Кира Нижинская — Kyra Nijinsky — abcdef.wiki

Кира Нижинская - Kyra Nijinsky - abcdef.wiki Женщине

«лошадка устала». психическое заболевание артиста

После Первой мировой войны Нижинские поселились в Швейцарии. Здесь проявились первые серьезные признаки тяжелой психической болезни: танцор то впадал в меланхоличное настроение, то становился вспыльчивым и раздражительным, а однажды столкнул жену с дочерью с лестницы.

Последний раз танцор и хореограф выступал на сцене в 1919 году. Жене про свой спектакль он сказал: «Это будет мое венчание с Богом». Нижинский танцевал странные пугающие партии, делал на сцене крест из бархата, а в конце произнес: «Лошадка устала».

«Публика пришла веселиться. Она думала, что я танцую для веселья. Я танцевал вещи страшные. Они боялись меня, а поэтому думали, что я хочу их убить. Я не хотел никого убивать»

Близкие не оставляли надежды вылечить Нижинского. Жена следила за медицинскими предписаниями, Дягилев узнал о болезни и приехал, чтобы вернуть ему разум с помощью театра. Импресарио водил артиста на спектакли, но он был равнодушен к выступлениям.

Авторская антреприза

Теперь Вацлав Нижинский, фото которого представлено в этой статье, был вынужден сам искать варианты, чтобы заработать денег. Он попал в очень сложные условия. Будучи гением балета, он не имел хватки продюсера и никогда не был расчетливым человеком. Правда, предложения о трудоустройстве появились практически сразу.

Но возглавить балет «Гранд Опера» в Париже он отказался, решив создать и продвигать собственную антрепризу. Ему удалось собрать труппу, в которую вошли 17 человек, среди них оказалась его сестра Бронислава с супругом, которая раньше танцевала у Дягилева, но ушла от антрепренера, поддержав брата.

Нижинский сумел оформить контракт с театром «Палас» в Лондоне. В репертуар вошли несколько его авторских постановок, а также балеты Фокина, которые герой нашей статьи подверг кардинальной переделке. Это были «Карнавал», «Призрак розы» и «Сильфиды».

Но гастроли нельзя было признать успешными, они не окупились, закончившись провалом и полным финансовым крахом. Эти обстоятельства привели к очередному нервному срыву, который случился у Нижинского, его душевная болезнь стала развиваться с пугающей быстротой.

После первого провала неудачи преследовали его одна за другой. Подробно о них можно узнать из книг о Вацлаве Нижинском, которые описывают его судьбу и биографию. Например, это труд Ричарда Баркла, который так и называется — «Нижинский», воспоминания супруги Ромолы Нижинской о легендарном танцовщике.

Балетное образование

Старший брат Вацлава Нижинского, которого звали Станислав, а дома все называли Стасик, еще в детстве выпал из окна. С тех пор у него начались расстройства, как говорили, «он был не от мира сего». Поэтому родители не отдавали его никуда учиться, а вот героя нашей статьи, как только добрались до Петербурга, мать отправила в балетный класс. Опыт, полученный от отца, помог, приняли его достаточно легко.

Спустя два года в эту же балетную школу поступила и его сестра Бронислава. Стоит отметить, что странностями в поведении в семье Нижинских отличался не только Станислав, но и Вацлав. Первые проявления психических расстройств у героя нашей статьи обнаружились, когда он учился в балетной школе.

Про проблемы Вацлава Нижинского вскоре все забыли, его талант был настолько неоспорим, что в балетной школе решили закрыть глаза на некоторые его странности. В результате Вацлав обратил на себя внимание выдающегося в недавнем прошлом танцовщика Николая Легата, взгляды которого в то время уже считался несколько устаревшим, но его по-прежнему ценили и считались с его мнением.

В 1905 году Нижинский принял участие в экзаменационном балете, который был организован для учеников его школы. Ставил его педагог-новатор, набиравший в те годы популярность Михаил Фокин. Причем это была его первая постановка в качестве балетмейстера, он решил, что будет ставить «Ациса и Галатею».

Показательное выступление состоялось в Мариинском театре 10 апреля 1905 года. 15-летний Нижинский впервые появился на главной русской сцене. Все газеты, вышедшие на следующий день, в один голос отмечали удивительный талант юного дарования. Журналисты и театральные критики писали, что юный артист Нижинский всех поразил и изумил, а ведь ему еще два года предстоит обучаться в балетной школе, а значит, мастерство его будет только оттачиваться.

Все отмечали его исключительные физические данные и талант. Красивые и плавные движения, легкость, с которой он выполнял каждый элемент танца. Главное, чего все желали, чтобы он не останавливался в развитии, запомнившись лишь ярким вундеркиндом, а вырос в настоящую звезду балета.

Болезнь

Пережитые волнения сильно травмировали слабую психику Нижинского. Роковую роль в его судьбе сыграло увлечение толстовством, популярным в эмигрантских кругах русской художественной интеллигенции. Члены труппы Дягилева толстовцы Немчинова, Костровский и Зверев внушали Нижинскому идею греховности актёрской профессии, чем усугубили его болезнь.

26 сентября 1917 года Нижинский последний раз вышел на сцену в балете «Видение розы» и вместе с семьей обосновался в Швейцарии. Здесь ему стало легче, он размышлял о новой системе записи танца, мечтал о собственной школе, в 1918 году написал книгу «Дневник Нижинского» (издана в Париже в 1953 году).

Вскоре Нижинский был помещен в клинику для душевнобольных, где ему был поставлен диагноз шизофрения. Все последующие годы, до конца жизни, он находился в разных психиатрических клиниках, где лечился с переменным успехом. В 1945 году Вацлав Фомич был внезапно обнаружен корреспондентом Life в послевоенной Вене, танцующим среди советских солдат.

Великие танцоры: вацлав нижинский

Вечный раб

В первый свой сезон в Мариинке Нижинский перетанцевал практически во всех балетах. Как классических, так и новых, поставленных Фокиным. Он был партнером Матильды Кшесинской, Анны Павловой, Ольги Преображенской. Он был романтическим юношей в «Шопениане», рабом Клеопатры в «Египетских ночах», пажом волшебницы Армиды в «Павильоне Армиды».
Как-то вполне естественно амплуа раба и пажа перешло за ним в реальную жизнь. Вначале его господином и любовником стал представитель «другого Петербурга» — князь Павел Дмитриевич Львов. В жизни Нижинского появились лихачи, меховые шубы, ночные рестораны, дорогие подарки. И оставшееся навсегда чувство использованного, а затем брошенного Петрушки.

Потом был Дягилев, спасший его из лап циничной богемы, окруживший заботой и вниманием, но при этом отгородивший от жизни стеклянными стенами. Потому что Дягилев всегда лучше знал, чего хочет Нижинский.
Потом была жена Ромола, которая тоже все лучше знала и к 1918 г. вполне успешно «спасла» мужа от бессердечного мира, вогнав в кошмар безумия.
Но ни один из них не мог похвастать тем, что знает человека, находившегося рядом, — Вацлава Нижинского. Потому что самим собой Нижинский становился только в танце, и там он был один, даже если страстно обнимал в этот момент партнершу.

Наверное, потому он и мог так невероятно танцевать, что не растрачивал себя в обыденной жизни, но лишь заученно улыбался и кланялся, односложно отвечая на пышные комплименты. В чем-то и Дягилев, и Ромола были правы, считая, что Вацлав не способен позаботиться о себе. До сих пор заботились только о нем.

Родился он в 1889 г. в семье танцовщиков, которые с труппой бродячих актеров странствовали по России. На год младше была Бронислава, чуть старше — Станислав. Еще ребенком старший брат получил ушиб головы, вследствие чего развилось психическое заболевание. В семье помнили также о страшных вспышках ярости у отца. Так что вполне возможно, шизофрения Вацлава была наследственной.
Отец завел себе другую семью, и мать решила отдать Вацлава с Брониславой на казенное содержание в Петербургское балетное училище. Его взяли только потому, что он красиво прыгнул, в остальном данные были неважные.

С самого начала обучения балетных занимали в спектаклях. Они были и чертенятами, и оловянными солдатиками, и пасторальными пастушками. Однажды в танце «фавнят» они должны были разбежаться и прыгнуть. Когда все уже приземлились, оказалось, что один еще летит. Балетмейстер (а это был Фокин) поставил для прыгучего малыша (Нижинского) сольную партию. Это была их первая встреча.
В училище Нижинского дразнили «япончиком» за раскосые глаза, тормошили за нелюдимость, но сильно не обижали. Преподаватели сразу дали понять, кто тут главный талант. В старших классах он много читал, но для себя. Окружающие так и остались в неведении относительно его умственных способностей. То же было с музыкальными занятиями. Он музицировал один в пустом классе, выказывая непроходимую тупость на уроках. Любимым его романом был «Идиот». Потом самого Вацлава будут лечить в Сен-Морице, как князя Мышкина.

Мания Жизели

Первый сезон «Русского балета» 1909 г. в Париже был открыт вскоре после завершения сезона в Мариинском. Спектакли имели небывалый успех. Всех потрясли «Половецкие пляски» с главным лучником — Фокиным, «Клеопатра» с чудовищно обольстительной Идой Рубинштейн, «Сильфиды» («Шопениана») с воздушной Анной Павловой и «Павильон Армиды», открывший миру Нижинского.Балетная реформа Фокина состояла еще и в том, что он возродил мужской танец. До него танцы ставились исключительно на балерин, а партнеры были нужны только для того, чтобы поддержать их в нужную секунду, помочь проявить свой талант, красоту, изящество. Танцоров стали называть «костылями».

Фокин не собирался мириться с этим. Во-первых, он сам хотел танцевать, и роль «костыля» его никак не устраивала. Во-вторых, он чувствовал, чего лишился балет, практически убрав танцора со сцены. Балет стал приторным и фруктово-ягодным, абсолютно бесполым. Показать же характеры можно было, только противопоставив женскому танцу равный ему мужской.В этом смысле Нижинский явился идеальным материалом для Фокина. Из его тела, великолепно вымуштрованного в Театральном училище, можно было слепить любую форму. Он мог станцевать все, что задумал балетмейстер. И при этом собственным талантом одухотворить каждое свое движение.
Старый балет в значительной степени был основан на пантомиме. Вот как можно было на языке жестов передать, например, сообщение об измене Шехерезады. «Послушай (протянуть руку к шаху), только представь себе (постучать по своему лбу), что твоя королева (указать на нее и изобразить корону над головой) занималась любовью (обнять себя обеими руками) с негром (сделать свирепую гримасу и провести рукой перед лицом вниз, изображая черноту)».

Как быть Леди:  МАЛОДУШЕСТВОВАТЬ - что такое в Толковом словаре русского языка

В балете же Фокина правитель Персии, положив руку на рукоять меча, медленно подходил к поверженному сопернику и переворачивал ногой тело негра лицом вверх. А до этого они схватывались в смертельном танце, и Нижинский — «Золотой негр» — выражал в этом танце всю муку любви и отчаяния.
Да, он снова был рабом и невольно начал задумываться о мере ответственности, которую несет человек, делая другого своей игрушкой. Эти думы вылились в новую трактовку роли Альберта в балете «Жизель».
Раньше красавчик Альберт соблазнял молоденькую пейзанку, «разрывал» ей сердце, но был великодушно прощен. Альберт Нижинского искал не удовольствия, но красоты. Он не хотел гибели Жизели и не предполагал, как все выйдет. Альберт только-только сумел разглядеть в девушке Другого — иную, но родственную душу. Поэтому он в таком отчаянии, поэтому он готов наказать себя и последовать за виллисами (порождением его разума) в болото безумия.

Трактовка вполне соответствовала духу эпохи, запечатленному в стихах Блока или в образе «колдовского озера» из чеховской «Чайки». Но она не соответствовала духу рутины Императорского Мариинского театра. Поэтому, приехав в Петербург после парижского сезона 1910 г. и станцевав «Жизель», Нижинский оказался уволен из театра за выступление в неподобающем костюме. Неподобающим был сочтен костюм, выполненный по эскизу Бенуа: колет и трико без пышных штанишек, неотъемлемой принадлежности Альбертов на русской сцене последних десятилетий.Теперь Нижинский попал в крепостную зависимость от Дягилева, у него был отнят Юрьев день возвращения на императорскую сцену.

«Он спасется от черного гнева Мановением белой руки. Посмотри: огоньки Приближаются слева… Видишь факелы? видишь дымки? Это, верно, сама королева…»

Голубой бог

Ходило много слухов, почему же все-таки Нижинский был уволен. Один из них связывал увольнение с интригами самого Дягилева, который таким образом приобрел себе постоянного артиста. Так или иначе, теперь Вацлав принадлежал только ему. (Дягилев сказал однажды Карсавиной: «Почему вы не вышли замуж за Фокина? Тогда бы вы оба принадлежали мне»).
Можно было заводить постоянную труппу с единственной звездой — Нижинским. Все должно было работать на него: Карсавина (все не рвавшая с Мариинским), приглашенные «звезды» (переговоры с Павловой и Кшесинской), пара характерных танцовщиков, искусство Бакста и Бенуа, музыка известных композиторов.
Первый же спектакль 1911 г. опять потряс парижскую публику. Это был «Призрак розы» на музыку Карла фон Вебера «Приглашение к танцу». В основу легла строка из Теофиля Готье: «Я — призрак розы, которую ты вчера носила на балу».

Нижинскому пришлось станцевать не человека и даже не цветок, а аромат розы, который напоминает уснувшей девушке о вчерашнем бале. Жан Кокто, завсегдатай «Сезонов», восклицал, что отныне аромат розы будет у него ассоциироваться с последним прыжком Нижинского, исчезающего в окне. Наверное, именно этот балет (даже не балет, а развернутое pas de deux Карсавиной и Нижинского) позволил критикам соотнести увиденное на сцене с импрессионизмом в живописи.
Сезон 1911 г. можно было бы назвать самым удачным и плодотворным. Фокин подошел к пику своей деятельности балетмейстера. Кроме «Призрака розы», в программе были «Садко» Римского-Корсакова, «Нарцисс» Николая Черепнина, «Пери» Поля Дюка и «Петрушка» Игоря Стравинского. Балеты, как всегда, «из разной жизни»: античность, Восток, русская экзотика.
Как-то все сошлось в «Петрушке»: и время, и люди. ХХ век с его главной темой свободы и несвободы. «Вечная женственность» (Балерина Карсавиной), тупая мужественность (Арап Орлова), жажда власти (Фокусник Чекетти) и «маленький человек» (Петрушка Нижинского) делали свой выбор. Ярмарочный плясун, по словам Стравинского, «внезапно сорвавшийся с цепи», позволил заглянуть в свою душу. Душу ставшей человеком куклы, в которой так много боли, гнева и отчаяния.

Зал завороженно следил за трагедией куклы, но никто не сопоставил ее с трагедией самого Нижинского. После спектакля он сбежал от похвал в гримерную и снимал с лица слой за слоем грим, глядя мимо зеркала. Но пришел «Фокусник» Дягилев. Он сказал, что необходимо развеяться, и повез Нижинского ужинать в Булонский лес. Петрушка снова превратился в куклу.
Вскоре приступили к репетициям «Голубого бога», на этот раз из индийской жизни. Почти все страны были уже охвачены «сюжетами», скоро придется повторяться.
На всех представлениях «Сезонов» присутствовала молодая особа по имени Ромола Пульска.

«Ах, нет, зачем ты дразнишь меня? Это — адская свита… Королева — та ходит средь белого дня, Вся гирляндами роз перевита…»

Выступление в мариинском театре

Рассказывая краткую биографию Вацлава Нижинского, нужно обязательно упомянуть о периоде его работы в Мариинском театре. После триумфального исполнения роли Фавна его пригласили выступать постоянно уже в 1906 году. Карьера Нижинского в этом театре оказалась яркой, но недолгой.

Уже в 1911 году его со скандалом уволили. Во время балета «Жизель» он появился на сцене не в непривычных для публики того времени шароварах, а в обтягивающем трико. Эскизы для костюмов к балету проектировал Бенуа, Нижинскому такой подход пришелся по душе.

Среди зрителей в зале были члены императорской семьи, у них была постоянная ложа в Мариинском театре, они посещали практически все премьеры. Как утверждают историки, больше всего возмутил наряд юного Вацлава вдовствующую императрицу Марию Федоровну. В первую очередь он ей показался слишком откровенным, она настояла, чтобы обвинить артиста в развратном поведении.

Позже, когда он стал исполнять роль Фавна в спектакле, который поставил сам, его снова стали обвинять в непристойности, излишней эротизации. Его движения на сцене некоторым зрителям показались сходными с мастурбацией, особенно когда он с упоением припадает к накидке, оставленной на берегу Нимфой.

Современные знатоки искусства утверждают, что его выступления намного опередили свое время, к тому же в царской России было сильное влияние чопорной викторианской эпохи. Но стоит признать, что и тема сексуальности играла огромную роль не только в творчестве Вацлава Нижинского, но и в его психическом расстройстве.

Жизнь и карьера

Кира Нижинская - Kyra Nijinsky - abcdef.wiki

Кира и ее отец

Вацлав Нижинский, 1916 год.

В ранние годы Кира, очевидно, радовалась любви и привязанности своего отца. К сожалению, он стал неуравновешенным и к 1917 году перестал выступать, но его слава как звезды балета не угасла. Семья Киры, однако, стала хаотичной, несчастной и отстраненной.

Поскольку ее отец жил в учреждениях, мать отправила ее и ее младшую сестру Тамару в школы-интернаты. Сходство Киры со своим отцом Вацлавом было поразительным, «сверхъестественным». Получив ранние уроки танцев (как профессиональные, так и у отца и тети), она выбрала это своей карьерой. Ее мать не одобряла этого. Однажды американка вызвалась оказать поддержку.

Живя одна в Берлине в 1931 году, Кира начала танцевать в балетной труппе Иды Рубинштейн , которой руководила ее тетя Броня . Она была следующей в постановке Макса Рейнхардта по « Сказкам Гофмана» Оффенбаха в постановке Брониславы Нижинской.

В Лондоне она появилась в Кокрановском обзоре Streamline . Училась у русского балетмейстера Николая Легата . Позже в Париже она будет учиться у Любови Егоровой , бывшей балерины труппы Дягилева.

Кира и ее мать Ромола, также жившие тогда в Лондоне, были явно несовместимы. Они разошлись во мнениях относительно выбора жизненных ситуаций. Это побудило Киру собраться и уехать в Швецию, где она танцевала в кабаре .

Мари Рамбер наняла Киру для своей лондонской труппы Ballet Rambert . Там Кира исполнила центральную роль в « Мефисто Вальсе» хореографа Фредерика Эштона . Она также танцевала партию молодой девушки в «Призраке роз» и нимфы в «Апре-миди д’ан фауна» , балетах, в которых ее отец Вацлав либо знаменито танцевал, либо одновременно ставил хореографию и танцевал. Энтони Тюдор в своем новом балете «Планеты» представил ее как Смертную, рожденную под властью мистической фигуры Нептуна, так что она стремилась соединиться с Бесконечным.

О Кире критик Арнольд Хаскелл писал в 1935 году: «Она танцор, инстинктивно или инстинктивно понимающий, как использовать танец для выражения своих эмоций». У нее было неотразимое присутствие.

В 1936 году на коронации церкви в Будапеште Кире женился Игорь Маркевич , украинский композитор и дирижер , который был с Дягилевым «s балетом в конце 1920 — х лет. Его сравнивали со Стравинским из-за дискомфорта последнего.

До 1958 года Кира жила в Риме, где работала переводчиком в модном магазине на Виа Кондотти . Затем она переехала в Сан-Франциско. Она вошла в качестве мирянина члена францисканского ордена . В документальном драматическом фильме 1981 года « Она танцует одна» она сыграла себя. Фильм, снятый Робертом Дорнхельмом , предлагает взгляд на ее жизнь, ее стремление к танцевальной карьере.

Значение личности нижинского

Критики называли Нижинского «восьмым чудом света», высоко оценивая его талант. Вацлав Нижинский был одним из самых выдающихся танцовщиков, которые когда-либо жили на земле. Его партнершами были Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Спесивцева. Когда он — бог балета — зависал в прыжке над сценой, казалось, что человек способен стать невесомым.

Как быть Леди:  ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова

Он опроверг все законы равновесия и перевернул их с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке человеческую фигуру, он легко чувствует себя в воздушном пространстве…

Нижинский совершил смелый прорыв в будущее балетного искусства, открыл утвердившийся позднее стиль экспрессионизма и принципиально новые возможности пластики. Его творческая жизнь была короткой (всего десять лет), но напряженной. Личности Нижинского посвящён знаменитый балет Мориса Бежара «Нижинский, клоун Божий» на музыку Пьера Анри и Петра Ильича Чайковского, 1971.

Нижинский был кумиром своего времени. В его танце сочетались сила и легкость, он поражал публику своими захватывавшими дух прыжками — многим казалось, что танцор «зависает» в воздухе. Он обладал замечательным даром перевоплощения, незаурядными мимическими способностями. На сцене от него исходил мощный магнетизм, хотя в повседневной жизни он был робок и молчалив.

Личная жизнь танцовщика

Биография и личная жизнь Вацлава Нижинского всегда находились под пристальным вниманием его поклонников. Сейчас уже не секрет, что Нижинский был гомосексуалистом. В молодости у него были интимные отношения с князем Павлом Дмитриевичем Львовым, позже его любовником стал Сергей Дягилев.

При этом он был официально женат. Это произошло, когда в 1913 году труппа уехала на гастроли в Южную Америку. На корабле он познакомился со своей поклонницей, аристократкой из Венгрии Ромолой Пульской. Достигнув места назначения, они заключили официальный брак в одной из южноамериканских стран. Это случилось 10 сентября 1913 года. Причем брак был тайным, о нем они не известили даже своих родственников.

Сергей Дягилев узнал о произошедшем от своего слуги Василия, который был приставлен к Нижинскому, чтобы присматривать за ним. Личная жизнь Вацлава Нижинского находилась под постоянным контролем. Сам Дягилев на гастроли в Южную Америку не поехал.

Дело в том, что отношения между Дягилевым и Вацлавом Нижинским до этого момента строились на полном доверии. Танцовщик не подписывал со своим антрепренером никаких контрактов и не получал официального жалования, в отличие от других артистов, работавших у Дягилева.

Большое влияние оказала личная жизнь на биографию Вацлава Нижинского. После разрыва с Дягилевым он оказался без средств к существованию и без работы.

Нижинская кира вацловна (1914-1998г)

Кира Нижинская - Kyra Nijinsky - abcdef.wiki

НИЖИНСКАЯ [Nijinsky Kyra] Кира Вацлавовна

1914, Вена — 1 сентября 1998, Сан-Франциско
 Балерина.
Родилась в семье известного русского танцовщика и хореографа Вацлава Федотовича Нижинского (1889-1950). Училась балетному искусству в Швейцарии у своей тётки, хореографа Б.Ф. Нижинской. Периодически училась в балетных школах. С 30-х годов выступала в Лондоне. В 1936 вышла замуж за дирижёра Игоря Маркевича. Во время Второй мировой войны жила в Италии и была на короткое время арестована нацистами. В США с 1954. Поселилась в Сан-Франциско, где занималась живописью и писала стихи на духовные темы.
Родственники: сын Вацлав Нижинский-Маркевич; четверо внуков; тётка Бронислава Фоминична (27 декабря 1890, Минск — 21 февраля 1972, Лос-Анджелес) — хореограф; окончила Императорскую школу балета в Санкт-Петербурге, танцевала в труппе Мариинского театра (1908-1911), затем в балете С.П. Дягилева в Париже; в эмиграции в США, до 1952 — одна из ведущих хореографов Американского балета.
____________________________________________________________

Источник
Нижинская Бронислава Фоминична // Незабытые могилы / Сост. В.Н. Чуваков. Т. V. С. 100.

Кира Нижинская - Kyra Nijinsky - abcdef.wiki
(Ромола Нижинская, Кира Нижинская и Вацлав Нижинский)
Кира Нижинская - Kyra Nijinsky - abcdef.wiki
(Кира Нижинская в балете «Видение Розы»)

Нижинский с дягилевым

Хотя Нижинский и танцевал весь академический репертуарРепертуар (от позднелатинского repertorium — список) — совокупность произведений, исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом.

Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный); существуют понятия «современный репертуар», «классический репертуар». ведущих солистов, все-таки его индивидуальность раскрывалась прежде всего в балетах М. М. Фокина во время первых «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом.

В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А. К. Глазунов, певец Ф. И. Шаляпин, художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, балетмейстер М. М. Фокин, танцовщики А. Н. Павлова, Т. П. Карсавина, Е. В. Гельцер и др. Поставлены:

оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева.» в Париже.

Фокин поставил для этого необычного, почти андрогинного танцовщика партии юноши-поэта в «Шопениане» (мазурка и Седьмой вальс с Анной Павловой), Арлекина в «Карнавале», эротичного золотого раба в «Шехерезаде» (1910), мистическую главную партию в «Видении розы», жалкого кукольного Петрушки с человеческой душой («Петрушка»)

, Нарцисса («Нарцисс»,1911), Дафниса в «Дафнисе и Хлое» (1912). Нижинский стал идоломИдол (от греческого eidolon, буквально — образ, подобие) — изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения. В переносном смысле — предмет слепого преклонения. Парижа, «самым большим сюрпризом» первого сезона, о котором с восторгом писали выдающиеся люди своего времени, включая Огюста Родена.

Он был интимным другом своего патрона-наставника С. П. Дягилева, который держал питомца в «золотой клетке», отгородив от повседневной жизни. В 1911 году после его выступления в партии принца Альберта («Жизель») в Мариинском театре, когда он без разрешения дирекции надел «неказенный» костюм, созданный русским художником Александром Николаевичем Бенуа, в результате театральных интриг Нижинский был уволен из театра и стал «собственностью» Дягилева.

19 апреля 1911
года впервые был поставлен балет «Видение Розы» Русским балетом Сергея Дягилева
в оперном зале «Зал Гарнье» в Монте-Карло в рамках знаменитых «Русских сезонов»
Дягилева. Главные роли исполняли Вацлав Нижинский (Призрак Розы) и Тамара
Карсавина (Девушка).

Нижинский-балетмейстер

У Вацлава Нижинского была феноменальная для своего времени техника, особенно впечатляли его прыжки-полеты, словно птицы. Он был художником большой творческойТворчества — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности.интуиции. Небольшого роста, скуластый, с чуть раскосыми глазами[en], рельефной, почти лепной мускулатурой ног, с женственными, чуть вялыми кистями рук, словно пораженными «болезнью[en] воли», он был неприметен в жизни, но преображался на сцене.

Точнее, полностью перевоплощался в создаваемый персонаж. В 22 года при поддержке Дягилева и художника Льва Самойловича Бакста он поставил свой первый балет «Послеполуденный отдых фавна» (1912) на музыку[en] Клода Дебюсси по поэме французского поэта-символиста Стефана Малларме.

Нижинский-постановщик отказался от всего того, чем блистал на сцене Нижинский-танцовщик. В этом балете был всего один-единственный прыжок и никакой виртуозной техники. Лишь угловатые, почти кубистические позы фавна и нимф, словно оживший архаичный фриз времен крито-микенской культуры.

«Фавн — это я», — сказал хореограф про свой балет-исповедь, который вызвал недоумение и скандал. Но еще большую неприязнь вызвала «Весна священная» И. Ф. Стравинского в его постановке (1913). ЛибреттоЛибретто — (итальянское libretto, буквально — книжечка):

1) Литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Первоначально публиковался в виде отдельной книжечки (отсюда название).

2) Литературный сценарий балета, пантомимы.

3) Изложение содержания оперы, балета.

Образ нижинского в искусстве

В театре:

  • 8 октября 1971 — «Нижинский, клоун Божий», балет Мориса Бежара на основе дневников Вацлава Нижинского («Балет XX века», Брюссель, в роли Нижинского — Хорхе Донн);
  • 21 июля 1979 — «Вацлав», балет Джона Ноймайера по сценарному плану неосуществлённой постановки Вацлава Нижинского с использованием выбранной им музыки Иоганна Себастьяна Баха (Гамбургский балет);
  • 1993 — «Нижинский» по пьесе Алексея Бурыкина (Театральное агентство «БОГИС», в роли Нижинского Олег Евгеньевич Меньшиков);
  • 1999 — «Нижинский, сумасшедший Божий клоун», спектакль по пьесе Глена Бламстейна (1986, театр на Малой Бронной, в роли Нижинского Александр Юрьевич Домогаров);
  • 2 июля 2000 — «Нижинский», балет Джона Ноймайера (Гамбургский балет, в главной роли Иржи Бубеничек);
  • 22 марта 2008 — «Нижинский, сумасшедший Божий клоун», спектакль по пьесе Глена Бламстейна (Театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова (режиссёр и исполнитель главной роли Андрей Сергеевич Денников);
  • 19 апреля 2008 — NN (хореограф Ришард Калиновски, Люблинский театр танца);
  • 28 июня 2009 — «Павильон Армиды», балет Джона Ноймайера (Гамбургский балет, в роли Нижинского Отто Бубеничек и Александр Рябко);
  • 2021 — «Письмо человеку», спектакль Роберта Уилсона по мотивам дневников танцовщика (в роли Нижинского Михаил Николаевич Барышников).

В кино:

  • 1980 — «Нижинский», режиссёр Герберт Росс (на основе мемуаров Ромолы Нижинской и дневника Вацлава Нижинского, в главной роли — Жорж де ла Пенья);
  • 1983 — «Анна Павлова», режиссёр Эмиль Лотяну (в роли Нижинского Михаил Крапивин);
  • 1990 — «Нижинский, марионетка Бога», телевизионный фильм Филиппа Валуа (в роли Нижинского Эрик Вю-Ан);
  • 2001 — «Дневники Вацлава Нижинского», режиссёр Пол Кокс (дневники читает Дерек Джекоби);
  • 2005 — Riot at the Rite, режиссёр Энди Уилсон (в роли Нижинского Адам Гарсия);
  • 2009 — Nijinsky & Neumeier Soulmates in Dance, документальный фильм о значении Нижинского в творчестве хореографа Джона Ноймайера.

В поп-музыке:

  • 1984 — певец Фредди Меркьюри
    (группа «Queen») в клипе на песню I Want to Break Free выступил в роли Фавна — знаковой партии Нижинского из его балета «Послеполуденный отдых фавна»;

Пдробнее о Вацлаве Нижинском

читайте[en]
в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.:

  • Нижинская Р. Вацлав Нижинский. — М.: Терра, 2004. — ISBN 5-275-01012-5;
  • Н. Я. Надеждин. Вацлав Нижинский: «Отдых фавна»: Биографические рассказы. М.: Майор, Осипенко, 2021. 192 с., Серия «Неформальные биографии», 2000 экз., ISBN 978-5-98551-146-8;
  • Вера Михайловна Красовская. Вацлав Нижинский — Хлебников балета // Профили танца. — СПб.: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 1999. — С. 353—359. — 400 с. — (Труды Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой). — 2000 экз. — ISBN 5-93010-001-2;
  • Красовская В. Нижинский. — СПб., М: Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. — 288 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-8114-0964-8.
Как быть Леди:  Романтика в семейной жизни - Азбука супружества

Вацлав Фомич Нижинский скончался8 апреля 1950 года в Лондоне, в Великобритании[en]. В 1953 году его тело было перевезено в Париж и похоронено на кладбище Монмартр рядом с могилами легендарного танцовщика Гаэтано Вестриса и драматурга Теофиля Готье, одного из создателей романтического балета. На его надгробии из серого камня сидит грустный бронзовый шут.

  • Смотрите другихзнаменитых мужчин по имени на букву Вженщин).
  • Биографии выдающихся личностей истории по фамилии на букву Н.
  • Анализ имени Вацлав.
  • Описание мужских имён на букву Вженских).
  • Описание мужского имени-отчества на букву Вженских).
  • Описания мужских отчествженских).
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • 100 самых распространённых фамилий США[en].
  • И тайну букв имени букв имени в интерпретации российского астрологаАстрология (от греческого astron — звезда и logos — слово, учение) — учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени (см. Гороскоп).

    Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

    Возрождение интереса к астрологии произошло после 1-й мировой войны, феномены астрологии связываются с тонкими космическими и биокосмическими ритмами и т. п. С середины 20 века астрология вновь приобрела популярность.

    Феликса Казимировича Величко.

Памяти нижинского

Трагической жизни гениального танцовщика и балетмейстера Вацлава Нижинского посвящены тома научных[en] трудов. О нем были созданы художественные фильмыФильм (от английского film — пленка) (кинофильм) — совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; произведение киноискусства; в узком смысле — фильмокопия., драматические спектаклиСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) —  произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком., балеты (две версии «Нижинского, клоуна Бога» поставил французский артист балета, хореограф, педагог Морис Бежар).

Исследователи восстановили все его балеты, которые даже сейчас смотрятся очень современно. Его именем названы почетные международные премии, даже улица в Париже. Но нет ни одного документального кинокадра, запечатлевшего его танец. А многочисленные картины, скульптурыСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др., фотографии передают лишь частицу его гипнотизирующего, магического таланта. (В. А. Майниеце)

Ещё:

Парижскую публику очаровал несомненный драматический талант артиста, его экзотическая внешность. Нижинский оказался смелым и оригинально мыслящим хореографом, открывшим новые пути в пластике, вернувшим мужскому танцу былой приоритет и виртуозность. Своими успехами Нижинский был обязан и Дягилеву, который верил и поддерживал его в дерзких экспериментах

Пантомима — предложение руки и сердца

Вацлав Нижинский женился в 1913 году — на балерине, венгерской аристократке Ромоле де Пульска. Она влюбилась в артиста практически сразу, когда увидела его на сцене — устроилась к Дягилеву, ездила с Русским балетом по всем гастролям и даже отправилась в Буэнос-Айрес, куда многие танцовщицы ехать отказались: нужно было плыть через океан 21 день.

Ромола позже вспоминала, как она пыталась обратить на себя внимание Нижинского: намеренно сталкивалась с ним на палубе, часами сидела на репетициях, просила ее представить. Танцор долгое время не мог ее запомнить, не выделял из толпы и даже не всегда здоровался.

«…Было полодиннадцатого, когда я вышла на палубу. Неожиданно, словно ниоткуда, появился Нижинский. «Мадемуазель, — сказал он по-французски, — не хотите ли, вы и я?» — и изобразил пантомиму, указывая на безымянный палец левой руки, где полагалось носить обручальное кольцо. Я утвердительно кивнула, замахала руками и быстро проговорила: «Да, да, да»

Они поженились в Буэнос-Айресе: первую церемонию провел мэр города в ратуше, а вторая, вечерняя, традиционно прошла в церкви.

Первые шаги нижинского

Вацлав Нижинский родился12 марта (28 февраля по старому стилю) 1890 года (по другим данным, 1888 или 1889) в Киеве, Российской[en] империи, в семье польских провинциальных танцовщиков Элеоноры Береды и Фомы Нижинского.

Его младшая сестра Бронислава Нижинская также стала танцовщицей и впоследствии балетмейстеромБалетмейстер (немецкое Ballettmeister) — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев. с мировым именем. К тому же она была самым близким другом Вацлава.

Балетом Нижинский начал заниматься с родителями в раннем детстве[en], как и выступать на сцене. От отца он унаследовал большой прыжок с баллоном (то есть возможностью «зависать» в воздухе). Когда отец оставил семью, мать с детьми переехала в Петербург, где в 1898 Вацлав поступил в Петербургское театральное училище.

Его педагогами были Н. Г. и С. Г. Легаты, М. К. Обухов. Окончив в 1907 году училище, он сразу же начал выступать в главных партиях с ведущими балеринами Мариинского театраМариинский театр (Государственный акдемический Мариинский театр)

в Санкт-Петербурге — театр оперы и балета, открыт в 1783 в Санкт-Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (архитектор А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919-1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года имени С. М. Кирова, с 1992 Государственный академический Мариинский театр.

Мариинский театр сыграл выдающуюся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Ставил первые русские оперы.. Среди его партнерш были знаменитые примы-балерины — Матильда Феликсовна Кшесинская, Анна Павловна Павлова, Тамара Платоновна Карсавина.

Премьер русского балета

До Вацлава Нижинского русский балет был преимущественно женским: мужчины не исполняли главных ролей, были второстепенными персонажами, которые в нужный момент лишь поддерживали танцовщиц и создавали фон для их партий. Такую традицию поддерживал Мариус Петипа, главный балетмейстер Мариинского театра в конце XIX — начале XX века.

Ромола Нижинская, будущая жена артиста, вспоминала, как она впервые увидела его в балете:

«Вдруг на сцену вылетел стройный, гибкий, как кошка, Арлекин. Хотя его лицо было скрыто раскрашенной маской, выразительность и красота тела заставляли осознавать, что перед вами — выдающийся танцовщик… Невесомость, непередаваемая отточенность движений, фантастический дар подниматься и застывать в воздухе, а потом опускаться вдвое медленнее вопреки всем законам притяжения сразу же позволили ему обрести магическую власть над публикой… Забыв обо всем, зрители в едином порыве поднялись с мест; они кричали, рыдали, забрасывали сцену цветами, перчатками, веерами, программками, одержимые неописуемым восторгом»

Провальные балеты хореографа русских сезонов

Сергей Дягилев почти сразу пригласил Нижинского в Русские сезоны. На парижскую сцену в 1911 году Нижинский впервые вышел в балете «Призрак розы», который сразу же прославил молодого танцора.

А уже через год артист представил здесь собственный спектакль — «Послеполуденный отдых фавна». Его хореография была далека от традиционной: без изысканных сложных движений, с угловатыми статичными позами — на их создание Нижинского вдохновили изображения с древнегреческих ваз. Нимфы были обуты в сандалии и начинали шаг с пятки, а не с носка, как в классическом танце.

В Париже разразился настоящий скандал. Город разделился на два лагеря. Владелец газеты «Фигаро» Гастон Кальмет опубликовал в ней статью «Ошибка»: «Мы увидели фавна, необузданного, с отвратительными движениями скотской эротики и совершенно бесстыдными жестами. И всё.

Заслуженные свистки сопровождали чересчур экспрессивную пантомиму похотливого животного, омерзительного спереди и еще более омерзительного в профиль. Подобные анималистические реалии истинный зритель никогда не приемлет». Огюст Роден, поклонник Русского балета и Нижинского в частности, писал в ответной статье: «…ни в одной роли Нижинский не был так бесподобен и восхитителен, как в «Послеполу­денном отдыхе фавна».

Разрыв с дягилевым. болезнь нижинского

В 1913 году Вацлав Нижинский женился на венгерской танцовщице Ромоле де Пульска, которая родила[en] ему двух дочерей Киру (1914) и Тамару (1920). Его женитьба привела к разрыву с Дягилевым.

И первый танцовщик мира оказался без работы и средств к существованию. Он попытался создать свою труппуТруппа (немецкое Truppe) — актерский состав драматического, оперного, опереточного и других театров., но она просуществовала всего две недели.

В 1918 году Вацлав с семьей отправился в Швейцарию и поселился в Сен-Морице, где 19 января 1919 года состоялось последнее публичное выступление Нижинского. Все сильнее давали о себе знать симптомы психического заболевания[en].

Именно в это время он написал свои «Тетради», в которых в духе интуитивного потока сознания изложены эстетические и этические принципы этого великого художника-мистикаМистика (от греческого mystikos — таинственный) — религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику (см. Мистицизм)..

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий