Адекватность самооценки
Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.
Половые различия.Внекоторых исследованиях обнаружено, что нет значимых различий между девочками и мальчиками в способности адекватного самооценивания.Однако способность адекватного оценивания других у девочек выше, что объясняется их большим интересом к другим людям.
Но следует заметить, что перенос знаний об окружающих на свое Я у девочек не превышает, а может быть, несколько отстает от аналогичной способности у подростков-юношей.Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.
Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.
Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом. Психологическая устойчивость — устойчивость личности к воздействиям социальной среды, в том числе к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.
В. Кваде, В. П. Трусов представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения.
Взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом.
Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.Социальная перцепция — область социально-психологических исследований, в которой изучаются процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, событий, других людей.Низкий статус — «незаметная» роль субъекта в межличностных отношениях; личность не имеет влияния или оказывает незначительное влияние на динамику отношений в группе.Высокий статус — значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе.
Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, делает необходимым рассмотреть взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом.
Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков.Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков:
- тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;
- эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;
- ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.
Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностей самооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус.
И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых».
Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций.
Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению неуверенности, отчужденности у подростка.
О самооценке в подростковом возрасте | образовательная социальная сеть
Особенности самооценки в подростковом возрасте
Подростковый период очень сложный не только физически (из-за полового созревания), но и психологически, так как подростки очень ранимы, и любая неудача может их сделать неуверенными в своих силах или развить комплексы. На это очень сильно влияет самооценка, которая может быть адекватной (подросток воспринимает себя таким, какой он есть) и неадекватной (завышенной или заниженной). Это может очень сильно повлиять на его дальнейшую судьбу, поэтому родители должны знать особенности формирования самооценки у подростков, чтобы вовремя скорректировать ее.
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
В подростковом возрасте начинает формироваться самооценка уже более устойчивая и осознанная, чем в младшем школьном возрасте. К факторам, влияющим на этот процесс, относят:
— взаимоотношения с родителями и другими членами семьи;
— занимаемое положение (авторитет) среди сверстников и друзей;
— успехи в обучении и отношение учителей;
— особенности характера подростка.
Причины заниженной самооценки у подростков.
☺ Семейное воспитание и стиль общения с родителями. Эта причина является главной причиной формирования заниженной самооценки у подростков. Если подростка постоянно ругают или критикуют, то у него складывается о себе и своих возможностях очень плохое мнение.
☺ Мнение других людей о самом подростке, которое для нерешительного или внушаемого ребёнка и будет толчком.
Признаки низкой самооценки у подростков.
☺ Нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок.
☺ Возникновение повышенной тревожности, паники.
☺ Уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность.
☺ Отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях.
☺ Зависимость от мнения окружающих.
☺ Подражание своим одноклассникам или экранным образам.
☺ Замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).
Как повысить самооценку подростка?
Чтобы помочь вашему ребёнку сформировать адекватную самооценку необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
☺ Не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка. В подростковом возрасте отношение к своей внешности наиболее критическое. Родители должны быть особо тактичными, когда дело касается внешнего вида подростка. Вы можете сделать тактичное замечание своему ребёнку или дать ему совет.
☺ Делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков.
☺ Регулярно хвалите, но только за то, что не является его обязанностями или обычным делом.
☺ Не сравнивайте успехи собственного ребенка с другими детьми.
☺ Уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным, и не унижайте его достоинство. Интересуйтесь мнением вашего ребёнка по поводу того или иного вопроса.
☺ Помогите ребёнку достичь чего-то самостоятельно, развить свои способности.
☺ Научите отказывать, тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди и будут больше уважать, подросток не будет чувствовать себя ведомым, что приведет к повышению самооценки.
Бывает и такие случаи, когда у подростка наблюдается завешенная самооценка.
Следует отметить то, что повышенная самооценка в подростковом возрасте встречается гораздо реже, чем заниженная. В случае с завышенной самооценкой у подростка, прежде всего, речь заходит о развитии неуемной гордыни, являющейся обязательным сопроводительным элементом преувеличенной собственной значимости.
Признаки завышенной самооценки у подростка.
☺ Уверенность в непогрешимой личностной правоте даже при наличии факторов, убеждающих в обратном.
☺ Убежденность в том, что всякая конфликтная ситуация должна завершаться его фразой, вне зависимости от сути такой фразы.
☺ Полнейшее отрицание возможности существования обратного мнения и права каждого на свою точку зрения.
☺ Уверенность подростка в том, что возникающие проблемы — причина окружения и складывающихся обстоятельств, а не его собственных недоработок и недостатков.
☺ Неумение приносить извинения из-за уверенности в собственной непогрешимости.
☺ Чрезмерно частое употребление «Я» в дебатах.
☺ Невосприимчивость к критике в отношении собственной персоны.
☺ Боязнь показать себя нерешительным и беспомощным.
☺ Постановка личных интересов на главный план.
☺ Склонность к поучениям окружающих даже в мелочах.
☺ Расположенность к доминированию в разговорах, с постоянным стремлением к тому, чтобы перебивать.
Безусловно, что подростки с завышенной самооценкой глубоко внутри себя, возможно даже неосознанно, будучи высочайшего мнения о себе, ощущают недовольство собой. Нередко их отношения с окружающим социумом неоднозначны и сложны из-за их надменности и высокомерия, а порой даже агрессивности. При проявлениях завышенной самооценки подросток склонен к самовосхвалению, к подчеркиванию собственной значимости, к неуважительности в отношении других. Цель – самоутверждение за чужой счет, мнение: «Я» лучше всех»».
Обычно причины завышенной самооценки кроются в неправильном подходе родителей подростка к его воспитанию, когда один ребенок в семье становится средоточием внимания, когда большинство семейных интересов концентрируется на исполнении его желаний. Для коррекции завышенной самооценки подростку и его родителю желательно обратиться к психологу.
Причины заниженной самооценки у подростка
Психологи предполагают, что на заниженную самооценку детей и подростков влияют в первую очередь средовые факторы: обстановка в семье, наличие друзей, атмосфера в школьном классе. Также может влиять особенность темперамента и характера.
Многие родители могут заметить изменения в поведении в возрасте 6-7 лет, когда ребенок идет в первый класс. Он сталкивается с новыми переживаниями и трудностями, а влияние учителей и сверстников могут по-разному сказаться на самооценке. Чем больше дети ощущают тепла, любви и заботы в семье, имеют возможность обсудить сложные вопросы и поделиться переживаниями, тем быстрее они приспосабливаются к общественной жизни в новом социуме.
С переходом в среднюю школу (примерно в возрасте 11-12 лет) самооценка подростка начинает корректироваться под влиянием отношений со сверстниками.
Некоторые дети чувствуют себя неполноценными в силу личных особенностей:
- Врождённое заболевание.
- Инвалидность.
- Особенности восприятия учебной информации (медлительность, необходимость повторения и т.д.)
- Темперамент.
- Физические особенности (например, родимое пятно, лишний вес, худоба или необычный цвет волос).
Отношения в семье также могут стать весомой причиной низкой самооценки у ребенка: сильная опека или отсутствие доверия в семье негативно сказываются на подростке. Дети замыкаются в себе, часто думая, что взрослым они не нужны.
Некоторые родители могут сравнивать неуспех своего ребенка с положительным результатом сына/дочери подруги, подчеркивая, что другой ребенок лучше, умнее или сильнее. В ходе таких бесед подросток начинает сомневаться в своих силах, считая, что он недостаточно хорош.
Социальные контакты в школе с учителями и одноклассниками также влияют на формирование самооценки. Издевательства (травля) со стороны сверстников, унижение и запугивание со стороны педагогов могут вогнать ребенка в депрессивное состояние. Ребенку нужно знать, что дома его любят, ценят и всегда поддержат.
Самооценка и педагогическая оценка
Представляет также интерес вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков.В отечественной психологии этот вопрос был всесторонне исследован Б. Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности).
Сочетание этих функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, т. е. самосознание и самооценку.Оценочное воздействие воспитателя влияет также на складывающиеся взаимоотношения детей в классе, их взаимооценку, выражающуюся, например, в популярности и репутации каждого отдельного ученика .
Исследование Э. Л. Носенко было направлено на выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности его обучения.Исследователь не ограничилась общим тезисом о влиянии самооценки на снижение эффективности деятельности подростка с низкой самооценкой за счет меньшей его уверенности в своих силах.
Автор предположила, что в основе механизма влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятельность подростка.Результаты исследований показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы (например, стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности и др.).
У подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени выполнения деятельности .
Характер самооценки и качества личности
Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности.
Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус.
Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.
Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.
Известно, что начиная примерно с 8 летдети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие.
Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие — для сверстников.Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.