Чувство такта (Михаил Шаргородский) / Проза.ру

Чувство такта (Михаил Шаргородский) / Проза.ру Женщине

Основные признаки педагогического такта

Выделяют основные признаки педагогического такта, отличающие педагогический такт от нетактичности:

  • простота и естественность обращения к собеседнику, без проявления фамильярности
  • доверие к собеседнику, без проявления попустительства
  • тон серьезен, но без натянутости
  • присутствие в речи юмора и иронии, без насмешливости по отношению к собеседнику
  • требовательность без проявления грубости и мелочной придирчивости
  • проявление доброжелательности, без заискивания
  • использования делового тона без раздражительности
  • присутствия в речи необходимого воспитательного воздействия без проявления поспешности или торопливости по отношению к собеседнику
  • проявления чуткости и внимательности без их подчеркивания
  • четкая отдача распоряжений без проявления тона упрашивания
  • осуществление процесса обучения без подчеркивания явного превосходства в знаниях и умениях
  • выслушивание ребенка внимательно без проявления выражения безразличия и скуки

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Во многом педагогический такт зависит от самого педагога, то, как он проявляет себя в общении с детьми. Тактичный педагог быстро и безошибочно разберется в конфликтной ситуации, поможет участникам конфликта посредством общения понять его причины, успокоит и рассудит, с учетом состояния каждого.

Как развить тактичность?

Не все обладают врожденной тактичностью, но это чувство способен развить каждый. Несколько советов помогут избавиться от бесцеремонности и попадания в неловкие ситуации:

Наблюдайте за развитием отношений людей. Смотрите фильмы, читайте мировую литературу и наблюдайте за тем, как общаются герои. В книгах прослеживается какие фразы приводят к разрыву отношений и к их положительному развитию, а также, как люди реагируют на поступки окружающих.

Наблюдайте за общением не только в книгах или фильмах, но и в реальности. Учитесь на ошибках других людей. Со временем вы сможете угадывать реакцию людей и станете больше уважать их чувства.Подумайте, какие черты помогают человеку, которого вы бы назвали тактичным.

Как он себя ведет, чтобы отношения сложились удачно? Развивайте в себе эти черты.Изучите психологические основы общения, личности и социального поведения. Это научит не ранить людей и не вызывать их негативных эмоций. Вы поймете, какие вопросы нельзя задавать и какая линия поведения не уместна в общении с окружающими.

Важно не только то, что вы говорите, но и как вы говорите. Следите за собственными жестами, мимикой, позой. Чтобы не показаться не искренней и лживой личностью, поведение должно соответствовать словам. Не проявляйте агрессивности и раздражительности в жестах и мимике.

Слушайте собеседника внимательно и заинтересовано. Не создавайте задумчивый вид и не занимайте оборонительных позиций.Высказывайте критические замечания осторожно. Слова, которые покажутся вам безобидными и приемлемыми, могут ранить человека до глубины души.

Следите за высказываниями, произносимыми вскользь. Не говорите лишних фраз и не лезьте в личное пространство собеседника. В этом суть тактичности. Сделайте общение с вами комфортным для окружающих.Ведите себя скромнее. Не повышайте голос и не обсуждайте присутствующих с другими людьми.

Не афишируйте чужую личную жизнь. Тактичность – прежде всего соблюдение общепринятых норм этики и морали.Думайте об окружающих. Ведите себя так, чтобы не мешать людям. Не нужно слушать музыку громко в обществе других людей, когда это неприемлемо.

Выработать чувство такта непросто, но реально. Работайте над собственным характером и вас никогда не назовут грубияном или хамом.

Примеры повсеместного нетактичного поведения или как делать не надо

За много веков становления нравственных норм люди научились вести себя в обществе, не раздражая окружающих. Однако, несмотря на культуру и этикет, ситуации, когда бесцеремонность берет верх, происходят повсеместно. Вот шесть распространенных примеров бестактного поведения:

Мы расхваливаем детей других людей в то время как собеседник имеет собственных. Допустим человек говорит безобидную фразу: «Мама Алеши записала его в секцию игры на гитаре». Мозг матери-собеседницы срабатывает мгновенно, но не в позитивную строну. В ее понимании она отвратительно воспитывает собственное дитя, ведь она не записала ребенка на курсы игры на музыкальных инструментах.

Реакция вполне предсказуема.Мы акцентируем внимание на изменениях, произошедших в человеке. Фразы типа «как ты похудела!», «новый цвет волос тебе к лицу!» и подобные акценты не всегда воспринимаются собеседниками как приятный комплимент.

Мы расхваливаем собственного партнера. Это замечательно, что ваши отношения не изменились спустя 10 лет совместной жизни, но мало кто выдержит бесконечные хвалебные речи. Особенно если личная жизнь собеседника оставляет желать лучшего. Такими разговорами вы не только ведете себя бестактно, но и провоцируете завистливость.

А это чувство ни к чему положительному не приводит.Мы делаем комплименты, предупреждая об опасности. Это относится к высказываниям типа «Какой красивый загар, а ты не боишься меланомы?» или «Вот это татуировка! А ты не боишься заражения или гепатита?».

Очевидно, что собеседник боится, но надеется, что этого не случится.Мы высказываем восхищение, вдаваясь в подробности. Это звучит так: «Тебе через столько трудностей и проблем пришлось пройти, но ты спортсменка, комсомолка и просто красавица – справилась!

» Поверьте, собеседнику меньше всего на свете хочется вспоминать эти трудности.Мы бессовестно нарушаем границы друзей. Представьте, что у вас есть друг Петя и подруга Маша. Вы решаете их познакомить. Однако часто мы не улавливаем грань, общаясь в общей компании.

Как быть Леди:  Алчность это чувство, что значит алчность, примеры

Судебная практика

В Правилах внутреннего трудового распорядка было закреплено, что сотрудники обязаны поддерживать вежливые и корректные отношения. При этом работница называла коллег «стадом овец» и «низшей расой», также допускала в адрес сослуживцев угрозы: «набью морду», «в глаз дам».

Когда в нарушение Правилах внутреннего трудового распорядка работник грубит систематически или не исполняет другие обязанности, его можно уволить по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК (апелляционные определения Красноярского краевого суда от 29.05.2022 по делу № 33–6790/2022, Ростовского областного суда от 04.07.

2022 по делу № 33–11403/2022). В судебной практике есть и противоположный пример. В частности, Курганский областной суд пришел к выводу, что нарушение норм морали и этики выходит за рамки дисциплинарного проступка, а значит, компания объявила выговор незаконно (апелляционное определение от 21.03.

2022 по делу № 33–797/2022). Однако данное решение скорее исключение из сложившейся практики. На заметку: если работодатель закрепил в Правилах внутреннего трудового распорядка недопустимость грубых выражений при общении с коллегами или клиентами, он вправе применить к работнику-грубияну дисциплинарное взыскание (письмо Минтруда от 16.09.

Судебная практика После окончания рабочего дня сотрудник написал оскорбительную надпись на снежном покрове автомобиля коллеги. Руководство объявило ему выговор за нарушение Правил внутреннего трудового распорядка. Суд отменил взыскание, так как сотрудник сделал надпись в нерабочее время (апелляционное определение Новосибирского областного суда от 11.08.2022 по делу № 33–7861/2022)

Такт обучение

Часто, люди с аутизмом, пороками развития или задержками языка имеют затруднение для получения новых тактов. Многие исследователи в области речевого поведения и пороками развития рассмотрели более процедур интенсивного обучения для того, чтобы научить такты к этим лицам.

Конкретные типы запросов могут быть использованы для того, чтобы сделать тактичность ответ более вероятно. Например, задавая ученику вопрос «что это?» (Это было бы пример нечистого такта) была использовано для запроса правильного ответа (такта этой подсказка может быть утрачена, пока обучаемые не может излучать чистый такт).

Звукоподражательные подсказки (учитель повторяет правильный ответ, который ученик должен эхо) также были использованы для подготовки ответов такта. Kodak и Clements (2009) обнаружили, что звукоподражательные тренировки до тренировки такта были более эффективными при увеличении независимых ответов такта.

Скиннер (1957) предположил , что словесные operants были функционально независимы, а это означает , что после обучения одного словесных Оперантного человек не может быть в состоянии излучать топографический же реакцию при различных условиях стимула. Например, ребенок может быть в состоянии просить воду, но не может быть в состоянии тактичности воды.

Исследователи в настоящее время изучают процедуры , которые могут способствовать генерализации через словесные operants. Некоторые исследования показали, что , например, после обучения ребенка MAND для предметов, они могут затем тактичность их , а также без непосредственного обучения.

Многочисленные исследования нашли поддержку для появления ответов тактильных без непосредственного обучения. Эти учебные процедуры особенно важны для людей с аутизмом и отклонениями в развитии , потому что ученик может получить дополнительные навыки без непосредственного времени обучения.

Уроки деликатности

что такое деликатность
Но конечно, стоит учить ребенка такту в детстве. Тогда он лучше усваивается. А также стоит помнить, что примеры такта и деликатности дети часто копируют со своих родителей. Поэтому если ваше чадо невоспитанное и грубит взрослым, подумайте, а вы не поступаете так же?
Преподносить уроки деликатности ребенку нужно не все сразу, а постепенно. Сначала научить его уважать взрослых, а потом уступать место в автобусе. Объясняя ребенку правила поведения в обществе, следует учить его основам психологии. Такое необычное и полезное качество – слушать собеседника, обязательно нужно внушать ребенку. Когда чадо подрастет, и будет понимать, что хорошо, а что плохо, нужно на примерах объяснять какие вопросы считаются деликатными, а какие нет. Вообще, стоит много разговаривать с ребенком. Так и у него словарный запас расширится, и общаться он будет любить, а также он будет получать от вас знания, учиться лучше понимать человека как посредством слов, так и по жестам.

А когда ребенок достигнет 8-10 лет, то его желательно отдать в школу актерского мастерства. Кажется, какая тут может быть связь между деликатностью и навыками сценической речи? А оказывается, большая. Ведь только контролируя свои фразы и эмоции и развивая память, человек может достичь немалых успехов как в познании себя, так и окружающих.

Ну а главное, что родители могут сделать для ребенка, это всегда одергивать его тогда, когда он совершает ошибки. И потом не забывать ему на них указывать и прорабатывать их. Ведь именно на ошибках учиться проще всего. Ребенок может знать много теории, но только благодаря практике к нему придет чувство деликатности и такта.

Чувство такта (михаил шаргородский) / проза.ру

В общении между людьми одно из самых приоритетных значений имеет чувство такта. Быть может люди даже не всегда правильно могут объяснить, что такое чувство такта. Однако, если общение взаимоприятно, значит люди, на интуитивном уровне, ведут себя тактично относительно друг друга.

Что же обозначает понятие «такт»? В переводе с латинского слово «такт» означает прикосновение. Говоря о тактичности, чувстве такта, имеют в виду некоторое, от природы данное или приобретенное в процессе воспитания, чувство меры или вкуса, умение в любой ситуации «поставить себя» на место другого человека. Благодаря этим умениям человек чувствует как себя вести в каждой конкретной ситуации, чтобы быть правильно понятым и не обидеть окружающих.

Как быть Леди:  Пора что-то менять! Как определить ту самую «токсичность в команде» комментарии инженера / Хабр

Чувство такта, как правило — врожденное, оно растёт из самоуважения и проявляется в уважении к другому человеку.

Если его почти нет, на него можно поднатаскать в раннем детстве. Позже, к сожалению, почти невозможно — т.е. естественно получаться уже не будет, надо все время держать себя под напряженным контролем.

Чувство такта всегда требует от человека чего-то большего, чем просто слепого механического действия в соответствии с общепринятыми правилами.

Тактичный человек, основываясь на тонком чувствовании, умеет понять потребности и переживания другого. Поэтому такой человек, как правило, старается предупредить и не допустить те ситуации, которые создают неловкость, или доставляют другому неприятности.

Уже много лет, когда мне приходится говорить о чувстве такта, я привожу один пример.

Маленький мальчик шести лет пошел в школу, в нулевой класс.

Учительница что-то рассказывала им о фламинго. И сказала, что фламинго — это дикие собаки, живущие в Австралии. Мальчик сказал матери, что он понял, что учительница ошиблась. Дикие собаки — это динго, а фламинго — большая розовая птица. Но ничего не сказал учительнице, чтобы она себя неловко не почувствовала.

Это, вне сомнения, врожденное чувство такта. Дай то Бог, чтобы такое чувство было и у взрослых.

Тактичный человек никогда не станет жестко оспаривать чужое мнение, если он даже полностью убежден в своей правоте, и не станет вмешиваться в чужие дела, особенно, если его об этом не просят.

Такой человек всегда и во всем стремится найти так называемую «золотую середину». Тактичность, или чувство такта — это умение вести себя в любой обстановке сдержанно, в соответствии с этическими нормами. Люди, которые обладают чувством такта, очень милы и приятны в общении, они не только следуют негласным правилам сами, но и умеют понимать собеседника, и не допускают неловких ситуаций. Они стараются быть уравновешенными, контролируют эмоции, и не демонстрируют свои симпатии и антипатии.

Самое главное, что отличает тактичное поведение от бестактного — это умение подумать не только о своих желаниях, потребностях и побуждениях, но и о том, насколько это удобно и приятно для собеседника.

Присутствие чувства такта зачастую скрашивает нашу жизнь и общение с людьми. И наоборот, бестактность — первопричина большинства наших стрессовых ситуаций, и, как следствие, сердечных недомоганий.

Бестактность — отсутствие чувства такта, меры и вкуса, проявляется в неумении человека находить «золотую середину», контролировать свое поведение, управлять своими эмоциями.

 Бестактность может проявляться в фамильярности, когда человек специально или неосознанно нарушает определенную дистанцию, существующую между людьми разного возраста, социального статуса и т.д.

Бестактность — неуважение, эгоизм, нарушение этики. И хотя люди зачастую очень стремятся изжить в себе эти качества, не всегда такая задача может быть решена быстро, в большинстве случаев, чтобы воспитать в себе чувство такта, необходимо серьёзно работать над собой не один год.

Невежливость, грубость, повышенная тональность в разговоре, очень болезненно воспринимаются людьми, не только как бестактность, но и как прямая недоброжелательность.

Если внимательно проанализировать, то именно такие проявления зачастую приводят к разрыву отношений.

Можно ли воспитать в себе чувство такта? Безусловно, можно, и даже нужно.

Но для этого недостаточно просто знать наизусть все учебники по этикету, и просто следовать правилам. В любой ситуации, перед тем как произнести просьбу или предложение, следует поставить себя на место другого. Уместно ли для него сейчас звучат ваши слова? Не задевают ли они его чувств? Удобно ли ему сейчас говорить вообще? И только если Вы не видите в этом ничего плохого, это можно произнести.

Почти всегда, здесь непременным условием является соблюдение чувства меры: не нужно чрезмерно лезть к человеку с расспросами, лишними придирками или комплиментами.

Само собой подразумевается, что человек контролирует свои

эмоции: не смеется во все горло, не вскрикивает от удивления, не кричит от восторга.

Тактичный человек не только хорошо воспитан и вежлив, но и умеет не ставить других в неловкое положение, чувствует границы общения и оттого всегда приятен и комфортен в разговоре.

Мне хотелось бы привести два примера.

На достаточно солидном служебном совещании, руководитель среднего уровня, выступая, сказал: «Поскольку мне известно мнение высшего руководителя по этим вопросам, я не могу позволить себе высказывать другое мнение». Все почувствовали, что у этого профессионала есть другое мнение, но во имя правильного, или неправильного понимания чувства такта, он им жертвует. Мне казалось, что это неправильная позиция. Наверное, можно было найти приемлемую форму изложения, и не отказываться от своего мнения, которое, возможно, было гораздо продуктивнее, чем официальная позиция.

Другой пример. На научном симпозиуме выступает с докладом молодой ученый. В своем выступлении он упомянул одного маститого ученого, сказав, что согласен (или не согласен) с некоторыми положениями его трудов. Тут же от одного из пожилых коллег последовала реплика примерно такого содержания: «Молодой человек, как Вы себе позволяете иметь суждение об ученых, которые по своему статусу намного выше Вас?».

Оставляя в стороне неэтичность и бестактность подобной реплики, хотелось бы сказать о том, что такая позиция способна на корню загубить все новое, любую творческую мысль, и стать непреодолимой преградой на пути прогресса.

Как быть Леди:  Сепарация от родителей - Психолог Татьяна Панова | Москва

Если бы Эйнштейн боялся ниспровержения научных деятелей, бывших до него, то как бы он, еще, будучи достаточно молодым, создал свою теорию, которая сегодня признана всем миром и является фундаментом многих отраслей науки?

Известно, что К.Маркс и Ф.Энгельс, на поручение написать «Манифест Коммунистической партии», выдвинули одно условие: право на непризнание авторитетов. Это позволило им, совершенно молодым людям, создать труд, на долгие годы ставший маяком для революционных движений.

Позволю себе напомнить, что Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Никому никогда не приходило в голову называть вышеуказанных лиц бестактными.

Мне хотелось бы высказать свое убеждение в том, что нельзя и не нужно, а иногда и преступно хоронить свои убеждения, или даже просто мнение, из-за опаски заслужить ярлык бестактного человека. Здесь вопрос всегда может быть сведен к поиску надлежащей формы изложения, а не к ущербу содержания.

При всей важности понятия «такт», нельзя упускать из виду, что это только одна из составляющих более обширного понятия «Этикет».

Этикет, в нынешнем понимании — это совокупность правил и установленный порядок, регламентирующие внешние проявления человеческих отношений. При этом, надлежаще выстроенный этикет не усложняет, а упрощает, и делает приятнее повседневную жизнь. Его правила основаны на таких нравственных понятиях и категориях, как вежливость и доброжелательность, тактичность и корректность, порядочность и правдивость, благородство и доброта.

К великому сожалению, в современном обществе не слишком популярно само понятие «этикет». Очень многие полагают, что это только для буржуазного, или светского общества. Ошибочность такой позиции хотя и очевидна, но признается пока далеко не в полной мере. Но явный прогресс все же прослеживается.

Усвоение правил этикета способствует развитию чувства такта — умения говорить и действовать с учетом индивидуальных психологических особенностей и настроений других людей, приучает сохранять собственное достоинство и уважать окружающих даже в сложных и конфликтных ситуациях.

Этикет помогает человеку удерживаться от неблаговидных и недостойных поступков. Владение правилами этикета облегчает общение с партнерами, устраняет скованность, позволяет не нанести им оскорбление или обиду и вместе с тем — не уронить собственное достоинство.

Этикет также устраняет сложности во взаимоотношениях, возникающие вследствие различия культур и воспитания.

Вот как выдающиеся философы формулировали свое мнение по этим вопросам:

«Мы должны развивать в себе чувство тактичности, иначе, заслужив расположение людей, мы можем легко потерять его. Дорого платится человек за этот урок в жизни и, к несчастью, не может избавить потомство от такого же тяжкого расхода». (Гете)

«Хороший вкус, такт и воспитанность связаны между собой куда теснее, чем желательно считать. Такт — это хороший вкус в поведении и манере держать себя, а воспитанность — хороший вкус в беседе и речах». ( де Шамфор)

Поскольку зачастую общение людей происходит в форме застолья, можно отметить, что предпочтительные темы для застольной беседы — искусство, культура, спорт. В гостях не принято:

— расспрашивать хозяев о том, о чем бы им не хотелось;

— рассказывать, подшучивать над приглашенными гостями;

— молчать или слишком много говорить за столом, уходить сразу после принятия пищи;

Во время беседы не рекомендуется:
— спорить о политике или религии, повышать голос, горячиться;
— раздражаться, начисто отвергать точку зрения собеседника.

Высказывается, как мне кажется, очень справедливое мнение, что обладать чувством такта и вести себя тактично — не одно и тоже!
Можно достаточно быстро научиться вести себя тактично, соблюдая нормы внешнего этикета, но при этом оставаться в душе бестактным, высокомерным и грубым человеком, не уважающим других людей.
Истинное чувство такта идёт от души, и только тогда оно неподдельно. Чтобы научиться вести себя тактично, необходимо, как минимум, научиться уважать других людей, быть внимательным к ним, освоить и соблюдать нормы этикета во взаимоотношениях.
А чтобы обрести глубокое благородное чувство такта, ко всему выше перечисленному нужно ещё приплюсовать постоянный и неустанный духовный рост.
Тактичность для достойного человека становится естественной, потому, что он отлично чувствует других людей и всё происходящее, и стремится поступать достойно, на основе уважения, внимательности к людям и этике.
Любители классификаций так формулируют главные качества, которые лежат в основе такта и тактичности:
Уважение, внимательность и заинтересованность в окружающих людях — способность ценить их достоинства.
Умеренность или чувство меры, способность избегать крайностей, и не переходить грань.
Благодарность к людям — способность ценить то, что люди для тебя делают и вести себя подобающим образом.
Этика — умение достойно держаться и вести себя в соответствии с нормами этикета.
Дипломатичность — обладание определённым набором качеств и инструментов для свободы общения.
Самообладание — умение не срываться, управлять своими эмоциями, своим состоянием, контролировать себя.
Конечно, это не весь список качеств и навыков, которые составляют тактичность, но определенное представление об этом можно составить.
В заключение, мне хотелось бы повторить: «Нет задач не решаемых. Есть задачи не решенные». И если человек всей душой что-то захочет, и будет работать в этом направлении, то у него обязательно все получится!

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий