Обследование кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста с нарушениями речи – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Обследование кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста с нарушениями речи – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка Женщине

Кинестетика и кинетика,как основы речи, реализуемые в пластилинотерапии.

О моторной сфере,как о положительном механизме запуска всех речевых функций нам известно из работ И.П.Павлова,А.Р.Лунина,А.А.Леонтьева. Подробно этот вопрос раскрывает известный исследователь детской речи М.М.Кольцова и утверждает, что кисть руки следует рассматривать как орган речи-такой же,как артикуляционный аппарат.
Учитывая недостаточное развитие мелкой моторики у детей. Я постоянно ищу всё новые,интересные и полезные способы тренировки движений пальцев рук.
Всё больше внимания в последнее время уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой творческой личности (Т.С.Комарова,Т.Н.Доронова,Т.Г.Казаков,С.Г.Якобсон).
Наблюдая в режимных моментах за видами художественной деятельности и их результатами,я ещё раз убедилась в том,что лепка-любимое занятие большинства детей.Да,чем больше ребёнок умеет,хочет и стремится делать своими руками,тем он умнее и сообразительнее. А « Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»,-писал В.А.Сухомлинский.

Скачать файл

Обследование кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Обследование кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста с нарушениями

речи

Петрова А.В.,

студентка 4-го курса факультета образования ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»,

г. Ставрополь, Россия

Черепкова Н.В.,

кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральний университет»,

г. Ставрополь, Россия

В последнее время все больше работ посвящается исследованию данной темы, связано это, прежде всего возрастающим с каждым годом количеством детей с речевыми расстройствами, в основе которых лежит зачастую моторная несформированность (при заикании, алалии, афазии, дизартрии, ринолалии).

Этим обусловливается актуальность и возросший интерес к обследованию, возможностям коррекции в дальнейшем моторной составляющей речевого акта, а именно его кинетической и кинестетической основы.

Исходя из этого, цель исследования — изучить в сравнительном плане особенности кинетической и кинестетической основы речевого акта детей дошкольного возраста с ринолалией и дизартрией и составить рекомендации по коррекции патологических особенностей.

На основании проблемы и цели были определены задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать накопленный опыт исследования кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в научно-методической литературе.

2.Подобрать специальные методики, направленные на изучение особенностей кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста с ринолалией и дизартрией.

3.Выявить особенности кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей с данными нарушениями среди дошкольников.

4.Сопоставить данные обследования особенностей кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста с ринолалией и дизартрией, сделать выводы о их качественном своеобразии.

5.Разработать рекомендации по коррекции кинетической и кинестетической основы речевого акта при ринолалии и дизартрии.

В ходе исследования применялись следующие методы: беседа, наблюдение, констатирующий эксперимент, анализ литературных источников, количественный и качественный анализ, метод сравнения и обобщения.

Методологическую основу исследования составили: теоретические аспекты изучения кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста, которые нашли свое отражение в работах и концепциях Бахтина М.М., Бюлера К.Л., Гумбольдта В., Карцевского С., Лурии А.Р., Якубинского Л.П. и многих других исследователей; методологической основой эксперементальной работы послужили адаптированные методики Лопатиной Л.В, Дедюхиной Г.В. и Акименко В.М.[1;7;12].

Теоретическая значимость исследования состоит в изучении особенности кинетической и кинестетической организации речевого акта у детей с речевыми нарушениями (при ринолалии и дизартрии).

Практическая значимость определяется необходимостью разработки системы упражнений по развитию кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста с ринолалией и дизартрией.

Речь — тонкий психологический процесс, который развивается в процессе онтогенеза, протекает параллельно с развитием умственных и физических способностей ребенка и является показателем его общего развития.

«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний», — говорил К.Д. Ушинский.

Значение речи в жизни каждого человека нельзя преувеличить, оно поистине огромно.

Гармоничное полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной, грамотной речи. Уровень и успех овладения которой зависит от степени сформированности моторной и сенсорной систем[5].

Какие либо отклонения в их структуре могут стать причиной речевых нарушений.

Они могут быть обусловлены: у одних детей недоразвитием фонематического слуха, понимания обращенной к ним речи, вследствие чего искажается и собственная; у других — отмечается артикуляционная апраксия, ребята воспринимают высказывания на слух, но не способны реализовать их на моторном уровне.

Это может быть связано с отклонениями в функционировании кинестетической и кинетической основ речевого акта[ 10].

Проблематика, касающаяся порождения речевого акта и речеобразования затрагивается в концепциях Ш.Балли, М. М. Бахтина, Э. Бенвениста, К. Л. Бюлера, Л. Витгенштейна, В. Гумбольдта, С. Карцевского, Л. П. Якубинского и многих других.

Под речевым актом (в контексте темы) понимаем реализацию речевого высказывания, которое выступает как сложное взаимодействие кинестетической и кинетической основы движений. А. Р. Лурия отмечал, что для осуществления двигательного (речевого) акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений, и его кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков.

Кинестетическая основа речи заключается в способности выполнения отдельных артикуляторных движений. Например, таких как: вытянуть вперед губы; совершить круговое движение губ хоботком; показать язык; пощелкать им; широко открыть рот — закрыть. Кинестетическая основа речевого акта связана с произнесением отдельных звуков[2].

Под кинетической основой речи понимаем способность выполнения серии артикуляционных движений. Примером служат: сначала вытянуть губы вперед — затем улыбнуться; открыть рот — показать широкий язык — поднять его на верхнюю губу -опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот; осторожно подвигать нижней челюстью вправо — влево; открыть рот — положить язык на нижнюю губу — покашлять с открытым ртом при этом язык находится на нижней губе. Работой кинетического механизма осуществления речевого акта обусловлена способность воспроизводить уже не отдельные звуки, а слоги и слова целиком.

Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения[10].

Бернштейн Я.А. говорил об уровневой организации движений, которая позволяет разложить сложный двигательный (речевой) акт на составляющие его компоненты и выявить состояние, роль церебральных уровней в регуляции действий и движений.

Каждая двигательная задача в зависимости от своего содержания и смысловой структуры находит себе тот или иной уровень, определяющийся как ведущий для данного движения. Существует концепция о системной организации двигательной функции, раскрывающая взаимодействие ее звеньев. Наличие уровневой организации движений позволяет в случае отклонений в функционировании двигательной программы компенсаторно перестраивать функциональную систему путем специального организованного обучения и подобранных упражнений[5].

Важно отметить, что в норме при выполнении произвольных движений и действий требуется и происходит сравнение спланированного акта с тем, который был реально воспроизведен. От выполняемого движения должны поступать непрерывные обратные сигналы, составляющие содержание обратной афферентации и постоянно сопоставляющиеся с запланированным действием. Если этого не происходит, либо же отмечаются трудности выполнения различных артикуляционных движений, то мы можем говорить об отклонениях в структуре речевого акта.

Так же особое значение в аспекте изучения основы речевого акта приобретает информация в работах Ипполитовой М. В., Кольцовой М.М., Мастюковой Е.М. о тесной связи общей моторики и речи, взаимосвязи между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикулированием [9].

Известно, что при нормальном развитии овладение ребенком звуковой стороны речи идет одновременно с развитием общей и мелкой моторики. На практике доказано, что использование систематических упражнений, которые тренируют движения пальцев рук, общую моторику оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга [6].

В ходе проведения экспериментального этапа исследования было обследовано 20 детей 5-6,5 лет: 16 дошкольников с дизартрией (II и III уровень) и 4 ребят имели ринолалию (открытая форма, после уранопластики отмечена у двоих из них).

В результате проведенного исследования, а именно проанализировав полученные в ходе констатирующего эксперимента данные, у дошкольников с ринолалией и дизартрией, были выявлены патологические особенности их речедвигательной системы.

При дизартрии они проявляются в виде двух вариантов артикуляторных апраксий. При первом — кинестетической апраксии, связанной с патологией теменных отделов головного мозга, при которой возникают трудности при нахождении отдельной артикуляторной позы, то есть недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов.

Как быть Леди:  Снисходительность - это и жалость, и пренебрежение

При втором — кинетической апраксии, отмечается патология примоторных отделов мозга. В результате нарушена динамическая организация артикуляторных движений, прослеживаются сложности при переключении от одного звука к другому.

При ринолалии и артикуляция звуков, и их фонация существенно отличаются от нормы. Отмечаются изменения места, способа артикуляции (патологическое положение органов артикуляции при произнесении или произведении движений). Имеют место кинетические и кинестетические трудности при реализации речевого высказывания.

Для того чтобы исправить выявленные затруднения и нарушения, а так же оптимизировать работу был предложен ряд рекомендаций по развитию кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста с ринолалией и дизартрией.

Учитывались при подборе упражнений и знания о связи общей, мелкой моторики и речи, что дает возможность развивать необходимые качества движений органов артикуляции путем совершенствования аналогичных свойств мелкой (тонкой) и общей моторики.

Подобранные упражнения и приемы: а)логопедический массаж [4;7] способен оказывать различное воздействие (расслабляет, активизирует), основными его целями считаются:

1) нормализация мышечного тонуса в первую очередь артикуляционной мускулатуры, так же положительное влияние окажет общий и мимический массаж;

2) уменьшение проявления различного рода парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

3) снижение двигательных патологических проявлений мышц речевого аппарата (гиперкинезы, синкинезии, гиперкинезы, судороги);

4) стимуляция кинестетических (проприоцентивных) ощущений;

5) увеличение объема, амплитуды и силы артикуляционных движений;

6) активизация периферического речевого аппарата, именно тех групп мышц, где прослеживалась недостаточная сократительная активность;

7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляционного аппарата.

б) Массаж ушных раковин (аурикулотерапия), точечный, искусственная локальная гипо- и гипертермии [2].

в) Зондовый массаж проводится в зависимости от нарушения: при спастичной форме — расслабление, при вялой — укрепление мышц артикуляционного аппарата[3].

Основная цель — ослабление патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширение возможности речевых мышц и включение их в процесс произношения.

г) Артикуляционная гимнастика способствует развитию основных движений органов артикуляции. Ее цель — это выработка необходимых для правильного произношения звуков полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата[11].

Для развития различных органов артикуляции подбирается соответствующий набор упражнений. Гимнастика проводится:

— для развития подвижности губ;

— для губ и щек;

— для мышц языка;

— для нижней челюсти

— для мышц глотки и мягкого неба.

Итак, в связи с тем, что с каждым годом количество детей с речевыми расстройствами в основе которых лежит моторная несформированность возрастает, данных о том, что для произведения речевого акта является необходимым наличие и должностное функционирование двух, составляющих его компонентов: кинестетической основы — для удержания артикуляционной позиции звука в момент его произнесения и кинестетической структуры, которая обеспечивает плавное переключение от одних к другим слухо-артикуляторным признакам; поэтому тема является актуальной, заслуживает внимания, углубленного изучения и поиска новых путей и способов организации коррекционной работы [5].

Литература

1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. -Ростов н/Д.: Феникс, 2021.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов н/Д.: Феникс, 2021.

3. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

4. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикулярных расстройств. СПб., 1995.

5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.

6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: ВЛАДОС, 2002.

7. Дедюхина Г.В. Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. — М., 2001.

8. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. — М., 2003.

9. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — М.: Эксмо, 2021.

10. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. — СПб.: Речь, 2005.

11. Косинова Е.М. Артикуляционная гимнастика. — М.: ОЛИС, Эксмо, 2007.

12. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб., 2001.

13. Косинова Е.М. Артикуляционная гимнастика. — М.: ОЛИС, Эксмо, 2007.

Главные признаки кинестетика

Даже очень хорошо понимая, кто такой кинестетик и какие особенности поведения ему свойственны, определить человека с таким типом восприятия довольно сложно. Часто он и сам не догадывается о своей особенности, что уж говорить о том, чтобы распознать его по внешним признакам и повадкам.

  1. Характерные слова. Поскольку для кинестетика важны телесные ощущения, он часто говорит об этих чувствах. В его фразах постоянно звучат слова «мягкий», «тёплый», «шершавый», «шелковистый», «горячий», «почувствовал» – те, которые передают определенные ощущения.
  2. Внимание к температуре воздуха и прочим условиям. Кинестетики чувствительны к дискомфорту. Они первыми замечают, что в помещении холодно, жарко или душно. Сильные запахи могут отвлекать их, мешая сосредоточиться. Поэтому они не любят, когда в офисе кто-то перекусывает на рабочем месте.
  3. Жесты и прикосновения в общении. Для любого человека важна коммуникация с близкими, друзьями и приятелями. Это не просто обмен информацией, но и обмен эмоциями. Поэтому кинестетики, общаясь, очень активно жестикулируют, часто ненавязчиво прикасаются к собеседнику (что совсем не следует воспринимать как заигрывание). Увидев интересный предмет, они норовят потрогать его вместо того, чтобы рассматривать.
  4. Упорядоченное расположение вещей. Кинестетику не нравится хаос на рабочем месте или в личных вещах, поскольку ему сложнее зрительно находить нужные предметы. Поэтому он предпочитает знать, где что лежит.
  5. Сдержанное поведение. В обществе такие люди ведут себя спокойно, часто выглядят погруженными в размышления или собственные переживания.
  6. Профессия, хобби и увлечения. Обратите внимание, чем занимается человек, чем интересуется и как отдыхает. Если он работает массажистом, в свободное время лепит скульптуры из алебастра или собирает модельки, а отдыхать предпочитает на танцполе – перед вами наверняка кинестетик.
  7. Удобная и практичная одежда. Как было отмечено выше, кинестетики ценят комфорт. Поэтому при выборе одежды они руководствуются соображениями удобства и практичности, совершенно не понимая, почему для других так важен стиль и соответствие модным трендам.

Интересно, что в детстве кинестетики часто бывают гиперактивными, но с возрастом обычно становятся гораздо спокойнее. Со стороны они часто выглядят интровертами, но это не совсем так. Они не замкнуты в себе, просто общаются спокойнее, чем другие люди.

Женщина-кинестетик

Женщины с кинестетическим типом восприятия любят посещать различные расслабляющие процедуры. Им нравится массаж и джакузи, они любят проводить время в парикмахерских или маникюрных салонах, причём делают это не ради красоты. Просто им нравятся тактильные ощущения, связанные с этими процедурами. Поэтому у них всегда ухоженная кожа, ногти и волосы.

Обычно у таких дам хорошие отношения на личном фронте, поскольку они всегда очень ласковы и нежны со своим партнёром. Они никогда не забывают обнять и поцеловать его, охотно делают ему массаж, большое внимание уделяют ласкам тела. Ещё одним плюсом в отношениях с женщинами, обладающими кинестетическим восприятием, является то, что они не распыляют своё внимание на окружающих мужчин. Они носят простую и удобную одежду, избегают модных нарядов и яркого макияжа.

Как вести себя с кинестетиком?

Всегда следует учитывать, что кинестетик – это очень спокойный, тактичный и миролюбивый, но в то же время обидчивый человек. При этом он не склонен говорить о своих обидах вслух, поэтому вы даже не узнаете, каким поступком его обидели. Чтобы кинестетику было комфортно с вами, помните, что он придаёт особое значение таким деталям как:

  1. Комфорт. Всегда помните, что для него телесный комфорт важнее, чем для вас. Поэтому обращайте внимание, в какой обстановке вы проводите время вместе. Если вы хотите, чтобы он вас ценил и с удовольствием проводил с вами время и впредь, следите, чтобы рядом с вами ему не было жарко, душно или холодно.
  2. Прикосновения. Само собой, прикосновения должны соответствовать вашим отношениям и не быть навязчивыми. Если это ваша девушка или парень, нужно уделять прикосновениям больше внимания, но лучше не делать этого в людных местах. Если ваши отношения скорее дружеские или приятельские, то начните обращать внимание на такие моменты как правильное рукопожатие – многие люди сегодня относятся к данному жесту небрежно, совсем забыв его смысл.
  3. Личные вещи. Кинестетики не любят, когда кто-то трогает их вещи, но ещё хуже, когда кто-то их перекладывает. Учитывайте, что этим их можно сильно обидеть.
  4. Вкусная еда. Путь к сердцу кинестетика действительно лежит через желудок. Он меньше внимания уделяет красивому оформлению блюд, но для него очень важны тонкие нотки вкуса и особенности текстуры.
  5. Удобная одежда. Таким людям нравится удобная одежда, а ещё они любят активный отдых. Они к нему всегда готовы, и одежду выбирают соответствующим образом. И если вы собрались с кинестетиком в кино, он ничуть не расстроится, если по пути вы решите, что лучше покататься на роликах. Поэтому, отправляясь на встречу с ним, стоит одеваться практичнее.
Как быть Леди:  Учиться выражать чувства. Если у вас – алекситимия

Кинестетическое и кинетическое развитие

Как быть Леди:  Как научиться понимать себя (упражнение) | Пикабу

Кто такой кинестетик?

Кинестетик – это человек, воспринимающий окружающий мир через ощущения тела (осязание, движение, вкус, обоняние и прочее). Человек с таким типом восприятия придаёт наибольшее значение физическим ощущениям, лучше их запоминает, проводит с ними различные ассоциации и всегда вспоминает в первую очередь то, что чувствовал, а не то, что видел, слышал или о чём думал.

К примеру, приехав из отпуска, он будет рассказывать, что еда была очень вкусной, вода в море – тёплой, а воздух в гостиничном номере – прохладным. При этом пейзажи, гостеприимность местного населения, музыка, удобство маршрутов и прочие особенности курорта отходят на второй план.

Сказанное выше не означает, что кинестетик откажется пойти с вами в кино. Конечно, он предпочёл бы сходить на танцы или на роллердром, но и кинотеатры он тоже любит, как и всякий человек. При этом, если вы позволите ему выбирать, на какой сеанс идти, он предпочтёт что-то в 3D и обязательно с максимальной ставкой на спецэффекты.

Как правило, у кинестетиков очень хорошо развита координация движений и мелкая моторика, что обычно и обуславливает их профессиональный путь. В большинстве случаев они предпочитают работу, связанную с движением (хореография, спортивная карьера), либо выбирают профессии, в которых нужно что-то делать руками (ремонт всевозможной техники, различные производства, мануальные и хирургические направления в медицине).

Если говорить о способностях к обучению, то у кинестетиков с этим всё в порядке. Слушая лекцию или читая книгу, они тоже вполне хорошо запоминают материал, но при условии, что речь идёт о каких-то физических явлениях, которые можно вообразить. Если же речь идёт о логических умозаключениях или сложных теоретических рассуждениях, которые никак ни проецируются на ощущения, кинестетики быстро начинают скучать и воспринимают материал гораздо хуже.

Мужчина-кинестетик

Мужчины с кинестетическим типом восприятия мало значения придают внешности, как своей, так и чужой. И всё же, выбирая себе спутницу, они обращают внимание на форму её тела, кожу и волосы, поскольку для них очень важны прикосновения. При этом они предпочитают дам, не злоупотребляющих косметикой и духами, но опрятных и ухоженных.

Собственному виду такие мужчины мало значения, не стремясь выглядеть ярко и стильно. Они предпочитают простые и удобные стрижки, чаще всего либо гладко выбриты, либо отращивают аккуратную бородку, не требующую сложного ухода и не доставляющую неудобств.

Психологический портрет кинестетика

Чтобы лучше понять, кто такой кинестетик и как лучше вести себя с ним, желательно разобраться в особенностях его психики. Психологи выделяют несколько черт характера, свойственных людям с таким типом восприятия:

  1. Импульсивность. Несмотря на характерное спокойствие в общении, кинестетик часто начинает действовать, не обдумав последствия и не составив никакого плана. При этом он ценит стабильность, поэтому выбирает те пути, которые кажутся ему наименее рискованными.
  2. Неконфликтность.Эмоции для кинестетиков сопоставимы с физическими чувствами, и любой конфликт, который другим людям может показаться безобидным выяснением отношений, причиняет им боль. Поэтому они стараются избегать конфликтов, и делают это весьма искусно.
  3. Молчаливость. Кинестетики мало говорят, из-за чего кажутся окружающим скромными и робкими. На самом деле, они просто не особо говорливы, и при общении в компании «эффект присутствия» для них важнее, чем коммуникация.
  4. Меланхоличность. Это не значит, что все кинестетики – меланхолики. Просто они бывают настолько погружены в свои размышления и ощущения, что буквально не замечают событий, происходящих вокруг них.
  5. Консервативность. Люди с таким типом восприятия не любят бунтовать против сложившихся традиций. Они предпочитают, чтобы мир вокруг них был максимально предсказуемым.

Нельзя сказать, что перечисленные особенности делают человека лучше или хуже для окружающих. Просто нужно понимать и учитывать их, в частности, чтобы не обижаться, что ваш друг-кинестетик не заметил вашу новую причёску или стильно сложенный платочек в кармане.

Заключение

Кинестетик – это человек, по-особенному воспринимающий окружающий мир. Для него огромное значение имеют телесные ощущения. И эта особенность восприятия оказывает значительное влияние на то, как он себя ведёт, как одевается и какие черты ценит в людях.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий