеллекта. От этого зависит развитие умения быть гибким в решении проблем, а также способность принимать точку зрения других людей, учитывая их моральные ценности, убеждения и способы мышления.

Можно сказать, что уровень социального взаимодействия и эмпатия тоже неразрывно связаны с когнитивной гибкостью мышления.

Принятие чужой точки зрения

Пожалуй, это самое сложное для человека. Люди так устроены, что в большинстве случаев считают правыми себя, а не оппонента. Такое мировоззрение продиктовано естественной внутренней природой каждого из нас. Это происходит потому, что срабатывают механизмы внутренней защиты.

Они призваны для того, чтобы помочь личности избежать всяческих неприятностей, которые только могут возникнуть. Только подлинное мышление действительно способно привести к благу. Понятие гибкости здесь является определяющим и весьма значимым. Настоящее развитие невозможно без уступок.

Оно начинается тогда, когда личность начинает осознавать потребности окружающих, а не только замечает собственные желания. Гибкость мышления на самом деле позволяет увидеть каждую ситуацию изнутри, обратиться к истокам любой проблемы. Когда мы принимаем чужую точку зрения, то не просто уступаем собеседнику. В этот момент мы демонстрируем миру, насколько для нас является значительным истинное принятие и уважение.

Проявление гибкости мышления

Важно знать, как гибкость мышления выражается у человека. Наличие разумного подхода к жизни обязательно отражается на образе мыслей. Умение ясно видеть ситуацию, прогнозировать ее развитие тоже относится к данному понятию. Рассмотрим подробнее признаки наличия гибкости мышления.

Развитие индивидуальности

Многие ли люди действительно способны жить, руководствуясь голосом собственного сердца? К сожалению, это не так. Чтобы вырастить в себе подлинную индивидуальность, совершенно не лишним будет научиться действовать в согласии со своей совестью и предназначением.

Нужно найти любимое дело, которому захочется посвятить жизнь, сделаться хозяином существования, а не тем, от которого ничего не зависит. Во многом достижению такой цели помогают творческие занятия. Главное при этом, чтобы они нравились, приносили ощутимую пользу.

Таким образом, развитие гибкости мышления полностью зависит от самого человека. Каждый отвечает сам за себя, принимая решения, готовясь совершить какой-то важный шаг в жизни.

Источник

Способность экспериментировать

Большинство людей живут очень ограниченной жизнью и боятся выйти за рамки кем-то придуманных стереотипов. Они часто не представляют себе, насколько обедняют свою жизнь. Но в этом случае развитие как таковое будет чрезвычайно затруднено. Человеку необходимо постоянно экспериментировать для того, чтобы не останавливаться на достигнутом результате.

Нет ничего грустнее, чем наблюдать, как люди сдаются, не успев, как следует начать. Сделав первый робкий шаг, нужно всегда продолжать идти дальше. Возможность проводить собственные эксперименты предоставляется далеко не везде и не всегда. Однако это не значит, что нельзя присмотреться к ситуации и сделать соответствующие выводы. Развивать гибкость мышления  — серьезная задача, которую надо стараться решать постепенно.

Творческий подход

Креативность должна быть во всем. Чем бы человек ни занимался, он обязательно должен использовать свои творческие ресурсы. В противном случае его внутренняя энергия постепенно начнет угасать, и ее невозможно будет применить. Повседневная реальность такова, что постоянно подбрасывает нам сюрпризы.

Иногда эти случайности застают врасплох, ставят в тупик. Только подлинный энтузиазм способен вести вперед, раскрывать в нас имеющиеся способности. Развитие личности целиком и полностью зависит от того, как она умеет использовать собственные бесконечные ресурсы.

Гибкость мышления представляет собой такое понятие, которое на самом деле согласуется с творческим подходом. Креативность часто становится проявлением нестандартного взгляда на вещи. Индивидуальная гибкость во взглядах в той или иной степени присуща всем, но не каждый действительно обращает на нее внимание.

Дело в том, что человек не всегда оказывается в силах принять на себя ответственность за происходящее. Гибкость мышления во многом определяет то, насколько человек чувствует себя способным влиять на свою жизнь в целом, определять имеющиеся ближайшие и дальние перспективы.

Упражнения на развитие воображения

Если вам нужна рекомендация, как начать развивать гибкость ума, преодолеть стандартность мышления, то мы советуем выполнять специальные упражнения. Данная тренировка может проводиться в любое время: в очереди к кассе, в метро по пути в офис или в машине, в пробке.

Первое упражнение: вообразите, что авто передвигаются не по дорожной поверхности, а с обратной стороны. Представьте до мельчайших подробностей, какие в данной ситуации нужны шины для автомобиля. Будут ли у них липучки или магниты? Может ваш мыслительный процесс выдаст свои нестандартные варианты?

Также подумайте над внешним видом машины, как ею нужно управлять. Раздумья над данным вопросом – индивидуальная деятельность, нельзя просить помощи в данном задании у вашего ребенка. Вы ведь развиваете свой ум, а не его. Изначально придумайте собственную версию, а только потом спросите у ребенка. Совместная работа позволит такого напридумывать!

Пример второго упражнения: придумывайте для незаурядных, простых предметов нехарактерное для них значение или применение. К примеру, придумайте для карандашей новый вид, и как ими можно пользоваться:

  • в качестве палочек для китайской еды;
  • в роли заколки, чтобы поддерживать пучок волос;
  • в качестве катушки с веревкой во время запуска воздушного змея;
  • на карандаш можно накрутить проволоку, чтобы получить спираль;
  • можно грызть кончик, чтобы успокоить нервы.
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий