Что в нас особенного – Роберт Сапольски – Лекции – Материалы сайта – Сноб

Что в нас особенного – Роберт Сапольски – Лекции – Материалы сайта – Сноб Женщине

Что делает человека другим

Отличие людей от животных никак не связано с генами и нейронами. Мы обычные млекопитающие, состоящие из тех же «кирпичиков», что и все остальные. Но иногда мы ведем себя совершенно особым, не виданным в животном мире способом.

Вот два человека молча сидят за столом, не смотрят друг другу в глаза и время от времени по очереди поднимают руку и передвигают маленькую деревянную фигурку. Но это фигурка особенная, а два человека — шахматные гроссмейстеры на турнире, и они затрачивают до 7 тысяч килокалорий в день. По затратам энергии они могут сравниться с бабуином, который только что вспорол брюхо врагу.

Все 25 лекций стэнфордского курса профессора роберта сапольски «биология поведения человека»

Что в нас особенного – Роберт Сапольски – Лекции – Материалы сайта – Сноб

Вашему вниманию все 25 лекций курса профессора Роберта Сапольски «Биология поведения человека», прочитанного им в Стэнфордском университете в 2021 году. Курс переведён и озвучен студией Vert Dider, которая выражает огромную благодарность подписчикам за поддержку перевода лекций!

Роберт Сапольски — американский нейроэндокринолог, профессор биологии, неврологии и нейрохирургии в Стэнфордском университете, исследователь и автор книг. Удостоен ряда высших наград, в том числе премии Карла Сагана за популяризацию науки.

Для кого предназначен курс?

Для освоения материала от слушателя не требуется глубокое знание биологии. Профессор подробно и в доступной форме рассказывает о множестве факторов, влияющих на наши поступки, а также на конкретных примерах рассматривает различные виды поведения: агрессивное, сексуальное, родительское и другие. Сам Сапольски во вступительной лекции утверждает, что ознакомиться с данным предметом стоит абсолютно каждому человеку, вне зависимости от его специализации.

Приятного просмотра!

Лекция 1: Введение. Профессор Роберт Сапольски знакомит студентов с основными принципами курса. Он демонстрирует связь между нашими поступками и биологическими факторами на примере очень странного поведения. Также профессор рассказывает о важности использования междисциплинарного подхода, чтобы не повторять ошибки ученых, которые пытались объяснить поведение в рамках одного направления.

В лекции озвучиваются теория синхронизации менструальных циклов, которая позднее была опровергнута, и гипотеза о функции феромонов у людей, которую многие ученые ставят под сомнение.

Лекция 2: Эволюция поведения, I. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о том, что можно узнать о поведении целого вида всего лишь по паре черепов. Профессор объясняет основные механизмы естественного отбора, как они формируют поведение животных, делая его более альтруистичным или эгоистичным, и как это связано с математическими моделями теории игр.

Лекция 3: Эволюция поведения, II. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о сложных межполовых взаимоотношениях у различных видов, о том как инфантицид увеличивает репродуктивный успех самца, а физиологические уловки помогают самкам сохранить потомство. Также профессор знакомит студентов с геномным импринтигом, эволюционными антревольтами и различными типами отбора, развивая тему парных и турнирных видов в попытке определить, куда относится человек.

Лекция 4: Молекулярная генетика, I. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о принципах эволюции на молекулярном уровне, градуалистической модели и роли точечных генетических мутаций. Мы знакомимся с теорией прерывистого равновесия, выдвинутой Гулдом и Элдриджем, согласно которой долгие периоды стазиса сменяются резкими скачками эволюционных изменений за короткий период времени.

Лекция 5: Молекулярная генетика, II. Во второй лекции о молекулярной генетике Роберт Сапольски сосредотачивается на роли среды и промоторов в экспрессии генов. Он поясняет, что скрывается за расхожей фразой «У людей и шимпанзе ДНК совпадает на 98%» и развивает тему изменчивости ДНК, затрагивая мутации ферментов сплайсинга, факторы транскрипции и феномен «прыгающих генов», которые долгое время считались невозможными. Также профессор рассказывает о бактериях, устойчивых к антибиотикам и неожиданных последствиях попыток одомашнить чернобурых лисиц.

Лекция 6: Генетика поведения, I. Роберт Сапольски рассказывает об удачах и провалах в поиске генетических основ поведения, о неудачных попытках выделить «математический ген» и других заблуждениях, свойственных этой сфере. Он подробно объясняет, почему так сложно отделить влияние генов от факторов среды, и почему матери влияют на своих детей гораздо сильнее отцов даже на биологическом уровне.

Лекция 7: Генетика поведения, II. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о том, как ученые устанавливают связь между каким-либо внешним признаком и отвечающим за него участком ДНК, а также, что имеется в виду, когда говорят о «наследуемости признака». Особое внимание уделяется роли случая в формировании и развитии организма, как и тому факту, что условия жизни лучше предсказывают поведение человека, чем его геном.

Как быть Леди:  Методы сбора, обработки анализа и интерпретации социальной информации, Изучение документов, Контент-анализ документов - Социология

Лекция 8: Распознавание родственников. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о том, что такое эпигенетика и как стоит интерпретировать новости об обнаружении «гена чего-либо». Основная часть лекции посвящена рассмотрению способов распознавания родственников у животных, их роли в размножении и выстраивании иерархических отношений.

Лекция 9: Этология. Профессор Роберт Сапольски рассказывает об успешных и не очень методах изучения поведения животных. Он представляет студентам краткую историю этологии, в основе которой лежит принцип общения с животными «на их языке». Также из лекции мы узнаем о врожденных реакциях и фиксированных паттернах действий, пчелиных танцах, сенсорных триггерах, теории разума и секрете всеобщей любви к Микки Маусу.

Лекция 10: Введение в нейронауки, I. Нэйтан, аспирант Стэнфордского университета, рассказывает о нервной системе и мозге, его отделах и функциях, строении и принципе работы нейронов. Энтони, магистрант Стэнфорда, объясняет процессы, происходящие в синапсе и то, как они влияют на поведении человека. Он знакомит студентов с нейрофармакологией, а также различными типами и функциями нейротрансмиттеров.

Лекция 11: Введение в нейронауки, II. Патрик Хаус, аспирант Стэнфорда, раскрывает нейрофизиологические механизмы, стоящие в основе памяти и различных ее нарушений. Он рассказывает о проблемах, связанных с вычленением нужной информации, о нейронных сетях и категориальном мышлении. От младшего преподавателя Даны Таркер мы узнаем об автономной вегетативной нервной системе, ее влиянии на органы и сексуальную жизнь человека, а также о роли норэпинефрина и ацетилхолина.

Лекция 12: Эндокринология. Ассистенты Уильям Питерсон и Том МакФадден рассказывают, как выживают одноклеточные организмы и как общаются клетки в более сложных существах. В лекции обсуждаются основные типы гормонов, принципы их работы, роль эндокринных желез и нейромедиаторов, а также сложные взаимодействия между гормональной системой и мозгом.

Лекция 13: Неврология и эндокринология. Профессор Роберт Сапольски раскрывает нюансы регуляторной системы секреции гормонов, рассказывает о положительной и отрицательной обратной связи, ауторецепторах и других механизмах контроля. Наглядно демонстрируются возможные последствия сбоя их работы на примере клинической депрессии и диабета.

Лекция 14: Лимбическая система. Профессор Роберт Сапольски возвращается к рассмотрению головного мозга, раскрывая понятие «эмоциональный круг Пейпеца», останавливаясь подробнее на лимбической системе и функциях её компонентов. Он рассказывает об основных методах, используемых для изучения функций различных зон мозга: анатомическом, биохимическом, и функциональной визуализации. Особое внимание уделяется механизмам взаимной регуляции между нашим телом и лимбической системой.

Лекция 15: Сексуальное поведение, І. Профессор Роберт Сапольски рассказывает об основных элементах сексуального поведения животных, знакомя студентов с понятиями аттрактивности, процептивности и рецептивности, а также объясняет роль фиксированных паттернов действий и лимбической системы. Он акцентирует внимание на том, как на нас влияет чувство предвкушения награды и эффект случайности. Поднимается сложный вопрос связи дофамина, окситоцина и вазопрессина с моногамностью различных животных, включая людей. Также затрагиваются темы гомосексуальности, транссексуальности и пусковых стимулов.

Лекция 16: Сексуальное поведение, IІ. В этой лекции профессор Роберт Сапольски рассказывает о существующих стратегиях сексуального поведения у различных видов, и о том, как это могло привести к распущенности, неразборчивости и высокой конкуренции среди самцов. Рассматриваются разнообразные методы, которыми они пользуются для уменьшения репродуктивного успеха соперников, а также защитные меры, с помощью которых самки, пытаются обезопасить себя и своё потомство.

Лекция 17: Сексуальное поведение, III; Агрессия, I. В этой лекции профессор Сапольски говорит об эволюции гомосексуальности, критикует теории криминалистики XIX века, рассказывает о привлекательности, критериях выбора партнера и гомогамии. Во второй части он переходит к обсуждению проявлений агрессии и эмпатии, а также роли одной из зон мозга, миндалины, на наше поведение.

Лекция 18: Агрессия, ІI. Профессор Роберт Сапольски рассказывает, как наш мозг обрабатывает информацию в присутствие угрозы, как лобная доля помогает нам держать себя «в рамках приличия» и что происходит при ее повреждении. Затрагивается сложный вопрос о роли среды, воспитания и физиологии в контексте системы правосудия. Также профессор объясняет, почему любовь и ненависть ближе чем кажутся, а за физические и эмоциональные ощущения отвечают практически одни и те же области мозга. В конце он делится любопытной историей о том, как почти полвека назад армия США внезапно заинтересовалась поведением койотов, сурков и гиен.

Лекция 19: Агрессия, ІII. Третья лекция по данной теме посвящена связи сенсорных и моральных ощущений, зеркальным нейронам и исследованиям роли гормонов в агрессивном поведении. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о различных факторах, которые могут повлиять на ваше поведение, в частности, об алкоголе, уровне тестостерона и ПМС, эффект которых отличается от общепринятого. Рассматриваются различные гипотезы о связи агрессии с разочарованием, страхом, эмоциями, эмпатией, а также возможная причинно-следственная связь между легализацией абортов в падением уровня преступности в США в конце 80-ых.

Как быть Леди:  "Оптические иллюзии"

Лекция 20: Агрессия, IV. На заключительном занятии по теме агрессии обсуждается вопрос о влиянии мужских гормонов, в частности, у девушек, которые подверглись пренатальной андрогенизации. Рассматриваются возможные генетические и культурные предпосылки агрессивного поведения. Роберт Сапольски рассказывает о псевдо-родстве и псевдо-отчуждении, которые могут быть использованы как для поддержания войны, так и для создания мира. В конце занятия профессор делится личными воспоминаниями о трагических событиях в Уганде, которым он стал свидетелем.

Лекция 21: Хаос и редукционизм. Эту лекцию профессор называет «одной из самых сложных за весь курс». В ней обсуждается история редуктивного подхода к изучению окружающего мира. Как преимуществ, которые заложили основу современной науки, так и ограничений, которые начали проявляться при попытках описать человеческий мозг. Профессор Роберт Сапольски пересказывает основные положения теории хаоса, вводит понятие фрактала, а затем переносит это на современное понимание устройства живых систем, в частности, нейронных связей в мозге человека.

Материал занятия во многом основан на книге Джеймса Глейка «Хаос. Создание новой науки».

Лекция 22: Эмерджентность и сложность. Профессор Роберт Сапольски рассказывает о клеточных автоматах и нейросетях, нейрофизиологии творчества и о том, как связаны между собой фракталы и кровеносная система, картофельные чипсы и математические уравнения, поведение насекомых и формирование нашего мозга. Также он объясняет, почему классический редукционистский научный подход перестает работать, когда речь заходит о самом интересном.

Лекция 23: Язык. В этой лекции Роберт Сапольски рассказывает об общих чертах языков и объясняет, чем отличается человеческий язык, будь то жестовый или звучащий, от способов коммуникации других животных. Как и любой другой вопрос, Сапольски рассматривает язык с точки зрения нейронаук: в каких областях мозга «хранится» язык, какими бывают нарушения синтеза и восприятия речи. Также рассматриваются случаи обучения языку обезьян, результаты и выводы из проводившихся экспериментов.

Лекция 24: Шизофрения. Первые 20 минут лекции посвящены теме предыдущего занятия. Профессор рассказывает роли генов в появлении языка и возможности существования «врожденной грамматики». В основной части Роберт Сапольски объясняет, что подразумевается под широким понятием «шизофрения». Он рассказывает об истории поисков причин шизофрении, ответственных за нее генов. Роберт Сапольски описывает варианты проявления расстройств шизофренического спектра и их зависимость от культуры, в которой живет человек с соответствующими симптомами.

Лекция 25: Индивидуальные особенности. В последней лекции курса Роберт Сапольски объясняет, в чем заключаются сложности отделения расстройств и нарушений от индивидуальных особенностей, свойственных любому человеку. Также профессор рассуждает на важную тему: как стоит применять те знания, которыми он делился на своих лекциях.

Золотое правило нравственности

Это базовый принцип нашей морали: поступай с другими так, как поступил бы с собой. И развитие этого принципа — око за око, зуб за зуб.

Оказывается, и в этом мы не исключительны. Летучие мыши-вампиры кормят детенышей коровьей кровью, которую приносят в гнездо в специальной полости во рту. Кормят не только собственных детенышей, но всех, кто находится в гнезде-коммуне. Если взять мышь и шприцом накачать ей глотку воздухом, чтобы пазуха раздулась, а затем вернуть ее в гнездо, то в следующий раз никто не станет кормить ее детенышей: остальные мыши подумают, что она раздулась от крови, но не хочет никого кормить. Летучие мыши тоже живут по правилу «око за око, зуб за зуб».

Наша уникальность — в способности понимать, при каких обстоятельствах кто-то получает в ответ не то, что получили бы вы. И осознавать, что кто-то может желать в награду то, чего вы себе не пожелаете.

Модель психического

Это очень важный этап в развитии человека. Ребенок трех-пяти лет уже понимает, что переживания, желания, знания и намерения других людей могут отличаться от его собственных. Зачатки модели психического есть и у животных. В ходе эксперимента двух шимпанзе сажают в клетки в разных концах комнаты, а между ними ставят ширму.

Эта ширма может быть прозрачной и непрозрачной. Исследователь кладет банан со стороны того шимпанзе, который не пользуется в стае уважением. Если ширма непрозрачна, этот шимпанзе видит банан, а авторитетный шимпанзе из другой клетки не видит ничего. Если поставить прозрачную ширму, видеть банан будут оба.

Как быть Леди:  Андрогиния — Википедия с видео // WIKI 2

Теперь вы выпускаете их из клеток, и наш шимпанзе думает: «Этот крутой парень не видел банана, потому что экран был непрозрачный, пойду-ка и схвачу этот банан». Или: «Ширма была прозрачной, даже дергаться не буду: он все равно его отнимет». Шимпанзе с низким статусом знает, что там лежит банан, но не идет за ним, потому что он тоже обладает моделью психического.

Но у других видов нет вторичной модели психического. Ни одно другое животное не сможет сидеть на комедии Шекспира и понимать, что у кого там с кем происходит.

Отношение к награде

Теперь я расскажу о роли нейромедиатора дофамина. Он отвечает за удовольствие от вознаграждения. Считалось, что, когда дрессированная обезьяна выполняет задание, уровень дофамина у нее в крови растет в момент получения награды. Оказывается, все обстоит иначе: дофамин идет вверх, когда звучит сигнал к выполнению задания.

Роберт сапольски

Курс Human Behavioral Biology на Ютубе

В настоящее время курс «Биология поведения человека» переводится на русский язык студиями Vert Dider и Lectures from Top Universities

Интервью студии Vert Dider на русском языке — «О науке, морали, религии и биологии поведения человека» и другие переведенные лекции и видеоцитаты.

Страница в Википедии

Сайт, посвященный творчеству Сапольски, с видео и литературой

Фильмография на IMBD

Профиль на сайте Стэнфорда

Социальные модели

Не только человек передает свои модели поведения следующим поколениям негенетическим путем. Я наблюдал за стаей бабуинов, в которой были убиты самые агрессивные самцы. Это была уникальная ситуация: самок оказалось в два раза больше, чем самцов, и все самцы были очень милы и дружелюбны.

Не мы одни передаем свою культуру потомкам. Но только мы отличаемся ее исключительной сложностью.

Сочувствие

Это важнейшая отличительная характеристика человека. Но и тут мы не одиноки. Приматолог Франс де Ваал наблюдал, как самец шимпанзе все время задирал доминантного самца и тот его наконец побил. Но бывает и обратная ситуация: шимпанзе спокойно занимается своими делами, и тут доминантный самец в дурном настроении решает его побить совершенно ни за что.

В первом случае шимпанзе напросился сам, а во втором он невинная жертва. И шансы второго на сочувствие со стороны других членов стаи в пять раз выше, чем у первого: другие шимпанзе подходят и утешают его. Они понимают, что такое быть жертвой, и хотят его поддержать.

Уникальность человека в формах, которые может принимать наше сочувствие. На картине немецкого художника-экспрессиониста Франца Марка «Судьба животных», написанной во время Первой мировой, вы видите животное, воющее на луну в центре хаотической сцены.

Стремление сделать невозможное

Есть одно человеческое свойство, которое кажется мне наиболее характерным: чем меньше вероятность того, что что-то возможно, тем больше мы ощущаем, что это ДОЛЖНО случиться. Это противоречие не укладывается у нас в голове, но оказывается жизненно важным для человека моральным императивом.

Католическая монахиня Хелен Прежан всю жизнь проработала в отделении для смертников тюрьмы строгого режима в Луизиане. Когда ее спрашивали, как она может общаться с такими людьми, она отвечала: «Чем более непростительный поступок они совершили, тем больше заслуживают прощения». Меня поражает то великое и иррациональное, на что люди способны как вид. Именно здесь мы по-настоящему уникальны.

За время учебы вы, должно быть, поняли, что человеку практически невозможно изменить мир к лучшему в одиночку. Но чем яснее вы ощущаете это, тем сильнее стараетесь это сделать.

Убийство на заказ

Мы не единственный вид животных, который целенаправленно убивает представителей собственного вида. Группы шимпанзе патрулируют границы своей территории и убивают всех встреченных самцов-чужаков. Они систематически уничтожают соседнее племя. Это прообраз геноцида.

Но не все аспекты нашего поведения имеют аналоги в животном мире. Приведу пример незаметной агрессии. Каждый день на авиабазе Неллис в Неваде люди приходят на работу, включают приборы и поднимают в воздух беспилотные бомбардировщики на другом конце земного шара.

Они весь день убивают людей, которые находятся в десятках тысяч километров от них. А вечером идут домой и как ни в чем не бывало снова становятся любящими мужьями и отцами. Неудивительно, что уровень психологических проблем среди этих людей крайне высок.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий