Бихевиоризм в психологии – что такое кратко и понятно

Бихевиоризм в психологии – что такое кратко и понятно Женщине

Глава 9. бихевиоризм: предшествующее влияние

Наука о поведении

Во втором десятилетии XX века, менее чем через 40 лет после того, как Вильгельм Вундт формально основал психологию, наука пережила момент коренного пересмотра своих основ. Психологи больше не превозносили возможности интроспекции, сомневались в существовании психических элементов и не соглашались с тем, что психология должна оставаться чистой наукой.

Движение функционализма было не столько революционным, сколько эволюционным. Функционалисты не стремились намеренно изничтожать положения Вундта и Титченера. Вместо этого они внесли в него некоторые коррективы — что-то добавили здесь, что-то подправили там, — и вот с течением времени возникла новая форма психологии.

Это была скорее тихая перестройка изнутри, а не мощная атака извне. Лидеры функционалистов были не настолько амбициозны, чтобы добиваться официального признания. Свою роль они видели не столько в разрушении прошлого, сколько в построении нового на основе старого. Поэтому переход от структурализма к функционализму в самый момент своего осуществления не был очевиден.

Такова была ситуация в области психологии в США во втором десятилетии XX века: развивался функционализм, но структурализм все еще удерживал свои сильные, хотя уже не исключительные позиции.

В 1913 году обе позиции были опротестованы. Это было намеренное и запланированное нападение, тотальная война против обеих точек зрения. Автор этой акции не хотел никаких модификаций прошлого, никаких компромиссов с ним.

Новое течение получило название бихевиоризма*, а его лидером стал тридцатипятилетний психолог Джон Б. Уотсон. Всего за десять лет до этого Уотсон получил степень доктора философии в Чикагском университете. В те времена — в 1903 году — Чикаго был центром функциональной психологии, то есть одного из течений, которое Уотсон вознамерился сокрушить.

Основные положения бихевиоризма Уотсона были просты, смелы и прямы. Он призывал научную психологию заниматься только наблюдаемым поведением, которое можно объективно описать в терминах «стимул-реакция». Позднее психология Уотсона отвергнет все концепции и термины, касающиеся процесса мышления.

Уотсон особенно упорствовал в опровержении концепции сознания. Он говорил, что еще никто и никогда «не видел, не трогал, не нюхал, не пробовал на зуб и двигал» сознания. Сознание – «это не более чем научное допущение, столь же недоступное для опытной проверки, как старое понятие «души»» (Watson & McDougall. 1929. P. 14).

Основные идеи движения бихевиоризма не были порождены Уотсоном — они развивались в психологии и биологии в течение многих лет. Уотсон, как и все основатели учений, развил идеи и положения, которые соответствовали интеллектуальному «духу времени».

Настойчивое требование Уотсона большей объективности в психологии для 1913 года не было чем-то необычным. Такой подход имел длинную предысторию, восходившую к Декарту, попытки которого объяснить функционирование организма человека на основе простых механических представлений были первыми шагами на пути к большей объективности.

Наиболее важной фигурой в истории объективизма был французский философ Опост Конт (1798-1857), основатель учения, получившего название позитивизма* и ставившего во главу угла только позитивное знание (факты), истинность которых не вызывает сомнений.

Согласно Конту, единственно истинным знанием является знание, социальное по своей природе и объективно наблюдаемое. Эти критерии совершенно исключают из рассмотрения интроспекцию, зависящую от личного, индивидуального сознания и не являющуюся объективно наблюдаемой.

В первые годы XX века «духом времени» в науке был именно позитивизм. Уотсон редко обсуждал положения позитивизма — как, впрочем, и большинство американских психологов того времени, — но все они «действовали, как позитивисты, даже если отказывались навешивать ярлыки» (Logue. 1985Ь. Р. 149)

https://www.youtube.com/watch?v=_gpUBtnRscs

Таким образом, к тому времени, когда Уотсон начал работать над бихевиоризмом, объективистские, материалистические и механистические влияния были достаточно сильны. Их воздействие было настолько существенным, что неизбежно привело к появлению нового вида психологии, в которой не упоминалась ни душа, ни сознание, ни разум, — психологии, которая принимала во внимание только то, что можно увидеть, услышать или потрогать. Неизбежным результатом этого подхода стало появление науки о поведении, рассматривающей людей как некие машины.

Влияние зоопсихологии на бихевиоризм

Уотсон указал на отчетливую связь между зоопсихологией и бихевиоризмом: «Бихевиоризм представляет собой прямое продолжение исследований поведения животных, проведенных в первые десятилетия двадцатого века» (Watson. 1929. Р. 327). Мы можем с уверенностью назвать зоопсихологию, развивающуюся на основе эволюционной теории, предшественником программы Уотсона; она привела к попыткам продемонстрировать наличие разума у низших организмов и показать непрерывность перехода от разума животных к разуму человека.

В главе 6 мы отметили работы двух пионеров зоопсихологии — Джорджа Джона Романеса и Конвея Ллойда Моргана. Благодаря выдвинутому Морганом закону экономии и его приверженности к экспериментальным, а не к словесным, методикам, зоопсихология стала более объективной наукой.

В 1889 году Альфред Бине опубликовал труд «Психическая жизнь микроорганизмов» (T/ie Psychic Life of Microorganisms), в котором он высказал предположение, что одноклеточные организмы обладают способностью воспринимать и различать предметы, а также способностью целенаправленного поведения.

В 1908 году Френсис Дарвин (сын Чарльза Дарвина) обсуждал вопросы наличия сознания у растений. Изучая становление зоопсихологии в Соединенных Штатах, мы обнаруживаем неослабевающий интерес к процессам сознания у животных — что, впрочем, неудивительно, так как еще долгое время ощущалось влияние воззрений Романеса и Моргана.

Заметки о Жаке Лебе

Значительный шаг в сторону большей объективности зоопсихологии был сделан Жаком Лебом (1859-1924), немецким психологом и зоологом, который, как известно, принимался поливать свой газон, как только начинался дождь. Он работал в нескольких научных учреждениях Соединенных Штатов, включая и Чикагский университет.

Выступая одновременно против традиций антропоморфизма Романеса и методов интроспекции, Леб разработал теорию поведения животных на основе концепции тропизма* или вынужденных движений (Pauly. 1990). Леб считал, что животные автоматически реагируют на раздражение.

Хотя подход Леба к зоопсихологии с полным основанием можно называть объективным и механистическим, следует отметить, что он все же не смог отбросить все прошлые представления. Он не отрицает наличия сознания — в частности, у высокоразвитых животных, стоящих на достаточно высокой ступени эволюционной лестницы.

Разъясняя свою позицию, Леб говорил о том, что сознание у животных проявляется в виде ассоциативной памяти*; это означает, что животных можно научить определенным образом реагировать на определенный раздражитель.

Если животное откликается на свое имя или реагирует на определенный звук, подходя к тому месту, где оно обычно получает пищу, это является свидетельством некоей мысленной связи, ассоциативной памяти. Таким образом, даже в механистическом подходе Леба все-таки присутствует идея сознания (Loeb. 1918).

Уотсон прослушал курс у Леба в Чикагском университете и надеялся провести исследования под его руководством, выказывая свою симпатию (или, по крайней мере, интерес) к механистическим взглядам Леба. Однако Энджелл и еще один преподаватель факультета, нейролог Дональдсон Х. Х.

Крысы, муравьи и разум животных

К началу XX века специалисты по экспериментальной зоопсихологии трудились не покладая рук. Роберт Йеркс начал свои исследования в 1900 году, используя в опытах самых разнообразных животных: его работы усилили позиции и влияние сравнительной психологии.

Как быть Леди:  Семейный кодекс расторжения брака: порядок развода, обязанности

В 1900 году У. С. Смолл из университета Кларка изобрел лабиринт для крысы. С тех пор белая крыса в лабиринте стала непременным атрибутом стандартного метода исследований процессов обучения. Понятие сознания каким-то образом продолжало вторгаться в зоопсихологию — осознанные действия обнаружили даже у белой крысы, бегающей по лабиринту. Объясняя поведение крысы, Смолл использовал такие термины, как «образ» и «идея».

Бихевиоризм в психологии – что такое кратко и понятно
 Голодная крыса, помещенная в лабиринт, может свободно ходить по лабиринту, пока не найдет себе еду.

Несмотря на то, что заключения Смолла были более объективными, чем те, к которым пришел Романес с его антропоморфизмом, они явились отражением психических процессов и даже отдельных психических элементов. В начале своей карьеры Уотсон подпал под то же влияние.

В 1906 году Чарльз Генри Тернер, известный афро-американский исследователь в области сравнительной психологии, опубликовал статью под названием «Некоторые предварительные замечания о поведении муравьев». Уотсон сделал обзор этой статьи в престижном научном журнале «Психологический бюллетень», в котором высоко оценил ее.

Именно в этом обзоре Уотсон впервые применил слово «поведение» (англ. behavior), которое почерпнул из заголовка статьи Тернера. Видимо, это был первый случай, когда Уотсон применил этот термин в печати, — правда, он уже ранее использовал его в своей заявке на получение гранта (Cadwallader. 1984. 1987).

К 1910 году было образовано уже около восьми лабораторий, занятых исследованиями в области сравнительной психологии. Самыми первыми были лаборатории в Кларке, Гарварде и в Чикагском университете. Многие университеты предлагали учебные курсы на эту тему.

Обратите внимание на заглавие книги Уошбэрн «Разум животных». Настойчиво проводится мысль о наличии сознания у животных, как это делалось в методе интроспекции, где проводилась аналогия разума животных с человеческим. Уошбэрн отмечает: «Мы обязаны признать, что все психические интерпретации поведения животных должны проводиться по аналогии с поведением человека…

Несмотря на то, что работа Уошбэрн была первым для того времени подробным исследованием психологии животных, она обозначила и конец эпохи. «После нее ни в одной работе, посвященной поведению, уже не упоминается о процессах мышления. Те вопросы, которые интересовали Герберта Спенсера, Ллойда Моргана и Йеркса, вышли из моды и в основном исчезли из литературы.

Независимо от того, с чем человек имел дело — с поведением или с разумом, быть специалистом в области зоопсихологии было чрезвычайно сложно. Эта область не рассматривалась законодателями и администрациями университетов как имеющая практическое значение.

Студенты, которые учились в лаборатории Йеркса, не найдя работы по сравнительной психологии, перешли работать в прикладные области. Те, кто имел какое-то положение в университете, прекрасно понимали, что были первыми кандидатами на увольнение в случае сокращения на кафедре. Во времена финансовых затруднений в первую очередь увольняли именно специалистов по зоопсихологии.

У самого Уотсона тоже были трудности в начале карьеры. «Мне очень трудно сейчас вести работу, — писал он Йерксу в 1904 году, — у нас совсем нет места для содержания животных и нет средств для проведения опытов, даже если бы место нашлось» (цит. по: O’Donnell. 1985. Р. 190)

В 1908 году было опубликовано всего лишь шесть работ, посвященных исследованию животных, что составляло 4 процента всех публикаций на тему психологии за год. В 1909 году, когда Уотсон во время конференции АРА предложил Йерксу собрать на общий обед всех специалистов по зоопсихологии, он прекрасно понимал, что все они смогут поместиться за одним столом — все девять человек.

В справочном издании Кеттела «Ученые Америки» только 6 из 218 перечисленных психологов указали, что они активно занимаются исследованием поведения животных. Перспективы карьеры, очевидно, были неутешительными, и все-таки эта область науки продолжала развиваться благодаря преданности тех немногих, кто продолжал в ней работать.

Журнал «Поведение животных», позднее получивший название «Сравнительная психология» (Journal of animal behavior, journal of comparative psychology) начал издаваться в 1911 году. В 1909 году в Соединенных Штатах получили известность работы русского физиолога Ивана Павлова, благодаря статьям, написанным Йерксом и русским студентом Сергеем Маргулисом. Работы Павлова поддерживали подход объективной психологии — и, в частности, бихевиоризм Уотсона.

Зоопсихология как область науки была создана и продолжала развиваться в направлении большей объективности — как в своих методах, так и в предмете изучения. Работы, нс соответствующие этому критерию, постепенно исчезли из литературы.

Прежде чем перейти к рассмотрению дополнительных влияний на развитие бихевиоризма Уотсона, мы расскажем вам о самой известной в истории психологии лошади.

Самая умная лошадь Ганс

В начале нашего века практически каждый образованный человек в западном мире читал про Ганса — чудо-лошадь — самом умном четвероногом создании, когда-либо встречавшемся на нашей земле. Лошадь проживала в Берлине, в Германии, но была широко известна как в Европе, так и в Соединенных Штатах.

Ганс умел складывать и вычитать, оперировать простыми и десятичными дробями, читать, составлять слова, указывать время, различать цвета, идентифицировать предметы, показывал чудеса памяти. Он отвечал на поставленные вопросы, либо постукивая копытом определенное количество раз, либо кивая головой в направлении нужного предмета.

«Сколько присутствующих здесь джентльменов носят соломенные шляпы?» — спрашивают Ганса.

Умный Ганс выстукивает ответ правой ногой, при этом не забывая пропустить соломенные шляпки дам. «Что эта дама держит в руке?» Лошадь выстукивает «Зонт», указывая каждую букву на специальной схеме. Ганс неизменно успешно различал зонты и тросточки, а также соломенные и фетровые шляпы.

Более того, Ганс прекрасно умеет думать. Когда ему задают совершенно произвольный вопрос — например, сколько углов у окружности, он качает головой из стороны в сторону. показывая, что углов нет. (Fernald. 1984. P. 19.)

Неудивительно, что люди были озадачены. Неудивительно, что владелец Ганса, Вильгельм фон Остен, отставной преподаватель математики, доволен своими достижениями. Он потратил несколько лет, чтобы научить Ганса основам человеческого мышления. Мотивы его титанических усилий были чисто научными.

Он поставил себе целью доказать, что Дарвин абсолютно прав в своем предположении о сходстве мыслительных процессов у человека и у животных. Фон Остен был искренне убежден в том, что лошади и другие животные остаются неразумными по той простой причине, что им не предоставляется достаточного образования. Он полагал, что при правильном обучении лошадь сможет доказать, что она является разумным существом.

Фон Остен не извлекал из выступлений Ганса никакой финансовой выгоды. Он не брал платы за те выступления, которые устраивал во дворе своего дома, и ничего не приобрел в результате своей известности.

Для изучения дарований Умного Ганса была учреждена правительственная комиссия, которая должна была выяснить, что это — трюк, обман или реальность. В состав комиссии входили директор цирка, ветеринар, объездчик лошадей, аристократ, директор берлинского зоопарка и психолог Карл Штумпф из Берлинского университета.

В сентябре 1904 года, после длительного расследования, комиссия пришла к выводу, что Ганс не получал никаких внешних сигналов от своего хозяина. Не было ни мошенничества, ни обмана. Но Штумпф был не вполне удовлетворен. Ему было не понятно, каким образом лошадь правильно отвечает на такое количество самых разнообразных вопросов.

Как быть Леди:  13 видов сексуальной ориентации, о которых ты могла не знать |

Идея одного эксперимента пришла Фунгсту в голову после представления, когда Ганс отвечал на вопросы, а его владелец фон Остен даже при этом не присутствовал. Фунгст сформировал две группы людей, которые задавали вопросы. В первой группе люди знали ответы на те вопросы, которые задавали лошади, а во второй группе — не знали.

И тут выяснилась важная подробность: лошадь давала правильные ответы только тем людям, которые сами знали ответы на свои вопросы. Очевидно, Ганс каким-то образом получал информацию от тех, кто задавал ему вопросы, — даже если этот человек был ему не знаком.

После серии контрольных экспериментов Фунгст пришел в заключению, что Ганс ненамеренно побуждается к постукиванию копытом, воспринимая малейший кивок головы фон Остена. Как только лошадь топнет ногой достаточное количество раз, фон Остен автоматически кивает головой, и лошадь воспринимает это как сигнал к окончанию.

Таким образом, выяснилось, что Ганс не является кладезем познаний. У него просто был развит условный рефлекс, который выражался в том, что он начинал топать ногой или кивать в сторону предмета, когда задающий вопрос совершал определенное движение.

Позднее лошадь была обучена прекращать постукивание, когда совершалось противоположное движение. Во время всего периода обучения фон Остен поощрял Ганса, давая ему морковку или кусочек сахара при каждом правильном ответе. На определенном этапе обучения потребность поощрять Ганса при каждом правильном ответе отпала — теперь его вознаграждали изредка, во время перерывов.

Случай с Умным Гансом иллюстрирует важность применения экспериментального подхода к изучению поведения животных. Он заставил психологов более скептически относиться ко всякого рода заявлениям о разуме животных. Тем не менее, стало ясно, что животные способны обучаться и менять свое поведение в зависимости от условий. Уже мало кто сомневался в том. что экспериментальное изучение животных намного полезней абстрактных размышлений на тему, что может происходить в их голове, — со ссылками на их разум и сознание. Отчет Фунгста об опытах с Умным Гансом был рассмотрен Джоном Б. Уотсоном; знакомство с итогами исследования еще более укрепило его в убеждении, что психология должна иметь дело с понятием не сознания, но поведения (Watson. 1908).

Эдвард Ли Торндайк (1874-1949)

Торндайк, который так никогда и не научился водить машину, был одним из наиболее авторитетных исследователей зоопсихологии. Он разработал объективную, механистическую теорию научения, в которой основное влияние уделялось внешнему поведению. Он полагал, что психология должна изучать поведение, а не психические элементы или опыт сознания.

Торндайк усилил тенденцию к большей объективности, о которой говорили еще функционалисты. Он интерпретировал научение не в субъективных терминах, но в терминах конкретных связей между раздражением и реакцией — хотя иногда и допускал некоторые ссылки на сознание и психические процессы.

Работы Торндайка и Ивана Павлова явились примером одновременного независимого открытия. Торндайк открыл свой закон эффекта в 1898 году, а Павлов открыл аналогичный закон подкрепления в 1902 году, но прошло еще много лет, прежде чем психологи заметили сходство между ними.

Страницы жизни

Эдвард Ли Торндайк был одним из первых американских психологов, который получил полное образование в Соединенных Штатах. Важно то, что это было уже возможно. Ему не пришлось ехать в Германию для написания диссертации — и это всего через два десятилетия после возникновения психологии как науки.

Интерес к психологии у него, как и у многих других, пробудился после прочтения книги Вильяма Джемса «Принципы психологии» (Principles of psychology), когда он был еще студентом старших курсов университета Уэсли в Миддл-тауне, штат Коннектикут. Позднее он учился у Джемса в Гарварде, где и начал исследовать процессы научения.

Он запланировал проведение исследований с привлечением детей в качестве субъектов эксперимента, но встретил запрет университетской администрации, которая была крайне озабочена недавним скандалом, разразившимся после того, как ученые-антропологи сняли с детей одежду, чтобы провести измерения тела.

Торндайк обучил цыплят бегать по лабиринтам, которые он импровизированно сооружал из книг, поставленных на торец. Рассказывают, что он испытывал некоторые трудности с поисками помещения для своих питомцев. Домовладелица запретила ему содержать цыплят в спальне, и он обратился за советом к Джемсу.

Торндайк не закончил образования в Гарварде. Не найдя взаимности у некоей молодой дамы, он обратился в университет Кеттела, Колумбия, чтобы уехать подальше от Бостона. Кеттел предложил ему стипендию, и Торндайк отправился в Нью-Йорк, захватив с собой двух самых хорошо обученных цыплят.

Он продолжал исследования в Колумбии, работая с кошками и собаками, используя при этом собственноручно сконструированный «проблемный ящик». В 1898 году он получил докторскую степень. Его диссертация «Разум животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных» была опубликована вместе с исследованиями по ассоциативному научению цыплят, рыб и обезьян.

Целеустремленный и амбициозный, Торндайк написал своей невесте: «Я решил за пять лет достигнуть самых вершин психологии, потом буду преподавать еще десять лет, а затем уйду из науки» (цит. по: Boakes. 1984. P. 72). Он недолго работал в области зоопсихологии, решив, что это ему больше не интересно.

В 1899 году Торндайк стал преподавателем психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Там он работал с людьми, применяя методы исследования животных. Вся его дальнейшая деятельность была посвящена проблемам обучения людей — в частности, тестированию для определения интеллектуального уровня.

Он написал несколько книг и действительно достиг вершин, как и собирался: в 1912 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации. Торндайк прилично разбогател на издании своих книг и тестов; к 1924 году его годовой доход составил почти 70 тысяч долларов, что в те времена было просто чудовищной суммой (Boakes. 1984).

Примечания

  1. 12Mecca Chiesa.Radical Behaviorism: The Philosophy and the Science. — Boston: Cambridge Center for Behavioral, 1994-03-01. — 241 с. — ISBN 9780962331145.
  2. John Staddon.The New Behaviorism: Second Edition. — 2 edition. — N. Y.: Psychology Press, 2021-03-08. — 294 с. — ISBN 9781848726888.
  3. Staddon, J. Theoretical behaviorism. Philosophy and Behavior. (45) in press.
  4. 123B.F Skinner.Selection by Consequences (англ.).
  5. Karola Dillenburger, Michael Keenan.34 // None of the As in ABA stand for autism: Dispelling the myths. — 2009-07-01. — 193 с.
  6. DeVries, J. E. AIDS prevention : Improving nurses’ compliance with glove wearing through performance feedback : [англ.] / J. E. DeVries, M. M. Burnette, W. K. Redmon // Journal of Applied Behavior Analysis  (англ.). — 1991. — Vol. 24, no. 4. — P. 705—711. — doi:10.1901/jaba.1991.24-705. — PMID1797773. — PMC1279627.
  7. Brothers, K.J.; Krantz, P.J.; McClannahan, L.E. Office paper recycling: A function of container proximity (англ.) // Journal of Applied Behavior Analysis  (англ.) : journal. — 1994. — Vol. 27, no. 1. — P. 153—160. — doi:10.1901/jaba.1994.27-153. — PMID 16795821.
  8. Dardig, Jill C.; Heward, William L.; Heron, Timothy E.; Nancy A. Neef; Peterson, Stephanie; Diane M. Sainato; Cartledge, Gwendolyn; Gardner, Ralph; Peterson, Lloyd R.; Susan B. Hersh. Focus on behavior analysis in education: achievements, challenges, and opportunities (англ.). — Upper Saddle River, NJ: Pearson/Merrill/Prentice Hall, 2005. — ISBN 0-13-111339-9.
  9. 12Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. — М.: Оперант, 2021.
  10. Gallagher, S.M.; Keenan M. Independent use of activity materials by the elderly in a residential setting (англ.) // Journal of Applied Behavior Analysis  (англ.) : journal. — 2000. — Vol. 33, no. 3. — P. 325—328. — doi:10.1901/jaba.2000.33-325. — PMID 11051575.
  11. De Luca, R.V.; Holborn, S.W. Effects of a variable-ratio reinforcement schedule with changing criteria on exercise in obese and nonobese boys (англ.) // Journal of Applied Behavior Analysis  (англ.) : journal. — 1992. — Vol. 25, no. 3. — P. 671—679. — doi:10.1901/jaba.1992.25-671. — PMID 1429319.
  12. Fox, D.K.; Hopkins, B.L.; Anger, W.K. The long-term effects of a token economy on safety performance in open-pit mining (англ.) // Journal of Applied Behavior Analysis  (англ.) : journal. — 1987. — Vol. 20, no. 3. — P. 215—224. — doi:10.1901/jaba.1987.20-215. — PMID 3667473.
  13. Drasgow, E.; Halle, J.W.; Ostrosky, M.M. Effects of differential reinforcement on the generalization of a replacement mand in three children with severe language delays (англ.) // Journal of Applied Behavior Analysis  (англ.) : journal. — 1998. — Vol. 31, no. 3. — P. 357—374. — doi:10.1901/jaba.1998.31-357. — PMID 9757580.
  14. Powers, R.B.; Osborne, J.G.; Anderson, E.G. Positive reinforcement of litter removal in the natural environment (англ.) // Journal of Applied Behavior Analysis  (англ.) : journal. — 1973. — Vol. 6, no. 4. — P. 579—586. — doi:10.1901/jaba.1973.6-579. — PMID 16795442.
  15. Hagopian, L.P.; Thompson, R.H. Reinforcement of compliance with respiratory treatment in a child with cystic fibrosis (англ.) // Journal of Applied Behavior Analysis  (англ.) : journal. — 1999. — Vol. 32, no. 2. — P. 233—236. — doi:10.1901/jaba.1999.32-233. — PMID 10396778.
  16. Kuhn, S.A.C.; Lerman, D.C.; Vorndran, C.M. Pyramidal training for families of children with problem behavior (англ.) // Journal of Applied Behavior Analysis  (англ.) : journal. — 2003. — Vol. 36, no. 1. — P. 77—88. — doi:10.1901/jaba.2003.36-77. — PMID 12723868.
  17. Van Houten, R.; Malenfant, J.E.L.; Austin, J.; Lebbon, A. The effects of a seatbelt-gearshift delay prompt on the seatbelt use of motorists who do not regularly wear seatbelts (англ.) // Journal of Applied Behavior Analysis  (англ.) : journal / Vollmer, Timothy. — 2005. — Vol. 38, no. 2. — P. 195—203. — doi:10.1901/jaba.2005.48-04. — PMID 16033166.
  18. Wong, S.E.; Martinez-Diaz, J.A.; Massel, H.K.; Edelstein, B.A.; Wiegand, W.; Bowen, L.; Liberman, R.P. Conversational skills training with schizophrenic inpatients: A study of generalization across settings and conversants (англ.) // Behavior Therapy : journal. — 1993. — Vol. 24, no. 2. — P. 285—304. — doi:10.1016/S0005-7894(05)80270-9.
  19. Brobst, B.; Ward, P. Effects of public posting, goal setting, and oral feedback on the skills of female soccer players (англ.) // Journal of Applied Behavior Analysis  (англ.) : journal. — 2002. — Vol. 35, no. 3. — P. 247—257. — doi:10.1901/jaba.2002.35-247. — PMID 12365738.
  20. Forthman, D.L.; Ogden, J.J. The role of applied behavior analysis in zoo management: Today and tomorrow (англ.) // Journal of Applied Behavior Analysis  (англ.) : journal. — 1992. — Vol. 25, no. 3. — P. 647—652. — doi:10.1901/jaba.1992.25-647. — PMID 16795790.
  21. Donald M. Baer, Montrose M. Wolf, Todd R. Risley.Some current dimensions of applied behavior analysis // Journal of Applied Behavior Analysis. — 1968. — Т. 1, вып. 1. — С. 91—97. — ISSN0021-8855. — doi:10.1901/jaba.1968.1-91.
  22. APA Handbook of Behavior Analysis (англ.). http://www.apa.org. Дата обращения: 24 февраля 2021.
  23. Behavior Analysis: Research and Practice (англ.). http://www.apa.org. Дата обращения: 24 февраля 2021.
  24. 12B. F. Skinner.About Behaviorism. — Knopf Doubleday Publishing Group, 2021-08-24. — 303 с. — ISBN 9780307797841.
  25. Staats, Arthur W. (1968). Learning, language, and cognition. New York, New York: Holt, Rinehart & Winston.
  26. Staats, Arthur W.; Staats, Carolyn K. (1963). Complex human behavior: A systematic extension of learning principles. New York, New York: Holt, Rinehart & Winston.
  27. Roy A. Moxley.Pragmatic selectionism: The philosophy of behavior analysis // The Behavior Analyst Today. — Т. 5, вып. 1. — С. 108—125. — doi:10.1037/h0100137.
  28. 123Беррес Фредерик Скиннер: Поведение организмов (неопр.) (недоступная ссылка). www.operant.ru. Дата обращения: 26 февраля 2021.Архивировано 10 сентября 2021 года.
  29. Schedules of Reinforcement – e-book (англ.), The B. F. Skinner Foundation (18 May 2021). Дата обращения 26 февраля 2021.
  30. B.F Skinner.Are Theories of Learning Necessary? (англ.). — 1950.
  31. SQAB | Welcome (англ.). Society for the Quantitative Analyses of Behavior. Дата обращения: 9 марта 2021.
  32. 123W. David Pierce, Carl D. Cheney.Behavior Analysis and Learning: Fifth Edition. — 5 edition. — Hove: Psychology Press, 2021-03-18. — 608 с. — ISBN 9781848726154.
  33. Donn Byrne.The Attraction Paradigm. — 1st edition. — N. Y.: Academic Pr, 1971-06-01. — 474 с. — ISBN 9780121486501.
  34. Peter Shizgal, Andreas Arvanitogiannis.Gambling on Dopamine (англ.) // Science. — 2003-03-21. — Vol. 299, iss. 5614. — P. 1856—1858. — ISSN1095-9203 0036-8075, 1095-9203. — doi:10.1126/science.1083627.
  35. Вышел перевод фундаментального труда Б. Ф. Скиннера «Наука и человеческое поведение», nsu.ru. Дата обращения 8 марта 2021.
  36. B F Skinner.The Origins of Cognitive Thought (неопр.). www.marxists.org. Дата обращения: 8 марта 2021.
  37. Басов М. Я. Общие основы педологии. — М.—Л.: ГИЗ, 1931. — 802 с.
  38. F. Charles Mace.The significance and future of functional analysis methodologies // Journal of Applied Behavior Analysis. — 1994. — Т. 27, вып. 2. — С. 385—392. — ISSN0021-8855. — doi:10.1901/jaba.1994.27-385.
  39. L Pelios, J Morren, D Tesch, S Axelrod.The impact of functional analysis methodology on treatment choice for self-injurious and aggressive behavior // Journal of Applied Behavior Analysis. — 1999. — Т. 32, вып. 2. — С. 185—195. — ISSN0021-8855. — doi:10.1901/jaba.1999.32-185.
  40. F. Charles Mace, Thomas S Critchfield.Translational Research in Behavior Analysis: Historical Traditions and Imperative for the Future // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. — 2021-5. — Т. 93, вып. 3. — С. 293—312. — ISSN0022-5002. — doi:10.1901/jeab.2021.93-293.
  41. UK SBA (неопр.). uk-sba.org. Дата обращения: 2 марта 2021.
  42. Michael Skapinker.The 50 ideas that shaped business today (англ.). Financial Times (9 April 2021). Дата обращения: 2 марта 2021.
  43. Skapinker, Michael (11 December 2002). «Human capitalism: Does treating workers well help business too? A PwC report provides some evidence». London: Financial Times. p. 22.
  44. Eyres, Harry (19 December 2009). «Peaks in a trough year: The Slow Lane». Financial Times. p. 22. Retrieved 22 November 2021.
  45. Kellaway, Lucy (7 January 2021). «My team gets more excited by loo roll than business budgets: Work problems answered». London: Financial Times. p. 10. Retrieved 22 November 2021.
  46. Bolles, Richard N. (2021). What Color is Your Parachute. New York: Ten Speed Press. pp. 110—189. ISBN 978-1-60774-363-7.
  47. «Reinventing the deal; American capitalism» (417.8961). London: The Economist. 24 October 2021. pp. 21-24
  48. Behavior Analyst Certification Board (англ.). www.bacb.com. Дата обращения: 2 марта 2021.
  49. Hayes, S.C.; Barnes-Holmes, D. & Roche, B. (2001) Relational Frame Theory: A Post-Skinnerian account of human language and cognition. Kluwer Academic: New York.
  50. What’s New | Association for Contextual Behavioral Science (англ.). contextualscience.org. Дата обращения: 2 марта 2021.
  51. Journal of Applied Behavior Analysis (англ.). — doi:10.1002/(issn)1938-3703.
  52. Journal of the Experimental Analysis of Behavior (англ.). — doi:10.1002/(issn)1938-3711.
  53. Journal of Organizational Behavior (англ.). — doi:10.1002/(issn)1099-1379.
  54. Behavior and Social Issues (англ.). firstmonday.org. Дата обращения: 2 марта 2021.
  55. The Psychological Record (англ.). springer.com. Дата обращения: 2 марта 2021.
  56. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2021.
Как быть Леди:  Конспект классного часа "Компьютерные иры за и против" | План-конспект урока (2 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий