Сознание у ребенка, взрослых и пожилых. Субъекты и объекты процесса сознания. Роль сознания в жизни человека. –

Сознание у ребенка, взрослых и пожилых. Субъекты и объекты процесса сознания. Роль сознания в жизни человека. – Женщине

2.1. Оценка общего состояния пациента (общий осмотр), (inspection)

Общее состояние пациента: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, очень тяжелое;

● сознание: ясное, нарушенное (ступор, сопор, кома, галлюцинации, бред);

● положение в постели: активное, пассивное, вынужденное (активно-вынужденное – ортопноэ, коленно-локтевое и др.; пассивно-вынужденное);

● общий вид больного (соответствует ли он своему возрасту, выглядит старше или моложе);

● телосложение: нормостеническое, астеническое, гиперстеническое:

Индекс Брока – при удовлетворительном питании в пределах 90–100 %;

Индекс Кетле – при нормальной упитанности в пределах 20–24;

Индекс Пинье – при среднем телосложении в пределах 15–25;

● походка: без особенностей, быстрая, медленная, атактическая, спастическая, паретическая;

● осанка: прямая, сутуловатая, «гордая»;

● голос: обычный, громкий, тихий, сиплый, хриплый, гнусавый;

● кожные покровы туловища:

а) цвет: телесный, бледный, красный, цианотичный, землистый, бронзовый, желтушный, мраморный, гиперпигментации, депигментации;

б) температура на ощупь: обычная, кожа холодная, горячая;

в) тургор: удовлетворительный, сниженный, повышенный;

г) шелушение: локализация, выраженность (умеренное, интенсивное);

д) влажность: обычная, сухая, повышенной влажности;

е) сыпи: локализация, особенности проявления (в виде единичных экземпляров или сливная, группами), форма (розеолы, петехии, папулы, везикулы, эритема);

ж) кровоизлияния: локализация, выраженность, давность, причины появления;

з) сосудистые изменения: телеангиэктазии, флебэктазии, сосудистые «звездочки» (локализация, выраженность);

и) рубцы: посттравматические, послеоперационные (величина, локализация);

к) трофические изменения: язвы, пролежни (локализация, величина, характер поверхности);

л) наружные опухоли: локализация, величина, болезненность, связь с кожей и подкожной клетчаткой, подвижность;

● подкожно-жировой слой: степень развития (умеренная, слабая, чрезмерная – указать толщину кожной складки в области подреберья или на уровне пупка в см), локальные проявления чрезмерного развития подкожно-жировой клетчатки;

● отеки (осмотр дополняется пальпацией): локализация (голени, поясница, асцит, анасарка), выраженность (умеренные, резко выраженные, пастозность);

● лимфатический аппарат (осмотр дополняется пальпацией): описывается состояние затылочных (валик Корицкого), околоушных, подчелюстных, шейных, надключичных (Верхова железа), подключичных, подмышечных, локтевых, паховых, подколенных лимфатических узлов (форма, размеры, подвижность, болезненность, связь с окружающими тканями).

Осмотр отдельных частей туловища

● Голова: форма, пропорциональность к остальным частям туловища, симметричность, соотношение лицевой и мозговой частей;

● волосы: цвет, блеск, развитие (густые, редкие, поседение, облысение), ломкость;

● лицо: симметричность, выражение (обычное, безучастное, страдальческое, амимичное, удивленное, угнетенное и т. д.), форма (правильная, осунувшееся, одутловатое, отечное, лунообразное, акромегалическое); цвет кожи (телесный, бледный, землистый, желтый, цианотичный, бронзовый, плеторический), растительность (по мужскому, по женскому типу), гирсутизм, феминизм, выпадение бровей;

● глаза: ширина глазной щели (умеренная, широкая, суженная – с одной стороны, с обеих сторон), экзофтальм, эндофтальм, слезотечения, косоглазие, глазные симптомы (Штельвага, Мебиуса, Грефе); веки (птоз, отечность, ксантелазмы); склеры (обычные, желтушные, гиперемированы, кровоизлияния); зрачки – форма, величина, реакция на свет (живая, вялая, замедленная, отсутствует), «пульсация» зрачков; конъюктивы (обычные, гиперемированные, наличие слезотечений, рубцов, влажность);

● нос: выраженность носогубной складки, величина носа (пропорциональность к остальным частям тела, увеличен, уменьшен в размерах), форма (обычная, седловидный, утиный, удлиненный), кожа (бледная, цианотичная, красная), участие крыльев носа в акте дыхания, наличие герпеса;

● уши: форма, цвет кожи ушных раковин (обычный, цианотичный, красный), наличие узелков (определяются пальпаторно);

● шея: форма обычная, короткая, удлиненная), отечность, пульсация сосудов («пляска каротид», набухание шейных вен, пульсация в яремной вырезке); щитовидная железа (размеры – обычная, увеличенная диффузно или в отдельных участках), консистенция – плотная, бугристая, мягкая, болезненность;

● конечности: симметричность и пропорциональность по отношению к другим частям туловища; пальцы (удлинены, укорочены, в виде барабанных палочек), ногти (обычной формы, в виде часовых стекол; розовые, цианотичные, бледные, наличие трофических расстройств – разрыхления, поперечная или продольная исчерченность); варикозное расширение вен;

● суставы: форма (обычная, наличие деформаций, отечности), активные и пассивные движения обычного объема, ограниченные, болезненность при движении, наличие подкожных узелков – определяются пальпаторно);

● мышцы: степень развития (хорошая, удовлетворительная, слабая, наличие мышечных атрофий), тонус (обычный, сниженный, повышенный), болезненность при пальпации;

● позвоночник: без особенностей; наличие патологических искривлений (лордоз, кифоз, сколиоз), ограничение подвижности, болезненность при движениях. Рост, вес. Антропометрические показатели. Индекс Брока, индекс Кетле (индекс массы тела пациента – ИМТ). Индекс Пинье (телосложение).

Образец записи

Общее состояние пациентки средней тяжести. Состояние ясное, положение в постели вынужденное (ортопноэ). Пациентка выглядит несколько старше своего возраста. Телосложение нормостеническое, походка медленная, осанка сутуловатая; голос сиплый, тихий. Кожные покровы туловища бледной окраски с участками цианоза в области лица, конечностей и верхней части грудной клетки.

Нарушений пигментации кожи не обнаружено. Кожа на ощупь холодная, преимущественно в дистальных участках конечностей. Тургор ее снижен. В области обеих голеней определяется интенсивное шелушение кожи. Сыпей, кровоизлияний, сосудистых расширений, трофических расстройств не обнаружено.

Степень развития подкожно-жирового слоя умеренная (толщина кожной складки в области правого подреберья составляет около 1 см); локальных проявлений чрезмерного развития подкожно-жировой клетчатки не обнаружено. Определяется отечность обеих голеней. Свободная жидкость в брюшной полости не обнаруживается.

Увеличения подчелюстных, надключичных, подключичных, подмышечных, локтевых, паховых лимфатических узлов не отмечено. В затылочной области определяется цепочка мелких (0,3–0,5 см в диаметре) узелков по ходу затылочных мышц (валик Корицкого), плотноватых, болезненных, умеренно подвижных, не спаянных с окружающей кожей и между собой.

Голова обычной формы, пропорциональна по отношению к другим частям туловища, с правильным соотношением между мозговой и лицевой частями.

Волосы темно-каштанового цвета, тусклые, с участками поседения в височных областях, эластичные.

Лицо симметричное, выражение угнетенное, уставшее, несколько осунувшееся. Цвет лица бледный с цианотичным оттенком в области носогубного треугольника, кончика носа, ушных раковин; кожа дрябловатая, морщинистая. Нарушений растительности на коже лица не обнаружено.

Обе глазные щели равномерно сужены, экзо-, эндофтальма, признаков косоглазия не обнаружено. В области правого верхнего века определяется ксантелазма размером 0,2×0,2 см. Склеры бледно-желтого цвета с участками сосудистой инъецированности в области внутренних углов обоих глаз.

Нос обычной величины и формы, кожа носа бледная с цианотичным оттенком, преимущественно у кончика. Крылья носа активно участвуют в акте дыхания.

Ушные раковины обычной величины и формы, умеренно прилегают к голове; кожа (преимущественно в области мочек) цианотична, узелки не прощупываются.

Слизистая губ синюшного цвета, сухая, в наружной части нижней губы имеется кровоточащая трещина.

Шея несколько укорочена, утолщена, на боковых поверхностях определяется набухание шейных вен. Щитовидная железа обычных размеров, тестоватой консистенции, безболезненная при пальпации. Патологическая пульсация артерий на шее не определяется.

Конечности симметричны, пропорциональны по отношению к другим частям туловища. Пальцы несколько укорочены, выражен симптом «барабанных палочек». Ногти рук в виде часовых стекол, с цианотичным оттенком. Трофических расстройств на коже конечностей и в области ногтей не обнаружено. В области голеней обнаруживается отечность и варикозное расширение вен.

Суставы обычной величины и формы, болезненные при пальпации, активные и пассивные движения в полном объеме, безболезненные. Кожные покровы в области суставов не изменены, подкожные узелки не определяются.

Степень развития мышц удовлетворительная, тонус снижен, при пальпации мышцы безболезненные.

Рост 168, масса тела 72 кг, окружность грудной клетки 108 см.

Индекс Брока – 90 % – удовтетворительного питания

Индекс Кетле – 20 – нормальной упитанности

Индекс Пинье – 15 – нормостеническая конституция, среднее телосложение.

В буддизме

В настоящее время некоторые исследователи и буддийские деятели (в том числе Далай-лама XIV) определяют буддизм как «науку о сознании»[8][9][10][11].

Согласно известной буддийской доктрине о Трёх поворотах колеса Дхармы, во время третьего поворота Будда проповедовал учение о «только лишь сознании», в соответствии с которым «все три мира суть только лишь сознание»[12].

Данный поворот, который «Сутра развязывания узла глубочайшей тайны» характеризует как наиболее полный и окончательный, связан с учением школы Йогачара[13].

Школой сознания Будды иногда называют школу дзэн[14], известный чаньский учитель Цзунми назвал школу чань «школой созерцания» (чаньцзун) и «школой сознания» (синьцзун)[15].

Сознание (санскр.: виджняна) отождествляется в буддизме с общей способностью ощущать и распознавать, а также с более узкофункциональной способностью избирательно реагировать на внешние и внутренние стимулы. В связи с этим, выделяют шесть виджнян: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая, ментальная.

Сознание входит в состав разных причинно-следственных комплексов: является одной из пяти скандх (причинных факторов индивида) и звеном (нидана) в 12-звенной цепи зависимого возникновения[17].

Согласно буддийскому учению, сознание несубстанционально, не является неизменным, единым и независимо существующим, и представляет собой поток (сантана) мгновенных психических состояний (дхарм). По словам Будды, сознание «начинается как одна вещь, а кончается как другая»; то есть, оно непостоянно и не тождественно самому себе в разные моменты времени[18].

В соответствии с 12-звенной моделью буддийской доктрины «совместного возникновения условий» (пратитья самутмада), возникновение сознания обусловлено «формирующими факторами» (санскара)[19] — отпечатками, впечатлениями, латентными тенденциями, оставляемыми действиями (кармой)[20].

Таким образом, с точки зрения буддизма, сознание является результатом прошлой кармы[21][22]. Также, сознание является результатом одновременного обусловливания со стороны двух своих баз (аятана) — органа чувств (индрия) и чувственного объекта (аламбана)[23].

Индрия — это чувственная способность органа чувств, которых у человека 6: глаз, ухо, тело, нос, язык, ум (манас); шести органам чувств соответствуют шесть типов воспринимаемых объектов: видимое, слышимое, осязаемое, обоняемое, вкушаемое, мыслимое[24] (итого: 12 аятан).

Согласно 12-звенной модели зависимого возникновения, существование шести органов чувств (нама-рупа) и их шести чувственных способностей (шад-аятана) также зависит от «формирующих факторов» (санскара)[19]; то есть, является результатом прошлой кармы.

Примечания

  1. Лекторский В. А.Сознание // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2021. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. Consciousness // Stanford Encyclopedia of Philosophy
  3. Что такое сознаниеАрхивная копия от 2 апреля 2021 на Wayback Machine // Спиркин А. Г. Философия
  4. David J. Chalmers. Facing Up to the Problem of Consciousness
  5. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
  6. Классическая немецкая философия. Социальные и гносеологические предпосылки классической немецкой философииАрхивная копия от 14 июля 2021 на Wayback Machine // Кальной И. И., Сандулов Ю. А.Философия для аспирантов.
  7. Владимир Данченко. Элементы Садханы
  8. Робинсон К.Состояние сознания в процессе смерти: научно-медицинский и буддистский подходы // Религиоведение. — 2007. — № 3. — С. 171. — ISSN2072-8662. Архивировано 23 мая 2021 года.
  9. Монгуш М. В.О Будде Майтрее, духах и Шамбале (диалог науки с буддизмом) // Этнографическое обозрение. — М.: Наука, 2007. — № 1. — С. 154. — ISSN0869-5415. Архивировано 4 марта 2021 года.
  10. Варнавский П. К.«Национальная» религия в контексте глобализации: традиционный буддизм в современной Бурятии // Антропологический форум / гл. ред. А. Байбурин. — 2021. — № 14. — С. 198.
  11. Терентьев А. А.Буддизм: как вписать его в определение религии? // Свеча-2021. Том 23. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. Сборник докладов Международной конференции «Религия и религиозность в глобальном измерении» / отв. ред. Е. И. Аринин. — Владимир: ВлГУ, 2021. — С. 217. — ISBN 978-5-9984-0404-7.
  12. Торчинов Е. А.Философия буддизма Махаяны. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — С. 116. — 320 с. — ISBN 5-85803-197-8.
  13. Торчинов, 2002, с. 108—109.
  14. Антология дзэн / под ред. С. В. Пахомова. — СПб.: Наука, 2004. — С. 179. — 403 с. — ISBN 5-02-026863-1.
  15. Штейнер Е. С. Дзэн-жизнь: Иккю и окрестности. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. — С. 228.
  16. Юсупова Г. И. Духовная традиция дзэн и современность: к истокам толерантного сознания (теоретические аспекты) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. — Махачкала: Региональный центр этнополитических исследований ДНЦ РАН, 2007. — № 28. — С. 93. — ISSN1684-792X.
  17. Лысенко В. Г. / Виджняна / Философия буддизма: Энциклоредия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2021. — С. 210—211. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  18. Лысенко В. Г. / Виджняна / Индийская философия: Энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. — С. 267. — 950 с. — (Summa). — 3000 экз. — ISBN 978-5-02-036357-1 / ISBN 978-5-8291-1163-2 / ISBN 978-5-98426-073-2.
  19. 12Лысенко В. Г. / Пратитья самутпада / Философия буддизма: Энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2021. — С. 551. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  20. Лысенко В. Г. / Санскара / Индийская философия: Энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. — С. 716. — 950 с. — (Summa). — 3000 экз. — ISBN 978-5-02-036357-1 / ISBN 978-5-8291-1163-2 / ISBN 978-5-98426-073-2.
  21. Лысенко В. Г. / Виджняна / Философия буддизма: Энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2021. — С. 213. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  22. Лысенко В. Г. / Виджняна / Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН (рус.) / Науч.-ред. совет под предс. В. С. Степина. — М.: Мысль, 2021. — Т. 1. — С. 296. — 744 с. — 5000 экз. — ISBN 978-2-244-41115-9. — ISBN 978-2-244-41116-6.
  23. Лысенко В. Г. / Виджняна / Философия буддизма: Энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2021. — С. 211. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  24. Лысенко В. Г. / Аятана / Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2021. — С. 146. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
Как быть Леди:  «Троллить нубика в Майнкрафте». Что значит троллить и кто такие тролли

Технологии психологического воздействия в сектах

12.Материальные лишения. В ряде сект, если не в большинстве из них, адепты «жертвуют» зарплатой (поначалу — десятиной), имуществом, накоплениями, драгоценностями, машинами, квартирами, дачами, антиквариатом, а продолжая работать на секту по 10–12 часов в сутки без выходных дней, не получают денег. Фактически они разоряются, порой не имея даже сменного белья. Трудно представить себе, что все сектанты переживают это стоически или думают, как Н.В.Гоголь: «Нищенство есть блаженство, которого еще не раскусил свет… и кто уже возлюбил истинно свою нищенскую суму, тот не продаст ее ни за какие сокровища мира». Но похоже, а скорее, так оно и есть, секта радикально меняет отношения человека. Ведь в обычной жизни господствует совсем другое мнение. «Лишите человека собственности, и вы лишите его самого себя», — не без оснований заметил ктото. Лидеры сект за малым исключением отнюдь не намерены следовать по пути аскезы.

Обнищание адептов помимо «блаженства» освобождения от материальных пут преследует и другую цель: выйти из секты становится почти невозможно. Возвращаться обратно не к кому и не к чему.

Есть еще одно важное следствие столь тяжкого «пути к духовному возрождению». В психологическом плане лишения, унижения, издевательства, внешне кажущиеся совершенно бессмысленными либо даже садистическими, играют весьма существенную для секты роль. В данном случае действует правило возрастания ценности, имеющее мало исключений: то, что достается с большим трудом, ценится несравненно дороже, чем само плывущее в руки («как пришло, так и ушло», гласит пословица). В итоге — и лидеры сект это ясно понимают — привязанность адептов к секте только усиливается, крепнут их солидарность и сплоченность.

13.Принуждение к откровенности. Члены немалого числа сект обязаны сообщать своим руководителям все, что они знают о близких, друзьях, знакомых, коллегах, соседях и т. д., выдавая при этом самые сокровенные тайны. Полученные сведения тщательно проверяются из других источников. Точно так же адепты должны все без утайки рассказывать о себе. Лидеры сект вынуждают к такому полному обнажению адептов по целому ряду причин: из соображений личной безопасности, для вербовки подходящих людей, с целью шантажа, инфильтрации в социальные и политические структуры, в органы исполнительной власти, в целях экономического шпионажа. И, разумеется, для распускания дискредитирующих слухов, клеветы на неугодных людей, «ибо клевета — парадный ход для лжи и черный — для правды». Откровенность адепта — это грозное оружие и против него самого, он не может не понимать, что оказывается тем самым объектом неограниченной власти лидеров секты.

Весьма примечательно, что руководители сект предпочитают письменные свидетельства адептов — это старый восточный прием манипулирования. Здесь используется правило магического действия, имеющее основанием убеждение людей в том, что только по поступкам можно узнать, каков есть человек на самом деле. По поступкам люди судят и о самих себе. Совершая тот или иной поступок, человек сохраняет или меняет представление о себе.

Даже если он что-то напишет, то есть выполнит определенное действие, можно ожидать, что оно повлияет на отношение к себе и тем самым к какому-то явлению. Китайцы, к примеру, просили пленных американцев всего лишь переписывать прокитайские тексты. Этого было достаточно, чтобы пленники начинали относиться к Китаю более позитивно. Письменные «доносы» меняют, следовательно, Я-концепцию адептов в нужном для секты направлении, а стало быть, и свое отношение к секте. Кроме того, адепт знает, что о написанном им могут узнать многие другие. Это скорее всего заставит его смотреть на себя глазами «других» и, согласно принципу социального доказательства, присоединиться к их возможному мнению о себе, а также вести себя в соответствии с их ожиданиями — правило самопрезентации.

14.Прозелитизм — стремление обратить других в свою веру. Прозелитизм практикуют обычно все секты. Некоторое предпочтение при этом могут оказывать определенным слоям населения: лицам молодого возраста, материально обеспеченным, людям с известным общественным положением и т. д. Вероятно, весьма значительная часть неофитов (вновь обращенных в веру) — это лица с психическими отклонениями, расстройствами личности, проблемами адаптации. К.Ясперс указывает, что «больше всего» психических расстройств встречается среди приверженцев различных сект, но прямо не связывает это с деятельностью последних, считая этот факт изначальным. Если в секту вовлекается кто-то из членов семьи, со временем там могут оказаться и другие, а иногда вся семья.

Деятельность по вовлечению в секту поощряется, в частности зачетами «заслуг» и продвижением вверх по ступеням иерархии секты, благосклонностью «руководства», погашением долгов или заменой денежных вкладов и др. Учитываются, естественно, и весьма важные психологические аспекты прозелитизма. Подобно такому правилу, как «учи и поймешь сам», миссионеры подчиняются другому, вытекающему из принципа социального доказательства, — «уговаривай и убедишься сам». «Чем больше людей убедишь, тем более ты прав» — потому миссионеры столь экспансивны. При этом чем большее сопротивление оказывает потенциальный адепт и чем труднее его «сломить», тем само верование в глазах вербовщика становится более «истинным». Отчасти, вероятно, отсюда проистекает та подчас невероятная настойчивость, которую проявляют вербовщики, заметив малейшие признаки сомнения или колебаний у своего клиента. Только категорическое «нет» да в придачу пара крепких выражений помогает им понять, что тут «делать нечего».

15.Социальная мимикрия — использование внешней атрибутики и привлекательных признаков той или иной социальной группы ради повышения авторитета и влияния секты. Так, «Черная библия» сатанистов написана с точностью наоборот, но явно с подражанием стилю библейского текста, художественные достоинства и очарование древности которого не имеют себе равных. Многие секты заимствуют веками отточенную риторику других, зачастую самых разных конфессий. «Небольшие» при поверхностном чтении поправки и изменения акцентов в теологических сочинениях зачастую остаются без внимания адептов, хотя именно такие «детали», как позже выясняется, имеют ключевое значение. Тексты некоторых «священных» книг сектантов весьма напоминают жанр фантастики, повальное и почти болезненное увлечение которым общеизвестно. Секта Махариши (трансцендентальная медитация) не без успеха эксплуатирует наукообразность своих публикаций, чем подкупает «образованных» людей даже из «науки».

В части сект бытует и распространяется убеждение в том, что в них наиболее полно реализуется принятый в обществе образ жизни, считающийся благодаря искусной идеологической обработке нигде не превзойденным. Ла Вей, идеолог сатанизма, в этой связи открыто говорит: «Собственно говоря, мы проповедуем то, что уже давно стало американским образом жизни. Просто не все обладают мужеством называть вещи своими именами». Проамериканские тенденции, искусственно насаждаемые по сию пору среди населения России, эта ксеномания — одностороннее увлечение всем иностранным и негативистическое отторжение собственной культуры в какой-то степени объясняют популярность сатанизма в нашей молодежной среде. Многие секты маскируются под общественные, гуманитарные, миротворческие, экологические организации, действуют под лозунгами сохранения семьи, нравственности, духовности.

В условиях массового распространения наркомании, алкоголизма, СПИДа, других социально зависимых болезней эти проблемы становятся как бы притягательными масками сект. Это делается не только для того, чтобы обойти закон, — тут секты сегодня у нас практически неуязвимы. Главная цель — создать о себе благоприятное впечатление. Именно потому в сектантских текстах, в речах их «проповедников» так много разных красивых слов: духовность, любовь, справедливость, возрождение, спасение, нравственное очищение и т. д. Зло подобает приукрашивать словами. Лидеры сект прекрасно знают, что люди слишком часто доверяют словам, этому «фразерскому гипнозу» (А.И.Куприн), а не тому действительному смыслу, который в таких словах упакован. Одно только слово «свобода» способно вскружить любую голову, особенно если забыть, что мерою свободы является ответственность. Красноречие — прекрасный довод там, где мало аргументов. Еще древние египтяне заметили, что «нет оружия сильнее, чем слово».

Словесно-логические структуры с неясностью и тенденциозностью понятий вообще могут заслонить собой реальность, представляя собой призрачные, виртуальные миры, подобные тем, которые создает не совсем здоровое воображение. Создатели таких миров часто покидают пределы действительности, как бы «живут» там придуманной жизнью. Таковы, в частности, графоманы — лица, одержимые болезненной страстью к писательству и сочинительству, не способные ни остановиться, ни удерживать себя в рамках разумного. Их могут печатать, они могут иметь аудиторию, но это не писатели в истинном смысле.

«Главным достоинством писателя, — говорил Флобер, — является знание того, о чем писать не нужно». Лидеры сект не столь наивны, как бескорыстные графоманы, это фанатики, а то и циники — люди, всему знающие цену, но не ведающие ценности. Они знают, на что идут ради своих амбиций. Их задача — психологическая агрессия. Систематическое прослушивание их лукавых выступлений и записей на аудиокассетах, просмотр видеокассет, обязательное чтение дурманящей сектантской литературы, а то и ее заучивание — на это уходит много времени адептов, — немало способствует полному погружению сектантов в иллюзорный мир вероучения.

Как быть Леди:  Про отношения: То нужных слов нам вовремя не вспомнить ... То вовремя заткнуться не судьба .....

16.Прием джиу-джитсу — использование личных недостатков и пороков людей в определенных целях. Такие качества, как враждебность, озлобленность, жестокость, особенно ценятся в сектах сатанинского толка. Эти «способности» реализуются в сектах без принуждения, так, словно все совершается само собой, по своей воле или неизбежному стечению обстоятельств. Поощрять проявление дурных наклонностей не только не требуется, но даже не рекомендуется, иначе человек будет рассматривать свои действия, как управляемые извне, — эффект сверхоправдания. В этом случае автоматически включается механизм реактивного сопротивления — стремление защитить или восстановить ощущение своей свободы.

Что касается личной ответственности сектантов за неблаговидное или криминальное поведение, то она, разумеется, снимается. Асахара, например, «принимает» все грехи своих адептов на себя. Таким образом, подавляется чувство вины перед близкими, обществом. Если быть более точным, то чувство вины трансформируется в некое подобие чувства долга. Устранение запрета на антисоциальные действия, этакая «суррогатная свобода» неизбежно ведет к тому, что в сектах употребляют наркотики (нередко, правда, в ритуальных целях, для изменения состояния сознания адептов), считают позволительным воровство, кражу детей, изнасилования, убийства, террористические акты и т. д. Зачастую обычным делом являются групповой секс, половые извращения, в том числе педофилия, распространяются столь экзотические для сибирских широт половые девиации, как тантрический секс или секс в «гороскопических позах любви». Узнать, что происходит в недрах сект, очень непросто, надежные сведения такого рода удается получить только посредством внедрения исследователей в секту для изучения ее жизни изнутри.

Кстати заметить, что теория катарсиса, согласно которой «эмоциональная разрядка» (в частности, «выход энергии агрессии») достигается посредством воображаемых, символических и реальных актов агрессии (и других разрушительных тенденций, свойственных, по Э.Фромму, некрофильному типу личности), не подтверждается культовой практикой хотя бы тех же сатанистов — неизвестно ни одного достоверного случая, чтобы кто-то из них превратился в голубя мира. Временная «разрядка» сменяется последующим и еще большим ростом напряжения, так как она не решает проблем, а, напротив, отдаляет от этого. В итоге происходит не «очищение», а скорее обратное: агрессивные действия постепенно становятся привычными, как бы чертой характера («привычка, — говорит Цицерон, — вторая натура»), а воображаемые акты агрессии повышают готовность помимо воли реагировать агрессивными действиями, которые, как это имеет место «в реакциях короткого замыкания», долго и подспудно, до внешнего проявления вызревают во внутреннем плане). Поэтому дискуссия о том, полезно или вредно детям смотреть фильмы со сценами насилия, скорее всего навязана дельцами индустрии жестокости.

В ряде сект, напротив, существуют ограничения и жесткие запреты употребления алкоголя, табака, наркотиков, инвективной лексики, сурово регламентируется секс (допускается только для зачатия детей), в отдельных сектах он табуируется. Подобные секты пользуются популярностью и широко рекламируются (например, «программа 12 шагов», известная своей антинаркотической направленностью). Легко понять родителей, дети которых прекращают прием наркотиков и алкоголя. Негативных последствий пребывания детей в таких сектах родители просто не замечают или не хотят замечать, если сами занимаются по подобным программам. Между тем зависимость от лидера секты (его фигура замещает там Бога) при этом столь велика, что обходиться без него «бывшие наркоманы» часто не могут, каждый свой шаг они должны сверять с его мнением. Есть секты, в которых существует практика обучения тому, что и как должен делать адепт в той или иной ситуации, как ему следует спрашивать, отвечать, парировать возражения и т. п. Близкие адептов очень скоро замечают это и рассказывают, что муж (сын и др.) «начал говорить чужим языком, по-другому вести себя, вообще изменился до неузнаваемости, стал совсем чужим, как загипнотизированным, запрограммированным».

17.Физиологические лишения. В ряде сект требуют ограничений в пище, причем порой явно абсурдных. Так, в секте Виссариона поначалу запрещалось употреблять белковую пищу, мясо, соль, воду, пшеничный хлеб, сахар, кофе, чай. В лепешки из отрубей рекомендовалось «мысленно» добавлять яйца, сметану, лепестки розы и космический свет. Достаточно скуден пищевой рацион мунитов, секты «ревнителей истинного благочестия» (здесь питались отходами с помоек и овощных баз). В значительной части сект адепты хронически недосыпают или периодически лишаются на несколько суток сна. В то же время они принуждаются к изнурительным работам и не имеют возможности отдохнуть. В высоких широтах адепты подвержены действию холода, так как не имеют хорошей одежды и теплого жилья.

Культовое значение лишений понятно: «смирение плоти есть путь к укреплению духа». Очевиден и истинный смысл физиологических лишений: этим достигается физическое изнурение, а главное — психическое истощение, делающие затруднительным или невозможным напряжение воли и сопротивление давлению извне. Физиологический дефицит зато с лихвой восполняется проповедями смирения, ибо покорность в тоталитарных обществах — достоинство раба.

18.Влияние деструктивных ритмов. Из музыкальных предпочтение чаще отдается специально подобранным ритмам, оказывающим успокаивающее, усыпляющее влияние, способствующим расслаблению, релаксации, снижению активности сознания. На обычных людей такая музыка производит, по их словам, «одуряющее» впечатление. В Богородичном центре, напротив, используется тонизирующая, бравурная музыка — военные марши, гимны. Вероятно, неслучайно эта секта относится к числу наиболее экстремистских. Ритмические движения и песнопения большого числа людей с древности применяются в разных культах для введения в состояние гипнотического транса. В секте Виссариона, например, практикуется такая психотехническая процедура, как «магический круг»: адепты, взявшись за руки, под особую музыку повторяют определенные действия (по-видимому, символизирующие культовые представления).

Случается, что отдельные адепты при этом «падают без чувств». На массовых ритуальных встречах, в толпе, под влиянием музыки, речевых инструкций, ритмических раскачиваний, световых эффектов у сектантов возникают экстатические состояния, истерические припадки, истерические психозы с симптоматикой одержимости, «одичания» и кликушества (крики, брань, лай, рычание, вой и т. п.). Иногда, вероятно, возникают эпилептические припадки (аффект-эпилепсия). Американские психологи установили весьма интересный факт: аномальные личности не выносят классической музыки (Моцарт, Шуберт, Бах, Бетховен и др.). Чтобы «отпугнуть» сомнительную публику, в нужных местах транслируют такую музыку, и будто бы это помогает лучше полицейских. В некоторых странах (Япония, Германия) предпочитают русскую классическую музыку из-за ее благотворного влияния на добропорядочных граждан.

19.Гипервентиляция. Используется в сектах восточной ориентации, составляет ядро методики голотрофного дыхания Г.Грофа. В секте «Аум-Сенрике» адепты, сидящие в «позе лотоса», совершают по 25 глубоких вдохов и выдохов в минуту, затем следует пауза — полная остановка дыхания, то есть гипероксия периодически сменяется гипоксией. При «динамической медитации» используется «хаотическое дыхание» под звуки барабана, в результате чего наступает «особое состояние». Гипервентиляция в медицине используется, как известно, в качестве метода провокации эпилептической активности головного мозга. По описаниям «пациентов», лечившихся по методике Грофа, у них развиваются психотические эпизоды, состояния спутанного сознания. Упомянутые признаки психического расстройства сектантами интерпретируются в мистическом смысле или расцениваются как свидетельство «очистки организма и психики».

20.Медитация — способ самостоятельного погружения в гипнотическое состояние. Является обязательным элементом практики йоги в разных ее вариантах. В медитации часто используется метод многократного повторения мантр. Мантра — короткое «священное» слово, которое гуру (наставник, учитель) втайне от всех сообщает своему ученику. Обычно это символ какого-то понятия или ряда понятий. Мантра «ом», например, состоит из трех фонем: А — означает творение (Брахма — божество созидания), У — поддержание (Вишну — бог-хранитель), М — разрушение (Кришна — бог-защитник, избавитель). Есть мантры, общие для всех приверженцев культа. Кришнаиты повторяют разные сочетания 2–3 слов с обязательным упоминанием имени своего бога. При этом они перебирают четки (число повторений мантр — 1728 раз в день). Глубокая сосредоточенность на повторении мантр сочетается с усилиями по ограничению внешних впечатлений, отключению от мыслей и воспоминаний. Иногда самопогружение достигается без повторений мантр, только путем отключения от внешнего и внутреннего мира. Сеанс медитации длится десятки минут. Выход из состояния самопогружения самостоятельный, иногда по команде учителя.

Способность впадать в самогипноз и выходить из него поддается тренировке, равно как навык засыпать и пробуждаться в нужное время. Во время медитации поток впечатлений резко ограничивается, что ведет к сенсорной депривации. Теряется ощущение тела, медитирующий ничего не видит (глаза закрыты) и почти либо ничего не слышит. В результате происходит ослабление контрольных функций сознания, возрастают внушаемость и самовнушаемость, могут появляться неуправляемые образные фантазии («сон наяву»), психотические переживания. Существует, как известно, экспериментально подтвержденная гипотеза, согласно которой появление симптомов шизофрении обусловлено блокадой сенсорных стимулов. Махариши, в свою очередь, уверяет, что «медитация — единственный ответ на все вопросы человека».

Его термин «трансцендентальная медитация» означает «переход» к источнику «внутренней энергии и гармонии» путем медитации. Регулярные занятия медитированием, полагает Махариши, способны исцелять и профилактировать болезни, решать много других проблем, они могут даже избавить человечество от войн. Асахара посредством медитации надеялся «уничтожить прежнее сознание». Он «разработал» для этого метод «поднятия кундалини» («змеи» — автор) из копчика в головной мозг. Метод предусматривал наряду с другими процедурами многократное повторение таких слов из учения Асахары, как «человек непременно умрет, …человек обязательно умрет…» О целях и результатах занятий йогой можно, по-видимому, составить суждение по следующему мнению одного из ее почитателей: «Начинающий йог очень скоро сталкивается с тем, что ум — большое препятствие в его духовной работе… Практика йоги требует отказа от своего ума».

21.Внушение в бодрственном состоянии, в состоянии гипнотического транса, во время медитации. Говорить о внушении в бодрственном состоянии адептов можно, по-видимому, с большой долей условности, поскольку сектанты, похоже, постоянно пребывают в состоянии измененного сознания. Внушаемость значительной части сектантов достаточно высока. Просматривая на видеокассетах записи их групповых встреч, нетрудно заметить, как легко они впадают в состояния глубокого гипнотического сна от одного прикосновения ко лбу и нескольких слов.

Следует особо подчеркнуть, что специальных методик выведения из состояния гипноза в сектах не применяют, в отличие от практики врачей-психотерапевтов. Каковы последствия этого, сказать наверное трудно, они, по-видимому, недостаточно изучены, однако можно предположить, что в итоге происходит нечто вроде кумуляции (накопления, наслаивания) гипнотических эффектов. Во всяком случае, ясно, что психическое состояние человека от этого не улучшается. Что представляется бесспорным, так это то, что высокая степень внушаемости рядовых сектантов является строго избирательной — только по отношению к индукторам конкретной секты.

Как быть Леди:  Отзывы - Эмпатия

Вследствие такой внушаемости пассивно, слепо и безо всякой критики принимается все, что индоктринирует вероучение, даже нелепые, фантастические, если не сказать бредовые вещи. Последние сразу же, непосредственно встраиваются в психологические структуры личности и позже осознаются как изначально принадлежащие ей, а не полученные извне. Это напоминает известный эффект спящего — отсроченное влияние сообщения, когда помнится его содержание, но забывается причина недоверия к нему (в случае с сектантами, напротив, полного и безоговорочного доверия).

22.Обряды инициации — церемонии посвящения в адепты или, вообще говоря, совершение таинств, итогом которых является чувство принадлежности к какой-либо группе. Такие обряды существуют с первобытных времен по сей день, представляя собой строгую последовательность символических действий. Обряды посвящения — важный, критический момент в развитии Я-концепции личности. В различных конфессиях, а также в сектах церемониям инициации придают поэтому исключительно важное значение.

Обряды посвящения в сектах обставляются очень торжественно, проводятся в полной благоговения и мистического трепета обстановке, при большом скоплении людей, физическом или незримом присутствии самого «учителя», а также важных персон из его окружения. Так, центральное значение в культовой практике мунитов имеет церемония «благословения». Она включает в себя церемонии «святого вина» и «священного бракосочетания».

Суть «винной церемонии» заключается в полном отказе от прошлого и переходе в лоно «семьи» Муна. По словам Муна, церемонии «благословения» являются «процессами прививки, при которых вы отделяете себя от сатанинского мира и приживляете себя к семье Истинных Родителей». Перед тем новичков — «детей» долго «обучают». Их ни на минуту не оставляют одних, заставляют работать, слушать лекции, молиться и петь гимны по 14–16 часов в сутки, запрещая общаться с родителями — представителями «сатанинской» стороны.

Обряд посвящения у Асахары — «шактипат», по словам «его святейшества», выглядит так: «Шактипат — это передача энергии через мой большой палец, помещаемый на лоб реципиента. Этот прием может иногда мгновенно пробудить кундалини (духовную энергию, спящую в копчике). Одновременно с тем Асахара «берет на себя греховную карму учеников». Посвящение включает и «кровавый ритуал», при котором пьют «кровь самого Асахары». Связь через кровь издавна означала: моего Я более нет, Я — это ты».

Вот как описывают обряд инициации прошедшие его девушки-сатанистки. Ночью, на кладбище они должны переступить крест и отвергнуть тем самым веру во Христа. Это значит: я уподобляюсь зверю, отказываюсь от человечности. Затем следовало выпить кровь животного, с которого живьем сдиралась кожа. Столь же кровавыми и садистическими являются другие ритуалы сатанистов.

В обрядах инициации используется множество приемов психологического влияния, имеющих целью радикальное изменение личности, переход ее в новое качество, не имеющее ничего общего с прежним. В сочетании с предшествующей «обработкой» и последующими воздействиями (уже в составе секты) на человека попытки тотальной трансформации личности являются, по-видимому, достаточно успешными. О прошлом своем Я адепт будет позже вспоминать как о чем-то постороннем, чуждом, ненастоящем, если будет вспоминать когда-нибудь вообще.

23.Дезинформация. Обман и откровенная ложь — давно известное, мощное и употребляемое не только в сектах воздействие на зависимую личность. Важно, чтобы дезинформация производила впечатление сенсационности, в этом случае она наиболее действенна, так как изумляет человека. В этом смысле желание быть обманутым вообще свойственно обывателю, правда для него — слишком суровое испытание. «Сущность вульгарности, — заметил Д.Рескин, — в стремлении к сенсации». Хаббард считал ложь единственно эффективным способом контроля над людьми и прилагал немало усилий к тому, чтобы адепты принимали ее как абсолютную истину. Лидеры многих сект изобличались в свое время как мошенники, ловкие жулики и авантюристы, зачастую они — непревзойденные мастера лжи.

24.Употребление психоактивных препаратов — наркотиков и психоделических (вызывающих психотические явления) субстанций. Используется для повышения эффективности контроля над сектантами. До формирования химической зависимости дело обычно не доходит. Отчасти потому, что частота и дозы приема психоактивных препаратов регламентируются из соображений экономии средств и нежелательности грубых психических сдвигов в опьянении, но также потому, что зависимость от секты, по-видимому, на порядок выше, чем от наркотиков, а при таких обстоятельствах наркотическая зависимость не имеет внутренних психологических предпосылок к своему развитию.

25.Формирование оккультного мышления. В ряде сект существует система обучения, где преподаются «теоретические» основы оккультизма и осваиваются практические способы овладения тайными силами. Так, «программа школы» «Роза-Крин» включает такие темы, как «основы управления пси-полями через слово, мысль, волю», «основы влияния на человека гаданий, гороскопов, сонников, колдовства, экстрасенсорики на психику и психоэмоциональное состояние, здоровье, судьбу» и т. д. Другими словами, научная картина мира, дисциплинированное мышление, логика, реалистическая ориентация и научные методы познания отбрасываются как несостоятельные и непригодные для нужд вероучения. Тем самым индоктринируется обскурантизм, непроницаемый для доводов рассудка и разума.

Часть адептов в течение переходного к окончательному погружению в оккультизм периода обнаруживает нечто вроде «раздвоения сознания» — состояния, когда естественнонаучные подходы в мышлении сосуществуют с мистическими. Например, врач в одно и то же время использует научные методы диагностики и лечения и параллельно с тем оккультные методы целительства. Оккультное сознание, естественно, объявляется «высшим» приобретением человека. Существует и распространяется даже «теория», согласно которой в «грядущей войне» выживут только люди, наделенные паранормальными, оккультными способностями.

Даже в мягком переводе это означает, что адепты оккультизма вынашивают планы и рассчитывают свои возможности сокрушить своих оппонентов. Последним в случае поражения не останется ничего другого, как последовать совету А.Дюма: «Никогда не следует быть исключением. Если живешь среди сумасшедших, надо и самому научиться быть безумным». Индоктринированием оккультизма систематически, на протяжении 10–15 лет заняты российские региональные и особенно центральные СМИ, в первую очередь телевидение, мощь воздействия которого многократно превосходит силу влияния радио и печатной продукции. Повышенное внимание в последние годы уделяется почему-то астрологическим «прогнозам», зачастую просто анекдотичным. Например, «ракам» завтра будет легко уйти от налогов, а «рыб» ожидают неизъяснимые наслаждения секса, но «надо проследить», чтобы при этом не было «большого скопления людей». Очевидно, считается, будто достигнутая степень оболванивания населения столь велика, что о такой и не помышляли изобретатели астрологии — вавилоняне.

Целительство в сектах имеет следствием еще три вещи. Во-первых, сами целители проникаются искренней верой в свои сверхъестественные нечеловеческие способности: возникают бредоподобные идеи своего могущества или, так, вероятно, будет сказано точнее, индуцированный архаический бред. Обычно целителями становятся стеничные натуры, а то и личности с гипоманическим складом характера. Во-вторых, больные получают надежду на то, что им в любом случае помогут, особенно там, где медицина бессильна. В-третьих, практика целительства дает прекрасные возможности вовлечения в секту обратившихся за помощью.

Философские теории сознания

В философии сознание рассматривается как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), а фундаментальный способ, каким человек соотнесён со своим предметом и миром вообще.

Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда[источник не указан 1856 дней], не может ни начаться[источник не указан 1856 дней], ни прекратиться[источник не указан 1856 дней], не может исчезнуть[источник не указан 1856 дней], точно так же как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно[источник не указан 2474 дня].

Сознание и мир — два полюса одного и того же, единой соотнесённости сознания. Именно поэтому в строго философском смысле некорректно рассматривать сознание самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса — мира (психологизм), как и мир — в отрыве от его соотносительного полюса — сознания (наивность).

Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение. Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы. По сути мы тотально охвачены сознанием. Если нет сознания, то для нас нет ничего.

В этом смысле сознание само есть некоторая соотнесённость, раздвоенность, разделённость внутри себя. Об этом говорят, что сознание интенционально (Гуссерль). Сознание всегда проявляет себя как структура сознания о [чём-то].

Более того, философия пытается обосновать тот вывод, что такая природа сознания конституирует саму разделённость между субъектом и объектом, внутренним и внешним, я и миром. Как отношение, сознание есть некоторое переживание, определённый опыт, в котором мы соотносимся с миром.

Этот опыт понимается одновременно и как сама деятельность соотнесения в целом, и как переживание субъектом этой деятельности самого себя и своего отношения к миру. Именно поэтому в философии иногда из сознания «выделяют» собственно субъект и под «сознанием» в узком смысле понимают отношение субъекта и его объекта.

Об этом говорят, что субъект (со)знаёт объект. В то же время термин «сознание» в философии не употребляют, когда речь идёт о движении «внутри» мышления, а не собственно о соотнесённости с миром. Это связано с тем, что вне опыта соотнесения с миром сознание теряет своё самостоятельное значение и становится только способностью рефлексии относительно мыслимого содержания.

Внутри мышления субъектом движения становится не сознание, а само мышление, понимаемое одновременно и как некоторое всеобщее, безличное пространство деятельности, и как сам субъект этой деятельности. Однако при этом сознание всегда присутствует как возможная позиция, в которую субъект может перейти в любой момент — как опыт возможной соотнесённости с миром.

Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы.

Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром, и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость[источник не указан 1856 дней].

Разум как самосознающий[источник не указан 1856 дней] рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.

Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом. Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом, после сознание получило широкое освещение в новоевропейской философии, а также в различных философских традициях, таких как феноменология и аналитическая философия. Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие:

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий