Эдипов конфликт и три гениальных фильма о нём — Моноклер

Эдипов конфликт и три гениальных фильма о нём — Моноклер Женщине

«зеркало» андрея тарковского (1974 г.)

Эдипов комплекс
Кадр из х/ф «Зеркало»

В центре фильма — воспоминания об отце. Мальчик находится в самом ключевом, «том самом» возрасте. Именно тогда, когда в Эдиповом треугольнике должно произойти мирное разрешение, в его личной психической эволюции происходит разлом. Отец уходит из семьи и треугольник даёт трещину.

Мы видим, как герой смертельно болен в фильме, и, умирая, он страдает, вероятно, о том, что было сделано и прожито не так.

«Совестью» называет врач эту болезнь в фильме. Из фильма мы узнаём, что герой, став взрослым мужчиной, тоже покинул семью и тоже оставил мальчика с матерью, повторив поступок своего отца. Находясь в поисках ключевого момента, загадки всей своей жизни, он возвращается в то самое лето и в тот самый дом, из которого отец ушёл и не вернулся в семью.

Жена героя, роль которой исполняет Маргарита Терехова, по гениальной задумке автора фильма, выглядит так же, как и мать (Терехова играет обеих героинь). Нам иногда трудно отличить мать от жены. В этом гениальный намек мастера на эдипальное и неосознаваемое желание мальчик-ребёнка к матери.

Но мы узнаём, что герой в конфликте со своей матерью уже много лет. Ненавидеть мать одновременно означает иметь вытесненное желание к ней. Жена, так похожая на мать, указывает нам на это.

Янковский в роли отца — далёкая и недоступная фигура, недосягаемая, как бог. Недосягаемая для мести и для поклонения. Его невозможно настигнуть, повергнуть и затем ощутить истинное раскаяние. Одновременно трудно хотеть быть таким, как отец, когда он совершил что-то «такое» по отношению к матери.

Это «что-то» кажется непонятным, неуяснимым, но не прощаемым. Отношения родителей — мучительный треугольник, в котором неминуемо будет возникать третий или третья. Не разрешённый в свое время в мирном сценарии, треугольник будет манить и затягивать в себя вновь,. как узел, как загадка сфинкса.

Уход отца и ожидание отца — ключевой момент фильма и истории героя. Попытка вернуть себе отца внутри себя и примириться с матерью — вот на что обречён герой на всю свою жизнь. Он как будто хочет вернуться в детство и прожить жизнь ещё раз, но так, чтобы той драмы не произошло.

Драма Эдипова конфликта здесь в том, что победить отца, пройти сквозь эту фигуру не удаётся, отец ускользает из жизни мальчика, и задача треугольника остается неразрешимой. Желаемая мать превращается в отцовский суррогат: возьми, принеси, выучи, перестань дурить.

Хороший и тонкий человек мучается всю жизнь и умирает несчастным. Совесть, которая мучает его и которая, вероятно, несправедлива к нему (и которой, по словам Тарковского, мучается каждый творческий человек) — это тот бог, который слишком жесток и не может быть милосердным. И ключ, который отворяет дверь к разгадкам, — драма Эдипального треугольника.

«крупная рыба» тима бёртона (2003 г.)

Эдипов конфликт
Кадр из х/ф «Крупная рыба»

Герой возвращается к умирающему отцу. Фигура отца сначала кажется нам несерьёзной, комичной. Его истории — блеф, сказки, всё неправда. С точки зрения главного героя, все истории отца ерунда. Да и отец какой-то не такой. Не такой важный, не такой серьёзный, как хотелось бы.

Так, коммивояжер, пустышка. И ещё эти его фантазии. Удивительно удачно подобран актёр для пожилого отца — тяжёлый, полный и ни разу не привлекательный мужчина. Но есть одно «но». У этого пустозвона жена — настоящая красавица. Как такое вообще возможно?

Такими видит родителей находящийся в эдипальном треугольнике ребёнок: один необыкновенно желаем, второй посмешище и преграда на пути.

Отец в фильме низведен с престола. Это несерьёзная фигура. Хотеть быть, как он, смешно, не представляется возможным. Но есть ещё одно «но».

Сын выбирает себе профессию писателя. И жена его — иллюстратор, фотограф, рассказчик о чудесах мира через образы фотографии.

В профессии герой как будто конкурирует с отцом. И, естественно, побеждает. Отец — несерьёзный нелепый рассказчик. Сын — серьёзный писатель. Мы очень часто в своих профессиях пытаемся догнать и перегнать своих родителей. Мать — врач, дочь- нутрициолог или остеопат (профессия, одновременно имитирующая и отвергающая материнскую).

Мы можем конкурировать с родителями другим способом: родителю не удалось чего-то добиться в жизни, а ребёнок этого достигает. Или родитель мечтал, а ребёнок воплотил. Отец поэт, а сын режиссёр и сценарист. Отец известен в своей стране, а сын становится мировой звездой. Конкуренция с родительской фигурой и есть желание победить её.

«убийство священного оленя» йоргоса лантимоса (2021 г.)

Эдипов конфликт
Кадр из х/ф «Убийство священного оленя»

Это даже не фильм про миф, а, собственно, почти пересказ мифа. «Ифигения в Авлиде» Еврипида рассказывает о мучениях отца по поводу необходимости принести в жертву дочь ради победы войска в войне. По мифу, дочь была заменена на лань богиней Артемидой в последний момент, а саму Ифигению услали служить жрицей в метафорическую жертву богам.

В центре фильма Лантимоса история об убийстве отрока отцом — жертвоприношение. Так бы, по-Тарковски, я озаглавила этот фильм.

Отцу приходится принести в жертву собственного сына. Это как будто не история про Эдипа, убивающего отца, а изнанка истории Эдипа. Это точка зрения отрока: почему бы он убил своего отца.

Принесение отрока в жертву — многочисленный и повторяющийся в истории и в культуре человечества ритуал. На костях младенцев строили реальные дома, закладывая кости для долговечности строения. Жертвы младенцев богам считались самыми угодными, когда это был единственный ребёнок или самый любимый.

Краеугольным камнем, на котором воздвигнута религия иудейско-евразийской культуры, была история о принесении Богом в жертву сына.

Главный герой фильма попадает, как Эдип, в замкнутое
пространство рока, когда выбора нет. Опять рок.

И про рок можно говорить много с точки зрения психоанализа. Что-то управляет нами, но не мы. Что-то имеет силу и власть над нами, и мы это пытаемся подчинить себе, смирить это. Можно назвать это бессознательным. Можно назвать это, пользуясь лексикой нейробиологов, программами поведения. Но что-то в нашей жизни проносит нас по вехам, по этапам, обогнуть которые невозможно.

Итак, история неумолима, а мировой порядок, как в первоистории об Эдипе, страдает. В мифе об Эдипе нам известно, что люди в городе гибнут, и это решение богов. Они будут гибнуть, пока мировой порядок не будет восстановлен.

Точно такую историю разворачивает перед нами сюжет из «Убийства священного оленя». Пострадал порядок бытия: отец ненарочно, ненамеренно, точно как Эдип в свое время,  убил «чужого» отца. Неважно, что чужого. Теперь будут умирать люди, пока порядок не будет восстановлен.

Отцу приходится убить собственного сына, чтобы род смог продолжить свою жизнь, чтобы «мор прекратился». Сын устраняется для того, чтобы семья жила. Это ли не повод возненавидеть отца будущим сыновьям! Не для того ли записывается, заучивается и передаётся история в поколениях, чтобы сыны помнили её?

В истории человечества, запечатленной в других мифах и в религиозных обрядах, отец потенциально требовал жертвы от своих сыновей в обряде обрезания, дабы сыновья не посягали на имущество старшего в роду. Можно согласиться, что обряд заменил существовавшее ранее реальное оскопление или даже убийство. Эта жертва — жертва послушания.

Намекая тем самым на само право убить, отец как будто говорит: я здесь закон, я здесь порядок, и никто больше. Отец всегда готов принести отрока в жертву ради будущего рода, чтобы сохранить мать, имущество, власть и право продолжения рода себе единолично.

Вся история человечества про этот выбор. Сынов всю жизнь слали на жертву ради спасения отчизны. Каждый сын «помнит» это. В истории Авраама, убивающего своего сына, — начало религии о готовности отца к жертве сына и о принесении этой реальной  жертвы впоследствии в новозаветной истории.

Сейчас в истории отдельной семьи будущих детей приносят в
жертву ради благосостояния семейной пары.

Мир построен на костях своих детей. Эту метафору недавно
предложил Ларс Фон Триер в своем сенсационном фильме «Дом, который построил
Джек».

Идеологические

Карен Хорни, Мелани Кляйн и другие считали, что описанная Фрейдом психодинамика (стремление мальчика овладеть матерью, устранив отца, при этом испытывая перед ним «страх кастрации») – это мужская точка зрения, а у женщин все функционирует иначе. Кроме того, принижать роль матери в жизни мальчика до объекта сексуального вожделения – примитивный сексизм.

Биологические

Во времена Фрейда практически не было серьезных исследований по физиологии полового созревания. Половое влечение более-менее явно проявляется в период пубертата, когда происходит так называемый «гормональный взрыв» и организм начинает вырабатывать половые гормоны в достаточной концентрации.

Но это 12–14 лет, а никак не два – пять! При этом найти хоть какие-то физиологические или поведенческие доказательства влечения подростка к родителю противоположного пола не удалось.

Социологические

Еще при жизни Фрейда, в 1927 году, антрополог Бронислав Малиновский, изучая культуру и семейные отношения аборигенов Новой Гвинеи, сделал вывод, что «эдипова комплекса» у них не наблюдается (а значит, этот закон не универсальный).

Представители неофрейдизма (такие как Эрих Фромм) утверждали, что привязанность ребенка к отцу либо к матери определяется ценностью социальной роли «отец»/«мать». Разумеется, смысловое наполнение семейных ролей и их значимость будут варьироваться в разных обществах и в разные исторические эпохи.

Как быть Леди:  Психологические игры для двоих - Психология - Психология на сайте ИЛЬ ДЕ БОТЭ

Анализы и диагностика

В психоанализе очень важным оказывается установление определенных границ применения термина Эдипова и комплекса Электры. Выявить проблему можно в ходе беседы, наблюдая и изучая жалобы пациенты. На помощь приходят специальные опросники и психологические тесты.

Диета при эдиповом комплексе и комплексе электры

Эдипов комплекс считается ядром всех неврологических проблем, поэтому крайне важно позаботиться о психологическом душевном равновесии и здоровье тела, обеспечив его сбалансированным питанием и правильными привычками (пить воду, достаточно спать, гулять на свежем воздухе и т.д.).

  • черный шоколад;
  • разнообразие свежих фруктов и ягод;
  • зелень;
  • орехи;
  • морепродукты;
  • сыры.

Идеальный брак

Если рассуждать с эволюционной точки зрения, то эдипов комплекс (поиск партнера, максимально похожего на родителя противоположного пола и, следовательно, обладающего схожим генотипом) противоречит наращиванию видового разнообразия (что необходимо для выживания).

Движимый эдиповым комплексом человек будет стремиться к инбридингу (то есть к скрещиванию с близкородственными особями), в то время как «идеальным» эволюционным решением является аутбридинг (неродственное скрещивание).

Но это идеальная картина, а что происходит на самом деле? Сегодня существуют уникальные исследования о выборе брачного/сексуального партнера и о последствиях этого выбора в масштабе целых популяций. Например, в 2008 году было опубликовано исследование, охватывающее все браки, заключенные в Исландии в период с 1800 по 1965 год.

Исландия – маленькое островное государство, и близкородственные браки там неизбежны. Как продемонстрировало исследование, наиболее «благополучными» (в плане фертильности и общего состояния здоровья – увы, психологическое благополучие никак не проверялось) оказались браки между троюродными-четвероюродными братьями и сестрами.

Какой из всего этого вывод? Даже если на психологическом уровне эдипов комплекс является полной фикцией, на социобиологическом (и даже на генетическом) уровне выбор брачного/сексуального партнера обусловлен определенной степенью его «знакомости». Похожесть мужа/жены на отца/мать вполне возможна, но вовсе не по тем причинам, которые предполагал Фрейд.

Тем не менее, окончательно «повергать Эдипа» преждевременно (о чем свидетельствует книга Пола Клайна). Отношения между ребенком, матерью и отцом являются базовыми. Разного рода триангуляции (варианты отношений, которые возникают в этом семейном треугольнике) вполне могут оказывать влияние на будущие семейные и сексуальные отношения повзрослевшего ребенка.

Любовь к матери и ревность к отцу – частный случай такой триангуляции. Насколько она распространена и какие последствия вызывает? Надеюсь, мы еще увидим исследования, дающие ответ на этот и другие вопросы.

История термина

Название «Эдипов комплекс» основано на истории древнегреческого мифа, повествующего о царе Эдипе, убившем родного отца и женившемся на своей матери. Так, Зигмунд Фрейд в своей переписке с другом Вильгельмом Флиссом сравнивал свою ревность к отцу и влюбленность в мать с «чарующей силой Эдипа» и называл это универсальным явлением раннего детства.

Кастрированное учение

В 1972 году была опубликована книга Пола Клайна «Факт и фантазия в теории Фрейда» (Paul Kline, Fact and Fantasy in Freudian Theory), которая выдержала множество переизданий (одно из последних в 2021 году). В шестой главе, посвященной эдипову комплексу, автор проводит своего рода метаисследование, пытаясь обобщить результаты 17 наиболее основательных научных экспериментов, целенаправленно проверявших существование эдипова комплекса.

Автор приходит к выводу, что на основании полученных результатов исследования делятся на:

  • полностью исключающие существование эдипова комплекса;
  • полностью подтверждающие существование эдипова комплекса (как его описывал Фрейд);
  • частично подтверждающие эдипов комплекс (например то, что в какой-либо форме существует страх перед родителем своего пола, который можно считать «страхом кастрации»).

Что самое любопытное, большая часть исследований (почти 90 %) относится именно к третьей категории. Общий вывод: что-то похожее на эдипов комплекс действительно существует, но это неточно.

В 2009 году журнал Scientific American опубликовал дискуссионную заметку о «поверженном Эдипе». Одно из проявлений эдипова комплекса заключается в том, что своего брачного и сексуального партнера мы выбираем «по образу и подобию» родителя противоположного пола.

Проще говоря, «идеальный муж» должен быть внешне похож на отца, а внешность «идеальной жены» должна максимально совпадать с обликом мамы в молодости. Дискуссия развернулась между эволюционным психологом Тамасом Берецки и поведенческим экологом Маркусом Ранаталой.

Берецки утверждал, что данное сходство отсутствует, а Рантала (на основании своих исследований) доказывал, что сходство все-таки есть. Рантала экспериментально доказал, что в 92,8 % случаев ширина лица (точнее, скул) избранницы мужчины совпадает с шириной лица его матери.

Трудно сказать, насколько именно этот единственный критерий является решающим аргументом, подтверждающим существование эдипова комплекса. Гораздо интереснее сам перевод проблемы в контекст социобиологических исследований.

Берецки в одной из своих статей пишет, что Фрейд (в своей работе «Тотем и табу») считал эдипов комплекс одним из факторов развития человеческой цивилизации. Согласно Фрейду, именно благодаря «страху кастрации» первобытные люди табуировали инцест, а уже из этих запретов родились все остальные человеческие законы, включая мораль, культурные нормы и т. п.

Тем не менее, современные антропологические исследования доказывают, что запрет на близкородственные браки не является абсолютным и может значительно варьироваться в разных культурах. Например, известно более 200 народностей, где разрешены браки между двоюродными братьями и сестрами.

С другой стороны, существуют современные физиологические исследования, доказывающие, что и у людей, и у животных существуют биологические механизмы, подавляющие сексуальное влечение по отношению к «близкому социальному кругу» (в т. ч. к членам семьи).

Классификация

В зависимости от половой ориентированности сексуального влечения Эдипов и комплекс Электры могут быть положительными и отрицательными. Положительной разновидностью считается классический гетеросексуальный вариант нарушения психосексуального развития – когда мальчик вожделеет свою мать, а девочка – отца.

Кроме того, Фрейд выделял и более полный вариант Эдипова комплекса – двоякого проявления позитивного и негативного нарушения сексуального ориентирования, в особенности, при выраженной бисексуальности. Например, у мальчиков могут появляться амбивалентные установки: проявление трепетности и выбор сексуальным объектом матери и одновременное поведение как у девочки с нежной женственной установкой к отцу на фоне конкурирования и враждебности к маме.

Комплекс электры у девочек

Возникновение у девочек сексуального притяжения к их отцам начинается на эдиповой стадии психоэмоционального развития и протекает аналогично, как у мальчиков. Все начинается с нежной привязанности к папе и желания устранить мать, заняв ее место. Девочки кокетничают и пользуются средствами весьма зрелой женственности.

Для родителей очень важно осознать вред, который они могут причинить детям гиперопекой, попустительством при сексуальном возбуждении либо напротив установлением слишком большого количества запретов, в особенности в сексуальных вопросах. Рекомендовано в период, когда ребенок активно познаёт мир, не оставлять вопросы неотвеченными, чаще расспрашивать и объяснить, интересующие моменты.

Критика современников

Существование «эдипова комплекса» подвергали сомнению еще психоаналитики первой волны, те, кто непосредственно знал Фрейда и учился у него. Если обобщить все доводы «против», то получаются три группы возражений:

Лекарства

При наличии серьезных сексуальных и неврологических нарушений пациентам могут быть назначены адаптогены, ноотропы, седативные и психотропные препараты.

  • Настойка пустырника – седативное растительное средство, которое помогает при различных проявлениях неврастенийи неврозов. Схему приема следует согласовать с лечащим врачом.
  • Аминалон – ноотропный препарат, который помогает улучшить процессы метаболизма в головном мозге, повышает продуктивность мышления. Принимать следует по 3-3,75 г  в день 1-4 месяца.
  • Флуоксетин – антидепрессивное средство, помогает справиться с проявлениями депрессии. Можно применять только при назначении семейного доктора.
  • Адаптол – психолептик с умеренным транквилизирующим (анксиолитическим) действие, который снимает или ослабляет чувство тревожности, страха, раздражительности и внутреннее эмоциональное напряжение. Терапия может быть длительной – до 3 месяцев с применением суточной дозы 1,5-3 г.

Лечение

Самым главным способом преодоления Эдипова или комплекса Электра является внутренняя работа над собой для замещения инцестуозных привязанностей отношениями с другими людьми, прорисовка полового поведения и отождествление себя с родителем того же пола.

Мальчикам обычно помогает нарастающий страх кастрации и необходимость отказаться от матери, признать власть отца и отождествлять себя с ним, а девочкам — необходимо смириться с отсутствием пениса и обратить внимание на мужчину, который обладая этим вожделенным предметом способен в будущем наделить ее сыном как символической заменой мужского достоинства.

Только благодаря «разрыву» с родителями как первичными объектами эротической привязанности при одновременном утверждении их в качестве авторитетных и властных образцов для подражания удается разрешить эту ситуацию, являющуюся ядром невротических проблем.

Общие сведения

Эдиповым комплексом и комплексом Электры называется расстройство психосексуального становления связанное с наличием у детей (у мальчиков и девочек соответственно) внутреннего универсального неосознанного эротического влечения и привязанности к одному из родителей и ревностью к другому.

Можно предположить, что «все мы Эдипы» и каждый ребенок переживает фаллическую стадию развития и именно проблемы эдиповой констелляции становятся ядром всех неврозов.

Патогенез

В основе патогенеза лежит нарушения ранних детских механизмов определения личной сексуальности и генитальности, страха потери любви и поддержки, а также отношение и факторы окружающего мира. При этом возникает стремление индивида оставаться ребёнком и испытывать привязанность к оберегающей фигуре, не столь важно – к отцу или матери.

Пиковые значения будущего расстройства личности предопределены 3-5 годами жизни пациента. Затем наступает этап некоторого угасания и дальнейшего возрождения в пубертатный период, который и определяется выбором индивидуального эротического объекта.

Если не происходит естественного разрешения и формирования нормальной сексуальной ориентированности, то это чревато невротическими заболеваниями — различными неврозами, психозами и зависимостями, а также сексуальными отклонениями.

Причины

Существует несколько теорий развития Эдипова комплекса и комплекса Электры. Нарушения психосексуального развития могут быть связаны с:

  • биологическая детерминированность и индивидуальные особенности эдиповой триангуляции;
  • страх потери любви;
  • погрешность в воспитании в виде чрезмерного балования ребенка, незамедлительного удовлетворения всех физических потребностей, а также наблюдения ребенком сексуальных сцен;
  • сильная привязанность к родителю, в том числе завистливая (у девочек к пенису) и необходимость оставаться с оберегающими фигурами – родителями;
  • чрезмерное желание единоличного обладания;
  • стремление оставаться ребенком или вернуться в материнское лоно;
  • фрустрация при отлучении от груди и развитие ревностного отношения к матери;
  • образ строгой «кастрирующей» деспотичной матери в садистском аспекте понимания ребенка.
Как быть Леди:  25 главных признаков того, что ты нравишься девушке, но она этого не показывает | Секреты Успеха

Процедуры и операции

  • глубокий сон;
  • гипноз;
  • посещение бальнеологических и других курортов.

Симптомы

Согласно классическим представлениям психоанализа Эдипов комплекс характерен для особ мужского пола. Его манифестация начинается с возникновения у мальчика сексуального влечения и либидиозных желаний к собственной матери или замещающей её фигуре на фоне одновременного чувства враждебности и ревностных побуждений по отношению к родному или приемному отцу.

Страх и ожидание наказания от отца, к примеру, способом кастрации, заставляют ребенка совершать попытки скрыть враждебные и инцестуозные побуждения. Страх кастрации играет важную роль в психической жизни мальчика, он стимулирует формирование особой инстанции — особого Сверх Я, воздействие которого способно подавлять инцестуозные побуждения и сексуальное влечение к своей маме. Так стимулируется идентификация себя с родителем.

Что касается девочек, то по Фрейду, у них также могут возникать аналогичные первые ранние инцестуозные побуждения по отношению к матери. Но, когда в 2-3 года девочка осознает, что у нее отсутствует пенис, то начинает возникать так называемое чувство «зависти к пенису».

Воздействие такой невротической проблемы инициирует усиление завистливой привязанности в отношении отца и возмущенной обиды на мать. Ребенок начинает видеть в маме соперницу, которая претендует на взаимную любовь отца. В итоге, внутренний конфликт может разрешаться посредством попыток компенсировать свою неполноценность благодаря возможности забеременеть.

Помимо психологических проблем, повышенной тревожности, депрессии, замкнутости, психозов и неврозов у особ с неразрешенным Эдиповом комплексом развиваются органические нарушения, например, импотенция или фригидностьво взрослых взаимоотношениях в связи с подавлением либидиозных желаний.

Список источников

  • Калина Н.Ф. Основы психоанализа. Рефл-бук» «Ваклер», 2001. – С. 135.
  • Карен Хорни. Новые пути в психоанализе. Издательство «Канон-Плюс», 2021. – С. 118.
  • Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 2. — Тбилиси, 1991. — С. 197-213.
  • Лейбин В. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПСИХОАНАЛИЗА. Издательство «Флинта», 2000. – С. 68.

Страшная сказка

Если данный пассаж кажется вам бредом, позвольте процитировать аналогичную фразу из письма Зигмунда Фрейда своему другу Вильгельму Флиссу: «Я также обнаружил на своем собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу… и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства.

«Эдипов комплекс» – бессознательное (или частично осознаваемое) сексуальное влечение к родителю противоположного пола и двойственные (т. е. ревность и любовь одновременно) чувства по отношению к родителю своего пола.

Возникает эдипов комплекс в возрасте двух – пяти лет, но то, каким образом распределится либидо в треугольнике «ребенок – отец – мать», становится своеобразным шаблоном, который будет воспроизводиться уже во взрослых любовных отношениях.

Также напомним, что название для этого психоаналитического концепта Фрейд заимствовал у одноименной драмы Софокла. Если очень сократить сюжет «Царя Эдипа», древнегреческому царю Лаю оракул предсказал, что он умрет от руки своего сына. Поэтому царь избавился от новорожденного ребенка, еще и повредив ему ноги («Эдип» с древнегреческого – «имеющий опухшие ноги»). Но ребенка подобрал, выходил и вырастил пастух.

Когда Эдип повзрослел, от также получил предсказание оракула, согласно которому должен был убить своего отца и жениться на своей матери. Что в результате и произошло. Кстати, кончилось все плохо: за это кровосмешение боги жестоко наказали жителей Фив, где Эдип был царем, наслав эпидемию; его мать и жена Иокаста повесилась; сам Эдип лишил себя зрения.

Можно только позавидовать находчивости Фрейда – к простому житейскому наблюдению (влюбленность в мать и ревность к отцу) он подобрал красивую аналогию в классической литературе (трагедию «Царь Эдип») и сделал из нее «психологический закон».

Метод прекрасный, но не уверен, что мировая общественность оценит влюбленность в соседку Машу и чарующую силу «Новогодних приключений Маши и Вити». Но шутки в сторону, попробуем разобраться, насколько фрейдовский «эдипов комплекс» актуален для современной психологии.

Царь эдип и его комплексы

Мало кто из героев древнегреческой мифологии может сравниться по известности с Эдипом. Разве что, Геракл, Одиссей или Ясон – предводитель аргонавтов. Но, по глубине и мощи моральных страданий, выпавших на долю простого смертного, Эдип, пожалуй, вне конкуренции. Не ведая, что творит, он убил собственного отца и женился на собственной матери.

Эдип был сыном царя Фив Лая. Долгое время у Лая и его жены Иокасты не было детей. Он очень страдал по этому поводу и решил обратиться к дельфийскому оракулу. Тот предсказал, что у царя родится сын, который убьет его самого. Таково было наказание, назначенное богами Лаю за то, что когда-то он обесчестил юного Хрисиппа, сына царя Пелопа. Напуганный предсказанием, Лай начал избегать близости с женой. Однако, Иокаста напоила его вином и сумела завлечь на супружеское ложе. Когда мальчик родился, Лай тут же решил избавиться от него. Он проколол новорожденному сухожилия и велел бросить его в лесу на горе Киферон.

Однако пастух, которому поручили совершить черное дело, сжалился над младенцем. Он отнес его царю Коринфа Полибу и его жене Меропе, у которых не было собственных детей. Из-за ран на лодыжках они назвали мальчика Эдипом (т.е. «с опухшими ногами») и воспитали как родного сына.

Антуан-Дени Шоде. Пастух Форбас, нашедший младенца Эдипа. 1801.

Когда мальчик подрос, до него дошли слухи, что он всего лишь подкидыш и найденыш, а не царский сын. Эдип не хотел в это верить и отправился за правдой к дельфийскому оракулу. Вместо ответа оракул подтвердил страшное предсказание об убийстве своего отца. Своим отцом Эдип считал Полиба, поэтому решил не возвращаться в Коринф. В тесном горном ущелье он повстречался с громоздкой колесницей, которая не хотела уступать ему дорогу. Завязалась словесная перепалка, быстро перешедшая в драку. Эдип не сдержался, перевернул колесницу и ударил противника посохом по голове. От полученной травмы обидчик скончался. Это был Лай, царь Фив и отец Эдипа. Впрочем, сам Эдип об этом даже не догадывался.

Эдип убивает Лая.

Он продолжил свой путь и на подступах к Фивам встретился со Сфинксом — чудовищем с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы.

Сфинкс. Аттическая мраморная стела, ок. 530 г. до н.э.

Сфинкс давно терроризировал жителей Фив и пожирал тех из них, кто не мог разгадать его загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». Эдип смог дать правильный ответ: «Человек, потому что он ползает на четвереньках в младенчестве, твердо стоит на двух ногах в молодости и опирается на палку в старости». Посрамленное чудовище бросилось вниз со скалы, а благодарные горожане избрали Эдипа своим царем. Причем, в жены ему выдали Иокасту, вдову пропавшего без вести царя Лая.

Ж.Энгр. Эдип и Сфинкс.

Так сбылось пророчество, данное Эдипу в Дельфах. Он прожил со своей женой Иокастой около двадцати лет и родил от нее четверых детей. В наказание за кровосмесительный брак боги наслали на Фивы моровую язву. Они пообещали помиловать жителей, если те найдут настоящего убийцу Лая. В ходе расследования личность Эдипа была полностью установлена. Узнав страшную истину, Иокаста повесилась, а Эдип выколол себе глаза ее золотой застежкой.

Э.Тудуз. Эдип над телом Иокасты.

Эдип, ослепляющий себя.

Он покинул город в сопровождении своей дочери Антигоны и долго странствовал по стране, преследуемый богинями мщения Эриниями. Свой последний приют слепой старец нашел у царя Тесея в священной роще поселения Колон.

Антонин Бродовски. Эдип и Антигона в изгнании.

Миф об Эдипе породил целую традицию в мировой культуре: трагедии Софокла, П.Корнеля, Вольтера, В.Озерова, драмы П.Шелли, Г.Гофмансталя, А.Жида, Ж.Кокто и мн. др. Занимательный сюжет стал основой целого ряда философских и естественнонаучных трудов Ф. Ницше, К. Леви-Стросса и др.

«О сограждане фиванцы! Вот пример для вас: Эдип,

И загадок разрешитель, и могущественный царь,

Тот, на чей удел, бывало, всякий с завистью глядел,

Он низвергнут в море бедствий, в бездну страшную упал!

Значит, смертным надо помнить о последнем нашем дне,

И назвать счастливым можно, очевидно, лишь того,

Кто достиг предела жизни, в ней несчастий не познав.» Софокл. Царь Эдип.

Пожалуй, не менее значительный вклад в популяризацию мифа об Эдипе невольно внес Зигмунд Фрейд. Эдипов комплекс – ключевое понятие теории психоанализа, заключается в бессознательном или сознательном сексуальном влечении к родителю противоположного пола.

Согласно классическому пониманию, на ранней стадии развития мальчик стремится вытеснить отца и занять его место. При этом он тщательно подавляет свое влечение, т.к. опасается наказания и мести. В свою очередь, отцы видят в сыне будущего опасного соперника. Лай пытается избавиться от Эдипа потому, что опасается за свое будущее. В этом он повторяет действия богов. Как известно, Сатурн пожирал своих детей, которые могли сбросить его с вершины божественного Олимпа.

Известный психоаналитик Алиса Миллер обратила внимание, что и сам З.Фрейд зачастую оказывался заложником своей теории. В 1912 г. он высказал громкое неодобрение методами своего ближайшего ученика Карла Юнга, что едва не привело к крушению карьеры талантливого ученого. Более того, познакомившись с автобиографической книгой К.Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления», З.Фрейд заподозрил автора в скрытом желании устранить учителя.

COPYRIGHT © Александр Сосновский

Эдипов комплекс в психологии фрейда и других вариациях

По Фрейду следует рассматривать Эдипова и Электры комплек как этапа психосексуального восприятия и развития, впервые проявляющийся в раннем детстве – между 2-3 годиками. Это так называемый период осознания приматом генитальности (фалличности), объединяющий оральное и анальное влечение предыдущих стадий в развитое либидо.

Как быть Леди:  Как избегать бытовых конфликтов? Метод, доступный каждому | Психология | ШколаЖизни.ру

Он может иметь первостепенное значение в формировании различных невротических отклонений и сексуальных нарушений. Однако, противники фрейдистской школы не признают первостепенной значимости Эдипова расстройства в психосексуальном развитии человека и вероятности психозов.

Так, согласно Адлеру, Эдипов комплекс следует воспринимать как проявление детской избалованности, результат погрешностей воспитания и материнского попустительства, ведь ребенок привыкший получать все, что хочет, например, много ласки и внимания, развивается и в сексуальном плане быстрее и считает, что и эротические желания также должны быть удовлетворены единственным на тот моментом доступным источником – матерью.

Эрих Фромм хотя и был в большинстве согласен с Фрейдом (источник данных — Википедия), однако предлагал рассматривать Эдипову стадию не только в сексуальном аспекте, но и в более широком спектре привязанностей. Таким образом, враждебность к отцу может быть вызвана авторитарностью патриархальности и собственническим отношением родителей, ограничением независимости и свобод ребенка.

Отто Ранк предполагал, что Эдипов комплекс может быть результатом стремления ребенка сохранить свою индивидуальность за счет настраивания родителей друг против друга. Тогда как они в свою очередь борются открыто или подсуподно за благосклонность ребенка, но выбор падает обычно на того родителя, кто меньше всего посягает на индивидуальность чада.

Кроме того, учение по Фрейду не считается с влиянием братьев и сестер при формировании Эдипова комплекса, занижает весомость влияния матери, запретов и искушений, а комплекс Электры в психологии женщины не достаточно обоснован.

Эдипов комплекс у взрослых женщин

В жизни каждого человека важными оказываются особенности взаимоотношений, эмоционального насыщения триады «мать-ребенок-отец». Важнейшим аспектом в психологии женщины становится не процесс полового развития маленького девочки, а переход из дуальных отношений «родитель-ребенок» в стадию сознательных отношений с другими людьми.

Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась «дефектной».

В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери. Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации себя с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.

Эдипов комплекс у взрослых мужчин

Эдипову стадию можно рассматривать как нормальное свойственное большинству людей переживание, тогда как патологические последствия возникают в результате неспособности справиться со спутанностью эмоций и чувств, эдиповыми противоречиями – чрезмерной любовью к одному из родителей и ненавистью – к другому, невозможностью от них отделиться.

Очень важно для психологии мужчины на эдиповой стадии вместе с подавлением (вытеснением из сознания) своих низменных желаний начать перенимать черты отца и увидеть сходство именно с этой фигурой. Такому процессу способствует приобретение конгломерата различных ценностей и моральных установок, тактики гендерного ролевого поведения и понимания как быть мужчиной.

В идентификации с отцом, важным оказывается удержание матери как объекта любви посредством замещения, ведь он обладает теми же атрибутами, которые нравятся матери в отце. Другим важным аспектом успешного разрешения эдиповой стадии является способность принимать родительские запреты и основы морали, формировать суперЭго — совесть ребенка.  В целом симптомакомплекс в зрелом возрасте сводится к:

  • наличию проблем зрелой сексуальности;
  • формированию особенного супер-Эго, определяющего и контролирующего человеческое поведение, месторасположение чувства вины, совести и морали.

У взрослых мужчин Эдипов комплекс может проявляться:

  • дисгармонией в отношениях с людьми;
  • наличием экзистенциальных трудностей;
  • одиночеством;
  • повышенной тревожностью;
  • чувством неполноценности.

Эдипов комплекс у женщин (комплекс электры)

Согласно теории Карла Густава Юнга, так как фрейдизм не способен адекватно объяснить аналогичный этап у девочек, когда они испытывают гомосексуальное влечение к матери — был введен термин «комплекс Электры», названный в честь дочери Агамемнона, которая согласно древнегреческой мифологии испытывала сексуальные желания к собственному отцу и враждебно относилась к матери.

Эдипов комплекс у мальчиков

Развитие Эдипова комплекса у мальчиков начинается со всепоглощающего желания единолично обладать матерью как главным источником удовлетворения всех потребностей на фоне развивающейся эротической природы привязанности, при этом ребенок:

  • враждебно относится к отцу и его нежным проявлениям в сторону матери;
  • радуется и ведет себя хорошо, когда отец уезжает или просто отсутствует;
  • проявляет много нежности и обещает матери жениться на ней когда вырастет;
  • может иметь амбивалентные установки и одновременно проявлять большую нежность и к отцу;
  • отличается более капризным поведением и лабильностью психики;
  • игры и сновидения с эротическим подтекстом;
  • ребенок просится в туалет и спать с родителем, проявляет неприкрытое сексуальное любопытство и первые попытки соблазнения;
  • в более взрослом возрасте возможны навязчивые мастурбации и развитие кастрационной тревоги.

Проявление у мальчиков Эдипова комплекса связано с развитием завистливой привязанности к родителю может происходить двумя путями:

  • в связи с желанием поставить себя на место отца – ребенок начинается относится к матери как муж и тогда папа становится лишним — стоящим на их пути счастья препятствием;
  • когда у чада возникает стремление заменить мать и воссоединиться с любимым отцом — становится лишней мать, но сложности в «обыгрывании взрослых ролей» связаны с отсутствием знаний и четких представлений об удовлетворяющих любовных отношениях.

Эдипов конфликт с точки зрения психоаналитической теории

В чём современное понимание Эдипова конфликта? Бессознательное влечение к матери и желание устранить отца — чересчур примитивное, упрощенное толкование, за которым кроется тайное желание разделаться, высмеять ту теорию, которая так неудобоварима для наших желудков.

Рожденный ребёнок состоит в плотном симбиотическом контакте с матерью. Родившись, он окончательно «не вылупился» из неё. Человеческий детёныш очень долго сохраняет зависимость от матери. Физически и психически он представляет единое целое с ней. Примерно год спустя он начинает отбегать от матери на небольшое расстояние, но всё ещё не может самостоятельно добывать пищу.

Всё это время мать — центр его мироздания. Вернее, он сам в слитом состоянии с матерью и есть центр своего мироздания. Постепенно ребёнок осознает свою отдельность от матери, он понимает разницу себя и её. Наконец, в поле зрения ребёнка появляется фигура отца, третьего, и возникают отношения триангуляции — мучительного треугольника, в котором заперт ребёнок.

Отец становится фигурой, благодаря которой ребёнок начинает отделяться от матери и исследовать окружающее пространство. Во-первых, мать иногда принадлежит отцу, а не ребёнку — это начинает осознавать ребенок. Во-вторых, отец расширяет диадное пространство «мать-дитя», образуя ещё один узел. У ребёнка есть связь с матерью, связь с отцом, и у родителей есть связь друг с другом.

Осознав, что у него есть пол, ребёнок идентифицирует себя либо матерью, либо с отцом: «Я — либо мальчик, либо девочка». И примерно в этот момент у него начинается дикая ревность к родителю своего пола и борьба с ним за любовь родителя противоположного пола.

Это и есть арена будущего Эдипова комплекса. В процессе длительного взросления ребёнок должен преодолеть желание жениться на маме или выйти замуж за папу и сформировать стойкое намерение «быть как мама или как папа», чтобы впоследствии завести себе свою пару.

Говорят о положительном разрешении Эдипова конфликта, когда ребёнок окончательно разрешает себе любить человека противоположного пола, и о негативном разрешении, когда уже выросший ребенок не разрешает себе любить или осуществляет выбор в пользу партнёра своего пола.

Это означает, что на арене Эдипова конфликта когда-то что-то пошло не так. Возненавидев родителя своего пола, ребёнок может возненавидеть своё собственное тело со всеми его проявлениями или просто себя. Это дорога в патологию или психосоматику. Ненависть к родителю своего пола, несомненно, должна рано или поздно стать метафорой, символом и пролиться на свет в виде творчества, поступков, в которых отдаленно есть конкуренция с родительской фигурой.

Если метафора не образуется, то ненависть (а в вывернутом наизнанку виде ненависть может стать зависимостью) остается буквальной, а не символической, — это повод обратиться к личному анализу, к развитию у себя способности символизировать свои аффекты.

Биологи говорят, что окончательное взросление человеческого детёныша завершается к 4 годам — когда он уже действительно самостоятелен, может передвигаться и доставать себе еду, а исследователи нашего мозга утверждают, что окончательное созревание головной коры человеческого мозга завершается к 23 и даже к 26 годам, то есть всё это время человеческая особь развивается. Физическое отделение происходит к 4 годам, а психические процессы формирования и развития длятся почти 30 лет.

Эдипов конфликт имеет тысячи нюансов и оттенков в сценариях каждой жизни отдельного человека, и в одном случае может проявиться как патологическая ревность, в другом как желание конкурировать с людьми своего пола, в третьем как избегание любых парных отношений, в четвёртом как желание властвовать над партнёрами противоположного пола. Случаи самого крайнего разрешения конфликта, или, как говорят, перверсии, имеют также сотни вариантов.

Разрешением же конфликта является зрелая способность любить другого человека противоположного пола, уметь строить длительные отношения, рожать и воспитывать детей, проживать свою жизнь и стареть в удовлетворении своей жизнью и собой. Недаром Эдипов комплекс называют главным комплексом или этапом развития взрослого человека.

Совестью называют ту надстройку, которая образуется в психическом мире ребёнка в результате его прохождения через Эдипов Конфликт. Отец, принесший в мир ребёнка нормы, правила и законы, должен стать внутренней категорией. Это тот алтарь, на который ежедневно будут приноситься жертвы психических конфликтов человека.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий