Пуп семьи. В России прогрессирует детоцентризм | Новая Планета Чайлдфри

: типы семей: их особенности и характеристики

Елена Беляева
Типы семей: их особенности и характеристики

Елена Беляева

Типы семей: их особенности и характеристики

Семья – это маленькое государство и то, каким образом оно будет управляться зависит от набора основных черт.

Что под собой подразумевает определенный тип семьи? Это характеристика социальной ячейки по какому-либо признаку (состав, уклад, способ ведения родословной). Причем коллективы сходные по одному критерию, по другому могут оказаться семьями разного типа.

Существует множество типологий семьи. Рассмотрим их.

I. По количеству брачных партнёров выделяются такие виды семей:

— моногамные (брак, заключён между одним мужчиной и одной женщиной);

— полигамные (в данной семье насчитывается несколько супружеских партнеров,при этом вариантов таких союзов может быть несколько: при полиандрии одна жена имеет несколько мужей (встречается в Тибете и Индии, а при полигинии мужчина строит отношения более, чем с одной женщиной (широко распространено в мусульманских странах);

— групповой брак, где несколько мужчин и более двух женщин. Встречается крайне редко, так как не свойственно человеческой природе.

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака.

Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Чаще встречается полигиния.

В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

II. По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную семьи.

— Бездетная: семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей считается бездетной.

— Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.

— Многодетная семья. Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей:

— семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;

— семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений;

— семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;

— семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ.

III. Если в социалистическом обществе по критерию профессиональной деятельности существовало три социальных типа семей: рабочих, колхозников и интеллигенции, то в современных реалиях произошло резкое экономическое расслоение общества. Появились элитные семьи, семьи среднего достатка, бедные семьи.

IV. Виды семей по критерию власти

Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные).

Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью. Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж. Патрилинейность– исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

Как быть Леди:  «Создание условий для самореализации ребёнка дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность» | Статья (старшая группа) на тему: | Образовательная социальная сеть

Патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х и вплоть до 80-х годов, доминирующей стала детоцентристская семья.

В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление.

В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано со снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов).

Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

Особым типом современной семьи является бикарьерная семья. В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

V. Критерием классификации служит то, с кем и где супруги проживают на одной площади. Это может зависеть от материальных возможностей и взглядов на устройство рода. В зависимости от места проживания супругов, различают следующие виды семей:

— Матрилокальная, где молодожены проживают на территории семьи жены.

— Патрилокальная, где супруги живут у родителей мужа.

— Неолокальная. Молодая семья имеет возможность проживать отдельно от родительских семей

VI. По качеству отношений специалисты выделяют такие типы семей:

Благополучная. В такой семье удовлетворяются все базовые, основные и экзистенциальные потребности всех ее членов. Заключая брак, супруги рассчитывают создать именно такую семью. Устойчивая или нормальная. Здоровая и среднестатистическая пара.

Проблемная. Для такой семьи характерны повторяющиеся негативные моменты, которые могут привести к распаду.

Конфликтная. Внутри семьи повсеместно происходят конфликты интересов, которые порождают ссоры, напряжение, дискомфорт и отрицательные эмоции.

Неблагополучная. Семья с низким социальным статусом, в которой обесцениваются основные функции и наблюдаются явные дефекты в воспитании детей.

VII. Типология семьи по семейному стажу:

— Молодая семья.Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная.

— Семья среднего супружеского возраста. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила.

— Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию.

Как быть Леди:  Школа выживания. Как себя вести ученику, чтобы пережить 11 классов | Мел

VIII.Типология семьи по составу:

1. Неполная семья. Неполные семьи возникают после развода и распада полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья», в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.

2. Материнская семья (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.

3. Смешанная семья или семья повторного брака. Выделяют три вида таких семей:

женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

мужчина с детьми женится на женщине без детей;

оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров.

XI.Под семьей альтернативного типа следует принимать:

— Однополые браки. Супруги принадлежат к одной гендерной группе.

— Гостевой брак. Подразумевает раздельное проживание и отсутствие совместного быта.

— Открытый брак. Супруги признают право на независимость друг друга, что также касается и половой жизни.

— Пробный брак. Совместное проживания без официальной регистрации.

— Конкубинат. Союз разнополых людей, где мужчина открыто обеспечивает незамужнюю женщину и общего с ней ребенка. При этом он обычно состоит в браке с другой женщиной, ведет с ней общее хозяйство и воспитывает детей.

В чем выражается жизненный успех человека?

Создание семьи, рождение детей — 57

Финансовое благополучие — 54

Работа, бизнес — 50

Самореализация, проявление себя — 45

Образование — 41

Здоровье, красота спорт — 33

Жить в более справедливом и разумно устроенном обществе — 25

Дружба, общение — 22

Любовь, секс — 22

Быть полезным обществу и людям — 19

Жить интересно, много путешествовать, развлекаться — 18

Карьера — 15

Признание, уважение со стороны окружающих — 12

Следование идеалам, принципам, ценностям — 11

Доступ к информации, общение в соцсетях — 10

Обретение важных знакомств, связей — 9

Музыка, культура — 7

Политика, участие в работе политических институтов — 1

Детский вопрос

Зачем нужны дети, выяснили социологи

Причины, по которым вы хотели бы иметь детей…

Хочу иметь ребенка от любимого человека — 52,4

Семья без детей — это не настоящая семья — 31,9

Проявить свои лучшие качества, воспитывая ребенка — 28,4

Люблю детей — 27,5

Укрепить семью — 13,1

Передать им нажитое по наследству — 7,9

Иметь гарантию, что получишь поддержку в старости — 6,1

Иметь помощников в домашнем хозяйстве — 5,7%

Повысить уважение со стороны окружающих — 1,3

Не хочу иметь детей — 0,9

Другое — 0,9


Измерить удачу

Для россиян успех — это прежде всего личное счастье

В чем выражается жизненный успех человека?

Создание семьи, рождение детей — 57

Финансовое благополучие — 54

Работа, бизнес — 50

Самореализация, проявление себя — 45

Образование — 41

Здоровье, красота спорт — 33

Жить в более справедливом и разумно устроенном обществе — 25

Дружба, общение — 22

Любовь, секс — 22

Быть полезным обществу и людям — 19

Жить интересно, много путешествовать, развлекаться — 18

Карьера — 15

Признание, уважение со стороны окружающих — 12

Следование идеалам, принципам, ценностям — 11

Доступ к информации, общение в соцсетях — 10

Обретение важных знакомств, связей — 9

Музыка, культура — 7

Политика, участие в работе политических институтов — 1

Измерить удачу

Для россиян успех — это прежде всего личное счастье

Как появились цветы жизни

Детоцентризм — явление для человечества более чем новое. Тысячелетиями детям жилось несладко, так как они являлись некими «недовзрослыми», к которым относились без снисхождения и интереса. Даже после того, как в Средние века благодаря христианству у ребенка «задекларировали» наличие души, выжить ему было непросто — детей рано отчуждали от семьи, пристраивая их подмастерьями или слугами. От того насколько он был полезен на своем месте, напрямую зависела жизнь ребенка.

— Как только ребенок мог обходиться без матери или няни, он тут же включался во взрослое общество,— говорит Вероника Тургель.— Современный стиль воспитания, который позволяет взрослым тратить на свое чадо столько сил, связан в первую очередь с изменившейся экономической ситуацией — теперь человеку уже не нужно постоянно думать о пропитании. Второй фактор — появление свободного времени, которого у людей не было вплоть до середины ХХ века.

Как быть Леди:  Внеклассное мероприятие «День благодарности родителям». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

После ужасов первых двух мировых войн и массового уничтожения людей с новой силой заговорили о ценности прав человека. Тогда же возникла целая плеяда педагогов-новаторов, заявивших о необходимости гуманистической педагогики. Один из идеологов нового течения, Карл Рождерс, говорил, что нельзя у ребенка сформировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама система педагогики авторитарна.

А американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что в ребенке «в свернутом виде» уже лежит все хорошее, надо только помочь ему это хорошее достать, для чего нужна благоприятная развивающая среда. Тогда же появился сам термин «детоцентризм», который подразумевал идеологию самобытности и самоценности детства.

Это течение породило целую сеть оригинальных педагогических начинаний. Повсеместно создаются школы-коммуны, где дети учатся познавать мир на лоне природы. В Англии уроки проходят на стройках, фермах и лесных полянах. В США создают сеть школ для детей с трудностями поведения, восприятия и так далее.

Где-то дети учат самих себя и лишь контролируются педагогами, где-то наравне с обучением они с 7 лет получают навыки столяра и повара. Где-то школьники сами подписывают контракты с преподавателем, определяя, что именно и когда они будут сдавать. В Штатах возникает Федеральное бюро экспериментальных школ, которое только в 1971-1972 годах рассмотрело 500 подобных проектов, рассчитывающих на государственную поддержку. Это бюро совместно с Европейской федерацией экспериментальных школ со штаб-квартирой в Париже действуют по сей день.

Примерно тогда же возникли концепции, рассматривающие всю человеческую цивилизацию через призму детско-родительских отношений. И даже провозглашающие, что весь путь человечества — это история улучшения отношения взрослых к детям. Так дети из чертополоха на обочине исторической трассы стали цветами жизни, а детство — волшебным ящиком, в котором психоаналитики искали решение всех мировых проблем.

Поиски новой педагогики совпали со знаковым событием: в 1960-е годы базовые потребности большинства жителей Запада оказались удовлетворены. Маркетологи запустили технологии, способные продать человеку то, что ему реально не нужно. Концепция «уникальности ребенка» оказалась поистине золотым дном.

Пионеры и все, все, все

Россия пришла к религии детоцентризма своим извилистым путем. Степень отстраненности от детей, которую культивировали в России после революции, должна была намного превзойти средневековую. Первые женщины в правительстве во главе с Александрой Коллонтай предполагали, что люди, как «пчелы трудовые», должны сдавать своих детей на воспитание в детские коммуны, чтобы «освободить женщин от рабства материнства».

В этом смысле советский лозунг «Все лучшее — детям!» подразумевал «лучшее» для государства.

— Семья для Советского государства изначально была враждебным элементом,— говорит профессор Кучмаева,— мать нужно было как можно быстрее привлечь к производству, а из детей воспитать граждан, для которых интересы конкретного правительства были бы намного ценнее интересов своих личных и интересов собственной семьи.

Отношение к ребенку в СССР менялось в соответствии с тем, что требовалось на данный момент государству. Так, Советское правительство первым в мире в 1920 году легализовало аборты (для сравнения: в Великобритании — в 1967-м, во Франции — 1975-м). Но в 1936-м, в преддверии знаменитой переписи населения, показавшей катастрофическое снижение рождаемости, ввело за них уголовную ответственность.

Было объявлено, что «аборт — злое наследие того порядка, когда человек жил узко-личностными интересами, а не жизнью коллектива». Статистика поражает: в первую половину 1936 года в ленинградских больницах было сделано 43,6 тысячи абортов, а после нового года — 735.

Все это принесло свои плоды. Говорят, что когда в 1967 году в СССР ввели второй выходной день, то многие женщины были недовольны. Во-первых, раньше мужья пили один раз в неделю, а теперь два, а во-вторых, было совершенно непонятно, чем еще один день занимать детей. Поэтому женщины просили вернуть им право отводить детей в школы и детские сады 6 раз в неделю.

Причины, по которым вы хотели бы иметь детей…

Хочу иметь ребенка от любимого человека — 52,4

Семья без детей — это не настоящая семья — 31,9

Проявить свои лучшие качества, воспитывая ребенка — 28,4

Люблю детей — 27,5

Укрепить семью — 13,1

Передать им нажитое по наследству — 7,9

Иметь гарантию, что получишь поддержку в старости — 6,1

Иметь помощников в домашнем хозяйстве — 5,7%

Повысить уважение со стороны окружающих — 1,3

Не хочу иметь детей — 0,9

Другое — 0,9

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий