— Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе

- Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе Женщине

Варламова е. п.

В тезисах доклада кратко изложены основные результаты исследования творческой уникальности человека, проведенного в русле рефлексивно-гуманистической психологии сотворчества (Степанов С.Ю., 1996). Актуальность проблемы обусловлена тем, что именно творческое своеобразие каждого человека является главным ресурсом развития общества, его истории и культуры.

Проблема уникальности, неповторимости в философии решается в системе категорий единичное, особенное и всеобщее. В психологическом же контексте этот вопрос традиционно рассматривается сквозь призму таких категорий как индивид, личность, индивидуальность.

Специфика творческой уникальности проявляется при рассмотрении этих категорий с точки зрения детерминации, которую они выделяют в человеке. Так индивид описывает единичность человека с позиций его природной, биологической детерминации; личность характеризует неповторимость человека, в первую очередь, с точки зрения ее социальной определенности; индивидуальность описывает своеобразие человека, формирующееся в процессе интеграции биологических и социальных факторов.

Особой категорией, описывающей человека как источник познания и преобразования действительности является субъект. Эта категория отражает активное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Научное представление о творческой уникальности находится на стыке категорий индивидуальность и субъект, и представляет собой характеристику индивидуальности человека, формирующуюся в процессе его собственной творческой активности.

Механизм развития творческой уникальности человека сформулирован С.Л.Рубинштейном в принципе творческой самодеятельности (1922), согласно которому в одном и том же процессе творческой активности создается и продукт творчества (творение) и развивается сам человек (творец).

Таким образом, в целостной индивидуальности человека можно выделить два аспекта: 1) случайную единичность, которая в основном зависит не от человека; и 2) самодетерминируемую единичность, возникающую в за счет его собственных усилий и творческой активности. Научное представление о творческой уникальности человека выделяет второй аспект его индивидуальности.

Эмпирическое исследование творческой уникальности человека проводилось на основе представлений испытуемых о своем индивидуальном своеобразии и творческой активности. Эти представления выявлялись с помощью разработанного и апробированного в данной работе биографического опросника.

В нем испытуемым необходимо выделить ряд событий своей жизни из прошлого, настоящего и предполагаемого будущего и оценить их по следующим параметрам: 1) неповторимость этих событий относительно своей собственной жизни; 2) их экстраординарность, т.е. своеобразие относительно жизни других людей; 3) творческая активность, т.е. преобразующая инициатива, реализуемая человеком в этих событиях.

В констатирующем эксперименте было выделено четыре типа жизненных ориентаций, характеризующихся разным соотношением творческой активности и индивидуального своеобразия: 1) творческая уникальность — отражает творческое отношение человека к собственной неповторимости, когда его преобразующая инициатива приводит к высокому индивидуальному своеобразию событий его жизни; 2) пассивная индивидуальность — представляет собой стихийный, случайный характер формирования индивидуальности человека, когда его неповторимость в основном зависит не от его собственных усилий; 3) активная типичность отражает стремление человека “быть как все”, когда его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей; 4) пассивная типичность — характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественым нормам.

В формирующем эксперименте для активизации рефлексивно-инновационного процесса был применен принцип рефлексивных контрастов. Он усиливает идею, заложенную в самооценочных шкалах Дембо-Рубинштейн, где испытуемому предлагается оценить исследуемый феномен по противоположным характеристикам, которые заранее выделены экспериментатором.

Принцип рефлексивных контрастов предлагает испытуемому самому сформулировать свое представление как о реальном феномене (представления о себе, о своей жизни, о партнерах по общению и др.), так и о его возможных крайних (контрастных) вариантах: максимально положительном и максимально отрицательном.

То есть испытуемый сам описывает три варианта феномена (реальный, наилучший и наихудший), сам выделяет их основные критерии (характеристики), по которым затем их оценивает. Этот принцип дает возможность человеку занять максимально активную позицию самопознания, что активизирует процесс осмысления и переосмысления исследуемых феноменов.

https://www.youtube.com/watch?v=hC7zz5NbCKk

В данной случае принцип рефлексивных контрастов был использован для осмысления испытуемыми своей индивидуальности и роли своей творческой активности в событиях жизни. Для этого описанный выше биографический опросник предъявлялся испытуемым в трех вариантах — в форме трех анкет, названных:

“Реальный жизненный путь”, “Тривиальный жизненный путь” и “Творческий жизненный путь”. Для заполнения последних двух анкет нужно представить главным действующим лицом своей жизни соответственно самого обычного, заурядного человека и самого необыкновенного, творческого.

Работа со всеми тремя анкетами в начале формирующего эксперимента дала возможность участникам актуализировать свой интерес к проблеме творческой уникальности человека, проявить свои стереотипы понимания тривиальной и творческой жизни и увидеть свою жизнь в “рефлексивном зеркале” ее противоположных вариантов.

Это дало конструктивный импульс и контекст для всего формирующего эксперимента, проведенного в форме рефлексивного практикума. В результате участия в нем было выявлено расширение сферы творческой уникальности испытуемых за счет того, что они по-новому увидели преспективу своей жизни, задумались о своей судьбе и т.д.

Таким образом, в ходе исследования был выявлен феномен творческой уникальности в жизни испытуемых и показана его динамика в рефлексивно-инновациооном процессе.

Развитие самосознания

Депрессия — что это такое в психологии

Разные ученые различно смотрят на проблему совершенствования этого качества. Например, В.М. Бехтерев считал, что самосознание у ребенка формируется еще раньше, чем сознание. С. Л. Рубинштейн был убежден, что самосознание развивается в процессе овладения речью и совершения первых попыток действовать самостоятельно. Проще говоря, начало наступает в возрасте 2-3 лет.

Самопознание начинается с того, что ребенок понимает границы своего тела. Этап наступает в один год. Можно считать, что с этого возраста начинает формироваться самосознание. Годовалый ребенок проявляет самостоятельность в манипуляциях с предметами. Чуть позже появляется самоузнавание – это способность понимать, что отражение в зеркале – это он сам.

- Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе
Самопознание – изучение своих мыслей

Где-то в три года малыш учится употреблять местоимение «Я». Также он может давать себе простейшую характеристику – «хороший».

В дальнейшем активно формируется интеллект, благодаря чему происходит обретение умения оценивать (сначала – других людей, затем – самого себя). Самооценка пока зависит от мнения взрослых. Дошкольник учится осознавать себя во времени.

Как быть Леди:  Томография любви. Эволюция человека. Книга 2. Обезьяны, нейроны и душа

Для младшего школьного возраста характерны такие новообразования:

  1. Самоуважение, как правило, становится более уместным и дифференцированным. Мальчик или девочка различает свои физические и умственные черты, оценивает собственные способности на основе чужих результатов.
  2. В конце младшего школьного возраста ребенок все чаще описывает характерное поведение, может ссылаться на мысли и чувства, характерные для его внутреннего мира.
  3. Оценки обретают стабильность, объективность, начинают иметь не только аффективный, но и рациональный компонент.

В подростковом возрасте самосознание плавно становится таким же, как и у взрослых. Для этого периода характерно большое количество новообразований, в частности, таких:

  1. Постепенно образуются две новые формы самосознания: ощущение зрелости и я-концепция. Подросток начинает себя чувствовать взрослым.
  2. Заинтересованность собственным внутренним миром, что приводит к усложнению процессов самопознания. Проще говоря, в подростковом возрасте человек начинает изучать себя.
  3. Самооценка низка в целом и нестабильна, но может быть чрезмерно высокой (как компенсационный механизм). Одна из причин этого – отношение со стороны взрослых, как к ребенку, хотя человек себя уже не ощущает таковым.

Важно! Подростковым возрастом процесс формирования самосознания не ограничивается. Это бесконечный процесс, который продолжается вплоть до конца жизни.

Самопознание и его роль в развитии школьников — психология образования в xxi веке: теория и практика

Самопознание – это процесс осознания и накопления человеком представлений об
особен­ностях своей жизнедеятельности и личности. Самопознание включено в
процесс познания чело­веком окружающего мира и является важным условием
установления отношений с этим миром. Недаром уже в древности постулат «Познай
самого себя» был высечен на каменной колонне хра­ма. Но не всегда такое,
понятное на первый взгляд, изречение находит свое воплощение в повсед­невной
жизни человека.

Д. Локк утверждает, что способность к осознанию себя производна от
жизненного опыта: только достигнув зрелого возраста и накопив знания о внешнем
мире, люди начинают размышлять «серьезно о том, что происходит внутри их; а
некоторые вообще почти никогда не размышляют» [4, с. 283]. Действительно, и в
философии, и в психологии стремление и способность к самопознанию традиционно
связывают со взрослым человеком, во всяком случае, не ранее подросткового
возрас­та. Но не всякий повзрослевший человек склонен вести с собой
повседневный внутренний диалог, ориентированный на самопознание. Дети тем более
могут не испытывать в этом никакой необхо­димости. Попытаемся сформулировать те
основания, которые показывают необходимость самопо­знания подрастающему
человеку.

Самопознание необходимо для самостоятельной организации своей
деятельности
. Когда человек сталкивается с трудностями в деятельности, это
означает, что для осуществления необхо­димых действий ему не хватает либо
хорошо освоенных умений и навыков, либо внимательности, терпения, настойчивости
и т.д. Некоторые в такой ситуации отказываются от дальнейшей деятель­ности,
например, решения трудной задачи, ждут помощи или подсказки. Другие начинают
рассуж­дать: почему задача не получается, каких знаний, умений не хватает для
ее решения; задумыва­ются, смогут ли сами найти способы и средства преодоления
этой трудности (более внимательно прочитать условия, не спешить, быть более
терпеливым и т.п.). Очевидно, что люди, которые хо­рошо знают свои возможности,
привыкли ориентироваться на собственные силы и способности в трудных ситуациях,
могут анализировать уже выполненные и предстоящие действия, будут гораз­до
успешнее, эффективнее в любой сфере жизнедеятельности.

Самопознание выступает условием волевой саморегуляции поведения. И.С.
Кон отмечает, что саморегуляция поведения предполагает также наличие у индивида
определенной информации о са­мом себе [3]. Воля у человека проявляется в
способности осуществлять действие или сдерживать его, преодолевая внешние или
внутренние препятствия. Внешние препятствия, как правило, оче­видны и понятны
(например, с ситуацией, когда школьник выполняет на уроке задание, а сосед
от­влекает его, легко справиться, обратившись к последнему с просьбой). Сложнее
с внутренними пре­пятствиями. При выполнении учебных заданий препятствием могут
выступать невнимательность, лень, более интересное занятие и т.д. Не каждый
человек, особенно ребенок, осознает эти препят­ствия. Именно это делает
невозможным проявление воли в подобных ситуациях. Любой волевой акт
предполагает осознанный мотив, связанный с преодолением возникшего препятствия,
а иногда и наличием серьезного внутреннего диалога, включающего в себя
самоубеждение или самоприказ.

Самопознание необходимо для адекватного оценивания человеком своих
достижений и лич­ностных качеств.
Самооценка ребенка во всех доподростковых
возрастах характеризуется домини­рованием общего положительного отношения к
себе, которое не позволяет относиться к себе адек­ватно. В некоторых случаях
из-за такой «безусловной любви» к себе ребенок не воспринимает ин­формацию о
его неуспехах. Про такого ребенка можно сказать, что у него неадекватно
завышен­ная самооценка. Эта особенность негативно сказывается и на учебной
деятельности, и на взаимо­отношениях ребенка с одноклассниками. Школьники с
завышенной самооценкой склонны объяс­нять свое неудачи внешними
обстоятельствами, к себе относятся некритично, зато склонны крити­ковать за
ошибки своих товарищей.

Преодоление неадекватности самооценивания школьников возможно только путем
развития когнитивного компонента их самооценки – самопознания. По мнению А.В.
Захаровой, уже в млад­шем школьном возрасте создаются «благоприятные условия
для когнитивного компонента само­оценки, для интеллектуализации отношения
ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны
взрослых» [1, с. 13].

Накопление объективных знаний о себе, особенностях своей деятельности и
личности позво­ляет не только увидеть и принять свои ошибки, но и осознать свои
сильные стороны, понять свои возможности и обдумать способы исправления ошибок
и достижения успеха.

Самопознание необходимо для построения взаимоотношений с другими
людьми.
С первых дней жизни человек вступает во взаимоотношения с другими
людьми. Сначала с самыми близки­ми, которые принимают его таким, какой он есть.
Позже для гармоничных отношений от человека требуется соблюдение определенных
правил и законов: нравственных, этических и т.д. Насколько успешно это удается
делать, человек узнает от партнеров по общению или путем самонаблюдения. Когда
возникает необходимость исправить что-либо в своем поведении или отношении к
окружа­ющим, человек может приписать неуспех в общении партнеру, его
неправильному поведению или негативным качествам личности. Привычка к
самонаблюдению и самоанализу своего отношения к окружающим людям помогает
корректировать собственное поведение и, таким образом, управ­лять
коммуникативной ситуацией.

Как быть Леди:  Сочувствие, что это такое и нужно ли ему учиться

Самопознание является важным условием для развития личности. И. Кант
писал: «То об­стоятельство, что человек может обладать представлением о своем
Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле.
Благодаря этому он личность…» [2, с. 357].

Развитие личности человека в разных сферах может протекать как созревание в
соответствии с природными предпосылками, может осуществляться под воздействием
окружающей среды и лю­дей. Но истинным развитием личности является то, что
определяется собственными установками и целями человека. Безусловно, важно,
чтобы эти цели не противоречили человеческим законам и соотносились с
нравственными и духовными ценностями общества. Постановка человеком целей
собственного развития и понимание путей их реализации в конкретных
социально-исторических условиях возможны только при высоком уровне
самопознания.

Например, школьник, у которого возникают трудности в обучении из-за слабого
развития про­цессов памяти, может довериться учителю и родителям и выполнять
все их советы по правильно­му запоминанию учебного материала. Таким образом,
его память будет развиваться под внешним воздействием. Если ребенок сам
осознает то, что у него плохая память, сам желает освоить прие­мы эффективного
запоминания и применять их, то он может управлять своими познавательными
процессами и развитием в интеллектуальной сфере.

Самопознание необходимо в профессиональном и личностном самоопределении
человека.
На этапе вхождения во взрослую жизнь человек осознанно или
неосознанно осуществляет выбор про­фессионального пути, который определит и его
дальнейшее личностное развитие. Если это проис­ходит неосознанно, риск сделать
неправильный выбор высок. Но даже если подросток задумывает­ся о том, какую
профессию выбрать и куда пойти учиться, не всегда он может найти основания для
такого сложного решения. Ответить себе на вопросы «кем быть?» и «каким быть?»
может человек с развитым самопознанием, способный соотнести свои потребности и
особенности своей лично­сти с требованиями желаемой профессии, способный
обдуманно строить жизненные планы и ста­вить обоснованные, реалистичные цели,
видеть пути и способы их достижения.

Таким образом, самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные
вопро­сы «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к
своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?», «кем и каким хочу
стать?» и т.д. Познавая себя, мож­но управлять своей жизнедеятельностью. В этом
и заключается готовность человека к самостоя­тельной организации своей
жизни.

Наши исследования [5; 6] показывают, что уже в младшем школьном возрасте
дети начинают задумываться над этими вопросами. Сначала это происходит на самом
простом уровне. Рассуждая о себе, они перечисляют принадлежащие им предметы,
членов своей семьи, друзей, домашних жи­вотных, анкетные и биографические
данные, описывают ту или иную практическую деятельность и т.п., иногда осознают
свое отношение к материальным и социальным объектам (люблю, нравит­ся), желание
иметь что-либо из предметов, называют увлечения, пристрастия и т.п.

Постепенно самопознание распространяется на внутреннее содержание: мотивы
учения и достижения успеха в различных видах деятельности, желание получить в
будущем привлекатель­ную профессию, стремление стать лучше, приобрести в
будущем положительные качества лично­сти. В этих рассуждениях проявляется
способность учащихся осторожно, не категорично, а ино­гда и критично осознавать
особенности своей личности, различные стороны своей жизнедеятель­ности,
стремления, потребности и мотивы. Например, у младших школьников: «Я красивая,
яркая, трудолюбивая, милая, добрая», «Поведение у меня не очень хорошее».
Подростки и старшеклас­сники пишут: «Я человек, который довольно уверен в
себе», «У меня есть своя точка зрения и свои мысли», «Единственная моя цель в
жизни – добиться успеха в определенных сферах деятельно­сти», «Мои жизненные
ценности складываются под воздействием многих факторов», «В моем ха­рактере
доминируют лидерские качества».

Суждения о себе, которые можно квалифицировать как имеющие высокий уровень,
соотно­сятся с такими характеристиками, как перспективность, рефлексивность и
критичность. Перспек­тивные суждения отражают содержание Я-идеального и
указывают на привлекательную профес­сию и обобщенное видение себя в близком или
далеком будущем, на желаемые качества и особен­ности личности, мотивы учения и
достижения успеха в различных видах деятельности. Это содер­жание может
относиться к «идеалу» – человеку, обладающему набором качеств совершенного
че­ловека, например: «хочу стать хорошим, ученым человеком», «хочу стать
доброй, красивой», «Я хотел бы стать умным и добрым». Такое осознание желаемых
положительных качеств обеспечива­ется сформированностью ценностных ориентаций,
нравственного сознания и общим уровнем вос­питанности учащихся. Часто
Я-идеальное школьников проявляется через описания себя взросло­го, являющегося
носителем какой-либо профессии и связанных с ней качеств личности, например: «Я
хочу очень стать милиционером, они сильные и смелые», «Я хочу, когда вырасту,
быть воспи­тательницей», «Я хочу быть библиотекарем, как мама», «Я хочу в
будущем стать археологом. Мне нравится эта работа». Это содержание Я-идеального
возникает в процессе общения детей со взрос­лыми, в первую очередь близкими и
родными. Еще один вариант содержания Я-идеального свя­зан с отражением
желаемых, возможных или потенциальных качеств и свойств собственной лич­ности,
которые пока не проявляются в деятельности и поведении или же проявляются, но в
недо­статочной степени, например: «Я хочу стать повнимательнее», «хочу стать
хорошим учеником», «Мне нужно, чтобы память была получше». Осознание своего
желания измениться в лучшую сто­рону появляется под влиянием внешних оценок
(например, учителя, родителей) или в результате сравнения с качествами и
особенностями сверстников в ежедневном общении и совместной дея­тельности.
Наличие перспективных суждений в самоописаниях школьников указывает на
уровень перспективности их самопознания.

Рефлексивные суждения школьников о себе выглядят как рассуждения о различных
сторонах и особенностях своей личности. Они могут относиться к Я-реальному.
Например, «Я по характеру тоже нормальная», «Я не знаю, какой я на самом деле,
веселый хороший или плохой». Такие суж­дения отражают особенности личности,
осознание которых произошло в результате самоанализа ряда своих действий,
поступков, отношений с людьми, переживаний. Рефлексивность может про­являться и
при отражении Я-идеального, например: «Я сначала решила стать врачом, потом
инже­нером, а сейчас хочу стать учителем танцев, я думаю, что это моя последняя
профессия». Рассуж­дения по поводу своего будущего связаны с процессом
личностного самоопределения, планиро­вания и проектирования своего жизненного
пути и саморазвития. Типичными такие суждения яв­ляются для старшеклассников. У
младших школьников осознание возможности сохранить значи­мые черты личности в
будущем, изменить нежелательные и приобрести желаемые личностные ка­чества
выражены слабо. Наличие рефлексивных суждений в самоописаниях школьников
указыва­ет на уровень рефлексивности их самопознания.

Как быть Леди:  Значение слова ГРАФОМАНИЯ. Что такое ГРАФОМАНИЯ?

Не менее важной характеристикой самопознания является способность к
критическому осмыс­лению своих особенностей и возможностей. Критические
суждения, относящиеся к Я-реальному детей, представляют собой негативные
характеристики личности, которые осознаются как затруд­няющие
жизнедеятельность, общение с людьми, приносящие душевный дискомфорт (стыд,
угры­зения совести и т.п.), например: «Учусь я неважно», «Я не очень умная и не
глупая», «Я чуть-чуть ленива, убираюсь только по настроению». Критично могут
воспринимать школьники (в основном подростки) и себя в будущем (Я-идеальное).
Это проявляется в негативных характеристиках, кото­рые осознаются как мешающие
развитию личности, например: «Не знаю, смогу ли я когда-нибудь избавиться от
лени», «Наверно, моя лень мне будет очень мешать», «Мне нужно быть более
терпе­ливой, чтобы стать учительницей». Наличие критических суждений в
самоописаниях школьников указывает на уровень критичности их
самопознания
.

Уровни перспективности, рефлексивности и критичности самопознания у каждого
конкрет­ного ученика могут быть разные. Школьники с высоким уровнем
самопознания видят в себе не только положительные качества личности, но и
негативные черты. Они осознают возможность из­менить их в будущем, опираясь на
внутренние ресурсы, например: «Я думаю, что я сильный чело­век, так как всегда
пытаюсь достичь всего сама. Я очень гордая, поэтому иногда в конфликте мне
бывает сложно первой пойти на контакт. Какой я хочу стать? Наверное, остаться
такой же. Лишь бы не стать эгоисткой. В общем, если меняться, то в лучшую
сторону» (Маша Е., 9-й класс).

В процессе развития детей в их образе Я рефлексивные, критические и
перспективные само­характеристики могут проявляться по-разному. В самоописаниях
младших школьников часто можно увидеть преобладание перспективных характеристик
при почти полном отсутствии рефлексивных и критических. Дети рассказывают,
какими они хотели бы стать в будущем, часто называют несколь­ко профессий, а
желаемые качества указывают довольно противоречивые: «хочу стать послушным и
самостоятельным». Их стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, не
подкрепленное самоанализом и критическим восприятием своих возможностей,
превращается в мечту, фантазию.

У подростков и старшеклассников часто проявляется склонность к самокопанию.
Они с удо­вольствием рассуждают о своей жизни, делах, отношениях с окружающими.
Их все устраивает в этой жизни, они довольны собой. Иногда они уходят в
«философствование», высказывают свои точки зрения, формулируют советы
правильной жизни и отношений с людьми. Это происходит из­за того, что их
самопознание, становясь все более рефлексивным, не направлено на критическое
осмысление знаний о себе и перспективу жизненного пути.

Некоторые подростки при низкой перспективности и рефлексивности самопознания
прояв­ляют высокую критичность к своим возможностям. Их формулировки могут быть
очень резкие, с пространными объяснениями: «У меня бывает плохое настроение и
иногда психоз. Тогда я могу сделать такое, что потом буду отвечать за это всю
жизнь» (Даша С., 5-й класс). При этом дети не задумываются о причинах своих
неудач и негативных переживаний и практически никогда не стре­мятся что-то
поправить.

Среди школьников (в основном это подростки) встречаются довольно критичные к
себе. Их беспокоит будущее, но разбираться в своих способностях и возможностях,
рефлексивно рассуждать о особенностях своей личности они не стремятся. Для них
характерно ярко выраженное желание избавиться от отрицательных черт и
особенностей личности, которые в себе отмечают. Они вы­сказывают критичность
даже по отношению к себе в будущем, говорят, что им будет трудно изба­виться от
недостатков: «Моя дурная привычка – это в каком-то роде зависимость, как от
курения» (Катя М., 11-й класс), а некоторые в это совсем не верят: «Я хочу
стать неагрессивной, хорошей, умной, но у меня ничего не получается». Можно
предположить, что такое неверие в себя при силь­ном желании измениться
обусловлено слабым анализом и рефлексией собственных возможностей.

Самопознание школьников протекает по-разному в разных сферах личности. При
сравне­нии уровней рефлексивности и критичности их суждений о себе в
нравственной, коммуникатив­ной, интеллектуальной и волевой сферах мы
обнаружили, что чаще всего дети стремятся рассуж­дать о своих волевых качествах
личности. Это связано с большей осознанностью волевых актов. Реже школьники
проявляют рефлексивность самопознания, осторожность в признании у себя тех или
иных нравственных качеств. Они достаточно категорично определяют их наличие или
отсутст­вие у себя в настоящем, а также возможность их приобретения в
будущем.

Критически воспринимают школьники свои черты личности в волевой и
интеллектуальной сферах. Причем у некоторых учащихся выражено сомнение в
возможности приобрести эти качест­ва в будущем. Такая неудовлетворенность собой
в этих сферах может побуждать детей к управ­лению, коррекции и саморазвитию.
Уже младшие школьники говорят о желании в будущем стать умнее, внимательнее,
терпеливее и т.п. Подростки и старшеклассники хотят научиться сдерживать
эмоции, не быть вспыльчивыми, настойчиво добиваться своей цели и т.п.

Реже дети свои отрицательные черты осознают в нравственной и коммуникативной
сферах. Младшие школьники практически никогда не выбирают такие
самохарактеристики, как «злой» или «плохой друг». В самоописаниях подростков и
даже старшеклассников критические суждения по поводу своих нравственных качеств
или поступков можно встретить также крайне редко. Это может быть связано с
социальной желательностью самоописаний. Школьники хотят выглядеть в глазах
других умеющими общаться и нравственно вести себя. Это, безусловно, влияет на
восприятие себя. И в своих глазах они тоже хотят выглядеть более нравственными
и умеющими общаться с другими.

Таким образом, особенности самопознания школьников играют важную роль в
развитии их личности. То, насколько хорошо ребенок знает свои способности и
возможности, умеет анализи­ровать разные стороны своей жизнедеятельности и
личности, видит недостатки и возможные пути своего развития, определяет его
повседневную жизнь, деятельность и общение с окружающими, постановку новых
жизненных целей и стремление к их реализации.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий