Причиной гениальности художника, стала ужасная болезнь

Причиной гениальности художника, стала ужасная болезнь Женщине

«охота за зубами» — серия офортов «капричос»

После долгих исследований, историки пришли к выводу, что ужасной болезнью, которая так сильно повлияла на жизнь и творчество Франциско Гойи является Синдром Сусака.

Синдром Сусака — аутоиммунное заболевание; это значит, что оно развивается, когда иммунная система начинает атаковать здоровые ткани собственного организма. При синдроме Сусака такие атаки приводят к органическим поражениям мозга, что и вызывает галлюцинации и мигрени, а нарушение циркуляции крови между мозгом и ушами и мозгом и глазами приводит к ослаблению зрения и глухоте. Как правило, болезнь продолжается от года до трёх лет.

За время болезни Гойя создал 80 рисунков — портретов призраков, ведьм и других существ из ночных кошмаров. Современники не восприняли эти работы как порождение искажённого болезнью мозга; вместо этого они увидели в них мрачную сатиру на всё человечество.

«сон разума рождает чудовищ» — серия офортов «капричос»

Из писем художника стало известно, что он долгое время жаловался на шум в ушах и на проблемы с равновесием — упоминалось о нескольких случаях, когда спускаясь с лестниц Гойя боялся упасть. Также у него были жалобы на головные боли, периодические галлюцинации, а его конечности временами поражал паралич. Из-за проблем со слухом Гойя был вынужден отказаться от работы на кафедре в Королевской академии.

Призраки гойи (2006)

Этот фильм Милоша Формана пересказать довольно сложно, ибо количество разнообразных коллизий велико. Но начинается история в конце XVIII века, когда инквизиция в Испании буйствует вовсю, а великий художник Гойя пишет портрет юной красавицы Инес. Её вскоре хватает инквизиция, заподозрив в приверженности к иудаизму, и «благочестивый» отец Лоренцо (еще одна «модель» Гойи) ходит в застенки, пытаясь облегчить участь Инес совместным чтением молитвы, во время которого он страстно обнимает её юное тело. Спустя много лет, когда инквизиция пала, а в Испанию пришли французы, глухой и старый Гойя живет отшельником, с ужасом взирая на то, что творится вокруг. А постаревшая и потерявшая рассудок Инесс выходит на свободу…

последнее обновление информации: 05.07.17

Призраки гойи |

Ну, ничего не могу с собой поделать — люблю я сумасшедших. С ними как-то веселее живется. Поверьте, стоит вам найти в искусстве своего «чокнутого» мастера, и скука вас уже никогда не потревожит. Ведь главная особенность таких великих сумасбродов в том, что однажды затеяв с вами разговор, они его уже не закончат.

У меня так и случилось. Только вот я никого не искал. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (Francisco José de Goya y Lucientes) − этот старый поехавший испанец — сам нашел меня.

Искусство − очень тонкий инструмент, и, вступая в диалог с тем или иным произведением, вы должны быть хорошо подготовлены. В противном случае, даже самое великое творение пройдет мимо и не оставит никакого следа в вашей жизни. Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится. В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей. Сатанинские обряды, каннибализм, оргии, изображенные на полотнах испанского мастера, нашли благодатную почву.

Никто не рождается гением. Гениальность — это очень долгий путь, и каждый проходит его по-своему. Самое интересное в том, что по-настоящему талант Франсиско Гойи развился только под закат его жизни, в момент абсолютного отчаяния в жизни художника. Ему было уже больше 70-ти лет, он ушел с должности придворного живописца, уже не ходил на заседания испанской академии искусств, в которой был председателем, жил в полном уединении. И именно тогда, балансируя на грани безумия, страдая от старческой немощи и глухоты, он сделал то, что ему не удавалось совершить всю жизнь — отбросил все старые правила и создал абсолютно новый стиль в изобразительном искусстве. Художник впервые творил не ради денег, а для себя и никому не показывал свои полотна — миру они стали известны только после смерти мастера.

Как быть Леди:  Обида на родителей взрослых детей как справиться - Клуб Успешных Людей ✅

 
Его жизнь всегда была погоней за славой и богатством. Наверное, таким образом Гойя пытался воздать должное своей матери, происходившей из обедневшего дворянского рода и вынужденной выйти замуж за обычного ремесленника. Гойя был третьим ребенком в семье, и никто не возлагал на него особенных надежд. Его произведения никого не поражали, не выигрывали ни на каких конкурсах. Он был посредственностью, отчаянно пытавшейся пробиться к звездам. Труды не пропали даром, и постепенно он добился успеха. Это был бы отличный пример исполненной американской мечты, знаете, такой self-made man. Действительно, сын ремесленника в итоге стал придворным художником, сумел сколотить огромное состояние…

Если бы не последний этап в жизни Гойи, он так и остался бы одним из многих: его картины были бы известны только узкому кругу специалистов и висели бы в самых неприметных местах в картинных галереях. Долгое время он не создавал ничего собственного. Он шел протоптанной дорожкой, повторял приемы, изобретенные еще Веласкесом, только с меньшим талантом («Портрет королевской семьи»), и жил в почете и славе, ведь публика обычно не любит ничего нового.

 
Причиной гениальности художника, стала ужасная болезнь

В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь. В 1793 году Гойю разбил паралич. Причины этого недуга остались неизвестны, мы знаем только одно: до конца поправиться мастеру так и не удалось. Он навсегда остался практически глухим. К личным бедствиям добавились еще и другие факторы. Во Франции того времени кипела революция. Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора». И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ. Это его серия офортов «Капричос». Разум мастера впервые оказался в состоянии глубокого сна, из которого часто рождаются гениальные творения. У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни.

Стоит ли говорить, что офорты не имели успеха. Свет их не заметил, продажи провалились, но сам художник ликовал — впервые он получал настоящее удовольствие от того, что делает. Мастер реалистической живописи, будучи в преклонном возрасте, решил полностью изменить свой метод. И картины, до этого молчавшие, вдруг заговорили, даже не просто заговорили, а закричали! Ведь о том, что происходило тогда в Испании, можно было только кричать.

Французские войска оккупировали страну, восстание в Мадриде было жестоко подавлено. Тогда и возникла вторая серия офортов под названием «Бедствия войны».

Художник, всегда стремившийся показать этот мир прилизанно-прекрасным, использовавший в своих картинах только светлые и жизнерадостные тона, обратился к черному. Одной из самых интересных картин этого периода является «Третье мая 1808 года в Мадриде». Это то полотно, на котором умирает свет.

 
Причиной гениальности художника, стала ужасная болезнь

Сцена происходящего убийства отвратительна, и все безмолвные свидетели пытаются закрыть глаза руками, отвернуться, лишь бы ничего не видеть. Все вокруг тонет во тьме, и только один, приговоренный к смерти, напоминающий Христа, с недоумением смотрит на своих палачей. Его фигура ярко освещена, на нем одежда светлых тонов. Вот-вот произойдет выстрел, и свет исчезнет с полотен Гойи навсегда. Это было только начало преображения, масштаб которого по-настоящему виден в «Черных картинах» Франсиско Гойи.

«Все мы, все мы в этом мире тленны», − писал один известный русский поэт. Эту простую истину испанский художник постигал очень долго, и, постигнув, полностью отдался тому ощущению безысходности, которое рождает в людях предчувствие скорого финала. В начале 1820 года Гойя перенес еще одну тяжелую болезнь, после которой уже окончательно удалился от света. Странная насмешка судьбы: жизнерадостному художнику, всегда мечтавшему быть в центре внимания, нужно было полностью удалиться от мира и замкнуться в своей печали, чтобы создать то, за что его и запомнили потомки.

Как быть Леди:  ЧСВ, что значит на молодежном сленге, в ВК?

Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес. Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. Только представьте себе, каково находиться в помещении, где на всех стенах изображены такие картины! Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец! Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия! Художник больше не работал кистями. В творческом экстазе он рисовал пальцами, рисовал не на холстах, а прямо на стенах, и все чудовища, дремавшие в его голове столько лет, вырвались наружу.

Это безумие, это страх, это животный ужас, тотальное одиночество и полная безысходность. Особенно я хочу обратить внимание на одну картину. Она называется «Атропос». В греческой мифологии это старшая из трех богинь судьбы, на которой лежит главная задача — перерезать нить жизни. Иначе говоря — это смерть. Вот только на картине Гойи фигур не три, а четыре, и напоминают они не красивых сестер, а жутких ведьм из страшных сказок.

 
Причиной гениальности художника, стала ужасная болезнь

Полотно выполнено в изжелта-черных тонах. Жуткие старухи парят в воздухе то ли над болотом, то ли еще над какой-то безрадостной местностью. На зрителя смотрит только центральная фигура. На ее лице жуткая ухмылка, она будто спрашивает:

«Ты хочешь быть счастливым? Ну, давай, насмеши меня еще больше…»

Картина каждое утро смеялась над своим мастером, когда он спускался вниз к завтраку, а «Сатурн, пожирающий своих детей», наверное, способствовал улучшению пищеварения старого художника.

Но спокойно, читатель, у этой истории не грустный финал, Гойя не покончил с собой, не умер в забвении, нет. Мне кажется, что ему просто нужно было в определенный момент погрузиться в самую тьму, чтобы потом был лучше виден свет. Так оно и случилось.

Уже на самом закате жизни, живя в Бордо и обучая свою маленькую дочь живописи, он вновь сумел изобразить счастье на своих полотнах. Это одна из его последних картин «Молочница из Бордо». Сколько светлого в ней!

 
Причиной гениальности художника, стала ужасная болезнь

Темные краски видны только в правом верхнем углу картины как напоминание о той буре, которая уже прошла.

Он умирал счастливым, отбросив регалии, за которыми гонялся всю жизнь. Рядом с ним не было придворных, только любимая женщина и любимая дочь, пошедшая по стопам отца и ставшая известной художницей, но это, как говорится, уже совсем другая история.

Проклятье гойи (анатолий новиков 6) / стихи.ру

Всё чаще стал являться Гойя,
То во сне, то – наяву,
Наверно что-то приключилось,
Раз в его обществе живу.
Коль образы его и страхи
В душе прижились у меня,
Воспринимаю очень ясно
Его фантомы бытия.
Откуда лезет эта нечисть?
Его бесовщина, зачем?
Коль всё обрыдло, надоело
И ты живёшь уже – никем.
Со страхом слушаешь звонки,
Всю ночь не спится от тоски,
Но не найти в стакане дна,
А вечером – всё трын-трава.
По Утру вновь сплошной раздрай
Будильник требует: «Вставай!»
И нету сил, сказать себе:
«Проклятье Гойи, на судьбе!»

Рецензии

Фильм призраки гойи (сша, испания, 2006) – афиша-кино

Красота спасет мир.
Идиот.

Неужели Форман еще не наговорился об этом? О зле из учебников истории: при любом раскладе несправедливой власти, революциях, неправой политике, религии без Бога и о прочих удушающих формах несвободы…Насколько вообще это актуально? Свобода (как художественная тема и как философский феномен) сегодня все чаще осмысляется с помощью будущего или настоящего — не прошлого. Думаю, ее определения, вырванные (с кровью или без) из французской или, предположим, русской революции, постепенно изживают себя.

Однако исторический пласт фильма Милоша Формана явно претендует если не на откровение, то на глобальность обобщения точно. Вот только он прошел как-то мимо меня… Более того – увел (или заставил бежать?) совсем в другую сторону. Что там у нас антоним истории? Непреходящее? Вечность?…

Как быть Леди:  Изменить другого человека? Или себя? (Андрей Притиск) / Проза.ру

Я смотрела «Призраки…» с грустным и забавным стишком Вертинского в голове. Стишком, в котором некая женщина с серыми глазами сравнивается с полотнами Гойи.
Так естественно, просто и ласково
Вы, какую-то месть затая,
Мою душу опутали сказкою,
Сумасшедшею сказкой Гойя…
Под напев Ваших слов летаргических
Умереть так легко и тепло.
В этой сказке смешной и трагической
И конец, и начало светло…

Конечно, де Гойя не сказочник. Я понимаю.
Пусть он даже трижды сумасшедший, смешной и трагический… но он ничего не выдумывал. Ни историю. Ни инквизицию. Ни кровь. Ни агонию романтизма. Ни время, сорвавшееся на крик. Ни собственную глухоту. Ни молчание правды…

Вот только красоту, похоже, выдумал (как сказочник сказку). Красоту лишнюю, чужую в эпохе, которая так хотела заменить ее справедливостью, точнее сначала Божьи судом, а потом судом (куда более кровавым и человеческим) свободы, равенства, братства…
Эта красота стала призраком не истории, не времени, нет! Таланта. Невидимым для других, но воскрешаемым вновь и вновь одержимостью преданного ей человека; ставшим его бескровной революцией, его отчаянным бунтом, его риском, его принципом – заданием совести.

Конечно, я понимаю, Гойя прекраснодушным не был. Он умел и видеть, и изображать уродства и зло (почти как Босх – неслучайно в своей картине Форман явил босховский сАд в полную величину!). Умел рисовать его правдиво, страшно точно, словно снимая слепок с лица трупа. Он умел запечатлевать правду, какой бы некрасивой и злой она ни была (помните лицо королевы, в жизни лгущее о себе, а на полотне «вскрытое» до последней уродливо-надменной морщины? Помните игру короля на скрипке? Гойя солгал, что она прекрасна. Солгал в жизни – на полотне бы не смог, и нарисовал бы его так же, как королеву!).

Рисуя, Гойя отрицал ложь и зло, убивал их во имя красоты. Тем оружием, которое у него было – кистью. Всего лишь.
И, смею думать, добротой. А она всегда не столько ПРОТИВ зла, сколько ЗА красоту. Таким был и формановский Моцарт. Таков любой добрый гений, наверное (добрый – во-первых, гений – во-вторых).

Когда я думал, что умираю, передо мной стояло ее лицо. А я ничем ей не помог. Больше я не предам ее.

Де Гойя говорит это не только об Инесс – о красоте. «Я не предам» — значит везде и во всем буду ее видеть. Даже в изуродованном инквизицией сумасшедшем лице Инесс, даже в хамоватом личике ее дочери-проститутки Алисии, даже в повозке с трупом своего друга-врага – охотника за вожделенной властью, проигравшего в споре за нее и эпохе, и вечности. И… художнику, который власти боялся, не понимал и не хотел, но получил сполна.
И власть эта – сила его вечных полотен, на которых всегда три союзника вечности: рождение, смерть, красота. И их странная оппозиция – время.

Прекрасна финальная сцена фильма, которая, на мой взгляд, подтверждает это.
Невинно изуродованная красавица (красота вечная) идет за повозкой с трупом растлившего ее монаха-инквизитора (впоследствии революционера-бунтовщика против монархии), назовем его человек-время, и целует его (времени) руку. При этом держит на руках ребенка – новую жизнь.
Звучит наивная детская песенка, ее поют любопытные мальчики и, пританцовывая, бегут за повозкой.

Завершает эту странную процессию – Художник, созерцатель, отринувший звуки, наивный и любознательный, как дети. Он всегда будет идти так. Идти и идти. Узнавая, наблюдая Вечность / Время, Рождение / Смерть и, конечно же, Красоту. Останавливая, задерживая их кистью. И, возможно, даже спасая.
Если красоту вообще можно спасти…

P.S. Кстати, а вы не замечаете, как она сейчас умирает? Без всякой там инквизиции. Она брошена, как героиня Н. Портман в узкую темницу, в чудеса фотошопа, в уравниловку моды, в поточность «Индустрии Красоты»…
…Вы не знаете какого-нибудь сумасшедшего Гойю, который мог бы ее спасти?

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий