- Жестокие дети: что делать?
- Семейные причины
- Нехватка любви
- Копирование поведения взрослых
- Неправильное воспитание
- Безразличие и/или агрессия родителей
- Излишний родительский контроль или наоборот, вседозволенность
- Социальные причины
- Возрастные
- Детская жестокость как социальная проблема
- Когда стоит насторожиться?
Жестокие дети: что делать?
На вопрос «как бороться с детской жестокостью» лучшим ответом будет, конечно, «начать с себя». Задать себе вопрос: «Что я делаю не так? Какую потребность пытается удовлетворить ребенок таким поведением?»
И следить за собственным поведением, речью, реакциями, за отношениями внутри семьи: в ней должна царить теплая дружественная обстановка, атмосфера доверия и взаимопонимания между всеми членами.
Но все же, психологи дают некоторые конкретные рекомендации:
- Уделяйте больше внимания ребенку, окружите его заботой, любовью и лаской. Это удивительно работает! Невероятно, какие чудеса творит искренняя безусловная любовь.
- Хвалите ребенка за его достижения, признавайте их, выслушивайте его мнение по разным вопросам, советуйтесь с ним. Будьте для них тылом и поддержкой, но при этом давайте возможность иметь собственное личностное пространство, чтобы не возникало желания «вырваться из жестких рамок».
- Не допускайте насилия или жесткого наказания со своей стороны ни в коме случае. Не ругайте. Физическое насилие вообще недопустимо, это только озлобляет еще больше.
- Научите ребенка выражать свои эмоции конструктивно. Спорт, арттерапия, битье подушек в конце концов – отличные способы снять напряжение. Дав возможность выйти эмоциям экологичным способом, отпадет потребность выражать их не конструктивно и агрессивно.
- Переведите агрессию в спортивный интерес: желание победить в танцевальном турнире, на ринге, в заплыве – отдайте ребенка на спортивную секцию.
- Учите детей мирно решать конфликты, договариваться, искать компромиссы, а также делиться эмоциями и говорить о своих чувствах.
- «Фильтруйте» телевизионный и компьютерный контент, поскольку пропаганда экранной жестокости, к сожалению, пока что имеет место в нашем обществе.
- Расскажите причту или прочитайте ему поучительную историю, где в аллегоричной форме просто поясняются сложные вещи (например, рассказ индийского автора Варанаси Сатьянараянамурти «Озорник» и др.).
- Если на ваш взгляд ребенок очень жестокий и агрессивный, и это проявляется не эпизодично, а на постоянной основе – это серьезный повод обратиться за помощью к психологу.
***
Проявление агрессии – один из этапов взросления ребенка. Он призван научить малыша контролировать свои эмоции, контактировать с окружающими, защищать свои границы. Но если он сам переходит разумные рамки и намеренно причиняет боль другим – это повод принять меры.
Семейные причины
Нехватка любви
Все лучшее на земле случается от любви. А вот ее отсутсвие или недостаток порождает множество пороков. Один из них – проблемы детской жестокости.
Недолюбленный ребенок может не только вырасти неувернным в себе и угрюмым, но и озлобленным на весь мир. Неприглядные, жестокие поступки обязательно заметят, а значит – обратят внимание.
Кстати, то же относится и к взрослым. Обратите внимание, счастливые люди всегда довольны, улыбчивы и доброжелательны. А агрессоры в большинстве своем просто глубоко несчастны внутри.
Копирование поведения взрослых
Дети всегда сознательно или подсознательно повторяют за нами. Поэтому прежде чем задуматься, почему дети жестокие и безразличные, проанализируйте, а не поощряется ли жестокость у вас в семье? Не ругаетесь ли вы слишком часто или слишком громко с мужем? Не применяется ли в семье физическое насилие?
Неправильное воспитание
Если требования родителей непоследовательны, необоснованны, если дети чувствуют по отношению к себе несправедливость (например, когда наказывают «ни за что», требуют сначала одно, потому другое, не выполняют обещаний) – они могут озлобиться.
Если вы проповедуете какие-то принципы – придерживайтесь их сами.
Безразличие и/или агрессия родителей
У безразличных или агрессивных по отношению к своим наследникам родителей часто бывают жестокие дети. Естественно, неуважение к личности ребенка, пренебрежение его потребностями и ценностями спровоцирует агрессию в ответ.
Излишний родительский контроль или наоборот, вседозволенность
Если вас беспокоит детская жестокость, причины не ищите на поверхности. Они могут крыться в вашем отношении к ребенку: например, постоянном желании контролировать его, ограничивать свободу, запрещать. Это рождает дух противоречия (особенно у подростков), который проявляется в том числе и в жестокости.
Как ни парадоксально, к такому же эффекту может привести обратная ситуация, когда ребенок растет в атмосфере вседозволенности и отсутствии вообще каких-либо рамок. Тогда с помощью агрессивных выходок дети определяют границы дозволенного.
Социальные причины
Здесь речь идет о таком своеобразном способе защиты (по принципу «лучший способ защиты – нападение»). Ребенок рассуждает: «Лучше первым напасть, чем быть обиженным другими». Особенно это касается мальчиков. Также это связано с желанием самоутвердиться.
Агрессия может проявиться в ответ на ощущение невостребованности, недооцененности либо незаслуженное порицание, иногда от безысходности.
Возрастные
Агрессия у детей-дошкольников – это чаще всего любопытство и способ познания мира. Они просто не понимают, что причиняют боль, они просто так исследуют мир и учатся его понимать. И не умеют пока конструктивно выражать свои эмоции.
Для дошкольного возраста это в нормально, для более старшего – тревожный звоночек.
Детская жестокость как социальная проблема
Большую
важность также имеют навыки совместной
работы, поэтому этому следует особое
внимание, в частности в рамках школы.
Ведущая
роль в предупреждении и коррекции
жестокости у детей и подростков принадлежит
семье, родителям. Однако велико значение
и работников социальных служб.
Осуществляется
массовая профилактика жестокого и агрессивного
поведения путем реализации различных
городских программ — «Дети улиц»
и другие.
Вся система
работы подкрепляется ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
1999 г.
В процессе
профилактики были выявлены оптимальные
и результативные формы работы с жестокими
подростками:
1. Групповая
и индивидуальная работа, как с подростками,
так и с родителями (беседы, лекции, конференции,
акции против наркотиков и алкоголя);
2. Соучастие
и творческое представление в
социальной жизни (праздники,
отдых в загородных лагерях);
3. Консультирование
(телефон доверия, ИпДН);
4. Формы
реабилитации (медикаментозное лечение,
психологическая помощь).
Таким
образом, для профилактики жестокого поведения
необходимо научить подростков навыкам
позитивного общения, взаимодействия
с другими членами социума, умения находить
альтернативные мирные пути решения конфликтов.
2.2
Жестокость несовершеннолетних
на примере РФ.
Родители,
напуганные сообщениями о росте
подростковой преступности, наркомании,
разврате, стремятся контролировать
каждый шаг своего ребенка. Особенно
достается при этом девочкам. Нормальные
юноши и девушки, которым не дают
превратиться в самостоятельную личность,
превращаются в бунтарей. А поскольку
ума и опыта для конструктивного бунта
недостаточно, то молодые люди совершают
асоциальные или вообще абсурдные поступки,
алкоголизируются, наркотизируются и
вообще творят именно то, чего так боятся
заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно,
что наказывают агрессивных подростков
чаще матери, чем отцы.
8 августа
2006 года 16-летний житель села Туекта
Алтайского края убил главного
редактора омского журнала «Право
на выбор» Александра Петрова,
его жену Алену и двух их несовершеннолетних
детей. Преступник хотел покататься на
автомобиле «Мицубиси», которым владел
г-н Петров. Злоумышленник расстрелял
семью из самодельного карабина. Машину
с пробитым бензобаком следователи нашли
в 140 километрах от места убийства.
19 мая
2006 года в городе Бийске Алтайского
края суд приговорил четырех
несовершеннолетних преступников
к срокам от шести до десяти
лет лишения свободы за грабежи,
убийства и изнасилования, совершенные
с особой жестокостью (всего
10 особо тяжких преступлений). Одну
из своих жертв злодеи убили, воткнув ей
кол в глаз.
10 мая
2006 года в городе Володарке
Брянской области три несовершеннолетние
девушки (одна 17 и две 16 лет)
убили 22-летнюю студентку одного
из брянских вузов. На теле
пострадавшей следователи зафиксировали
множественные ножевые ранения и рубленые
раны головы. Погибшая находилась в гостях
у одной из убийц. Причиной происшествия
стала бытовая ссора.
Отсутствие
сдерживающих факторов и либеральное
законодательство привели к тому,
что в последнее время практически
во всех регионах страны отмечается рост
убийств, совершенных тинейджерами, и
настоящий шквал рецидивных преступлений.
«Только за 6 месяцев 2007 года несовершеннолетние
совершили в Москве около 1,7 тысячи преступлений,
что на 279 меньше аналогичного периода
2005 года. Зам. начальника отдела по надзору
за исполнением законов о несовершеннолетних
прокуратуры Москвы Денис Репкин.– Однако
за тот же период подростки уже совершили
18 убийств (за аналогичный период 2005 года
– лишь 11).
Если
разложить детский криминал по возрастному
цензу, то группа «14–15» лет совершила
450 преступлений, группа «16–17 лет» – более
тысячи. Излюбленным промыслом малолетних
преступников по-прежнему остаются кражи
и уличные грабежи. За полгода дети совершили
в Москве около 500 краж, 357 грабежей и 127
разбоев. В большинстве случаев дети воруют
или отнимают у сверстников мобильные
телефоны, которые затем продают и «спускают»
деньги в залах игровых автоматов.
В усвоении модели жестокого поведения
играет роль личностный пример. Эффект
снятия запретов может увеличить вероятность
проявления жестоких действий со стороны
наблюдателя. Постоянное наблюдение сцен
насилия способствует постепенной утрате
эмоциональной восприимчивости к жестокости
и к признакам чужой боли. Наблюдатель
привыкает к насилию и его последствиям.
Жестокость в детском возрасте связана
с положением ребенка в детском коллективе.
[20; 65]
Взаимоотношения
на первом году обучения во многом определяются
учителем через организацию учебной
деятельности детей. На втором, третьем
году обучения изменяются отношение к
личности учителя, взаимоотношения в коллективе.
Личность учителя становится несколько
менее значимой, но зато более тесными
становятся отношения с одноклассниками.
Постепенно
в коллективе класса непосредственные
связи и взаимоотношения начинают подкрепляться
нравственной оценкой поведения каждого
из ребят. Ученики все глубже осознают
те или иные качества личности.
Личные
взаимоотношения уже в младшем
школьном возрасте являются основой
тесных группировок, так называемых малых
групп. Привлекают обычно веселые, живые
общительные ребята или спокойные, доброжелательные.
Обучаясь
в школе, ребенок может также
усваивать опыт агрессивного поведения
через общение с учителем. Агрессивность
детей зависит от стиля взаимодействия
учителя с учащимися. В классах, где учитель
работает в авторитарном стиле, уровень
детской агрессивности выше. Причиной
агрессивного поведения детей может стать
и фрустрация самого учителя.
Педагог
постоянно имеет дело с детской
агрессией. Любое его замечание о допущенной
ошибке в домашнем задании или неуместной
форме поведения вызывает фрустрацию.
К тому же сам педагог фрустрирован «бестолковостью»,
«необузданностью» учеников, он ощущает
страх за реализацию своих замыслов.
Заключение
Повышенная жестокость
детей является одной из наиболее острых
проблем не только для социальных работников
и родителей, но и для общества в целом.
В данной
работе я решила все задачи, которые
передо мной стояли это:
- Определение
понятия «жестокости» - Рассмотрела
и дала критический анализ основным теориям
и концепциям детской жесткости. - Выяснила
причины возникновения и механизм действия
жестокости у подростков - Определила
основные особенности подросткового возраста
и их влияние на появление жестокого поведения - Предложила
технологии и методы профилактики и коррекции
жестокого поведения у подростков - Дали точную
статистику криминальных подростков
Профилактика
и коррекция с агрессорами, так
или и иначе должна контролироваться
не только государством, но так же и
родителями в первую очередь. Последствия
могут быть необратимы, смотря на статистику
в наше время мы можем только желать лучшего.
Работа над такими детьми и подростками
нужна основательная и непоколебимая.
Создание
программ, проведение массовых и индивидуальных
тренингов среди таких подростков нужна
обязательно. Вот что остановит и уменьшит
статистику убийств и грабежей малолетних
преступников.
В ходе написания
курсовой работы была достигнута цель
— изучены модели социально-профилактической
работы по предупреждению жестокого поведения
детей в дошкольном возрасте. Для достижения
поставленной цели были решены все основные
задачи, в связи с этим можно сделать следующие
выводы:
В последние
годы научный интерес в работах
российских и зарубежных учёных к
проблемам детской жестокости существенно
возрос. Так как увеличивается число детей,
склонных к жестоким действиям в дошкольном
возрасте и как следствие, отклоняющееся
поведение и нарастающая волна детской
преступности в подростковом возрасте.
Список используемой
литературы:
- Федерального
закона РФ от 22.04.2005 N 39-ФЗ «Консультант
» - Федерального
закона РФ от 07.07.2003 N 111-ФЗ «Консультант
» - Федеральный
закон РФ (1999). «Об основах системы
профилактики - безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
«Консультант » - Постановление
правительства РФ от 3 июня 1993г.N 5090-1 - «Об основных
направлениях государственной молодежной
политики в РФ. Пленум верховного суда
РФ»«Консультант » - Постановление
правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 - «О судебной
практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»
«Консультант » - Статистические
данные МВД по Чувашской Республики - Аносова
А.В. особенности девиантного поведения
несовершеннолетних и его профилактика//СОТИС,
2007 — № 6 – С.49-51 - Бандура
А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.
2000. - Баринова
А.Н. Теоретические подходы к проблеме
девиантного поведения// СОТИС, 2007 — №6
– С.51-53 - Басова Н.Ф.
Социальная работа // М:.2008 – с.217-220 - Бреслав
Г.М. Эмоциональные особенности формирования
личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995
– с.25-26 - Бэрон Р.,
Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 2001 - Бютнер К.
Жить с агрессивными детьми. М., 2006. - Венгер А.Л.
Психологическое консультирование и диагностика.-
М.: Генезис, 2001– с.21 - Волкова
Е.В. Скажем «нет!» агрессии!/ Психологическая
газета.- 2003.- №5-6.- с.17-21. - Даль В.И.
/Толковый словарь М:. 2005 – с. 198 - Дубровиной
И.В. Диагностическая и коррекционная
работа школьного психолога/М., 2005 – с.63 - Иванова
Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение
старшеклассником к их проявлениям. -М.,
1999. - Корнеева
Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль:
Академия развития: Академия холдинг,
2001 - Козырев
Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное
знание. 1999. № 2 — с. 108. - Кон И. С.
«Какими они себя видят?»// Популярная
психология для родителей под ред. Бодалева
А. А., М.: Педагогика, 2004 – с.256 - Кон И.С. Психология
ранней юности. — М., 2003 - Ле Шан Э.
Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. -М.:ВЛАДО - Маринина
Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание
школьников. 1994. № 6. С. 42-43. - Можгинский
Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный
и кризисный механизм. — СПб, 2008. - Медведева
И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны.
М., 1996. - Мериоганова
М.Н. актуальные вопросы соц. работы с подростками
группы риска// Соц. работа 1992 — №6 – с. 148-152 - Паренс Г.
Жестокость наших дней/ Пер. с англ.- М.:
изд. дом «Форум», 1997 - Послов
Александр Жестокие детки!// Заполярная
Правда №128 — с5
- Савина
О.О. «Особенности становления идентичности
в подростковом и юношеском возрасте»//
http:// www.new.psychol.ru - Семенюк
Л.М. Психологические особенности агрессивного
поведения подростков и условия его коррекции.
М:. 1996 — с.21 - Социальная
педагогика. Теория, методика, опыт исследования
/ Под ред. В.Д. Семёнова.- Свердловск, 2008.
Приложение
1
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Число преступлений, совершенных: | ||||||||
несовершеннолетними или при их участии | 2145 | 1993 | 1277 | 1400 | 1515 | 1696 | 1636 | 1407 |
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Выявлено лиц, совершивших преступления — всего | 14476 | 13519 | 9138 | 10666 | 10432 | 11959 | 11899 | 10963 |
12159 | 11037 | 7303 | 8801 | 9096 | 10432 | 10203 | 9361 | |
2317 | 2482 | 1835 | 1865 | 1336 | 1527 | 1696 | 1602 | |
во время совершения преступления, лет: | ||||||||
686 | 663 | 377 | 436 | 419 | 507 | 478 | 377 | |
1351 | 1125 | 779 | 904 | 953 | 1122 | 1035 | 919 |
Когда стоит насторожиться?
Важно! Жестокое отношение к животным, истязание котят детьми, «надувание» лягушек, сжигание на кострах майских жуков и прочие не такие уже невинные детские шалости – это тревожный знак.
Такая жестокость – часто способ выместить на более слабых и беззащитных существах злобу на кого-либо (на старших, которым они не могут достойно ответить).