Значение слова аллюзия. что такое аллюзия?
В том числе могут использоваться библейские сюжеты. Например, название фильма «В. Давыдов и Голиаф» отсылает к широко известному библейскому сюжету про Давида и Голиафа.
В других случаях могут использоваться названия более ранних произведений. Например, доктор Джеймс Типтри-младший дебютировала в научно-фантастической литературе рассказом «Рождение коммивояжёра» (1968), в названии которого видна аллюзия, отсылающая читателя к названию пьесы американского драматурга Артура Миллера «Смерть коммивояжёра» (1949), а в названии сериала «Всегда говори „всегда“» — аллюзия на фильм о Джеймсе Бонде «Никогда не говори „никогда“».
В отличие от реминисценции, чаще используется в качестве риторической фигуры, требующей однозначного понимания и прочтения. Нередко возникают сложности с употреблением термина аллюзия, а именно с выбором управления. С одной стороны, определение аллюзии как намёка подсказывает пишущему управление с предлогом на (аллюзия на что-то). С другой стороны, аллюзия как отсылка предполагает, что будет употреблен предлог к (аллюзия к чему-то).
Аллюзия — это 📕 что такое аллюзия
АЛЛЮ´ЗИЯ (от лат. allusio — намек, шутка) — стилистический прием; употребление в речи или в художественном произведении ходового выражения в качестве намека на хорошо известный факт, исторический или бытовой. Например, А. Пушкин, начав писать «Евгения Онегина» в Бессарабии, в ссылке, знакомит читателя с героем своего романа:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы,
Или блистали, мой читатель!
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
Последняя строка аллюзирована, в ней содержится намек на то, что Пушкин был выслан из Петербурга на юг.
В следующих стихах А.Блока:
«Семейство — вздор, семейство — блажь», —
Любили здесь промолвить гневно.
А в глубине души все та ж
«Княгиня Марья Алексевна» —
намек на слова Фамусова из комедии А. Грибоедова «Горе от ума»:
«… Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!»
Стихотворение Н. Ушакова «Ария Паулюса» заканчивается строфой:
Мы не плохо ведем облаву, —
Много немцев
У нас в плену, —
Если кто позабыл Полтаву,
Пусть хоть помнит Березину,
где упоминание о Полтаве имеет в виду героический подвиг русских войск, разбивших под руководством Петра I шведов в полтавском сражении, а упоминание о Березине — окончательный разгром русскими войск Наполеона в 1812 г. при переправе через реку Березину.
В одном стихотворении Э. Багрицкого имеются такие строки:
Нас водила молодость
В сабельный поход!
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед! —
здесь содержится указание на подавление в марте 1921 г. контрреволюционного кронштадтского мятежа, когда делегаты X съезда партии под руководством М. Тухачевского шли на Кронштадт по льду.
Многие крылатые слова и выражения основаны на А., например: «Я умываю руки», т. е. я не вмешиваюсь в это дело (намек на евангельский рассказ о Пилате); «Демьянова уха», т. е. хлебосольство, переходящее все границы радушного гостеприимства (намек на басню И. Крылова того же названия).
Как элемент «эзоповского языка» в русской литературе А. употреблялась в художественных произведениях, где в зашифрованном виде содержится намек на злободневные общественно-политические события. В этом смысле А. встречается в баснях: например, в басне Крылова «Волк на псарне» под волком подразумевается Наполеон. В эпоху Пушкина А. именовалась «применением». В. Белинский в труде «Сочинения Александра Пушкина» писал: «Стихи Грибоедова обратились в пословицы и поговорки; комедия его сделалась неисчерпаемым источником применений на события ежедневной жизни, неистощимым рудником эпиграфов».
Синонимы
:
Аллюзии в басне
И. А. Крылов любил использовать аллюзии в своих произведениях. В басне «Волк на псарне» он тонко намекает на вторжение Наполеона в Россию. Ловчим изображен фельдмаршал Кутузов. В данном случае, чтобы понять намек автора надо знать историю Отечественной войны 1812 года. Аллюзия вообще предполагает широкую эрудированность читателя. Иначе произведение автора может быть не услышано.
Аллюзии в творчестве а.с. пушкина
Александр Сергеевич ловко потешался над цензурой, применяя в творчестве аллюзию. В «Евгении Онегине» есть строки: «но вреден север для меня». Это пример одноплановой (прямой аллюзии). Пушкин применял и многоплановую аллюзию. В поэме «Борис Годунов» есть строки: «Противен мне род Пушкиных мятежных». Тут намек на гонения самого поэта со стороны властей и на события Смутного времени.
Аллюзия на литературное произведение
Пример такого приема находим у М.Ю.Лермонтова в стихотворении «Умирающий гладиатор». В описании толпы есть фраза «надменный временщик». Это отсылка на стихотворение казненного декабриста К.Ф. Рылеева. Лермонтов совместил тут и литературную и политическую аллюзию.
Аллюзия: от века xix до наших дней
Особенно часто приём начал появляться в поэзии в конце XIX-начале ХХ века. Так, Александр Блок, говоря о памятнике Петру I в стихотворении «Пушкинскому дому», намекает читателю о «Медном всаднике» Александра Пушкина:
Это – древний Сфинкс, глядящий
Вслед медлительной волне,
Всадник бронзовый, летящий
На недвижном скакуне.
Николай Гумилёв отсылает читателя к образу крылатого коня из греческой мифологии:
Он встал. Пегас вознёсся быстрый,
По ветру грива, и летит,
И сыплются стихи, как искры
Из-под сверкающих копыт.
Нередко источниками аллюзий становятся живописные творения, как в строках Анны Ахматовой:
Вся в цветах,
Как «Весна» Боттичелли,
Ты друзей принимала в постели,
И томился я дежурный Пьеро.
Аллюзиями являются упоминания мифологических или исторических персонажей. Например, «Сильный, подобно Гераклу», «Бесстрашный, словно Александр Македонский». Или у современного поэта Юрия Ремесника:
«И если грусть моих коснулась строк,
Она чиста,
Как слёзы Ярославны».
Если пишут о «наполеоновских замашках», читателям понятно, что речь идёт о чьих-то чрезмерных амбициях, а название романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» часто используется в публикациях о конфликтах старшего и молодого поколений.
Аллюзией на сформулированное Владимиром Лениным понятие о революционной ситуации стала фраза:
«Возникла почти революционная ситуация, когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять никак. Ни по-старому, ни по-новому.»
В строках Владимира Маяковского: «Такого Отечества такой дым разве уж настолько приятен?» автор чётко намекает на реплику Чацкого из произведения Александра Грибоедова «Горе от ума»: «И дым Отечества нам сладок и приятен!», которая, в свою очередь, является аллюзией на строки Гавриила Державина: «Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен».
Фраза «Человек – это звучит горько» чётко указывает на слова Сатина из пьесы Максима Горького «На дне»: «Человек – это звучит гордо!».
Яркий пример литературной аллюзии – стихотворение Иосифа Бродского «Я Вас любил…», в котором автор указывает на одноимённое произведение Александра Пушкина», но с иронией говорит о своём лирическом герое:
«Я Вас любил, любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги».
Используя аллюзию, Бродский сравнивает современность и пушкинское время, показывает, каким различным является отношение к главным человеческие ценности в двух эпохах.
История появления аллюзии
Главной причиной распространения аллюзии были гонения на писателей и поэтов. Ещё с древних времен неосторожное высказывание могло стоить жизни автору. Потому был придуман эзоповский язык.
Русские писатели XIX века подвергались жесткой цензуре со стороны властей. «Любимчиком» главы III отделения (цензуры) князя Бенкендорфа был А. С. Пушкин. Но поэт и тут умудрялся тонко шутить и подтрунивать над властью.
Получается, что цензура только способствовала росту мастерству выражения мысли у писателей.
Перекличка разных эпох
Аллюзия не восстанавливает общеизвестный образ, а усиливает его, извлекает новую информацию, а также – выражает авторскую оценку.
Этот приём позволяет переосмыслить мифологию, философию, историю, литературу, и тем самым – расширить границы текста и осуществить диалог культур разных стран и эпох.
Предложения со словом аллюзия
Я не устаю это всё объяснять своим читателям, которые упорно ищут посвящений, реальных
аллюзий
, прямых описаний, цитат, откровений, не думая, а, порою, и не понимая, что их просто не существует!
До наших дней у славян дошло множество военных од и баллад, и в них «проявляется, – говорит современный автор, – буйный и своеобразный дух, они полны мифологических
аллюзий
, а те, что написаны в мирном ключе, особенно замечательны тихой кротостью своего характера, весьма отличающегося от изощрённых и искусственных услад греческих и римских пасторалей».
Приём, который сближает
В последние годы аллюзия всё активнее используется на разных уровнях общения: в литературном творчестве, ораторской речи, политике. Эффективен приём в рекламных и социальных слоганах: «Карл для Клары покупает в «Коралле», «Не гони лошадей! А то некуда будет спешить», «Мойте воду перед едой».
Использование аллюзии в разговорной речи устанавливает связь между собеседниками, так как обычно намёк понятен друзьям, единомышленникам, людям определённого круга общения.