пособие по речевому этикету | Методическая разработка на тему: | Образовательная социальная сеть

пособие по речевому этикету | Методическая разработка на тему:  | Образовательная социальная сеть Женщине

Предмет в руках собеседника

В качестве примера приведу случай, который произошёл со мной лично и поначалу озадачил.

«Вы одна будете есть этот торт?» — спросила меня продавщица в небольшой кондитерской рядом с нашим домом в Уоррингтоне.

Я успела обидеться, причём дважды: неужели я похожа на человека, которому не с кем есть торт? Или сотрудница намекает на то, что мне пора завязывать с поеданием выпечки ночью на тёмной кухне?

Но тут до меня дошло, что со мной пытаются завязать small talk и за этим странным вопросом стоит вполне конкретный смысл. В сущности это вопрос о составе семьи (тот самый слишком личный вопрос‑табу вроде «Есть ли у вас дети?»), но задан он очень корректно. Увидев новое лицо, продавщица захотела выяснить, как часто я буду приходить в её кондитерскую и покупать сладости.

«Мой муж не слишком любит сладкое, но я обязательно дам ему попробовать», — ответила я после неприлично затянувшейся паузы.

Леди облегчённо выдохнула. Задеть собеседника — худшее из зол в английской беседе, а моё лицо, видимо, выражало напряжённые размышления.

«Надеюсь, вам обоим понравится. Хорошего дня, приходите вместе с мужем, у нас есть ещё орехи и сладости на основе стевии!» — улыбнулась она. Вуаля, цель достигнута: обмен информацией состоялся, контакт есть.

Вопрос о предмете хорош тем, что имеет чёткие ситуативные рамки, из которых не так‑то просто перейти в личную зону. Необычная ручка или стикер на ноутбуке, программа конференции — всё может стать поводом для начала лёгкой беседы. С одной из своих будущих учениц я заговорила, пытаясь выяснить, кто такой Тоторо, в виде которого был выполнен чехол её телефона. В итоге мы с ней занимались почти два года, а всё началось с предмета у неё в руках.

В гостинице

Разговор администратора с клиентом:

  • — Здравствуйте.
  • — Добрый день. Вы хотите у нас остановиться?
  • — Да, нас трое, каждому желательно отдельный номер.
  • — Минутку, сейчас посмотрим, что у нас есть. Вы знаете, трех номеров у нас, к сожалению, нет, но есть один отдельный и один двухместный. Может быть, вас устроит?
  • — Хотелось бы, конечно, три, ну ничего страшного, два нас тоже устроят. Можно оформляться?
  • — Да. Пожалуйста, дайте ваши паспорта. На сколько дней вам нужны номера?
  • — У нас командировка на неделю, но, возможно, мы еще задержимся — как пойдут дела.
  • — Отлично. Давайте пока оформимся на неделю, а потом можем продлить проживание. Если освободится еше один отдельный номер, мы сможем вас расселить.
  • — Это было бы замечательно.
  • — Здравствуйте. Гостиница «Россия».
  • — Здравствуйте. Вас беспокоят из Самары. Можно забронировать два одноместных номера первой категории?
  • — Говорите, с какого числа и на сколько дней. Я сейчас посмотрю по компьютеру.
  • — С 14 мая на 3 дня.
  • — Сколько вас?
  • — Двое.
  • — Назовите, пожалуйста, вашу фамилию.
  • — Любую из двух?
  • — Да, конечно.
  • — Тогда забронируйте на Ларионова Александра Николаевича.
  • — Все в порядке. Номера забронированы. Мы вас ждем.
  • — До свидания.
  • — До свидания.

Разговор администратора с горничной

  • — Анна Степановна, добрый день.
  • — Добрый день, Людмила, подойдите, пожалуйста, ко мне, когда будете свободны.
  • — А я сейчас свободна, а потом смогу только после 15.00. Что-то случилось, Анна Степановна?
  • — Нет, Людмила, ничего не случилось. Я просто хотела вас попросить приготовить два номера «люкс» на третьем этаже.
  • — Да, разумеется, Анна Степановна, а нужно что-то особенное?
  • — Это очень важные гости. Хотелось бы, чтобы все выглядело отлично. Включите кондиционеры, поставьте свежие цветы.
  • — Какие-нибудь конкретно?
  • — Да, пожалуй, лучше всего белые лилии.
  • — Хорошо, я все сделаю, Анна Степановна.
  • — Спасибо, Людмила, я знаю, что всегда могу на вас положиться.

Разговор горничной с клиентом

  • — Доброе утро. Можно у вас убраться?
  • — Доброе утро. Конечно, можно, но немного позже.
  • — Если я зайду через час, вас устроит?
  • — Лучше через два часа: я уйду в город, и номер будет в вашем полном распоряжении.
  • — Хорошо. Мы уберем ваш номер через два часа.
  • — Спасибо за вашу тактичность.
  • — У нас лучший отель в городе. Мы всегда рады пойти навстречу нашим клиентам.

Разговор аниматора с клиентами

  • — Здравствуйте, вы просили организовать для вас культурную программу?
  • — Да, мы бы хотели, во-первых, посмотреть город, а во-вторых, узнать, что бы вы нам еще посоветовали.
  • — У нас есть три замечательных театра, несколько музеев, концертные залы консерватории и филармонии. Или вы предпочитаете художественные выставки?
  • — Нет, пожалуй, лучше посетить исторический музей. У вас есть такой?
  • — Да, вот каталоги наших культурных центров.
  • — О! У вас есть что предложить гостям города! А мы сначала решили, что кроме нескольких старинных зданий здесь и смотреть не на что.
  • — Нашему городу более 500 лет. Правда, старый центр не сохранился, но история у нас богатая.
  • — Скажите, а можно организовать автобусную экскурсию по городу с посещением исторического музея?
  • — Конечно, можно. Насколько времени вы рассчитываете?
  • — А как вы посоветуете? Нас бы двух-трехчасовая экскурсия устроила, лучше всего послезавтра.
  • — Хорошо, тогда мы закажем двухчасовую экскурсию по городу и около часа вы походите по залам музея. Еще что-нибудь хотите?
  • — Да, если можно, подскажите, в каком ресторанчике можно уютно посидеть.
  • — Лучше всего в «Усталой лошади» — и недорого, и стильно, и кухня замечательная.
  • — Спасибо вам за все.
  • — Пожалуйста. Обращайтесь еще.

Разговор швейцара с клиентом

  • — Здравствуйте. Проходите, пожалуйста.
  • — Спасибо. Скажите, до Выставочного центра далеко? Пешком можно дойти?
  • — Выставочный центр в другом конце города. Лучше взять такси.
  • — Вы не могли бы помочь?
  • — С удовольствием. Одну минутку. Вот и ваша машина. Счастливой поездки.
  • — Спасибо. До вечера.
  • — До вечера.

Разговор в отделе кадров при приеме на работу

Личная беседа

  • — Здравствуйте!
  • — Здравствуйте, проходите, располагайтесь. Рассказывайте, по какому вы вопросу.
  • Я
    по объявлению в газете о вакансии.
  • — Какая именно вакансия вас интересует?
  • — А что, у вас их несколько?
  • — Да, но вы скажите, какая вакансия заинтересовала вас.
  • — Меня интересует в первую очередь место водителя.
  • — Нам в настоящее время требуются два водителя: на легковую автомашину и на «УАЗ». Вас какое место интересует?
  • — У меня большой стаж — вот мои документы. И мне хотелось бы спросить о зарплате.
  • — Секундочку. Так, вы водите автомобиль уже 8 лет. Все ваши документы в порядке.
  • — Да, и еще, вот, посмотрите, у меня есть удостоверение механика.
  • — Ну что же, отлично. Так какую машину вы предпочтете?
  • — А разница в оплате есть?
  • — Да, и не только в оплате, есть особенности работы.
  • — Какие?
  • — Водитель легковой автомашины занят в течение всего дня — он работает с начальником управления. И рабочий день часто не нормирован. Зарплата у него выше, чем у водителя «УАЗа», но и спрос больше.
  • — А условия работы на «УАЗе»?
  • — Частые командировки по области, в городе рабочий день строго нормирован.
  • — Вы знаете, командировки меня не устраивают. В данный момент у меня сложные семейные обстоятельства. Работа на легковой машине меня устраивает больше. Можно посмотреть машину?
  • — Да, сейчас я позвоню в гараж, и вас там встретят. После гаража возвращайтесь к нам, мы поговорим об оформлении.
  • — Спасибо, обязательно.
  • — Здравствуйте, это отдел кадров?
  • — Здравствуйте. Что вы хотели?
  • — Я звоню по вашему объявлению насчет работы водителя.
  • — У вас документы в порядке? Тогда подъезжайте к нам, поговорим более подробно, у нас есть свободные вакансии.
  • — Если я подъеду около 2 часов, вам удобно?
  • — Да, в 2 часа у нас заканчивается обед, и мы вас ждем.

А. – Алло. .

Б. – Здравствуйте. Радитехнический университет. Миронова Ольга. Я вам вчера звонила относительно симпозиума.

Как быть Леди:  Подберите к слову жестокость эпитеты. срочно нужно - Ответы и Решения

А. – Добрый день. Слушаю вас.

Б. – Вы можете предоставить нам помещение на сто тридцать – сто сорок человек?

А. – Да. Мы можем забронировать для вас конференц-зал на сто пятьдесят мест.

Б. – Это нам подходит, спасибо. А как оформить аренду мебели?

А. – В заявке нужно точно указать названия всех предметов и их количество.

Б. – Как отправить вам заявку?

А. – Вы должны отправить на наш адрес гарантийное письмо. В нем вы и укажете все виды услуг и их стоимость.

Б. – Понятно. Письмо можно отправить и по почте, и по факсу.

Б. – И через сколько дней вы его получите?

А. – Письмо идет обычно два-три дня.

Б. – Это довольно долго.

А. – Можно послать с нарочным, тогда оно придет к нам в течение двух часов.

Б. – Так мы и сделаем. Спасибо большое за исчерпывающую информацию.

А. – Алло. .

Пособие по речевому этикету | методическая разработка на тему: | образовательная социальная сеть

 15. Ответьте на вопросы, аргументируйте выбранный  вариант ответа.

1. В   чём суть комплимента?

 А) в преувеличении достоинств другого человека;

Б) похвале и обнаружении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована.

2. Что является предметом комплимента: какое – либо одно или несколько обстоятельств?                              

А) лучше сконцентрировать внимание на чём – то одном;

Б) оптимальное количество предметов, поводов для комплимента – 2-3.

3. В вашем присутствии сделан комплимент, с которым вы не согласны. Как поступить?                                                                                                    

А) немедленно выразить несогласие и обстоятельно его аргументировать.

Б) тактично промолчать;                        

В) пересилить себя и активно поддержать комплимент.

4. Будет ли уместен в обществе комплимент, если повод для него неизвестен посторонним?

А) конечно уместен; главное, чтобы ваши слова были понятны адресату;

Б) такой ситуации лучше избежать. 

5. Допустимы ли комплименты в адрес друзей, которых вы  давно и хорошо знаете?

А) комплименты между близкими друзьями излишни;

Б)искренний комплимент на пользу даже близким отношениям.

6. Может ли комплимент касаться не только настоящего, но и прошлого и будущего?

А) этонежелательно; комплимент, как правило, фиксирует настоящее;

Б) комплимент может относиться к любому времени.

7.Молодой человек сделал комплимент девушке. Как должна она поступить?

А) спокойно возразить (например: «вы мне льстите»).

Б) поблагодарить

В) поблагодарить и крепко пожать руку.

Г) скромно промолчать.

8. Допустимы ли комплименты с подтекстом, выговоры в форме комплимента?

А) да, например: «Сегодня вы проявили несвойственную вам пунктуальность…»

Б) недопустимы; комплимент – это выражение однозначно положительного отношения и симпатии;

В) возможны, но при условии соблюдения в комплименте меры критичности.

9. Как реагировать на колкость, включённую в комплимент? Например: «Сегодня вы так изысканно и нарядно одеты, что просто на себя не похожи.

А) лучше сразу осадить своего собеседника и высказать всё, что о нём думаешь.

Б) отплатить той же «монетой»;

В) проявить выдержку и поблагодарить.

Тема: Обращение

16.Напишите десять обращений, которые указывают на степень родства или возраст, пол и одновременно являются эмоционально окрашенными. Например: тётечка, мальчугашка.

17. Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите,  какие  варианты используются в официальной речи, а какие  — в неофициальной.

18. Подготовьте выступление на тему «Имя или прозвище». Что вы расскажите ученикам младших классов, чтобы они поняли преимущество обычных имён перед грубыми кличками?

19. Найдите обращения в тексте. Проанализируйте, как обращения характеризуют того, кто обращается, и того к кому обращаются.

1) Я тут же отправился представиться  генералу Зассу, и был принят очень быстро. Генерал завтракал и просил меня присоединиться. Не без робости взирал я на этого легендарного человека, не забывая ни на минуту, что слава бывает как добрая, так и дурная. Засс неудачно шутил, но все с готовностью встречали его остроты. Я с нетерпением ожидал своего назначения, но разговор никак не выходил на службу. Наконец, когда завтрак подходил к концу, генерал весьма развязно обратился ко мне:

— Вечером мы собираемся пообедать у меня, ты тоже приходи, там поговорим.

Подобное хамство показалось мне нестерпимым и заслуживающим возмездия, и я ответил:

— К тебе – когда угодно.

За столом воцарилась мертвецкая тишина.

… — Что ж, господа, до вечера, — промолвил наконец Засс, поднимаясь со своего места. Все последовали его примеру. (А. Уткин «Хоровод»)

2) Опришко был во всех отношениях героической личностью. Из коллектора он ни за что не хотел отправляться в колонию, и мне пришлось лично ехать за ним. Он встретил меня, лёжа на кровати, презрительным взглядом.

— Мне очень неприятно вас беспокоить, сэр, — начал я, — но вынужден исполнить свой долг и очень прошу вас занять место в приготовленном для вас экипаже.

Опришко был сначала поражён моим «галантерейным обращением» и даже поднялся с кровати, но потом прежний каприз взял в нём вверх:

— Сказал, что не поеду!.. И годи!

— В таком случае, уважаемый сэр, я, к великому сожалению, принужден буду применить к вам силу.

— Смотри ты, откуда такой взялся? Так меня и легко взять силой!

— Имейте в виду…

Я усилил нажим в голосе и уже прибавил к нему оттенок иронии:

-…дорогой Опришко..

И вдруг заорал на него:

— Ну, собирайся, чего развалился! Вставай, тебе говорят!

…- Вот причепились!.. Ну, что ты скажешь? Вы заведующий колонией Горького?

— Да.

— Ну, так бы и сказали! Давно б поехали.  (А. Макаренко «Педагогическая поэма»)

3) – Ну, ну, Савельевич! Полно, помиримся.

    — Эх, батюшка Пётр Андреевич! – отвечал он с глубоким вздохом.

 (А. Пушкин «Капитанская дочка»)

20. Проведите исследовательскую работу «Роль обращений в повести  А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (кто, как, при каких обстоятельствах какую форму обращения выбирает, как это его характеризует) или «Роль обращений в стихотворении

Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

21. Прокомментируйте высказывания.

1. Много есть чудес на свете, но человек их всех чудесней. (Софокл) 2. Осторожно прикасайся к человеку…  Жить среди людей – это всё равно, что ходить в сказочном саду, где вокруг тебя тончайшие лепестки цветов с дрожащими на них каплями росы; надо так прикасаться к цветам, чтобы не упала на землю ни одна капля. (В. Сухомлинский) 3. Сердце нужно беречь. И не только своё. (Э. Кроткий) 4. Разумное и нравственное всегда совпадают. (Л. Толстой)

Тема: Письмо. Написание деловых писем

22. Прочитайте правила написания корреспонденции, взятых из сборника советов и наставлений «Хороший тон. Правила светской жизни и этикета» (1889г.) Какие правила написания писем существуют и  в настоящее время, а  какие правила  перестали использоваться?

Корресподенция

Корреспонденция даёт возможность выражать письменно те чувства, которые разлука не позволяет выразить лично, живым словом. Откровенное письмо, в котором мы изливаем наши чувства, смягчает горечь разлуки и сближает разлучённых. Нет ни такого дела, ни такого чувства, которое нельзя было бы выразить в откровенном письме. Искусство вести переписку должно стоять в программе образования всех классов общества, однако, не смотря на крайнюю потребность для всех и каждого владеть этим искусством, им к сожалению неглижируют очень и очень многие.  

  1. О письмах вообще.

Слог письма должен воспроизводить в точности правильный ход разговора; он должен быть ясен, прост и сжат.

В искусстве составлять письма играет весьма важную роль умение отличить того, к кому мы пишем, дать верный тон своему письму, т. е. такой тон, который вполне верно согласовывался бы с теми чувствами и отношениями, в которых мы действительно находимся с тем лицом , к  которому пишем.

Как быть Леди:  ЭЛЕКТРОФОБИЯ (БОЯЗНЬ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА): СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ - ПСИХОЛОГИЯ

Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного, потому что коль скоро письмо отослано, мы уже не в состоянии исправить зло: что написано пером, того не вырубишь топором.

Если случится писать под влиянием чувства гнева, то лучше отправку письма отложить до следующего дня. Этим средством можно сохранить дружбу, которую иногда минутная несправедливая вспышка может уничтожить безвозвратно…

Письма к отцу, матери, наставнику и наставнице должны носить характер почтительной привязанности, нежного и покорного доверия.

Когда молодая особа пишет к своим подругам или к родственницам, она может, если только обстоятельства этому не препятствуют, принять приятельский  и шутливый тон и доверчиво предаться излияниям дружбы; но в письме её не должно быть того смирения, которым отличается письмо к старшим.

Молодая особа никогда не должна ни получать, ни писать писем без согласия на это родителей или наставницы, если она находится в учебном заведении.

Когда кто-нибудь берёт на себя обязательство передать кому-либо письмо, он обязан передать его нераспечатанным.

Всякое письмо, кем бы оно написано ни было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования. Малейшая бестактность, ничтожный промах в словах и небрежность в выражениях – ставят пишущего в неприятном свете, умаляя его нравственное превосходство. Для дельной переписки нужен ум, талантливость, житейская наблюдательность и плавность изложения. Она достигается путём усиленной практики.

Вежливость приписывает не задерживать ответного письма, чего всеми силами надо избегать.

Каждое письмо состоит из четырёх частей, составляющих связную целостность:

  1. Обращение – начинается титулом, когда обращаемся к лицу титулованному, или просто отчеством и фамилией.
  2. Приступ – начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения в утруждении письмом.
  3. Изложение о предметах, интересующих адресата. Оно неопределённо до бесконечности, как неопределённы и многочисленны предметы рассуждения.
  4. Заключение состоит в изъявлении чувств преданности, почтения и собственноручной подписи.

Посткриптум. При законченном уже письме иногда вспомнится то, что в него по забвению не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда, в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак: PS или  NB и за ним приписывается забытое.

Приличие требует, чтобы письмо писать чётко, во избежание затруднения читать его получившему.

Небрежность уничтожает всякий интерес. Особенно внятно и выразительно, без ненужных росчерков, должно писать свою фамилию. Часто случается, что получивший письмо не может догадаться, от кого оно именно.

  1. Этикет,  соблюдаемый в письмах.

Письма, поздравляющие с Новым годом, посылаются обычно заранее. Бумагу для поздравительных писем всегда нужно выбирать хорошую и оставлять обратные страницы не записанными.

Очень невежливо и даже грубо вместо подписи ставить одну лишь букву и затем точки. Только знаменитости имеют право подписываться крючками или чёрточками.

Если вы употребляете в письме второе лицо, т.е. личное местоимение «Вы», «Ваш» и т.д., то всегда пишите большое В.

Подписываться в письмах необходимо  таким образом:  «готовый к услугам», или «преданный Вам», «примите уверение в моём почтении и искреннем к вам расположении» (к родственнику или хорошему приятелю можно написать «любящий…» или «преданный…»).

Какого бы рода письмо ни было никогда не забывайте ставить адрес и число.

23. Составьте ответ на письма, в которых рассматриваются различные проблемные вопросы, предложенные ниже.

1) Ваш знакомый считает, что лучше предпочесть одиночество (не иметь каких-либо дружеских связей), чем встречаться с кем попало и просто болтать языком.

2) Ваша подруга разочаровалась в жизни: в вуз не поступила, отношения с родителями и друзьями не складываются, на работу устроиться не может, в  общем, ничего в её жизни не получается.

3) Ваш знакомый считает, что эмоции сейчас не в моде, самое важное – это трезвый ум и холодный расчёт.

4) Ваш друг написал вам, что он не занимается спортом, так как и без того здоров.

5) Ваш друг считает, что профессия педагога доступна всем.

6) Ваша подруга пишет, что она с трудом усваивает новый учебный материал, быстро забывает прочитанное, учиться ей тяжело, ничего не успевает делать.

24. Составьте текст писем соответственно указанным структурным элементам.

Структурная схема делового письма

Структура текста

Речевые конструкции

  1. Обращение

Используется стандартное обращение

(должность, ФИО).

Возможно использование прилагательных.

Если не предполагается конкретное лицо, обращение можно опустить.

Уважаемый

(многоуважаемый, высокоуважаемый (высокопоставленным чиновникам))

Дорогой (к хорошо знакомому адресату)

Уважаемые

господин Иванов!

господин директор!

Александр!

господа!

дамы и господа!

коллеги!

     2.Вводная часть

    Излагается повод для письма

В связи с…

Согласно контракту от 21.01. 02. №15/ 10…

Нами рассмотрены Ваши предложения…

3.Основная часть

Формулируется главная цель письма:

Сообщение;

Предложение

Отказ;

Ответ

Запрос

Просьба

Благодарность и т.д.

Суть дела излагается от первого лица в ед. ч. или мн. ч., а также от третьего лица. Необходимо чёткое деление на абзацы.

Рады сообщить Вам…Информируем Вас о том, что… Извещаю, что… Ставлю Вас в известность, что… Сообщаю Вам, что…

Имеем честь предложим Вам…

К сожалению, мы не можем принять…

Прошу ответить…

Просим выслать… Просим рассмотреть вопрос /подтвердить заказ/ сообщить о решении…

и т.д.

  4. Заключение

      Выражается надежда на ответ, на положительное решение вопроса, выражается признательность, пожелание, чтобы переписка была продолжена и т.п.

Надеемся получить ответ в ближайшее время..

Просим ответить в двухнедельный срок…

Ожидаем Вашего согласия..

Выражаем надежду (надеемся) на дальнейшее сотрудничество…С уважением… Искренне Ваш… Заранее благодарны…

25. Прочитайте деловое письмо, назовите реквизиты и структурные элементы письма.

Москва, 107045,

 ул. Каланчевская, 21,

АО «Салют»

3 марта 2021 г.

                                              Уважаемые господа!

Прошу известить нас, сможете ли вы поставить мебель для офиса нашей фирмы.

Поставку необходимо осуществить в течение двух месяцев после размещения заказа. При условии конкурентоспособных цен и гарантии быстрой доставки мы хотели бы разместить заказ в Вашей компании.

Ждём скорейшего ответа. Надеемся на положительный ответ и на то, что наши будущие деловые связи окажутся взаимовыгодными.

С уважением

 П. А. Сергеев, заместитель директора по маркетингу  

26. Составьте и напишите деловому партнёру.

1. Письмо-просьбу, используя все реквизиты делового письма. С содержанием данного письма согласуется употребление ключевого глагола «просить». В тексте возможна стандартная формула мотивации «В целях ознакомления с…»

2. Письмо-ответ. С содержанием данного письма согласуется употребление ключевой формулы «В ответ на Ваше письмо от…» Если не можете выполнить просьбу, употребите вводное слово «к сожалению», что является предельной возможностью выражения эмоции в деловой документации.

3. Письмо-благодарность. Основу такого письма может быть следующей: «Благодарим Вас за приглашение участвовать в работе Вашего семинара, а также за присланную Вами программу…»

Тема: Телефонный этикет

27.Определите, какие ошибки были допущены при ведении телефонного разговора.

1) – Алло! Алло! Кто это?

   — А вам кого надо?

   — Куда это я  попал?

   — А куда вы хотели попасть? Вы скажите, кто вы  наконец…

2) —  Алло!

    —  Позовите Надю!                                                                                    

    —  Кого?    

    —   Надю!                                                                                                                        

    —  У нас такой нет!

    — Как нет? Это кто говорит?

    — Какой  вы  набрали  номер?

   — 35-64-70

   — Смотреть надо,  когда набираешь.

28. Составьте разговор по телефону соответственно ситуациям общения.

Вы – работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить:

-ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике;

Как быть Леди:  Самостоятельность

— учёного из университета выступить на научно-практической конференции;

— преподавателя вуза выступить с лекцией перед работниками администрации;

-руководителя предприятия оказать помощь в проведении городского мероприятия.

Вы —  классный руководитель.  Позвоните родителям Вашего ученика, пригласите их

прийти на родительское собрание.

Тема: Невербальные средства общения

29. Прокомментируйте высказывания.

1. Человеческий голос может быть и привлекательным и отталкивающим. Это же самое, что «туше» при игре на рояле, что звук у скрипача или виолончелиста…(А. Рубинштейн)

 2. Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слышит.

 (М. Монтень) 3.  Всяк своим голосом скажется. (Русская пословица) 4. Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. (В. Белинский) 5. Только интонация убеждает.

(Д. Жирарден)

 30.Проиграйте предложенные ситуации общения.

1) Начался урок. Вы за столом. Открывается дверь. Смотрите на вошедшего. Произносите:

— «Быстрее садись»(требовательно).

-«Не ожидал» (удивлённо).

— «Отвлекаешь» (с досадой.)

— «Что-нибудь случилось?» (спрашивая).

— «Мешаешь работать» (укоризненно).

— «Наконец-то!» (радостно).

2) Вы вызываете ученика. Он заявляет: «Я не выполнил задание».

 Ваша реакция

«Понимаю, как тебе это неприятно» (с сочувствием)

«Это недопустимо!» (с осуждением)

«Что будет дальше, чем объяснить?» (с ожиданием)

«Да, тебе помешало отсутствие по болезни» (с готовностью заступиться)

«Не ожидал от тебя такого!» (с удивлением)

«Это уже в который раз» (с удивлением)

3) Вы пишете на доске. Ученики должны писать вместе с вами в тетрадях одновременно. «Вдруг» раздаётся какой-то шум, оборачиваетесь, выражая

удивление: «Что случилось?»

осуждение: «Кто ещё не начал работать?»

требование: «Перестаньте, пора успокоиться».

выжидание: «Я жду тишины».

4)Контрольная работа. Вы за столом. Видите, как ученик пытается воспользоваться шпаргалкой. Ваши взгляды встречаются. Ваш взгляд с укоризной (с настойчивым запретом, с ожиданием дальнейших действий, с лукавым сочувствием, с безмерным удивлением).

5) Ученик у доски выполнил задание. Ваша реакция

Спокойная: «Всё правильно»

Радостная: «Молодец!»

Удивление: «Ты уверен, что у тебя всё правильно?»

Тема: Правила ведения беседы

31. Прокомментируйте высказывания.

1. У нас один рот и два уха, чтобы меньше говорить и больше слушать.(Народная мудрость). 2. Причина, по которой так мало людей находит общий язык в разговоре, заключается в том, что каждый думает больше о том, что он собирается сказать сам, чем о том, что говорят другие. (Шопенгауэр) 3.Придумать меткое, но острое замечание и всё же не произнести его – признак истинного благородства. (Ларошфуко) 4.Кто пускает на ветер свою тайну, не сохранит и чужую. (Испанская пословица) 5. Человек редко раскаивается в том, что он мало говорил, и, напротив, очень часто раскаивается в том, что говорил слишком много: эта истина старая, всем известная и всеми забываемая. (Лабрюйер) 6. Красно говорит, а слушать нечего (Русская поговорка) 7.  Лишнее слово в досаду вводит. (Русская пословица) 8. Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен.. (Сенека) 9. Не позволяй твоему языку опережать твою мысль. (Хилон)10.  Если болтают двое – не будь третьим. (Турецкая пословица)

32. Прочитайте отрывки из  приведённых ниже произведений. Определите условия успешного общения.

1) Они ехали в вагоне со мною, сидели напротив меня. Он —  пожилой офицер. Она – барышня.                          

Он занимал её разговором о даче и деревне.

Офицер говорил:

-Ну, конечно, вы скажете, что природа и там вообще… А дачная жизнь – это всё-таки…

-Многие любят ездить верхом, — отвечала барышня, смело смотря ему в глаза.

— А соседей, по большей части, мало. На даче сосед – пять минут ходьбы, а в де…

Ловить рыбу очень занимательно, только не…

-…деревне пять вёрст езды!

— …неприятно снимать с крючка. Она мучится…

…Разве можно при таких условиях поправиться?

-Нужно пить молоко.

Офицер посмотрел на барышню подозрительно:

-Уж какое там молоко! Просто какая-то окись!

-Ах нет, у нас всегда чудесное молоко!

-Это из Петербурга –то в вагонах привозят чудесное? Признаюсь, вы меня удивляете!

Барышня обиделась.

У нас имение в Смоленской губернии. При чём же тут Петербург?

  (Н. Тэффи «Разговоры»).

2) Одинцова сидела, прислоняясь к спинке кресел, и, положив руку на руку, слушала Базарова…Базаров толковал о медицине, о ботанике. Оказалось, что Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком. Она навела речь на музыку, но, заметив, что Базаров не признаёт искусства, потихоньку возвратилась к ботанике, хотя Аркадий и пустился было толковать о значении народных мелодий… Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая. (И. Тургенев «Отцы и дети»)

33. Прокомментируйте высказывания.

Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое.(Шопенгауэр) Ничего нет драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. (А. де Сент —  Экзюпери) Друг – это другой я. (Зенон) Отец любит своё дитя. Мать любит своё дитя. Дитя любит отца и мать, но это не то, братцы, любит и зверь своё дитя, но породниться родством по душе, а не по крови может только человек. (Н. Гоголь) Друг всем – друг ничей (Аристотель) Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат. (Библия. Притчи  Соломона)

34.Проведите в своей группе  беседу на тему «Дружба».  Возможно рассмотрение в вашей беседе следующих вопросов:

-Что, по вашему мнению, объединяет людей в дружбе?

— Какое место в вашей жизни занимает дружба? настоящим другом?

— Наличие каких нравственных качеств предполагает дружба? и т.д.

— Способен ли каждый человек быть

Просьба / одолжение

Задача: сформировать некую проблематичную ситуацию для самого себя и вовлечь в ее решение другого человека.

Пример. Вы на деловой конференции. Получили бейдж участника и не знаете куда идти дальше. Волонтеров и организаторов поблизости не видно, но видите рядом несколько участников также ищущих какой-то маршрут. Отлично! Подойдите и начните следующий диалог:

— Прошу прощения, а Вы случайно не знаете, как попасть в зал Б? Бейдж выдали, а куда идти не сказали..

— Хм… Секунду… Смотрите зал Б — это вроде там (обьясняет где) — Понял, спасибо! Ой, а Вы случайно не туда идете.

А то ориентируюсь плоховато…

— Нет, мне в зал А.

— Понял. А! Там вроде Тинькоф выступает…

— Опять наверно свой банк втирать будет…

— Да нет, думаю что …

(Дальше разговор может повернуть в обсуждение спикера и Вы уже вполне имеете возможность вставить свое «А меня Сергей зовут!»)

В чем идея?

Наша главная задача это растянуть «безликий» диалог (т.е. диалог, где мы не знаем ни имен и ни его участников) как можно дольше. В ходе такой перепалки слов наш собеседник чувствует себя непринужденно, так как мы от него ничего не требуем и не заставляем знакомиться, а просто вводим в привычную для него социальную ситуацию: я заблудился — не подскажите как пройти? Чтобы впоследствии вот-вот представиться.

Возможно мы и знаем как пройти в зал Б, но мы специально придумываем эту проблему, чтобы дать некий старт коммуникации и поставить собеседника в привычную для него социальную ситуацию.

Другие примеры:

— Прошу прощения, тут принтер заживало… Не знаете как с этим справиться?

— Так… А Газпром на каком этаже? Прошел турникет, а спросить куда идти не спросил…

— Девушка, а не знаете где тут детей забирают?

Для того, чтобы этот инструмент работал максимально эффективно я рекомендую заранее продумать несколько вариантов дальнейшего развития делового диалога. Порой, от незнания, что говорить дальше вложенные до этого усилия в первую фразу будут потрачены зря, а знакомоство скомкано.

Резюме:

Старайтесь во всем находить реалистичные проблемные ситуации. Не решайте их сами, а дайте возможность другим людям помочь Вам в этом, даже если Вы знаете, что ответ очевиден. Чем очевиднее проблема, тем легче Ваш деловой собеседник воспримет Вашу просьбу (как пройти в библиотеку) и тем легче Вам просчитать ход развития диалога, чтобы впоследствии выйти на стадию «знакомство».

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий