О психотерапевтическом аспекте унижения | Журнал Практической Психологии и Психоанализа

О психотерапевтическом аспекте унижения | Журнал Практической Психологии и Психоанализа Женщине

Что делать?

Ни в коем случае не нужно поддаваться, не нужно кружить вокруг партнера с целью заставить его любыми способами рассказать – что же все-таки произошло. Не старайтесь угодить ему и не вините себя. Вначале нужно разобраться – в чем заключается причина такого поведения.

Когда взрослые люди пытаются решить какую-то проблему, они используют средства общения: задают и отвечают на вопросы, выясняют, почему произошла та или иная ситуация, какие эмоции они при этом пережили и т.д. Но они не используют не игру в молчанку.

Если же под «бойкотом» не скрывается какой-то злой умысел либо попытки манипуляции, то, скорее всего, это прикрытие боли, страха и неумения выразить свои мысли и чувства. Нужно постараться разобраться. Но здесь есть одна тонкая грань – помочь, но не взваливать на себя решение проблемы.

Все перечисленные способы тихого насилия очень разрушительно действуют на психику. Многие жертвы не могут самостоятельно найти выход из ситуации и проживают так свою жизнь. Опасно и то, что он передают модель такого поведения своим детям, а они, в свою очередь, несут ее в свою семью.

Если Вам при прочтении текста что-то откликнулось и Вам кажется, что ситуация и симптомы, описанные в статье, похожи на Ваш случай, и Вы хотели бы решить эту проблему, вы можете предварительно позвонить мне по телефону 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о своей проблеме, которую Вы хотите решить. 

Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно), в процессе этого времени я должен решить, смогу ли я Вам помочь в рамках психоаналитического консультирования. Если Вам проще написать письмо – Вы можете это сделать перейдя по ссылке и записаться на консультацию. Прошу Вас описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма неограничен, я обязательно прочитаю Ваше письмо и отвечу.

Я всегда рядом.

Что сильнее — гнев или стыд? и как их измерить? современная нейронаука занимается в том числе и тем, что ищет «линейку» для человеческих чувств. в статье, опубликованной в wired, нейробиолог кристиан джаретт рассуждает о чувстве унижения на примере собственного опыта и проведенного недавно научного исследования. t&p публикуют основные идеи.

Мне было около семи лет — младший в начальной школе. Я стоял в столовой, окруженный сотней взрослых ребят и преподавателей. Они все смотрели на меня — кто-то с жалостью, а кто-то с презрением. Неслыханно! Как можно находиться в столовой, когда там обедают старшие?!

«Скажи на милость, что ты здесь делаешь, Джаретт?» — с ложным возмущением спросил директор. Я был там, потому что отказался доедать свой протертый ревень, нарушив тем самым важнейшее школьное правило: каждый должен съедать все, что ему предлагается. Но после того как меня вырвало от первых ложек этого блюда, похожего на живую плоть, я просто-напросто отказался продолжать обед.

Это был очень мощный эмоциональный опыт: в памяти до сих пор остаются болезненные ощущения того дня. Но можно ли сказать, что из всех негативных эмоций (таких как злость или стыд) чувство унижения самое сильное? И даже если это так, то как психологи или нейробиологи могли бы это доказать?

Полученные данные показали, что мозг активнее реагирует на воображаемую ситуацию унижения, чем на сюжеты с другим настроением. Из всех исследуемых эмоций именно оно требует наибольшей затраты ментальных ресурсов.

Извечный тезис гуманитарной литературы о разрушительной силе унижения психологи Марта Оттен и Кай Джонас решили исследовать с помощью нейроэксперимента. Они провели два исследования, в которых участникам женского и мужского пола нужно было описать, как бы они себя чувствовали в тех или иных ситуациях.

В первом исследовании сравнивалось чувство унижения (например, найденная в Сети подруга при первой реальной встрече бросила один взгляд на вас и ушла), гнев (сосед по комнате устроил вечеринку в ваше отсутствие и разнес квартиру до основания) и счастье (вы узнали, что ваши чувства к кому-то взаимны). Во втором — унижение, гнев и стыд (вы нагрубили своей маме и она расплакалась).

В этот же момент происходила запись электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которая показывала мозговую активность испытуемых. В частности, ученых интересовали два критерия: наибольшие всплески сильной реакции (или «поздний положительный потенциал») и связанная с событием десинхронизация — маркер пониженной активности в альфа-диапазоне (основном ритме мозга в расслабленном состоянии). Два этих критерия — свидетельства активации коры и усиленной когнитивной работы.

Полученные данные показали, что мозг активнее реагирует на воображаемую ситуацию унижения, чем на сюжеты с другим настроением. Из всех исследуемых эмоций именно оно требует наибольшей затраты ментальных ресурсов. «Это подтверждает идею о том, что унижение — особенно интенсивное чувство. Оно имеет далеко идущие последствия как для индивидуума, так и для группы людей», — заключили Оттен и Джонас.

Но справедливости ради нужно отметить, что сегодняшняя нейронаука не может внести абсолютную ясность в наше понимание психологических процессов. Ведь ученые до конца не знают, за что отвечает этот «поздний положительный потенциал». Мозг нам что-то активно говорит, но что именно?

Бойкот

​Молчание – это тоже вид насилия. Игнорирующее молчание, когда человек старается сделать все, чтобы обратить на себя внимание, а в ответ не получает ничего.

Надо уметь общаться, тогда многие неприятности несложно избежать. Но проблема иногда заключается в том, что человек просто не умеет разговаривать о своих бедах и когда что-то случается, вместо того, чтобы найти причины и устранить их, он просто замолкает.

Партнер может вести себя так не по злому умыслу, а потому, что просто не умеет по-другому или же из-за своих страхов или комплексов.

Обесценивание

​Этот вид психологического насилия выражается в отсутствии поддержки, в критике. Обесценить можно и через насмешку, через взгляд, пару фраз. В итоге человек начинает чувствовать себя никчемным, абсолютно «нулевым». Вообще обесценивание – это уменьшение значимости.

​Обесцениванию подвергаются личности, у которых нет понимания своей индивидуальности, своей ценности на фоне остальных. Человек не хочет принимать свою значимость, отвергает собственные способности, желания. Но при этом, видя достижения других он не радуется за них, а наоборот – испытывает разочарование, боль.

Как быть Леди:  О чем думают девушки - особенности женского мышления

Еще один признак обесценивания заключается в отсутствии нормально сформированной системы ценностей.

Обесценивание страшно тем, что обесценивающие фразы проникают глубоко в подсознание человека и остаются там надолго. Например: «Все рожают и воспитывают, ничего героического ты не сделала», «Что получила за контрольную? Четверку? А почему не пятерку? Что, плохо подготовилась?».

Чем ближе обидчик, тем быстрее информация достигает цели. А основная цель обесценивания – разрушение.

Унижение

​Многие семьи страдают от того, что один из супругов планомерно унижает свою вторую половину. Возьмем для примера ситуацию, когда муж – тиран, а жена – жертва.

​Если жена никому не говорит об этом, то со стороны они кажутся идеальной семьей: он не кричит, не бьет ее, а она при этом ловит каждое его слово и старается угодить ему во всем. Знакомые и родители такой пары только радуются за них, рассказывая о том, как хорошо они живут – спокойно и во взаимопонимании.

Только тот, кто побывал в шкуре «жертвы» может распознать тревожные звоночки. Например, когда жена с ужасом следит за мимикой и жестами мужа, как он говорит. Ведь убить можно даже словом, если знать. что говорить и кому говорить. У некоторых жен начинали трястись руки, когда только открывал входную дверь, возвращаясь вечером с работы.

​Унижение не всегда сопровождается ссорами, скандалами, иногда хватает мимики, жестов, хмыканья и даже взгляда. Жертв унижения всегда выдает взгляд, в котором сквозит постоянная настороженность, в нем затаился страх.

Унижение как отказ от контроля своей жизни

Другой аспект тезиса о целебной силе унижения представляется мне еще более важным. Он носит методологический характер и специфичен для диалогово-феноменологической психотерапии. Общим фактором во всех описываемых выше проявлениях высокомерия является отчаянная попытка контроля процессов, происходящих в феноменологическом поле.

Будучи и клиентами, и психотерапевтами, мы зачастую пытаемся подчинить феноменологическое поле своей концептуальной власти. Мы ведем себя так, как будто можем все контролировать. Мы контролируем наши профессиональные реакции, наши чувства, желания, поведение других людей, их удовлетворенность и улучшение качества их и своей жизни.

На поверку, правда, это оказывается лишь иллюзией. Жизнь время от времени демонстрирует нам свою власть, как бы намекая кто в доме хозяин. Тем не менее большинство из нас проводит в этих высокомерных иллюзиях всю жизнь и умирает в полной уверенности подконтрольности процессов своей жизни.

Чтобы получить доступ к возможности радикальных изменений в вашей жизни, нужно сделать шаг назад и осознать, что высокомерная борьба со своей Жизнью не сулит вам ничего хорошего. Вам придется принять, что вы производная от полевых процессов, а не их источник.

Мы привыкли думать, что Жизнь – это то, что создаем мы сами. Своими ежедневными поступками, выборами, решениями. Такого рода мышление, на мой взгляд, выступает источником большинства наших психологических симптомов, которые мешают нам жить. Я предлагаю немного сместить точку сборки.

И единственный способ развития тогда заключается не в том, чтобы влиять на нее, а в обратном – в том, чтобы отдаться тем процессам, которые ежесекундно протекают в поле. И единственный способ изменения и развития заключается в том, чтобы быть максимально чувствительным и внимательным к тем полевым процессам, которые больше нас, которые включают нас в себя.

И чем более внимательны мы к ним, тем интенсивнее и счастливее наша Жизнь. Это принципиально иной путь управления, инструментом которого является не контроль – он скорее останавливает и деформирует жизнь, а витальное усилие Жить в смысле отдавания во власть полевых процессов.

И если мы как профессионалы хотим быть успешными в психотерапии, нам необходимо освоить этот Путь. Он открывает для нас принципиально иные перспективы в развитии. То, что раньше могло казаться резистентным для психотерапии, при таком подходе, освоенным не декларативно, а всерьез, оказывается точно таким же предметом для переживания, как и все остальное.

Особую актуальность сказанное может иметь для психотерапии «психических расстройств». Если предположить, что Человек вовсе перестал контролировать свою Жизнь и прекратил предпринимать любые попытки в этом направлении, он стал бы получать удовольствие от спонтанных процессов, протекающих в поле.

Проблема, лежащая на этом пути, по совместительству являющаяся ресурсом для колоссальных изменений, заключается в необходимости унижения. Я вынужден в этом случае принять то обстоятельство, что я не властен над своей Жизнью, она больше меня. И все, что мне остается – это отдаться ей и плыть в потоке ее феноменов, максимально чутко реагируя на любые изменения в нем.

Чем внимательнее я отношусь к появляющимся инновациям, тем больше моя способность управлять своей Жизнью. Нам снова в некотором смысле придется стать меньше, чтобы вырасти. И в какой-то момент для нас станет очевидным, что фраза «Отдаться Полю/Жизни» и «Идти своим Путем» не противоречат друг другу. Более того, по сути их смысл идентичен. Это одно и то же.

Унижение.

Унижение входит в категорию переживаний, которых мы
стараемся избегать. Это вполне понятно. Быть униженным или делать
что-то унизительное — значит, соприкасаться с чем-то, что роняет
наше человеческое достоинство, снижает самоуважение и, в крайних
случаях, бросает человека на самое социальное дно. Не зря разного
рода деспотические цари/правители/директора, удерживающиеся у
власти за счет пода

вления инакомыслящих, очень часто стараются не
просто «обезвредить» своих жертв, но и унизить их — как в их
собственных глазах, так и в глазах окружающих. В уголовной среде
крайняя степень унижения — быть «опущенным», ниже статуса в
иерархии тюрем нет. Цель оскорблений, которыми часто бросаются люди
в реальной и виртуальной жизни — унизить, то есть показать, что
тот, кого я оскорбляю — хуже, ниже меня. А на противоположном от
унижения полюсе располагается высокомерие — тоже отвергаемое
многими людьми переживание и связанное с ним поведение. В общем,
очень неприятный ряд выстраивается вокруг унижения — оскорбление,
презрение, отвержение, отвращение, высокомерие…

Как быть Леди:  Значение слова ГОРДОСТЬ. Что такое ГОРДОСТЬ?

И поэтому довольно странным будет, возможно,
утверждение, что переживание унижения — это часто неотъемлемая
составляющая подлинного развития человека, без которого продвижение
вперед нередко крайне проблематично. Я, разумеется, не предлагаю
унижать людей, но хочу поразмышлять по поводу этого моего
утверждения.

В чем суть унижения — действия и переживания,
теснейшим образом связанного с чувством стыда? Я думаю, лучше всего
его выражает следующая фраза, обращенная к самому себе: «я не так
хорош, как я верил и чувствовал» (а если кто-то нас унижает, то он
сообщает нам: «ты не так хорош, как ты сам о себе воображаешь» — и
мы верим). Не «так хорош» в целом или в каких-то отдельных сферах
жизни. У всех нас есть несколько образов самих себя. Есть
«я-идеальный», к которому стремимся, который может ощущаться как
недосягаемый образец — или же как простой ориентир в своей жизни, с
которым мы сверяем свои поступки и решения. Есть «я-реальный» — то,
какими мы являемся «на самом деле». «На самом деле» — это не в
объективной реальности, разумеется, а то, какими мы чувствуем себя
сейчас. И большинство из нас осознанно или неосознанно ощущает себя
как пусть относительно, но все же хороших людей. На этом «в целом я
хороший» — основано чувство собственного достоинства, способность
видеть свою ценность, самоуважение. Несколько старомодное — но от
этого не ставшее менее актуальным — слово «честь» тоже базируется
на восприятии себя как «в целом хорошего». Основой чести является,
насколько я понимаю, соответствие личностных качеств и поведения
человека образцу, который принят им или обществом за достойный. Это
право оценивать себя и свое существование в категории самоуважения.
Честь определяет наличие у человека допустимых и недопустимых для
него слов и действий, и совершение последних роняет человека в его
же собственных глазах.

На переживании «я нынешний — в целом хороший»
основаны и наши многочисленные самооправдания, когда мы совершаем
какие-либо поступки или с нами делают нечто, явно нарушающее то,
что мы сами считаем допустимым. Например, заставляют лгать там, где
мы лгать не хотим, или под угрозой увольнения делать то, что для
нас «вроде бы» непримелемо… Там, где не работает самооправдание,
успокаивающее совесть, нередко работают вытеснение, расщепление и
многие другие защитные механизмы, оберегающие нас от непереносимого
стыда.

Важно разграничить унижение как намеренное действие
по отношению к другому человеку и унижение как действие,
совершаемое внутри нас самих (я, в основном, здесь пишу о
внутреннем действии). Например, играют две хоккейные команды, и
одна беспощадно разгромила другую. Унизила ли она соперника самим
фактом разгромной победы? Нет, но проигравшие могут чувствовать
себя униженными: «мы ощущали себя достойными сразиться с ними, но
они указали нам наше место…». И победители могут с сочувствием
отнестись к побежденным, а могут — оскорблять. Сам факт их победы
унижением не является.

Так вот, унижение — это не просто обнаружение того,
что твои действия (мысли, чувства, качества, умения, способности…)
полностью противоречат образу «хорошего настоящего Я», а разрушение
этого «Я» (или, что чаще — его части). Это переживание падения с
пьедестала, на который сам же себя и вознес. Часто унижение
возникает во время учебы и в профессиональной сфере. Например, вы
считаете себя отличным профессионалом в своем деле — и тут вас
направляют на учебу в какой-то центр, и вы обнаруживаете,
во-первых, профессионалов намного лучше себя, и их много, и они не
уникальны. И осознаете, что то, чем вы гордились и что считали
вершиной своего мастерства — это лишь первая ступенька, начальный
уровень. И, что хуже всего — окружающие тоже заметили, что вы.. ну…
не очень по сравнению с ними. Нет, они не издевались, не смеялись —
но увидели… И как вы отреагируете?

Или, например, я считаю себя умным и критично
настроенным человеком — и тут вдруг обнаруживаю, что в важном для
меня вопросе я не просто не прав, но допустил ряд откровенно глупых
допущений или ошибок, характерных как раз для тех, кого я считал
хуже себя. Как я отреагирую? Сразу скажу «да, я неправ, здесь
допустил ошибку…» — или сначала постараюсь увильнуть от унижения,
найти оправдание для себя и попытаться запрыгнуть обратно на
пьедестал «всегда умного и критично настроенного человека», с
которого только что слетел?

С унижением плохо справляются и целые нации.
Побежденные в войнах и противостояниях с трудом признают «похоже,
мы не так уж хороши, раз проиграли» — нередко они начинают говорить
про «пятые колонны», предателей, коварство врагов и так далее.
Национальное унижение немцев в Первую мировую взрастило нацистов,
которые предложили немцам броситься в другую крайность — расистское
высокомерие: «вы хуже нас». С трудом переживает унижение после
распада СССР и пост-советские страны, и это касается не только
России.

Для переживания унижения требуется не только
внутреннее ощущение, что «я не так хорош, как верил». Почувствовать
себя ниже можно только по сравнению с кем-то. Например, долго
воображаешь себе, что ты лучше других людей в чем-то, и потом
что-то происходит — и ты осознаешь, что такой же или даже хуже. Что
лжешь так же, как «они»; что пьешь водку в таких же количествах и с
такими же последствиями, что и «последний алкаш».

Как быть Леди:  Методы развития мышления - MOZGOTREN

Дополнительные оттенки унижению добавляет
разочарование других людей в нас. «Мы думали, что ты такой, а
ты…». В переживание вливаются нотки вины: «вы на меня надеялись,
а я… подвел, обманул». Но разочарование других людей в нас
становится почти непереносимым, когда мы сами собой были
очарованы. 

В общем, в этом и есть источник нашего унижения,
на мой взгляд — очарованность собой

, когда вместо тыквы (возможно, даже очень хорошей
и красивой) видишь карету. И разочарование в себе — это необходимый
этап для того, чтобы вернуться в реальность.

Возвращение в реальный мир, в котором ты не стоишь
на шатком основании, а опираешься ногами на широкую землю — одно из
возможных следствий унижения. Чем выше постамент, чем сильнее
очарованность собой — тем больнее падать и тем непригляднее
картина, когда с глаз спадает пелена. По словам одного алкоголика,
он осознал всю глубину своей деградации тогда, когда увидел в
глазах своего школьного друга, с которым не виделся много лет,
отвращение. И тогда печальный принц-философ, переживающий
несовершенство этого мира, превратился в дурно пахнущего алкоглика,
пропившего всю мебель, потерявшего жену и работу. Самое настоящее
отрезвление.

Правда, моменты трезвости могут быть очень
краткими. Часто люди бросаются в одну из крайностей.

1) Вернуть очарование.

 Для
этого есть богатый арсенал защит, направленный на претворение в
жизнь лозунга «я принц, меня просто подвели и грязью вымазали». Это
не мы проиграли, это нас предали. Это не я некомпетентен в тех или
иных вопросах, это критикан завидует мне. Я
психотерапевт/коуч/учитель -универсал, а то, что с некоторыми
клиентами не получается работать — так это клиенты/ученики
неготовые, бездари и без мотивации. В 

хоккее

 мы
проигрываем не потому, что деградирует под нашим
руководством 

хоккей

, а потому, что
не тех игроков взяли, вот если бы вместо Баранова и Большего взяли
бы Козлова и Гигантова — вот было бы дело! :)).

Можно объявить среду, в которой мы постоянно
сталкиваемся с внутренним унижением, «дискомфортной, не подходящей
для меня» — и уйти туда, куда полегче. Речь, конечно, не идет о
среде, где нас реально другие люди стараются унизить и разоблачить
— из такой среды нужно уходить. Но, кстати, начать усиленно унижать
окружающих, впасть в высокомерие — это тоже способ заново собой
очароваться. Высокомерный человек берет себе статус, выше которого
нет — статус судьи. «Я лучше вас, не подходите ко мне».

2) Вторая крайность — унизить себя еще
больше
. Высокомерие, обрушенное на самого же себя.
Памятник себе-хорошему глядит на нас, лежащих у его подножия, и с
неприятной гримасой твердит: ты не справился, ты — это не я, отойди
от моего пьедестала, не марай своими соплями мой постамент! Самые
яркие примеры шатания от высокомерия до самоуничижения я регулярно
наблюдаю у наших спортивных болельщиков, которые в моменты побед
кричат эту набившую оскомину «мы лучшие!!! мы всех порвем!!!», а в
моменты поражений — «мы дни-и-и-ще, все плохо!». От сеанса
самовозвеличивания к сеансу саморазоблачения и самобичевания.

Есть третий вариант, и он не совсем про «золотую
середину». Упав и больно ударившись, можно встать и начать
осматриваться: где я оказался? Да, я чувствую унижение, и это очень
болезненно, вон, от удара синяки ноют или даже перелом в душе. Но
что это за высота, с которой я свалился? Как я там оказался, на
этом высоченном пьедестале? Чем был очарован? И что меня сейчас
окружает?

Есть ли люди, к которым я даже в таком состоянии
могу прийти за поддержкой? Которые не будут воротить нос «фу, какой
ты на самом деле», а примут — и не будут петь сладкие песни о том,
что ты прекрасен, а с сочувствием посмотрят на раны, и помогут их
подлечить? Расскажут о своих шрамах или даже их покажут — и
поделятся опытом? И будешь ли ты в состоянии их услышать, или
захочешь сбежать в высокомерное «я не нуждаюсь в вашей
помощи!»?

А потом — на тренировку. Да, нас могут пытаться
унижать совершенно незаслуженно. Начальник может быть самодуром.
Унизительно может быть идти учиться у тех, кто тебя превзошел, и
кого считал себе ровней (или даже ниже). Унизительно признавать,
что занимался самообманом. Унизительно обнаруживать, что время
твоего триумфа прошло, и что позолота уже отшелушилась, а лавры
засохли. Все это точно больно, и можно пытаться эту боль ослабить,
отвлечься от нее. А можно взять эту боль на вооружение,
прислушаться к ней, развеять очарованность собой — и
воспользоваться энергией, которую она дает, чтобы научиться делать
что-то в реальности. Еще лучше, конечно, не очаровываться, а знать,
в чем моя сила, и в чем моя слабость. Но способность после провала
встать, сказать себе «да, я был плох здесь», и пойти работать над
ошибками без самоуничижения точно к слабостям не относится. Более
того — люди такую реакцию видят и ценят, потому что в этом, на мой
взгляд, одно из высших проявлений человеческого достоинства. А тот,
кто не видит и норовит ударить упавшего, сам, скорее всего, не в
силах справиться со своим ужасом перед унижением.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий