Как взрослым преодолеть детские эмоциональные травмы инструкция для взрослых — Нож

Как взрослым преодолеть детские эмоциональные травмы инструкция для взрослых — Нож Женщине
Содержание
  1. Это вовсе не значит, что она не любит своего ребенка: она может любить его всей душой — но не иметь сил на материнские обязанности.
  2. Помните, у вас есть право менять свое мнение, не брать на себя ответственность за проблемы других, устанавливать собственные приоритеты, делать ошибки, открыто их признавать и просто быть самим собой. вы можете подстраиваться под других и идти на компромиссы, но только тогда, когда вы сами этого хотите, а не когда ощущаете, что должны.
  3. На этом этапе работы над своими детско-родительскими отношениями важно признать, что идеальной матери нет. даже если ваши отношения наладятся в настоящем, прошлое уже не переиграть. тогда, в детстве, когда это внимание было так важно, его не было — цель принятия этого факта не в том, чтобы найти виноватых, а в том, чтобы исчерпать свое горе и пойти дальше.
  4. Может быть интересно
  5. Женщина может не хотеть детей, но родить под давлением родственников или чтобы сохранить семью; может быть поглощена собственными переживаниями от круто изменившейся жизни и не иметь поддержки близких; переживать развод, страдать депрессией или находиться в любых других обстоятельствах, не позволяющих хорошим чувствам преобладать над тяжелыми.
  6. Книги, которые стоит прочесть, чтобы лучше разобраться в теме
  7. В период формирования привязанности родитель идеализирован: он бог, самый могущественный и самый лучший! а любые грехи родителей малыш связывает с собой: их развод он может объяснять собственными неуспехами в школе, а болезнь матери связывать с тем, что очень плохо себя вел.
  8. Поэтому приемы, перечисленные ниже, направлены не на то, чтобы переделать мать и получить человека, которого вам так не хватало в детстве. это инструменты, которые помогут наладить удовлетворяющие вас взрослые отношения.
  9. Что поможет сформировать новое поведение с матерью?
  10. Родом из детства: что такое детские травмы и как распознать их во взрослом возрасте
  11. Травма «брошенности»
  12. 10 признаков личности невротика
  13. Травма «отвержения»
  14. Травма «лишения»
  15. Травма «предательства»
  16. Травма сексуального соблазнения
  17. 6 фильмов, в которых показано, как детские психотравмы формируют личность невротика
  18. Травмы, связанные с физическим насилием
  19. Травмы «унижения» или нарциссические травмы
  20. А в этих фильмах детские психотравмы приводят к более серьезным нарушениям, на уровне психозов
  21. Благодаря пластичности мозга даже взрослый человек способен скорректировать свой стиль привязанности. для этого важны надежные отношения. это могут быть отношения с терапевтом, близким другом, партнером, наставником и т. д.
  22. Виды психотравм
  23. Вынужденные рано повзрослеть
  24. Если вы узнали себя: два шага к исцелению
  25. К чему приводит?
  26. Как можно помочь себе в этом процессе?
  27. Как родители могут помочь ребенку
  28. Как сформировать новое поведение с другими людьми
  29. Кто такой невротик?
  30. Методы психологической помощи ребенку при психотравме
  31. Может быть интересно
  32. Можно ли перестать быть невротиком?
  33. От чего зависит успешность в переработке психотравмы?
  34. Привязанность и ее нарушение
  35. Причины детских психотравм
  36. Психологические симптомы
  37. Сепарация и ее нарушение
  38. Сепарация — это процесс отделения ребенка от матери, а затем и от обоих родителей. с тех пор, как малыш делает свои первые шаги, важно поддерживать в нем самостоятельность.
  39. Симптомы психологической травмы
  40. Стадии переживания психотравмы
  41. Там, где вы заметите автоматическое поведение, обусловленное прошлым, вы сможете задаться вопросом, можно ли поступить как-то иначе.
  42. Травматичный опыт детства: 3 варианта последствий
  43. Физиологические симптомы
  44. Чем опасны детские психологические травмы
  45. Этап 1. переосмысление прошлого и прощание с детством
  46. Этап 2. поиск новых паттернов поведения во взрослой жизни
  47. Заключение
Как быть Леди:  Понятие самореализации личности | Диплом по психологии

Это вовсе не значит, что она не любит своего ребенка: она может любить его всей душой — но не иметь сил на материнские обязанности.

Дети матерей, не справляющихся с собственной ответственностью, вынуждены рано повзрослеть, как в случае Дианы. Став взрослыми, такие люди комфортно чувствуют себя в работе, они склонны к трудоголизму и достигаторству — это поведение помогает им чувствовать себя в безопасности.

Однако им трудно выстроить с кем-либо доверительные отношения: с одной стороны, они хотят расслабиться и отпустить контроль, а с другой — очень боятся, что без контроля рухнет вся их жизнь. Им сложно на кого-то положиться, потому что с раннего детства они усвоили: «Ты можешь рассчитывать только на себя».

Помните, у вас есть право менять свое мнение, не брать на себя ответственность за проблемы других, устанавливать собственные приоритеты, делать ошибки, открыто их признавать и просто быть самим собой. вы можете подстраиваться под других и идти на компромиссы, но только тогда, когда вы сами этого хотите, а не когда ощущаете, что должны.

Умение строить и поддерживать эмоциональные связи. Помощь тем, кто за ней обращается, интерес к мнению и переживаниям другого, благодарность, понимание, что в отношениях важнее быть собой, нежели быть идеальным, — всё это способствует установлению хороших отношений.

Внимательность к себе. Способность замечать, что именно забирает вашу энергию, а что восполняет ее — отличный инструмент, который поможет вам в отношениях с другими людьми. Ваше физическое состояние подскажет вам, стоит ли увеличить дистанцию в отношениях или, наоборот, сократить ее.

На этом этапе работы над своими детско-родительскими отношениями важно признать, что идеальной матери нет. даже если ваши отношения наладятся в настоящем, прошлое уже не переиграть. тогда, в детстве, когда это внимание было так важно, его не было — цель принятия этого факта не в том, чтобы найти виноватых, а в том, чтобы исчерпать свое горе и пойти дальше.

Признать, что в детстве у вас не было такой матери, какая была вам так нужна, — непросто и очень печально. Этот долгий и сложный процесс принятия прошлого может длиться годами.

Как быть Леди:  Классификация экспериментов - Логика и методология научных исследований

Может быть интересно

Я протестую! Как отличить затянувшийся подростковый бунт от настоящей независимости

Женщина может не хотеть детей, но родить под давлением родственников или чтобы сохранить семью; может быть поглощена собственными переживаниями от круто изменившейся жизни и не иметь поддержки близких; переживать развод, страдать депрессией или находиться в любых других обстоятельствах, не позволяющих хорошим чувствам преобладать над тяжелыми.

Негативные переживания матери могут быть настолько интенсивными, что она, не будучи в силах справиться с ними, переносит их на ребенка. Или наоборот — у матери может быть так много любви, что она сосредотачивает всё свое внимание на малыше, невольно ограничивая его свободу.

Прежняя жизнь и характер матери могут отразиться на отношениях с ребенком и определить особенности его развития.

Книги, которые стоит прочесть, чтобы лучше разобраться в теме

  • «Женщины, которые любят слишком сильно» Робин Норвуд
  • «Узник иной войны» Мэрилин Мюррей
  • «Драма одаренного ребенка» Алис Миллер
  • «Пробуждение Тигра – исцеление травмы» Питер А. Левин
  • «Счастливый невротик, или Как стать родителем самому себе» Джеоф Грэхэм
  • «Пять травм, которые мешают быть самим собой» Лиз Бурбо

В период формирования привязанности родитель идеализирован: он бог, самый могущественный и самый лучший! а любые грехи родителей малыш связывает с собой: их развод он может объяснять собственными неуспехами в школе, а болезнь матери связывать с тем, что очень плохо себя вел.

Классик мировой психотерапии Дженей Уайнхолд выделяет такие потребности первых лет жизни, удовлетворение которых формирует привязанность:

  • чувствовать, что родитель рядом, слышит и откликается, когда ребенку это необходимо;
  • получать здоровое и сбалансированное питание;
  • получать любовь, тактильный контакт, ласку, узнать, что такое нежность и уважение;
  • получать постоянную системную заботу, не нуждаться ни в чем необходимом;
  • научиться контролировать сильные эмоции;
  • научиться доверять родителям и другим воспитателям.

Удовлетворение этих потребностей закладывает в основу личности здоровое чувство доверия. В будущем такой человек воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое.

Как быть Леди:  Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп / Справочник :: Бингоскул

Если же мать в этот период не оказывает должной заботы и с ребенком происходит то, что он еще не способен пережить самостоятельно, это может привести к нарушению привязанности.

Человека, у которого формирование привязанности прошло не очень гладко, во взрослом возрасте могут преследовать подозрительность и сомнения: «Имею ли я право быть?» В отношениях такие люди могут подвергать партнера проверкам на доверие, испытывать тревогу и ревность.

Станислав, 35 лет: «Моя мама очень хотела девочку и была разочарована, когда родился я. Она никогда от меня это не скрывала. Я был очень ласковым и прилежным ребенком, но всё равно чувствовал отвержение. Фоновое чувство вины меня преследует до сих пор, что бы я ни делал. Сейчас, когда я уже взрослый и у меня есть семья, мне сложно верить, что моя жена меня любит и ценит. Головой я знаю это и вижу подтверждение ее любви, но где-то в глубине души сидит ощущение, что это всё обман, меня нельзя любить».

Поэтому приемы, перечисленные ниже, направлены не на то, чтобы переделать мать и получить человека, которого вам так не хватало в детстве. это инструменты, которые помогут наладить удовлетворяющие вас взрослые отношения.

Чтобы по-новому выстроить общение с матерью, нужно сфокусироваться на себе, своем состоянии и на управлении своим поведением, а не на ней и ее качествах.

1. Позиция наблюдателя. Прежде чем что-то менять, отношения важно изучить. Попробуйте понаблюдать за собой и матерью в процессе общения как бы со стороны. Замечайте реакции друг друга, отслеживайте, что вас задевает. Как вы думаете, почему это происходит? Предположите, что из пережитого матерью побуждает ее отвечать так, а не иначе.

2. Дневник чувств. Этот инструмент поможет вам не только выразить свои эмоции, но и исследовать свои автоматические реакции. Вы можете вести его в свободной форме или начертить таблицу и в каждой колонке записывать чувства, мысли и реакции относительно каждой ситуации.

3. Сортировка тем. На основе своих реакций сгруппируйте темы, на которые вы общаетесь с матерью:

  • Зеленая зона — темы, обсуждая которые, вы комфортно себя чувствуете в общении с родителем. Это то, что приносит удовольствие и наполняет вас энергией.
  • Желтая зона — темы, затронув которые, вы испытываете напряжение, но способны выносить его без ущерба для себя. Попробуйте развивать ваши отношения с матерью как раз через обсуждение этих тем. Делайте это аккуратно и постепенно. Например, говорите маме, что перед приходом к вам в гости нужно звонить. Вам это может быть неприятно, но у вас есть силы справиться с собственными переживаниями и отстоять свою позицию.
  • Красная зона — темы, разговор о которых невыносим для вас. Если ваше общение с матерью заводит вас на эту территорию, найдите удобный способ выхода из нее. Это может быть честное признание, что вы не хотели бы об этом говорить, переключение на более безопасные зоны или прекращение диалога.

Что поможет сформировать новое поведение с матерью?

Ваша мать — реальный человек, имеющий свои взгляды и особенности характера. Чтобы наладить отношения с ней, важно научиться с ними обходиться, а не отрицать или пытаться исправлять.

Родом из детства: что такое детские травмы и как распознать их во взрослом возрасте

По мнению Вероники Дорингер, эмоциональное насилие возникает, когда у родителей есть какие-либо ожидания от детей. Чаще всего оно преподносится под оберткой заботы, которую родитель понимает по-своему. Например, когда ребенок не приносит хорошие оценки, родитель начинает его унижать, обижать и сравнивать с другими, тем самым обесценивая. Забота и насилие здесь сцепляются воедино. Еще одна форма эмоционального насилия — бойкот, когда родители перестают разговаривать с ребенком. Последствия таких действий могут быть серьезными, если взрослый вовремя не объяснит ребенку, что это был срыв, и не признает, что поступил неправильно. Но извиняться нужно только в том случае, если вы осознаете, что такого больше не повторится. Иначе это не пройдет бесследно. В лучшем случае рана у ребенка попросту «затягивается», но может появиться и невроз. Если, например, ребенка в семье били, и в дальнейшем, когда он видит, как кто-то просто поднимает руку, чтобы поправить волосы, то отпрыгивает в сторону.

Когда родитель ограничивает ребенка в контакте с другими и контролирует его круг общения, то ребенок может чувствовать себя одиноким, изолированным от внешнего мира. В таких условиях невозможны социализация и развитие самостоятельности. При вербальной агрессии и угрозах (например, «я откажусь от тебя»), ребенок перестанет доверять миру и начнет воспринимать все враждебно.

Если родители сами росли в насилии, то эти деструктивные паттерны могут автоматически переходить на их отношение к детям. Поэтому в первую очередь важно признавать и корректировать собственный опыт.

Мы состоим из паттернов поведения наших родителей.

«Сексуальное насилие — это не только действия сексуального характера, но и пренебрежительное отношение родителей к сексуальности ребенка», — объясняет Вероника. Это может привести к неприятию своего тела, стать причиной повторного насилия (человек может как совершить его сам, так и снова оказаться в роли жертвы). «Если нарушаются физические и психологические границы ребенка, это влияет на всю его взрослую жизнь, а негативный опыт будет повторяться снова и снова», — рассказывает Ирина.

Почему некоторые травматичные события из детства мы не помним?

«Когда человек получает травму в детстве, в более позднем возрасте он ее вытесняет. Таким образом психика защищается, блокирует болезненную информацию», — объясняет Ирина Мансурова. Но даже не помня причин травмы, взрослый человек все равно будет ощущать ее последствия — депрессию, чувство вины и т. д. «Ребенку тоже необходимо каким-то образом адаптироваться, а один из способов это сделать — диссоциировать ситуацию. Например, ребенок живет с родителями, у которых есть алкогольная зависимость. Ему больше негде жить — что он будет делать? Диссоциировать и анастезировать пораженный участок души. Он будет блокировать какие-то воспоминания, мысли и образы, так как это снижает болевую чувствительность. Впоследствии таким людям не бывает больно: они вообще ничего не чувствуют. Ребенок привыкает не слышать, не чувствовать и не видеть: диссоциация позволяет ему выжить, а психика будет использовать различные способы, чтобы не разрушиться», — рассказывает Вероника Дорингер.

Вытеснение

Часто человек, получивший сильную травму, вытесняет свое прошлое, частично или полностью. Попросту не может вспомнить события из детства, иногда в памяти всплывают только какие-то сильно эмоционально окрашенные события.

Травма «брошенности»

Возникает в раннем возрасте (от 0 до 1 года), при отсутствии или недостаточном физическом контакте ребенка с матерью. Маленький ребенок еще не отделяет себя от матери, в том числе в физическом плане, и отсутствие контакта вызывает сильнейшую тревогу и страх.

Речь здесь не о периодическом отсутствии матери, а о достаточно длительных моментах разлуки. Например, практика раздельного нахождения матери и ребенка после родов, система яслей с 10 месяцев, длительные болезни матери и т. д.

10 признаков личности невротика

  • 1. Невротическая гордость: потребность быть самым лучшим и вызывать восхищение.
  • 2. Перфекционизм: стремление быть идеальным, добиваться всего и сразу.
  • 3. Жизнь по принципу «надо»: жесточайшие требования к себе и другим. Это дает высокую работоспособность, но низкий уровень заботы о себе приводит в итоге к срывам.
  • 4. Зависимость от внешней оценки («мнение окружающих обо мне ценнее, чем мое собственное»). Стремление получать одобрение от всех окружающих, даже от совершенно чужих людей.
  • 5. Высокая тревожность, беспокойство возникает в ответ не на реальную ситуацию, а на постоянные негативные прогнозы.
  • 6. Склонность к манипуляциям, в отношениях стремление получать подтверждение своей ценности («докажи, что любишь»).
  • 7. Пассивность, когда речь идет об улучшении своей жизни («бороться бесполезно»).
  • 8. Готовность страдать, занимать позицию Жертвы.
  • 9. Очень ограниченный диапазон способов совладания со стрессом.
  • 10. Высокий уровень способностей, что в сочетании с умением себя «заставить» часто приводит к социальному успеху. Но внутри остается пустота и недовольство собой, ощущение проживания «не своей жизни».

Травма «отвержения»

Возникает при общении с «холодной» матерью. Такая мама может быть рядом физически, но эмоционально не вовлекаться в жизнь ребенка, не быть с ним в психологическом контакте. Это может быть связано как с ее текущим состоянием (послеродовая депрессия, конфликты с партнером, острые стрессы из-за материальных проблем), так и ее собственными невротическими чертами.

Травма «лишения»

Возникает при игнорировании потребностей ребенка (родители не реагируют на плач ребенка, обесценивают его страхи, не учитывают его психологические и физические особенности). Но это необязательно отсутствие реакции – например, сверхзаботливая (гиперопекающая) мать может игнорировать потребность ребенка в самостоятельности.

Травма «предательства»

Возникает при разочаровании ребенка своими родителями, которых он боготворил, чаще всего речь идет о родителе противоположного пола.

Ощущение предательства возникает, когда родитель предпочитает кого-то другого или просто «уходит» из контакта (в алкоголь, работу).

Вариантом этой травмы является «травма свержения с трона» (термин А. Адлера), которая возникает у старшего ребенка при рождении младших детей, которые получают все внимание родителей. Часто здесь присоединяется и травма «лишения», когда ребенку вдруг предлагается резко «повзрослеть» и помогать в воспитании младших.

Травма сексуального соблазнения

Возникает, когда взрослые используют ребенка или подростка для удовлетворения своих сексуальных влечений. Одна из самых тяжелых и чаще других «вытесняемых» из сознания травм.

6 фильмов, в которых показано, как детские психотравмы формируют личность невротика

  • 1. «Повелитель приливов» (1991)
  • 2. «Управление гневом» (2003)
  • 3. «Страна садов» (2003)
  • 4. «Убей меня позже» (2001)
  • 5. «Загадочная кожа» (2004)
  • 6. «Пианистка» (2001)

Травмы, связанные с физическим насилием

Возникают при систематическом жестоком обращении с ребенком со стороны взрослых или других детей.

Травмы «унижения» или нарциссические травмы

Возникают, когда родители не реагируют на ребенка положительно, как бы передают послание: «сам по себе ты недостаточно хорош, чтобы заслужить нашу любовь, ты должен соответствовать образу, правильно функционировать».

В нашем менталитете заложены традиции много ругать и стыдить детей (за все подряд: от проявления эмоций до оценок), так что то, что начато родителями, часто продолжается в детском саду и школе.

А в этих фильмах детские психотравмы приводят к более серьезным нарушениям, на уровне психозов

  • 1. «Черный лебедь» (2021)
  • 2. «Цвет ночи» (1994)
  • 3. «Сибилла» (2006)
  • 4. «Клетка» (2000)

Благодаря пластичности мозга даже взрослый человек способен скорректировать свой стиль привязанности. для этого важны надежные отношения. это могут быть отношения с терапевтом, близким другом, партнером, наставником и т. д.

Как найти человека, который поможет сформировать надежную привязанность? Здесь вам помогут критерии эмоционально зрелого человека из книги Линдси К. Гибсон «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей»:

Чем больше характеристик из этого списка есть у человека, тем больше веро­ятности, что с ним удастся установить искренний, удовлетворяющий обе стороны контакт.

Виды психотравм

Все психологические травмы в детстве можно разделить на 5 групп:

  1. Травма отвержения. К этому виду относится предательство, игнорирование, изгнание, ревность родителей к своим сиблингам.
  2. Травма разрыва отношений. Сюда относятся серьезные конфликты, ссоры, фразы родителей вроде «ты мне больше не дочь», «видеть тебя не хочу», «считай, что я для тебя умерла».
  3. Травма утраты. Это потери близких родственников, к которым ребенок привязан.
  4. Травмы, связанные со здоровьем. Серьезный диагноз, при котором взрослые постоянно переживают, а сам малыш испытывает разного рода неприятности, связанные с лечением: боль, страх, беззащитность и беспомощность.
  5. Травмы насилия. С раннего возраста ощущение несправедливости, постоянное чувство страха и беспомощности, отсутствие личных психологических и физических границ.

В эти группы попадают не все психологические травмы у ребенка, встречающиеся в жизни, но эта классификация является наиболее полной из существующих.

Вынужденные рано повзрослеть

Диана, 30 лет: «Меня всегда считали взрослой не по годам. Мне это льстило. Во втором классе я уже самостоятельно ходила в школу, не просила помощи с домашними заданиями, умела готовить и заботилась о своей матери. Мама время от времени пила. Ее можно понять. Ровно за месяц до моего рождения отец погиб в автокатастрофе. Она никак не могла справиться со своим горем и часто говорила, что если бы не это, мы были бы самой счастливой семьей на свете. Я никогда не знала, в каком состоянии найду ее дома, когда возвращалась со школы. В свои восемь лет я уже знала, что делать при интоксикации и куда звонить, если она не пришла.

Сейчас мне тридцать. Жизнь наладилась. Я занимаю руководящую должность, много работаю и сильно устаю. На мне сейчас содержание семьи. Семья — это мама и двое котов. Она давно не пьет. Но после инсульта она стала нетрудоспособна. Единственное, что меня сильно беспокоит, — это отсутствие личной жизни».

Если женщина получила эмоциональную травму, которая забирает всю ее энергию, если она физически или психически больна, если она переживает сильный стресс или перегружена, она может меняться ролями со своим ребенком, вынуждая его брать на себя родительские заботы.

Если вы узнали себя: два шага к исцелению

Психологическая работа с темой детско-родительских отношений обычно проходит в два этапа:

  1. Переосмысление прошлого;
  2. Поиск новых паттернов поведения.

Переосмыслив свой детский опыт, вы увидите, как он управляет вашей жизнью в настоящем: почему вы выбираете именно этих людей, вступаете именно в такие конфликты, переживаете именно эти чувства. Понимание этого позволяет выработать другое отношение к миру.

К чему приводит?

К постоянному чувству неполноценности, стремлению самоутвердиться за счет успехов (наконец-то доказать родителям свою ценность), постоянному фоновому чувству стыда, непереносимости критики и стремлению конкурировать, в том числе в личных отношениях.

Этот список далеко не полный, но, думаю, даже в нем почти каждый взрослый может найти что-то, что могло происходить с ним в детстве.

Делают нас невротиками детские психотравмы, но продолжаем оставаться невротиками уже мы сами, по собственной воле.

Говоря по-другому: «главное – не то, что сделали в детстве с нами, а то, что мы сейчас делаем с этим опытом».

Как можно помочь себе в этом процессе?

1. Напишите письмо. Можно писать, обращаясь к реальной матери. Расскажите в письме о своей злости, обиде, разочаровании. Поделитесь тем, какими бы вы хотели видеть свои отношения с родителем. Поблагодарите за то, что вы получили в отношениях с ней. Письмо отправлять не нужно.

2. Составьте список «Мать должна…». Когда список будет готов, замените «должна» на «мне хотелось бы». И подумайте, как вы компенсируете свою потребность, если не получится ее удовлетворить в отношениях с матерью.

Пример:

Мать должна всегда поддерживать меня, посещать мои концерты и гордиться моими достижениями.

>>>

Мне бы хотелось, чтобы мать поддерживала меня, посещала мои концерты и гордилась мной. Так я чувствую свою важность и ценность. Если этого не будет, это грустно, но я приму это. Она такая, какая есть. Чтобы поддержать свою важность и ценность, я буду искать поддержку в близких людях, которые способны мне ее давать: в партнере, друзьях, менторах и т. д.

3. Представьте образ матери, которую вы хотели бы видеть в своей жизни. А затем вообразите, что такая мама уже живет внутри вас. Это ваша взрослая ипостась делает всё, чтобы услышать ваши потребности и позаботиться о вас.

От лица такой внутренней матери подарите себе то, чего реальная мать дать не смогла: поддерживайте себя в сложные моменты, награждайте себя за успехи, успокаивайте себя, когда страшно, заботьтесь о себе, когда устали или плохо себя чувствуете, смотрите на себя любящими глазами. На деле это непростая задача, которая требует терпения и усилий.

Как родители могут помочь ребенку

Главное, чем родители могут помочь ребенку при наличии у него психологической травмы – изменить стратегию своих воспитательных воздействий на более доброжелательную. Для этого необходимо самим прийти к достаточно высокому уровню психолого-педагогических знаний.

Для уверенности в правильности своих действий, а также для более специализированной помощи в том, как преодолеть детскую психологическую травму, необходимо обратиться к психологу или психотерапевту.

Как сформировать новое поведение с другими людьми

Чтобы сделать отношения с матерью более надежными, следует развивать следующие навыки:

Способность просить о помощи и принимать поддержку. Просьба о помощи часто воспринимается как жест слабости, демонстрация уязвимости. Но именно это умение помогает выстроить доверительные отношения, избавиться от лишнего эмоционального груза и стать сильнее. Здесь важно быть честным, говорить прямо и помнить, что ваш собеседник имеет право отказаться.

Способность оставаться собой вне зависимости от того, принимают ли вас другие. Это подразумевает, что вы не стесняетесь выражать свои чувства и делиться мнением. Не спешите это делать везде и со всеми. Для начала выберите одного человека, кому вы больше всего доверяете и шаг за шагом раскрывайте себя, несмотря на риск. Затем расширяйте круг доверенных лиц, ориентируясь на собственную готовность.

Кто такой невротик?

Если кратко – это человек, который, в связи с детскими психотравмами, так и не смог достаточно повзрослеть.

Методы психологической помощи ребенку при психотравме

Как избавиться от детских психологических травм? В большинстве случаев ребенку помогают следующие методы психологической работы:

  1. Разные виды арт-терапии. В рисунках, сказках, лепке малыш освобождается от негативных эмоций, проговаривает свои чувства, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.
  2. Песочная терапия. Позволяет расслабиться, встать на место других участников событий, проиграть различные варианты разрешения той или иной ситуации.
  3. Групповая работа. Подходит для детей старше 10 лет. Ребенок, увидев, что травматичные ситуации пришлось пережить не ему одному, ощущает психологическую поддержку и становится более уверенным в себе.
  4. Поведенческая терапия. Помогает малышу закрепить в поведении способы предотвращения травматизации. Например, ребенок учится противостоять обидчикам, использующим психологическое насилие.
  5. Когнитивная терапия. Позволяет ребенку научиться ставить когнитивные процессы выше эмоциональных, в результате чего он становится менее подверженным психологическим травмам.

Не стоит пытаться избавиться от детских психологических травм самостоятельно при отсутствии необходимого психологического опыта, так как это может лишь усугубить ситуацию.

Может быть интересно

Я протестую! Как отличить затянувшийся подростковый бунт от настоящей независимости

Можно ли перестать быть невротиком?

Безусловно. Более того, психотерапия невротического характера обычно очень успешна.

Многое можно сделать самостоятельно. Важно начать и понимать вектор движения.

Это в первую очередь формирование «взрослого» взгляда на жизнь. Изменение установок и получение нового опыта, позволяющего действительно увидеть реальность такой, какая она есть, а не глазами страдающего травмированного ребенка.

Берегите себя и становитесь «хорошими родителями», в первую очередь для своего собственного Внутреннего Ребенка.

От чего зависит успешность в переработке психотравмы?

От характера травмы, защитных возможностей ребенка на тот момент (чем младше, тем труднее справиться) и от реакции семьи и близких на событие. Причем самым важным является именно этот, последний фактор.

В качестве иллюстрации рекомендуем посмотреть фильм «Повелитель приливов» (1991 год), где как раз отрицание семьей травмы привело к тому, что во взрослом возрасте один ребенок стал невротиком, а второй – психотиком.

Привязанность и ее нарушение

Ребенок нуждается в поддержке двух процессов, которые развиваются параллельно:

  1. формирование привязанности,
  2. сепарация.

Формирование привязанности особо важно в первые годы жизни ребенка. Это период, когда мать и дитя крепко связаны — как физически, так и эмоционально. Без такой связи ребенку не адаптироваться в большом мире. Он ориентируется на родителей и подстраивается под те условия, которые они ему создают. Вырабатываемое в это время умение принимать то, что есть, — залог его выживания.

Причины детских психотравм

Причиной детской психологической травмы может стать любое событие, имеющее высокую значимость в глазах ребенка. Иногда взрослым и в голову не приходит, что они наносят такую травму малышу, а он ощущает себя в очень травмированном состоянии. Но наиболее часто встречающиеся причины и факторы формирования детских психотравм можно разделить на несколько групп:

Психологические симптомы

Это резко и внезапно появившиеся после психотравмирующего события изменения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка.

  • резкие скачки настроения;
  • чувство вины. У детей выражается словами: «это из-за меня», «если бы не я, так бы не случилось»;
  • тревожность. Ее можно заметить по поведению: малыш прячет глаза, старается быть незаметным, постоянно что-то теребит в руках, выполняет навязчивые действия;
  • ощущение брошенности. Проявляется во фразах «меня никто не любит», «я остался один», «никто не может мне помочь»;
  • растерянность и нарушение концентрации внимания. Ребенок не может сосредоточиться на выполняемых действиях, постоянно отвлекается на свои мысли;
  • замкнутость. Малыш не хочет разговаривать даже с теми, с кем раньше с удовольствием общался, не радуется приходу друзей, не включается в общение со знакомыми сверстниками.

Сепарация и ее нарушение

По мере того, как у ребенка появляются новые навыки, меняются и его потребности. Параллельно с процессом формирования привязанности идет процесс сепарации.

Сепарация — это процесс отделения ребенка от матери, а затем и от обоих родителей. с тех пор, как малыш делает свои первые шаги, важно поддерживать в нем самостоятельность.

Со временем на первый план выходят новые потребности:

  • в спокойной реакции на настойчивые (упрямые) или агрессивные импульсы;
  • в поощрении самостоятельности без запугиваний и угроз;
  • в доброжелательном отношении к выражению негативных эмоций: злости, страха, ревности и других;
  • в поддержке естественного любопытства и позволении исследовать мир (в разумных пределах);
  • в поощрении искренности, правдивости;
  • в неодобрении ложного «Я» (приспособленчества, попыток угодить другим);
  • в принятии себя как уникального человека со своими потребностями и переживаниями;
  • в отношении к себе без предвзятости, в родительской вере в то, что ребенок хорош как таковой.

Когда эти потребности удовлетворяются, ребенок учится быть автономным и развивает самоконтроль.

Если же родители препятствуют развитию в этих направлениях — например, нетерпеливо и настойчиво делают то, что ребенок вполне может выполнить сам, — возникает сомнение в своей способности совершать что-то самостоятельно и полагаться на свои силы. А если, наоборот, родители ждут от ребенка больше, чем он способен сделать, то у него развивается чувство стыда и формируется ощущение собственной неполноценности.

Во взрослой жизни таким людям может не хватать целеустремленности и решительности, чтобы ставить перед собой реалистичные цели и добиваться их. Кроме того, постоянное чувство вины может стать причиной пассивности и даже нарушения сексуальной функции.

Александра, 32 года: «Моя мама была очень тревожным человеком. Любая инициатива, которая меня зажигала, разбивалась о ее запреты. Надо мной постоянно нависало большое „нельзя“. К друзьям с ночевкой — нельзя, в спортивную секцию — нельзя. Сейчас я живу в другом городе далеко от родителей, но до сих пор ощущаю влияние этих ограничений. Важные шаги, которые требуют решительности и ответственности, даются мне непросто: я много сомневаюсь, а потом меня еще и мучает совесть. Мне сложно гордиться собой и наслаждаться успехами».

Симптомы психологической травмы

У каждого ребенка психологические травмы детства переживаются индивидуально, но все признаки можно разделить на две большие группы: психологические и физиологические.

Стадии переживания психотравмы

Можно выделить 5 этапов переживания психологической травмы детьми:

  1. Отрицание. Ребенок в шоке, он не готов принимать то, что с ним происходит в данный момент, поэтому его психика пытается защититься. Например, малыш отказывается верить, что мама не хочет его замечать из-за какого-то проступка.
  2. Гнев. Кроха видит, что то, что произошло – вполне реально. Он не согласен, сердится и злится, может даже крушить и ломать все вокруг. Если ситуация не меняется и мама по-прежнему его игнорирует, то после эмоционального выплеска происходит переход на следующую стадию.
  3. Торг. Малыш пытается договориться: «Мама, я буду хорошим», «Мама, пожалуйста, поговори со мной, а я все исправлю». Если мама остается непреклонной, ребенок начинает по-настоящему горевать.
  4. Горе. Малыш плачет и рыдает, осознавая, что былых отношений уже не вернуть.
  5. Принятие. Малыш учится жить с тем, что отношения с мамой изменились и уже не будут прежними.

Конечно, в представленном примере ситуация немного утрирована, а травма игнорированием наносится не за один раз, а при периодическом повторении. Но при любой травме ребенок проходит эти стадии. Чем серьезнее травма, тем дольше во времени растянуты стадии.

Там, где вы заметите автоматическое поведение, обусловленное прошлым, вы сможете задаться вопросом, можно ли поступить как-то иначе.

Для большей эффективности такую работу лучше проделывать в сотрудничестве с психотерапевтом, так как есть вещи, которые трудно распознать самостоятельно. У каждого из нас есть слепые зоны и защитные механизмы, мешающие увидеть собственные проблемы.

Травматичный опыт детства: 3 варианта последствий

  • 1-й вариант. Делает взрослого человека сильнее.
  • 2-й вариант. Становится поводом для хронического недовольства собой и жизнью (формируется личность невротика).
  • 3-й вариант. Приводит к тяжелым «сломам» психики и нарушениям на уровне психозов.

Физиологические симптомы

Это изменения в поведении. Касающиеся физиологических процессов.

  • нарушения сна. Ребенок плохо засыпает, просыпается по ночам, страдает от кошмарных сновидений;
  • учащенное сердцебиение
  • повышенная утомляемость и сниженная работоспособность;
  • мышечное напряжение;
  • суетливость в поведении.

При наличии нескольких признаков одновременно стоит обратиться к психологу для получения консультации и диагностики состояния малыша.

Чем опасны детские психологические травмы

Любые травмы, независимо от вида оказывают серьезное негативное влияние на процесс детской социализации. У ребенка возникают трудности с обретением друзей, общением с новыми людьми, адаптацией к новым условиям и коллективу. У ребенка с психологической травмой психика склонна к формированию навязчивостей, страхов и социофобии.

Последствия детской психологической травмы у взрослых проявляются в высоком риске развития депрессий, при которых огромное чувство вины может разрушать все стороны их жизни.

Детские травмы во взрослой жизни, согласно психологии, в связи с пережитыми стрессами развиваются в обсессивно-компульсивные расстройства, характеризующиеся выполнением странных защитных действий под влиянием нелогичной навязчивости.

Этап 1. переосмысление прошлого и прощание с детством

Самая важная и при этом самая непростая задача в проработке прошлого опыта — попрощаться с образами идеальной матери и неслучившегося идеального детства.

Взрослея, ребенок создает в своем воображении представление о матери на основе нереализованных желаний. Эту подмену можно заметить через обиды и злость на мать реальную: мы склонны неосознанно сравнивать поведение реального человека с желаемым образом — и когда две картинки не соответствуют друг другу, испытывать неприятные чувства:

«Вместо того, чтобы поговорить со своей дочерью, провести с ней время, ты пропадала на работе! Тебя никогда не было рядом в важные моменты! Нормальные матери интересуются, чем живет их ребенок, а ты…!»

Сочиняя подобные тирады, мы всё еще надеемся на то, что достучимся до матери — и она изменится: наконец услышит нас, станет внимательной, заботливой и теплой. То есть превратится именно в ту идеальную мать из детских фантазий.

Этап 2. поиск новых паттернов поведения во взрослой жизни

Тип привязанности, который сформировался в отношениях с матерью, имеет большое значение во взрослой жизни, однако это не значит, что он навсегда остается неизменным. Вокруг человека на пути его взросления встречаются другие значимые люди, которые влияют на формирование паттернов поведения: отец, воспитатели, бабушки, дедушки и т. д. Все они могут компенсировать недостаток материнской любви.

Заключение

Психические травмы детства могут нанести серьезный ущерб психике ребенка. Они возникают в связи с разными факторами: неадекватным воспитанием, разводом родителей, проблемами со здоровьем и другими. Последствиями психотравмы могут быть трудности в общении и взаимодействии с людьми, низкая самооценка, обсессивно-компульсивные расстройства и даже преступное поведение.

Для работы с ней лучше всего обратиться к психологу или психотерапевту — они смогут оказать адекватную помощь при детских психологических травмах и найти пути их преодоления, вне зависимости от времени, которое прошло после травмирующего события. То есть, детские травмы можно проработать и во взрослом возрасте.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий