Акселерация — причины, признаки, методы определения, термины

Акселерация - причины, признаки, методы определения, термины Женщине

Акселерация как проявление секулярного трендера, её гигиеническое значение.

Акселера́ция или акцелерация (от лат. acceleratio —ускорение) — ускоренное развитие живогоорганизма. Обычно используется дляописания ускоренногофизиологического развитиячеловека, наблюдаемого в последние 150лет.

Влитературе так же встречаетсятермин Seculartrend (секулярныйили вековой тренд),по сравнению с термином акцелерация,понятие более широкое, охватывающеевесь комплекс морфо-функциональныхизменений современного человека.

Характеристики,которые изменяются в результатеакселерации:

  • на
    1-3 года раньше происходят физические
    и морфо-функциональные изменения,
    которые антропологами принимаются за
    признаки наступления зрелого возраста
    (смена зубов,
    окостенение скелета,
    формирование вторичных
    половых признаков);

  • увеличение
    среднего роста;

  • удлинение
    репродуктивного периода у женщин и у
    мужчин, как за счёт более раннего
    наступления половой зрелости (менархе у
    девочек, поллюции у
    мальчиков), так и позднего наступления
    (менопаузы, андропаузы).

Подакселерацией понимается ус­корениесоматического развития и физиологическогосозревания детей и подростков относительноаналогич­ных показателей у предшествующихпоколений. Однако поскольку этот жетермин часто используется и дляхарактеристики внутригрупповогорасслоения потемпам развития в пре­делахтой или иной детской популя­ции(например, «акселерированные» или«ретардированные» дети, т. е. те, у которыхбиологический возраст об­гоняетпаспортный и наоборот — см. выше), взарубежной литературе на­ходит болееширокое применение тер­мин«секулярныйтренд» — в дослов­номпереводе «вековая тенденция» —подразумевающий, что наблюдаемые явленияхарактерны в первую оче­редь для XX в.

Интересно отметить, что характер сдвиговпри внутригрупповой и межгрупповой,«вековой» ак­селерации не совпадает:так, во внутригрупповом масштабе болеепоздне­му сроку наступления половогосозревания соответствуют, как прави­ло,большие окончательные размеры тела вцелом за счет удлинения рос­товогопериода.

Акселерацияхарактеризуется сложным комплексомвзаимосвязан­ных явлений, в том численекоторыми изменениями в психическомраз­витии. Лучше всего изучены еемор­фологические и отдельныефизиоло­гические (например, срокиначала менструирования) проявления.

Наибольшеколичество исследова­ний посвященопроцессам акселера­ции у детей иподростков школьного возраста. Для нихтакже отмечено ук­рупнение размеровтела и сдвиги в уровне возрастногоразвития. В сред­нем за период с 40-хпо 80-е гг. длина тела подростков 13-15 леткак в нашей стране, так и за рубежом,увеличива­лась в среднем на 2,7 см, авес тела — на 2,3 кг за каждое десятилетие.

Осо­бенно интенсивно процессакселера­ции происходил с конца 50-хдо сере­дины 70-х гг. Параллельно сувеличе­нием размеров тела снижалсяи возраст наступления полового созревания,что особенно наглядно продемон­стрировалисдвиги возраста менархе у девочек.

Обакселерации развития свидетель­ствуюттакже данные, полученные при изучениискелетного созревания школьников, ихдвигательной функ­ции и др. Значительныевременные сдвиги отмечаются также всоотноше­ниях размеров: длины ноги кдлине ту­ловища, обхвата груди к длинетела, в индексе Кегле и т. д.

Выраженнаятенденция к увеличе­нию ростасопровождается некоторой астенизацией,когда показатели кре­пости организма,такие, как обхват груди, даже несколькоуменьшаются по сравнению с предыдущимидесяти­летиями. Рост тела в длинуобгоняет рост поперечных размеров иувеличе­ние веса тела.

Нарастаниемышечной силы в пре­жнее время шлопараллельно ускоре­нию роста длиныи веса тела. В после­дние годы отмечаетсяснижение пока­зателей динамометрии(рис. VI. 16). Достаточно упомянуть, чтосущество­вавшие пару десятилетийназад школьные нормы ГТО представляют­сясовершенно непреодолимыми для современныхдетей.

В популяции мос­ковскихшкольников резко уменьши­лась частотавстречаемости мышечно­го типаконституции. Причиной этих изменений,помимо гиподинамии и недостаточнойтренированности, мо­жет быть изменениеценностных ори­ентации — по крайнеймере, именно к такому выводу пришлиученые од­ного из японских университетов.

Акселерация, или секулярный тренд

К содержанию учебника «Антропология» | К следующей главе

Проблема акселерации, или секулярного тренда, тесно связана с обсуждаемыми в предыдущей главе средовыми факторами, влияющими на рост и развитие. Акселерации соматического развития посвящено огромное количество работ (в одном из обзоров, изданном в 1980 г. и обобщающем только исследования последнего десятилетия, упоминается свыше 200 названий: Тромбах, 1980).

Едва ли в современной ауксологии существует другое, столь же горячо обсуждаемое понятие, как акселерация. Дискуссии вызывает все: сам термин, его содержание, написание и произношение, причины акселерации и ее последствия. Поскольку наблюдения за ростом и развитием детей в разных странах продолжают оставаться одной из важнейших задач антропологии и медицины, а результаты подобного мониторинга существенно разнятся, споры о том, что такое акселерация, не прекращаются и сегодня, на рубеже столетий и тысячелетий.

Но прежде всего о самом термине. Термин «акселерация развития» (от лат. acceleratio — ускорение) был впервые введен в научную литературу немецким врачом Е. Кохом (Koch, 1953), который на основании многолетних наблюдений над разными поколениями школьников показал, что дети 30-х гг. нашего столетия во всех возрастно-половых группах оказались крупнее, чем были их родители в том же возрасте.

Под акселерацией понимается ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков относительно аналогичных показателей у предшествующих поколений. Однако поскольку этот же термин часто используется и для характеристики внутригруппового расслоения по темпам развития в пределах той или иной детской популяции (например, «акселерированные» или «ретардированные» дети, т. е. те, у которых биологический возраст обгоняет паспортный и наоборот — см. выше), в зарубежной литературе находит более широкое применение термин «секулярный тренд» — в дословном переводе «вековая тенденция» — подразумевающий, что наблюдаемые явления характерны в первую очередь для XX в. Интересно отметить, что характер сдвигов при внутригрупповой и межгрупповой, «вековой» акселерации не совпадает: так, во внутригрупповом масштабе более позднему сроку наступления полового созревания соответствуют, как правило, большие окончательные размеры тела в целом за счет удлинения ростового периода. При «вековой» акселерации зависимость прямо противоположная: более раннее наступление полового созревания сочетается с большими дефинитивными размерами тела. Эта тенденция, отмечаемая некоторыми исследователями (Властовский, 1976, Sinclair, Dangerfield, 1998), пока не получила достаточного объяснения в научной литературе.

Другой бытующий в русскоязычной научной литературе перевод того же термина «secular trend» — эпохальный сдвиг — отражает изменения природы человека на протяжении более длительного отрезка времени, выходящего за пределы столетия. Подобные тенденции также имели место в истории человечества. При этом термином «секулярный тренд» обозначают не только ускорение развития подрастающего поколения, но и изменения в развитии взрослых людей за 100-150 лет, такие, как увеличение размеров тела, удлинение репродуктивного периода, более позднее наступление менопаузы у женщин, сохранение работоспособности в пожилом возрасте, увеличение продолжительности жизни и т. д.; в этой трактовке акселерация развития является одной из составляющих секулярного тренда.

В последнее время, в связи с разнонаправленными подекадными изменениями, наблюдающимися в ряде стран в течение последних десятилетий, предлагается использовать термин «секулярные изменения», чтобы отразить возможные «плюсовые» и «минусовые» колебания происходящих временных сдвигов (van Wieringen, 1986). В зависимости от продолжительности взятых в качестве сравнения временных периодов говорят о «долговременных» или «кратковременных» изменениях, выявляемых, как правило, путем повторяющихся каждый 10 лет измерений.

Акселерация характеризуется сложным комплексом взаимосвязанных явлений, в том числе некоторыми изменениями в психическом развитии. Лучше всего изучены ее морфологические и отдельные физиологические (например, сроки начала менструирования) проявления. При этом соответствующие изменения устанавливаются либо при сопоставлении данных о развитии современных людей с аналогичными показателями, относящимися к предшествующим периодам времени, преимущественно за последние 100-150 лет (ретроспективный метод), либо путем сравнения соответствующих параметров у представителей различных возрастных когорт в пределах одной популяции (как это и было сделано основателем учения Кохом, когда показатели размеров тела у представителей различных генераций в пределах одного сообщества различаются).

Трудно с уверенностью определить начало тенденции к увеличению размеров тела, поскольку массовые обследования ростовых процессов стали проводиться относительно недавно. В большинстве высокоразвитых стран мира характерные изменения зафиксированы с начала или середины прошлого века, а в Норвегии, судя по результатам одной серии измерений, они отмечаются уже с середины XVIII в. (Харрисон и др., 1979). Что касается возраста менархе, т. е. начала менструирования, то упоминания о нем имеются даже в трудах античных и средневековых ученых.

Акселерация соматического развития имеет место уже во внутриутробном периоде жизни. Размеры тела новорожденных в различных городах нашей страны и зарубежных стран за последнее время увеличились. У детей грудного возраста этот процесс проявляется в увеличении скорости роста, в более раннем наступлении перекреста обхватных размеров головы и груди, в более раннем зарастании родничков. Удвоение массы тела у детей Москвы происходит теперь в 4 мес. вместо прежних 6. По сравнению с довоенным временем годовалые дети 70-х гг. имели длину тела на 4-5 см, а вес тела на 1,2-1,5 кг больше, чем их сверстники в предыдущих поколениях. У детей в возрасте от 1 года до 7 лет акселерация также проявляется в увеличении размеров тела, в более раннем прорезывании постоянных зубов и сроках окостенения скелета.

Наибольше количество исследований посвящено процессам акселерации у детей и подростков школьного возраста. Для них также отмечено укрупнение размеров тела и сдвиги в уровне возрастного развития. В среднем за период с 40-х по 80-е гг. длина тела подростков 13-15 лет как в нашей стране, так и за рубежом, увеличивалась в среднем на 2,7 см, а вес тела — на 2,3 кг за каждое десятилетие. Особенно интенсивно процесс акселерации происходил с конца 50-х до середины 70-х гг. Параллельно с увеличением размеров тела снижался и возраст наступления полового

Как быть Леди:  Значение слова отвязный - определение слова отвязный

созревания, что особенно наглядно продемонстрировали сдвиги возраста менархе у девочек (рис. VI. 15). Эта тенденция была многократно отмечена для нашей страны, различных стран Европы, Северной и Южной Америки, Индии, Японии и т. д. Как показали исследования, средний возраст менархе в странах Европы сместился за 100 с лишним лет с 16,5-17,5 до 12,5-13,5 года. Одновременно с этим у девочек снизился средний возраст появления других признаков полового созревания — молочных желез, волос на лобке и в подмышечных впадинах. У мальчиков ускорение полового созревания выражается в более раннем усилении роста наружных гениталий, появлении вторичных половых признаков и возникновении поллюций. Об акселерации развития свидетельствуют также данные, полученные при изучении скелетного созревания школьников, их двигательной функции и др. Значительные временные сдвиги отмечаются также в соотношениях размеров: длины ноги к длине туловища, обхвата груди к длине тела, в индексе Кетле и т. д. Так, увеличение продольного роста происходит в основном за счет увеличения длины нижних конечностей по сравнению с туловищем, что также свидетельствует об улучшении условий жизни и питания.

Выраженная тенденция к увеличению роста сопровождается некоторой астенизацией, когда показатели крепости организма, такие, как обхват груди, даже несколько уменьшаются по сравнению с предыдущими десятилетиями. Рост тела в длину обгоняет рост поперечных размеров и увеличение веса тела.

Нарастание мышечной силы в прежнее время шло параллельно ускорению роста длины и веса тела. В последние годы отмечается снижение показателей динамометрии (рис. VI. 16). Достаточно упомянуть, что существовавшие пару десятилетий назад школьные нормы ГГО представляются совершенно непреодолимыми для современных детей. В популяции московских школьников резко уменьшилась частота встречаемости мышечного типа конституции. Причиной этих изменений, помимо гиподинамии и недостаточной тренированности, может быть изменение ценностных ориентации — по крайней мере, именно к такому выводу пришли ученые одного из японских университетов.

В результате ускоренного роста дефинитивная (окончательная) длина тела реализуется в настоящее время в более молодом возрасте, чем раньше. В конце прошлого века мужчины росли примерно до 26 лет, перед второй мировой войной — до 21 года, в настоящее время — до 18-19 лет. Девушки достигают окончательной длины тела в 16-17 лет. Таким образом, размеры тела взрослых также увеличиваются, но в меньшей степени, чем у детей.

Процесс акселерации охватил все слои населения как в городе, так и сельской местности, хотя его темпы до недавнего времени в городе были выше. В последние годы появились сообщения о наличии обратной тенденции в изменениях ростовых закономерностей. Вероятно, это связано с затуханием акселерации в городских популяциях, в сельских она продолжается или даже усиливается. Что касается социальной стратификации, то, по данным зарубежных исследователей, акселерация протекала более интенсивно у представителей беднейших слоев населения. При этом эпохальный сдвиг перекрыл различия между социальными классами, и, хотя они все еще существуют, средний английский мальчик любого возраста в наши дни выше, чем его ровесник из высших слоев общества конца XIX в. (Харрисон и др., 1979). Однако и в наши дни есть свидетельства того, что дети в сверхобеспеченных, элитарных семьях по-прежнему обгоняют своих родителей.

Процесс акселерации наблюдается в популяциях различной этнической принадлежности, хотя и протекает с разной степенью интенсивности. В республиках бывшего СССР увеличение размеров тела наблюдалось у представителей и европеоидной, и монголоидной расы — бурят, киргизов, казахов (Властовский, 1976). Увеличение размеров тела в подростковом возрасте описано также у японцев, эскимосов и индейцев Канады, негров юга Африки и даже низкорослых бушменов. В то же время среди так называемых традиционных популяций существует немало таких, которые еще не охвачены акселерацией, очевидно, в силу того, что их пока не коснулся процесс модернизации.

Известно много гипотез о причинах акселерации и секулярного тренда в целом. Предполагаемые факторы акселерации (подобно факторам, влияющим на рост в постнатальном онтогенезе) можно разделить на две группы: экзогенные (средовые) и эндогенные (наследственные).

Большинство авторов справедливо связывают акселерацию с улучшением условий жизни, в первую очередь — питания (возросшее потребление животных белков и жиров, а также молока, сахара, витаминов), с улучшением гигиенических навыков, уменьшением размеров семьи, успехами медицины (в том числе профилактической — вакцинация населения и т. д.), снижением заболеваемости и др. Очевидно, все эти причины играют существенную роль в объяснении наблюдаемых сдвигов. Так, во время войн, социальных и экологических бедствий, наряду с ухудшением питания и общего уровня материального благосостояния населения, отмечается снижение средних размеров тела у детей, замедление полового созревания. Этими же причинами можно объяснить и различия в темпах акселерации у представителей различных социальных слоев.

И все же это не единственная причина акселерации. Есть попытки объяснить акселерацию влиянием на организм условий жизни в современном городе (ускоренный темп жизни, информационные потоки, шумовые воздействия, атмосферное загрязнение, гиподинамия и т. д.) — так называемая теория «урабинизационной травмы». Однако подобная гипотеза не объясняет социальных различий в темпах акселерации или феномен акселерации у сельских жителей.

Многие авторы пытаются найти основную причину акселерации в факторах наследственности, в частности, в увеличении доли гетеролокальных браков. При этом высказывается мнение о «среднем уровне гетерозиготности» в популяции как одном из условий акселерации развития (Никитюк, Филиппов, 1975).

Ускорение или торможение ростовых процессов объясняется также исходя из концепции взаимодействия организма со средой обитания (Никитюк, 1989), когда расхождение между потребностями и возможностями приводит при слабой выраженности к физиологическому стрессу и акселерации, а при усугублении этого процесса — к торможению — ретардации — развития. В доказательство этой гипотезы приводятся данные по детям Дагестана, перенесшим ряд землетрясений различной степени.

Помимо уже упомянутых, необходимо остановиться на гелиогенной гипотезе Е. Коха, которая носит, скорее, исторический характер и делает акцент на стимулирующем влиянии витамина Д, образующегося в коже человека под действием ультрафиолетовых лучей. Согласно этой теории, современные дети в большей степени подвержены действию этого фактора, чем их сверстники начала века.

В последние годы получили большое распространение теории, связывающие феномен акселерации с действием более глобальных факторов, например, меняющимся уровнем солнечной и геомагнитной активности. Отмечается также, что волны эпохального увеличения или уменьшения размеров тела наблюдаются в истории человечества не впервые. Так, в Древней Греции и Древнем Риме возраст менархе был более ранним, чем в эпоху средневековья: 12-15 и 17,5-18 лет соответственно. Согласно палеоантропологическим данным, максимальные размеры тела человека на территории нашей страны были в неолите, минимальные — в средневековье. По некоторым последним данным, темпы соматического развития у неандертальцев были более интенсивными, чем у современного человека (Nelson, Thompson, 1999).

Немало загадок связано и с изменениями размеров тела в процессе эволюции, начиная с австралопитеков. Так, длина тела знаменитой Люси равнялась всего 120-130 см, а живший на пару миллионов лет позже Homo erectus из Нариокотоме (Кения) «вымахал» до 180 см. «Акселерированные» неандертальцы по длине тела были явно короче (160 см), а люди современного типа — «кроманьонцы» — вновь подросли и т. д. Очевидно, мы действительно имеем дело с волнами эпохальных изменений, причем «длина волны» может меняться в зависимости от продолжительности выбранного периода практически от миллиона лет до десятилетия. Можно предположить, что в разные периоды вступают в действие различные факторы или, по крайней мере, вклад их неодинаков: «на длинных волнах» действуют в первую очередь эволюционные глобальные (космические) факторы, с укорочением периода на первый план выходят более «земные», социально-экономические и др. факторы.

Пока ни одна из гипотез не может целиком удовлетворительно ответить на вопрос о причинах акселерации. Очевидно, реализация процесса акселерации происходит во взаимодействии экзогенных и эндогенных факторов, при этом наблюдаемые сдвиги, как в отношении размеров тела, так и темпов созревания, носят характер одного из самых значительных явлений в современной биологии человека, имеющего серьезные медицинские, педагогические и социологические последствия. Отсюда с очевидностью вытекает необходимость проведения широкомасштабного мониторинга ростовых процессов у детей разных национальностей, проживающих в разных условиях среды, с целью регулярного обновления локальных популяционных стандартов (подобное обследование московских детей проводится в настоящее время сотрудниками НИИ антропологии МГУ).

Полученные показатели, наряду с обычными жизненно-статистическими индексами (рождаемость, смертность, заболеваемость и др.), могут использоваться в качестве одной из характеристик состояния здоровья и социального благосостояния той или иной группы населения. Общественное значение связанных с акселерацией изменений может выражаться в пересмотре границ школьного возраста, обновлении стандартов для изготовления предметов народного потребления, в том числе обуви, одежды, мебели и пр.; корректировке принципов жилищного и гражданского строительства; изменении некоторых законодательных актов и основ судопроизводства и т. д.

Как быть Леди:  ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АТТРАКЦИИ

Попытки спрогнозировать дальнейший ход процесса акселерации должны учитывать наблюдаемую в последние годы тенденцию к стабилизации или даже ретардации развития. В 80-е гг. во многих европейских странах, в том числе и в России, получены данные, свидетельствующие о прекращении акселерации у городских детей. Это в первую очередь касалось изменений в скорости полового созревания, в то же время рост тела в длину еще продолжался.

Согласно последним данным (Годинаидр., 1999; Ямпольская, 2000), выявленная в предыдущее десятилетие тенденция носит закономерный характер. В 90-е годы произошло дальнейшее «постарение» возраста менархе, а рост продольных размеров практически стабилизировался. В то же время несколько снизился рост обхватных размеров и показателей массы тела (рис. VI. 17; VI. 18).

Часто исследователям, занимающимся акселерацией соматического развития, приходится отвечать на вопрос: что такое акселерация — зло или благо? Однако сама постановка этого вопроса представляется некорректной. Акселерация имеет как положительные, так и отрицательные последствия и должна рассматриваться как закономерное социобиологическое явление. Конечно, более раннее в среднем физическое развитие подростков по сравнению с психологическим и интеллектуальным ставит перед обществом ряд серьезных проблем (см. выше). С другой стороны, есть целый ряд свидетельств более высоких показателей КИ у представителей последующих поколений (Sinclair, Dangerfield, 1998).

Из неблагоприятных сторон акселерации следует отметить ее явно негативное влияние на состояние здоровья подрастающего поколения. В настоящее время усилилась частота заболеваний центральной нервной системы (энцефалиты и менингиты), вегетативных неврозов и детских параличей, появились дефекты осанки; изменилась клиника туберкулеза; в более раннем возрасте появляется близорукость; учащаются случаи острого ревматизма и т. п. (Громбах, 1980). Однако отмечаемое повышение заболеваемости в равной степени связано с процессом модернизации, одной из составляющих которого является и акселерация: это как бы две стороны одного и того же процесса.

В последнее время в популярной отечественной прессе появились весьма негативные прогнозы относительно того, что в связи с наблюдающимися социальными изменениями у последующих поколений произойдет явное ухудшение физических кондиций. Эти прогнозы основываются на уже обсуждавшемся выше явлении стабилизации процесса акселерации. Однако, во-первых, подобное явление вполне закономерно: наблюдавшиеся сдвиги в ускорении полового созревания не могут происходить до бесконечности, иначе пришлось бы признать,

что половозрелости могут достичь совсем маленькие девочки (что наблюдается как исключение в крайне редких случаях и носит характер патологического статуса «преждевременного полового развития» — pubertas praecox). Очевидно, процесс увеличения размеров тела и ускорения полового созревания должен иметь свои, генетически детерминированные пределы. Во-вторых, динамика продольного роста и полового развития вовсе не обязательно идет по одной и той же траектории. На самом деле, эти процессы достаточно автономны. Подобное предположение высказывалось в свое время В.В. Бунаком (Бунак, 1968) и было в дальнейшем подтверждено ходом подекадных временных сдвигов во многих странах, в частности, и в России. Хотя стабилизация процесса акселерации, выражающаяся в приостановке тенденции к более раннему созреванию, наблюдалась еще в 80-е годы, прекращения продольного роста не произошло (Година и др., 1987). Выявленная в 80-е годы тенденция сохранялась и на протяжении 90-х гг. Подобная закономерность наблюдается в этот же период и в других крупных европейских странах со стабильной экономикой. Таким образом, подобные колебания можно считать закономерным процессом, происходящим и в отсутствие глобальных катаклизмов и социальных катастроф. Тем не менее, поскольку процессы роста и развития являются четким отражением, «зеркалом» развивающихся в обществе процессов, дальнейшее ухудшение социально-экономического уровня и статуса питания подрастающего поколения могут привести к негативным тенденциям в показателях роста и развития.

К содержанию учебника «Антропология» | К следующей главе

Виды акселерации

Сегодня описываемое явление чаще употребляется в следующих значениях: эпохальная акселерация и внутригрупповая.

Первая – обозначает ускорение темпов физического созревания детей и тинэйджеров в соотнесении с предыдущими поколениями.

Многочисленные исследования физического созревания детей разных возрастных периодов продемонстрировали, что большинство функциональных систем организма существенно обгоняют хронологию созревания, типичную для детей, родившихся около 40 лет назад.

Явления акселерации начинаются с этапа внутриутробного формирования. Как приводилось выше, длина туловища и вес новорожденных малышей увеличился. Рост пятнадцатилетних тинэйджеров в сравнении с их ровесниками начала столетия также увеличился на 5-10 см, а вес – на 4-10 кг. Важнейшим следствием акселерации сегодня считается более раннее формирование речи, появление реагирования на звук, свет.

Современные малыши раньше начинают удерживать головку, садиться, ходить, нежели их собратья, жившие в недавнем прошлом.

Значительно стремительно проистекает созревание отдельных сегментов скелета, эндокринной системы, что обуславливает более раннее наступление пубертатного периода.

При этом отмечается сокращение продолжительность роста. Сегодня рост молодых людей прекращается в среднем в шестнадцати-девятнадцатилетнем возрасте, а полвека назад их потомки максимального роста достигали к двадцати пяти-шестилетнему возрасту.

Акселерация развития ребёнка приводит к существенным трансформациям в формировании систем организма. Ростовой акселерации сопутствует улучшение уровня физического созревания молодых людей. У двадцати-двадцатипятилетних лиц установлен наибольший рост.

Ускорение физических показателей и созревание интенсифицировало психическое развитие. Однако бытует мнение, что акселерация психического созревания порождена научно-технической революцией, улучшением, доступностью и повышением требований к образовательному процессу.

Под внутригрупповой вариацией акселерации подразумевают ускорение физического созревания отдельных детей и молодых лиц в возрастных группах. Такие дети ориентировочно составляют 13-20 % от общего количества детей данного возрастного этапа. Им присуща большая мускульная масса, высокий рост, больший потенциал дыхательной системы.

Акселерация развития внутригруппового вида бывает гармоничной и дисгармоничной.

Гармоничное ускорение созревания подразумевает параллельную акселерацию биологического созревания и роста, что ведёт к более быстрому завершению этапа детскости.

Приведённый выше вариант ускоренного развития встречается довольно редко. Как правило, чаще на фоне акселерации психофизического формирования наблюдаются отчётливые соматовегетативные отклонения (на раннем периоде) и эндокринные дисфункции (в старшем периоде).

В психической сфере отмечается дисгармония, обнаруживающаяся в форсированном развитии одних функций (например, речи) и недоразвитием других (например, социальных навыков, моторики), а иногда телесная акселерация обгоняет психическую. Так происходит дисгармоничная акселерация.

Интеллектуальная акселерация

Об интеллектуальной акселерации начали говорить, когда выяснилось, что начиная с 30-х годов минувшего века коэффициент интеллекта американцев (IQ) с каждым новым десятилетием повышался в среднем на 3 пункта, после чего провели исследования более, чем в 20 странах, и подтвердилось: интеллектуальная акселерация – общемировая тенденция.  Люди умнеют и это, однозначно, радует!

Чем объяснить такую тенденцию?

Интеллектуальную акселерацию объясняют стимулирующим влиянием на мозг мощного информационного потока, употреблением большего количества витаминов и белка. Родители стали более трепетно, чем ранее, относиться к всестороннему развитию своих любимых детей, начиная их обучение во всевозможных кружках и курсах еще до поступления в школу.

К началу XXI века эта тенденция пошла на спад, но стать глупее человечеству явно не грозит. Вероятно, интеллектуальный прорыв завершился лишь на конкретном отрезке времени, и новые вершины ждут впереди. 

Многочисленные данные говорят о колебательном характере эпохальных изменений темпов развития. Например, в древности и раннем Средневековье сроки полового созревания женщин в Европе были близки к типичным для современных условий; к началу 19 века этот показатель существенно увеличился, а в дальнейшем стал снижаться, относительно стабилизировавшись в 1970–1980-х гг.

Причины акселерации

Причины акселерации нельзя объяснить действием какого-то одного фактора. Они, вероятно, связаны с воздействием почти всех тех биологических и социальных факторов, которые вообще могут влиять на индивидуальное развитие человека. Особенно велика роль качественного изменения питания детей, последствий хозяйственной деятельности человека, ослабления физической нагрузки в период роста и др

Немаловажное значение могут иметь и смешения населения планеты на генном уровне

Среди глобальных причин ускорения темпов роста и развития исследователи называют солнечную активность, снижение которой якобы сопровождается «всплеском» акселерации и наоборот.

Термин «акселерат» иногда используется для того, чтобы отметить ускоренное развитие отдельных индивидуумов среди сверстников, хотя многие, не зная его истинное значение, часто воспринимают слово «акселерат» за обидное.

Масса тела

МАССА ТЕЛА в отличие от длины является более лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин экзо- и эндогенного характера. Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки.

После рождения в течение 4—5 дней жизни у ребенка происходит потеря массы тела в пределах 5—8 % от исходной, то есть 150—300 г (физиологическое падение массы тела). Затем масса тела начинает повышаться и около 8—10-го дня достигает первоначального уровня.

Снижение массы телаболее чем на 300 г нельзя считать физиологическим. Основная причина физиологического падения массы тела — прежде всего недостаточное введение в первые дни после рождения младенца воды и пищи. Имеет значение потеря массы тела в связи с выделением через кожу и легкие воды, а также первородного кала, мочи.

Следует учитывать, что у детей 1-го года жизни увеличение длины тела на 1 см, как правило, сопровождается прибавкой массы тела на 280—320 г. При расчете массы тела детей 1-го года жизни с массой при рождении 2500—3000 г за исходный показатель принимается 3000 г.

Как быть Леди:  Прецедентные явления vs речевые стереотипы и реалии – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Масса тела ребенка в 5 лет равна 19 кг; на каждый недостающий год до 5 лет вычитается 2 кг, на каждый последующий год прибавляется 3 кг. Для оценки массы тела детей дошкольного и школьного возраста в качестве возрастных норм все шире используются двухмерные центильные шкалы массы тела при различной длине тела, построенные на оценкемассы тела по длине тела внутри возрастно-половых групп.

Педагогические проблемы акселерации

Основной современной проблемой, с которой сталкиваются педагоги, считается такой аспект акселерации, как ускоренное либо раннее половое созревание. Девочки часто страдают от неудовлетворённости собственным внешним видом, телом, ставшим резко неуклюжим, словно чужим.

Часто эти проблемы дополняются появлением прыщей, угрей, что неизменно сопутствует гормональной перестройке. Вследствие чего юные девы становятся подвержены плохому настроению, депрессивным состояниям, часто грустят, что приводит к снижению заинтересованности образовательным процессам и школьной успеваемости. Аналогичное происходит и с парнями.

По причине ускоренного физического формирования подростки зачастую выглядят старше своего паспортного возраста. Вследствие чего родители, учителя, другие взрослые начинают выказывать им повышенные требования, считая подростков взрослыми, но соответствовать таким требованиям дети не могут, поскольку их психологическое созревание согласно их календарному возрасту. Это нередко приводит к понижению детской самооценки и возникновению депрессивных настроев.

Минусы акселерации также заключаются и в раннем старте половой жизни. Раннее вступление в интимные отношения чревато венерическими недугами, нежелательной беременностью и соответственно абортом, что может в дальнейшем повлечь бесплодие.

Поэтому родительско-учительской задачей здесь является трансформация пробуждающейся половой энергии в созидательную, например, увлечь чадо творчеством, спортом, заинтересовать учёбой.

Таким образом, раннее созревание детей ставит следующий ряд задач перед психолого-педагогической отраслью:

– улучшать отбор в общеобразовательные учреждения (необходимо учитывать не только паспортный возраст, но и биологический);

– изменить сроки введения отдельных образовательных программ;

– пересмотреть возрастной потенциал детей;

– модифицировать содержание отдельных образовательных программ согласно возросшему потенциалу детей;

– заниматься профилактикой нарушений, порождённых акселерацией.

Однако ускоренное формирование всех физических показателей не всегда заключает в себе лишь негативную сторону. Существуют и плюсы акселерации, состоящие в регулировании процессов физиологического созревания подростков, способствовании улучшению здоровья, росту потенциальных возможностей.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Половое созревание.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ (ОЦЕНКА СТЕПЕНИ). Одним из наиболее надежных показателей биологической зрелости является степень полового созревания ребенка. В повседневной практике она оценивается чаще всего по выраженности вторичных половых признаков. У девочек это рост волосяного покрова на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (А), развитие грудных желез (Ma) и возраст первой менструации (Me).

У мальчиков, кроме роста волосяного покрова на лобке и в подмышечных впадинах, оцениваются мутация голоса (V), оволосение лица (F) и формирование кадыка (L). При оценке степени половой зрелости обнажать детей, особенно девочек, рекомендуется по частям ввиду повышенного чувства стыдливости.

Развитие волосяного покрова на лобке: отсутствие волос — Р0; единичные волосы — Р1; волосы на центральном участке лобка более густые, длинные — Р2; волосы на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся, густые — Р3; волосы расположены по всей области лобка, переходят на бедра и распространяются вдоль белой линии живота —Р4t.

Развитие волосяного покрова в подмышечной впадине: отсутствие волос — А0; единичные волосы — А1; волосы редкие на центральном участке впадины — А2; волосы густые, вьющиеся по всей впадине — А3.

Развитие молочных желез: железы не выдаются над поверхностью грудной клетки — Ма0; железы несколько выдаются, околососковый кружок вместе с соском образует единый конус — Ma1; железы значительно выдаются, вместе с соском и околососковым кружком имеют форму конуса — Ма2; тело железы принимает округлую форму, соски приподнимаются над околососковым кружком — Ма3.

Развитие волосяного покрова на лице: отсутствие оволосения — F0; начинающееся оволосение над верхней губой — F1; жесткие волосы над верхней губой и на подбородке — F2; распространенное оволосение над верхней губой и на подбородке с тенденцией к слиянию, начало роста бакенбардов — F3; слияние зон роста волос над губой и в области подбородка, выраженный рост бакенбардов — F4.

Изменение тембра голоса: детский голос — V0; мутация (ломка) голоса— V1; мужской тембр голоса — V2.

Рост щитовидного хряща: отсутствие признаков роста — L0; начинающееся выпячивание хряща — L1; отчетливое выпячивание (кадык) — L2


При оценке степени полового созревания детей основное внимание обращается на выраженность показателей Ma, Me, P как более стабильных. Другие показатели (A, F, L) более вариабельны и менее надежны

Состояние полового развития принято обозначать общей формулой: А, Р, Ma, Me, в которой соответственно указываются стадии созревания каждого признака и возраст наступления первой менструации у девочек; например А2, P3, Ма3, Ме13. При оценке степени полового созревания по развитию вторичных половых признаков отклонением от средневозрастных норм считается опережение или отставание при сдвигах показателей половой формулы на год и больше.

Признаки ретардации

Рассматриваемое явление играет основополагающую роль при определении готовности малышей к образовательному процессу, поскольку именно его психофизиологическая зрелость обуславливает дальнейшую школьную успеваемость и взаимоотношения с ровесниками.


Данное нарушение и интересует учёных, прежде всего, по причине важности решения проблемы школьной сформированности детей

Так как количество ретардированных малышей внутри определённых возрастных подгрупп порой достигает 20 %, а иногда и 40%, что необходимо принимать во внимание при поступлении отпрысков в школу

Выявление степени незрелости детей, поступающих в образовательное учреждение, поможет своевременно сформировать специальные классы для малышей, запаздывающих в созревании. Поскольку успешное обучение таких деток возможно исключительно при наличии надлежащей учебно-воспитательной деятельности.

Иногда с целью предотвращения возможных разладов здоровья ретардированных малышей целесообразно временно отсрочить зачисление их в школу.

По смыслу рассматриваемый термин частично соответствует понятию «инфантилизм». Однако ретардация подразумевает, что по прошествии времени запоздание может быть устранено, а при большинстве вариаций инфанти­лизма сохраняются определенные его проявления даже у взрослых. Также, ретардация может включать и задержку интеллектуального созревания, чего при инфантилизме не наблюдается.

Признаки анализируемого сбоя заключаются в повышенной внушаемости малышей, несамостоятельности, легкомысленности, ослабленности чувства долга.

Частичная психическая ретардация обнаруживается синдромами невропатии, несформированностью некоторых психических процессов, например, речи, внимания, психомоторики, пространственного восприятия, запаздыванием формирования умения читать, навыков счета, письма, эмоциональной неразвитостью.

Клиника тотального психического запоздания проявляется общим недоразвитием психических процессов. Примеры ретардации детей наблюдаются при ЗПР и олигофрении. При этом ЗПР встречается намного чаще, нежели олигофрения. Поскольку не является необратимой психической незрелостью, а представляет собой лишь замедление скорости созревания, обнаруживающееся чаще при начале учебной деятельности и выражающееся ограниченностью представлений, недостаточностью багажа знаний, незрелостью интеллектуальной деятельности, превалировании игровых интересов.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Причины

После нововведений в медицинскую практику, относящихся к проведению измерений и сбора антропометрических данных, учёные начали регистрировать и фиксировать явления акселерации. При этом они обнаружили закономерность, связанную с увеличением скорости роста и более ранним наступлением пубертатного периода у детей. Такое явление учёные стали именовать акселерацией, поскольку в дословном переводе это слово означает ускорение.

Процесс акселерации затронул всю территорию земного шара.

Также учёные отметили и ускорение темпов биологического созревания, о чём свидетельствует, например, более раннее прорезывание зубов.

Помимо того, существует воззрение, что в дальнейшем эскалация процессов акселерации будет наблюдаться в африканских государствах. При этом сегодня в большинстве стран отмечается резкое снижение темпов созревания и скорости роста.

Акселерация роста и развития имеет следующие причины: смешанные браки, миграционные процессы, урбанизация, поменявшиеся биологические ритмы существования, изменение рациона (так в 1812 году в среднем на одного индивида приходилось 14 кг мяса в год, в 1933 – 33 кг, в 1980 году – 60 кг); изменившейся температурный режим (современное отопление поддерживает температуру неизменной), гипервитаминозы (чрезмерное потребление витаминов, что ускоряет биохимические процессы), блага цивилизации, например, электричество, телевидение вследствие своего раздражающего воздействия и поддержания возбуждения в нервной системе, стимулируют созревание и рост, наследственные факторы.

Также, помимо выше перечисленных факторов, учёными выдвинуто ряд теорий, объясняющих возможные причины, спровоцировавшие появление описываемого явления.

Теория физико-химического воздействия объясняет возникновение данного явления влиянием радиоволновой, солнечной радиации, магнитного поля, космической радиации, экологической обстановкой, обусловленной высокой концентрацией углекислоты, спровоцированной ростом производства.

Теории факторов условий бытия объясняют данное явление алиментарными и нутритивными причинами, избыточной информацией, социальными факторами.

Акселерация развития детей и подростков может быть генетически обусловленной, например, наступать вследствие циклических биологических трансформаций, смешения популяций (гетерозис).

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий