Что делает человека другим
Отличие людей от животных никак не связано с генами и нейронами. Мы обычные млекопитающие, состоящие из тех же «кирпичиков», что и все остальные. Но иногда мы ведем себя совершенно особым, не виданным в животном мире способом.
Вот два человека молча сидят за столом, не смотрят друг другу в глаза и время от времени по очереди поднимают руку и передвигают маленькую деревянную фигурку. Но это фигурка особенная, а два человека — шахматные гроссмейстеры на турнире, и они затрачивают до 7 тысяч килокалорий в день. По затратам энергии они могут сравниться с бабуином, который только что вспорол брюхо врагу.
Все 25 лекций стэнфордского курса профессора роберта сапольски «биология поведения человека»
Вашему вниманию все 25 лекций курса профессора Роберта Сапольски «Биология поведения человека», прочитанного им в Стэнфордском университете в 2021 году. Курс переведён и озвучен студией Vert Dider, которая выражает огромную благодарность подписчикам за поддержку перевода лекций!
Роберт Сапольски — американский нейроэндокринолог, профессор биологии, неврологии и нейрохирургии в Стэнфордском университете, исследователь и автор книг. Удостоен ряда высших наград, в том числе премии Карла Сагана за популяризацию науки.
Для кого предназначен курс?
Для освоения материала от слушателя не требуется глубокое знание биологии. Профессор подробно и в доступной форме рассказывает о множестве факторов, влияющих на наши поступки, а также на конкретных примерах рассматривает различные виды поведения: агрессивное, сексуальное, родительское и другие. Сам Сапольски во вступительной лекции утверждает, что ознакомиться с данным предметом стоит абсолютно каждому человеку, вне зависимости от его специализации.
Приятного просмотра!
Лекция 1: Введение. Профессор Роберт Сапольски знакомит студентов с основными принципами курса. Он демонстрирует связь между нашими поступками и биологическими факторами на примере очень странного поведения. Также профессор рассказывает о важности использования междисциплинарного подхода, чтобы не повторять ошибки ученых, которые пытались объяснить поведение в рамках одного направления.
В лекции озвучиваются теория синхронизации менструальных циклов, которая позднее была опровергнута, и гипотеза о функции феромонов у людей, которую многие ученые ставят под сомнение.
Лекция 2: Эволюция поведения, I. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о том, что можно узнать о поведении целого вида всего лишь по паре черепов. Профессор объясняет основные механизмы естественного отбора, как они формируют поведение животных, делая его более альтруистичным или эгоистичным, и как это связано с математическими моделями теории игр.
Лекция 3: Эволюция поведения, II. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о сложных межполовых взаимоотношениях у различных видов, о том как инфантицид увеличивает репродуктивный успех самца, а физиологические уловки помогают самкам сохранить потомство. Также профессор знакомит студентов с геномным импринтигом, эволюционными антревольтами и различными типами отбора, развивая тему парных и турнирных видов в попытке определить, куда относится человек.
Лекция 4: Молекулярная генетика, I. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о принципах эволюции на молекулярном уровне, градуалистической модели и роли точечных генетических мутаций. Мы знакомимся с теорией прерывистого равновесия, выдвинутой Гулдом и Элдриджем, согласно которой долгие периоды стазиса сменяются резкими скачками эволюционных изменений за короткий период времени.
Лекция 5: Молекулярная генетика, II. Во второй лекции о молекулярной генетике Роберт Сапольски сосредотачивается на роли среды и промоторов в экспрессии генов. Он поясняет, что скрывается за расхожей фразой «У людей и шимпанзе ДНК совпадает на 98%» и развивает тему изменчивости ДНК, затрагивая мутации ферментов сплайсинга, факторы транскрипции и феномен «прыгающих генов», которые долгое время считались невозможными. Также профессор рассказывает о бактериях, устойчивых к антибиотикам и неожиданных последствиях попыток одомашнить чернобурых лисиц.
Лекция 6: Генетика поведения, I. Роберт Сапольски рассказывает об удачах и провалах в поиске генетических основ поведения, о неудачных попытках выделить «математический ген» и других заблуждениях, свойственных этой сфере. Он подробно объясняет, почему так сложно отделить влияние генов от факторов среды, и почему матери влияют на своих детей гораздо сильнее отцов даже на биологическом уровне.
Лекция 7: Генетика поведения, II. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о том, как ученые устанавливают связь между каким-либо внешним признаком и отвечающим за него участком ДНК, а также, что имеется в виду, когда говорят о «наследуемости признака». Особое внимание уделяется роли случая в формировании и развитии организма, как и тому факту, что условия жизни лучше предсказывают поведение человека, чем его геном.
Лекция 8: Распознавание родственников. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о том, что такое эпигенетика и как стоит интерпретировать новости об обнаружении «гена чего-либо». Основная часть лекции посвящена рассмотрению способов распознавания родственников у животных, их роли в размножении и выстраивании иерархических отношений.
Лекция 9: Этология. Профессор Роберт Сапольски рассказывает об успешных и не очень методах изучения поведения животных. Он представляет студентам краткую историю этологии, в основе которой лежит принцип общения с животными «на их языке». Также из лекции мы узнаем о врожденных реакциях и фиксированных паттернах действий, пчелиных танцах, сенсорных триггерах, теории разума и секрете всеобщей любви к Микки Маусу.
Лекция 10: Введение в нейронауки, I. Нэйтан, аспирант Стэнфордского университета, рассказывает о нервной системе и мозге, его отделах и функциях, строении и принципе работы нейронов. Энтони, магистрант Стэнфорда, объясняет процессы, происходящие в синапсе и то, как они влияют на поведении человека. Он знакомит студентов с нейрофармакологией, а также различными типами и функциями нейротрансмиттеров.
Лекция 11: Введение в нейронауки, II. Патрик Хаус, аспирант Стэнфорда, раскрывает нейрофизиологические механизмы, стоящие в основе памяти и различных ее нарушений. Он рассказывает о проблемах, связанных с вычленением нужной информации, о нейронных сетях и категориальном мышлении. От младшего преподавателя Даны Таркер мы узнаем об автономной вегетативной нервной системе, ее влиянии на органы и сексуальную жизнь человека, а также о роли норэпинефрина и ацетилхолина.
Лекция 12: Эндокринология. Ассистенты Уильям Питерсон и Том МакФадден рассказывают, как выживают одноклеточные организмы и как общаются клетки в более сложных существах. В лекции обсуждаются основные типы гормонов, принципы их работы, роль эндокринных желез и нейромедиаторов, а также сложные взаимодействия между гормональной системой и мозгом.
Лекция 13: Неврология и эндокринология. Профессор Роберт Сапольски раскрывает нюансы регуляторной системы секреции гормонов, рассказывает о положительной и отрицательной обратной связи, ауторецепторах и других механизмах контроля. Наглядно демонстрируются возможные последствия сбоя их работы на примере клинической депрессии и диабета.
Лекция 14: Лимбическая система. Профессор Роберт Сапольски возвращается к рассмотрению головного мозга, раскрывая понятие «эмоциональный круг Пейпеца», останавливаясь подробнее на лимбической системе и функциях её компонентов. Он рассказывает об основных методах, используемых для изучения функций различных зон мозга: анатомическом, биохимическом, и функциональной визуализации. Особое внимание уделяется механизмам взаимной регуляции между нашим телом и лимбической системой.
Лекция 15: Сексуальное поведение, І. Профессор Роберт Сапольски рассказывает об основных элементах сексуального поведения животных, знакомя студентов с понятиями аттрактивности, процептивности и рецептивности, а также объясняет роль фиксированных паттернов действий и лимбической системы. Он акцентирует внимание на том, как на нас влияет чувство предвкушения награды и эффект случайности. Поднимается сложный вопрос связи дофамина, окситоцина и вазопрессина с моногамностью различных животных, включая людей. Также затрагиваются темы гомосексуальности, транссексуальности и пусковых стимулов.
Лекция 16: Сексуальное поведение, IІ. В этой лекции профессор Роберт Сапольски рассказывает о существующих стратегиях сексуального поведения у различных видов, и о том, как это могло привести к распущенности, неразборчивости и высокой конкуренции среди самцов. Рассматриваются разнообразные методы, которыми они пользуются для уменьшения репродуктивного успеха соперников, а также защитные меры, с помощью которых самки, пытаются обезопасить себя и своё потомство.
Лекция 17: Сексуальное поведение, III; Агрессия, I. В этой лекции профессор Сапольски говорит об эволюции гомосексуальности, критикует теории криминалистики XIX века, рассказывает о привлекательности, критериях выбора партнера и гомогамии. Во второй части он переходит к обсуждению проявлений агрессии и эмпатии, а также роли одной из зон мозга, миндалины, на наше поведение.
Лекция 18: Агрессия, ІI. Профессор Роберт Сапольски рассказывает, как наш мозг обрабатывает информацию в присутствие угрозы, как лобная доля помогает нам держать себя «в рамках приличия» и что происходит при ее повреждении. Затрагивается сложный вопрос о роли среды, воспитания и физиологии в контексте системы правосудия. Также профессор объясняет, почему любовь и ненависть ближе чем кажутся, а за физические и эмоциональные ощущения отвечают практически одни и те же области мозга. В конце он делится любопытной историей о том, как почти полвека назад армия США внезапно заинтересовалась поведением койотов, сурков и гиен.
Лекция 19: Агрессия, ІII. Третья лекция по данной теме посвящена связи сенсорных и моральных ощущений, зеркальным нейронам и исследованиям роли гормонов в агрессивном поведении. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о различных факторах, которые могут повлиять на ваше поведение, в частности, об алкоголе, уровне тестостерона и ПМС, эффект которых отличается от общепринятого. Рассматриваются различные гипотезы о связи агрессии с разочарованием, страхом, эмоциями, эмпатией, а также возможная причинно-следственная связь между легализацией абортов в падением уровня преступности в США в конце 80-ых.
Лекция 20: Агрессия, IV. На заключительном занятии по теме агрессии обсуждается вопрос о влиянии мужских гормонов, в частности, у девушек, которые подверглись пренатальной андрогенизации. Рассматриваются возможные генетические и культурные предпосылки агрессивного поведения. Роберт Сапольски рассказывает о псевдо-родстве и псевдо-отчуждении, которые могут быть использованы как для поддержания войны, так и для создания мира. В конце занятия профессор делится личными воспоминаниями о трагических событиях в Уганде, которым он стал свидетелем.
Лекция 21: Хаос и редукционизм. Эту лекцию профессор называет «одной из самых сложных за весь курс». В ней обсуждается история редуктивного подхода к изучению окружающего мира. Как преимуществ, которые заложили основу современной науки, так и ограничений, которые начали проявляться при попытках описать человеческий мозг. Профессор Роберт Сапольски пересказывает основные положения теории хаоса, вводит понятие фрактала, а затем переносит это на современное понимание устройства живых систем, в частности, нейронных связей в мозге человека.
Материал занятия во многом основан на книге Джеймса Глейка «Хаос. Создание новой науки».
Лекция 22: Эмерджентность и сложность. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о клеточных автоматах и нейросетях, нейрофизиологии творчества и о том, как связаны между собой фракталы и кровеносная система, картофельные чипсы и математические уравнения, поведение насекомых и формирование нашего мозга. Также он объясняет, почему классический редукционистский научный подход перестает работать, когда речь заходит о самом интересном.
Лекция 23: Язык. В этой лекции Роберт Сапольски рассказывает об общих чертах языков и объясняет, чем отличается человеческий язык, будь то жестовый или звучащий, от способов коммуникации других животных. Как и любой другой вопрос, Сапольски рассматривает язык с точки зрения нейронаук: в каких областях мозга «хранится» язык, какими бывают нарушения синтеза и восприятия речи. Также рассматриваются случаи обучения языку обезьян, результаты и выводы из проводившихся экспериментов.
Лекция 24: Шизофрения. Первые 20 минут лекции посвящены теме предыдущего занятия. Профессор рассказывает роли генов в появлении языка и возможности существования «врожденной грамматики». В основной части Роберт Сапольски объясняет, что подразумевается под широким понятием «шизофрения». Он рассказывает об истории поисков причин шизофрении, ответственных за нее генов. Роберт Сапольски описывает варианты проявления расстройств шизофренического спектра и их зависимость от культуры, в которой живет человек с соответствующими симптомами.
Лекция 25: Индивидуальные особенности. В последней лекции курса Роберт Сапольски объясняет, в чем заключаются сложности отделения расстройств и нарушений от индивидуальных особенностей, свойственных любому человеку. Также профессор рассуждает на важную тему: как стоит применять те знания, которыми он делился на своих лекциях.
Золотое правило нравственности
Это базовый принцип нашей морали: поступай с другими так, как поступил бы с собой. И развитие этого принципа — око за око, зуб за зуб.
Оказывается, и в этом мы не исключительны. Летучие мыши-вампиры кормят детенышей коровьей кровью, которую приносят в гнездо в специальной полости во рту. Кормят не только собственных детенышей, но всех, кто находится в гнезде-коммуне. Если взять мышь и шприцом накачать ей глотку воздухом, чтобы пазуха раздулась, а затем вернуть ее в гнездо, то в следующий раз никто не станет кормить ее детенышей: остальные мыши подумают, что она раздулась от крови, но не хочет никого кормить. Летучие мыши тоже живут по правилу «око за око, зуб за зуб».
Наша уникальность — в способности понимать, при каких обстоятельствах кто-то получает в ответ не то, что получили бы вы. И осознавать, что кто-то может желать в награду то, чего вы себе не пожелаете.
Модель психического
Это очень важный этап в развитии человека. Ребенок трех-пяти лет уже понимает, что переживания, желания, знания и намерения других людей могут отличаться от его собственных. Зачатки модели психического есть и у животных. В ходе эксперимента двух шимпанзе сажают в клетки в разных концах комнаты, а между ними ставят ширму.
Эта ширма может быть прозрачной и непрозрачной. Исследователь кладет банан со стороны того шимпанзе, который не пользуется в стае уважением. Если ширма непрозрачна, этот шимпанзе видит банан, а авторитетный шимпанзе из другой клетки не видит ничего. Если поставить прозрачную ширму, видеть банан будут оба.
Теперь вы выпускаете их из клеток, и наш шимпанзе думает: «Этот крутой парень не видел банана, потому что экран был непрозрачный, пойду-ка и схвачу этот банан». Или: «Ширма была прозрачной, даже дергаться не буду: он все равно его отнимет». Шимпанзе с низким статусом знает, что там лежит банан, но не идет за ним, потому что он тоже обладает моделью психического.
Но у других видов нет вторичной модели психического. Ни одно другое животное не сможет сидеть на комедии Шекспира и понимать, что у кого там с кем происходит.
Отношение к награде
Теперь я расскажу о роли нейромедиатора дофамина. Он отвечает за удовольствие от вознаграждения. Считалось, что, когда дрессированная обезьяна выполняет задание, уровень дофамина у нее в крови растет в момент получения награды. Оказывается, все обстоит иначе: дофамин идет вверх, когда звучит сигнал к выполнению задания.
Роберт сапольски
Курс Human Behavioral Biology на Ютубе
В настоящее время курс «Биология поведения человека» переводится на русский язык студиями Vert Dider и Lectures from Top Universities
Интервью студии Vert Dider на русском языке — «О науке, морали, религии и биологии поведения человека» и другие переведенные лекции и видеоцитаты.
Страница в Википедии
Сайт, посвященный творчеству Сапольски, с видео и литературой
Фильмография на IMBD
Профиль на сайте Стэнфорда
Социальные модели
Не только человек передает свои модели поведения следующим поколениям негенетическим путем. Я наблюдал за стаей бабуинов, в которой были убиты самые агрессивные самцы. Это была уникальная ситуация: самок оказалось в два раза больше, чем самцов, и все самцы были очень милы и дружелюбны.
Не мы одни передаем свою культуру потомкам. Но только мы отличаемся ее исключительной сложностью.
Сочувствие
Это важнейшая отличительная характеристика человека. Но и тут мы не одиноки. Приматолог Франс де Ваал наблюдал, как самец шимпанзе все время задирал доминантного самца и тот его наконец побил. Но бывает и обратная ситуация: шимпанзе спокойно занимается своими делами, и тут доминантный самец в дурном настроении решает его побить совершенно ни за что.
В первом случае шимпанзе напросился сам, а во втором он невинная жертва. И шансы второго на сочувствие со стороны других членов стаи в пять раз выше, чем у первого: другие шимпанзе подходят и утешают его. Они понимают, что такое быть жертвой, и хотят его поддержать.
Уникальность человека в формах, которые может принимать наше сочувствие. На картине немецкого художника-экспрессиониста Франца Марка «Судьба животных», написанной во время Первой мировой, вы видите животное, воющее на луну в центре хаотической сцены.
Стремление сделать невозможное
Есть одно человеческое свойство, которое кажется мне наиболее характерным: чем меньше вероятность того, что что-то возможно, тем больше мы ощущаем, что это ДОЛЖНО случиться. Это противоречие не укладывается у нас в голове, но оказывается жизненно важным для человека моральным императивом.
Католическая монахиня Хелен Прежан всю жизнь проработала в отделении для смертников тюрьмы строгого режима в Луизиане. Когда ее спрашивали, как она может общаться с такими людьми, она отвечала: «Чем более непростительный поступок они совершили, тем больше заслуживают прощения». Меня поражает то великое и иррациональное, на что люди способны как вид. Именно здесь мы по-настоящему уникальны.
За время учебы вы, должно быть, поняли, что человеку практически невозможно изменить мир к лучшему в одиночку. Но чем яснее вы ощущаете это, тем сильнее стараетесь это сделать.
Убийство на заказ
Мы не единственный вид животных, который целенаправленно убивает представителей собственного вида. Группы шимпанзе патрулируют границы своей территории и убивают всех встреченных самцов-чужаков. Они систематически уничтожают соседнее племя. Это прообраз геноцида.
Но не все аспекты нашего поведения имеют аналоги в животном мире. Приведу пример незаметной агрессии. Каждый день на авиабазе Неллис в Неваде люди приходят на работу, включают приборы и поднимают в воздух беспилотные бомбардировщики на другом конце земного шара.
Они весь день убивают людей, которые находятся в десятках тысяч километров от них. А вечером идут домой и как ни в чем не бывало снова становятся любящими мужьями и отцами. Неудивительно, что уровень психологических проблем среди этих людей крайне высок.