Понятие самореализации личности | Диплом по психологии

Понятие самореализации личности | Диплом по психологии Женщине

Понятие самореализации личности | диплом по психологии

На современном этапе развития психологической науки можно констатировать многообразие подходов к проблеме самореализации личности, до сих пор не существует общепринятой концепции самореализации, не разработано единого определения данного понятия.

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые приводится в английском Словаре по философии и психологии в 1902 г.: «Самореализация – осуществление возможностей развития Я. Такое определение соответствует доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление» [цит. по: 12, с.8].

В настоящее время так же понятие «самореализация» чаще всего трактуется как «реализация собственного потенциала» [13], однако до сих пор «представляется невозможным даже классифицировать это понятие по форме – является ли это явлением, процессом, потребностью, свойством или чем-то иным» [13]. В современных научных работах самореализация рассматривается, преимущественно, в следующих формах [20]:

  1. Как цель – в исследованиях самоактуализации личности;
  2. Как состояние – в связи с вопросом удовлетворенности самореализацией;
  3. Как результат – как определенный уровень личностного развития по критерию «успех-неуспех»;
  4. Как итог – в исследованиях, направленных на осмысление временных отрезков жизненного пути, либо при оценке прожитой жизни в целом;
  5. Как средство – в некоторых философских работах.

Выделяют также различные уровни (аспекты) рассмотрения самореализации личности [4]:

  • Философский уровень, на котором изучается суть и условия самореализации человека в связи с развитием человечества в целом;
  • Социальный уровень, на котором решаются вопросы о путях и способах самореализации личности в обществе;
  • Психологический уровень, на котором самореализация рассматривается в трех аспектах: как потребность, как деятельность и как объективный и субъективный результат этой деятельности;
  • Педагогический уровень, который обосновывает определение функции самореализации личности как универсальной личностной способности к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных сил.

При этом наиболее разработанной проблема самореализации личности является в философском аспекте [4], и поэтому нередко в психологии исследователи самореализации опирались на философские подходы к данному явлению [20], что не способствовало подлинно научному эмпирическому изучению данного феномена.

Недостаточная разработанность темы самореализации личности в современной науке, по-видимому, обусловлена так же сложностью и многогранностью самого феномена самореализации. Кроме того, «самореализация не может наблюдаться непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта. Самореализацию трудно измерить в силу ее высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов, что затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования» [13]. К числу причин недостаточной разработанности данной темы относится также то, что проблема самореализации личности заинтересовала ученых относительно недавно.

Объектом пристального научного внимания тема самореализации стала лишь в последней трети ХХ века [1]. По-видимому, это связано, что проблема самореализации личности приобрела острую актуальность лишь с достижением современного уровня развития цивилизации: «Появление понятия самореализации связано с ускорением социального развития, ускорением социальных трансформаций во всех сферах жизнедеятельности общества. Это привело к изменениям в траекториях жизненного пути личности. Чтобы быть успешно интегрированной в жизнь социума, личность должна постоянно осуществлять выборы в образовательной сфере, профессиональной деятельности, межличностных отношениях, формах проведения досуга, поддержания здорового образа жизни и т.д.» [21].

Проблемой самореализации личности занимались такие известные зарубежные исследователи, как К.Юнг, Э.Эриксон, Э.Фромм, Ш.Бюлер, Р.Ассаджиоли, К.Гольдштейн, А.Маслоу, К.Роджерс, Дж.Олпорт, Р.Мэй, В.Франкл, Э.Шостром, К.Гроф, при этом буквально все перечисленные авторы трактовали данное понятие по-разному [1; 8; 19].

В отечественной психологии тему самореализации личности затрагивали такие классики советской науки, как Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, однако они рассматривали самореализацию не как самостоятельное явление, а как составную часть понятия «самоопределение», и такая тенденция была характерна для отечественной науки вплоть до 1990-х годов [8]. Значительные наработки в этой области осуществлены в работах А.А.Бодалева, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской [19]. Современные отечественные авторы рассматривают самореализацию личности как самостоятельное явление, но, так же, как и зарубежные исследователи, трактуют это понятие по-разному.

Наибольший вклад в изучение самореализации внесли представители гуманистического направления в психологии, и, прежде всего, Абрахам Маслоу в разработанной им концепции самоактуализации.

Самоактуализация – это «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [16]. Самоактуализация – это и потребность, и процесс, и высший уровень развития [14].

Маслоу начал исследование феномена самоактуализации с изучения жизни, ценностей и отношений заинтересовавших его людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем большинство других людей. Он считал, что таких людей ничтожное меньшинство – около 1% населения [14]. Он предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей, в результате которого были выделены 15 основных присущих имособенностей [22]:

  1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней;
  2. Принятие (себя, других, природы);
  3. Спонтанность, простота, естественность;
  4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);
  5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении;
  6. Автономия, независимость от культуры и среды;
  7. Постоянная свежесть оценки;
  8. Мистичность и опыт высших состояний;
  9. Чувства сопричастности, единения с другими;
  10. Более глубокие межличностные отношения;
  11. Демократическая структура характера;
  12. Различение средств и целей, добра и зла;
  13. Философское, невраждебное чувство юмора;
  14. Самоактуализирующееся творчество;
  15. Сопротивление аккультурации.

Маслоу отмечал, что все самоактуализирующиеся люди имеют общую особенность деятельности: они «все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд – радости». Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями, т. е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других» [16].

Кроме того, самоактуализирующиеся люди имеют выраженные особенности общения: для них характерна «более выраженная социальность (готовность к искреннему и продуктивному взаимодействию с другими людьми) и направленность на общечеловеческие интересы сочетаются у самоактуализирующихся людей с более ярко выраженной индивидуальностью» [14].

Он также отмечал яркие особенности любви и креативности самоактуализирующихся людей [14].

Коренное различие между самоактуализирующимися и не самоактуализирующимися людьми Маслоу видел в их мотивации. С его точки зрения, у первых выражена потребность в самоактуализации (метапотребность), однако проявляется она только при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня (дефицитарных потребностей – физиологических, потребности в безопасности, уважении и т.д.). Маслоу считал, что метамотивация присуща человеку от природы, но в зависимости от социальных влияний (нищета, эксплуатация, предрассудки) ее актуализация может и не произойти. Автор писал: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [цит. по: 22].

По мнению Маслоу, заглушение и подавление собственных способностей и одаренностей приводит к развитию у людей особого рода нарушений душевного здоровья – метапатологии [16]. Метапатология может причинять человеку внутренний дискомфорт, об истинных причинах которого он может и не догадываться.

Следует отметить, что ни у кого из своих респондентов Маслоу не обнаружил полного набора из перечисленных выше 15-ти качеств, и извлек из этого вывод, что понятие «самоактуализирующиеся люди» описывает не столько людей, сколько идеальный предел, к которому они приближаются. «Создается впечатление, – пишет Маслоу, – как будто у человечества есть единственная конечная цель, отдаленная цель, к которой стремятся все люди. Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, – но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становления человека в полном смысле этого слова, становления тем, кем он может стать» [14].

Таким образом, понятие самоактуализации в высшей степени схоже с понятием самореализации. Близкими к понятию самореализации являются также понятия «самоосуществление», «личностный рост» и «развитие личности» [4; 5; 9]. Эти понятия «описывают очень близкие явления: полную реализацию подлинных возможностей; стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей; внутреннюю активную тенденцию развития себя, что-то вроде истинного самовыражения; стремление человека стать тем, чем он может стать» [4].

Таким образом, понятие самореализации в современной науке находится на стадии разработки: общепринятого определения данного термина в литературе нет. Кроме того, существует несколько терминов, близких по сущности к термину «самореализация», и четких границ между этими терминами так же нет. В современной отечественной литературе большинство авторов [9; 11; 20; 24 и др.] придерживаются определения самореализации личности, предложенного Л.А.Коростылевой, согласно которому «самореализация – это осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом» [12, с.8-9].

Далее: Факторы саморазвития личности

Самореализация молодежи как предмет социокультурного анализа

1. Абульханова К.А. Диалектика человеческой жизни: Соотношение философских, методологических и конкретно-научных подходов к проблеме индивида. М.: Мысль, 1977. — 224 с.

2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 224 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 302 с.

4. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2001.-304 с.

5. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии: Пер. с нем. A.M. Боко-викова. М.: Когито-Центр, 2002. — 220 с.

6. Акмеология: учебник/ Под ред. А.А. Деркача/ РАГС при Президенте РФ; Международный акмеологический институт. М.: Изд-во Российской академии гос. службы, 2002. — 650 с.

7. Актуальные проблемы критики современной буржуазной философии и социологии/ Под ред. М.Я. Корнеева, А.А. Федосеева. Вып. 5: Критика антимарксистских концепций образа жизни. JI.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 159 с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2002.-288 с.

9. Андреев Э.М. Личность// Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин; Гл. редактор В.Н. Иванов / Национальный общественно-научный фонд. — М.: Мысль, 2003. Т.1 — С.567-568.

10. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию: учеб. пособие для изучающих философию. М.: Современные тетради, 2001. — 128 с.

11. Антошкин В.Н. Социальный тип и жизненный путь личности// Социони-ка, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество. -2002. №3. — С.8-9.

12. Антропова Л.И. Социальные проблемы самореализации личности: Автореферат диссертации на соискание кандидата философских наук/ Ростовский гос. ун-т. Ростов-н/Д., 1980. — 21 с.

13. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. А. Лисицыной. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. 271 е., ил.

14. Ариес Ф. Возрасты жизни// Философия и методология истории: Сборник статей/ Общ. ред. и вступ. статья проф. И.С. Кона. — М.: Прогресс, 1977. — С.216-244.

15. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. В.К. Ронина/ Под общ. ред. С.В. Оболенской. — М.: Прогресс-Академия, 1992. 526 с.

16. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с прил.: учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Академия, 2001.-592 с.

17. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. -416 с.

18. Ашмарин И.И. Концепция человеческого потенциала: культурно-образовательный аспект// Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. М.: Наука, 2001. — С. 180-189.

19. Балабанова Е.С. О комплексном характере социологических исследований// Социологические исследования. -2002. -№10. С. 11-16.

20. Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии. — М.: Академкнига, 2002. — 456 с.

21. Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя. -СПб.: Алетейя, 2000. 432 с.

22. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994. — 256 с.

23. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия/ Под ред. В.Б. Устьянце-ва. М.: Логос, 2005. — 192 с.

24. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип// Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. — С. 15-38.

Как быть Леди:  Сенситивность — повышенная чувствительность — Брейн Клиник

25. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002.

26. Бекешкина И.Э. Смысл жизни и нравственная самореализация// Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования)/ Отв. ред. Л.В. Сохань/ Институт философии АН УССР. Киев: Наукова думка, 1987. — С. 133-148.

27. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Изд-во Российского гос. гуманитарного ун-та, 2000. — 240 с.

28. Белик А.А. Психологическая антропология. История и теория/ РАН, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая/ Отв. ред. С.А. Арутюнов. М.: Изд-во Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1993.- 191 с.

29. Белик А.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение): учеб. пособие. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. -320 с.

30. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. — Пятигорск: Изд-во Пятигорского гос. лингвистического ун-та, 1996. 203 с.

31. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с англ./ Под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. — 168 с.

32. Бергер П.Л., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания: Пер. Е.Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995. — 323 с.

33. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, Наука, 1998. — 168 с.

34. Борзенков В.Г., Юдин Б.Г. Методологические основания комплексного изучения человека// Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. — М.: Наука, 2001. — С. 17-31.

35. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л.: Наука, 1973.- 155 с.

36. Бочкарева Л.П. Жизненный путь и судьба человека// Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сборник статей/ Под ред. В.Н. Ке-ласьева. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. — С.8-17.

37. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. СПб.: Политехника, 2001.- 159 с.

38. Бубер М. Проблема человека: Пер. с нем. Н. Кушнира. Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1998. — 96 с.

39. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта// Вопросы психологии. 1993. — №5. — С.12-35.

40. Бутенко А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. -М., 1978.

41. Бутенко И.А. Социальное познание и мир повседневности. Горизонты и тупики феноменологической социологии/ Отв. ред. д.ф.н. Л.Г. Ионин/ Институт социологических исследований АН СССР. М.: Наука, 1987. — 144 с.

42. Бытие человека в мире: Опыт онтологического подхода. Киев: Наукова думка, 1992. — 173 с.

43. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. 3-е международ, изд. -СПб.: Питер, 2001. — 294 е., ил.

44. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке// Общественные науки и современность. 2001. — №1. — С.5-26.

45. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001. -234 с.

46. Ведин И.Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания. М.: Молодая гвардия, 1988.-237 с.

47. Веряскина В.П. Жизнь и ценности как основополагающие понятия философской антропологии// Жизнь как ценность/ Отв. ред. к.ф.н. Л.В. Фесенкова/ Институт философии РАН. М.: Изд-во ИФРАН, 2000. — С.31-50.

48. Весна Е.Б. Понятия «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве, описывающем человека// Мир психологии. — 1999. №4. — С.279-295.

49. Волынская Л.Б. Престижность возраста// Социологические исследования. -2000.-№6.-С. 120-124.

50. Генисаретский О.И. Художественные ценности в структуре образа жизни и окружающей среды// Общие проблемы искусства. Обзорная информация. Вып.1. М.: ГБЛ, 1985.

51. Георгиев Ю.Ф. Континуальность социальной жизни, закон ее пульсации и вакуум/ С.-Петербургский инженерно-строительный ин-т. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993. 197 с.

52. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема// Вопросы психологии. 1988. — №2. — С. 19-26.

53. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии. 1994. — №3. — С.43-52.

54. Головаха Е.И. Критерии продуктивности жизни// Жизнь как творчество (социально-психологический анализ)/ Отв. ред. Л.В. Сохань, В.А. Тихонович/ Институт философии АН Украинской ССР. Киев: Наукова думка, 1985. — С.256-265.

55. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998.-271 с.

56. Грибакин А.В. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985. — 200 с.

57. Григорьев Л.Г. «Социология повседневности» Альфреда Шюца// Социологические исследования. 1988. — №2.— С. 123-137.

58. Губин В.Д. Жизнь как метафора бытия. М.: Изд-во Российского гос. гуманитарного ун-та, 2003. — 208 с.

59. Гулямов М. Человеческая индивидуальность (Историко-философское введение в индивидуальную антропологию)/ Отв. ред. д.ф.н., проф. Ю.К. Плетников/ Институт философии и права АН Таджикской ССР. Душанбе: Дониш, 1991,- 116 с.

60. Гуревич П.С. Культурология: учебник для студентов вузов. — 3-е изд., пе-рераб. и дополн. М.: Гардарики, 2003. — 280 с.

61. Гуревич П.С. Философия человека: В 2-х ч. / Институт философии РАН. -М.: Изд-во ИФРАН, 2001. 4.2. — 209 с.

62. Гуревич П.С. Философско-антропологическое истолкование жизни// Жизнь как ценность/ Отв. ред. к.ф.н. Л.В. Фесенкова/ Институт философии РАН. М.: Изд-во ИФРАН, 2000. — С. 184-200.

63. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник для студентов вузов. М.: Гардарики, 1998.-472 с.

64. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию: Пер. с нем. Д.В. Склядне-ва. — СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2004. — 398 с.

65. Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. В поисках новой парадигмы. Синергетика. Философия. Научная рациональность. -М.: Изд-во Российской академии гос. службы, 1999.- 107 с.

66. Деркач А.А. Теоретические проблемы акмеологии// Психология личности: новые исследования/ Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1998. — С.14-24.

67. Дёмин А.Н. Достижение успеха в ситуации безработицы// Социологические исследования. 2002. — №10. — С.46-57.

68. Дёмин А.Н., Попова И.П. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации// Социологические исследования. 2000. — №5. — С.35-46.

69. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. — СПб.: Алетейя, 2001. 242 с.

70. Джидарьян И.А. Счастье и его типологические характеристики// Психология личности: новые исследования/ Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1998.-С.67-78.

71. Динамика ценностей населения реформируемой России/ Отв. ред. Н.И.Лапин, Л.А.Беляева; Институт философии РАН. — М.: Эдиториал УРСС, 1996.-221 е., табл.

72. Дорфман Л.Я. Детерминированность и свобода человека// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г.ТЦур. М.: Смысл, 1997. — С. 145-155.

73. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы/ Отв. ред. и предисл. к. психол. н. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 1993.-456 с.

74. Дроздов A.IO. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации// Социологические исследования. 2003. — № 4. — С. 95-98.

75. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.: Per Se; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. — 136 с.

76. Ежов О.Н. Онтология социального времени. Саратов: Изд-во Саратовского гос. технического ун-та, 2000. — 280 с.

77. Ежов О.Н. Проблема жизненного пути в западной социологии// Вестник Московского ун-та. Социология и политология. Сер. 18. 2005. — №4. — С.82-95.

78. Ерасов Е.Б. Социальная культурология: учеб. пособие для студентов вузов: В 2-х ч. М.: Аспект Пресс, 1994. — 4.1 — 384 е.; 4.2 — 240 с.

79. Жизненные пути одного поколения/ Отв. ред. М.Х. Титма/ Институт социологии РАН. -М.: Наука, 1992. 186 с.

80. Жуков В.И. Что такое ИРЧП? К вопросу о человеческом потенциале?// Социологические исследования. 1996. — №4. — С. 101 -112.

81. Завадская Е.В. Раскрытый веер судеб Хорхе Луис Борхес о праве на выбор// Понятие судьбы в контексте разных культур: Сборник статей/ Отв. ред. член-корр. РАН Н.Д. Арутюнова/ Научный совет по истории мировой культуры РАН. — М.: Наука, 1994. — С.284-290.

82. Завьялов Б.М. Время человека// Человек: многомерность дискурсивных практик: Материалы российской научной конференции «Человек: социокультурные практики, модели и языки описания». Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 1998. — С.13-16.

83. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. — Ростов-н/Д.: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999.-200 с.

84. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004. — 400 с.

85. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. — 128 с.

86. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в челове-кознание: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. — 280 с.

87. Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи// Социологические исследования. 1998. — №8. — С.47-56.

88. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска// Социологические исследования. 2003. — № 4. — С. 42-51.

89. Иванченко Г.В. Самоопределение личности как открытый проект// Человек. 2005. -№3. -С.5-16.

90. Иконникова Н.И. Бытие человека: трансцендентные и экзистенциальные измерения. М.: Изд-во Международного юридического института при Министерстве юстиции РФ, 2003. — 184 с.

91. Иконникова С.И. Молодость// Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин; Гл. редактор В.Н. Иванов / Национальный общественно-научный фонд. М.: Мысль, 2003. — Т.1 — С.679.

92. Ильин В.В. Человек в онтологическом измерении// Философия: Университетский курс/ Под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.-С. 215-228.

93. Ионин Л.Г. Повседневность// Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин; Гл. редактор В.Н. Иванов / Национальный общественно-научный фонд. М.: Мысль, 2003. — Т.2 — С.200-201.

94. Ионин Л.Г. Социология культуры: учебн. пособие. — М.: Логос, 1996. -280 с.

95. Каган М.Н. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.

96. Карагод Ю.Г. Co-бытие как способ самореализации человека// Философия. История. Культура: Межвузовский сборник научных трудов/ Под ред. Б.В. Чернышева. Саратов: Научная книга, 2001. — Вып.2. — С.8-11.

97. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения// Социологические исследования. 2000. — № 3. — С. 124-128.

98. Квасова И.И. Социология культуры: учеб. пособие для вузов. — М.: Изд-во РУДН, 2005.- 182 с.

99. Кебина Н.А. Философия смысла и самореализация личности. — М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2003. 277 с.

100. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. 208 с.

101. Келле В.Ж. Личность и культура в системе цивилизационных механизмов// Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. -М.: Наука, 2001. С. 150-168.

102. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: учеб. пособие для гуманит. вузов. — М.: Наука, 1994. — 187 с.

103. Киблицкая М.В., Масалков И.К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс стади. М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 2003. — 287 с.

104. Ключарев Г.А. Пространство и время в жизни человека// О человеке: Вып.1: (Пространство и время, любовь и вера в его жизни): Сборник. М.: Знание, 1991. — С. 16-40.

105. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы.-М., 1999.-351 с.

106. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. — 283 с.

107. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. — М.: Политиздат, 1984. -252 с.

108. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М.: Изд-во Института философии РАН, 1996. — 216 с.

109. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология: учебник. М.: Ключ-С, 1998.- 192 с.

110. Козлова Н.Н. Социология повседневности: переоценка ценностей// Общественные науки и современность. — 1992. №3. — С.48-56.

111. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений// Социологические исследования. 1993. -№11. — С.138-146.

112. Козлова Т.З. Самореализация человека// Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин; Гл. редактор В.Н. Иванов / Национальный общественно-научный фонд. М.: Мысль, 2003. — Т.2 -С.377-378.

113. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.

114. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.

115. Кон И.С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 560 с.

116. Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов// Социологические исследования. 1999. — № 1. — С. 130-136.

117. Колин К. Человеческий потенциал и социальные технологии в XXI в.// Альма-матер. 2003. — №6. — С. 18-25.

118. Коломиец В.П. Становление индивидуальности (Социологический аспект). М.: Изд-во МГУ, 1993.-143 с.

Как быть Леди:  Психологи онлайн. 20 лучших сервисов

119. Комлева В.В. Престиж как явление духовной жизни общества// Социально-гуманитарные знания. 2000. — №6. — С.280-295.

120. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2002. — 336 с.

121. Коростылева JT.А. Особенности стратегий самореализации и стили человека// Психологические проблемы самореализации личности: Сборник статей. Вып. 4/ Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. — С.47-61.

122. Коростылева Л.А. Уровни самореализации личности// Психологические проблемы самореализации личности: Сборник статей. Вып. 4/ Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. — С.21-46.

123. Корсаков С.Н. Методологические проблемы постижения индивидуальности// Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. М.: Наука, 2001. — С.36-56.

124. Космопланетарный феномен человека. Современные исследования: Научно-аналитический обзор/ РАН, ИНИОН. М.: Изд-во ИНИОН, 1996 — 87 с.

125. Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. -М.: Магистр, 1997. 48 с.

126. Костюченко Л.Г., Резник Ю.М. Введение в теорию личности: социокультурный подход: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во Независимого института гражданского общества, 2003. — 272 с.

127. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий// Общественные науки и современность. 2001. -№3. — С. 122-139.

128. Кофырин Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи// Социологические исследования. 1991. — №1. — С.82-85.

129. Кравчук П.Ф. Личностный потенциал как система самоосуществления и саморазвития человека// Человек и общество: тенденции социальных изменений. СПб., Минск, Ростов-н/Д., 1997.

130. Кравчук П.Ф. Творчество как способ самовыражения личности// Личность: развитие и реализация в творчестве: Сборник научных трудов. -Курск: Изд-во КГТУ, 1996. С. 159-168.

131. Краева О.Л. Диалектика потенциала человека. М.; Н.Новгород: Изд-во Нижегородской гос. сельскохозяйственной академии, 1999.-251 с.

132. Красиков В.И. Человек на пути встречи с самим собой: (Проблемы метафизической самоидентификации человека)/ Кемеровский гос. ун-т. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. 173 с.

133. Красиков В.И. Явь беспокойства (Предельные значения человеческого существования). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — 164 с.145. «Круглый стол»: «Качество жизни: понятия, методы оценки»// Психологический журнал. 2004. — Т.25. — №6. — С. 106-108.

134. Крымский С.Б., Парахонский Б.А., Мейзерский В.М. Эпистемология культуры. Киев: Наукова думка, 1993. — 216 с.

135. Кувакин В.А. Российское гуманистическое общество: гуманистические принципы// Вестник Российского философского общества. — 2003. — №3. — С.146-151.

136. Культура: теории и проблемы. — М.: Наука, 1995. 279 с.

137. Куриленко Е.Н., Шиков И.Л. Молодежь провинции: проблемы и перспективы: Социальный портрет молодежи Курской области. — Курск: Курская городская типография, 2000. 116 с.

138. Лазарев Ф.В., Брюс А. Литтл. Многомерный человек. Введение в интервальную антропологию. — Симферополь: СОНАТ, 2001. 264 с.

139. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России// Социологические исследования. 2003. — № 6. — С. 78-87.

140. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та культуры и искусств, 2002. 304 с.

141. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977.

142. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей// Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — №2. — С. 107-120.

143. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке// Вопросы психологии. 1989.-№3.-С. 11-21.

144. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. — М.: Смысл, 2003. — 488 с.

145. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — С. 156176.

146. Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология?// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. — С.40-54.

147. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи)// Социологические исследования. 1998. -№ 5. — С. 98-104.

148. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование)./ Отв. ред. А.А. Козлов. СПб.: Наука, 2003. — 368 с.

149. Личностно-ориентированная социология: (Бергер П.Л., Бергер Б. Социология: Биографический подход; Коллинз Р. Социологическая интуиция: Введение в неочевидную социологию): Пер. с англ. В.Ф. Анурина. — М.: Академический Проект, 2004. 608 с.

150. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология/ Под общ. ред. А.А. Велика. — М.: Смысл, 2001. — 560 с.

151. Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи// Социологические исследования. 1998. — №8. — С.27-35.

152. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии// О человеческом в человеке: Сборник статей/ Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — С.78-94.

153. Манхейм К. Избранное: Социология культуры: Пер. П.Ф. Вольфсона и др. М., СПб., 2000. — 505 с.

154. Марков Б.В. Антропологический поворот в философии XX в.// Очерки социальной антропологии/ Отв. ред. В.В. Шаронов. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995.-С. 18-29.

155. Маркузе Г. Одномерный человек: Пер. с англ. А.А. Юдина. — М.: ACT: ЗАО НПП «Ермак», 2003. 336 с.

156. Мартынюк И.О. Структура и динамика жизненных целей личности// Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования)/ Отв. ред. JT.B. Сохань/ Институт философии АН УССР. Киев: Наукова думка, 1987. — С.63-82.

157. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. A.M. Татлыдаевой. СПб.: Евразия, 1997. — 430 с.

158. Маслоу А. Маслоу о менеджменте: Пер. с англ. Н. Левкина, А. Чех/ Под ред. Ю. Каптуревского. СПб.: Питер, 2003. — 416 с.

159. Маслоу А. Мотивация и личность: Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухиной. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 352 с.

160. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер. с англ. Г.А. Балла, А.П. Попогребского/ Под ред. Г.А. Балла и др. М.: Смысл, 1999. — 423 е., ил.

161. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Религии, ценности и пик-переживания: Пер. с англ. Е. Рачковой/ Под ред. Е. Рыбиной. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 272 с.

162. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. О.О. Чистякова. — М.: Рефл-бук: Ваклер, 1997. 300 с.

163. Мещеркина Е.Ю. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий (анализ зарубежных концепций)// Социологические исследования. 2002. — № 7. — С. 61-67.

164. Минюшев Ф.И. Основные категории, применяемые для анализа социокультурных явлений и процессов// Социокультурное исследование: учеб. пособие/ Под ред. Ф.И. Минюшева. М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 18-27.

165. Минюшев Ф.И. Предметное поле социологического исследования// Социокультурное исследование: учеб. пособие/ Под ред. Ф.И. Минюшева. — М.: Изд-во МГУ, 1994. С.4-17.

166. Минюшев Ф.И. Социальная антропология: Курс лекций. — М.: Изд-во Международного Университета Бизнеса и Управления, 1997. 192 с.

167. Минюшев Ф. И. Социология культуры: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2004. — 272 с.

168. Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления// Социологические исследования. — 2005. №3. — С. 104112.

169. Модестов С.А. Несвершившееся как феномен философской антропологии// Труды членов Российского философского об-ва. Вып.З. — М.: Изд-во Московского философского фонда, 2002. — С. 102-109.

170. Молодежь: ориентации и жизненные пути: (На материалах социологических исследований в Сов. Прибалтике)/ Отв. ред. М.Х. Титма. Рига: Зи-натве, 1988.-207 с.

171. Молодежь России: социальное развитие/ Отв. ред. В.И. Чупров/ Институт социально-политич. исследований РАН. М.: Наука, 1992. — 205 е., ил.

172. Морфология культуры. Структура и динамика/ Под общ. ред. Э.А.Орловой. М.: Наука, 1994. — 415 с.

173. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск: Наука, 1984. — 320 с.

174. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Издат. центр «Академия», 2004. — 304 с.

175. Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.-640 с.

176. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества: Пер. с англ. П.П. Максима. Львов: Инициатива; М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. — 128 с.

177. Мэй Р. Открытие бытия: Пер. с англ. А. Багрянцевой. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. 224 с.

178. Мэй Р. Сила и невинность: Пер. с англ. А.П. Попогребского, А.В. Лыз-лова, Е.Ю. Патяевой/ Под общ. ред. Д.А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2001. — 320 с.

179. Наумова Н.Ф. Время человека// Социологический журнал. 1997. — №3. — С.159-176.

180. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе// Социологический журнал. 1995. — №2. — С.5-22.

181. Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества?/ Под ред. В.Н. Садовского и В.А. Ядова/ Институт системного анализа РАН. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 176 с.

182. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения/ Отв. ред. д.ф.н. В.Н. Садовский/АН СССР, Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований. — М.: Наука, 1988.-200 с.

183. Недашковская М.А. Самореализация личности как феномен культуры: Автореферат на соискание ученой степени кандидата философ, наук/ Институт философии АН УССР. Киев, 1990. — 16 с.

184. Немировский В.Г. Общая социология: учеб. пособие. Ростов-н/Д.: Феникс, 2004.-320 с.

185. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. — СПб.: Алетейя, 2000. 224 с.

186. Образ мыслей и образ жизни: Сборник статей/РАН, С.-Петербургский филиал Института социологии РАН. М.: Изд-во ИСРАН, 1996. — 165 е., табл.

187. Ольшанский В. Личность в российской социологии и психологии// Социология в России/ Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. — С.346-369.

188. Орлов А.Б. Гуманизм с лицом культурно-антропологического прототипа: российский вариант// Вопросы психологии. 1999. — №2. — С.87-90.

189. Орлова И.Б. Социология культуры// Социологическая энциклопедия: В 2 т./ Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин; Гл. редактор В.Н. Иванов / Национальный общественно-научный фонд. М.: Мысль, 2003. — Т.2 — С.529-530.

190. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.: Изд-во МГИК, 1994.-214 с.

191. Орлова Э. А. Культурная (социальная) антропология: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2004. — 480 с.

192. Осадчая Г.И. Социальное знание и социальная практика. — М.: Академический проект, 2003. — 160 с.

193. Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация// Социологические исследования. 2002. — № 10. -С. 88-94.

194. Очерки социальной философии: учеб. пособие для вузов/ В.Д. Зотов, В.Н. Шевченко, К.Х. Делокаров и др. М.: Наука, 1994. — 208 с.

195. Панфилова Т.В. Гуманистический потенциал психоанализа// Общественные науки и современность.-2003. —№3. —С.173-176.

196. Паттатурина Н.П. Модель личностного и духовного роста// Психологические проблемы самореализации личности: Сборник статей. Вып. 4/ Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского унта, 2000.-С. 114-120.

197. Первин Jl., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ./ Под ред. B.C. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2000. — 607 с.

198. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи// Социологические исследования. 2000. — № 12. — С. 50-55.

199. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью// Вопросы философии. 1982. — №3. — С.98-104.

200. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во Российского гос. гуманитарного ун-та, 1994. — 448 с.

201. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1993.- 432 с.

202. Пигров К.С. Социальная антропология как система// Очерки социальной антропологии/ Отв. ред. В.В. Шаронов. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. — С.56-73.

203. Пископпель А.А. Природа человека в концепции А. Маслоу// Вопросы психологии. 1999. — №2. — С.75-87.

204. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика: (Социально-экономический аспект). М.: Изд-во РАГС, 2004. — 381 с.

205. Плеснер X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию: Пер. с нем. А.Г. Гаджикурбанова/ Отв. ред. Л.Т. Мильская. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 368 с.

206. Полубабкина Н.И. Самореализация личности (социально-философский аспект): Диссертация на соискан. уч. степ. канд. филос. наук/ МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 1995. — 174 с.

207. Понукалин А.А. Научная проблема человека// Современная парадигма человека: Межвузовский научный сборник/ Российское философское общество, Саратовский гос. технический ун-т. Саратов: Изд-во Саратовского гос. технического ун-та, 2000. — С.15-25.

Как быть Леди:  Синонимы к слову «фобия» (619 слов)

208. Попов В.Г. Молодежь в сфере криминогенного влияния// Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 72-79.

209. Попова И.М. От социального знания к социальной инженерии// Социологические исследования. 1988. -№1. — С.26-32.

210. Проблема человека в западной философии: Сборник переводов с англ., нем., фр./ Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. — М.: Прогресс, 1988.-552 с.

211. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для вузов/ Под ред. Е.Г.Силяевой. М.: Академия, 2002. — 192 с.

212. Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Социальная антропология: трудные пути становления// Очерки социальной антропологии/ Отв. ред. В.В. Шаронов. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. С.7-17.

213. Пырин А.Г. Компрессия социального времени// Вестник Российского философского общества. 2004. — №3. — С.92-93.

214. Рабочая книга социолога/ Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. 3-е изд. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 480 с.

215. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы/ Институт народнохоз. прогнозирования РАН. — М.: Наука, 1993.-190 с.

216. Рассел Б. Три эссе о человеке: Предисловие и перевод А.А. Яковлева// Концепции в современной западной философии. — М.: Изд-во Института философии АН СССР, 1988. С. 145-158.

217. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование// Социологические исследования. — 1996. — №6. — С.110-119.

218. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив/ Социальная инженерия: теория и практика. Вып.2. М.: Изд-во Социоинженерной ассоциации «Деловое содействие», 1995. — 69 с.

219. Резник Ю.М. Социальная инженерия: предметная область и границы применения// Социологические исследования. 1994. -№2. — С.87-96.

220. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (Опыт комплексного анализа). М.: Изд-во Института человека РАН, Независимого института гражданского общества, 2002. — 260 с.

221. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. Теория, современная практика и применение: Пер. с англ. Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимоч-киной/ Под ред. С. Римского. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2002. — 512 с.

222. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой. -М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.-464 с.

223. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию: Пер. с англ. М. Злотник/ Под ред. Н. Титовой. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с.

224. Розин В.М. Типы жизни с аксиологической точки зрения (методологический и культурологический анализ)// Жизнь как ценность/ Отв. ред. к.ф.н. JI.B. Фесенкова/ Институт философии РАН. М.: Изд-во ИФРАН, 2000. -С.168-183.

225. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 2002. — 275 с.

226. Россия на рубеже веков/ Отв. ред. М.К. Горшков. М.: РОССПЭН, РНИС и НП, 2000. — 448 с.

227. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т./ Сост., авторы комм, и предисл. К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. М.: Педагогика, 1989. — Т.2. — 328 с.

228. Рубинштейн С.JT. Принципы творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики)// Вопросы психологии. — 1986. — №4. С.101-108.

229. Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (19652002)/ Предисл. акад. РАН Л.Н. Митрохина. М.: Гардарики, 2002. — 541 с.

230. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 90-98.

231. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии: Пер. с англ. и заключ. статья В. Николаева. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. -416 с.

232. Рябова Л.В. Проблемы самореализации человека. — Ростов-н/Д.: Изд-во Донского гос. технического ун-та, 1993. — 85 с.

233. Савченко Л.А. Социология повседневности/ Отв. ред. д.ф.н. В.И. Курбатов. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 2000. — 160 с.

234. Семенова В. Социология молодежи// Социология в России/ Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.-С. 130-147.

235. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против»: Заметки социолога. Л.: Лениздат, 1990. — 206 с.

236. Смелзер Н. Социология: учеб. пособие для вузов: Пер. с англ. З.П. Вольской/ Науч. ред. проф. В.А. Ядов. М.: Феникс, 1994. — 688 с.

237. Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога)/ Под ред. А.А. Кроника. -М.: Школа-Пресс, 1993. 112 с.

238. Соболь П.П. Жизнетворчество как способ самореализации личности// Жизнь как творчество (социально-психологический анализ)/ Отв. ред. Л.В.

239. Сохань, В.А. Тихонович/ Институт философии АН Украинской ССР. Киев: Наукова думка, 1985. — С.71-90.

240. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. -350 с.

241. Социология: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт, 1998.-349 с.

242. Социология культуры: проблемы социальных показателей развития культуры: Сб. науч. трудов (№108)/ Под ред. С.Н. Плотникова. — М.: Изд-во НИИК, 1982.- 160 с.

243. Сивиринов Б.С. Социальное время и перспектива: Феноменология, функции, модусы/ Отв. ред. В.А. Колеватов. Новосибирск: Наука, 2000. -72 с.

244. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития// Вопросы психологии. 1991. — №2. — С.37-49.

245. Словарь по этике/ Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989.-447 с.

246. Смирнов В.И. Жизненный путь человека: социальные и моральные проблемы: учебно-метод. пособие. — Л.: Изд-во Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, 1989. — 27 с.

247. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции (становление виталистской социологической парадигмы)/ Под ред. С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой. М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. — 242 с.

248. Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов// Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. — 2003. — №3. С. 15-23.

249. Солодникова И.В. Развитие человека в зрелости как проблема гуманитарных наук// Общественные науки и современность. 2001. — №2. — С.147-157.

250. Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования/ Отв. ред. д.ф.н. В.А. Кругликов/ Институт философии РАН. — М.: Изд-во ИФРАН, 1995.-242 с.

251. Социальные исследования: построение и сравнение показателей/ Отв. ред. Э.П. Андреев, Н.М. Блинов, В.Э. Шляпентох/ Институт социологических исследований АН СССР. М.: Наука, 1978. — 320 с.

252. Сохань JL, Каменева И. Жизненное пространство и жизненный мир личности// Социология: теория, методы, маркетинг. 2002. — №1. — С. 190201.

253. Современные социологические теории социального времени. Научно-аналитический обзор/ Автор обзора П.Н. Фомичев; Отв. ред. д.ф.н. Ю.А. Ки-мелев/ РАН ИНИОН. М.: Изд-во ИНИОН РАН (ПИК ВИНИТИ), 1993. — 47 с.

254. Степанова Е.Д. Некоторые аспекты социокультурного влияния на индивидуальный жизненный путь// IV Сибирская школа молодого ученого: В 5т. Т.5: Философия и культурология. — Томск: Изд-во томского гос. педагогического ун-та, 2002. С.202-205.

255. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983.-284 с.

256. Сунгатуллина Г.А. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально-значимой деятельности// Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2002. — №3. — С. 158-163.

257. Тартаковская И.Н. Тендерные аспекты безработных// Социологические исследования. 2000. — № 11.- С.73-83.

258. Теория и жизненный мир: Сборник статей/ Институт философии РАН. -М.: Изд-во ИФРАН, 1995. 206 с.

259. Тимченко Н.С. Культура в современном социогуманитарном знании// Социологические исследования. 1998. — №8. — С. 109-112.

260. Толордава Х.Г. Самоактуализация как важнейший аспект самооценки личности// Психология трудовой деятельности и творчества/ Отв. ред. А.Ф. Шикун, А.А. Шикун. М: Воентехиниздат, 2002. — С.34-37.

261. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. -СПб.: Алетейя, 2000. 288 с.

262. Украинец В.Н. Жизненные перспективы личности// Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования)/ Отв. ред. JI.B. Сохань/ Институт философии АН УССР. — Киев: Наукова думка, 1987. С.217-225.

263. Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. -М.: Изд-во Научно-исследовательского института высшего образования, 2004. 72 с.

264. Федорян JI.M. Роль активности в становлении нового качества жизни человека// Социально-гуманитарные знания. -2004. -№6. — С. 165-175.

265. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности/ Институт философии АН СССР. М.: Наука, 1991. — 136 с.

266. Феер А.Б. Проблема социализации в ситуации постмодерна// III Сибирская школа молодого ученого: В 5т. Т.5: Философия и культурология. -Томск: Изд-во Томского гос. педагогического ун-та, 2001. — С.94-96.

267. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. Социальная подвижность. -М.: Мысль, 1989.-240 с.

268. Фоломеева Т.В., Серегина И.И. Социальные представления о благополучии// Мир психологии. 2004. — №3. — С. 122-132.

269. Франкл В. Психотерапия на практике: Пер. с нем. Н. Панькова, В. Пев-чева. СПб.: Речь, 2001. — 256 с.

270. Франкл В. Теория и терапия неврозов. Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ: Пер. с нем. Н.А. Кириленко. СПб.: Речь, 2001. — 234 с.

271. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Под общ. ред. Л.Я.Гозмана и Д.А.Леонтьева. М.: Прогресс. 1990. — 368 с.

272. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя: Пер. с англ. Д.Н.Дудинского. Минск: Попурри, 1998. — 672 с.

273. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие: Пер. с нем. и ред. Д.В. Скляднева. — СПб.: Наука, 2000. 384 с.

274. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности// Вопросы философии. 1989. — №2. — С.35-40.

275. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне: Пер. с нем. М.М. Беляева и др. М.: Весь мир, 2003. — 414 с.

276. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение личности: введение в проблему// Психология личности в условиях социальных изменений: Сборник статей/ Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, М.И. Воловиковой. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1993. — С.37-45.

277. Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. — М.: Эдиториал УРСС, 2002. 448 с.

278. Хьелл Л.А., Зиглер Д.Дж. Теории личности: Пер. с англ. С. Меленев-ской, Д. Викторовой. 3-е международ, изд. — СПб.: Питер, 2002. — 608 е., ил.

279. Цырба Н.Ф. Самоутверждение личности. Социально-философский анализ. Киев; Одесса, 1989.

280. Цыренова JI.A. Самореализация личности как предмет философского исследования: Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук/ МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1992. — 21 с.

281. Чанышев А.Н. Трактат о небытии// Вопросы философии. 1990. — №10. — С.158-165.

282. Человек и общество, или как и зачем живут люди/ Под ред. С.И. Григорьева. Барнаул: День, 1997. — 318 с.

283. Чернявская Г.К. Личность: проблемы самореализации// Социально-политический журнал. 1996. — №4. — С. 134-143.

284. Чупров В.И. Молодежь// Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин; Гл. редактор В.Н. Иванов / Национальный общественно-научный фонд. М.: Мысль, 2003. — Т.1 — С.674-676.

285. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: Лань, 1997. -192 с.

286. Шафиков М.Т. Потенциал: сущность и структура// Социально-гуманитарные знания. -2001. -№1. С.236-245.

287. Шахматова Н.В. Поколенческая организация современного российского общества/ Под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 2003. -324 с.

288. Шмелев А.А. Молодежные культурные и социальные движения в России// Социологические исследования. 1998.-№8.-С. 103-109.

289. Шефель С.В. Личность постиндустриальной эпохи как феномен социокультурного синтеза: (Социально-философское исследование). М.: Социально-гуманитарные знания, 2002. — 278 е., табл.

290. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: Изд-во Московского открытого социального ун-та, 2001. — 272 с.

291. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.

292. Шпак Л.Л. Социология повседневной жизни: учеб. пособие. Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2001. — 376 с.

293. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии/ Сост. А.Я. Алхасов; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой/ Под ред. Г.С. Батыгина. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. — 336 с.

294. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом: Пер. с нем. и англ. В.Г. Николаева, С.В. Ромашко, Н.М. Смирновой. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 1056 с.

295. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования системы 1986-1989 гг. СПб.: Наука, 1993. — 344 е., ил.

296. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-С. 89-105.

297. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе// Социологический журнал. 1994. -№1. — С.27-36.

298. Яковлев A.M. Социальная структура общества: учебник для студентов вузов. М.: Экзамен, 2003. — 384 с.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий