Волюнтаризм — это… Что такое волюнтаризм?

Волюнтаризм - это... Что такое волюнтаризм? Женщине

Что такое волюнтаризм?

Понятие «волюнтаризм» происходит от слова voluntas, что означает «воля». Что это такое? Философы вкладывают в понятие волюнтаризм природную, человеческую или божественную волю, которая является главной в развитии мира.

Хоть данное понятие появилось относительно недавно, его истоки берут начало еще с древних времен, когда отдельные личности пытались доказать свободу каждого существа в формировании своей судьбы.

Простыми словами, волюнтаризм – это волевая позиция человека, который заявляет о своих желаниях и неукоснительно идет к ним. Он становится свободным от общественных норм и правил, при этом не ущемляет права и свободы окружающих. Он заявляет о своей позиции и отстаивает ее, при этом требует от других придерживаться заявленным требованиям, оставаясь при этом самими собой.

Волюнтариста можно назвать хозяином жизни, который полностью берет на себя ответственность за собственную жизнь. В свое время воля противопоставлялась разуму, то есть противоречила другому философскому направлению – рационализму. Поскольку в давние времена существовало много направлений в психологии и философии, у каждого деятеля было свое мнение на счет волюнтаризма:

  • Спиноза не рассматривал поведение человека без мотивации. Воля относится к душевной части жизни, но не к телесной.
  • Кант рассматривал волю как единицу, которая может быть свободная и несвободная.
  • Лейбниц рассматривал волю только в совокупности с разумными решениями, а не со страстями.
  • Гегель сравнивал волю со свободой, определяя волюнтаризм как «свободу».

Однако родоначальником направления является Шопенгауэр.

Стремитесь жить свободно и счастливо. Звучит привычно и оптимистично. Но то, что вы вкладываете в данное короткое выражение, будет влиять на вашу способность жить свободно и счастливо.

Что значит свободно? Жить по правилам, установленным обществом, или быть свободными в своем выборе, понимать, что жизнь не может развиваться по одному и тому же сценарию? Что значит счастливо? Достичь целей, которых достигают все люди, или позволить себе иметь то, что действительно радует вас?

Некоторые правила, по которым живет общество, вам вредят, установки и убеждения, которые считаются правильными, вас лишают счастья, цели не дадут того счастья, которое должно идти изнутри.

Существует убеждение, что лучше играть свадьбу один раз. Это хорошее желание. Если получилось найти человека, которого вы смогли полюбить на долгие годы и с которым выстраиваются гармоничные взаимоотношения, тогда за вас можно порадоваться. Но что делать, если любви между супругами нет, каждый день проходит в скандалах, муж и жена начали искать любовников?

Установка «Создать семью раз и навсегда» просто разрушает возможность жить счастливо обоим супругам. А ведь можно разойтись. Можно найти других партнеров и сыграть с ними свадьбы. Можно хоть 5 раз за всю жизнь стать чьим-то супругом (супругой) и развестись.

Если не получилось обрести счастье в первом браке, то имеете право попытать счастье во втором. Иногда хорошим становится выбор, когда вы начинаете отношения с человеком, который развелся. Этот партнер знает, что такое брак, ответственность в семейной жизни и ведение совместного хозяйства. Он понимает, каково жить с другим человеком под одной крышей и что ему нужно от любимого партнера.

Этими знаниями не обладает тот, кто ни разу не женился/не выходил замуж. Эти люди еще не знают, что такое семейная жизнь на самом деле. А сама установка «Сыграть свадьбу раз и навсегда» может как помочь стать счастливым человеком, так и напрочь разрушить счастье.

Позвольте себе быть свободными. Позвольте себе иметь столько партнеров, сколько нужно. Даже если вы каждый год будете менять партнеров и чувствовать себя счастливым человеком, разрешите себе подобный образ жизни. Вы не обязаны жить по установке «Отдай свое сердце одному, не гуляй со многими».

Свобода – значит жить не по общественным правилам. Это разрешение себе не быть миллионером, не иметь дорогого автомобиля, не быть героем-мачо, не быть красавицей, не иметь детей, быть холостым человеком или свободной от брака женщиной. Если вы чувствуете потребность жить не так, как это принято, разрешите себе это. Так можно стать счастливым человеком. Счастья не достигнуть, руководствуясь традициями и общественными рамками.

Есть люди, которые хотят иметь детей, а есть те, кто не ощущает потребности рожать наследников. Почему бы не позволить быть правыми всем: одни пусть рожают, а другие нет! Некоторые общественные установки просто лишают счастья. Пока вы пытаетесь жить так, как все, вы помогаете социуму делать вас несчастным человеком.

Смотреть что такое волюнтаризм в других словарях:

ВОЛЮНТАРИЗМ, -а, м. 1. Направление в идеалистической философии,приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитииприроды и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость.2. В политике и общественной жизни: субъективистские произвольные решения,игнорирующие объективно существующие условия и закономерности. II прил.волюнтаристический, -ая, -ое (к 1 знач.) и волюнтаристский,-ая,-ое (ко 2знач.)…. смотреть

(Voluntarism). Волюнтаризм (лат. voluntas «воля») общее название ряда философских позиций и установок, крые делают акцент на воле. В противоположность рационалистическому интеллектуальному направлению, преобладавшему в западной мысли начиная с Платона, волюнтаризм дерзновенно утверждает приоритет воли над разумом. Волюнтаризм представлен в творчестве Д. Юма, крый утверждал, что в строгом смысле конфликт между разумом и волей невозможен разум способен лишь выбирать среди имеющихся средств наиболее подходящие для достижения поставленных целей, но не сами эти цели. Только воля может выбирать и ставить перед собой цели, тогда как удел разума быть «рабом» воли и служить ей в достижении поставленных ею целей. Воля занимает центральное место в философии Ницше и Шопенгауэра. По мысли Ницше, действительность человеческой жизни представляет собой арену противоборствующих стремлений в каждом из нас действует «воля к власти», края служит единственной движущей силой, побуждающей либо явно и открыто, либо тайно и косвенно к самоутверждению и возвышению над другими.
Шопенгауэр видел в воле слепую силу, пронизывающую все живое и принуждающую к борьбе за выживание и воспроизведение. Свидетельством того, до какой степени он подчеркивал значение воли, служит название его основного сочинения «Мир как воля и представление».
Значимость волюнтаризма в теологии и религиозной философии проявляется в нескольких контекстах. Некрые полагают, что логика и законы мышления сохраняются неизменными лишь потому, что этого хочет Бог, ибо только от Его воли зависит изменить их, если Он этого захочет. С этой позицией, крую защищал средневековый теолог Пьер Дамьен, полемизировал Декарт, а в наше время ее подверг основательной критике евангелик Г. Кларк в книге «Разум, религия и откровение» (Reason, Religion, and Revelation). Другие теологи, сторонники волюнтаризма, утверждают, что мы не нуждаемся в рациональных основаниях религиозной веры, но вполне оправданно изъявляем свою волю, когда принимаем решения, связанные с религиозной сферой (фидеизм). Такие представления в различных формах проявлялись в христианской мысли на протяжении всей ее истории, и их можно найти в сочинениях Паскаля, Кьеркегора, У.Джеймса и многих современных евангеликов пиетистского направления.
Теологический волюнтаризм применительно к этике обычно называют теорией «божественной воли» или «божественного повеления «. На этих позициях стояли Уильям Оккам, К.Ф.Г. Генри, Э.Бруннер и многие другие теологи (критику подобных взглядов можно найти уже у Платона в диалоге » Евтифрон»). Сторонники этой теории утверждают к.л. действие (либо тип действия) становится правильным или неправильным только в силу исходящего от Бога повеления совершить это действие или же воздержаться от его совершения. Теологические волюнтаристы в этике открыто отрицают, что Бог повелевает совершать определенные действия, поскольку они хороши; они видят в этом посягательство на всемогущество Божье и Его ограничение независимым моральным стандартом. Однако их критики (как внутри, так и вне христианской общины верующих) утверждают, что волюнтаристы придают этике произвольный характер. Действительно, если бы теологические волюнтаристы были правы, то Бог одним лишь актом своего волеизъявления мог сделать злое деяние добрым или обязательным. Болыпинство христианских этиков настороженно относятся к этическому волюнтаризму и предпочитают искать для этики рациональные основания.
D.B. Fletcher (пер. В. Р.) Библиография: V.J.Boufke, Will in Western Thought; ?. Gilson, Reason and Religion in the Middie Ages; D. Hume, Treatise on Human Nature; C.EH. Henry, Christian Personal Ethics; W. James, The Will to Believe; S. Kierkegaard, Purity of Heart; G.R.Lewis, Testing Christianitys Truth Claims; A. Schopenhauer, The Will to Live; R. Taylor, ?Voluntarism», Encyclopedia of Philosophy; P. Helm.ed., Divine Commands and Morality.
В0ЛЯ (Will). Св. Писание уделяет больше внимания воле Божьей, чем человеческой воле. Последняя анализируется в той же мере, как душа человека и иные психологические понятия. Тем не менее и человеческая воля составляет предмет библейского анализа. Понятие воли как «склонности», «предрасположенности» в ВЗ передается словом aba почти всегда в негативном смысле, в то время как другие слова, имеющие значение «воля», ras6n,hapes подчеркивают добрую, радостную сторону. В НЗ основные глаголы, выражающие значение «желать» или «проявлять волю» (в зависимости от контекста), thelo и boulomai. Существительное thelema употребляется гл. обр. применительно к Богу. «Решение» в значении «план», «замысел» акцентируется редко употребляемым boule (Лк 23:51; Деян 5:38). «Пожелать» в значении «прийти к решению» иногда передается глаголом krino (1 Кор 5:3). К числу отрывков, где thelema употребляется применительно к человеку, относятся Еф 2:3 (там подчеркнуто «желание»)и 2 Пет 1:21 (подчеркнута «воля»).
Очень важное значение имеет Лк 22:42, Гефсиманское возвещение о подчиненности Иисуса воле Отца. Здесь подчеркнута капитуляция воли верующего перед Отцом, что отнюдь не предполагает пассивности, как может показаться из слов «но Твоя воля да будет». Скорее здесь проявляется решимость самого человека активно соучаствовать в замысле Божьем. Сила плоти так велика, что даже у христианина воля исполнить волю Божью может быть в значительной степени скована (Рим 7:15 и дал.), и требуется помощь Св. Духа (Рим 8:4). Неизменная зависимость от Св. Духа выражается в укреплении воли; тем самым ее соответствие божественным требованиям обретает более устойчивый характер.
Современная психология склоняется к той точке зрения, что воля не способность, она выражает всего человека, его целостную личность. Нормальное человеческое существование предполагает способность принимать решения, и каждый человек несет ответственность за свой выбор. Выбор, крый придает значимость всем иным выборам, верность Христу.
E.F. Harrison (пер. Ю.Т.)
Библиография: D. Muller, NIDNTT, III.
1015 ff.; G. Schrenk, TDNT, 1,629 ff.; 111,44 ff.
См. также: Свобода, Свободная воля и детерминизм; Воля Божья; Человек (учение о нем). … смотреть

Как быть Леди:  Психолог Ирина Ярцева рассказала, как отец должен воспитывать свою дочь 13 августа 2020 года | Нижегородская правда

от лат. voluntas – воля) – идеалистич. течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеч. воли от окружающей действительности. При всех разновидностях В., все его сторонники враждебны материализму и детерминизму, ибо абсолютизируют психич. жизнь человека, отрицают причинную обусловленность явлений и возможность науч. познания действительности. Подавляющая часть волюнтаристов стоит на субъективно-идеалистич. позиции, понимая под «волей» человеч. волю, а следовательно, примат субъекта над объективным миром. Объективирование воли, проводимое в религ. системах, в к-рых бог наделяется волей, повелевающей людьми и событиями, приводит к объективному идеализму. В. как филос. направление возник в 19 в., хотя в конце 18 в. о самостоятельности воли писал Кант, к-рый заявлял, что существование свободной воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть, оно доказывается практич. разумом; без свободы воли, утверждал Кант, нравств. закон потерял бы всякий смысл. В духе последовательного субъективного идеализма выступал Фихте, к-рый отождествлял волю с разумом и провозгласил человеческое «я» творцом действительности. Как теория В. оформляется в философии нем. идеалиста Шопенгауэра. В произведении «Мир как воля и представление» (Bd 1–2, 1819–44, рус. пер. 1900–01) Шопенгауэр утверждал, что в мире господствует слепая, неразумная, бесцельно действующая мировая воля. Познание воли средствами науки невозможно, она не поддается ни рациональному, ни эмпирич. постижению. У Шопенгауэра В. связан с пессимизмом, так же как и у другого крупного сторонника В. – Э. Гартмана. Ницше пошел еще дальше, объявив движущей силой истории «волю к власти», провозгласив «культ силы» и выступив против идеалов социальной справедливости, против социализма и демократии. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше явился одним из идейных источников фашизма. В. является характерной чертой идеологии фашизма. В России характерным проявлением В. был развиваемый народниками субъективный метод в социологии (Лавров, Михайловский и др.), к-рый отрицал объективные законы истории и утверждал, что развитие общества зависит от воли отдельных «героев», ведущих за собой «толпу». В конце 19 – нач. 20 вв. В. проник и в психологию. Вундт, в частности, заявлял: «…нам прямо-таки неизвестна никакая иная деятельность, кроме деятельности нашей воли» («Система философии», СПБ, 1902, с. 253). В области психологии к В. примыкали Теннис и Паульсен (введшие в литературу сам термин «В.»), Геффдинг, Липпс, Фрейд; из русских бурж. психологов – Н. Лосский («Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма», 1903). Не свободны от В. неокантианцы Виндельбанд, Риккерт и др. В. получил распространение и в прагматизме. Критика волюнтаристич. идей содержалась в работах материалистов: Гоббса, Спинозы, Гольбаха, Ламеттри, Герцена, Чернышевского и др. Исчерпывающую критику В. дает марксизм-ленинизм, доказавший, что «необходимость природы есть первичное, а воля и сознание человека – вторичное. Последние должны, неизбежно и необходимо должны, приспособляться к первой» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 176). Свобода воли означает не что иное, как способность принимать решение со знанием дела (см. также ст. Воля). Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 106–08; Ленин В. И., Что такое «друзья народа»…, Соч., 4 изд., т. 1, с. 142; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14, гл. 3, § 6; Кант И., Критика практического разума, пер. с нем., 2 изд., СПБ, 1908; Фихте И., Избр. соч., т. 1. [M.], 1916; его же, Назначение человека, пер. с нем., СПБ, 1913; Ницше Ф., Воля к власти, Полн. собр. соч., т. 9, пер. [с нем.], М., 1910; Виндельбанд В., О свободе воли, пер. с нем., М., 1905; Вундт В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1902. М. Баскин. Москва. … смотреть

(лат. voluntas — воля) — философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики. Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир «по разуму своему» или «по воле своей». В рамках этой дискуссии конституируется остро волюнтаристическая позиция Иоанна Дунса Скота, оценивающего детерминацию креа-ционного акта со стороны каких бы то ни было оснований (в том числе, и оснований разумности) в категориях ограничения Божественной свободы: Бог творит мир «по воле своей», т.е. в акте абсолютно свободного, ничем недетерминированного спонтанного волеизъявления, индетерминированного импульса, лишенного каких бы то ни было оснований (от силовых до разумных). Подобный В. креации лишает наличное бытие разумной фундированности и, соответственно, статуса уникальной единичности (как соответствующей разумным началам), порождая идею множественности миров (см. Возможные миры). Применительно к индивидуально-человеческой системе отсчета волюнтаристические идеи фундировались в историко-философской традиции апелляцией к нравственному закону: так, например, у Канта свободная воля конституируется практическим разумом на том единственном основании, что вне ее презумпции нравственный закон теряет реальный смысл. В качестве конституированного философское течение В. оформляется в 19 в., порождая системно-завершенные концепции, в рамках которых феномен воли обретает статус исходного принципа бытия: мир как слепая, самодостаточная и тотальная «воля к жизни», действующая вне рациональных оснований и не поддающаяся разумному постижению («мир как воля и представление» у Шопенгауэра), бессознательное духовно-волевое начало как основа всего сущего, включая и человеческое сознание, выступающее слепым орудием внеразумной «мировой воли» (Э. Гартман), «воля к власти» как движущая сила истории (Ницше). Характерные для В. тенденции антиинтеллектуализма и иррационализма, детерминирующие философские модели внеце-лесообразной исторической эволюции, приводят к оформлению общепессимистической эмоциональной тональности В. (Шопенгауэр, Э. Гартман). В психологической сфере В. означает интерпретацию деятельности психики, исходя сугубо из волевых процессов (Вундт, Теннис, Джемс, Н. Ах). В социальной сфере термин В. употребляется — вне рефлексивной экспликации его содержания — для обозначения стремления социально активных индивидов и общественных групп к преодолению системно-устойчивых параметров и характеристик исторического процесса. М.А. Можейко… смотреть

(от лат. voluntas воля; термин введён Ф. Теннисом в 1883), идеалистич. направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или рационализму) идеалистич. филос. системам, к-рые считают основой сущего интеллект, разум.
Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех др. духовных процессов, и Иоанна Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellectu воля выше мышления). Предпосылкой новейшего В. явилось учение Канта о примате практич. разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практич. разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравств. закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности «Я» абс. творч. принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей нем. классич. философии Шеллинга и Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравств. начала. В противоположность этому Шопенгауэр, в философии к-рого В. впервые оформляется как самостоят. направление, даёт иррационалистич. трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельнодействующего первоначала мира. Кантовскую «вещь в себе» Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознат. и слепую волю. Волюнтаристич. идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше.
Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политич. практики, не считающейся с объективными законами историч. процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц …. смотреть

(от лат. voluntas — воля) — течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея о приоритете воли в жизни человеческой личности возникла в период краха античного мировоззрения, когда было поставлено под сомнение убеждение в том, что главной духовной силой является разум (см. рассудок и разум), мышление. Одним из первых утвердил принцип воли религиозный мыслитель Августин (354–430), согласно к-рому воля управляет действиями души и тела, побуждает душу к самопознанию, строит из телесных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи и т. п. Немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман абсолютизировали волю, объявив ее космической силой, слепым и бессознательным первоначалом, производными от к-рого являются все психические проявления человека.В дальнейшем под влиянием этой разновидности В. в так называемой глубинной психологии (см. психоанализ, аналитическая психология) сложилось представление об иррациональной природе влечений, движущих человеческим поведением. Сторонниками В. являлись также немецкий философ и психолог В. Вундт, согласно к-рому психическая причинность получает высшее выражение в волевом акте, прежде всего в апперцепции, американский философ и психолог У. Джеймс, считавший, что решающая роль в поступке принадлежит ничем не обусловленному волевому решению («Fiat!» (лат.) — «Да будет!»), немецкий психолог Г. Мюнстерберг, отстаивавший господство воли над остальными психическими функциями, и другие западные психологи конца XIX — начала ХХ в. Присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения, а также способность принятия решений, выражающих его личностные установки и собственные убеждения, В. истолковывает как эффект действия стоящей за этими актами особой иррациональной духовной сущности…. смотреть

(лат. voluntas воля) направление философской мысли, преувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей, предполагающее возможность строить и перестраивать общественные процессы в соответствии с наиболее привлекательными проектами, моделями, идеологиями. В. обычно не учитывает конкретную сложность социальной ситуации, характеризует ее в общем виде, не придает значения углубленному научному исследованию, пользуется результатами теоретического анализа как приложением к своим идеологическим построениям. В трактовке деятельности человека В. является преувеличением идейно-психологического ее аспекта и, соответственно, недооценкой роли аспектов предметно-содержательных. В плане историко-философском В. связан с переходом от духовно-теоретических трактовок субъекта к его пониманию как существа практического, действующего и добивающегося поставленных целей. В. противостоит направлениям философии, преувеличивающим значение необходимости, законов, структур и систем в жизни людей (см., например, *Фатализм*). Он указывает на неустранимость проблемы свободы (*свободной воли*) из философии и повседневного поведения людей. В современных социально-гуманитарных дисциплинах и методологии обществознания В. иногда трактуется в более узком смысле как теория или концепция человеческой деятельности (социального действия и взаимодействия), определяющая формы воздействия людей на условия и обстоятельства их жизни, на формирование и преобразование структур общественного процесса. Тогда В. можно рассматривать как одну из попыток включить деятельность человеческих индивидов в социальные онтологии.
В. Е. Кемеров… смотреть

Как быть Леди:  О психотерапии - цитаты и высказывания | Портал знаний о Жизни

от лат. voluntas — воля) — форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни, политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого, стихийного начала в политике, трактуют ее как спонтанный иррациональный процесс произвольных решений и действий, не основанных на программе деятельности, конкретной и реальной цели общественно-политического развития страны, региона. Абсолютизация волевых желаний вне их объективного наполнения, содержания неизбежно ведет к краху проводимой политики, ее ущербности. В. как течение политической мысли и действия наносит большой ущерб политической консолидации и интеграции социальных сил общества и государства, вносит деструктивные моменты в способы принятия и осуществления решений и в целом является деструктивной силой. Предпосылками политического В. выступают отчужденность народа, социальных слоев и групп от политической власти и политической деятельности, от процесса управления делами государства; существование авторитарно-центристской, бюрократической модели управления «сверху»; неразвитость, а порой и отсутствие политического сознания и культуры политических субъектов; начальственная ориентация в деятельности многих людей и др…. смотреть

(лат. voluntas -воля) в морали это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности» согласно к-рому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от к.-л. социальных законов и общественных норм, «свободно» определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением. В. крайнее выражение этического релятивизма, в основе к-рого лежит извращенное понимание нравственной свободы чела-века, самодеятельности и творчества в морали. Как практический принцип поведения В., выражает т. эр крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном итоге ведет к аморализму Термин «В.» был введен нем. социологом Ф. Теннисом в конце XIX в. Однако волюнтаристские идеи в этике (как и в философии) выдвигались и раньше. Особенно характерен принцип В. для этического иррационализма, для Шопенгауэра, Ницше, Бергсона (см. также Экзистенциализм, Самореализации этикет «Гуманистическая» этика). Широкое распространение волюнтаристского понимания нравственности в совр буржуазной этике связано с общим кризисом капитализма и обусловленным им обострением противоречия между человеком и обществом. Принцип В. в философии и этике был подвергнут научной критике с позиций марксизма-ленинизма (Причинность в морали, Свобода воли, Свобода чувственная)…. смотреть

(от лат. voluntas воля) 1) Воззрение, согласно которому воля первенствует над разумом, будь то у человека или у Бога. 2) Убеждение, что религиозная вера принимается человеком в результате свободного выбора доброй воли: когда разум исчерпывает все свои аргументы и не может придти к ясности в вопросе о существовании Бога, тогда действует *воля верить* (У.Джемс), воля избрать высшую жизнь. Декарт считал веру вопросом воли, а не разума. Неясным в такой трактовке остается вопрос о связи выбора воли с истиной, а также, насколько твердо воля способна сохранять верность своему выбору в пользу Бога. Одна из корректировок волюнтаризма любовь к Богу побуждает волю принять Его и быть Ему верной. 3) В теологии: если считать волю Божию абсолютной, тогда обесценивается стремление человеческого разума понять Его замысел о мире и человеке, Его план спасения в истории. В таком случае в образе Бога принижается Премудрость: волевой Бог предстает как бы без Логоса. 4) В нравственной теологии волюнтаризм означает, что худое и доброе оцениваются таковыми не сами по себе, а в силу того, что воля Божия предписывает считать их худым и добрым. (См. также: ИРРАЦИОНАЛИЗМ; ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ)…. смотреть

теория познания, согласно которой воля вмешивается в любое суждение. Декарт различает таким образом восприятие, или простую констатацию вещи, и «суждение», утверждающее его с помощью воли в качестве истинного знания. Волюнтаризм противостоит интеллектуализму (Спиноза) [согласно которому я считаю пещь истинной или красивой, потому что она является истинной или красивой]. Волюнтаризм, наоборот, настаивает на поступке и ответственности утверждающего субъекта. В психологии волюнтаризм считает нас ответственными за все наши состояния, идеи или чувства (Сартр): например, я ответствен за мои эмоции, поскольку я их бессознательно хотел (тот, кто гневается, в действительности отказывается от ситуации; точно так же и женщина, которая лишается чувств; такого рода поведение — это, по сути, поведение, за которое мы ответственны, следовательно, волевое поведение, даже если мы и не отдаем себе в этом отчет). В метафизике волюнтаризм считает волю сущностью всего универсума (Шопенгауэр). … смотреть

теория познания, согласно которой воля вмешивается в любое суждение. Декарт различает таким образом восприятие, или простую констатацию вещи, и «суждение», утверждающее его с помощью воли в качестве истинного знания. Волюнтаризм противостоит интеллектуализму (Спиноза) [согласно которому я считаю пещь истинной или красивой, потому что она является истинной или красивой]. Волюнтаризм, наоборот, настаивает на поступке и ответственности утверждающего субъекта. В психологии волюнтаризм считает нас ответственными за все наши состояния, идеи или чувства (Сартр): например, я ответствен за мои эмоции, поскольку я их бессознательно хотел (тот, кто гневается, в действительности отказывается от ситуации; точно так же и женщина, которая лишается чувств; такого рода поведение — это, по сути, поведение, за которое мы ответственны, следовательно, волевое поведение, даже если мы и не отдаем себе в этом отчет). В метафизике волюнтаризм считает волю сущностью всего универсума (Шопенгауэр)…. смотреть

(лат. – воля) – философско-психологическое учение, основанное на признании воли в качестве основного высшего и решающего принципа жизнедеятельности человека. Волюнтаризм абсолютизирует свободу человека, его право на независимое целеполагание, на полную свободу воли и действия. Все это рассматривается в учении как спонтанные, непознаваемые, слепые силы, которые «ведут» человека по жизни. В такой же безграничной свободе это учение рассматривает вопросы о соотношении общественного и личного, о роли личности в истории. Волюнтаризм, как показала история, опасен в системе власти, но не менее в педагогической сфере как безграничная власть педагога над детьми. Волюнтаризм – это своеволие педагога, не учитывающего сложность характеров детей и ситуаций, преувеличивающего по своему усмотрению тот или иной фактор или настаивающего на реализации какой-либо утопической идеи или нереального требования…. смотреть

(от лат. voluntas — волевой, волящий) — совокупность филос. и психол. концепций, рассматривающих в кач-ве исходного основания бытия или важнейшей функции жизнедеятельности человека волю, противопоставляя ее при этом рассудку, разуму, сознанию. Термин «В.» ввел в науч. оборот Ф.Теннис (1883), стремясь преодолеть влияние сторонников биологизма и психологизма в соц. познании. Хотя В. в данном определении явл. одной из характерных черт неклассич. философии в целом, едва ли не единственный его представитель — А.Шопенгауэр (во всей европ. философии после Гегеля и Шеллинга он один пытался построить завершенную филос. систему, положив в основание понятие мировой). Существенные мотивы В. развиты в идеях всех представителей философии жизни, начиная с Ф.Ницше («воля к власти»), а также представлены в творчестве мн. деятелей худ. культуры «позднего романтизма». Е.В.Гутов … смотреть

от лат. voluntas воля) — одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении — в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин «волюнтаризм» идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля — осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота («Voluntas est superior intellectu» — «Воля стоит над мышлением») и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти. … смотреть

(от лат. voluntas воля) одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин *волюнтаризм* идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота (*Voluntas est superior intellectu* *Воля стоит над мышлением*) и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти…. смотреть

лат. voluntas — воля] по [12] 1) философия, признающая основой всего сущего и движущей силой всякого развития слепое, неразумное (с нашей точки зрения — авт.) первоначало — волю; отрицает объективную закономерность в природе и обществе; используется буржуазными идеологами для обоснования военных авантюр и неофашизма; 2) в психологии — теория, придающая волевым процессам основное значение в психической жизни человека и умаляющая роль разума.
В нашем понимании волюнтаризм — общественное устройство, основанное на волевых решениях — командах, в отличие от объективно развивающихся систем — феодализма, капитализма, социализма; систем, объективно являющихся чуждыми человеку — негуманоидных систем. При данном подходе направленность волюнтаризма может быть различной: социалистической, капиталистической и т.п.. … смотреть

(voluntarism) — теория, утверждающая, что индивидуальные цели, выбор, решения и т.д. являются решающим элементом в социальной деятельности. Полярная противоположность волюнтаризму — детерминизм. Однако в социологии часто принято считать, что теориям свойственно включать и волюнтаристские, и детерминистские элементы, например, структурные детерминанты, которые ограничивают, но не обязательно устраняют выбор. Толкотт Парсонс (1937) называет свою теорию деятельности *волюнтаристской*, ибо она включает ссылку на *субъективные* элементы и индивидуальный *нравственный* выбор. Но это не мешает ему разрабатывать объяснения универсальных функциональных предпосылок. См. также Теория социального действия; Структура и воля; Методологический индивидуализм; Свободная воля…. смотреть

Как быть Леди:  Фаталист - кто это, что за человек? Фатализм - что за явление?

(лат. voluntas воля) 1. метафизическая доктрина, согласно которой не высший разум, а верховная воля рассматривается как основной прицип бытия и главная сила в действительности. Мир, по А. Шопенгауеру, суть выражение слепой, самодостаточной, непознаваемой и тотальной “воли к жизни”. Из этого выводятся антиинтеллектуализм, индивидуализм, тенденция рассматривать психику исходя из сугубо волевых процессов;. 2. теория, которая в противовес детерминизму (см.) утверждает, что именно индивидуальные цели, выбор, решения и т.п. являются решающим элементом, определяющим социальную деятельность индивида; 3. вообще – тенденция действовать, руководствуясь исключительно субъективными побуждениями, не принимая при этом во внимание иные мотивы и объективные обстоятельства….. смотреть

(от лат. voluntas — воля) — 1) философское направление, признающее волю основой всего сущего, движущей силой всякого развития, противопоставляющее ее (волю) законам бытия и утверждающее ее независимость от мира (представители философии волюнтаризма А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, который во всем живущем видел волю к власти); 2) психол. — ошибочное признание воли, а не разума решающим фактором психической жизни; 3) политика, не считающаяся с объективными законами истории, с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей и произвольными решениями осуществляющих ее лиц…. смотреть

/D/ Voluntarismus; /Е/ Voluntarism; /F/ Voluntarisme; /Esp./ Voluntarismo.
Философская позиция, согласно которой все социальные изменения происходят только благодаря сознательной, волевой, последовательной, революционной деятельности людей или выдающихся личностей, лидеров социальных движений, преодолевающих сопротивление объективных обстоятельств, формирующих из них исторические события по своему желанию, замыслу, свободной воле.
Волюнтаризм абсолютизирует субъективный фактор за счет преуменьшения или игнорирования фактора объективного. … смотреть

ВОЛЮНТАРИЗМ, -а, м. 1. Направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость. 2. В политике и общественной жизни: субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности. || прилагательное волюнтаристический, -ая, -ое (к 1 значение) и волюнтаристский,-ая,-ое (ко 2 значение)…. смотреть

волюнтари́зм,
волюнтари́змы,
волюнтари́зма,
волюнтари́змов,
волюнтари́зму,
волюнтари́змам,
волюнтари́зм,
волюнтари́змы,
волюнтари́змом,
волюнтари́змами,
волюнтари́зме,
волюнтари́змах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
…. смотреть

волюнтари’зм, волюнтари’змы, волюнтари’зма, волюнтари’змов, волюнтари’зму, волюнтари’змам, волюнтари’зм, волюнтари’змы, волюнтари’змом, волюнтари’змами, волюнтари’зме, волюнтари’змах… смотреть

Волюнтаризм — это…

Что такое волюнтаризм, как это ни смешно, объясняется простыми словами популярной песенки: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Можно то можно, но как?

Вот я – очень хочу полететь в космос. Но возраст не тот, здоровье не айс, и б/у филологи вряд ли востребованы на орбите. Если я, несмотря на все обстоятельства и объективные данные, все же продолжу биться головой о стену Байконура, то это и будет проявлением волюнтаризма.

В самом общем смысле волюнтаризм – это настойчивое стремление добиться своей цели без учета факторов объективной реальности и последствий.

Противовес волюнтаризма – детерминизм, утверждающий, что все в этом мире закономерно и взаимосвязано.

В разных областях знания и в разные времена понятие волюнтаризма несет свою смысловую нагрузку, но в основе его всегда лежит категория воли. Само слово образовано от латинского voluntas – воля.

Термин появился в 1883 году благодаря Фердинанду Тённису – немецкому социологу, который считал, что взаимодействие волевых импульсов людей ведет к образованию устойчивых социальных групп.

Разберемся, как понимается волюнтаризм в философии, социологии, экономике и психологии.

Волюнтаризм в психологии

Если в философии волюнтаризма считается, что воля определяет течение жизни, то в психологии это направление провозглашает волю как первичную способность личности, определяющую все остальные психические процессы.

Основоположником направления волюнтаризма в психологии стал немецкий врач Вильгельм Вундт (1832–1920 гг.), уделявшей особое внимание способности человеческого мозга к самоорганизации.

Ученый считал, что сила воли делает мышление высокоорганизованным, а человек способен проводить наблюдения за собственным сознанием, используя метод внутренней перцепции (восприятия).

У теории самоанализа Вундта было много критиков, часть из них утверждала, что подопытные психолога, которые проходили сеансы внутренней перцепции, получали психические расстройства.

Хотя сторонников идеи, считавших волевые импульсы решающими факторами в человеческих поступках и провозглашавших господство воли над всей психикой, тоже было немало – У.Джеймс, Г.Мюнстерберг и др.

Волюнтаризм шопенгауэра

Шопенгауэр жил во времена Гегеля, когда основную движущую силу придавали разуму. Однако философ усомнился в данной идее, отмечая, что без воли человек был бы предсказуем. Однако это не так. Мир иррационален. Человек волен выбирать свои поступки, мысли и решения. У воли нет ни начала, ни конца. Это все вкладывалось в понятие волюнтаризма Шопенгауэром.

Человек является многогранным существом, которое редко исходит из разумных мыслей, а зачастую поддается аффектам, страхам, страстям, темным импульсам. Некоторые из них он способен вывести на уровень сознания. С другой стороны человек обладает такой способностью, как познание.

Шопенгауэр ставит своей задачей познать человека как гамму чувств, когда он боится, к чему-то стремится, чем-то недоволен. Мир сам по себе не является чем-то хорошим или плохим. Значение ему придает лишь человек, который его созерцает, создает, корректирует и объясняет.

Претензии человека связаны с манией величия, которую философ объясняет тремя симптомами:

  • Космологические – человек мнит себя центром Вселенной, господином.
  • Биологические – человек воспринимает себя как венец творения.
  • Психологические – человек полагает, что его сознание является хозяином жизни.

Шопенгауэр считает, что воля исходит из человеческого зла, основными задачами которого являются:

  • Стремление быть – инстинкт самосохранения, когда человек делает все, чтобы не умереть.
  • Стремление продолжать род – желание человека продолжать жить через потомков, когда он сам погибнет.

Путями искоренения данного «зла» философ считает:

  • Потерю индивидуальности.
  • Освобождение от воли.
  • Растворение в объекте.
  • Забывание о личных желаниях.

Особая семантика слова на западе

Понятие волюнтаризма с главенствующей ролью воли над всеми трудностями жизни прижилось в Америке с позитивной коннотацией.

Это, прежде всего, обосновано исторически. В Новом Свете именно воля определяла успех. Сюда ехали начинать с нуля, здесь до сих пор в ходу «американская мечта», декларирующая свободу возможностей и действий.

Предполагается, что любой человек, обладая волей к движению вверх, может выбраться на высочайшие социальные уровни, невзирая на стартовый бэкграунд.

Политический волюнтаризм

Политический волюнтаризм подразумевает такую форму деятельности, которая опирается на субъективные желания и цели политика, игнорирующего объективные реалии политической жизни.

Волюнтаристы абсолютизируют роль волевого начала во власти, не учитывая реального положения вещей и не просчитывая последствий принимаемых решений. Такая организация политической деятельности ущербна и не может существовать долго.

Волюнтаризм в политике – это деструктивная сила, возникающая при стечении определенных обстоятельств, среди которых:

  1. отчуждение народа от политической власти;
  2. бюрократическая модель управления;
  3. отсутствие политической культуры и т.п.

Так говорить правильно

После смещения Хрущёва в Большой советской энциклопедии о нём была помещена заметка со словами: «В его деятельности имелись элементы субъективизма и волюнтаризма». Действительно, Хрущёв вёл себя непредсказуемо и во внешней, и во внутренней политике.

«Урбанизация часто носила стихийный характер, характеризовалась отсутствием планирования и волюнтаризмом в развитии».

«Правила могли предотвратить волюнтаристские решения чиновников, оградить жилую среду от необдуманных покушений и привлечь активных жителей и общественные организации к цивилизованному, а не митинговому решению градостроительных проблем».

Философия волюнтаризма

Понятие воли в философии появилось задолго до Фердинанда Тённиса, но единого общепринятого определения не существует, разные эпохи и философы объясняли волю по-своему. В Средневековье, например, считалось, что воля Божья предопределяет все существование человека, и воспринималась как внешняя сила.

Можно выделить два основных направления в понимании воли:

  1. Разум определяет волю. Наиболее кратко это иллюстрируется определением воли у Цицерона, который называл ее «разумным желанием». Такое восприятие в разнообразных интерпретациях наиболее распространено и сегодня.
  2. Воля стоит над разумом, будучи фундаментальным свойством всего сущего. Такое понимание является основным в волюнтаристических направлениях философии XIX-XX веков (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше и др.).

Волюнтаризм в философии рассматривают как ответ на распространенное в XVIII-XIX веке течение рационализма, ставящего во главу угла разум как единственный источник истинного знания.

Два великих философа-идеалиста Ницше и Шопенгауэр вывели понимание воли на совершенно иной уровень. Философию того и другого называют волюнтаристической.

Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) вводит понятие мировой воли – силы, управляющей всеми процессами. По сути, это жизнь как движение и не останавливающийся поток. Воля к жизни – стихийная сила, не определяемая разумом.

Шопенгауэр стал одним из основоположников волюнтаристического направления «философия жизни», в основе которого лежит идея о жизни как абсолютного начала мира, находящегося в бесконечном движении.

«До меня философы заняты были учением о свободе воли; я же учу о всемогуществе воли». Артур Шопенгауэр

Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) на первый план выводит понятия сверхчеловек и воля к власти. И если у Шопенгауэра воля стоит над человеком и над всем сущим, то у Ницше все сущее и есть воля к власти, каждый наделен такой волей и конкурирует за власть с множеством других воль.

В этой борьбе побеждает сильнейший, поэтому воля к власти – это право сильного. Все, что стоит на пути к власти, должно быть уничтожено и отброшено. Мораль, нравственность, христианская любовь к ближнему – все это хлам, который мешает торжеству воли.

«Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти». Фридрих Ницше

Обобщая, можно сказать, что волюнтаризм в философии – это направление, признающее первоосновой всего сущего (самой жизни) волю.

Экономический волюнтаризм

Из политического логически вытекает и понятие экономического волюнтаризма.

Эта система экономического управления, пренебрегающая требованиями законов экономики, тормозящая экономический рост и провоцирующая кризисы.

В российской, да и мировой истории экономический волюнтаризм не раз становился причиной масштабных кризисов.

Самыми примечательными фактами можно назвать игнорирование нарастающих проблем крепостного права (это как?) и вызванный этим провал урожайности зерновых в середине XIX века, аграрные реформы Столыпина и громкое снятие любителя кукурузы Н.С.Хрущева с официальной формулировкой «волюнтаризм».

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий