Этика делового общения, Понятия этики делового общения — Профессиональная этика и служебный этикет

Этика делового общения, Понятия этики делового общения - Профессиональная этика и служебный этикет Женщине

Этика делового общения

Этика делового общения — это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.

В основе делового общения лежит решение важного служебного вопроса, ответственное конкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, а нередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектов общения. Поэтому нравственная сторона позиций, решений и социального результата общения играет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическое содержание общения прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и, следовательно, на качество их служебной деятельности. Поэтому знание и владение этикой делового общения является показателем профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов, степени его соответствия современным требованиям.

Исследования показывают, что в деловой жизни большинства людей процессы общения занимают 70—85% их рабочего времени. Иными словами, наибольшую часть результата своей служебной деятельности человек достигает через взаимодействие с другими людьми, что дало основание известному американскому банкиру Д. Рокфеллеру сказать: «Умение общаться с людьми — это также товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете».

Отсюда следует прямой вывод: умение общаться с людьми есть важнейшее профессиональное качество, которому человек обязан учиться и которое он должен совершенствовать всю свою жизнь. Особенно важно это умение для руководителя. От качества общения руководителя зависят: степень информированности руководителя, эффективность его воздействия на подчиненных, морально-психологический климат коллектива, удовлетворенность, как самого руководителя, так и его подчиненных результатами деятельности.

Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых можно назвать следующие.

  • 1. В основе делового контакта лежат прежде всего интересы дела, которые посредуют и личные интересы и собственные амбиции. Несмотря на кажущуюся банальность, этот принцип нарушается чаще всего, поскольку далеко не каждый и далеко не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами, когда они входят в противоречие с интересами дела.
  • 2. Порядочность, т.е. органичная неспособность к бесчестному поступку, включающая обостренную совесть, стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности, неподкупности и благородства; умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса; принципиальность — наличие твердых убеждений и активного стремления к их реализации; обязательность, точность, ответственность, верность слову и делу.
  • 3. Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро. Конечно, всякая профессиональная деятельность имеет целью удовлетворение социальной потребности и в этом смысле направлена на «производство полезного». Однако доброжелательность расширяет сферу социальной жизнедеятельности человека, поскольку без этого он ограничивается лишь тем, что обязан выполнить в пределах предписанного службой (за что, собственно, он получает денежное довольствие (зарплату)). Принцип доброжелательности побуждает человека выполнять не только то, что он должен, но еще и сверх того, что он может, во имя блага людей и за что он получает человеческую признательность и удовлетворенность.
  • 4. Уважительность, т.е. уважение человеческого достоинства, реализующаяся через такие воспитанные нравственные качества, как вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость. При этом вежливость, не в ущерб уважительности, должна сочетаться с корректностью, выдержкой и уравновешенностью. Здесь этикет смыкается с моралью, ибо, выполняя его нормы, мы одновременно выполняем моральное требование: уважать человеческое достоинство. То же относится к уставным положениям: устав ни в коей степени не допускает умаления достоинства подчиненного его начальником. Этикетные нормы общения, при которых люди не испытывают взаимного раздражения, обид, оскорблений, недовольства друг другом, предохраняют от стрессов, нервных потрясений и других негативных последствий общения, как бытового, так и делового. Незнание этикетных правил, по выражению британского политического деятеля XVIII в. Ф. Честерфильда, неумение их применять способны отрицательно сказаться на уважении окружающих к данной личности, ибо делают человека скованным, неуклюжим, в результате чего общение становится тягостным не только для него, но и для окружающих[1].
  • 5. Разумность и целесообразность. Этот общий принцип, лежащий в основе любых этических норм и правил, особенно необходим во всех формах человеческого поведения и общения, значительная часть которых определена этикетными нормами. Так, соблюдение этикетных норм общения благоприятно влияет на нравственно-психологический климат служебного коллектива и делает наиболее эффективным его функционирование. Соблюдение этикетных норм за столом помимо создания приятной атмосферы способствует лучшему усвоению пищи. Культура одежды (здесь также соблюдаются определенные этикетные правила) способствует аккуратности и чистоплотности, развивает эстетический вкус и т.д.
Как быть Леди:  «Неадекватный» или «не адекватный» - как правильно пишется слово?

Этика делового общения, Понятия этики делового общения - Профессиональная этика и служебный этикет

Д. Локк

Следует признать справедливым остроумное замечание английского философа Джона Локка о том, что в дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость выглядит педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью[2].

Хорошие качества составляют подлинное богатство души, но это богатство часто лежит без движения, в лучшем случае приносит малозначительный эффект, если человек не умеет выразить себя должным образом, не умеет найти этим качествам соответствующей формы для применения.

Знание этикетных норм и правил культуры поведения имеет не только общественную полезность, но и приносит пользу и удовольствие тому, кто им обладает. Личный интерес здесь удовлетворяется еще и тем, что хорошо воспитанный человек чувствует себя уверенно в любом обществе, легко преодолевает психологический барьер общения, не испытывает комплекса неполноценности и получает возможность расширять сколько угодно круг своего общения, включая в него интересных, умных людей, у которых есть чему поучиться и общение с которыми доставляет истинное наслаждение.

Знание этикетных норм не является врожденным, не постигается бессознательно, стихийным путем. Им надо овладевать осознанно и целеустремленно — так, как мы овладеваем любым умением. Полученные знания необходимо закреплять путем упражнений и практического применения. Таким образом создается собственная манера поведения, и вести себя по-другому человек уже не может. Общепризнанно, что знание и соблюдение этикетных норм — это качественный показатель уровня развития культуры личности.

Этикет — это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе. Этикетные правила представляют собой поведенческий язык культурного общения. В служебном этикете главным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона, одежды характеру социальной роли, в которой выступает человек, а также служебному и социальному статусу собеседника и конкретной специфике ситуации, в которой происходит общение. Это требование приобретает особую значимость при участии в строго регламентированном церемониале, где определенные официальные формы поведения должностных лиц должны не выходить за пределы жестко установленных рамок, неисполнение требований этикета по причине их незнания или неуважения к ним воспринимается как оскорбление личного достоинства и часто становится причиной конфликтов или, по крайней мере, вызывает оправданное неодобрение.

Этикет по своей этимологии (но не по содержанию) с этикой не имеет ничего общего — их созвучие случайно. Как уже говорилось в главе I, термин «этика» имеет в своей основе древнегреческое слово ethos, обозначающее «обычай», «характер», «образ мыслей». Что касается термина «этикет», то он произошел от старофранцузского глагола estiquer, буквально означающего «приближать», «прикреплять», и в своем первоначальном значении включал свод правил, определявший форму и порядок поведения при дворе монарха для его приближенных.

Как быть Леди:  Третий не лишний: можно ли любить двоих одновременно? • Фаза Роста

Тем не менее, поскольку и этикет, и мораль имеют своим предметом регуляцию человеческих отношений, они обладают определенной общностью, хотя каждое из этих явлений обладает своей собственной спецификой. Этикетные правила возникают на основе нравственных и эстетических норм и принципов, определяющих содержание и формы человеческого общения. При этом мораль относится преимущественно к содержанию, а этикет — к форме этого общения. И поэтому особую ценность представляет личность, не только обладающая хорошими манерами, тактом и умением вести себя в обществе, но и гармонически их сочетающая с духовной красотой и высокой нравственностью.

Характерной особенностью правил этикета является их конвен- циональность, иначе говоря, они вырабатываются людьми по взаимному соглашению. При этом одни формы поведения считаются корректными, а другие — нет. Отсюда, кстати, происходит определенная пестрота правил этикета у различных народов, социальных и профессиональных общностей, возникающая вследствие специфичности условий их развития и становления.

Соблюдение этикетных норм — важнейший элемент культуры поведения. Очень точно определил связь между культурой поведения человека и характером его общения с другими людьми известный российский социолог А.Г. Харчев: «Культура одежды, движений, манер важна не сама по себе. То, что называется «внешней культурой», не только обеспечивает определенный уровень общения между людьми, но при соответствующей направленности ее воспитания порождает у человека устойчивую потребность реализовать максимум заложенных в нем положительных тенденций. И наоборот: неумение вести себя на людях — это своеобразный психологический тупик, оно интенсивно формирует у человека чувство ущербности, озлобляет его, создает «полосу отчуждения» между его личным «Я» и системой социальных ценностей»[3].

Исходя из этого, этикет как форма проявления культуры определяется не как сумма застывших норм и правил, а как важнейший элемент культуры общения, отвечающий всем ее требованиям и тесно связанный с основополагающими принципами морали.

Следует подчеркнуть, что самые высокие нравственные качества выхолащиваются, лишаются практического смысла, если они сочетаются с низкой культурой поведения, с незнанием этикетных норм, с пренебрежением к «условностям». «Хорошие люди, из которых в подавляющем большинстве состоит наше общество, — писал выдающийся ленинградский режиссер Н.П. Акимов, — очень часто в повседневной жизни ведут себя не очень хорошо, обижают своих близких, нередко портят настроение себе и другим. И происходит это обычно безо всякого злого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто, по недосмотру, недомыслию, невниманию»[4]. И на этом основании он делал важный вывод о значении воспитания, умения вести себя таким образом, чтобы действия и поступки облекались в формы, способствующие возникновению подлинно гуманных отношений между людьми. К такому наблюдению следует внимательно прислушаться, ибо мы все неоднократно сталкивались с тем, как обида, нанесенная не «по злобе», а просто в силу нравственной и культурной глухоты человека, порождала цепную реакцию взаимных обид и оскорблений, в результате чего у многих людей было испорчено и настроение, и самочувствие, да и дело страдало.

Этика делового общения, Понятия этики делового общения - Профессиональная этика и служебный этикет

Кадры из фильма «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Это положение легко проиллюстрировать хрестоматийным примером. Достаточно вспомнить, по какой причине у Гоголя Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем: тот в пылу препирательства назвал его гусаком. Можно сказать (и именно так рассуждал Иван Никифорович): подумаешь, какое страшное оскорбление, стоит ли из-за такого пустяка огород городить. Но в том-то и дело, что в силу каких-то личных причин именно сравнение с гусем нанесло Ивану Ивановичу смертельную обиду. В результате не только была разрушена многолетняя дружба, но вообще вся жизнь Ивана Ивановича оказалась изломанной: у него испортился характер, он сделался сутяжником, лишился состояния — и все это лишь потому, что Иван Никифорович в силу своей «толстокожести» не сумел проявить должного такта и чуткости.

Как быть Леди:  Как проверить верность подруги: Annasuperexic: Дневники - на

Подчеркнем: строгое соблюдение правил этикета — важное условие высокой культуры поведения. Это та «одежка», по которой «встречают», по которой составляют первое впечатление о человеке. Но даже самое скрупулезное знание и соблюдение этих правил не гарантируют соответствующего поведения человека, ибо реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Чтобы избежать возможных ошибок, необходимо выработать в себе чувство эмоционального сопереживания с собеседником, которое называется тактом. Развитое чувство такта позволяет человеку определить должную меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку. Именно тактичность позволяет найти решение проблемной коллизии при общении, не умаляя при этом достоинства других людей и не роняя собственного достоинства.

Профессиональный такт — это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его «больные струны». Это — умение тактично, корректно обойти, по возможности, вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это — умение что-то сказать или сделать кстати, без ненужных «перегибов», назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности — безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности. Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта — это не просто обязательный элемент общения, но неотъемлемая составная часть духовной культуры личности, тем более личности руководителя, непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета правоохранительных органов в целом.

Выше говорилось, что нормы этикета нельзя применять механически, что каждая конкретная ситуация может их «корректировать» и что только развитая способность профессионального такта предохраняет сотрудника от ошибок. Но есть и более общие механизмы контроля этикетного поведения. Они те же, что и у морали: это воздействие общественного мнения и угрызения совести самого человека. Существуют и «санкции»: от язвительной насмешки до штрафа за нарушение общественного порядка. Но все же лучшим, во всяком случае самым достойным контролером является собственная совесть.

Если пышущий здоровьем мужчина не уступает место в автобусе старушке, то речь идет не о незнании им этикетных правил, а о запущенности его нравственного воспитания. И прежде чем взяться за обучение его правилам обхождения, нужно заняться воспитанием его нравственных устоев. Именно эти устои и будут главным судьей правильности поведения, а общественное мнение будет всего- навсего помощником.

Этикет, такт и культура поведения сотрудника есть показатель его нравственной воспитанности и свидетельство его общей культуры, важнейшее условие установления правильных взаимоотношений между сотрудниками и гражданами, создания отношений доверия, благожелательности, солидарности. Поэтому овладение правилами и нормами культуры делового общения, служебной этики и этикета должно стать внутренней потребностью каждого сотрудника правоохранительных органов.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий