СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ, СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ — Семьеведение

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ, СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - Семьеведение Женщине

Мотивы брака, причины развода. культура спора и ссоры. традиции семьи. социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону

Социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях не нуждается в комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает рассуждение: «Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать». В таких случаях доминирующее значение имеют не осознанное до конца половое влечение, желание иметь детей. Иногда человек полагает, что в основе лежат мотивы любви. На самом деле такая любовь сводится к тому, что из нескольких кандидатур он или она выбирают более предпочтительную: симпатичней, умней или, наоборот, не очень симпатичную — никто не уведет, будет лучше ко мне относиться, больше меня ценить.

Заметим, что умные и красивые женщины часто остаются одинокими. Тоже загадка для социолога. На уровне рабочей гипотезы можно предположить, что, во-первых, многим мужчинам не хочется, чтобы жена была умней или сильней его. И, во-вторых, красивые женщины часто считают, что красотой, обаятельностью они осчастливили своего спутника: «Я тебе отдала свою молодость». Типично женская логика. Мужчина, по крайней мере сильный, уверенный в себе, такой демонстрации часто не выносит.

Браком по расчету есть основания считать тот, в котором разница в возрасте между супругами очень велика. В 1977 г. в СССР ни одна женщина моложе 25 лет не вышла замуж за мужчину старше 50 лет. На возраст 45-49 лет приходилось 500 браков, где жена была моложе на 25 лет. Данные опросов показывают, что от 72 до 86% женятся по любви, 9-23 — по шаблону и 5-9% — по расчету. Это по мнению опрашиваемых. Однако люди даже в анонимных опросах стараются казаться лучше, как бы приспосабливаются к общепринятым установкам общественного мнения.

Браки по любви оказываются самыми прочными. Браки по шаблону могут перерастать в браки по любви. И наоборот, в браках по любви постепенно идеализация уступает место реальным взглядам.

В последние годы наблюдается тенденция снижения среднего возраста вступающих в брак. Правда, среди ранних браков до половины приходится на долю так называемых вынужденных. Замечено, что ранние браки увеличивают вероятно

Развод, то есть юридически фиксируемый распад брака, есть антитеза брака, его теневая сторона. Социологический анализ проблем развода (социология развода) — это в определенной степени и анализ проблем самого брака, в основном его отрицательных сторон. Для того чтобы этот анализ был успешным, необходимо правильное представление о социальной природе того явления, которое анализируется, о его месте в ряду других социальных явлений. Не менее важны, данные, подвергаемые анализу. Они должны достоверно и репрезентативно (то есть представительно) характеризовать основные обстоятельства брачной жизни, во всяком случае те из них, которые ведут к кризису брака. Только на основе всего этого можно выступать с достаточно серьезными предложениями, направленными на укрепление семьи и сохранение брака.

Причин расторжения брака много, и далеко не всякая причина дает основание для оценки каждого конкретного развода как отрицательного явления. В той массе разведенных, которых мы опрашивали, около 5% указывали в качестве существенной причины развода «невозможность иметь детей». Потребность в материнстве или в отцовстве является естественной и неодолимой потребностью человека. В реализации этой потребности заинтересовано и общество. Значит и в этом случае развод нельзя рассматривать как нежелательное явление.

А ведь есть и другие причины, при наличии которых мы не можем бросить упрек одному из супругов, если он решается на развод: душевная болезнь или слабоумие; длительное тюремное заключение; безвестное отсутствие, — все это причины такого характера, которые делают каждый конкретный развод оправданным, а в некоторых случаях даже необходимым.

Таким образом, определенная часть разводов отвечает не только личным интересам одного или обоих супругов, но и интересам общества в целом.

Имеется и еще одна очень важная сторона этой проблемы. Брак является свободным и добровольным союзом между мужчиной и женщиной. Свобода вступления в брак предполагает и свободу развода. «Свобода развода — обратная сторона свободы брака, неотъемлемая часть свободы личности»

33. Социальные роли личности. Механизм отбора, предписывания и контроля. Социальный контроль и девиация.

циальная роль – это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом, т.е. типичное (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данном обществе.

Например, статус преподавателя вуза – это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, и уровень общей культуры и т.д., и, таким образом, представляет собой ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Правда, строго говоря, речь должна идти скорее о норме поведения личности определенного статуса. Социальная роль, следовательно, представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе.

Иначе говоря, это деиндивидуализированные нормы поведения личности, представленные достаточно полнокровно, как необходимые черты личности, включая эмоциональные и психологические качества.

есте с тем в ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств и делается акцент только на тех чертах, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. Так что не следует расширительно толковать социальную роль, делая ее всеобъемлющей личностной характеристикой.

Понятие «социальная роль» было выработано в начале XX века (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Т. Шибутани, Р. Липтон и др.). В дальнейшем оно интенсивно разрабатывалось в функционалистской и интеракционистской социологии. В нашей стране этой проблемой занимались И.С. Кон, В.А. Ядов и др.

Механизм социального отбора: в круг исполнителей данной роли отбираются люди с определенными свойствами, качествами; отбор свойств оказывает обратное влияние на трактовку самой роли, а исполнение роли – на развитие отобранных качеств.

Не любая личность может претендовать на ту или иную социальную роль, так как для осуществления тех или иных функций она должна обладать определенными способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами. Кроме этого, в обществе, где сложились элементы сословной организации (как в явной, так и в неявной форме) могут быть требования и по социальному и национальному происхождению. Например, офицерство в царской России формировалось в подавляющем большинстве из представителей дворянства. Соответственно, аристократизм поведения становился нормой для социальной роли офицера. Послереволюционный же офицерский корпус имел совершенно противоположный принцип отбора (из рабочих и крестьян). Соответственно, изменились и отдельные нормы офицерского поведения.

В различных ситуациях принципы отбора могут уточняться. В особенности, когда речь идет об отборе для выдвижения. Так, в условиях глубоких перемен обществу требуются люди прежде всего решительные, энергичные, способные идти на обострение ситуации.

Механизм предписывания: социальная среда через образец выполнения социальной роли функционально и социокультурно предписывает личности тот стандартный набор прежде всего моральных, трудовых и т.д. качеств, которыми она должна обладать, которым должна соответствовать. Данные предписания могут выступать как в виде жестко фиксированных требований (воинский устав), так и в виде своеобразных пожеланий к личности. В системе формализованных социальных институтов есть те формальные требования, стандарты, следовать которым строго обязательно. Особенно жестко механизмы предписывания действуют в армии. Там шире и ролевой набор, подлежащий предписанию, и контроль за их выполнением. Соответствуя в полной мере этим предписаниям, личность получает достаточно высокую вероятность эффективного решения своих целей, ощутимее гарантии того, что получит воздаяние, предписание, материальное вознаграждение, кадровое продвижение.

Механизм контроля: общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения тех или иных ролей, не только предписывают (предлагают) им образцы соответствующего ролевого поведения, но и контролируют, чтобы тот, кто взял на себя ту или иную роль, исполнял ее в соответствии с определенными ролевыми нормами. Жесткость социального ролевого контроля зависит, во-первых, от степени формализации социальной роли (например, для военных и работников правоохранительных органов жесткость социального контроля гораздо строже); а во-вторых, от того, насколько важен тот или иной компонент ролевого поведения.

Социальные нормы — это общие эталоны, модели, стандарты, предписания и пожелания должного поведения, ожидаемого от представителей различных социальных групп и статусов, т.е. исполнителей тех или иных социальных ролей.

С помощью социальных норм функционирование людей принимает упорядоченный характер в группах людей, всего общества. Существуют в обществе нормы, которые можно представить в виде их разновидностей:

Как быть Леди:  Астеническое телосложение у женщин и мужчин, фото

Раньше всего появились традиции и обычаи, составляющие привычные образцы поведения (обряды, похороны, праздники).

Правовые нормы — утвержденные законом, четко представленные границы поведения и наказание за нарушения закона.

Моральные нормы — несут оценочную нагрузку (плохо — хорошо, можно — нельзя). Нагружение моральных правил и общественного наказания провинившихся.

Эстетические нормы — закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведение людей, в производстве и быту.

Политические нормы — регулируют политическую деятельность, отношение между властью и личностью, социальными группами, государством.

Религиозные нормы — по содержанию схожи с нормами морали. закрепляют традиции и обычаи, соблюдение этих норм поддерживается моральным сознанием и религиозной верой.

Существуют и другие виды норм: правила этики (внешний облик, поведение в гостях, разговор), нормы медицины, правила дорожного движения и т.п.

Нормы вырабатываются во всех сферах общественной жизни. Некоторые нормы закреплены юридически и существуют как законы, большинство же норм не носит юридического характера, однако, их несоблюдение, затрудняя взаимодействие, влечет за собой применение социальных санкций. Социальные нормы выполняют ряд важных социальных функций, в том числе функцию социального контроля.

Девиация — это поведение, достаточно сильно отклоняющееся от групповых норм и влекущее за собой применение различных санкций — от пожелания исправления до наказания и изоляции нарушителя. Оценка поведения как девиантного происходит на основе сложившихся норм и ценностей. То, что девиантно сегодня, может стать нормой завтра. В социологии указывается несколько возможных причин девиантного поведения личности.

Причины девиантного поведения личности:

Биологические причины — по мнению части исследователей девиантное поведение передается по наследству (например: существует биологическая врожденная предрасположенность к алкоголизму, наркомании, преступности).

Психологические причины — девиантное поведение связано с психическими отклонениями личности.

Социальные причины — невозможность позитивной самореализации личности. Согласно мнению американского социолога Р. Мертона, причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения, т.е. общество, поощряет стремление людей к определенным целям, но ограниченные ресурсы не всегда позволяют добиться этих целей.

§

В теории модернизации можно выделить два направления: либеральное и консервативное. Либеральная теория модернизации рассматривала процесс модернизации как переход от традиционного к современному обществу, т. е. как своего рода процесс «вестернизации». Представители либерального направления исходили из универсальной картины общественного развития. По их мнению, все страны развиваются по единой схеме и образцу. Ее основными чертами должны стать рыночная экономика, открытое общество, новые информационные технологии, развитые сети коммуникаций, социальная мобильность, рациональность, плюрализм, демократия, свобода. С точки зрения либерального подхода к анализу модернизации можно выделить «первичную» и «вторичную» модернизацию. Либеральная теория модернизации подверглась критике с двух сторон: с радикальной и консервативной. Радикалы указывали на явный идеологический характер теории, экспансию западных ценностей и моделей, непригодных, по их мнению, для других цивилизаций, зависимый характер развития. Представители консервативного направления делали акцент на внутренних противоречиях процесса модернизации, конфликте политического участия и институционализации, сохранении политической стабильности и порядка (как условиях успешного социально-экономического развития), соответствии характера и направленности процессов развития национальным и историческим особенностям развивающихся стран, в том числе стран С.Н.Г.[2] Как отмечал д-р ист. наук Б. И. Марушкин, в буржуазной историографии марксистскому положению о закономерной смене общественно-экономических формаций противопоставляется положение об альтернативности конечных результатов процесса развития одного и того же общественного строя в разных странах (что противоречит всему опыту всемирной истории, считает Марушкин), и на этом положении во многом основывается теория «модернизации», рассматривающая социализм как один из вариантов экономической и социальной модернизации общества (хотя противоположность двух систем — социализма и капитализма — есть самоочевидная реальность, — добавляет он)[3].

Социальная модернизация предполагает формирование открытого общества с динамичной социальной системой. Такое общество возникло и развивалось на основе рыночных отношений, правовой системы, регулирующей отношения собственников, и демократической системы, возможно, не достаточно совершенной. Демократия в таком социуме необходима для того, чтобы было возможно быстро вносить изменения в правила игры в меняющейся обстановке и следить за их выполнением[6].

Ее составляющие[7]:

· создание общества с открытой стратификационной системой и высокой мобильностью;

· ролевой характер взаимодействия (ожидания и поведение людей обусловлены их общественным статусом и социальными функциями);

· формальная система регулирования отношений (на основе письменного права, законов, положений, договоров);

· сложная система социального управления (отделения института управления, социальных органов управления и самоуправления);

· секуляризация (вступления светских признаков);

· выделение различных социальных институтов.

Социальная модернизация способствовала появлению раннемодерных и современных наций, массового и гражданского общества и социального государства.

В социальной сфере:

Ø Формируется социальная структура индустриального общества (люди живут в одном месте, работают в другом – спальные районы), место жительства и место работы отделены друг от друга;

Ø Отношения личной зависимости исчезают;

Ø Появляется личная автономия.

Главный элемент успеха модернизации – социокультурный фактор. Если не будут изменены ценности людей, широких масс, то модернизация будет порождать кризисы и массовое недовольство. Должны быть изменены ценности.

Этапы развития модернизации:

1. 50-60-е годы 20 века. Модернизация – вестернизация. Копирование западных образцов во всех сферах. Люди могли возвращаться к сожительству в семье, кланах. Успешно прошла в Индии, Японии.

2. 70-90-е годы 20 века. Пересмотрена связь между модернизацией и развитием. Модернизация стала рассматриваться не как условие развития, а как его функция. Целью стали изменения социально-экономические, политические, которые могли проводиться вне западной модели.

Типология модернизации:

1. Первичная. Западная Европа, США, Канада (от промышленной революции и по сей день). Вначале идут перемены в духовной и идеологических сферах (Возрождение, Реформация). Люди получили разрешение на богатство. Потом пошло просвещение. Затем пошла реформация в экономической сфере.

2. Вторичная.Россия, Бразилия, Турция, Япония.Начиналась, как правило, с экономики. Часто сравнивают с квадратным колесом: смешаны и традиции и новаторство.

По технологическому способу производства:

1. Доиндустриальная индустриализация. Олицетворяет мануфактура;

2. Ранняя индустриализация. Переход от мануфактуры к фабрикам и заводам;

3. Поздняя индустриализация. Переход от фабрично-заводского к конвейерному производству;

4. Постиндустриализация. Переход к компьютерным технологиям.

§

питали́зм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

Капитализм обладает следующими отличительными чертами:

Основу экономики составляет производство товаров и услуг, а также коммерция и другие виды законной экономической деятельности. Большая часть товаров и услуг производится для продажи, однако натуральное хозяйство тоже не запрещено. Обмен происходит на свободных рынках на основе взаимовыгодных сделок, а не по принуждению, как это имеет место в других экономических системах.

Средства производства находятся в частной собственности. Прибыль на вложенный капитал также является собственностью владельцев последнего и может ими использоваться по собственному усмотрению: как для расширения производства так и для личного потребления. Основой для раздела прибыли между владельцами капитала является доля предоставленного капитала.

Источником жизненных благ для большинства членов общества является труд не по принуждению, как это имеет место в других экономических системах, а на условиях свободного найма, то есть продажа рабочей силы за вознаграждение в форме заработной платы

Социали́зм — экономическая, социально-политическая система. Характеризуется наличием социального равенства, при котором процесс производства и распределения доходов не находится под контролем общества (если находится, то это КОММУНИЗМ), но полностью сконцентрирован в руках государства без частной собственности на средства производства; важнейшей категорией, которая отличается от коммунистической идеологии, тем что сохраняется собственность на свои результаты труда у членов общества на все времена развития общества и отсутствует присвоение результатов чужого труда, является общественная собственность на территориальное , интеллектуальное пространство и пространство производства продуктов, но при этом основополагающими являются Индивидуальная собственность и групповая собственность (трудовых коллективов – тех кто производит продукт) на средства производства продукта, но и при этом природные, т.е. общественные средства производства именно арендуются у общества, что позволяет убрать монополию на ответственность и владение общим отдельными членами общества. Социализм — это система общественного устройства, при которой системно оказывается помощь нуждающимся. Т.е., существуют и соблюдаются нормы минимального материального обеспечения каждого гражданина.

На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:

Как быть Леди:  Кто такой гений? PsychologyPro. Подробнее в статье.

отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;

утверждаются социальное равенство и справедливость.

В соответствии с этой идеологией, главным способом достижения поставленных целей является последовательная отмена права индивидуальной частной собственности на средства производства при коллективном производстве продукта и частной и коллективной на общественные средства производства, в том числе и права государственных чиновников.

Отъём частной собственности на общественные средства производства и индивидуальной частной собственности на коллективные средства производства, и возвращение их в их действительное состояние, коллективной и общественной собственности, под общественный контроль, производится для устранения эксплуатации человека человеком, снижения отчуждения человека от результатов его труда, снижения дифференциации доходов, обеспечение свободного и гармоничного развития каждой личности. При этом сохраняются элементы экономического неравенства, но они не должны являться препятствием для достижения вышеуказанных целей.

Чертами социализма можно назвать – единая партия (однопартийная система управления страной), отсутствие частной собственности. плановая экономика, централизация власти,

Иногда социализмом также называют идеологию, которая предусматривает построение социалистического общества.

По мнению И.В. Сталина, основным законом социализма следует считать «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники»

§

Методы социологического исследования

Основными методами сбора первичной социологической информации являются наблюдение, изучение документови опрос, они могут сочетаться в различных вариантах. Наблюдение, т. е. прямая регистрация событий социологом, имеет некоторые преимущества по сравнению с другими методами. Во-первых, информация регистрируется наблюдателем независимо от субъективных желаний посторонних лиц; во-вторых, события фиксируются в момент их свершения; в-третьих, регистрировать можно объективные факты, а не только факты сознания. В то же время возможны искажения реальной действительности в субъективных оценках исследователя.

Социологическое наблюдение является научным и отличается от обыденного тем, что оно подчинено исследовательской цели и задачам исследования; планируется по заранее продуманной процедуре, все результаты наблюдения фиксируются.

Другим важнейшим методом социологического исследования является изучение документов. Документом в конкретном, социологическом исследовании можно считать любую информацию, зафиксированную в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте или кинопленке.

Важнейшим, необходимым элементом социологического исследования является опрос.Он дает информацию о субъективных мнениях, чувствах, мотивах поведения индивида, во многих случаях является источником сведений и об объективных процессах. Наиболее распространенными являются два больших класса опросных методов: интервью и анкетирование. Интервью — целенаправленная беседа, задача которой — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования.

В процессе интервью исследователь должен учитывать следующие требования: 1) создавать атмосферу искренности в процессе беседы; 2) так ставить вопросы, чтобы получать достоверные ответы; 3) вести точное фиксирование ответов.

Часто применяемым видом опроса является анкетирование. Вопросы анкеты принято классифицировать по следующим основаниям. Во-первых, по содержанию их условно делят на две группы: вопросы о деятельности, фактах в прошлом и в настоящем и вопросы о мнениях, оценках, мотивах респондентов (опрашиваемых). Во-вторых, по форме делят на «открытые», когда ответ может быть дан в любой форме, как пожелает респондент, без каких-либо регламентаций и на «закрытые», если в его формулировке содержатся варианты возможных ответов (альтернатив) и респондент должен остановить выбор на каком-либо из них.

Анкетазаполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее вопросы должны быть предельно ясны для респондента.Обычно композиция анкеты характеризуется следующей последовательностью смысловых разделов: 1) вводная часть; 2) основная часть; 3) паспортичка — объективные данные о личности респондента (пол, возраст, профессия и т. д.). В основной части, как правило, не должно быть множества вопросов. Вопросы анкеты должны быть краткими и ясными, желательно «закрытыми». Практика анкетирования показывает, что для большинства категорий опрашиваемых анкету следует составлять так, чтобы респондент на чтение ее и заполнение не затрачивал более 15—25 минут.

После окончания сбора первичной социологической информации проводится подготовка к обработке полученных анкет, при этом часть их бракуется, если респонденты несерьезно подошли к их заполнению. Некоторая часть оставшихся анкет тоже исключается из дальнейшей работы ними. Это необходимо, чтобы точнее соблюстипринцип репрезентативности выборки.

Выборка — это часть генеральной совокупности, т. е. объекта исследования, подлежащая непосредственному изучению. Удельный вес тех или иных социальных групп в выборке должен соответствовать их удельному весу в генеральной совокупности. Для удобства обработки анкет, особенно их дальнейшей группировки, применяется кодирование ответов в зависимости от того, какой вид программы предусмотрен для обработки информации на ЭВМ, ответы могут быть закодированы сплошной нумерацией всех позиций, т. е. с помощью порядковой системы кодирования, или нумеруя ответы в каждом волосе, т. е. используя позитивную систему кодирования. Полученные с помощью ЭВМ данные социологическо-исследования, сведенные в таблицы или отображенные и помощи графиков, представляют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и сущности изучаемого явления. Для этого надо дать полученным материалам всестороннее, четкое объяснение, т. е. дать интерпретацию. В процессе интерпретации сравниваются итоговые материалы, полученные с помощью различных методов социологического исследования, эти данные соотносятся не только между собой, но и со знаниями исследователя. В результате интерпретации и связанного с нею анализа проверяются гипотезы, после этого можно переходить к формулировке выводов и рекомендаций.

Заключительная часть социологического исследования — это оформление результатов исследования. Важнейшим документом исследования является отчет, который имеет как теоретическое, так и практическое значение. Даже исследование прикладного направления способствует развитию той или иной социологической теории, по крайней мере, дает для этого эмпирический материал. В отчете социологического исследования наглядно проявляется тесная взаимосвязь теории и практики, в нем должны содержаться как теоретические, так и практические рекомендации.

§

  

Понятие «общество» употребляется в узком и широком значении. В своем широком значении общество понимается как мировое сообщество, мировая система, человечество как целое. Представление о глобальном, общепланетарном единстве всех людей существовало не всегда. В массовом порядке чувство единства всех людей на земле складывается только в XX в. Рубежным событием, ознаменовавшим осознание человечеством самого себя в качестве самостоятельного субъекта, следует считать создание в 1945 г. Организации Объединенных Наций (ООН). В настоящее время действует множество других всемирных международных организаций, распространяются континентальные объединения (Европейское сообщество и др.), формируются коалиции правящих групп («Большая семерка» и др.).
Считается, что в конце XX в. главной тенденцией в развитии мировой цивилизации становится глобализация (интернационализация, стремление к единообразию). Глобализация — исторический процесс сближения народов и государств, между которыми постепенно стираются экономические, политические и культурные границы. Свидетельством этого процесса могут служить следующие явления: по всему миру расходятся одни и те же потребительские товары, средства массовой информации способствуют тому, что миллионы людей обсуждают одни и те же события и т.д. Особенно заметными эти процессы стали с возникновением и распространением новых информационных и телекоммуникационных технологий. Так, интернет (Всемирная паутина, Сеть сетей) не признает никаких границ, способен объединить всех и каждого.
Глобализация — это прежде всего расширение рыночной экономики в мировом масштабе, а также глобализация финансового капитала, свободно циркулирующего по всему миру. Главными действующими лицами современной мировой экономики являются транснациональные корпорации (ТНК). Их глобальная деятельность осуществляется практически без контроля со стороны какого-либо отдельного государства. В своем взаимодействии ТНК координируют и контролируют экономическую деятельность в мировом масштабе. Деятельность международных экономических организаций типа Международного валютного фонда (МВФ) и др. во многом определяют мировое экономическое развитие.
Глобализация носит противоречивый характер. Особенно это заметно в сфере культуры. Локальные культуры в настоящее время испытывают кризис в силу мирового распространения стратегии потребительства, всемирного распространения массовой коммуникации и т.д. Таким образом, массовое общество и массовая культура становятся базой совершающейся глобализации. Происходящая глобализация в определенной степени нивелирует значение национального и регионального своеобразия, что приводит к движению сопротивления глобалистской идеологии и практики, к распространению мирового антиглобалистского движения.
Мировая социологическая мысль пытается осмыслить происходящий процесс. Например, теория мировой системы (всемирной зависимости) рассматривает социальное развитие в контексте международного разделения труда. И. Валлерстайн выделяет три элемента современного мирового сообщества:
1) центр — доминирующие в мировой экономике и мировой политике страны, эксплуатирующие другие социально-экономические системы;
2) периферия — регионы, которые снабжают центр сырьевыми материалами и подвергаются эксплуатации со стороны центра;
3) полупериферия — регионы, относящиеся как к эксплуатирующим, так и к эксплуатируемым секторам мировой экономики. Согласно этой теории, страны центра, экспортирующие сырьевые материалы из стран «третьего» мира, подрывают перспективы развития молодых государств, ибо подобная мировая специализация уродует экономику развивающихся стран и обесточивает ее из-за неравноправного обмена.
Другая модель развития современного мира была развернута в концепции «столкновения цивилизаций» (С. Хантингтон). В ней речь идет о семи-восьми основных современных цивилизациях мира. Шесть держав — США, Европа, Китай, Япония, Россия и Индия — принадлежат к пяти разным цивилизациям. Кроме них, в мире существует группа исламских государств. По мнению С. Хантингтона, в таком мире региональная политика имеет, в основном, этнические характеристики, а глобальная — осуществляется на уровне отношений между цивилизациями. С его точки зрения, самые крупные и опасные конфликты будут возникать не между богатыми и бедными странами, а между народами, принадлежащими к разным культурам. При этом межцивилизационный конфликт может разворачиваться на микроуровне (между соседними государствами, представляющими различные цивилизации) и на макроуровне (между ведущими государствами и их коалициями, относящимися к разным цивилизациям).
Социальные изменения в современном российском обществе обусловлены внешними и внутренними факторами. К внешним факторам можно отнести следующие: изменилась расстановка мировых сил на международной арене; в начале 1990-х гг. прекратила существование мировая система социализма (противостояние двух мировых систем закончилось); изменилось геополитическое и военно-стратегическое положение России. К внутренним факторам относятся: стратегические и тактические ошибки реформаторов; невыгодные стартовые позиции развития России; самобытность российского народа и т.д. Указанные внешние и внутренние факторы предопределили особенности социальных реформ в России.

Как быть Леди:  7 признаков, что вы человек, умеющий обращать внимание на детали | Секреты Успеха


Дата публикования: 2021-02-03; Прочитано: 133 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2021-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования(0.001 с)

§

  

— в классической социологии — определенный уровень социологического знания, сформированный в процессе его интенсивной профессионализации и специализации. Социологическое знание рассматривается как наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Объектом социологического познания является общество, рассматриваемое как единый социальный организм. В сфере социологического знания насчитывается около пятидесяти специальных отраслей, число которых продолжает расти. Учитывая процессы непрерывной профессионализации социологического знания в мировом сообществе, С.С.Т. можно определить как концепции, объясняющие, в ходе их теоретизации, функционирование и развитие частных социальных процессов в контексте конкретных социальных институтов и систем. Каждая С.С.Т. рассматривает ту или иную сферу жизнедеятельности общества, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельные системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития. Наиболее общиеподходы к построению С.С.Т. заключаются в том, что, во-первых, они рассматривают определенные, более важные чем прочие, структурно-функциональные и причинно-следственные отношения; во-вторых, используют определенные методологические принципы; в-третьих, раскрывают ключевые суждения — закономерности функционирования и развития изучаемых социальных систем или социальных процессов. Каждая С.С.Т. не только имеет свой объект и предметную область исследований, но и призвана вырабатывать свой особый подход к изучению социальных процессов, специфических явлений общественной жизни. В каждой из них определяется методологическая база и общая методологическая концепция изучаемой сферы, объект ипредмет исследования, особый категориальный аппарат, общие и специфические законы функционирования объекта, общая и особенная проблематика, общие и особенные методы, процедуры и техника исследований, перспективы развития изучаемой сферы. Практика развития социологической науки показывает, что наиболее целесообразно классифицировать социологическое знание по следующим группам исследований: 1) исследование основных условий и форм жизнедеятельности общества (социология быта, социология бедности, социология бизнеса, социология досуга, социология индустриальная, социология катастроф, социология менеджмента, социология предпринимательства, социология профессий, социология социального процветания,социология труда, социология управления, социология экологии, социология экономическая) ; 2) исследование социально-политической организации общества и социальных институтов (социология власти, социология военная, социология выборов, социология культуры, социология массовых коммуникаций, социология массовых явлений, социология медицины и здравоохранения, социология межнациональных отношений, социология науки, социология образования, социология общественного мнения, социология организаций, социология политики, социология права, социология религии, социология семьи, социология трансформационных процессов, социология физической культуры и спорта, футурология) ; 3) исследование отношений личности и общества (социология возраста, социология воспитания, социология гендерная, социология девиантного поведения, социология коллектива, социология коллективного поведения, социология конфликта, социология личности, социология морали, социология преступности) ; 4) исследование социально-территориальных общностей (социология города, социология села, социология малых групп, социология молодежи, социология народонаселения) . С.С.Т. выполняют методологические функции по отношению к эмпирическим социологическим исследованиям и обогащают свой понятийный аппарат, опираясь на фактологический материал этих исследований. Так, понятия и принципы С.С.Т. обобщают большое число фактологических данных, получаемых в различных социологических исследованиях. Обобщая эмпирический материал, С.С.Т. устанавливает определенные связи и зависимости между различными социальными факторами, определяет логические взаимоотношения между соответствующими теоретическими понятиями, формирует и уточняет их. Определение конкретных закономерностей в данной области позволяет на основе С.С.Т. давать объяснение вновь открываемым фактам, включать их в систему наличного теоретического знания. С объяснительной функцией С.С.Т. неразрывно связана ее прогностическая способность: раскрывая сущностные связи и отношения изучаемой области, С.С.Т. позволяет предсказывать направление развития социальных явлений и процессов. В отличие от эмпирических регулярностей, обнаруживаемых в ходе конкретных исследований, вероятностные утверждения, входящие в структуру С.С.Т., являются обобщениями более высокого уровня и представляют собой идеализированные модели реальных процессов. Создание эмпирической схемы, в которую включаются все формы систематизации фактов, представляет собой сложный процесс. Здесь осуществляется формирование эмпирической модели исследуемых характеристик как системы фактов, которая в дальнейшем должна быть совмещена с исходной концептуальной схемой как предметом исследования. Эмпирическая модель в этом плане способствует развитию исходной концептуальной модели предмета исследования на основе накопленного фактологического материала. Система сформированных научных фактов и эмпирических зависимостей, представленная в эмпирической модели предмета исследования, становится непосредственным результатом эмпирического социологического исследования. Путем сравнения выделенной эмпирической схемы с системой гипотез как выражением концептуальной модели предмета исследования осуществляется предварительное объяснение исследуемой проблемы. Процедура сравнения эмпирической и концептуальной моделей предмета анализа усложняется: отсутствием полной редуцируемости теоретических понятий к их эмпирическим индикаторам; неадекватностью измерительных процедур и методов сбора социологической информации; наличием не охваченных концептуальной схемой эмпирических закономерностей. В силу этого ни концептуальная, ни эмпирическая модель не могут считаться полностью адекватными предмету исследования. Концептуальная схема, базирующаяся на зафиксированном знании, представляет собой экстраполяцию этого знания на еще не исследованные объекты и потому является гипотетической моделью. Эмпирическая схема, формирование которой основывается на применении к исследуемой реальности концептуальной модели предмета исследования, неизбежно содержит в себе погрешности описания и измерения, связанные с несовершенством исследовательских методик. Вследствие этого процедура совмещения эмпирической и концептуальной схем предмета исследования, осуществляемая в процессе анализа его результатов, представляет собой сложный и ответственный этап исследования. Именно данный процесс и рассматривается как создание теории «на выходе» эмпирического социологического исследования. Способ обоснования исходной гипотетической модели позволяет подразделить С.С.Т. на описательные и объяснительные. В первых теориях раскрываются структурно-функциональные, а во вторых — причинно-следственные связи. Описательные С.С.Т. базируются, в основном, на ценностно-нормативном подходе и позволяют связывать воедино действие внешних факторов, определяющих человеческоеповедение (ценности, нормы) , с внутренними (ценностные ориентации, мотивы, цели и др.), показывая, каким образом внешние факторы интернализуются человеком в процессе его социализации и выступают побудительными силами его поведения. Поскольку общественные ценности и нормы реализуются в деятельности социальных институтов и организаций, то ценностно-нормативный подход позволяет анализировать поведение разных социальных групп с позиций определенного социального института или социальной системы. В объяснительных С.С.Т. главная задача — раскрытие сущности изучаемого объекта посредством социального закона, которому подчиняется данный объект, либо путем установления тех связей и отношений, которые определяют его существенные черты; само по себе, объяснение предполагает описание объекта, подлежащего объяснению, и анализ последнего в контексте его связей, отношений и зависимостей. Наиболее развитая форма объяснения — объяснение на основе социально-экономических законов, связанное с осмыслением объясняемого объекта в структуре социологического знания. В науке широко используется форма социального объяснения, заключающаяся в установлении причинных, следственных и других видов связи объясняемого объекта с условиями и факторами, порождающими эту связь. Основанием таких объяснений выступают общие концептуальные схемы, а сами объяснения могут служить исходным пунктом развития концептуального аппарата С.С.Т



Дата публикования: 2021-02-03; Прочитано: 142 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2021-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования(0.001 с)

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий