Феномен любви и его стереотипизация – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Феномен любви и его стереотипизация – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка Женщине

«нет» значит «да»

У девушек сформировалась репутация кокеток, которые якобы своими отказами и недоступностью играют с мужчиной. Но они могут изменить своё «нет» на «да», если быть более настойчивым. Этот стереотип поддерживался даже в самых красивых и культовых фильмах.

Например, в «Дневнике памяти» Ной настойчиво ухаживает за Элли после нескольких отказов. Примерно так же себя ведёт Патрик по отношению к Кэт в фильме «10 причин моей ненависти». Настойчивые ухаживания преподносятся как романтические поступки, чтобы добиться девушку. И в итоге парень, который не испугался первого «нет», завоёвывает благосклонность дамы.

Однако в реальной жизни женщины не всегда хотят, чтобы их добивались. Их «нет» не означает «да, но постарайся получше». Из-за этого стереотипа между мужчинами и женщинами развивается недопонимание. А иногда отказ может привести даже к насилию.

Мужчина мечты — властный и богатый

Эдвард Льюис, герой Ричарда Гира в «Красотке», — классический сказочный принц. Он очень богат и полагает, что весь мир лежит у его ног. Когда Вивьен, героиня Джулии Робертс, спрашивает: «Люди всегда делают то, что ты прикажешь?», он отвечает красноречивой ухмылкой.

Для него отношения власти и денег прямо пропорциональные: чем больше денег — тем больше власти. В знаменитой сцене, заходя в магазин под Pret­ty Woman Роя Орбисона, Льюис прямо говорит консультанту: «Мы хотим потратить неприлично много денег. Зовите людей, пусть нас хорошенько облизывают. Нам это нравится».

Неприступный снаружи, эмоциональный внутри

Герой Гира скуп на эмоции и движения. Нет, он не чурбан, и некоторые способы выражения чувств ему доступны: полуулыбка почти не сходит с его лица, а иногда и смешок, удивлённые брови поднимаются вверх. Но видно, что он всегда сдержан, всегда на страже своих эмоций.

Такой стереотип появился в американском кино ещё в 1940‑х: идеальный мужчина — это классический костюм, спокойствие, уверенность в себе и ноль эмоций. Сегодня неумение выражать свои чувства — не романтический идеал, а признак проблемы, которую стоило бы проработать на терапии.

Счастье — в статусных вещах

«Красотка» возводит статус в абсолют. Превращение героини Джулии Робертс из проститутки с бульвара в элегантную девушку невозможно без дорогих костюмов (вспомним всё ту же сцену в магазине под Pret­ty Woman), изысканной еды и любви к опере.

Преподнесённые ей ожерелье и вечернее платье становятся своего рода атрибутами счастливой жизни. И отношение других людей к Вивьен меняется, как только они видят её в новых нарядах. Получается, что счастье — это когда у тебя платье от Chanel и новые лабутены.

В XXI веке, когда в моде минимализм, хюгге и прочие простые радости, такое трепетное отношение к статусным вещам выглядит странным, а привычка сметать с прилавков всё самое дорогое — моветоном. 

Мужчина — защитник женщины

Классика литературы полна сюжетов о борьбе двух мужчин за сердце красавицы. Выбор женщины в таком контексте оказывается не очень-то и важен (если он вообще есть), потому что она лишь трофей, предназначенный победителю. Такой архаизм был бы слишком даже для «Красотки», но противостояние двух мужчин из-за женщины здесь тоже есть.

Эта стычка — отражение классического стереотипа: женщина слаба и беззащитна и только мужчина-герой может спасти её от ужасного, враждебного мира. Такой сюжетный поворот типичен для романтических историй, но, к счастью, всё реже встречается в современном кино.

Финальный поцелуй — символ настоящей любви

Правило романтических историй №0: всё должно заканчиваться поцелуем. Это не просто выражение любви героев друг к другу, но и сообщение для зрителя: «Жили они долго и счастливо». В «Красотке» это особенно заметно. Вивьен разделяет работу и чувства, а значит, не целует своих клиентов в губы.

Дети — это счастье

Многие любовные истории строятся по схеме: встреча — любовная драма — свадьба — дети. «Долго и счастливо» обязательно соседствует с двумя последними пунктами. Среди известных историй любви можно вспомнить Лили и Маршалла («Как я встретил вашу маму»), Гарри и Шарлотту («Секс в большом городе»)

При этом поп-культура редко показывает женатые пары, которые счастливы вместе без детей. Одно из редких исключений — Кэрри и Мистер Биг. Они никогда не хотели быть родителями и даже не затрагивали эту тему.

Из-за этого стереотипа женщина может чувствовать себя неполноценной, если не хочет заводить ребёнка. А на мужчину давит представление о составляющих мужского счастья: дерево, дом и сын. Партнёры сталкивается с неловким вопросом «А когда детишки?» и чувствуют, будто они должны завести детей, потому что так принято, а не потому, что хотят.

Женщина — хозяйка дома, а мужчина — добытчик и завоеватель

В рекламе домашней утвари и техники, детских принадлежностей и косметики участвуют женщины. А в роликах про автомобили, электронику, финансы и страховку больше задействованы мужчины. То есть женщин в основном показывают в домашних условиях, а мужчин — на работе и в приключениях.

Например, в рекламе Volk­swa­gen мужчины покоряют космос, ходят в походы, ставят спортивные рекорды, пока женщины готовят бутерброды и нянчатся с детьми. Компании Marl­boro и Dos Equis создали мужских персонажей для многолетней рекламной кампании:

Ковбой Мальборо и Самый интересный человек на свете. На протяжении несколько лет они показывали, как мужчина с лёгкостью овладевает любой профессией, рискует жизнью, развивает огромные скорости на дороге и соблазняет красивых девушек.

Женщине обычно уготовлена совершенно другая роль. Например, в индийском ролике бытовой техники муж и жена выбирают стиральную машинку. Женщина спрашивает у консультанта, нет у них унисекс-моделей, ведь муж не касается их прежней машинки.

Так складывается стереотип, что место женщины — дома. Её роль ограничивают материнством и заботой о доме. Когда женщина оказывается вне его, она представляется не как активный участник событий, а как объект для наслаждения мужчины. При этом мужчине навязывают мысль, что он обязательно должен покорять мир и быть лидером.

Женщина лучше ладит с детьми

В кино и сериалах мы чаще видим матерей-одиночек или домохозяек, которые занимаются детьми, пока муж работает. Среди известных мам: Лорелай из «Девочек Гилмор», Линетт из «Отчаянных домохозяек», Мадлен, Селеста и Джейн из «Большой маленькой лжи». Такой жизненный сценарий рассматривается как само собой разумеющийся для женщины.

Похожую ситуацию можно увидеть и в рекламе. Если в ней присутствует семья, роль родителя и домохозяйки достанется женщине. Это выяснили исследователи американского ТВ. Такие же выводы сделали учёные после анализа американских журналов.

В то же время отцов, которые остаются наедине с детьми, часто выставляют в комичном свете. Как будто если мужчина возьмётся воспитывать ребёнка, нелепые ситуации неизбежны. Среди таких пап и нянь-мужчин: Валентин из «Инструкции не прилагаются», Джо из «План игры», Санни из «Большого папы», Питер и Дэвид из «Нянек».

Исследовательница Дженн Прислу проанализировала американские ситкомы и рекламу. Она сделала вывод, что отец чаще показан вне дома. Если мать отлучается и оставляет на него ребёнка, он как бы оказывается заложником ситуации, и она превращается в комедию.

Исследовательница Рейчел Шмитц изучала американские журналы о родительстве. В них мужчинам транслируют идею, что они прежде всего кормильцы, а не отцы. Из-за этого они воспринимают себя не как родителя, а скорее как помощника матери.

Женщину надо спасать

На этот стереотип мы натыкаемся с самого детства. В сказках и мультиках Белоснежка, Спящая Красавица и Рапунцель ждут спасения от принца, который снимет злые чары или убьёт чудовище. Позже мы читаем комиксы и смотрим кино, где супергерои спасают своих избранниц.

Питер Паркер и Мэри Джейн, Тони Старк и Пеппер Поттс, Тор и Джейн Фостер. Даже прогрессивная Кэрри Брэдшоу в одной из серий «Секса в большом городе» говорит: «Иногда женщине необходимо быть спасённой». У этого клише даже есть название — damsel in dis­tress, или «дева в беде».

Этот стереотип учит женщин пассивной роли. Главное — дождаться мужчину, который наполнит жизнь и решит проблемы. Кроме того, это подталкивает женщину к роли жертвы, потому что мужчине якобы нравится спасать и быть нужным. Из-за этого девочкам предлагают притворяться чуть менее умными или способными, чтобы мальчики почувствовали себя рыцарями.

Мужчине нужен секс, а женщине любовь

Среди исследователей до сих пор нет однозначного ответа на вопрос «Кто хочет секса больше — мужчина или женщина?». Опросы показывают, что мужчины чаще о нём думают. Но также многие учёные и сексологи приходят к мнению, что на женскую сексуальность наложено больше предубеждений.

В массовой культуре стереотип о том, что женщины ищут любовь, а мужчины — секс, закрепился довольно прочно. Часто именно мужские персонажи меняют партнёрш, избегают привязанности и, конечно, не перезванивают после первого свидания. Барни из «Как я встретил вашу маму» или Джо из «Друзей», легендарные Ловелас и Казанова — вспомнить героев-любовников гораздо легче, чем героинь.

Как быть Леди:  Значение слова «абсурд» в 12 словарях

Словом, стереотип, с одной стороны, клеймит мужчин как альфа-самцов, с которыми невозможно строить серьёзные отношения. С другой — выставляет неудачниками тех, у кого было мало партнёрш. Для женщин этот стереотип работает в обратную сторону. Если они ищут секса без обязательств, то рискуют подвергнуться слатшеймингу.

В реальности всё намного сложнее. Исследование американских студентов показало, что девушки чаще первые признаются в любви. Однако парни раньше начинают её испытывать. Мужчины могут по-другому проявлять любовь, из-за чего кажется, что у них меньше чувств.

В другом исследовании выяснили, что предпочтение секса или любви зависит не от пола, а от типа привязанности. Например, человек с избегающей привязанностью больше заинтересован в сексе без обязательств. И это может быть как мужчина, так и женщина.

Мужчины агрессивны и брутальны

Токсичная маскулинность — представление о том, что мужчина должен быть агрессивным, сильным, скупым на эмоции. Он не должен заниматься «девчачьими» делами: готовкой, воспитанием детей, уходом за собой. Примеры токсичной маскулинности можно найти во многих произведениях массовой культуры: в фильмах «Американская история Х», «Бойцовский клуб», «Американский психопат», в супергеройском кино, мультиках Диснея, сериалах Нетфликса, видеоиграх, хип-хопе и рок-музыке.

Отклонение от этой модели поведения часто высмеивается. Например, в «Друзьях» Чендлер и Джо постоянно переживали за свою маскулинность. Их тяга к вязанию, масочкам и маникюру становилась поводом для шуток. И после какого-нибудь «нежного» занятия им было важно попить пива, сыграть в футбол, словом, сделать что-то типично мужское.

Токсичная маскулинность оказывает огромное давление на мужчин. Подавление эмоций и попытки соответствовать образу «сильного кормильца» приводят к депрессии. Мужчины реже обращаются за помощью, что выливается в более высокие показатели суицида.

Токсичная маскулинность вредит и  женщинам. Чем больше мужчина хочет соответствовать представлениям о «настоящем мужике», тем чаще он эмоционально манипулирует партнёршей. А так как работа по дому не считается мужским занятием, на женщину падает больше обязанностей, даже если в паре оба работают.

Топ-30 стереотипов о женщинах-30

Твердо
уверен, что изучил слабый пол от и до и прекрасно разбираешься в женской
психологии? Как бы не так! Ты удивишься, но добрая половина мифов о женщинах
давным-давно развенчана и вполне обосновано. Поэтому самое время поговорить о
наиболее распространенных женских стереотипах, в которые не стоит верить.

  • Девушки уступают мужчинам в силе. В физической – однозначно, в эмоциональной – нет.
  • Слабый пол более подвержен страхам. Отчасти данный стереотип имеет свое логическое объяснение. Но на практике часто оказывается, что «не бояться» и просто «не показывать страх» — разные вещи.
  • Все женщины обожают маленьких детей. А вот и неправда! Своих собственных – да, чужих – по ситуации.
  • Питают особые чувства к розовым оттенкам. Укоренившийся стереотип, который в корне неверен.
  • Продолжительность жизни женщин превышает продолжительность жизни мужчин. Согласно последним статистическим данным в среднем эти значения уравнялись.
  • Все девушки – фанаты чистоты. Нет! И среди представительниц слабого пола есть фанатки хаоса и беспорядка.
  • Не блещут остроумием. Скорее, не желают раскрывать все карты мужчинам.
  • Не страдают карьеризмом. Среди женщин достаточно много руководителей крупных компаний, которые прошли ступеньку за ступенькой по карьерной лестнице.
  • Женщин в разы больше, чем мужчин. На сегодняшний день количество новорожденных мальчиков в несколько раз превышает девочек.
  • Девушки менее выносливы. Так может показаться лишь на первый взгляд.
  • Прирожденные сладкоежки. Поверь, и среди представительниц слабого пола есть те, кто всегда предпочтет сочный стейк сладкому пирогу.
  • Чаще мужчин страдают арахнофобией. Исследования подтвердили, что данные о женских страхах сильно преувеличены.
  • Гораздо меньше мужчин думают о сексе. Не меньше, а иногда даже больше! Просто не говорят об этом вслух.
  • Предпочитают намеки прямым выражениям. Девушки не всегда готовы тонко намекать. Иногда они, не стесняясь в выражениях, говорят о наболевшем прямым текстом.
  • Ищут состоятельного мужа. Скорее, перспективного. А это – разные вещи, не так ли?
  • Грезят о пышной свадьбе. Дорогущем платье и кольце с огромным бриллиантом… Но по факту большинство представительниц слабого пола не против заскочить в ЗАГС по пути на работу. В джинсах.
  • Женщины – более эмоциональны. Не всегда и далеко не с каждым мужчиной.
  • Они – прекрасные хозяйки по умолчанию. Конечно. За исключением того факта, что около 30% из них совершенно не умеют готовить.
  • Вызывающий наряд – верный признак легкодоступности. Навязанный мужчинами стереотип, в который им удобно верить. На самом деле, здесь скорее отсутствие вкуса, нежели желание сиюминутно отдаться первому встречному.
  • Совершенно не умеют управлять автомобилем. Ровно, как и половина мужчин. Вот только об этом почему-то не принято говорить вслух.
  • Все девушки обожают сплетничать. Распространенное заблуждение, которому не стоит верить. Нет, не все. Далеко не все!
  • Не в силах устоять перед «плохим парнем». Хорошие девочки любят «плохишей», но вполне способны совладать с эмоциями и устоять перед соблазном. Ведь в качестве спутника жизни женщина всегда предпочтет надежного и хорошего парня.
  • У девушек атрофировано чувство юмора. Если девушка не смеется над твоими глупыми шутками, то это вовсе не повод усомниться в наличии у нее чувства юмора.
  • Не умеют дружить. И умеют, и дружат. Годами.
  • Пунктуальность – не их конек. Принято считать, что всем девушкам свойственно опаздывать. Но согласись, слегка припоздниться на романтическую встречу и опоздать на важное собеседование – не одно и то же.
  • Постоянно сидят на строжайшей диете. Нет, скорее создают видимость того, что придерживаются правильного питания. Но ты ведь никому не расскажешь?
  • Могут болтать нон-стоп. Только представь, и девушки устают от бесконечных бесед и могут целый (!!!) день провести в тишине.
  • Девушки реже изменяют. Скорее, реже признаются в изменах.
  • Не торопятся признавать свою вину. Далеко не каждая девушка винит во всех смертных грехах кого угодно, только не себя. Многие из них вполне откровенно могут признать свои ошибки и даже попросить прощения.
  • Безоговорочно верят в гороскопы. Нет, безусловно, каждая девушка нет-нет, да и проверит ваши знаки на совместимость. То ли от скуки, то ли от неуверенности в себе. Вопрос лишь в том, насколько серьезно она отнесется к данной забаве и доверит ли каким-то звездам вершить свою судьбу.

Топ-30 стереотипов о мужчинах-30-2

Кто
придумывает мифы о мужчинах? Ответ очевиден – женщины! Кто свято верит в эти
стереотипы? Собственно, те, кто их и сочиняет. Вот только добрая часть этих
убеждений давно не работает, как бы представительницы слабого пола не убеждали
всех, а главное самих себя, в обратном.

  • Характер мужчины можно кардинально изменить. Это со Светкой он вел себя по-хамски, регулярно поколачивая время от времени. А уж со мной-то он станет «белым и пушистым». Так думает подавляющее количество женщин и заблуждается. Причем сильно.
  • Мужчины более выносливее. Нет. Мужчины сильнее физически, и это – неоспоримый факт. А вот что касается выносливости, то здесь пальма первенства принадлежит как раз слабому полу.
  • У мужчин крепче иммунитет. Научных доказательств этого факта не существует, поэтому считая, что мужчины болеют гораздо реже женщин, ты заблуждаешься.
  • 24/7 думают о сексе. Даже не сомневайся, это не так. У мужчин, ровно как и у женщин, помимо сексуальных фантазий голова забита разными вещами. И только представь себе, она у них тоже иногда болит!
  • Мужчин отталкивает женская инициатива. В корне неверное утверждение! Можешь проверить на личном примере – и вряд ли тебе придется догонять убегающего из твоих крепких объятий мужчину.
  • Сильный пол без ума от блондинок. Согласно статистике, а, как известно, спорить с ней – дело неблагодарное, джентльмены таки предпочитают брюнеток.
  • После вступления в брак, мужчина преображается. Все дело в том, что представители сильного пола действительно претерпевают некоторые изменения. Вот только происходит это не с первыми звуками марша Мендельсона, а с возникновением искренних чувств к своей избраннице.
  • Мужчины понятия не имеют, что такое комплексы. Еще как имеют! И не меньше женщин переживают по поводу лишнего веса, низкого роста или огромного носа. Другое дело – мужчины умеют скрывать эти переживания и не делать их достоянием общественности.
  • Завоевать мужчину просто – достаточно лишь вкусно накормить его. Да-да, все леди с юных лет помнят о том пресловутом пути к сердцу своего избранника. Вот только в современном мире мужчины давно научились прекрасно готовить и теперь вряд ли сдадутся в плен лишь за тарелку наваристого борща.
  • Мужчины слишком дорожат своей свободой. Доля истины в этом стереотипе есть. Однако далеко не все мужчины предпочитают оставаться вечными холостяками.
  • Не умеют выражать свои чувства. Ах, да! Мужчины не плачут… и, следуя этой логике, не умеют смеяться, грустить и искренне сопереживать. Встречала таких роботов? Вот и мы нет.
  • Каждый мужчина мечтает о девственнице. Еще одно широко распространенное заблуждение. Многие мужчины боятся их, как огня и не желают брать на себя такую ответственность.
  • Шопинг – худшее наказание для мужчины. Возможно, если речь идет о выборе очередного милого платья для своей капризной спутницы – так и есть. Но если дело касается покупки оригинальных часов или запонок – то ситуация кардинально меняется.
  • Они всегда изменяют. И хотя все давно смирились с тем, что полигамность – в крови у мужчин, данный стереотип часто бывает ложным. Среди представителей сильного пола достаточно много верных и примерных семьянинов, которые даже не мечтают прогуляться «налево».
  • Мужчины – патологические лгуны. Они действительно любят приукрасить действительность. Но делают это не чаще представительниц женского пола.
  • Ребенок навсегда «привяжет» мужчину. Нет, это совершенно не так. И миллионы женщин с младенцами на руках, пережившие развод, легко это подтвердят.
  • Мужчины не способны имитировать оргазм. Британские ученые подтвердили, что каждый мужчина хотя бы раз в жизни симулировал, дабы скрыть следы сильного опьянения или нервного перевозбуждения, которое вполне может стать серьезной преградой на пути к оргазму.
  • Они ничего не смыслят в романтике. Бытует мнение, что физиологическая составляющая у мужчин в разы превосходит эмоциональную. Но даже самый грубый представитель сильного пола втайне грезит о романтических чувствах.
  • Внешность девушки для них на первом месте. Стереотип, который соответствует правде лишь наполовину. Если мужчина ищет даму на всю ночь – это чистейшая правда. Если на всю жизнь – откровенная ложь.
  • Мужчин раздражают женские слезы. Нет, они просто не до конца понимают, как на них реагировать.
  • Им плевать на то, как они выглядят. Поверь, и среди мужчин есть те, кто проводит у зеркала уйму времени.
  • Карьера для них превыше всего. Представителям сильного пола важно состояться в жизни, но это нисколько не мешает им оставаться заботливыми мужьями, которые не мыслят жизни без своей семьи.
  • Вечный беспорядок – стихия мужчины. Разбросанные носки скорее свидетельствуют о том, что мужчина точно знает, кто с этим разберется. А не о том, что ему так комфортнее.
  • Ищут супруга по образу матери. На практике – это далеко не так и данный стереотип заведомо ложный.
  • Маленькая грудь – никаких шансов. Распространенный стереотип о том, что чем «шире душа», тем больше шансов завоевать сердце мужчины не работает. Безусловно, грудь (а точнее, ее размер) имеет значение, вот только далеко не все мужчины мечтают о 5-ом размере.
  • Яркий макияж гарантированно привлечет внимание мужчины. Ну да, привлечет и… скорее испугает!
  • Каждый мужчина мечтает о стерве. Вот только одно дело мечтать, а другое – видеть капризную особу ежедневно рядом с собой. Понимаешь, о чем мы?
  • Размер носа/пальца/ступни прямо пропорционален мужскому достоинству. Целый ряд исследований давно опроверг данный стереотип. Так что перестань тешить себя иллюзиями.
  • Мужчины слишком рано начинают половую жизнь. Возможно, так было раньше. Сейчас, согласно статистике, средний возраст, в котором парень становится мужчиной – 17-18 лет.
  • Парни отдают предпочтение глупым девушкам. Не исключено, что для приятного времяпровождения ему действительно не интересен уровень твоего IQ. Но если речь идет о браке – все с точностью до наоборот.
Как быть Леди:  Источник силы: как выразить сочувствие и поддержать того, кто в печали

Феномен любви и его стереотипизация

© Шевченко А.Ю., 2022

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 130.121 ББК 87.5

ФЕНОМЕН ЛЮБВИ И ЕГО СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ

А.Ю. Шевченко

Рассмотрен феномен любви в его историческом и культурном контексте. Выявлены основные виды любви. Рассмотрен механизм формирования стереотипов и их влияние на феномен любви. Проанализированы основные принципы, на которых должно строиться современное представление о любви.

Ключевые слова: феномен любви, виды любви, платоническая любовь, каритас, стереотип, сущность любви, значение любви.

Уникальность феномена любви продиктована самыми интимными и сокровенными переживаниями человека, его внутренней, душевной значимостью. Любовь играет большую роль в жизни каждого человека, ведь от ее наличия или отсутствия напрямую зависят не только такие понятия, как «счастье», «долг», «свобода», «ответственность», но и их полноценное осмысление и реализация в жизни. Подобное выделение любви на фоне других нравственных чувств не случайно, именно оно привлекало и привлекает внимание многих мыслителей, стремящихся познать любовь и ее сущность.

Первые упоминания и попытки детального осмысления феномена любви встречаются в Древней Греции. Гесиод в своей поэме «Теогония», посвященной происхождению богов, задавая вопрос «Что первым возникло?», наряду с появлением Хаоса и Геи отмечал рождение Эроса как некоторой всеобъ-

емлющей силы, заставляющей и богов, и людей соединяться (см.: [1, с. 71-72]). Такое отношение к любви закрепляется в греческом сознании. Античным мыслителям стал очевиден тот факт, что любви не только все возрасты покорны, но и все люди, невзирая на их социальные статусы и различия. Даже боги в греческой мифологии не могут устоять перед силою любви, толкающей их совершать порою необдуманные действия и поступки.

В зависимости от интенсивности чувства и выбора объекта греки выделяли четыре вида любви, к которым относятся любовь-эрос, или страстная любовь; любовь-филия, личностная близость людей друг другу; любовь-сторге -родовая нерасторгаемая связь; и любовь-ага-пе — жертвенное снисхождение к ближнему (см.: [7, с. 44-46]). Также были предприняты попытки создания универсальных философских систем, основанных на любви, среди которых можно выделить концепцию Эмпедокла. Философ утверждал, что в основе окружающего мира лежит тонкое равновесие двух противоположных начал — Любви (Филия) и Вражды (Нейкос), в результате взаимодей-

ствия которых происходит становление Космоса (см.: [2, с. 583-594]).

Квинтэссенцией античного понимания любви становится концепция Платона, которая интересна двумя основными моментами. Во-первых, Платон связывает понятие любви с природой человека, для чего использует миф об андрогинах. Согласно этому мифу, люди некогда обладали сдвоенными телами и отличались особой силой. Опасаясь таких людей, Зевс разделил их надвое. Платон пишет, что «каждый из нас — это половинка человека, рассеченного на две камболоподоб-ных части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину» [4, с. 55]. Таким образом, философ проводит уникальную идею, согласно которой любовь лежит в основе природы человека, для которого абсолютно не свойственно быть одиноким.

Вторым моментом, на который стоит обратить внимание, является идея иерархического строения любви. Согласно Платону, люди в большинстве своем посредством любви стремятся к бессмертию, которое они реализуют в рождении детей. Но есть и те, кто «беремен духовно» — это творцы и философы, которые вынашивают новые идеи, становясь, таким образом, бессмертными (см.: [там же, с. 74-75]). Любовь в этом смысле первоначально связывается Платоном со стремлением ко всему телесному, а в дальнейшем воспринимается как постижение прекрасного в его чистоте.

Несмотря на утонченную теорию платонического эроса, любовь для рядовых греков оставалась поверхностным чувством, относящимся, с точки зрения М. Шелера, «к чувственной сфере», и выражалась в форме желания и потребности, «не свойственных совершенному бытию» [9, с. 71]. Уже Платону принадлежит высказывание, согласно которому «если бы мы были богами, то не любили бы» [там же, с. 72]. Любовь в этом смысле понимается греками как стремление несовершенного бытия к совершенному, она есть желание человека получить то, чем он не обладает.

Альтернативную позицию по отношению к античному пониманию занимает христианство, которое не только выступило в защиту любви, но и представило ее как божествен-

ный дар. Проповедью любви пропитаны все христианские тексты. Широко известны заветы Христа, которые мы встречаем в Евангелиях от Иоанна и Матфея: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» и «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Любовь в христианстве понимается двояко. Данную позицию хорошо выразил Августин, утверждавший, что есть два вида любви: земная, или плотская (cupidias), и духовная любовь (caritas). Мыслитель писал: «Тела стремятся под действием своего веса к свойственному им месту, и вес тянет их не только вниз, но к тому месту, где они должны быть “по природе”… мой вес — это моя любовь (amor), и если что-то ведет меня, так это она» (цит. по: [3, с. 303]).

Христианские мыслители усматривают в любви универсальный принцип Вселенной, на котором основывается все ее духовное и жизненное бытие. По их мнению, только любовь очищает дух человека от ложных и низменных пристрастий и открывает духовные сокровища в нем самом, в глубинах его сердца. Согласно христианскому учению, человек был замыслен и создан Творцом как вершина и венец видимого мира. Любовь же в этой концепции понимается как путь по направлению к Богу.

М. Шелер называет такое изменение «поворотом в движении любви». Философ пишет: «Греческой аксиоме, согласно которой любовь есть стремление низшего к высшему, здесь нанесен смелый удар. Любовь, наоборот, должна проявляться в том, чтобы благородный снизошел, низвел себя до неблагородного, здоровый до больного, богатый до бедного» [9, с. 73]. При этом если античная формула раскрывала несовершенства в субъекте любви, то христианская доктрина, прежде всего, указывает на несовершенства объекта.

Современное представление во многом опирается на предшествующую античную и христианскую традиции, оно является результатом их конкурентной борьбы. Тем не менее даже поверхностное рассмотрение данных видов любви дает нам возможность увидеть схожие черты. Под любовью понимается прежде всего универсальная сила, которая связана с единством всего мироздания; она

Как быть Леди:  Что если все осточертело? | Пикабу

возникает как привходящее состояние, качество которого напрямую зависит от направленности душевной деятельности человека. Однако то, что является очевидным для человека, живущего в рамках традиционной культуры, не всегда понятно для человека современного, которого культура постоянно отсылает к множеству традиций и предоставляет право свободного выбора тех или иных культурных норм. В подобных условиях происходит формирование стереотипов — наиболее типических форм личностного отношения к происходящим событиям. Стереотипы, как правило, вызваны экономией усилий в процессе мышления и носят ложный характер.

Немецкий психоаналитик Э. Фромм в процессе исследования любви обратил внимание на то, что обыденные представления о любви не соответствуют реальности данного феномена. Ученый пришел к выводу, что, несмотря на всеобщую потребность в любви, люди часто не вдаются в детали этого чувства и оценивают его значимость довольно поверхностно. Это позволило Фромму выделить ряд типичных стереотипов, касающихся феномена любви. Наиболее распространенным стереотипом является представление, согласно которому «основная проблема любви — быть любимым, а не способность любить» [6, с. 71]. Указанный стереотип неправильно расставляет приоритеты, в результате чего человек не стремится развить свою способность любить, а прибегает к способу обольщения другого.

Данное заблуждение хорошо комментирует Ж.-П. Сартр, который рассматривает обольщение в качестве кражи чужого бытия. До тех пор, пока объект обольщения находится под чарами обольстителя, он как бы перестает существовать, теряет бытие и ощущает свою ничтожность по отношению к бытию обольстителя [5, с. 207-208]. В этом смысле стремление обольстить другого человека не может называться любовью, поскольку обладание чужим бытием и наслаждение этим обладанием противоречит сущности любви.

Второй стереотип, по Фромму, выражен в позиции, согласно которой «проблема любви есть проблема ее объекта, а не способности к ней» [6, с. 72]. Для любви, согласно данному заблуждению, необходим всего лишь

подходящий объект. Возникает иллюзия, согласно которой как только найдется подходящий объект, так сразу возникнут соответствующие чувства. Однако достаточно вспомнить Платона, как сразу становится очевидным тот факт, что любовь и влюбленность есть естественные состояния человека, поэтому любое одиночество связано с девиацией любви. Человека никто не любит только в том случае, если он сам ни к кому не испытывает чувства любви.

Третий стереотип, по Фромму, вызван «смешением первичного переживания “влюбленности” и устойчивого состояния “любви”» [6, с. 74]. При этом часто забывается о том, что влюбленность, как бы она хороша ни была, рано или поздно проходит. Ей на смену должны прийти более серьезные чувства, связанные с взаимной ответственностью влюбленных друг перед другом. Любовь в этом смысле есть волевой акт, который направлен на концентрацию своего внимания в области объекта любви. В противном случае чувства так и не становятся зрелыми.

Пытаясь избежать указанных стереотипов, современный человек, по Фромму, рано или поздно должен прийти к пониманию, что любовь есть активная внутренняя деятельность или искусство, на овладение которым должны быть направлены все его усилия. Результатом подобного устремления становится комплексное постижение сущности собственной личности, которое в соотнесенности с личностью любимого находит свое выражение в состоянии взаимной любви и привязанности.

Подобную идею выражал и М. Шелер в своем учении об «ordo amoris» — порядке движений любви и ненависти человека [8, с. 123]. Немецкий философ утверждал, что бытие каждого имеет свое основание в любви, которая выражается в сформированном человеком порядке. Этот порядок выступает областью душевной свободы человека, который волен полагать в нем собственное отношение к окружающим его вещам и событиям, выражающееся в степени их субъективной значимости. С другой стороны, «ordo amoris» неразрывно связан с судьбой, поскольку в своей совокупности внутренняя связь всего, что любимо субъектом, определяет его как личность.

Важно учитывать и то, что «искусство любить» Э. Фромма и «ordo amoris» М. Шелера выступают в роли активного отношения, постигаемой при помощи любви реальности, которая требует от субъекта концентрации всего его личностного внимания. И если, как заметил Ж.-П. Сартр, любовь разрушает одинокое само-существо-вание личности, то она это делает только в силу своей природы, не похищая у самой личности сокровенное бытие, а приумножая и обогащая его.

Парадокс любви состоит в том, что в ней «двое становятся одним целым и все же остаются двумя существами»[6, с. 91]. Сущность любви может быть выражена только во взаимной самоотдаче. Согласно Фромму, современное понимание слова «давать» означает прежде всего «отказываться» от чего-то, «жертвовать» [там же, с. 93]. В этом смысле, отдавая, человек лишается того, что он отдает, то есть беднеет. Любовь же должна пониматься как духовное обогащение, поэтому наиболее подходящим, с нашей точки зрения, определением для самоотдачи в любви будет понятие дара. Ведь когда человек что-либо дарит, он отдает нечто, что представляет ценность не только для него, но и для того, по отношению к кому совершается дар.

Подводя итог исследованию, необходимо отметить, что современное понимание сущности и значения любви обогащает античную и христианскую традиции, оно также направлено против стереотипов, мешающих полноценной реализации этого чувства. Аккумулируя знания о любви, можно выделить ряд принципов, на основе которых она должна быть выстроена. Во-первых, любовь не может ассоциироваться с неполнотой бытия субъекта и объекта любви, поскольку данное чувство возникает среди равных. Во-вторых, не только для развития любви необходимы определенные душевные усилия, но и для ее возникновения. Человек должен быть настроен на любовь, и тогда это чувство будет наполнять его. В-третьих, стремление любить не только заложено в человеческой природе, но эта способность продуцируется человеком на протяжении всей его жизни. Испытывать любовь — это естественное со-

стояние человека, которое проходит различные стадии своего формирования. В-четвертых, понятие любви всегда должно рассматриваться наравне с понятием ответственности, без которого любовь теряет свою полноту и силу. В-пятых, любовь есть уникальное человеческое чувство, при помощи которого мы всеми силами нашей души стремимся утвердить в бытии все то, что является для нас значимым и любимым.

В заключение хотелось бы отметить, что знания о феномене любви очень важны для современного человека. Современная культура предоставляет большой выбор возможных форм и видов поведения, запутаться в обилии которых не так сложно. Любовь как уникальная объединяющая сила, которая заложена в человеческой природе, должна стать внутренним вектором поведения человека. Однако это может произойти лишь в том случае, когда человек адекватно станет оценивать ее влияние и когда он будет стремиться организовать свою жизнь в соответствии с принципами любви, помочь раскрыть и проявить которые призвана современная философская мысль.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гесиод. Теогония / Гесиод // Античная литература. Греция : Антология. В 2 ч. Ч. 1. — М. : Высшая школа, 1989. — 512 с.

2. Досократики. — Мн. : Харвест, 1999. — 784 с.

3. Майоров, Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика / Г. Г. Майоров. — М. : Мысль, 1979. — 431 с.

4. Платон. Пир / Платон // От мифа к логике : Сочинения. — М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. — С. 36-91.

5. Сартр, Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм / Ж. -П. Сартр // Проблема человека в западной философии. — М. : Прогресс, 1988. — С. 207-228.

6. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. -СПб. : Азбука-классика, 2004. — 224 с.

7. Чанышев, А. Н. Любовь в античной Греции / А. Н. Чанышев // Философия любви. В 2 ч. Ч. 1. — М. : Политиздат, 1990. — С. 36-68.

8. Шелер, М. Ordo amoris / М. Шелер // Трактаты о любви : сб. текстов. — М. : ИФ РАН, 1994. -С. 123-162.

9. Шелер, М. Ресентимент в структуре моралей / М. Шелер. — СПб. : Наука : Университетская книга, 1999. — 231 с.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ PHENOMENON OF LOVE AND ITS STEREOTYPIZATION

A.Yu. Shevchenko

The article deals with the love phenomenon in its historical and cultural contexts and suggests different types of love. Stereotypes development process and their impact on the love phenomenon are considered. The author analyzes the basic principles of the modern concept of love.

Key words: phenomenon of love, types of love, platonic love (amor platonicus), caritas, stereotype, essence of love, significance of love.

Французы — самая романтичная нация

Мелодичный язык, прогулки у Эйфелевой башни и фраза «l’amour toujours» складываются в картину, где каждый француз по количеству романтичных жестов легко опередит соперника любой другой национальности. В действительности же французские мужчины достаточно сдержаны: они не всегда дают волю своим эмоциям, а прежде чем признаться в любви или сделать предложение своей избраннице, пройдет не один год.

Французы подходят ко всем вопросам, в том числе и сердечным, с рациональной стороны. Это не значит, что они будут считать каждую копейку, но если вам предложат заключить брачный контракт, рассчитать ваши денежные траты и поделить обязанности, то это в порядке вещей.

Не стоит надеяться и на то, что мужчины из Франции будут 24/7 петь вам серенады, дарить дорогие подарки или проявлять свои чувства настолько широко, чтобы каждый прохожий не оставил это без внимания. Размеренность и стабильность — вот что, скорее всего, принесут отношения с французом.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий