детская жестокость, как социальная проблема, Курсовая работа

детская жестокость, как социальная проблема, Курсовая работа Женщине

Жестокие дети: что делать?

На вопрос «как бороться с детской жестокостью» лучшим ответом будет, конечно, «начать с себя». Задать себе вопрос: «Что я делаю не так? Какую потребность пытается удовлетворить ребенок таким поведением?»

И следить за собственным поведением, речью, реакциями, за  отношениями внутри семьи: в ней должна царить теплая дружественная обстановка, атмосфера доверия и взаимопонимания между всеми членами.

Но все же, психологи дают некоторые конкретные рекомендации:

  • Уделяйте больше внимания ребенку, окружите его заботой, любовью и лаской. Это удивительно работает! Невероятно, какие чудеса творит искренняя безусловная любовь.
  • Хвалите ребенка за его достижения, признавайте их, выслушивайте его мнение по разным вопросам, советуйтесь с ним. Будьте для них тылом и поддержкой, но при этом давайте возможность иметь собственное личностное пространство, чтобы не возникало желания «вырваться из жестких рамок».
  • Не допускайте насилия или жесткого наказания со своей стороны ни в коме случае. Не ругайте. Физическое насилие вообще недопустимо, это только озлобляет еще больше.
  • Научите ребенка выражать свои эмоции конструктивно. Спорт, арттерапия, битье подушек в конце концов – отличные способы снять напряжение. Дав возможность выйти эмоциям экологичным способом, отпадет потребность выражать их не конструктивно и агрессивно.
  • Переведите агрессию в спортивный интерес: желание победить в танцевальном турнире, на ринге, в заплыве – отдайте ребенка на спортивную секцию.
  • Учите детей мирно решать конфликты, договариваться, искать компромиссы, а также делиться эмоциями и говорить о своих чувствах.
  • «Фильтруйте» телевизионный и компьютерный контент, поскольку пропаганда экранной жестокости, к сожалению, пока что имеет место в нашем обществе.   
  • Расскажите причту или прочитайте ему поучительную историю, где в аллегоричной форме просто поясняются сложные вещи (например, рассказ  индийского автора Варанаси Сатьянараянамурти «Озорник» и др.).  
  • Если на ваш взгляд ребенок очень жестокий и агрессивный, и это проявляется не эпизодично, а на постоянной основе – это серьезный повод обратиться за помощью к психологу.

***

Проявление агрессии – один из этапов взросления ребенка. Он призван научить малыша контролировать свои эмоции, контактировать с окружающими, защищать свои границы. Но если он сам переходит разумные рамки и намеренно причиняет боль другим – это повод принять меры.

Семейные причины

  • Нехватка любви

Все лучшее на земле случается от любви. А вот ее отсутсвие или недостаток порождает множество пороков. Один из них – проблемы детской жестокости.

Недолюбленный ребенок может не только вырасти неувернным в себе и угрюмым, но и озлобленным на весь мир. Неприглядные, жестокие поступки обязательно заметят, а значит – обратят внимание.

Кстати, то же относится и к взрослым. Обратите внимание, счастливые люди всегда довольны, улыбчивы и доброжелательны. А агрессоры в большинстве своем просто глубоко несчастны внутри.  

  • Копирование поведения взрослых

Дети всегда сознательно или подсознательно повторяют за нами. Поэтому прежде чем задуматься, почему дети жестокие и безразличные, проанализируйте, а не поощряется ли жестокость у вас в семье? Не ругаетесь ли вы слишком часто или слишком громко с мужем? Не применяется ли в семье физическое насилие?  

  • Неправильное воспитание

Если требования родителей непоследовательны, необоснованны, если дети чувствуют по отношению к себе несправедливость (например, когда наказывают «ни за что», требуют сначала одно, потому другое, не выполняют обещаний) – они могут озлобиться.  

Если вы проповедуете какие-то принципы – придерживайтесь их сами.

  • Безразличие и/или агрессия родителей

У безразличных или агрессивных по отношению к своим наследникам родителей часто бывают жестокие дети. Естественно, неуважение к личности ребенка, пренебрежение его потребностями и ценностями спровоцирует агрессию в ответ.

  • Излишний родительский контроль или наоборот, вседозволенность

Если вас беспокоит детская жестокость, причины не ищите на поверхности. Они могут крыться в вашем отношении к ребенку: например, постоянном желании контролировать его, ограничивать свободу, запрещать. Это рождает дух противоречия (особенно у подростков), который проявляется в том числе и в жестокости.

Как быть Леди:  Что такое совесть - определение и рассуждение

Как ни парадоксально, к такому же эффекту может привести обратная ситуация, когда ребенок растет в атмосфере вседозволенности и отсутствии вообще каких-либо рамок.  Тогда с помощью агрессивных выходок дети определяют границы дозволенного.

Социальные  причины

Здесь речь идет о таком своеобразном способе защиты (по принципу «лучший способ защиты – нападение»). Ребенок рассуждает: «Лучше первым напасть, чем быть обиженным другими». Особенно это касается мальчиков. Также это связано с желанием самоутвердиться.

Агрессия может проявиться в ответ на ощущение невостребованности, недооцененности либо незаслуженное порицание, иногда от безысходности.

Возрастные

Агрессия у детей-дошкольников – это  чаще всего любопытство и способ познания мира. Они просто не понимают, что причиняют боль, они просто так исследуют мир и учатся его понимать. И не умеют пока конструктивно выражать свои эмоции.

Для дошкольного возраста это в нормально,  для  более старшего – тревожный звоночек.

Детская жестокость как социальная проблема

Большую
важность также имеют навыки совместной
работы, поэтому этому следует особое
внимание, в частности в рамках школы.

Ведущая
роль в предупреждении и коррекции 
жестокости у детей и подростков принадлежит
семье, родителям. Однако велико значение
и работников социальных служб.

Осуществляется 
массовая профилактика жестокого и агрессивного
поведения путем реализации различных
городских программ — «Дети улиц»
и другие.

Вся система
работы подкрепляется ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
1999 г.

В процессе
профилактики были выявлены оптимальные
и результативные формы работы с жестокими
подростками:

1. Групповая 
и индивидуальная работа, как с подростками,
так и с родителями (беседы, лекции, конференции,
акции против наркотиков и алкоголя);

2. Соучастие 
и творческое представление в 
социальной жизни (праздники, 
отдых в загородных лагерях);

3. Консультирование
(телефон доверия, ИпДН);

4. Формы 
реабилитации (медикаментозное лечение,
психологическая помощь).

Таким
образом, для профилактики жестокого поведения
необходимо научить подростков навыкам
позитивного общения, взаимодействия
с другими членами социума, умения находить
альтернативные мирные пути решения конфликтов.
 

2.2
Жестокость несовершеннолетних
на примере РФ.

Родители,
напуганные сообщениями о росте 
подростковой преступности, наркомании,
разврате, стремятся контролировать
каждый шаг своего ребенка. Особенно
достается при этом девочкам. Нормальные
юноши и девушки, которым не дают
превратиться в самостоятельную личность,
превращаются в бунтарей. А поскольку
ума и опыта для конструктивного бунта
недостаточно, то молодые люди совершают
асоциальные или вообще абсурдные поступки,
алкоголизируются, наркотизируются и
вообще творят именно то, чего так боятся
заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно,
что наказывают агрессивных подростков
чаще матери, чем отцы.

8 августа 
2006 года 16-летний житель села Туекта 
Алтайского края убил главного 
редактора омского журнала «Право 
на выбор» Александра Петрова, 
его жену Алену и двух их несовершеннолетних
детей. Преступник хотел покататься на
автомобиле «Мицубиси», которым владел
г-н Петров. Злоумышленник расстрелял
семью из самодельного карабина. Машину
с пробитым бензобаком следователи нашли
в 140 километрах от места убийства.

19 мая 
2006 года в городе Бийске Алтайского 
края суд приговорил четырех 
несовершеннолетних преступников 
к срокам от шести до десяти 
лет лишения свободы за грабежи, 
убийства и изнасилования, совершенные 
с особой жестокостью (всего 
10 особо тяжких преступлений). Одну
из своих жертв злодеи убили, воткнув ей
кол в глаз.

10 мая 
2006 года в городе Володарке 
Брянской области три несовершеннолетние 
девушки (одна 17 и две 16 лет) 
убили 22-летнюю студентку одного 
из брянских вузов. На теле 
пострадавшей следователи зафиксировали
множественные ножевые ранения и рубленые
раны головы. Погибшая находилась в гостях
у одной из убийц. Причиной происшествия
стала бытовая ссора.

Отсутствие 
сдерживающих факторов и либеральное 
законодательство привели к тому,
что в последнее время практически
во всех регионах страны отмечается рост
убийств, совершенных тинейджерами, и
настоящий шквал рецидивных преступлений.
«Только за 6 месяцев 2007 года несовершеннолетние
совершили в Москве около 1,7 тысячи преступлений,
что на 279 меньше аналогичного периода
2005 года. Зам. начальника отдела по надзору
за исполнением законов о несовершеннолетних
прокуратуры Москвы Денис Репкин.– Однако
за тот же период подростки уже совершили
18 убийств (за аналогичный период 2005 года
– лишь 11).

Как быть Леди:  АЛЬТРУИЗМ И ЭГОИЗМ КАК БАЗОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА - Фундаментальные исследования (научный журнал)

Если 
разложить детский криминал по возрастному
цензу, то группа «14–15» лет совершила
450 преступлений, группа «16–17 лет» – более
тысячи. Излюбленным промыслом малолетних
преступников по-прежнему остаются кражи
и уличные грабежи. За полгода дети совершили
в Москве около 500 краж, 357 грабежей и 127
разбоев. В большинстве случаев дети воруют
или отнимают у сверстников мобильные
телефоны, которые затем продают и «спускают»
деньги в залах игровых автоматов.

  
В усвоении модели жестокого поведения
играет роль личностный пример. Эффект
снятия запретов может увеличить вероятность
проявления жестоких действий со стороны
наблюдателя. Постоянное наблюдение сцен
насилия способствует постепенной утрате
эмоциональной восприимчивости к жестокости
и к признакам чужой боли. Наблюдатель
привыкает к насилию и его последствиям.

  
Жестокость в детском возрасте связана
с положением ребенка в детском коллективе.
[20; 65]

 Взаимоотношения
на первом году обучения во многом определяются
учителем через организацию учебной 
деятельности детей. На втором, третьем
году обучения изменяются отношение к
личности учителя, взаимоотношения в коллективе.
Личность учителя становится несколько
менее значимой, но зато более тесными
становятся отношения с одноклассниками.

 Постепенно 
в коллективе класса непосредственные
связи и взаимоотношения начинают подкрепляться
нравственной оценкой поведения каждого
из ребят. Ученики все глубже осознают
те или иные качества личности.

 Личные 
взаимоотношения уже в младшем 
школьном возрасте являются основой 
тесных группировок, так называемых малых
групп. Привлекают обычно веселые, живые
общительные ребята или спокойные, доброжелательные.

 Обучаясь 
в школе, ребенок может также 
усваивать опыт агрессивного поведения 
через общение с учителем. Агрессивность 
детей зависит от стиля взаимодействия
учителя с учащимися. В классах, где учитель
работает в авторитарном стиле, уровень
детской агрессивности выше. Причиной
агрессивного поведения детей может стать
и фрустрация самого учителя.

 Педагог
постоянно имеет дело с детской 
агрессией. Любое его замечание о допущенной
ошибке в домашнем задании или неуместной
форме поведения вызывает фрустрацию.
К тому же сам педагог фрустрирован «бестолковостью»,
«необузданностью» учеников, он ощущает
страх за реализацию своих замыслов.


Заключение

Повышенная жестокость
детей является одной из наиболее острых
проблем не только для социальных работников
и родителей, но и для общества в целом.

В данной
работе я решила все задачи, которые
передо мной стояли это:

  • Определение
    понятия «жестокости»
  • Рассмотрела
    и дала критический анализ основным теориям
    и концепциям детской жесткости.
  • Выяснила
    причины возникновения и механизм действия
    жестокости у подростков
  • Определила
    основные особенности подросткового возраста
    и их влияние на появление жестокого поведения
  • Предложила
    технологии и методы профилактики и коррекции
    жестокого поведения у подростков
  • Дали точную
    статистику криминальных подростков

 

Профилактика 
и коррекция с агрессорами, так 
или и иначе должна контролироваться
не только государством, но так же и 
родителями в первую очередь. Последствия
могут быть необратимы, смотря на статистику
в наше время мы можем только желать лучшего.
Работа над такими детьми и подростками
нужна основательная и непоколебимая.

Создание 
программ, проведение массовых и индивидуальных
тренингов среди таких подростков нужна
обязательно. Вот что остановит и уменьшит
статистику убийств и грабежей малолетних
преступников.

В ходе написания 
курсовой работы была достигнута цель
— изучены модели социально-профилактической
работы по предупреждению жестокого поведения
детей в дошкольном возрасте. Для достижения
поставленной цели были решены все основные
задачи, в связи с этим можно сделать следующие
выводы:

В последние 
годы научный интерес в работах 
российских и зарубежных учёных к 
проблемам детской жестокости существенно
возрос. Так как увеличивается число детей,
склонных к жестоким действиям в дошкольном
возрасте и как следствие, отклоняющееся
поведение и нарастающая волна детской
преступности в подростковом возрасте.


Список используемой
литературы:
 

  1. Федерального 
    закона РФ от 22.04.2005 N 39-ФЗ «Консультант
    »
  2. Федерального
    закона РФ от 07.07.2003 N 111-ФЗ «Консультант
    »
  3. Федеральный
    закон  РФ (1999). «Об основах системы
    профилактики
  4. безнадзорности
    и правонарушений несовершеннолетних»
    «Консультант »
  5. Постановление
    правительства РФ от 3 июня 1993г.
    N 5090-1
  6. «Об основных
    направлениях государственной молодежной
    политики в РФ. Пленум верховного суда
    РФ»«Консультант »
  7. Постановление
    правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 7
  8. «О судебной
    практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»
    «Консультант »
  9. Статистические
    данные МВД по Чувашской Республики
  10. Аносова
    А.В. особенности девиантного поведения
    несовершеннолетних и его профилактика//СОТИС,
    2007 — № 6 – С.49-51
  11. Бандура
    А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.
    2000.
  12. Баринова
    А.Н. Теоретические подходы к проблеме
    девиантного поведения// СОТИС, 2007 — №6
    – С.51-53
  13. Басова Н.Ф.
    Социальная работа // М:.2008 – с.217-220
  14. Бреслав
    Г.М. Эмоциональные особенности формирования
    личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995
    – с.25-26
  15. Бэрон Р.,
    Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 2001
  16. Бютнер К.
    Жить с агрессивными детьми. М., 2006.
  17. Венгер А.Л.
    Психологическое консультирование и диагностика.-
    М.: Генезис, 2001
    – с.21
  18. Волкова
    Е.В. Скажем «нет!» агрессии!/ Психологическая
    газета.- 2003.- №5-6.- с.17-21.
  19. Даль В.И.
    /Толковый словарь М:. 2005 – с. 198
  20. Дубровиной
    И.В. Диагностическая и коррекционная
    работа школьного психолога/М., 2005 – с.63
  21. Иванова
    Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение
    старшеклассником к их проявлениям. -М.,
    1999.
  22. Корнеева
    Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль:
    Академия развития: Академия холдинг,
    2001
  23. Козырев
    Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное
    знание. 1999. № 2 — с. 108.
  24. Кон И. С.
    «Какими они себя видят?»// Популярная
    психология для родителей под ред. Бодалева
    А. А., М.: Педагогика, 2004 – с.256
  25. Кон И.С. Психология
    ранней юности. — М., 2003
  26. Ле Шан Э.
    Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. -М.:ВЛАДО
  27. Маринина
    Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание
    школьников. 1994. № 6. С. 42-43.
  28. Можгинский
    Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный
    и кризисный механизм. — СПб, 2008.
  29. Медведева
    И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны.
    М., 1996.
  30. Мериоганова
    М.Н. актуальные вопросы соц. работы с подростками
    группы риска// Соц. работа 1992 — №6 – с. 148-152
  31. Паренс Г.
    Жестокость наших дней/ Пер. с англ.- М.:
    изд. дом «Форум», 1997
  32. Послов 
    Александр Жестокие детки!// Заполярная
    Правда №128 — с5
Как быть Леди:  Психологи онлайн. 20 лучших сервисов

 

  1. Савина 
    О.О. «Особенности становления идентичности
    в подростковом и юношеском возрасте»//
    http://
    www.new.psychol.ru
  2. Семенюк
    Л.М. Психологические особенности агрессивного
    поведения подростков и условия его коррекции.
    М:. 1996 — с.21
  3. Социальная
    педагогика. Теория, методика, опыт исследования
    / Под ред. В.Д. Семёнова.- Свердловск, 2008.

Приложение
1
 

 

 20012002200320042005200620072008
Число
преступлений, совершенных:
        
несовершеннолетними 
или при их участии
21451993127714001515169616361407

 

 20012002200320042005200620072008
Выявлено 
лиц, совершивших 
преступления — всего
144761351991381066610432119591189910963
        
        
121591103773038801909610432102039361
23172482183518651336152716961602
    по возрасту
    во время совершения преступления,
    лет:
        
686663377436419507478377
1351112577990495311221035919

Когда стоит насторожиться?

Важно! Жестокое отношение к животным, истязание котят детьми, «надувание» лягушек, сжигание на кострах майских жуков и прочие не такие уже невинные детские шалости – это тревожный знак.

Такая жестокость – часто способ выместить на более слабых и беззащитных существах  злобу на кого-либо (на старших, которым они не могут достойно ответить).

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий