Почему люди такие беспечные?
Друзья, вы когда-нибудь задумывались, почему люди беспечны? И вообще, что такое беспечность? Я каждый раз думаю об этом, когда смотрю на людей вокруг меня на улице, в метро. Сегодня поговорим про беспечность современных людей.
Что такое беспечность?
Беспечность – это легкомысленное отношение к собственным нуждам. Это черта характера, проявляющаяся в безответственном отношении к собственной жизни. Беспечный человек – это человек, не принимающий нужных мер предосторожности, прежде всего по отношению к самому себе. Беспечность – это нравственный недуг, она очень часто обусловлена пессимистическим отношением к жизни.
Современное поколение – это люди, абсолютно и полностью «цифровые» с головы до пят, до мозга костей. Глобальная цифровизация конечно делает свое дело. Современные люди почти всегда смотрят только в свой телефон. Не по сторонам, не вокруг себя, не под ноги – только в телефон.
Даже когда идут по ступенькам или в переходе, даже когда переходят дорогу – они это делают, пялясь в телефон. Как можно быть настолько равнодушным к собственной жизни? Ты можешь попасть под машину, упасть и сломать ногу, удариться головой, слететь с лестницы – да все что угодно! Ты сам себя ежедневно подвергаешь опасности. Разве оно того стоит?
Беспечность беспечный
Беспечность – склонность надеяться на маловероятное стечение обстоятельств, разрешающее возникшие трудности без каких-либо усилий; ни о ком и ни о чем серьезно не думать.
Психологическая установка беспечности проста, как извилина колибри: Все уладится само собой, без моего ведома, на авось. Где наша не пропадала? Пронесет. Его Величество Случай все «разрулит» без какого-то ни было моего участия. Не стоит переживать: «карта так ляжет», что все упадет к моим ногам на «халяву», «на шару». Невозможно все предусмотреть, поэтому не суетись и расслабься. Держись за небось, доколе не сорвалось.
Небоськино дело шатовато, ненадежно, но это нисколько не заботит беззаботную беспечность, авось Бог поможет. Слово «авось» для нее чтимо и свято, вся надежда на него. Поэтому у беспечности в большом почете поговорки: «Авось, небось, да третий как-нибудь», «Наше авось не с дуба сорвалось, рассудительное», «На авось мужик и хлеб сеет», «Ждем, пождем, авось и мы свое найдем», «Авось не унывает».
Найти скрытый смысл слова помогает этимология. В слове «беспечность» корень «печ». В древнерусском языке и в русских народных говорах известно слово «пёча». В Словаре В. И. Даля оно толкуется, например, как «забота, попеченье, усердное участье». Следовательно, буквальное значение слова «беспечный»: «ни о чем не пекущийся«. Образовано это прилагательное из двух слов: предлога без и формы родительного падежа существительного пёча. Без печъ значило «без заботы». Отсюда и наше современное значение «беспечный», т.е. «беззаботный, легкомысленный».
Никого не должна обманывать ангельская детская беспечность, которой умиляются счастливые родители, наблюдая счастливое детство своего дитятки. Эта беспечность радостная, добродушная и веселая. Но пройдет совсем немного времени и, к удивлению зазевавшихся родителей, она может стать безответственной, злонамеренной, жадной и злой. Родителям остается только разводить в изумлении руками, наблюдая сонливую беспечность, которая не в меру эгоистична, считает, что все еще успеется, что можно еще расслабиться и помечтать.
Природа не знает беспечности. Медведица знает, что главная ее задача подготовить медвежат к реальным условиям жизни. Это закон животного мира. Люди, зачастую, его не соблюдают. Родители – главные виновники рассады беспечности в душах своих детей. Не в силах управлять своими чувствами и эмоциями, они бесконечно восхищаются ребенком, открыто при нем заявляют: «Все счастье нашей жизни – это ты». Бесконечные «муси-пуси», «ты моя принцесса», безудержное поощрение эгоизма разлагают личность ребенка. Истинная забота о ребенке – это не только накормить, одеть, обуть и дать образование, но и, главное, подготовить к будущей жизни, чтобы он чувствовал себя «в своей тарелке» в людях. По-настоящему любящие родители заблаговременно позаботятся, чтобы маленький человечек всем своим существом посылал во внешний мир сигнал не «Я хочу», а «Я могу, я умею, я способен».
Например, девушка хочет выйти замуж. Если от нее будут исходить сильные волны этого желания, ничего не получится. Сигнал «Я хочу» пугает внешний мир, в частности мужчин, ведь они тоже чего-то хотят. Мужчине хочется, чтобы женщина была верной, радушной, скромной, нежной и умелой хозяйкой. Когда он видит, что девушке не в новинку приготовить обед, убрать в квартире, словом, проявлять о ком-то заботу, естественно, его мысли будут настроены на серьезный лад: «Такая жена мне подойдет». Девушке, которая обладает этими достоинствами, не надо их рекламировать. От нее неизбежно будет исходить сила «Я могу и умею», и подсознание любого мужчины считает эту информацию.
Беспечность трясет при одном только произнесении слова «ответственность». Не отвечать за себя и наплевательски относиться к окружающим – это ее жизненное кредо. Когда трудяга – муравей говорит ей: «Ты все пела? Это дело: Так, поди же попляши!», она считает его слова несправедливыми. Ответственность диктует активную жизненную позицию, беспечность с ее любимым авось – полное ее отсутствие. Само авось уже предполагает, что, как «по щучьему веленью», ответственность за все происходящее в жизни беспечности каким-то волшебным образом уладится, утрясется и рассосется. Глупо над чем-то корпеть – лучше кого-нибудь подставить, чтобы не было никакой ответственности.
Казалось бы, беспечность «и в ус не дует и ухом не ведет», вечно радуется и движется, ни на чем не зацикливается, легко общается, не загружает себя и других самоисследованием, поисками истины и смысла жизни. Складывается впечатление, что она идет по жизни бодрой походкой с улыбкой 12 на 25, и жизнь широко улыбается ей в ответ.
На самом деле все куда реалистичнее и печальнее. Мир – это большой бумеранг: когда у тебя легковесное, наплевательское отношение к людям, когда ты никого не любишь и ни о ком не заботишься, он отвечает тебе тем же. В трудную минуту никто не спешит протянуть руку помощи. Энергия беспечного движения уходит безвозвратно в пустоту, оставляя в душе лишь опустошенность и одиночество. Праздность беспечности – это настоящий паразитизм, жизнь за чужой счет и, как следствие, застает ее зимой в летнем сарафане. Как говорится: «Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову».
Беспечность может прельстить только безответственность и безверие в мужском обличии. Как правило, такие несуразные браки недолговечны. Беспечность не развивается духовно, а без духовной подпитки даже самое красивое тело изнашивается, резко стареет и никого не притягивает. Люди интересуются теми, кто ими интересуется. Беспечность не думает и не заботится ни о ком, ей и в голову не приходит подумать об интересах другого человека. Стараясь реализовать свои возрастающие желания, она не интересуется, выгодно ли это окружающим. Но мир так устроен, если ты хочешь, чтобы тобой восхищались, восхитись другими, если желаешь, чтобы тобой интересовались, заинтересуйся сначала окружающими, если мечтаешь, чтобы тебя любили люди, полюби людей.
Петр Ковалев 2021 год
Другие статьи автора: https://www.tiledi.ru/karta-statej/
Беспечность и упование на промысл божий: одного сукна епанча?
В одной из Своих бесед с учениками Господь Иисус Христос сказал: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф.6:26).
Во время посещения Спасителем дома Марфы она со всей усердностью хлопотала об угощении Гостя, тогда как её сестра, Мария, сев у Его ног, посвятила время слушанию проповеди. Когда заботливая Марфа вознегодовала на не помогавшую ей сестру, Господь заметил ей с легким укором: «Марфа! Марфа!
Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк.10:41-42).
При поверхностном восприятии первого фрагмента может сложиться впечатление, что Христос уча полагаться на Провидение Божье, вместе с тем учит вовсе не думать о завтрашнем дне. Другой фрагмент, как будто подводит к заключению, что при близости к Богу можно не думать даже и о сегодняшнем. Но это не так.
Беспечность — нравственный недуг, который нередко соседствует с таким греховным пороком как леность. Очень часто беспечность обусловлена пессимистическим отношением к жизни. Но бывает и по-другому: беспечность порождается неуёмным стремлением к развлечениям и удовольствиям, которое, в свою очередь, ещё больше развивается и усиливается на почве беспечности.
Беспечные люди нередко находят для себя всевозможные оправдания: устал, не везёт с работой и пр. Но бывает, что беспечность камуфлируется и под праведность: мол, я выше мирской суеты, целиком вверил свою судьбу в руки Божьи. Здесь-то и вспоминаются вышеприведенные библейские слова.
Но легкомысленность и безответственность не свойственна праведному человеку. Господь нигде и никогда не возводил эти качества в ранг добродетелей. Напротив, Он ставил беспечность в единый ряд с глупостью: «Беспечность глупцов погубит их» (Притч.1:32); «Человек мудрый во всем будет осторожен и во дни грехов удержится от беспечности» (Сир.18:27).
Заметим, что даже на первозданного, чистого и невинного человека, жившего в условиях Рая, распространялась обязанность хранить и возделывать сад (хотя сад этот и без того был благоустроен). А после грехопадения Бог ясно сказал человеку: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт.3:19).
Не лишне добавить, что в раннехристианской Церкви обязанность попечительства («пещись о столах») была возложена апостолами не на первых попавшихся, а на «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» мужей (Деян.6:2-3).
Всё вышесказанное означает, что даже и в повседневных житейских делах человек не должен отказываться от надлежащих обязанностей, как в отношении себя самого, так и в отношении ближних, не вправе оправдывать леность и легкомыслие надеждой на помощь человеколюбивого Отца.
Другое дело, что повседневные хлопоты и заботы не должны сопровождаться самонадеянностью или излишним беспокойством, а когда дела идут плохо — безнадежностью и отчаянием; не должны препятствовать или, что хуже, затмевать возможность участия человека в религиозной жизни (например: и рад бы пойти в храм, но вот досада, нужно сходить в магазин; хотел бы почитать Священное Писание, но надо срочно отгладить шнурки, стереть с абажура вчерашнюю пыль…).
Когда беспечность — это хорошо
Если вы позаботились о всех своих делах, хорошо потрудились, то конечно же важно хорошо отдохнуть. Не стоит постоянно беспокоиться о чем-то. Здесь беспечность станет настоящим благом: можно помечтать, отдаваясь приятным эмоциям, пообщаться с близкими и друзьями, оставив суету на потом.
Такое безмятежное состояние конечно же не может длиться вечно, но позволяет избавиться от усталости, стресса и потом с теплотой вспоминается во время трудовых будней.
Чем чревата беспечность в отношении спасения?
В отличие от беспечности в отношении бытовых нужд, сулящей человеку лишь временные неприятности или беды, нерадение о спасении грозит ему вечным мучением и погибелью. В притче о талантах Господь указал, что каждый человек должен стремиться к богоугодному труду в меру своих способностей и сил.
Через нерадение о спасении человек может отпасть от Церкви, от Христа. А о таких в Писании говорится достаточно резко: «невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Мф.25:26,30).