Социальная роль — понятие, примеры, виды, характеристика

Социальная роль - понятие, примеры, виды, характеристика Женщине

Динамика статусного портрета человека

Оказывается, статусный портрет человека, как и он сам, не остается неизменным. Человек взрослеет, стареет, переезжает из деревни в город, делает служебную карьеру, женится, его выбирают в депутаты. Меняется человек, меняется и его статусный портрет. Такой процесс будем называть динамикой статусного набора, или портрета.

Итак, людям свойственно изменяться во времени – расти, стареть, умирать. На протяжении своей жизни (в науке вся жизнь именуется жизненным циклом, разбитым на основные вехи: детство, зрелось, старость) индивид набирает и теряет статусы по мере того, как он расширяет (или сужает после выхода на пенсию) свою социальную активность, устраивается на работу, продвигается по служебной лестнице и т.п.

Жизненный цикл – понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека. Выделяют циклы семейной жизни, трудовой жизни, цикл детства. Жизненный цикл, в отличие от времени жизни, относится к содержательным понятиям.

Если графически выразить жизненную динамику, то она на декартовой системе координат примет три возможные позиции (рис. 4.3):

•  A —   устремленная вверх кривая означает повышение общественной активности на старости лет.

•  Б — параллельная оси ОХ прямая символизирует, по крайней мере, неуменьшение активности, которая была присуща в расцвете сил,

•  В —  парабола, уходящая вниз, свидетельствует о резком сужении круга общения у той части пожилых людей, которые остались без социальной опеки и помощи.

Социальное время индивида – только время его личной жизни. Каждый проживает его по-разному. И только жизненный финиш показывает, насколько интенсивно и содержательно пройдена дистанция жизни.

Даже старость у каждого человека проходит по-своему. У многих активная творческая жизнь начинается только в этот период. Но многих, к сожалению, когда их покидают физи ческие силы, покидает со своей опекой и общество. Чем мень ше общество тратит на социальную защиту людей, тем менее оно имеет право называться цивилизованным и тем больше людей попадает в третью категорию.

Именно у этих обойденных обществом людей график всей жизни разбивается на две зеркально симметричные полови ны. Если через середину жизни человека (40–45 лет) провес ти условную прямую, то окажется, что графики двух отрезков жизни (юность и старость) будут одинаковы.

Процесс индивидуального приобретения статусов в тече ние всей жизни описывается понятием «социализация». Со циализация – продолжающийся всю жизнь процесс усвоения социальных норм и освоения социальных ролей. О ней мы поговорим позже, а сейчас отметим лишь то, что своего пика социализация достигает в середине жизни индивида. С этим понятием тесно связано другое – кризис середины жизни.

Когда наступает кризис середины жизни, настигающий нас примерно в возрасте 40–45 лет, человек осмысливает пройденный путь, оценивая или переоценивая то, что удалось со вершить. Для тех, кто вел пассивный образ жизни, это стано вится поводом к грустным размышлениям. Для других, запол нивших жизненное время достижениями и успехами, – поводом к удовлетворенности и высокой самооценке.

Однако понятие жизненного успеха для каждого человека свое. Одни измеряют его количеством звездочек на погонах, размером и престижностью загородного особняка, количе ством долларов на сберкнижке. А другие оценивают жизнен ный успех по количеству друзей и добрых поступков, которые ему удалось совершить, прочитанным книгам, интересным встречам и приключениям.

У каждого свой счет, своя мера оценки, но каждая отмеряет результаты пройденного пути, позволяет подвести итоги жизни. Для одних жизнь полна разочарований и падений, для других – взлетов и счастливых моментов. И только социологи способны установить массовые предпочтения.

Новосибирские исследования В. Н. Шуб кина и Д. Л. Константиновского выявили, что в картине жиз ненного успеха у выпускников школ обычно на первом пла не – счастливая семья и дети, интересная и любимая работа, а в представлениях о путях достижения успеха – учеба, повы шение уровня своего образования .

Но социальное время не заканчивается в середине жизнен ного пути. Что происходит с человеком в период старости, что происходит с его статусным набором? Можно ли сказать, что количество статусов начинает сокращаться? При выходе на пенсию у одних оно действительно сокращается, а у других расширяется, появляются новые статусы.

В большинстве случаев, если рассматривать массовую ситуацию, число статусов в старости все-таки уменьшается. Человек уходит с производ ства, материальное положение, если пенсия невелика и род ственники не помогают, снижается. Некоторых одиноких ста риков и вовсе сдают в дома престарелых, а какие там условия, все мы знаем.

Сужение статусного диапазона в старости вступает в про тиворечие с расширением жизненного опыта.

Проживший активную жизнь человек с возрастом стал муд рее и спокойнее, научился реально оценивать свои возможности и достижения, лучше понимать людей и налаживать с ними взаимоотношения.

Можно сказать, что к 65 годам, а возможно, и раньше, он превратился в идеального исполнителя и даже руководителя, но физические силы уже покинули его. По своему внутренне му состоянию он готов трудиться на «отлично», но кадровики предпочитают ему более молодых.

Мы можем заключить следующее: кривая, выражающая накопление статусов в 1-й половине жизни, симметрична кривой, выражающей потери социальных статусов во 2-й (рис. 4.5).

Две кривые одинаковы по форме, но противоположны по знакам: 1-ая кривая со знаком « », а 2-ая со знаком «–». Хотя по своей траектории они практически симметричны.

Линия симметрии проходит по середине жизни индивида.

Середина жизни – это такая точка в социальном времени индивида, когда он подводит итог тем достижениям, которых он уже добился, и тем возможностям, которые не использовал. Иначе говоря, индивид производит операцию социального сравнения, где сопоставляются две траектории:

•  ожидаемая траектория жизни,

•  реальная траектория жизни.

Ожидаемая траектория жизни – это идеальная планируемая на отдаленную перспективу линия жизненной судьбы, измеряемая количеством достигаемых статусов и их рангом.

Она, как правило, имеет только одно направление – восходящее. В молодости мы мечтаем достичь больших высот, переоцениваем свои силы и способности, замахиваемся на большее, чем, может быть, заслуживаем. Никто не планирует для себя нисходящую траекторию. Ее «планирует» нам жизнь.

Исследования жизненных планов старшеклассников, проводившиеся на протяжении 30 лет, позволили В. Н. Шубкину и Д. Л. Константиновскому установить: чем выше статус родителей, тем сильнее проявляется в планах ориентация на высокий уровень образования, тем привлекательнее профессии умственного труда .

Реальная траектория жизни – это линия жизненной судьбы, измеряемая количеством приобретенных статусов и их рангом.

Она может иметь как восходящую, так и нисходящую кри вую (рис. 4.6).

Служебная карьера, то есть движение вверх по должност ной лестнице, чаще всего выступает объективным измерите лем восходящей траектории. Увольнения, разводы, тюремное заключение выступают объективными вехами нисходящей траектории.

Кроме служебной карьеры, социологи начали выделять в самостоятельный вид моральную карьеру.

Моральная карьера – социальная история индивида, опи санная в терминах уважения или презрения со стороны окру жающих, а также степени осознания или подобного отношения к себе. Понятие моральной карьеры ввел в научный оборот И. Гоффман. Она состоит из серии рискованных ситуаций, которые человек публично преодолевает или терпит неудачу как своего рода испытание.

Например, провал на экзаменах в престижный вуз – событие в цепи моральной карьеры. Здесь есть все необходимое: риск, публичный характер события, равная вероятность провала и победы. Добившийся успеха вызывает уважение окружающих, потерпевший неудачу – презрение.

Уважение и презрение – формы оценки со стороны общественного мнения. В таком смысле мы можем определить моральную карьеру еще и как траекторию жизни в терминах общественных оценок. Человек стремится преодолеть только те испытания, которые высоко котируются в общественном мнении.

Например, научный подвиг вознаграждается Нобелевской премией, а военный – медалью или орденом. Постоянная нацеленность на моральный подвиг формирует нравственный характер личности, особенно если индивид добивается успеха. Напротив, неудачи снижают самооценку и уважение к самому себе.

Другие параметры ожидаемой жизненной карьеры связаны с уровнем наших притязаний, или амбиций.

Под притязанием мы будем понимать совокупность социально значимых потребностей, связанных с внешней карьерой и внешними достижениями человека, но мало или никак не учитывающих личные способности человека.

Притязание – это внутренняя мотивационная пружина для того, чтобы вы начали или продолжали строить какую-либо карьеру. Как существо социальное человек сравнивает себя с другими, ориентируется на то, чего он не достиг, а другие достигли.

Таким образом, мы можем сказать, что при оценке притязаний человека он обязательно сравнивает свои возможности с возможностями значимых других.

Например, мой однокурсник – уже директор малого предприятия, а я еще офисный менеджер. Плохо, конечно, хотя я учился не хуже его и способностей, как я сам считаю, у меня не меньше. Возникает желание занять более высокое статусное положение.

Подавляющая часть притязаний человека связана с ожидаемыми высокими социальными позициями, то есть статусами.

Как быть Леди:  Чем отличается любовь от влюбленности: определяемся с чувствами

Высокие притязания могут принимать самые разные фор мы. Один убежден, что самореализуется лишь народным де путатом и прославившись на политическом поприще, а дру гой готов занимать скромную должность директора малой фирмы, но материально быть вполне состоятельным челове ком, который может позволить себе двухэтажный коттедж, иномарку и отдых за границей.

Притязания человека могут быть только высокими. Низкие притязания называются по-другому, например, скромны ми желаниями или как-то иначе, но отнюдь не притязания ми. Продвижению к жизненному успеху способствуют только высокие притязания. Это маленький локомотивчик внутри нас, заставляющий нас активно и с пользой тратить свое социальное время.

Разрыв или противоречие между высокими притязаниями и низкими достижениями порождает явление, которое полу чило название кризиса середины жизни.

Кризис середины жизни начинается после 30 лет и тянется не менее 10 лет. В основе лежит осознание несоответствия между прежними мечтами и реальными достижениями (рис. 4.7).

Динамику индивидуального статусного портрета можно выразить также через понятие жизненного пути.

Жизненный путь – совокупность разных тенденций и ли ний развития, последовательность событий в пределах био графии одного человека. Оно во многом напоминает понятие биографии, но отражает не столько перечень событий, сколь ко закономерные линии явлений.

Социолог В. Г. Немировский, применив «Тест тематичес кой апперцепции» (ТАТ), изучил ценностные ориентации студентов. Ц ель – выяснить факторы, влияющие на жизненный путь человека. Оказалось, что на жизненный путь юношей в наибольшей мере влияют собственные убеждения, идеалы, любимая девушка, судьба.

У девушек этот ряд представлен шире – собственные убеждения, идеалы, муж, любимый че ловек, родители, учебная группа, собственные желания, слу чайное стечение обстоятельств. Получается, что представи тельницы прекрасного пола позитивно оценивают влияние на их жизнь любых внешних факторов.

Жизненный путь – сумма жизненных событий, соци альная биография индивида, разделенная на последователь ные этапы, индивидуальная история. Жизненный путь инди вида – характеристика истории его развития. Это понятие описывает не то общее, что у него есть с другими, а то непохожее, что отличает его от других. Иначе говоря, индивидуально неповторимую траекторию жизни.

Жизненный путь определяется теми или иными крупными вехами, событиями в жизни. Их называют поворотными со бытиями биографии человека. Типичные, общие с другими события здесь не учитываются. Например, можно описать свою биографию так: родился в таком-то году, окончил такую- то школу, жил в таком-то городе и т.д. Подобные события не относятся к жизненному пути.

Жизненный путь это не хроника фактов, а последователь ность событий духовной жизни человека, оказавших поворотное влияние на мировоззрение, взгляды на жизнь, отно шение к людям, на характер человека. Так, служба в армии для одного человека может стать неприметным фактом био графии, а для другого – поворотным событием, изменившим его отношение к людям. Только во втором случае это элемент жизненного пути.

Научная полемика вокруг понятия «статус»

Как мы уже выяснили, исходной клеточкой двухмерного социального пространства выступает статус. Правильное описание имеет в нашем случае принципиальное значение. Ког да К. Маркс создавал свой великий «Капитал» (60-е годы XIX века), то весь категориальный аппарат политической эконо мии он построил вокруг исходной клеточки – товара.

Имен но товар он считал, во-первых, специфической для экономики, в отличие от других наук, категорией, во-вторых, исход ной категорией, из которой можно логически вывести все другие понятия экономики. Так оно и произошло. Экономическая система К. Маркса до сих пор ценится как логически безупречное научное произведение.

Под статусом подразумевается позиция индивида в группе или в обществе. Проводя далее аналогию с физикой, мы ви дим, что статус, как и точка, внутри себя нематериален и ни чем не заполнен. Это некоторое место, взятое по отношению к другим точкам, телам и системам координат. Статус – это пустое место, ячейка в общественном разделении труда. Рас смотрим подробнее, что это такое.

Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое по ложение юридического лица. Однако в конце XIX века уче ные придали ему новое звучание. Статус – социальное по ложение человека в обществе. Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, эко номическое положение, политические возможности, демо графические свойства человека.

Водитель – профессия; ра ботник наемного труда, получающий средний по размерам до ход – экономическая черта; член демократической партии – политическая характеристика; мужчина в возрасте 40 лет – демографическое свойство. Все они описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных сторон.

Хотя статус чуть ли не самое распространенное понятие в со циологии, единой трактовки его природы в этой науке не дос тигнуто. Ф. Бейтс пишет, что статус принято понимать как обо значение ранга, места в социальной структуре, связанное с оп ределенным набором норм.

Для одних социологов статусы – это предписанные нормы , для других – культурно определен ные позиции внутри институциональной системы . М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе.

Классическую формулировку в 30-е годы предложил аме риканский антрополог и социолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку ( occupy a status ), а роль человеку необходимо играть ( play a role ).

Следовательно, статус – это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят опреде ленное мышление и поступки. Если статус указывает на ме сто человека в обществе или группе, то роль – на способ или модель поведения. Позиции Р. Линтона придерживались если не большинство, то очень многие современные социологи, в том числе автор самого известного в нашей стране зарубеж ного учебника по социологии Н. Смелзер.

С ним согласны другие социологи. В частности, Т. Маршал и М. Хагопьян считают, что статус указывает на позицию, которая связана с кругом прав и обязанностей, привилегий и обязательств, приписанных законом возможностей или ограничений, при знанных публично и поддерживаемых авторитетом обще ственного мнения .

Некоторые социологи, в том числе известные – достаточ но назвать П. Сорокина – смешивают два понятия: статус и престиж. По существу статус выступает здесь синонимом пре стижа. Между тем другие социологи, в том числе специализи рующиеся в данной области, в частности Е.

Бергель , настаи вают на необходимости различать два понятия – престиж и статус. К примеру, Рейган и Джонсон – оба президенты США. У них одинаковый статус, но разный престиж. Престиж относится к специфическим достижениям в хорошо извест ной или устоявшейся области.

Статус и его значение – поня тие более широкое, но менее четкое. Престиж удачливого врача создан высоким качеством оказываемых им медицинских ус луг. Но статус того же врача определяется высоким званием его профессии, которая высоко оценивается общественным мнением и обществом в целом.

Однако П. Сорокин, в отличие от Р. Линтона и Н. Смелзе ра, понимал под статусом не только престиж, но также социальный ранг. Иными словами, не просто позицию в социаль ной структуре, а высокую, среднюю или низкую. В повседнев ном языке чаще всего употребляется именно эта трактовка статуса, и когда хотят подчеркнуть высокое положение человека или страны, то говорят о том, что у них высокий статус.

Кроме этих подходов существуют еще минимум две точки зрения, авторство которых трудно или невозможно установить. Первая позиция заключается в отождествлении статуса и роли, вторая – в приписывании статусу интегрирующей функции. Статус понимается как интегральный показатель обществен ного положения личности, социальной группы, охватываю щий профессию, квалификацию, должность, характер, реаль но выполненной работы, материальное положение, партий ную и профсоюзную принадлежность, деловые связи, национальность, религиозность, возраст, семейное положе ние, родственные связи и др.

Относительно этих позиций нужно сказать вот что. Пер вая неправомерна по существу, поскольку совмещает стати ческую картину (статус) с динамической (роль как модель по ведения), вторая не совсем корректна, так как понятие стату са как самостоятельной и четко различимой позиции в социальной структуре исчезает.

Статус превращается как бы в обобщенный портрет социального положения индивида в об ществе. Но для этих целей используется специальный термин, введенный в свое время американским социологом Р. Мер тоном – статусный набор. Он включает сумму всех статусов индивида, а не один-единственный, к тому же очень размы тый. Существует и другое обобщающее понятие – социоэко номический статус. Он включает образование, профессию и доход.

Таким образом, в понимании статуса сложилось несколь ко подходов: а) стратификационный – статус как престиж или ранг в вертикальной иерархии общества; б) функциональ ный – статус как позиция в социальной структуре общества, функционально связанная с другими позициями; в) норма тивно-ролевой – отождествление статуса с ролью либо с нор мами в социокультурном пространстве общества; г) интегра тивный – объединение в одно понятие статуса множества со циальных (профессиональных, экономических, политических и др.) позиций, занимаемых индивидом.

Как быть Леди:  «Гигантская рука» или почему современным летчиком может быть только кожный звуковик - Системно Векторная Психология

Нормативно-ролевой и интегративный подходы, по всей видимости, следует признать ошибочными, а стратификационный и функциональный, представленные Р. Линтоном, Н. Смелзером, М. Вебером и П. Сорокиным, можно объединить в одну модель, которая имеет четыре параметра, описываю щих понятие «статус»:

•  Название статуса (состоит обычно из одного слова: мужчи на, подросток).

•  Определение статуса (описывает сущность статуса и его ме сто в группе или обществе). Примеры определения стату са: адвокат – лицо, профессия которого – оказание юри дической помощи гражданам и организациям, защита их интересов в суде; акционер – физическое или юридичес кое лицо, владеющее акциями данного акционерного об щества.

•  Содержание статуса – совокупность прав и обязанностей, то есть круг функций, которые выполняются индивидом на данном рабочем месте или на данной позиции. Содер жание конкретизирует определение статуса: учитель имеет право оценивать знания учеников, следить за дисципли ной, переводить или оставлять их на второй год и т.д.

•  Ранг статуса – место данного статуса в социальной иерар хии (высокое, среднее, низкое).

Последний параметр статуса связан со стратификацией. Место в иерархии указывает на определенные привилегии и престиж данного статуса. Но помимо того еще и на степень распространенности статусов в обществе (рис. 4.1).

Таким образом, обобщив всевозможные точки зрения на проблему статуса, предлагаем понимать его как сложносостав ное явление, различными аспектами которого являются пре стиж, ранг, совокупность прав и обязанностей. Но статус в целом описывает только одну позицию, занимаемую индиви дом в социальной структуре общества.

Статус – синоним позиции. Но он нечто большее, чем только позиция, так как существует официальная позиция, которую часто называют должностью, реже – статусом. Со вокупность прав и обязанностей проистекает от официальной позиции. Но кроме того существует неофициальный статус с совокупностью неписаных, но строго соблюдаемых правил.

Так, статус главы семейства в современном обществе никаким законом не предписан, но соответствующая ему роль всеми выполняется. Неформальные правила поведения предписы вают, что низший по статусу должен первым здороваться, но первым протягивать руку может только высший по статусу.

В учреждении начальник отдела, когда коллектив «сбрасывает ся на подарок», сдает денег больше других. Таково неписаное правило. Никто его к тому не обязывает. Если он сдаст мень ше, то прослывет скрягой, однако никаких формальных сан кций не последует.

Позиция обозначает место в социальном пространстве, или в социальной структуре, которое ассоциируется у нас с набором норм, называемых правами и обязанностями ( rights and duties ), которым также приписан определенный объем престижа.

Важно усвоить следующее:

•  Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.

•  Взаимодействуют между собой только субъекты (обла датели, носители) статусов, то есть люди.

•  В социальные отношения вступают не статусы, а их но сители.

•  Социальные отношения связывают между собой стату сы, но реализуются эти отношения через людей – но сителей статусов.

Приписываемый и достигаемый статусы

В отечественной литературе еще не сложилась устойчивой статусной терминологии. Иногда один и тот же статус называют по-разному. Так произошло с терминами «приписываемый статус» ( ascriptive status ) и «достигаемый статус» ( achieved status ). В английском языке слово achieved status обозначает нечто, что уже совершилось, а не продолжает совершаться.

Логичнее его переводить как «достигнутый статус», а термин ascriptive status – как «приписываемый статус». Однако в отечественных учебниках последний пишется как «предписанный», то-есть нечто свершившееся, закончившееся. Возможно, так удобнее с точки зрения разговорного языка. Но тогда возникает вопрос: кем или чем предписан человеку такой статус – природой, обществом, божеством?

В группу предписанных статусов входят пол, национальность, раса. Цвет кожи «предписан» природой. Его невозможно поменять, если не произвести специальной и очень дорогостоящей хирургической операции. Точно также обстоит дело с полом. Его предопределила нам природа.

Цвет кожи не имел бы никакого значения, если бы люди не наделяли его социальной атрибутикой. Какая разница, белый ты или черный, для людей важнее личные качества и достоинства человека. Тем не менее биологические атрибуты с древнейших времен человек умудрился превратить в признаки или даже основание для социального неравенства.

Негр – биологически прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе – разные социальные статусы. На Кубе, как и в большинстве стран, негр – представитель коренного насе ления, составляющего абсолютное большинство, имеет рав ные с другими права.

Процесс приписывания неравенства разным статусам ког да-то начался и продолжается по сию пору. В этом смысле это незавершенный процесс. Бомж – признак социального аутсай дера. Ранг данного статуса очень низкий. Хотя быть человеком без определенного места жительства в ряде случаев если не по четно, то уж по крайней мере не зазорно.

Большую часть исто рии человечество не имело паспортов, которые юридически прикрепляют вас к одному-единственному месту в социальном пространстве. Можно назвать множество социальных групп, например бродячие музыканты или цыгане, которые по старым советским меркам подпадают под категорию бомжей.

Таким образом, приписывание является: а) универсальной чертой, свойственной всем культурам и эпохам; б) специфи ческим свойством, различающимся в разных культурах и в разных исторических эпохах, в) чисто социальной характери стикой, не встречающейся в природе; г) неоконченным социо культурным и историческим процессом.

Впервые употребил понятия «достигаемый» и «приписы ваемый статус» в современном понимании выдающийся аме риканский антрополог и социолог Ральф Линтон в 1936 году.

Какой вывод мы должны сделать? По всей видимости, тот, что по отношению к данной разновидности в одинаковой мере применимы оба названия – предписанный и приписываемый статус. Их можно употреблять как синонимы, и никакой ошибки в том не будет. Таковы особенности перевода на русский язык некоторых иностранных терминов.

Приписываемым называется статус, обладание или изменение которого находится вне нашего контроля, зависит либо от природы, либо от института наследования (принц станет королем). Биологическое наследование – раса, национальность. Общество позволяет наследовать титулы (дворянский титул).

Негр – биологический статус. Социальным статусом делает его положение данного статуса в обществе (отношение как к людям второго сорта в Бразилии). Таким образом, на биологическую сущность накладываются социальные характеристики. Свойство приписывать, то есть придавать то или иное социокультурное значение, присуще только человеческому обществу.

Например, рабочие в XVIII веке – неудачники (нищие, бомжи, бродяги, социальные аутсайдеры). В советское время рабочие – основная категория населения, статус поднялся, у них появилась своя партия, которая не только выражает их идеи, но и диктует свои взгляды всему населению в области искусства, образования; их взгляды – господствующая идеология в обществе. Для того чтобы получить статус рабочего, стало необходимо учиться.

Два биологически равных пола – мужчина и женщина, попав в социальную среду, наделяются разными значениями, то-есть им приписываются разные социальные качества. В результате биологический пол превращается в социальный род – гендер. Общество перечеркнуло то, что предписала ему природа, и создало новую структуру отношений двух полов, превратив их в социальные характеристики, социальные статусы.

Феминизм выступает за перераспределение ролей между мужчиной и женщиной. Суть этого движения – уравнивание прав двух полов и устранение социальной дискриминации, но вовсе не в господ стве одного из полов над другим. Феминизм не выступает за то, чтобы женщина встала во главе всей социальной пирамиды.

Итак, приписываемым называется статус, в котором чело век рожден (прирожденный статус), но который позже обяза тельно признан таковым обществом или группой. Таким об разом, негр – не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус.

К приписываемым и прирожден ным статусам относятся: «член королевской семьи», «потомок дворянского рода» и т.д. Они прирожденные потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяет ся по наследству, как кровный родственник. Статус верховно го правителя, то есть титул короля, переходил к сыну по пра ву его рождения, подобно тому как наследовался статус вождя в вождествах.

Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно.

Система родства дает целый набор прирожденных и при писываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, пле мянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются род ственниками-в-законе. Теща – это мать-в-законе, тесть – отец-в-законе.

Если приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля, то достигаемый статус приобретается в результате свободного вы бора, личных усилий и находится под контролем человека. Та ковы статусы президента, банкира, студента, профессора, пра вославного, члена консервативной партии и множество других.

Как быть Леди:  Цитаты про предательство | Высказывания и фразы о предательстве

Достигаемый статус не подлежит автоматической переда че, его можно только заслужить, приложив усилия и проявив свои достоинства и таланты. Приобретенными статусами в первобытной общине являются статус лекаря, исполнителя ритуальных танцев, рассказчика.

Добиться положения лиде ра в племени человек может, либо заслужив его своим трудом и щедростью, либо обладая харизмой и специальными умениями. К числу приобретенных племенных статусов можно отнести многоженца, воина, шамана ( magician ) и торговца .

Число социальных статусов возрастает пропорционально усложнению социальной структуры. Более развитые и более сложные общества предоставляют индивиду большую свободу выбора. В таком обществе, в частности, возрастает число приобретен ных статусов. В современном мире мы можем выбирать, всту пать ли нам в брак и иметь ли детей, то есть даже такие стату сы как супруг и родитель по сути являются приобретенными. Люди в традиционном обществе обладают меньшей свободой выбора в том, что касается брака и продолжения рода.

Иногда довольно сложно провести границу между припи сываемым и достигаемым статусами. Например, хотя мы сами выбираем колледж (из числа тех, куда подавали документы и куда были приняты) или место работы (куда обращались и где его получили), но на наш успех во многом влияет наша семей ная принадлежность и социальное происхождение.

И даже несмотря на то, что в американской культуре высоко ценятся личные достижения человека, самостоятельно пробивающего себе дорогу в жизни («из грязи в князи»), рассчитывать на успех больше приходится представителю среднего или выс шего класса, нежели выходцу из низов. Статусы мужа, жены, крестного отца и матери – достигаемые, поскольку их полу чают по собственному желанию.

Раньше некоторые должности могли занимать только муж чины, например, полицейский, солдат, генерал. Это припи сываемые статусы. Но когда и женщинам разрешили служить в полиции и армии, статус стал достигаемым. Папа Римский – только мужская должность.

Статус меньше зависит от того, что делает человек, но боль ше от того, чем он является, кто он есть, особенно если статус предписываемый (предписанный), а не достигаемый. В этом смысле не существует предписываемого престижа. Он может быть только достигаемым. Хотя известно, что статусы бывают двух видов – приписываемые и достигаемые.

Статусная несовместимость

Как известно, один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – муж чина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Гораздо меньше известно другое: один человек может занимать два противоположных статуса, правда, по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери – сын.

И уж совсем неизвестно, прежде всего неспециалистам, то обсто ятельство, что два противоположных или, скажем точнее, про тиворечащих друг другу статуса могут существовать в одном ста тусном наборе у одного человека и разрушающе влиять как на внутренний мир индивида, так и на его поведение.

Статусы, которые противоречат друг другу, разрушают гар монию статусного портрета человека, называются статусной несовместимостью. Представьте себе портрет двадцатилетне го человека, который выглядит на все 60. В жизни подобное случается в экстремальных условиях, когда в организме чело века обнаруживаются патологические нарушения.

Мой знакомый оставался младшим научным сотрудников до седых волос. Окружающие ожидают, что с возрастом лю бой человек продвигается по служебной лестнице. Младший научный – должность для 20–30-летних людей. А к 50–60 го дам оставаться младшим стыдно. Знает об этом и мой знако мый.

Оценку того, гармоничным или дисгармоничным являет ся его статусный набор, человек может дать, только смотрясь, как в зеркало, в социальное окружение. Когда профессор, ста тус которого в любом цивилизованном обществе ценится очень высоко, иронизирует насчет своего невысокого оклада, это означает, что он посмотрел на себя глазами других людей.

Возможно, его заработком остались недовольны жена, не спо собная обновить свой гардероб, или соседи, отпускающие шуточки по поводу его поношенной одежды. Если «новый русский» на «Мерседесе» приезжает отовариваться на опто вый рынок, то ему делают замечание: ты ведешь себя не в соответствии со своим статусом. Два статуса – богач и покупатель дешевых продуктов – несовместимы.

Можно привести немало других примеров: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, по жилого человека используют в качестве мальчика на побегуш ках, милиционеру приходится идти в рэкетиры, министру – участвовать в переговорах с террористами.

Как мы установили, каждый из нас вращается во множе стве групп – больших и малых – и занимает множество позиций. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он явля ется – высоким, средним или низким.

Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой. Госпо дин Н. как коллекционер ценится очень высоко среди соби рателей марок, но сослуживцы считают его весьма посред ственным бухгалтером, а в семье жена и дети посматривают на него даже свысока.

Несовпадение, или несовместимость статусов – это, по существу, несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Несовпадение поэтому возникает при двух обстоятельствах: 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой; 2) когда права и обязан ности одного статуса противоречат или мешают осуществле нию прав и выполнению обязанностей другого статуса.

Господин Н. как коллекционер, бухгалтер и семьянин – наглядный пример расхождения, или несовпадения, статусов. Господин М. – случай более сложный. Он – талантливый инженер, но ничем выдающимся себя в таком качестве не про явивший. Профессиональный статус у него средний – таков престиж инженерного труда в обществе.

У начальства он пользуется также средним уважением: оно ценит его талант, но считает безынициативным. Коллеги называют его «своим парнем» за компанейский характер, высоко ставят его про фессиональные качества, но, когда речь заходит о служебном росте, не хотят видеть его своим начальником.

Итак, мы назвали примеры первой формы несовпадения статусов. Оно проявляется в поведении носителя статуса и ожиданиях окружающих. Так, от банкира никто не ждет, что он станет просить милостыню или разъезжать на подножке трамвая, от спортсмена – что он будет курить или выпивать.

Примеры второй формы статусной несовместимости так же достаточно многочисленны. Министр не имеет права за ниматься коммерческой деятельностью. Полицейский не мо жет быть мафиози, иначе он не полицейский. Обязанности члена незаконной группировки не совпадают с должностны ми обязанностями защитника закона.

Итак, подведем некоторые итоги.

Статусной несовместимостью называется такое положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерар хиях занимает разные ранги – высокие, средине и низкие.

В отличие от этого статусной совместимостью называется такое положение, при котором один и тот же человек в раз ных групповых иерархиях занимает примерно одинаковые ранги: все высокие, все средние или все низкие.

Статусная несовместимость характеризует положение ин дивида в социальной стратификации. На одной ее шкале ин дивид занимает высокое место, на другой – низкое. Сегодня уже мало кто сомневается в том, что для успешной карьеры нужно иметь высшее образование.

Как-то само собой разуме ется, что чем выше человек поднялся по культурной, профес сиональной, служебной или доходной лестнице, тем более образованным он является. Однако далеко не все представи тели так называемого старого класса богатых в Америке име ют университетское образование либо окончили колледж.

Статус учителя уважаем и высоко ценим, но его зарплата часто вызывает сочувствие даже у учеников. Негр может быть профессионалом в своем деле, но до недавнего времени в США он не был свободен при выборе места жительства. Работяга может получать большие деньги, но на нем непрестижная синяя блуза.

Статусная несовместимость выступает причиной личной неудовлетворенности и социального напряжения. Человек чув ствует дисгармонию в своих статусах, его не покидает чувство Удрученности, пессимизма, разочарования в себе и в жизни.

Статусная несовместимость ведет к психологической неудов летворенности. Но если бы только к ней. Объединившись в партию или террористическую организацию, группа недоволь ных способна произвести немалый переполох во всем обще стве, если не сказать больше.

Октябрьскую революцию совер шила группа неудовлетворенных марксистов. Вообще все или подавляющее число революций и переворотов совершают люди, чувствующие какое-либо статусное несоответствие: образова ны, но не признаны обществом, политически очень влиятель ны, но материально небогаты, материально очень богаты, но политических рычагов воздействия на общество нет, и т.д.

Противоречие между двумя или более статусами служит причиной многих социальных конфликтов ценностей, что было доказано в ходе исследования предпосылок возникновения революционных движений в странах Латинской Америки.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий