Что такое интроекция
Интроекция в психологии это механизм поведенческого сценария.
Интроекция гештальт связана с взаимоотношениями между людьми. Одним из необходимых элементов роста личности есть умение разделять границы – Я и Другие. Принимая что–либо из внешней среды, эффективным для развития будет лишь то, что будет ассимилировано, т.е. переработано личностью. В противном случае принятое без различения это будет частью внешней среды, подобно паразиту в организме.
Работу интроекции можно отследить в речи, по использованию слов должно, надо, нельзя. Фредерик Перлз, основатель направления гештальт, называл долженствование – мастурбацией (от англ. Must – должен). Проводя аналогию ассимиляции с пищеварением, он говорил, что для эффективного усвоения мы не глотаем пищу куском, когда, проталкивая ее внутрь, мы испытываем дискомфорт, может возникнуть желание избавиться от нее.
Этические, поведенческие нормы, эстетически ценности, политические взгляды первично приходят к человеку извне. По мере взросления, соприкасаясь с социумом, личность получает информацию и наблюдает ситуации, которые ложатся в основу внутреннего мира. Критически анализируя внешние события можно определить ситуации, когда тот или иной образ может быть ограничен в конкретной ситуации, но целиком принимая что-то безотносительно контекста, под влиянием конкретного или абстрактного авторитета человек подчас помещает в себя – интроецирует – целостные не ассимилированные объекты – интроекты.
На ранних этапах взросления человек практически не может избежать подобного механизма. Полное отрицание внешних объектов так же не является выходом, поскольку как физиологически, так и психологически человек получает различные внутренние элементы для собственного построения извне.
Будучи принят бессознательно, целиком объект удерживает личность от развития, поскольку часть ресурса отбирается на удержание и оправдание объекта и чем больше таких объектов, тем больше человек занят отстаиванием установок, позиций и взглядов, которые являются чужими.
С другой стороны, интроекция способствует дезинтеграции личности, поскольку интроецируя несовместимые объекты человек разрывается изнутри противоположными направлениями в попытке соединить их, осуществляя невротический конфликт. По мере развития невротический конфликт доходит до крайней точки, когда объекты равноценно значимы и дальнейший рост личности останавливается, ресурсы идут на удерживание условного равновесия.
В итоге, интроекция – механизм по которому человек принимает в себя умственные и поведенческие паттерны, которые не являются его собственными. Посредством него человек отодвигает границу, отделяющую собственную личность и внешний мир настолько глубоко внутрь, что от личности практически ничего не остается.
Виды интроекции в психологии
Наиболее точное деление на виды предложил Перлз. Он считал, что в своем развитии интроекция проходит несколько этапов:
- Полная. Человек на 100% становится жертвой. Объекты, пришедшие извне, оказывают на него настолько сильное давление, что он теряет себя как личность.
- Частичная. Подсознание неспособно правильно проанализировать и усвоить поступающую извне информацию. Поэтому личность развивается неправильно.
- Ассимиляция. Перлз говорил, что это идеальный вид интроекции. Человек и усваивает, и осознает сущность поступающих в него объектов.
Остальные ученые связывали интроекцию с рядом других процессов, например, интериоризацией. Это формирование психики путем усвоения полученной извне информации.
Жертвы
Интроекция в психологии затрагивает двух людей. Один из них проецирующий, а второй — тот, на кого этот механизм направлен. Их обоих можно назвать жертвами.
Если индивид прекращает контактировать с проецирующей личностью, он ощущает утрату целостности, неудовлетворенность. На почве недопонимания в его жизни часто возникают конфликтные ситуации. Самый страшный конфликт в этом случае — с самим собой.
Жертвы интроекции – кто они?
Интроекция присуща человеку на любом этапе возрастного развития, оказывая слияние на жизнь посредством различных бессознательных образов, появляющихся в психике личности. Структурой бессознательного, в которую помещены интроекты принято считать Супер–эго, а его речевыми конструктами и понятиями являются должноне должно, принятоне принято.
В процессе психологического формирования ребенка проходит несколько ключевых этапов, когда происходит формирование Супер–эго. Основа и первичные интроекты закладываются в первые два года жизни, в годы формирования привычек, соответствующие 3–4 летнему возрасту, появляются понятия плохого и хорошего, разделение себя от фигуры родителя с которым происходит идентификация.
Соответственно, чем раньше был сформирован интроект, тем сложнее человеку будет его отделить и ассимилировать. Соответственно, в зависимости от того, на каком этапе психологической осознанности находится личность, она будет более или менее склонна к использованию механизма интроекции. Чем Супер–эго сильнее Эго и подавляет его, тем больше интроектов будет наполнять психическую сущность личности.
Интроекция пример того, как человек может усложнить свое взаимодействие с другими.
Жертвы интроекции – кто они? Жертвами интроекции одновременно являются: проецирующий индивид интроекцию на другого и тот человек, на кого проецируют, поскольку от него требуют характеристик, которыми он не владеет. Интроекция гештальт способна создать прочную иллюзию о личности другого человека.
Интроекция – форма эмоционального взаимодействия индивидуума с внешним объектом вызывающий интерес. Идентифицируясь с ним, человек хочет быть подобным. Вследствие интроекции личность, в своей бессознательной фантазии, становится внешним объектом, его неотделимой частью.
Он может лишиться внешнего объекта, но интроекция будет оказывать неосознанное влияние. В результате интроекции нечто, изначально находящее вовне, воспринимается как берущее начало изнутри. Этим объясняется ситуация, когда достижения партнера, ребенка или другого близкого воспринимаются как свои и человек останавливает личное развитие, не дифференцируя его с развитием другого.
В случае физической потери другого человека или прекращения контакта, индивид ощущает внутренние разрушение, «оторвали часть». Так же может происходить ситуация, когда ощущая внутреннюю неудовлетворенность, как итог отсутствия личной реализации, человек может садировать внешний объект, источник интроецируемых достижений, что приводит к конфликтам и непониманию.
Будучи ригидными образованиями, интроекты мало поддаются изменению, даже в случае, если вследствие их воздействия человек реализует поведение, которое приводит к дискомфортным или даже наносящим ему вред итогам. Он может подчинить жизнь реализации внутреннего «должно» или, находясь с ним в постоянном конфликте, ощущая свою неправильность постоянно подпитывать внутренний конфликт, и в случае крайнего несовпадения реальных требований жизни с интроектом может привести суицидальным мыслям.
Но и в «легкой форме» процесс интроекции как преимущественный защитный механизм приводит к неприятным проявлениям. Такой человек не может отделить свои границы от чужих. В социальном плане он хочет сразу войти в слияние с другими без предварительного контакта, он стремится «открыть душу», стать близким.
Причем, по сути, его контакты поверхностны, так вместо интереса к личности другого, который предполагает разделение, он создает внутренний желаемый образ и другому предъявляет требования соответственно интроекту, что, несомненно, приводит к агрессии другого, ощущению непонимания и разочарования.
Подобное может относиться и к половой неразборчивости, когда постепенное взаимодействие и узнавание пропускается в угоду быстрого «поглощения» и удовлетворения в итоге слияния с воображаемым образом, поскольку реальный человек остается, по сути своей, неузнанным и чтобы избежать разочарования идет смена партнера.
Вторичной выгодой интроекции можно назвать возможность перекладывания ответственности на внешние источники, ссылаясь на воспитание, традиции, нормы морали, общечеловеческие ценности, культурные стандарты. Поскольку механизм защиты неосознаваем личность не может противостоять ему и в противоречие этому говорит о невозможности изменения.
Чтобы ослабить влияние данного механизма на жизнь и справиться с существующими, конфликтными интроектами, человеку требуется вместе с терапевтом выделить, дифференцировать и трансформировать внутренний материал, чтобы выполнить этап ассимиляции.
Как предотвратить интроекцию
Это сделать самостоятельно крайне сложно. Понадобится помощь психолога или психотерапевта. Главная задача — выделить, а после трансформировать накопившийся внутри человека материал. Его же самого нужно перевести в стадию усвоения этой информации. Иначе конфликт неизбежен.
Заключение
В прошлом многие психологи считали интроекцию безобидным явлением. Но на самом деле она влечет за собой массу проблем, начиная от депрессии и заканчивая деградацией личности. Избежать их можно, если внимательно анализировать информацию, поступающую в ваш мозг. Тщательно выбирайте, что вам нужно, а что нет. Развивайтесь как личность. Только так можно обрести внутреннюю гармонию.