Механизмы психологической защиты. — Psymed

Механизмы психологической защиты. - Psymed Женщине

Диагностика диссоциативного (конверсионного) расстройства

Диагноз может быть поставлен с помощью структурированных интервью:

Некоторые диагностические тесты были разработаны и адаптированы специально для работы с детьми и подростками («Детская версия меры по оценке ответа» (REM-Y-71), «Детское интервью относительно диссоциативных переживаний» (CDC), «Диссоциативный контрольный список поведения детей» (CBCL), «Ребенок» — подсистема диссоциации поведения и контрольный список симптомов травмы для подкласса Dissociation для детей).[14]

Существуют проблемы с классификацией, диагностикой и терапевтическими стратегиями диссоциативных и конверсионных расстройств, которые могут быть истолкованы в историческом контексте истерии. Даже текущие системы, используемые для диагностики диссоциативных расстройств, (DSM-IV и ICD-10), различаются способом определения классификации.[15] В большинстве случаев специалисты в области психического здоровья по-прежнему не решаются диагностировать пациентов с диссоциативным расстройством, поскольку до установления диагноза «диссоциативное расстройство» у этих пациентов, более чем вероятно, диагностируется большая депрессия, тревожное расстройство и посттравматическое расстройство.[16]

Важной проблемой при диагностике диссоциативных расстройств является вероятность того, что пациент симулирует симптомы, чтобы избежать негативных социальных последствий. Молодые преступники, которые должны понести уголовное наказание, сообщают о таком диссоциативном расстройстве как амнезия. В рамках одного исследования было обнаружено, что 1% несовершеннолетних правонарушителей сообщил о полной амнезии во время насильственного преступления, а 19% заявили о частичной амнезии.[17] Были также случаи, когда люди с диссоциативным расстройством личности раскрывали противоречивые свидетельства в суде, в зависимости от присутствующей личности.[18]

Врачи диагностируют диссоциативные расстройства на основе анализа симптомов и личной истории. Врач может проводить тесты, чтобы исключить физические состояния, которые могут вызвать такие симптомы, как потеря памяти и чувство нереальности (например, травма головы, поражения головного мозга или опухоли, лишение сна или опьянение). Если физические причины исключены, специалист по психическому здоровью часто консультируется для проведения оценки состояния пациента.

На многие особенности диссоциативных расстройств может влиять культурный фон человека. В случае диссоциативного расстройства идентичности и диссоциативной амнезии пациенты могут проявлять необъяснимые, неэпилептические припадки, паралич или сенсорную потерю. В условиях, когда «раздвоение личности» является частью культурных убеждений, фрагментированные личности человека могут восприниматься как духи, божества, демоны или животные. Межкультурный контакт может также влиять на характеристики других идентичностей. Например, человек в Индии, подвергшийся воздействию западной культуры, может присутствовать с «изменником», который говорит только по-английски. В культурах с очень строгими социальными условиями амнезия часто вызвана тяжелым психологическим стрессом, таким как конфликт, вызванный угнетением. Наконец, добровольно индуцированные состояния деперсонализации могут быть частью медитативной практики, распространенной во многих религиях и культурах, и не должны быть диагностированы как расстройство.

В дополнение к диагностическим тестам для детей и подростков был разработан ряд подходов для улучшения распознавания и понимания диссоциации у детей. Недавние исследования были направлены на выяснение неврологической основы симптомов, связанных с диссоциацией, путём изучения нейрохимических, функциональных и структурных нарушений мозга, которые могут возникнуть в результате детской травмы.[19] Другие специалисты в этой области утверждали, что выявление дезорганизованной привязанности у детей (проявляется при постоянном подавлении ребёнка) может помочь предупредить врачей о возможности диссоциативных расстройств.[20]

Как определить раздвоение личности самостоятельно

Человек может заподозрить у себя диссоциативное расстройство, однако окончательный диагноз ставит врач-психиатр. Чаще всего пациенты жалуются на следующие состояния:

Классификация и стадии развития диссоциативного (конверсионного) расстройства

Диссоциативные расстройства связаны с проблемами памяти, идентичности, эмоций, восприятия, поведения и чувства самого себя. Диссоциативные симптомы могут потенциально разрушить каждую область психического функционирования.

Примеры диссоциативных симптомов включают опыт отчуждения или чувства, как будто человек находится вне тела, и потерю памяти (амнезию). Диссоциативные расстройства часто связаны с предыдущим опытом травмы.

Существует несколько типов диссоциативных расстройств[2]:

  1. Диссоциативная амнезия (ранее психогенная амнезия).
  2. Деперсонализация/дереализация.
  3. Диссоциативное расстройство идентичности (ранее множественное расстройство личности).
  4. Транс и одержимость.

Диссоциативная амнезия и диссоциативная фуга

Для этой формы расстройства характерна временная потеря памяти и воспоминаний из-за травматического или стрессового события. Она считается наиболее распространенным диссоциативным расстройством среди документированных. Основным симптомом является трудность запоминания важной информации о себе. Диссоциативная амнезия может распространяться на конкретное событие или же на информацию об идентичности и историю жизни. Начало эпизода амнезии обычно внезапно, может длиться от нескольких минут до нескольких лет (в зависимости от тяжести травмы пациента).[4][5] Средний возраст людей, подверженных данному типу расстройства, не установлен. Поэтому на протяжении всей жизни человек может испытывать несколько эпизодов подобного расстройства.

Диссоциативная фуга. К диссоциативной амнезии также относят диссоциативную фугу, которая ранее выделялась как отдельный тип диссоциативных расстройств. Это обратимая амнезия для личной идентичности, которая толкает человека на незапланированное путешествие или блуждание. Иногда сопровождается установлением новой идентичности. Это состояние обычно связано со стрессовыми жизненными обстоятельствами. Может быть коротким или продолжительным.[3]

Как диссоциативная амнезия, так и диссоциативная фуга обычно появляются у взрослого населения, реже возникают после 50 лет. Международная классификация болезней (МКБ-10) классифицирует расстройство конверсии (защитного механизма психики) как диссоциативное расстройство[6], тогда как диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-IV) классифицирует его как соматоформное расстройство.

Деперсонализационное расстройство

Для этой формы болезни характерны периоды отчуждения от себя или окружающего мира. Это расстройство связано с постоянными чувствами отрешенности от действий, чувств, мыслей и ощущений, как будто человек смотрит фильм (деперсонализация). Иногда люди могут ощущать, что другие люди и вещи в окружающем их мире нереальны (дереализация). При этом сохраняется осознание того, что это всего лишь чувство, а не реальность. Симптомы могут длиться недолго или возвращаться время от времени на протяжении многих лет. Средний возраст начала такого расстройства — 16 лет, хотя эпизоды деперсонализации могут начинаться с раннего и среднего детства. Менее 20% людей с этим расстройством начинают испытывать эпизоды подобных отчуждений после 20 лет.

Диссоциативное расстройство идентичности

Это заболевание характеризуется чередованием нескольких личностей. Человек может чувствовать, что один или несколько голосов пытаются взять его под свой контроль. Часто эти личности могут иметь уникальные имена, характеристики, манеры и голоса. В крайних случаях личность хозяина не знает о других чередующихся личностях; однако альтернативные личности могут быть осведомлены обо всех существующих идентичностях.[3] Люди с диссоциативным расстройством личности будут испытывать пробелы в памяти о ежедневных событиях, личной информации и травмах. Диссоциативное расстройство идентичности вызвано продолжающейся детской травмой, которая происходит до шести лет.[7][8] У людей с диссоциативным расстройством личности обычно есть близкие родственники, которые испытывали подобные переживания.[9]

Женщины с подозрениями на расстройство личности диагностируются чаще мужчин, поскольку у них чаще проявляются острые диссоциативные симптомы. Мужчины же склонны отрицать симптомы и историю травм. Это может привести к повышенной вероятности установления ложноотрицательного диагноза.

Транс и одержимость

К таким состояниям относятся расстройства, возникшие на фоне психотравмирующей ситуации, при которых временно теряется чувство личностной идентичности, сужается сознание и меняется восприятие происходящего вокруг. Иногда человек ощущает, что действует под влиянием другой личности, «силы», духа или божества.

Внимание пациента может сфокусироваться на определённых движениях, позах и высказываниях. Их набор ограничен, и человек постоянно повторяет одно и то же. В состоянии транса пациент может отправиться в длительную поездку или прогулку, но, прийдя в сознание, он не сможет понять, как и зачем оказался в этом месте.

В категорию «Транс и одержимость» включаются только непроизвольные и нежелательные трансы, которые затрудняют повседневную деятельность. Состояния, которые возникают и сохраняются в рамках религиозных или других социально-приемлемых ситуаций, к диссоциативному расстройству не относятся.

Из этой группы также исключаются:

Лечение диссоциативного (конверсионного) расстройства

Медикаментозное лечение

Антидепрессанты и транквилизаторы являются лечебными средствами, которые не излечивают, но помогают контролировать симптомы диссоциативных расстройств. Общепринятым способом лечения являются атипичные нейролептики (арипипразол, оланзапин, кветиапин). Также эффективны противосудорожные средства нового поколения. Кветиапин начинается с дозировки 25-50 мг и увеличивается на 50 мг до тех пор, пока не будет достигнуто разрешение симптомов. Более высокую дозу необходимо принимать вечером из-за сильного седативного (успокаивающего) эффекта препарата. Другие лекарства, такие как СИОЗС, могут уменьшить беспокойство и опасение диссоциации.

Леветирацетам также может быть эффективен при лечении раздвоения личности. Ещё один вариант лечения — ламотриджин (начинается с 25 мг и увеличивается на 25 мг каждые 2 недели). Считается, что эффекты этих новых противосудорожных препаратов являются вторичными по отношению к модуляции ГАМК.[11]

Лечение обычно связано с психотерапией. Терапия может помочь людям получить контроль над диссоциативным процессом и симптомами. Цель терапии — помочь интегрировать (объединить) различные элементы идентичности. Терапия может быть интенсивной и сложной, поскольку она включает в себя запоминание и преодоление прошлых травматических переживаний. Когнитивная поведенческая терапия и диалектическая поведенческая терапия — это два часто используемых типа терапии. Было также установлено, что при лечении диссоциативного расстройства идентичности полезен гипноз.

Нет никаких лекарств для непосредственного лечения симптомов диссоциативного расстройства личности. Однако лекарство может быть полезным при лечении связанных состояний или симптомов (например, использование антидепрессантов для лечения симптомов депрессии).

Психотерапевтическое лечение

Долгосрочная психотерапия помогает пациенту объединить несколько своих личностей в одну. «Травма прошлого должна быть исследована и разрешена с надлежащим эмоциональным переживанием. Госпитализация может потребоваться, если поведение становится странным или разрушительным».[9] Диссоциативное расстройство идентичности имеет тенденцию повторяться в течение нескольких лет и может стать менее проблемной примерно после 40 лет.[9]

Психотерапия часто включает:

При диссоциативной амнезии состояние пациента может проясниться после его «удаления» из травматической ситуации (при условии, если эпизод связан с травматическим событием).

Психотерапия полезна для человека, у которого есть травматические прошлые события, требующие решения.[9] Когда обнаруживается и лечится диссоциативная фуга, многие люди быстро восстанавливаются. Проблема, возможно, никогда не повторится.[9]

Электросудорожная терапия

Метод применяют при длительном нарушении социальной адаптации и развитии тяжёлых тревожных, аффективных состояний, устойчивых к другим видам лечения.

Как жить с человеком, у которого раздвоение личности

От близкого окружения для пациента, страдающего диссоциативным расстройством, важными будут искренняя поддержка, сопереживание и предложение прибегнуть к помощи специалиста.

Что делать, если человек отказывается от лечения

Даже несмотря на протесты и агрессию больного, нужно помочь ему почувствовать свою важность для близких людей. Заболевшему важно знать, что есть поддержка и опора. Не стоит говорить ему: «Ты пойдёшь лечиться, потому что мы так решили». Нужно проявить терпение и постараться мягко подвести человека к пониманию важности лечения, чтобы решение об этом он принял сам.

Как быть Леди:  Дереализация , деперсонализация как выйти из этого состояния | Пикабу

Механизмы психологической защиты. — psymed

Механизмы психологической защиты (далее — М.П.З.) — это группа разнородных процессов, служащих различным целям: не только защита от негатива, но и сохранение внутреннего психологического гомеостаза, стабильности в модели восприятия мира.

В связи с этим сложно рассматривать М.П.З. изолированно от остальных психических процессов, сложно их классифицировать по четким критериям. Механизм реализации и причину М.П.З. нельзя рассматривать отдельно от отличности в целом и от модели психики, так как механизмы защит четко привязаны к этой модели и являются одной из ее необходимых составляющих.

Основные виды М.П.З.:

— подавление (вытеснение);

— отрицание;

— компенсация (гиперкомпенсация);

— регрессия (инфантилизация);

— реактивные образования;

— проекция;

— замещение;

— рационализация.

В истории изучения М.П.З. их насчитывается более двух десятков.

Защитные механизмы лежат на границе сознательного мира и бессознательного и являются своего рода фильтром между ними. Роль этого фильтра многообразна — от защиты от отрицательных эмоций, чувств, и связанной с ними неприемлемой информации, до глубоко патологической (формирование различных типов неврозов и невротических реакций).

М.П.З. также участвуют в процессах сопротивления психотерапевтическим изменениям. Одна из важных их функций — это поддержание гомеостаза личности, психики и защита ее от резких изменений. Если бы М.П.З. не было, не было бы многообразия характеров, личностей, акцентуаций, психопатий, поскольку человек беспрепятственно мог бы ассимилировать новую информацию каждый раз, когда она к нему поступает, и постоянно меняться; таких изменений за один день могло бы происходить несколько. Понятно, что в таких условиях невозможно сформировать отношения между людьми — дружеские, семейные, партнерские, за исключением, разве что, профессиональных (и то только там, где требуются профессиональные навыки без участия личности, а таких профессий очень мало).

В первую очередь благодаря М.П.З. мы не можем быстро меняться в хорошую или в плохую сторону. Если человек изменился резко, то он либо сошел с ума (психическое заболевание, но там будет очевидно и не профессионалу, что случилось), либо изменения долго копились внутри модели личности и в один прекрасный момент просто проявились.

Система психики (наша модель мира) защищает сама себя от изменений — не только от отрицательных эмоций, чувств и неприятной информации, но и от любой другой информации, которая неприемлема для системы взглядов человека.

Пример. Глубоко религиозное или магическое мышление будет автоматически сопротивляться научному подходу, и наоборот — научное мышление будет сопротивляться глубокому религиозному или магическому восприятию (однако всегда есть исключения).

Поэтому измениться возможно, только изменив всю модель мира вместе с М.П.З., которые можно найти у себя, проанализировать и перенаправить их влияние в благоприятную сторону.

Для этого стоит рассмотреть основные виды М.П.З. по отдельности.

1. Вытеснение (подавление, репрессия). Этот тип защиты переводит из сознания в бессознательное неприемлемую информацию (например, противоречащую морали) или подавляет негативные чувства, эмоции. Подавляться может любая информация и любые чувства (даже те, что имеют положительный эффект на психику), если они не совпадают с моделью мира. Вместе с тем, по закону сохранения энергии, все, что подавлено, никуда из нас не уходит, а лишь трансформируется в другие формы, запуская еще более патологические процессы. До определенного уровня мы можем копить негативную информацию или чувства, в лучшем случае мы можем полностью растворять небольшой негатив в своем бессознательном (буферная система просто рассеивает эту часть вытесненной энергии), но возможности его невелики, поэтому получается, что в большинстве случаев накопленная негативная информация и/или чувства ищут себе другие выходы.

Поскольку вытеснение работает как клапан, пропуская чувства и информацию только в сторону бессознательного и не давая им возможности выйти обратно, то ей ничего не остается делать, кроме как видоизменяться, чтобы выразиться — «вверх» (в психику) в виде тревоги, гнева, бессонницы или «вниз» (в тело) в виде психосоматизации и конверсионных синдромов. После того как негативные чувства накопились до критического уровня, они неизбежно будут вызывать чувство напряжения в бессознательном (как напряжение в компьютере, который работает на полную мощность без перерыва). Это напряжение, являясь неспецифическим (в отличие от причинного подавленного чувства), будет легко проникать в любые слои психики, в том числе и в сознание. Так формируется начальная стадия многих неврозов.

Чувство напряжения осознается нами, и далее, в зависимости от нашей личности, будет трансформироваться либо в чувство общей тревоги (которая будет дифференцироваться и конкретизироваться со временем), либо в чувство общей раздражительности, которое тоже будет со временем сформировано в конкретную раздражительность или гнев на человека, группу людей или событие. Бессонница появляется как следствие напряженности внутри бессознательного и является одним из самых частых симптомов невротизированного образа жизни. Психосоматика появляется тогда, когда большая часть подавленных чувств ушла глубже в нервную систему, нарушая работу вегетативной нервной системы. Симптомы могут быть абсолютно разные — в целом это функциональные нарушение той или иной системы организма: от терморегуляции и кома в горле до понижения иммунитета и, как следствие, частых простудных заболеваний. Наиболее часто встречаются психосоматические расстройства в виде напряжения в скелетной мускулатуре (ком в горле, напряжение мышц шеи, плечевого пояса, спины как следствие обострение остеохондроза), гипертонии или гипотонии (колебания артериального давления и пульса), головокружения, повышенной утомляемости, общей слабости, С.Р.К., невроза сердца и др. (подробнее см. Формирование невроза).

С вытеснением достаточно трудно бороться, но, как бы там ни было, первой стадией борьбы должно быть выражение (пусть неспецифическое) подавленных чувств с помощью анализа и самоанализа. На интуитивном уровне мы догадываемся, что? именно подавили в себе. Используя специальные техники очищения и искусственно усиливая свои эмоции, нужно форсировать их проявление для максимально полного выражения и опустошения напряженного бессознательного. При этом желательно пройти несколько последовательных стадий — от легкого напряжения, гнева и ярости до слез, рыданий, слабости, успокоения (наиболее эффективный пример — техника динамической медитации).

Основой борьбы с вытеснением будет служить изменения привычки решать стрессовые ситуации подавлением. Нужно учиться выражать эмоции даже в тех ситуациях, где, казалось бы, их выражение невозможно (см. Эмоции. Чувства. Способы выражения эмоций).

Умение вовремя распознавать свои эмоции очень поможет вовремя выразить их (неумение распознавать эмоции называется алекситимией). Двойные стандарты, расколотость личности (много субличностей, которые противоречат друг другу), гедонизм или морализаторство (любые крайности) будут способствовать привычке вытеснять и подавлять чувства, эмоции.

2. Компенсация (гиперкомпенсация). Этот механизм защиты проявляется, когда неразвитость в одной сфере жизни компенсируется развитием в другой сфере (или даже нескольких). Иными словами, когда пустота в одной сфере психики заполняется внешними (пустота в душе, чрезмерным стремлением к общению, в том числе и в социальных сетях) или внутренними (фантазирование, уход в «светлое» будущее, мечтательность, воображение того, чего нет) факторами в других сферах. В определенных количествах компенсация является вспомогательным механизмом для развития навыков, соблюдая баланс в психике через успех в компенсаторных сферах. Для ребенка и подростка выступает в роли развивающего механизма. Однако если этот механизм сильно выражен, то происходит патологическое воздействие на жизнь и психику.

Если человек постоянно компенсирует неразвитую сферу или неудовлетворенность чем-то другим, то он становится зависимым от этого «другого» (человека-компенсатора или компенсаторной сферы деятельности), полностью прекращается развитие остальных сфер. В результате получается однобокое, неполноценное развитие личности с перекосами в одну сферу и полным отсутствием способностей в другой, жизненно необходимой, среде. Это приводит к частичной дезадаптации, когда человек соприкасается с причинной для компенсации сферой.

Также опасен механизм срыва компенсации, если причина компенсации уходит. Например, если человек перешел из одних отношений сразу в другие, компенсируя тем самым старые, то он будет находиться в новых только пока у него существует неудовлетворенность, неразрешенность, болезненные воспоминания о старых. Как только эти эмоции пропадают, сразу пропадает желание находиться в новых отношениях, поскольку они носили исключительно компенсаторный характер.

То же самое происходит и с компенсаторным поведением — оно сразу пропадает, когда исчезает причина компенсации (например, занятие спортом при сниженной самооценке: когда самооценка повышается, то спорт забрасывается, так как имел чисто компенсаторный характер). Еще один распространенный пример — это компьютерные игры, когда в них играют взрослые люди. Как правило, это носит компенсаторный характер — неудовлетворенность в жизни (материальная, статусная, карьерная, властная) компенсируется легкими и скорыми победами в военных стратегиях, экономических симуляторах и других играх.

Компенсирующие сферы или люди становятся объектами зависимости, с ними формируются скорее искусственные отношения, нежели искренние. При таких отношениях легко возникают неврозы.

Алкоголизм и наркомания нередко основаны на компенсации — неудовлетворенность в жизни компенсируется наслаждением и изменением реальности в другую сторону. При приеме этих психоактивных веществ очевидно возникновение психологической зависимости, со временем усиливающейся биологической зависимостью от наркотика (однако не только компенсация лежит в основе зависимостей).

Стремление к власти и деньгам также нередко строится на компенсации. Имея низкую самооценку, человек, как правило, стремится повысить ее, накапливая ценности общества — деньги, власть, статус. Механизм компенсации работает, пока компенсаторная сфера развита, и в ней получается достигать успеха. В обратном случае происходит двойной срыв: во-первых, отсутствие компенсаторной области или человека-компенсатора, во-вторых, возврат к изначальной неудовлетворенности и полной неразвитости той сферы (самооценки), относительно которой строилась порой многолетняя компенсация. То, что человек компенсирует — недостаточно развитая область в психике, теле, низкая самооценка — во время процесса компенсации никак не развивается, что превращает этот механизм психологической защиты в бомбу замедленного действия.

Решение при патологической компенсации. Для начала нужно проанализировать, присутствует ли она вообще в жизни, если да – то понять ее основные причины (внутренняя пустота, неудовлетворенность, сниженная самооценка, неразвитость в какой-то области) и то, за счет чего происходит компенсация (область, человек). Все усилия нужно направить не на прекращение компенсации, иначе это вызовет большой стресс или попросту смену компенсаторной области, а на причину, относительно которой и включился этот патологический механизм. Эту причину (неразвитую область), как бы вам ни хотелось обратного, нужно стараться развить настолько, насколько это возможно. В случае невозможности развития проблемной области необходимо принять реальность такой, какая она есть, без формирования неудовлетворенности, потому что этому чувству нет места в естественном положении вещей. Нужно полностью закрыть предыдущие патологические стрессовые отношения и поработать над правильным повышением самооценки, не компенсируя ее недостаток бесконечной погоней за деньгами, властью, статусом и т.п.

Как быть Леди:  Взгляд как сильнейшее орудие внушения - Лайфхакер

3. Рационализация. Данный механизм представляет собой попытку контроля отрицательной или неприемлемой для нас информации через искажение с целью защиты какого-либо факта или человеческого поведения. Иными словами, когда человек рационализирует, он, используя пластичность логики (см. Пластичность логики), подгоняет событие или поведение другого человека под свою модель мира, искажая при этом рационально многие факты этого события. Как пример — оправдание собственного или чужого аморального поведения.

Может показаться, что рационализация касается только когнитивного (мыслительного, идейного) звена, но это неправда, поскольку любая информация, которая представляет для нас опасность, нагружена эмоционально-отрицательными эмоциями, и поэтому мы начинаем от нее защищаться. После того как информация и эмоции были подогнаны под свою модель восприятия, они уже лишены опасности, и этот факт воспринимается как истинный — то есть, сам человек не видит никаких искажений. Пример: рассуждения по поводу войны могут привести к выводу о её полезности для социума, так как она обеспечивает поступление новых ресурсов, обновление экономики и т.п.

4. Интеллектуализация. Это попытка контроля над негативными эмоциями через использование рационального звена, чтобы эти эмоции можно было объяснить не через их истинную причину (так как она не устраивает человека, как и сами негативные эмоции), а через другие причины и факты — неверные, но приемлемые. Сама эмоция при этом неправильно истолковывается в результате бурного мыслительного процесса, что автоматически делает ее выражение невозможным. Это приводит к диссоциации мыслительного процесса, направленного на эмоцию и сам чувственный поток, изначально связанный с фактом. Проще говоря, мы обрабатываем негативный, неприемлемый факт таким образом, что в итоге лишаем его эмоциональной составляющей, которая попросту подавляется (диссоциируя от самого мыслительного процесса).

Пример: человек, который украл впервые, сразу испытал неприятные чувства вины по этому поводу, но в процессе интеллектуализации он полностью оправдывает себя («многие так делают, даже мой начальник, так чем я хуже?», «в этом нет ничего плохого, так как это полезно для меня и моей семьи» и тому подобные заблуждения).

Большие повреждения психики происходят из-за подавленной эмоции вины, которая, так или иначе, теперь уже в бессознательном будет выполнять свою функцию самонаказания (см. Вина. Патология).

5. Отрицание. Любой неприемлемый и болезненный факт может полностью отрицаться нашим восприятием как несуществующий. Конечно, в глубине души, в бессознательном, мы понимаем, что это либо уже случилось, либо происходит в настоящее время, либо произойдет в будущем. То есть, помимо восприятия здесь обязательно участие различных слоев нашей психики, в частности, разума, который легко может отрицать наличие любого реального факта или утверждать существование нереального факта или события. Однако полного отрицания не может произойти из-за того, что, сталкиваясь с крайне неприемлемой информацией, мы ее сразу пропускаем через себя, где она оставляет свой след. В этом смысле отрицание похоже на рационализацию (логическое отрицание наличия факта) и на подавление (вытеснение крайне негативных чувств в бессознательное) — эти два процесса происходят одновременно.

Наиболее ярким примером отрицания является реакция человека на выраженное стрессовое событие в жизни — смерть близкого, предательство или измена и т.п. В первую очередь многие люди на это реагируют отрицанием факта этого негативного события («нет, этого не может быть!», «я не верю, что такое могло произойти»). Далее либо включается нормальный процесс переживания стрессового события, либо отрицание закрепляется в психике, что неизменно приводит к негативным последствиям. Последствия выражаются в том, что человек не может адекватно отнестись к печальному событию, например, не приходит на похороны или живет, словно умерший человек находится с ним рядом или уехал на время; продолжает выстраивать отношения с предателем, изменщиком, не предпринимая никаких попыток решения проблемы. Помимо этого происходит глубинное подавление горестных чувств потери, которые чаще всего переходят в психосоматические симптомы и вызывают нарушение различных систем организма (скачки А.Д. и пульса, С.Р.К., падение иммунитета, гормональные нарушения, и др.).

Решение. В нормальном состоянии отрицание работает для ограничения потока информации, которая в изобилии поступает к нам в психику. Также отрицание помогает частично смягчить крайне неприятный стрессовый факт в самом начале соприкосновения с ним. Однако затем оно должно переключаться на другие формы естественных реакций, на стресс. Поскольку механизм бессознательный, то «поймать» его во время его работы невозможно. Поэтому стоит проанализировать прошлые стрессовые события на предмет проявления защиты с помощью отрицания и последствий от него. Если вы там его найдете, скорее всего, оно работает и в настоящем времени, поэтому нужно сделать предположительный анализ и понять, где отрицание может проявляться сейчас. Для этого следует определить все стрессовые факторы, присутствующие на данный момент в жизни, а также за последние 3 года. Потом проанализировать, какие реакции в чувствах, мыслях или поведении следовали за стрессом сразу, а какие — отсрочено. Это позволит выявить не только отрицание, но и все другие механизмы психологических защит.

Для работы конкретно с отрицанием нужно обратиться к факту, который был вытеснен и который был неприемлем и поэтому исключен как вызывающий страдания. Нужно этот факт принять, прожить (возможно, через печаль, горе, тоску, гнев, ненависть, презрение и другие эмоции, которые в итоге уйдут через свое выражение), а затем постараться адаптироваться к нему с позиции нормы, не включая, по возможности, другие способы защиты от него либо включая их намеренно в контролируемых дозах (поэтому они будут безопасны).

6. Регрессия. Этот метод подразумевает не только спуск на уровень ниже в развитии личности, где не существует (не существовало) «сложной» проблемы, но и перенос ее в прошлое, как будто она уже исчерпала себя. Но на самом деле она либо продолжает существовать сейчас, либо недавно действительно разрешилась, но это говорит только о том, что через время она вновь повторится (например, патологические циклические отношения, патологический циклический сценарий в жизни, зависимости), либо она закончилась, но благодаря регрессии не произошло адекватной реакции на стрессовое событие, и негативные переживания были лишь частично подавлены.

Регрессия интересна тем, что в ней затрагивается вся личность в целом. Человек должен как бы деградировать, стать примитивнее, более невежественным, аморальным, чем он являлся на самом деле. Сопровождается это часто инфантилизацией личности (возврат к детскому, подростковому поведению), примитивизацией поведения, регрессией творческих способностей и морально-этических ценностей. Данный метод содержит часть отрицания, часть подавления и избегания. Человек при этой защите пытается все последующие проблемы решить наиболее легким путем.

7. Замещение (смещение). Здесь происходит перенаправление невыразимого чувства или мнения с объекта, которому они предназначены (друг, начальник, родственник), на любой другой объект (живой или не живой, главное — безопасный для выражения) с целью снизить напряжение через выражение специфической эмоции или чувства, негативного мнения.

Самый распространенный пример: когда человек получает дозу негатива на работе от руководителя (коллег, клиентов), но не может его выразить из-за страха потерять работу или свой статус, он приносит этот негатив домой и начинает «гонять» домочадцев, бьет двери, посуду и т.п. В какой-то степени это снижает напряжение, но не полностью, так как полный выход эмоции возможен только по отношению к тому объекту, который ее вызвал.

В небольших количествах эта защита помогает распределить и перенаправить чувства в безопасное русло, тем самым помогая человеку. Но если замещение выражено сильно, то оно будет приносить проблемы. Причины у них могут быть разные: неполноценное выражение чувства объекту-заместителю (когда часть энергии приходится подавлять), обратная негативная реакция заместителей на человека, который «сливает» на них непонятный им негатив; формирование двойных стандартов; неаутентичное существование (невозможность полноценного самовыражения), которое никак не решает проблему с объектом, вызывающим первоначальные негативные переживания.

Обычно замещение прослеживается с одного внешнего объекта на другой внешний, однако встречаются и другие варианты. Например, аутоагрессия — смещение гнева с внешнего объекта на себя. Смещение же с внутреннего объекта на внешний называется проекцией.

8. Проекция. Это защитный механизм, при котором свои негативные переживания и мысли мы накладываем на другого человека (других людей или даже целые события в жизни) с целью оправдать и защитить себя и свое отношение к нему (к ним). Проще говоря, это происходит, когда мы судим о других по себе, лишний раз убеждаясь, что мы правы. Проецируя на других то, что происходит в нас (обычно это негативные чувства и мысли), мы ошибочно приписываем это другим людям (событиям), защищая себя от собственного негатива. В небольших количествах проекция помогает переместить негатив с себя на других, но в большинстве случаев проекция осуществляет отрицательную функцию в жизни человека. Двойные стандарты, отсутствие саморефлексии (критики своего поведения), низкий уровень осознанности, перенос ответственности на других людей — все это провоцирует нас создавать еще больше проекций, которые усиливают эти негативные процессы. Получается замкнутый круг, который препятствует решению настоящих проблем, лежащих в нашем внутреннем мире.

При хронической проекции мы будем обвинять наших близких или других людей в их несостоятельности, гневе, недостойном к нам поведении, будем постоянно подозревать их в предательстве. Негативным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы таким образом покончить с вызванными им чувствами.

Проекция — одно из основных качеств подозрительных людей, паранойяльных личностей и истероидов. Не доверяя себе из-за низкой самооценки и отсутствия самоуважения, они (мы) перекладывают недоверие как качество личности на других людей и делают вывод, что другие люди ненадежны и могут в любой момент предать, подставить, изменить (один из механизмов, формирующих патологическую ревность).

Проекция как защита является частью глобального механизма восприятия окружающего мира.

Решение. Уменьшать проекцию как защиту необходимо, начиная с развития навыка чувственной саморефлексии. Умение распознавать свои эмоции и чувства будет автоматически нас страховать от выраженной проекции. С помощью него мы будем понимать, где наши чувства и мысли, а где чужие. Это даст возможность правильно их выразить, без вреда самому себе и окружающим. Выраженная проекция гнева и недоверия разрушает любые отношения, так как люди, которых мы в своей проекции постоянно подозреваем в том, чего они не совершали и обвиняем в том, о чем они даже и не думали, попросту не будут понимать нас и в итоге разочаруются в нас.

Как быть Леди:  Пора что-то менять! Как определить ту самую «токсичность в команде» комментарии инженера / Хабр

9. Интроекция (идентификация, отождествление). Это обратный процесс проекции, когда мы приписываем себе чужие чувства, эмоции, мысли, поведение, сценарии, алгоритмы восприятия. Также как и проекция, интроекция является не столько защитным механизмом, сколько необходимым процессом взаимодействия с реальностью. В детском и подростковом возрасте она является необходимым механизмом обучения, когда ребенок копирует поведение взрослых, перенимая нужные адаптивные способы восприятия и поведения в реальности.

Относительно адаптивную роль несет интроекция с героями, супергероями, сильными личностями — с одной стороны она помогает развить сильные качества, с другой — лишает нас своей индивидуальности и дает ложные представления о всемогуществе, что неизбежно ведет к возникновению опасных ситуаций, с которыми мы не справляемся, сильно переоценив свои возможности.

Патологическое влияние. Интроекция растворяет нас в обществе. Отождествление с героями фильмов или книг не только подавляет нашу индивидуальность, но и переносит нас в чужой и нереальный мир иллюзий и надежд, где все сбывается, где люди не умирают, где есть идеальные отношения, идеальные люди, идеальные события. Когда же мы с таким глобальным отождествлением возвращаемся в реальность, мы неосознанно стараемся вести себя соответствующим образом (но у нас это не получается, т.к. супергерои и т.п. — это вымышленные персонажи), требуем от реальности и других людей идеального отношения к себе, ожидаем, что наши интроецированные надежды сбудутся, и тем самым еще дальше отбрасываем себя от реальные достижения реальных результатов. Все это в целом формирует глубокое чувство неудовлетворенности, и в итоге — разочарования. Когда так делает каждый, то уровень неудовлетворенности как зараза распространяется на большую часть общества, превращая ее (неудовлетворенность) в нормальное положение вещей.

Когда идентификация с идеальным объектом происходит осознанно, то связь интроекта с ним сохраняется все время. Ловушка в том, что, если пример подражания исчезает или видоизменяется (например, перестает быть героем), автоматически вся система интроекции в нас рушится. Это может привести к горю, депрессии, к сильному снижению самооценки, которая большей частью строится на идентификации с нашим героем.

Решение.

а) Проанализировать наличие и выраженность работы патологической интроекции в жизни.

б) Научиться разделять свой внутренний мир (эмоции, чувства, поведение) и мир других людей (их чувства и поведение).

в) Понять, что интроект никогда не будет полностью встроен в нашу психику, это будет внешний объект внутри нас, то есть сформируется новая субличность, которая будет лишний раз раскалывать нас на части.

г) Принять идею о том, что у каждого человека свой путь развития — уникальный и индивидуальный; примеры других нужны нам лишь для собственного обучения, а не для копирования в нашу собственную жизнь их личностей, черт характера, сценариев поведения и ожиданий.

д) Помнить о том, что отождествление с идеальным обязательно привнесет в жизнь неудовлетворенность, разочарование, растворит в толпе подобных подражателей.

е) Бороться с размытостью собственных границ через усиление своего «Я», повышать самооценку, накапливать знаний о себе и сформировать последовательное поведение и мировоззрение.

10. Реактивные образования. Для этого защитного механизма характерно подавление одного чувства (эмоции, переживания), которое неприемлемо или запрещено для выражения (обществом, самим человеком), другим прямо противоположным по смыслу чувством (эмоцией, переживанием), которое намного превосходит по выраженности первое чувство.

Сложность устройства жизни часто ведет к двойственному (амбивалентному) восприятию других людей, событий, самого себя. Но подобная противоречивость не воспринимается нашим сознанием ни в чувствах, ни в информации, мы сразу же пытаемся любыми способами от нее избавиться. Одним из этих способов являются реактивные образования, усиливающие одно чувство до той степени, пока оно не станет вытеснять прямо противоположное ему.

Например, когда есть два противоречивых чувства — неприязнь с одной стороны и любовь с другой стороны, — то реактивные образования могут сработать в любую сторону. Как в сторону неприязни, усиливая ее до ненависти и выраженного отвращения (что позволяет с легкостью подавить любовь к человеку и зависимость от него), так и в сторону любви, которая станет носить характер одержимости, суперзависимости (сексуализация, идеализация, морализация этого человека), при этом полностью подавляя неприязнь и презрение. Однако этот механизм не решает проблему, поскольку противоположный полюс периодически дает о себе знать (проявляется в словах или в поведении прямо противоположном основному), так как он никуда не исчез, а лишь перешел в бессознательное.

Защита может работать хоть всю жизнь, при этом ее выраженность со временем может уменьшиться. Работает защита и в случае симбиоза или привычки к другому человеку. Для того что бы его покинуть или попытаться покинуть, люди неосознанно развивают прямо противоположные негативные чувства ко второму участнику симбиоза (как правило, это родители). У подростка это может проявляться в резкой смене отношения к родителям, которых он еще недавно любил, происходит переход в оппозицию к ним, проявляются неприязнь и неуважение — все ради желания выделить свое «Я», стать более взрослым и независимым, выбраться из симбиотических отношений (подобную ситуацию можно рассматривать как вариант нормы).

Защита при помощи реактивных образований может включаться не только тогда, когда у нас есть два амбивалентных (противоречивых) чувства к человеку или событию, но и в случае наличия одного чувства, чье проявление, однако, крайне нежелательно, порицается обществом, собственной моралью или любыми другими запретами. Автоматически это чувство может переключиться на противоположное, которое приемлемо для общества и собственной морали, а также не блокируется другими запретами.

Примеры. Гомофобия у мужчин, которые подсознательно склонны к гомосексуальным желаниям (здесь есть исключения). Стокгольмский синдром, при котором ненависть и страх у заложников к их захватчикам сменяется на понимание, принятие и даже любовь к ним (достаточно редкое явление). Высказывание «от любви до ненависти один шаг» как раз описывает работу этой защиты. Часто данная защита проявляется в патологических отношениях, где между супругами или партнерами существует вражда, много конфликтов и противоречий, но реактивные образования, подавляя негатив, превращают эти отношения в страстные, зависимые, насыщенные любовью, вплоть до одержимости друг другом. Как только у одного из участников пропадает начальное подавленное чувство (гнев, презрение, не переключившиеся в противоположную сторону), то отношения сразу же разрушаются, поскольку любовь и зависимость уходят в одночасье. Подобное бывает редко, потому что такие отношения обычно носят садо-мазохистский характер (в психологическом, не в сексуальном понимании этого слова), а они, как известно, являются самыми крепкими отношениями на земле, несмотря на свою полную патологичность, поскольку каждый дает другому то, в чем он нуждается.

Решение.

а) Как обычно, первое, что нужно сделать — это проанализировать, исходя из полученной выше информации, свою жизнь на предмет наличия в ней данного типа защиты.

б) Нужно начинать работать не с выраженного чувства, которое в данный момент проявляется, а с начального, противоположного ему, которое подавлено.

в) Прорабатывать подавленное чувство нужно аккуратно, иначе оно попросту может перевернуть защиту в противоположную сторону, поменять полюс (любовь перейдет в ненависть, но зависимость останется, т.е. придется всю жизнь ненавидеть, чтобы удерживать свою любовь).

г) В случае наличия двух чувств нужно либо выбрать сознательно одно, отказавшись от подавления другого, либо создать компромиссный вариант.

На этом список основных видов М.П.З. окончен, однако существуют и другие разновидности защит, которые являются лишь отдельными случаями работы вышеперечисленных, но о которых стоит знать для более эффективной работы над неврозом.

Диссоциация – это группа различных механизмов защиты, в результате которых от ощущения собственного «Я» (Я-осознание) отщепляется какая-то часть информации, чувственной или когнитивной, которая нежелательна, негативна и содержит в себе стрессовые факторы (восприятие реальности и себя в ней, времени, память на некоторые события).

Иначе говоря, диссоциация — это дезинтегрированная работа различных психических функций, которые как бы расщепляются (диссоциируют) от нашего «Я».

Примеры: раздельная работа мышления и чувств при интеллектуализации; активное забывание некоторых негативных событий; ощущение того, что события моей жизни в настоящем (прошлом) происходят (происходили) не со мной.

Для диссоциации характерно изменение ощущения жизни она становится чуждым, другим миром. Изменение восприятия себя – человек видит себя «как чужого», характеризует себя как «сам не свой», Нарушенная идентификация с самим собой, с окружающим миром либо с определенными событиями. Стоит также отметить, что вышеперечисленные состояния могут происходить не только по причине диссоциации.

Смирение. Если оно выражено сильно, то представляет собой самоуничижение и рабскую покорность. Человек становится полным конформистом, при этом он получает множество поощрений от общества, поскольку смиренные люди выгодны для других — они послушны, покорны, не противоречат, во всем соглашаются, легко управляемы и т.п. Взамен на свое поведение смиренный человек получает уважение, похвалу, положительную оценку. При этом у человека происходит подавление своего «Я», подстройка, избегание конфликта с обществом.

Морализация – это приписывание моральных качеств (которых в реальности нет) значимому для нас человеку для его оправдания в наших глазах. При этом такой человек чаще всего не придерживается высоких моральных принципов, которые мы ему приписываем. Мы это делаем затем, чтобы избежать или подавить чувства презрения, отвращения или гнева, испытываемые нами по отношению к нему.

Поворот против себя или аутоагрессия. Этот способ подразумевает смещение направления агрессии с объекта, к которому она предназначена (виновник, причина гнева), на самого себя, поскольку первоначальный объект либо недоступен для выражения гнева, либо выражения негатива к нему запрещено моральными принципами (например, если это близкий человек: подруга, друг, супруга и др.). Замещение в таких ситуациях обычно смещается с внешних объектов на самого себя. Несмотря на деструктивный характер защиты (физическое и психическое самонаказание, самоуничижение), человеку становится легче в сравнении с первоначальной стрессовой ситуацией, вызвавшей эту защитную реакцию. Может относиться к таким механизмам как реактивные образования и смещение.

Сексуализация. Данный механизм защиты похож на морализацию, только с целью защитить объект от своих же негативных чувств (презрения, отвращения, гнева) и мыслей. Объекту предается особое сексуальное значение, вплоть до сильного повышения сексуального влечения к нему. Часто это наблюдается после измен супругов (партнеров), о которых они знают. Относится к механизму реактивных образований.

Сублимация. Это группа различных механизмов, общей чертой которых является перераспределение энергии от патологических желаний и потребностей к нормальным — социально приемлемым и адаптивным. Также энергия при помощи сублимации может перераспределяться из запрещенных би

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий