- безусловная любовь
- вера
- как определить в человеке
- критерии духовного богатства
- причины потери духовности
- цели в духовной сфере
- В западной психологии
- Духовное состояние
- Жизнь по благодати
- Жизнь по закону
- Жизнь по природе
- Жизнь по славе
- Как развивать духовную силу?
- Понятие духовности в психологии
- Понятие духовности в философии
- Примечания
- Психологический смысл понятия «духовное развитие»
- Системно-структурный анализ духовности как феномена психологии
- Ссылки
- Употребление
- Формы проявления духовности
- Человек духовный… какой он?
безусловная любовь
вера
Веру не следует путать с понятием религиозности. В данном случае подразумевается не набор определенных ритуалов или методик, а истина внутри сердца каждого человека. Важно осознать, что есть что-то большее, чем окружающая действительность. Это всемудрая, вселюбящая, вмещающая всех и каждого, утешающая, обогревающая, наставляющая на добро сила. При этом совсем не важно, к какой церкви относится человек и какого мировоззрения придерживается.
Главным становится понимание, что к этой силе можно прибегнуть за помощью. Ей подвластно вывести человека из тупика и показать верную дорогу. Важно довериться этой силе полностью. А само доверие появится на основе личного опыта взаимосвязи с такой силой, которая будет проверена временем.
как определить в человеке
Стоит ли думать, что духовность приходит к человеку вместе со зрелостью, когда он становится взрослым, постепенно накапливая богатый жизненный опыт? Одно ясно: это не приходит от рождения. Для становления духовности требуется определенное время. Необходимыми морально-этическими качествами человек обзаводится, пройдя школу жизни и получив багаж знаний.
Легендарный курс по медитации без оплатыРекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
Духовность проявляется, когда человек:
- стремится разобраться в вечных вопросах бытия: чем отличается добро от зла, что такое истина, как почувствовать любовь, что такое истинная красота;
- избегает дурного общества, не допускает самоутверждения за чужой счет;
- помогает тем, кто нуждается;
- открыт обществу и социально активен;
- не зацикливается только на финансовом благополучии;
- спокоен и уравновешен.
В то же время важно понимать, что не существует сверхчеловека, который сочетает в себе все перечисленные достоинства. Следует задать себе вопрос: как из обычного человека стать высоконравственным героем? Что послужит волшебным эликсиром? Психоаналитики считают, что такая перезагрузка начинается в человеке после пережитых им трудностей и горестей. Если не надломился, выстоял, то все проблемы начинают казаться излишней суетой.
Высокоразвитая личность находится в постоянном духовном поиске и самосовершенствовании. Он исследует себя с разных сторон, как сильных, так и слабых. Стремится познать себя с точки зрения чего-то большего. Овладение медитативными техниками помогает разобраться и найти свое предназначение в этом мире.
критерии духовного богатства
- человечностью;
- образованностью;
- историей своего рода;
- любовью к Родине;
- верой;
- осознанностью;
- безусловным принятием;
- внутренним спокойствием.
Образование и образованность
Образованному человеку уже присущи духовные качества, такие как: любовь к труду, ответственность за совершенные деяния, расширенные кругозор — все это помогает не быть рабом системы и не стать рабовладельцем. Человек стремится постоянно совершенствоваться, становиться лучше в личностном плане и обретать новые знания, которые укрепляют его жизнь и делают ее лучше.
причины потери духовности
В то время, когда массово появились новые носители информации, стало намного легче оказывать воздействие на людей. Через телевизор, радио, журнальные издания и интернет постоянно формируется массовое сознание. Люди начинают жить по определенному сценарию.
Целью современных средств массовой информации стало то, чтобы заставить население совершать все больше и больше покупок. При этом мнимые ценности выдаются за реальные — это становится причиной роста бездуховности общества. Отсюда вывод — бездуховность появляется, когда человек зацикливается на материальном аспекте и теряет нравственные ориентиры.
цели в духовной сфере
- Стремление изучить и понять изначальную природу своей души.
- Обретение навыка жить в текущем моменте.
- Улучшение своих внутренних качеств, таких как терпение, благородство и т. д.
- Желание искоренить внутри себя корысть, эгоизм, гордость, вожделение, стремление к славе.
- Обретение независимости от других людей и внешних факторов.
- Стремление к внутренней гармонии и умиротворению.
- Сохранение жизнерадостности и спокойствия.
- Совестливый подход к жизни.
- Желание перейти на новый уровень развития.
Все эти пункты являются на порядок выше перечисленных ранее, поскольку напрямую связаны с нашей душою. Следует уделить им внимание и развивать в течение всей жизни. В этом может помочь изучение Джамы и Ниямы.
В западной психологии
- трансперсональная — не отрицает религиозное влияние на сознание индивида;
- гуманистическая — акцент делается на личности, как единственной целостной системе;
- экзистенциальная — относится к гуманистической психологии, затрагивает несколько аспектов жизни индивида: его внутренний мир, личные переживания и др.
Согласно системе Маслоу, если человек обладает духовностью, то он находится на высокой ступени эволюции. У таких людей отсутствуют примитивные желания, грязные помыслы и проступки. Они наполнены добротой и снисходительны даже к тем, кто этого не достоин по мнению общества.
В начале XX века у психологов и психотерапевтов господствовало мнение, что низкий уровень нравственности — не что иное, как болезнь, от которой надо избавиться. Но парадокс в том, что многими неразвитыми культурами практиковалось исцеление души, с помощью шаманских обрядов, жертвоприношений и прочего.
Духовное состояние
Духовное состояние (ДС) – одно из множества достаточно стабильных состояний отдельного человека, группы людей или целого общества, характеризуемое количеством и качеством духовности, Духа в нем (например, высокодуховная жизнь), и свидетельствующее об их духовной жизни. Может выражаться и оцениваться субъективно или через объективные признаки. Например, сериал по произведению М.Булгакова «Мастер и Маргарита» считается индикатором ДС общества.
ДС характеризуется искренностью, «духовным чувством», преодолевает сиюминутные интересы, и приобщает человека к вечным ценностям. Дух – вечное, бессмертное.
ДС выходит за пределы личной жизни, за пределы категории времени, что отличает его от душевного состояния, связанного с отдельной жизнью и настоящим моментом времени.
ДС являются основой духовного родства, и принадлежать духовной традиции.
ДС может оцениваться с позиции здоровья, например, «духовное-нравственное здоровье молодежи», «духовное здоровье народов России».
ДС может характеризовать и духовную культуру, например, целого поколения, сигнализировать о его духовном росте или деградации.
ДС формируется под влияние духовной культуры окружающей человека среды, может наступать быстро, например, «духовное пробуждение».
ДС может быть как результатом специального воспитания и/или образования, например, в Духовной академии, так и следствием волевых усилий человека, результатом его духовного поиска.
Духовные искания в своей основе – это переживание череды духовных состояний, которые могут по своей сущности относиться к разным духовным культурам или традициям, к разным уровням духовности. Духовное руководство, например, с помощью духовника, исключает духовные искания.
Есть мнение считать религию главной основой духовной жизни. Отсюда и словосочетание «духовный сан».
Ряд религиозно-философских течений, например, софианство, считают иначе, признавая самоценность человека, почитание человека, который является «не смиренным рабом Божиим, а сам есть маленький бог, не имеющий нужды быть слепо покорным Господу Богу».
Одно из ДС – духовная искренность, отличающаяся любовью.
Есть ДС (или их отсутствие), характеризующие духовный кризис.
Если говорить о духовном Эго, то его структура и состояния автоматически становятся ДС.
Словосочетание «Трансперсональное измерение психодуховного кризиса» предполагает структуры, выходящие за пределы личности, и определяющие ДС.
—Кравченко Сергей 17:49, 10 июля 2008 (UTC)
Жизнь по благодати
«Благодать изгоняет страх. Благодать исцеляет грех. Мы говорим: «Заступи, спаси и помилуй нас, Боже, Твоею благодатью». Если приходит благодать, человеку легко начинает делаться все то, что раньше он не мог делать.
Например, человек бросал курить лет двадцать. Борется с собой и не может бросить курить. Но пришла благодать, и откуда что взялось. И не надо. И не хочу. И не буду. И так со всем остальным.
Благодать – она такая. Она всё побеждает. Благодать – это сила, независимо подающаяся человеку в меру возможности его приятия. Насколько человек может принять, настолько и получает. Благодать помогает побеждать то, что ты не можешь одолеть сам.
Но вот вопрос, можно ли потерять благодать или нельзя? Здесь ответы отличаются. Некоторые считают, что, если ты уже однажды уверовал, ты спасен. Но есть другие, которые говорят, что спасение можно потерять.
Благодать можно потерять. Веру можно потерять.
Когда приходит благодать, появляется некая опасность духовного хамства. У тебя так хорошо все получается. Ты такой смелый. Благодать дарит человеку радость и смелость. То, чего нет в обычной жизни. Это её признаки.
Конечно, человек и с грехом разбирается легче. У него нет соблазнов. А трусость и тоскливость – это признак безблагодатности. Явный признак.
Здесь можно возгордиться и потерять благодать.
Чтобы сохранить благодать, нужно иметь смиренные мысли, смиренные помыслы. Благодать Божия собирается в смиренных душах.
Нужно не думать о себе высоко. Не осуждать людей. Не злорадствовать. Смотреть на других с уважением, снизу вверх, как на тех, которые лучше тебя. И только это будет хранить в тебе благодать».
Жизнь по закону
«По закону – это когда ты знаешь заповеди. Не делай! Не вкушай! Не ходи! Не смотри! Не трогай! Не говори! Молчи! Прости! Мы можем обложить себя всякими заповедями.
Это есть и в христианском мире. «Это правило нужно вычитать!» Знаете? Это… нужно сделать. Это… Это… У нас этого очень много.
«Так не одевайся!» «Это прочитай!» «Туда пойди! – Туда не пойди!» «Это ешь! – Это не ешь!»
Жизнь по закону производит очень странное действие. Она обнажает грех, но ты понимаешь, что закон исполнить не можешь. Ты изнемогаешь под его гнетом и на каком- то этапе бросаешь это дело.
Жизнь по закону обнажает твою слабость, твою нечестивость, твою поврежденность. И – радости не приносит. Делает человека очень мрачным, злобным. Он на всех шипит. Сам собою не доволен и всем миром не доволен. Всем миром недоволен, потому что сам собою не доволен. Там плохо. Здесь плохо. Все плохо.
«Везде все плохо, потому что – мне плохо». Потому что я недоволен своей жизнью. Я молюсь, и молюсь, и молюсь, а толку никакого нет. Сердце, как и было грязное, так и грязное осталось. Язык как был лживый, так лживый и остался. Мысли как были сумасшедшие, так сумасшедшие и остались. И что толку с того?
Вот это законная жизнь. Законная жизнь не дает человеку радости. Она дает ему злобу. Она просвечивает грех.
Закон – это рентген. Он показывает, что у тебя внутри. Он тебя не лечит. Покойный отец Даниил Сысоев (Царство ему Небесное) говорил, что рентгеновским аппаратом никто не лечится. Но им просвечиваются болезни.
Тебя «прорентгенировали» – есть туберкулез или нет туберкулеза, поломаны кости или нет. Лечить тебя им не будут. Он просто покажет, что в тебе.
А сколько в этом радости? Да никакой радости. Жил себе весело и жил. Вдруг закон показал, что я свинья, а лекарство от свинства мне не дал. И я хожу теперь как свинья. Свинья – свиньей. И что дальше делать?
Ходи – не ходи, смотри – не смотри. Ешь – не ешь. Это важно только лишь относительно того, к Христу ты идешь или не к Христу. Закон сам по себе ничего не значит, если он к Христу не приводит. Можно так закон сохранять, что и про Христа забыть. Если ты к Христу не идешь, это не имеет смысла.
Поэтому иногда некоторые юродивые в Великую Пятницу ели колбасу. Чрево для пищи, а пища для чрева. И то, и другое Бог упразднил. Важно то, что ты имеешь внутри себя в голове и в сердце».
Жизнь по природе
«По природе – это как скот бессловесный. Когда ограничиваются все желания человеческие только телесной сферой. Сладко, мягко, вкусно, удобно. Приятно – не приятно. Страшно – не страшно. Съел, выпил, поспал, обнял, поцеловал. «Кино, вино и домино».
Это скотская жизнь. Жизнь плоти. Самолюбия. Примитивных разных занятий, и ничего больше. Человек живет в рамках своей падшей природы.
Прошу не забывать, что наша природа – падшая. Человек изуродован. До грехопадения Адам был настоящий человек. И новый Адам – Христос – настоящий человек.
А мы – испорченные люди. И такими, какие мы есть, мы в рай войти не можем. Мы должны измениться».
Жизнь по славе
«В славе человек и не согрешает, и не боится, и не теряет. Это вот уже то некоторое состояние, которое будет потом. Но иногда оно бывает и здесь. Например, у Серафима Саровского. Или у Иоанна Кронштадтского. Или у Матроны Блаженной. И у других святых.
Вот четыре состояния жизни человека. Прошу их запомнить. Природа – по сути, словесное свинство. Закон – необходимый. Благодать – помогающая побеждать грех, но требующая смирения. И слава – когда все уже хорошо. Но большинство из нас это ожидает там, а не здесь».
Источник цитат — интернет-канал протоиерея Андрея Ткачева
Как развивать духовную силу?
Подобно любому другому навыку человека, духовную силу можно увеличивать. Но приемы для ее развития будут заметно отличаться от совершенствования тела, либо интеллекта. Главная особенность духовности, как уже отмечалось ранее, заключается в том, что она не истощается, а только накапливается в процессе практики. Итак, основные методы повышения внутренней силы:
- Чтение духовной литературы;
- Медитация;
- Молитвы;
- Духовные практики;
- Жизнь в любви.
Применение этих простых, но в то же время важнейших приемов, позволяет человеку подняться на более высокий уровень духовного развития, тем самым отдаляясь от зла и негатива.
Духовность можно рассматривать, как цель и, одновременно, способ ее достижения. К ней необходимо стремиться, и ей же стоит посвящать свое время. Человек, который выбрал духовный путь, вовсе не обязан изолироваться от социума. Наоборот, духовная сила позволяет стать достойным гражданином, способным принести настоящую пользу обществу.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Понятие духовности в психологии
Духовность — это интегральное образование человеческой психики, сложное гармоничное сочетание определенных психически процессуальных и личностных качеств человека, как и любое психическое явление имеет определенные формы проявления, которые можно изучать.
Духовность — это совокупность системно интегрированных особенностей когнитивно-интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и волевой сфер, которая обеспечивает человеку способность к психически личностного совершенствования и самосовершенствования. Иначе говоря, духовность, с одной стороны, является системно-интегрированной составляющей психики, с другой — синергетическим фактором взаимодействия различных психических сфер человека.
В конце ХХ — нач. XXI в. наблюдалось усиление внимания к феномену духовности со стороны отечественных психологов.
Так, плодотворную попытку объяснить психологические механизмы духовного развития личности совершил украинский психолог А. П. Колесник, проанализировав ведущие этапы этого процесса [.
Наш соотечественник, психолог М. Л.-А. Чепа, рассматривая структурные уровни человеческого развития как подсистемы большой системы — психики человека как целостного образования обнаружил общие и особые функции структурных уровней, их иерархическую и координационную организацию.
Понятие духовности в философии
Понятие духовности в философии, как правило, было связано прежде всего с теми формами общественного сознания, которые, в свою очередь, отождествлялись с формами организации знания. Велся настойчивый поиск, который сводился к разработке научно-универсальной, «общественной» сущности духовности.
В противовес этой тенденции наблюдается другая: духовность преимущественно ассоциируется с религиозностью, с моральными ценностями, постулированный той или иной конфессией. В современных западных трудах об обществе и культуре понятие «духовность» почти не употребляется, оно как правило используется в мировой литературе религиозно-философского содержания, где духовность рассматривается как фактор самоопределения верующего человека.
К определению понятия духовности у ученых нет единого мнения. Каждый ученый понимает понятие «духовность» по-разному. Понятие «духовность» всегда мало в философии важное значение, и играет значительную роль в ключевых проблемах: человек, его место и предназначение в мире, смысл его бытия, культура, общественная жизнь.
И поэтому такие философы: Платон, Аристотель, Памфил Юркевич, Григорий Сковорода считали, что понятие «духовность» является производным от слова «дух» (лат. Spirit и греч. «Pneuma»), что означает подвижное воздуха, повивання дыхания, носителя жизни .
Уже в первобытную эпоху складываются первые представления о духовности. Но это понятие еще не розмежовувалось от телесной сути. Впервые Платон отделил телесное и духовное, определил, что духовность это специфическая человеческая свойство, а телесное это ниже, то, что заложено природой человеку. Аристотель тоже отделил эти понятия, но рассматривал телесное и духовное как ровно необходимы.
Новый подход производится в христианской традиции. Здесь духовность наделяется новым лицом, и считается, что духовность присуща человеку разумному, что выделяет ее из животного мира, и уподобляет Богу.
Проблема духовности стала ведущей и в русской религиозной философии конца XIX начала XX в. Ее разработка связана с именами Федора Достоевского, Владимира Соловьева, Ивана Ильина, Павла Флоренского, Николая Федорова. Ими духовность понималась вдвойне.
- С одной стороны: Духовность это одухотворение тваринности, сущностная характеристика человека, выделяет ее из мира животных.
- Другое понимание: Духовность это идеал, к которому стремился человек в собственном развитии, ориентация на высшие, абсолютные ценности.
По мнению ученых понятие «духовность» это категория этики, которая определяет нравственное измерение человеческой жизнедеятельности, это живой источник добродетелей человека, его нравственная способность и высшая ценность.
Значительный вклад в разработку проблемы духовности сделан в философии, присущий таким философам, как Мартин Бубер, Шелер, Пьер Тейяр де Шарден, Хосе Ортега-и-Гассет, Альберт Швейцер, Эрих Фромм, Виктор Франки. Ведущей идеей этих ученых являются: «человек разумный» на рубеже эпох оказалась неспособной преодолеть всевозможные кризисы в жизни, в частности глобальные, поэтому ей на смену должна прийти «человек духовный».
Обдумывания проблемы духовности становится силой и в современной украинской философии. В 1990-е годы после того как в Украине марксистские методологические правила перестали быть «официальными» и обязательными, исследования духовности происходит по следующим основным направлениям:
- религиоведческим, предметом которого является духовность, истолкована богословски, как совершенство веры в сверхъестественные силы;
- культурологическим, в контексте которого духовность выступает как способ самостроя лица в рамках культурного мира через самоопределение и самоспрямування лица, предполагает не только знание, но и чувства, осмысление действительности, способность к сопереживанию;
- философско-социологическим, в котором духовность рассматривается как многомерный социально-исторический феномен, специфичность проявлений которого обусловлено своеобразием всемирной истории как полицентрической образования.
Примечания
Слова обозначающие названия процессов, признаков, свойств, которые не принадлежат к каким-либо конкретным предметам и мыслятся вне связи с ними, это существительные для обозначения качеств, свойств, действий, которые человек не воспринимает непосредственно органами чувств следует заметить, что часто иноязычные понятия которые имели в своем названии корень «дух» были переведены на украинский как «духовность», согласно духовность здесь лишь слово-ярлычок на разных понятиях Маценко : феномен психологии и объект воспитания. К.
, Образование Украины. 20с. Колесник духовности и психические механизмы саморазвития личности / Ментальность. духовность. Саморазвитие личности. Тезисы доп. и материалы Междунар. н-практ. конф. — Луцк, 1994, И час., III разд. — С. 349-392. -. Духовность.
Саморазвитие личности. / / Тезисы доп. И материалы международной. н.-практ. Конференции. — Луцк, 1994. И час., III раздс. Маценко : феномен психологии и объект воспитания. К., Образование Украины. 20с. Маценко : феномен психологии и объект воспитания. К.
, Образование Украины. 20с. Аверьянов познание мира. Методологические проблемы. — М.: Политиздат, 19с. Маценко : феномен психологии и объект воспитания. К., Образование Украины. 20с. Маценко : феномен психологии и объект воспитания. К., Образование Украины. 20с. Маценко : феномен психологии и объект воспитания. К., Образование Украины. 20с.
Психологический смысл понятия «духовное развитие»
Развитие духовности, в нашем понимании, — процесс позитивных количественных и качественных изменений:
- в умственной сфере человека (ребенка) — от познания предметов и явлений на чувственном уровне — к осознанию их сущности и взаимосвязи.
- в чувственно-эмоциональной сфере — от простых эмоций — к способности сочувствовать и переживать духовные состояния и чувства;
- в моральной сфере — от эгоцентризма к гуманизму, альтруизма;
- в деятельно-волевой сфере — от непроизвольных действий — к целенаправленной саморегуляции, духовных поступков;
- в эстетическом мировосприятии — от созерцания эстетических объектов — к эстетической потребности и эстетической деятельности.
Исходя из главных постулатов гуманистической психологии, где личность исследуют как уникальную целостную систему, имеющую чисто человеческую возможность для самоактуализации, мы рассматриваем духовное развитие как динамику иерархии метамотивив и потребностей, с позиции которых личность оценивает себя, других, окружающей среды и действует.
Существенным для осуществления духовного развития мы считаем формирование и реализацию таких высших потребностей человека: в познании мира, себя, смысла жизни; в признании и уважении собственной личности со стороны других лиц; в восприятии и создании красоты (то есть эстетическую) в добродетели и утверждении справедливости (т.е. гуманистическую) в психическом и личностном совершенствованию.
Итак, психологическое содержание понятия «духовное развитие» можно определить как процесс реализации когнитивно-интеллектуального, чувственно-эмоционального, волевого, креативного потенциалов субъекта, осуществления прогрессивных качественных и количественных изменений в его ценностных ориентациях и поступках, результатом которого является достижение психической целостности и гармонии.
Системно-структурный анализ духовности как феномена психологии
В процессе теоретической разработки проблемы можно сделать вывод, что духовность как психологический феномен является творческой способностью человека к психической самореализации и самосовершенствования и имеет сложную структуру. Для осуществления анализа составляющих духовности использовался системный подход, который предполагает рассмотрение объекта исследования (в нашем случае — духовности) как системы, то есть определенной обособленной множества элементов, находящихся во взаимодействии (Аверьянов А., Афанасьев В., Садовский В. ).
С позиций системного подхода по сложившейся классификации систем духовность можно отнести к разряду динамичных открытых систем. Динамичность духовности проявляется в способности ее структурных компонентов к определенным изменениям, а значит к метаморфозам самой духовности, уровней ее развития.
Понятие «система» тесно связано с понятием «структура», что означает построение системы, то есть определенное количество элементов и характер их взаимосвязи. Структурные элементы системы представляют собой тоже сложные системы. Для полного исследования сущности и особенностей развития духовности как системы можно исследовать ее структурные компоненты как подсистемы.
Потребностно-ценностный компонент. Включая духовные потребности и духовные ценностные ориентации. Под духовными потребностями понимается стремление индивида к усвоению общечеловеческих и индивидуальных ценностей и их создание в процессе духовных видов деятельности.
В индивидуальные ценности входят интересы, взгляды, идеалы, потребности личности, которые являются результатом осознания окружающего мира и своего собственного места в нем. «Общечеловеческие ценности» включают: человечность, добро, красоту, справедливость, знания.
Наличие ценностей является проявлением неравнодушия человека в отношении к окружающему, которая возникает из значимости различных сторон, аспектов окружающего мира для его жизни. Личность начинает согласовывать и строить свои отношения с другими, направлять усилия на самосовершенствование в соответствии со своими ценностных ориентаций, собственных убеждений и взглядов, является проявлением ее духовных потребностей в самореализации и саморазвития.
Духовные ценностные ориентации рассматриваются как относительно устойчивая система направленности интересов, потребностей личности, которая нацелена на процесс интериоризации духовных ценностей. В то же время это положительная психическая установка на духовное тип поведения:
- Поступков-поведенческий компонент, к которому относят духовной тип поведения, духовное саморазвитие и духовной поступок;
- духовный тип поведения может проявляться в утверждении человеком в своей жизнедеятельности гуманистических и эстетических общечеловеческих идеалов, то есть ценностей, которые выступают как цель жизнетворчества;
- духовное саморазвитие розглядается как процесс осуществления субъектом сознательного управления своей деятельностью и поведением в соответствии с духовных ценностных ориентаций, целью которого является психическое самосовершенствования и самореализации;
- духовный поступок, это может быть бескорыстная действие, направленная на сохранение или поддержание существования людей, живых существ, предметов и объектов окружающей среды;
- когнитивно-интеллектуальный компонент определяется такими особенностями интеллектуальной сферы как наблюдательность, любознательность, глубина, самостоятельность, критичность мышления;
- волевой компонент духовности проявляется в таких качествах личности: целеустремленность, настойчивость, самообладание, саморегуляция, а также отличаются спецификой мотивов волевых действий, основанных на духовных потребностях, интересах;
- чувственно-эмоциональный компонент духовности предполагает развитость эмоциональной сферы (способность к переживанию разнообразной гаммы эмоций и чувств, в том числе и экзистенциальных — совесть, вина, сомнение, любовь, вера, надежда, раскаяние — которые выполняют функцию глубинной связи человека с Вселенной, поддерживают константу личности и ее индивидуальную целостность), а также духовных состояний;
- гуманистический компонент духовности проявляется в отношении человека к любой формы жизни как высшей ценности; уважении к внутреннему миру другого человека, который сочетается со способностью к сочувствию и реализуется через воплощение в отношения с этим человеком высоких духовных ценностей — добра, красоты, любви;
- эстетический компонент духовности — отражает специфическое чувственно-эмоциональное и интеллектуально-когнитивное отношение человека к окружающей действительности, отражают ее стремление к красоте, гармонии, совершенства и оказывается в необходимости и способности воспринимать эстетические объекты, а также испытывать чувство эстетического удовлетворения.
Ссылки
- Профессор Алексей Осипов: Все больше смешиваются добро и зло // Православие и мир, интернет-портал, 03 марта 2020 г.
- Абросимов Б. Н. Духовность личности в контексте русской идеи XX века
- Дончев Стоян Димитров. Две Европы: Славянская идея в XXI веке
- А. Мень. O Духовности. (недоступная ссылка с 16-05-2022 [1973 дня] — история
) - Лещук И. И. ЛАБИРИНТЫ ДУХОВНОСТИ
- В. Г. Соколов Возможна ли монополия на духовность?
- Ю. В. Щербатых Духовность
- Сигачев А. А.
Духовность науки // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» : (пример использования духовности не к месту). — 2009. — № 1 — Философия. Политология.
Употребление
Согласно Айлин Баркер духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренне психический опыт человека.
Обычно, в быту под духовностью понимают нравственность, религиозность, определенную возвышенность мыслей и поступков. Духовность как высокое противопоставляется низком, несовершенном, вульгарном, греховном, аморальном. Несмотря на абстрактность понятия, в узусе очень часто слово духовность используется как конкретная качество или почти реально существующая субстанция, о чем свидетельствует употребление вроде «человек большой духовности», «дефицит духовности в обществе» и другие.
В религиозном узусе как правило духовность связывают с внутренней религиозностью (теология внутренней жизни), верой, мистическим опытом, «общением с Богом».
Спекулятивность, абстрактность и нечеткость понятия делает его использование популярным в различных общих утверждениях и в демагогических риторике вроде нареканий на «низкую духовность молодежи» или «упадок духовности общества». Однако, что же считать духовностью и соответственно, что является ее упадком или наоборот развитием в силу размытости понятия каждый может решать сам.
Формы проявления духовности
Прежде всего духовность проявляется в направлении интересов, склонностей человека на познание, усвоение и создание духовных ценностей.
Духовные ценностные ориентации рассматривают как сложную систему психических образований, которые направлены на процесс усвоения (восприятие, интериоризации, создания) духовных ценностей. В то же время это положительная установка личности на духовные поступки.
В условиях целенаправленного формирования духовные ценностные ориентации могут приобрести высшей формы — трансформироваться в духовные потребности, то есть систему мотивов активности человека, которая побуждает человека к различным видам духовной деятельности (познавательной, эстетической, коммуникативной).
Специфичный формами проявления духовности есть духовные состояния и чувства — недостаточно исследованы традиционной психологией явления. Поразительным фактом в человеческом чувственно-интеллектуальной опыте всегда были странные моменты внутреннего «инсайта», которые в некоторых философских кругах получили название «космическая» или «расширенная» сознание.
Чаще всего они возникают в процессе общения человека с лицом которую горячо любит или созерцание пейзажей природы, произведений искусства. В этот момент человек переживает бурный эмоциональный, чувство облегчения, свободы, всеобъемлющей любви ко всему миру.
В некоторых возникают ощущения, что его собственное «Я» расширился до границ Вселенной, некоторые осознает себя маленькой частицей этого бесконечного мира. Тогда стирается грань между живым и неживым в природе, человеком и животными, близкими и незнакомыми — все воспринимается как единое целое, неотъемлемой частью которого является тот, кто переживает духовное состояние.
Люди, которые имеют опыт духовных состояний, утверждают, что после пережитого их охватывали чувства любви ко всему живому, желание творить добро. Итак, духовные состояния стимулируют возникновение духовных чувств (совесть, вина, раскаяние, любовь, вера, надежда).
Специфической формой чувственного проявления духовности, по нашему мнению, является эмпатия, то есть способность человека к сочувствию другому лицу (существу), желание и умение понять и почувствовать его внутренний мир, понять ее ценность и неповторимость, стремление к бескорыстному удовлетворение его потребностей и интересов.
Человек духовный… какой он?
Духовность понимается по-разному. Неверное понимание приводит к тому, что под духовностью подразумевают правильное эстетическое воспитание. Духовными людьми ошибочно называют мирских поэтов, писателей, художников, деятелей культуры, произведения которых могут быть и безнравственными.
Слово «духовность» происходит от слова «дух». Как известно, человек состоит из духа, души и тела. Дух возводит человека к Богу. Значит, говоря о духовности, мы в первую очередь имеем в виду Дух Божий, делающий нас Божьими. Духовность являет собой путь, конечная цель которого – достижение обожения, соединение с Богом именно в Духе Святом.
Стремление к духовности заложено в природе человека, как стремление к Творцу. Он Един. Если же у человека по его маловерию или неверию возникает сомнение, то он компенсирует стремление к духовности, извратив и само понятие своим эго-умом, уходом в иную «духовность» от лукавого – становится одержимым духом лжи, злобы, суеверия, эзотерики. Теряя естественный контакт с Богом, человек начинает богоборчествовать и богохульничать.
Христианскую духовность необходимо отличать от душевности. Многие люди, в том числе и воцерковленные прихожане не различают. Часто можно услышать: мне нравится церковное пение, интерьер храма, по душе такой-то монастырь, такой-то батюшка. В храм ходят тоже по разным причинам: чтобы самоутвердиться, не сидеть дома. Такие «верующие», свою душевность зачастую путают с духовностью. Ведь духовность – это не только посещение храма…
Чтобы быть духовным, надо ежедневно, ежесекундно себя проверять – соответствует ли мой дух Духу Божию, способствует ли мой образ жизни очищению сердца от страстей, есть ли в моем сердце покаяние. Если человек анализирует свое поведение, видя свои грехи, старается изо всех сил исправиться, то это уже первая ступень к духовности. Духовность приобретается не теоретическими знаниями, а трудом. А борьба со своим грехом и покаяние – это изменение сознания, приближение к духовности.
Гордому человеку, со взрощенным эго, трудно осознать свои страсти, ему проще их оправдать…, а духовность подменить другим смыслом…
В христианстве много говорится о смирении — противоположности гордости. Покаяние и смирение – это доверие Богу. Однако должна быть золотая середина: с одной стороны, на Бога надейся, а сам не плошай, с другой – без Бога не до порога. То есть необходимо соработничество Бога и человека.
Духовный человек – это не обязательно тот, кто говорит о Боге, а тот, кто живет Богом и идет к Нему. Люди духовные обладают удивительной простотой. У них есть мудрость… Они могут быть совсем незаметные, не обязательно высокого духовного сана, а просто старики и старушечки…
Как распознать человека духовного? Ведь о духовности можно говорить много и красиво. Но знания могут быть мертвы при отсутствии любви к Богу и ближнему. Любовь — главное качество духовности.
Духовность – это бесстрастие, это победа над страстями. Есть ли среди нас бесстрастные люди? Наверное, нет. Но кто-то осознает свои пристрастия и трудится, отслеживает их на первом этапе помыслов, не давая укорениться злу. А кто-то наоборот следует своим страстям, становясь рабом их.
Человек может смотреть на мир, воспринимая его материально, душевно и духовно. К духовному созерцанию мы приходим через чистоту своей души.
Придумались метафоры, отражающие Божественную красоту мира, духовно устремляющие и зовущие вверх по Лествице духовной…
Прозрачность росы – отражающая…
Свежесть утренняя – наполняющая…
Летний дождь – питающий…
Раскатистая гроза – смиряющая…
Свет солнца – освещающий и согревающий…
Полет птицы – окрыляющий…
Пение соловья – трепет сердца вызывающий…
Мелодия песни – несущая…
Аромат розы – возносящий…
Маяк – указывающий…
Лестница – направляющая…
Перила – поддерживающие…
Колокольный звон – пробивающий, отрезвляющий и зовущий…
Детский смех – умиляющий…
Ласка матери – дающая, успокаивающая, милующая…
Душа – устремляющаяся…
Спасительная рука – ведущая…
Соборный дух – соединяющий…
Усердная молитва – возносящаяся и достигающая…
Божественная Благодать – соединяющая и преображающая…
Божественное Слово – укрепляющее и вселяющее…
Божественная Слава – пребывающая…
…Спаси, Господи всех нас, спотыкающихся, падающих и встающих, слепых, убогих и глухих, немощных… как-нибудь…