Дисграфия и дислексия: что это такое и можно ли исправить?
Дислексия и дисграфия – эти термины не так давно вошли в обиход, но обозначают две весьма давние и распространённые проблемы.
Что это такое?
ДИСЛЕКСИЯ – расстройство развития навыка чтения.
ДИСГРАФИЯ – расстройство развития навыка письма.
Оба отклонения возникают из-за снижения активности зон головного мозга, отвечающих за понимание устной и письменной речи, абстрактных правил языка, умение писать и читать.
Проще говоря, это расстройство чтения и письма на нейрофизиологическом уровне.
Как проявляются дисграфия и дислексия?
Дисграфия
Ребёнок не может запомнить написание букв.
Неправильный захват ручки, который не поддаётся коррекции.
Буквы неровные, отрывистые, больше похожи на рисунки. Ребёнок перестанавливает буквы местами, некоторые пропускает или добавляет лишние.
Допускает большое число ошибок на письме от раза к разу, «работа над ошибками» не даёт результатов.
Не замечает собственные ошибки и не может их исправить.
Не умеет применять известные правила родного языка на практике.
Может не использовать заглавные буквы и знаки препинания вообще.
Почерк неровный, «прыгающий», трудночитаемый.
Дислексия
Ребёнок неправильно произносит буквы и слова.
Не может соединять звуки в слоги и далее в слова.
При чтении переставляет слова местами, некоторые пропускает.
Не помнит и/или не понимает прочитанный текст, не может пересказать достаточно подробно (при этом скорость чтения может быть в пределах нормы!).
Ребёнок неправильно употребляет и согласует слова (путает род, число, окончания слов).
Почему раньше у детей не наблюдались эти диагнозы?
Проблема дислексии и дисграфии существует очень давно. Однако раньше это объясняли недостаточным усердием ребёнка или его поведением: слишком ленив, не старается, «технарь» и прочими подобными формулировками.
И лишь относительно недавно были выявлены причины этих отклонений, которые сам ребёнок не в состоянии устранить.
На что влияют дислексия и дисграфия?
Искажение слов при письме и чтении заметно тормозит восприятие информации. Дисграфия приводит к тому, что ребёнок пишет медленнее всех в классе, не может разобрать собственный почерк. Безусловно, это трудности и психологического характера: из-за постоянных ошибок, критики и плохих оценок ребёнок замыкается в себе, теряет интерес к учёбе, возможно, отстаёт по программе. И как следствие – неуверенность в себе и занижение собственных способностей и возможностей.
Однако дислексия и дисграфия не связаны с интеллектуальным дефицитом – умственные способности ребёнка полностью сохранны.
Возможно, вы удивитесь, но у немалого количества известных людей наблюдались дисграфия и/или дислексия. В их числе: Пабло Пикассо, Альберт Эйнштейн, Х.К. Андерсен, Агата Кристи, Уолт Дисней, Джон Кеннеди, Владимир Маяковский и многие другие.
Возможно ли избавиться от дислексии и дисграфии?
Самое важное в этой ситуации – своевременная диагностика, которая позволит максимально скорректировать эти недуги. Этот изъян невозможно преодолеть целиком, однако его негативные последствия возможно компенсировать.
Помимо корректировки образовательной программы при дислексии и дисграфии важно тренировать нейронные сети головного мозга, а именно:
· Тренировать память и мышление
· Развивать внимательность
· Развивать мелкую моторику
· Абстрактные понятия подкреплять визуальными образами
· Развивать словарный запас ребёнка
· Тренировать его речевые навыки
Ментальная арифметика – это идеальный инструмент создания и укрепления новых нейронных связей ребёнка. Она в игровой форме задействует огромное число мозговых зон и тренирует их.
В детском возрасте мозг человека намного более гибок и пластичен. Он легче и прочнее создаёт новые нейронные сети, чем мозг взрослого человека. Поэтому чем раньше начнётся работа по укреплению нейронный связей, тем более вероятна профилактика и компенсация имеющихся нарушений.
Дислексия и дисграфия: что делать?
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Диагноз«дислексия» вызывает чувство растерянности и страха у родителей. Их малыш серьезно болен? Это лечится? Как помочь ребенку с дислексией?
«Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники.
Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии.
Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны».
Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.
Дислексия и дисграфия: что это такое?
Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П», “Д–Т», “К–Г», “С–З», “Ж–Ш». Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки.
Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З» и “Э», “Р» и “Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш» или “крючок» в букве “Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.
Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.
5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина» (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым» (Под небом голубым).
6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.
Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.
Вот некоторые примеры текстов при дисграфии: 2-3 кл)
В чище леса поют чижи. Солнышко пичою, липа светет. Куст шуршит, серый зайки дрожит. Зацвели черемуха. Лариса идет одедать. Журка был сабавный жирвиш. Закачались от ветра нешные цветы. Бевачка щеткай тищит плащ. Малчик сибит вкровате. С веты стаят в вазе.
Почему возникают нарушения чтения и письма?
Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора: речедвигательный,который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы; зрительный, который подбирает соответствующую графему; двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.
Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.
Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.
В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает…», – их называют “мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.
Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.
Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.
На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.
Какая область мозга “отвечает» за письмо и чтение?
Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).
Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).
Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С» и “З» открываются влево; “Ч» и “Р» выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.
Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях.
Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.
Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.
Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок». Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.
Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.
Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?
Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком.
Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.
Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О» напоминает обруч, “Ж» – жука, “С» – полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать» отдельные звуки (буквы).
Часто необходимо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.
В настоящее время одной из самых популярных методик борьбы с дислексией и дисграфией является методика Рональда Девиса
Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:
1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
- На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
Ученые из Университета Вашингтона в Сиэтле провели исследования работы мозга детей с дислексией. Нейропсихологи Вирджиния Бернингер и Тодд Ричардс возглавили команду исследователей, чьи исследования показали, что мозг детей с дислексией работает примерно в пять раз больше, чем мозг других детей при выполнении одного и того же лингвистического задания. Вы думаете, устали в конце учебного дня? Представьте, если ваш мозг будет работать в пять раз больше!
- Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
- Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
- Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
- Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно.
Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам!
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Дислексия
Добрый всем день!
Как и предполагалось немногим ранее в обсуждениях на форуме, сегодня поразмышляем над способностью воспринимать цифры и буквы. Но только не лошадьми (как было высказано в догадке) — обучение этих благородных существ мы оставим Александру Невзорову; а всеми нами.
Практически каждый второй из нас с удивлением, а иногда и со страхом, обнаруживал за собой причуды уставшего разума: перестановку или пропуск букв в словах при письме, неправильное (зеркальное) написание букв или цифр; искаженное восприятие прочитанного или же вообще невозможность воспроизвести мысленный образ того, что прочитал. Некоторые из нас страдают катастрофической забывчивостью на цифры; причем эта забывчивость крайне избирательна: в телефонном номере, к примеру, можно на всю жизнь запомнить пять цифр — а одна-две постоянно будут «вылетать» из головы.
Все эти «причуды разума», если они характеризуются постоянностью и сопровождают человека в течение многих лет, носят общее название дислексия. В России эта проблема определяется как с логопедической точки зрения, так и с клинико-психологической. Обе они сходятся в одном, что дислексия — это «стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения». Проще говоря, это невозможность полноценно воспринимать написанные тексты при равных условиях для обучения и соответствии нормам в остальном.
По сути, общий термин дислексия объединяет в себе несколько типов нарушений: искажение восприятия на слух (дисфонезия); затруднение восприятия слова визуально (дисэйдезия); различные затруднения при письме (диснемкинезия). Последние нарушения наши логопеды еще называют дисграфией.
Откуда ж берется этот «страшный зверь»? С точки зрения медиков, в ее основе лежат определенные нейробиологические причины; порою дислексия обусловлена генетическими предрасположенностями, что, кстати, совсем не мешает дислексику быть порою гениальным в чем-то другом. Яркими примерами тому служат Альберт Энштейн, Леонардо да Винчи, Ханс Кристиан Андерсен, Агата Кристи и другие известные личности.
Дислексия — это не заболевание; но состояние, которое необходимо корректировать. Ребенку в достаточно раннем возрасте (3-5-7 лет) необходима помощь логопеда и психолога. Если же проблемы начинают проявляться позже, то здесь стоит поискать причину в эмоциональных нарушениях. Гордон Стоукс и Дэниел Уайтсайд, авторы кинезиологии «Единый мозг. Три в одном» говорят об этом следующее: «Почти в каждом случае «нарушения функций обучения, известные под названием дислексия, развиваются в результате эмоционального стресса, получаемого во время обучения; стресса настолько интенсивного, что индивидуальные программы обучения оказываются как бы в „мертвой точке“ из-за страха: страха боли и боли как таковой. Подчеркнем, что дислексия, кроме тех случаев, когда она вызвана физической травмой, возникает в результате отрицания индивидуумом возможности обучения в конкретной сфере жизненного опыта. Это отрицание исходит из сознательного выбора, сделанного в момент интенсивного эмоционального стресса».
Опять же, в переводе на общедоступный язык, «западание» цифр или букв, проблемы с чтением и письмом могут возникнуть и в результате каких-то стрессовых ситуаций. Понимание и перепроживание этих ситуаций может существенно помочь в благополучном разрешении дислексических проблем.
И напоследок, как всегда, пример из практики. В., 12 лет; девочке никак не удавалось справиться с таким предметом как русский язык, оценка все время балансировала между 2 и 3. При тестировании обнаружились проблемы с восприятием почти половины алфавита. Работать пришлось крайне мягко и осторожно, потому что нагрузка на ребенка должна была быть минимальной. Выяснилось, что начало всему положило трагическое событие в семье, случившееся, когда девочке было 7 лет. Прорабатывалось восприятие каждой буквы отдельно: как телесными упражнениями, так и проверкой наличия дополнительных стрессовых ситуаций. К концу учебного года оценка по русскому языку была исправлена на 4.
Наталья Ясная, «Академия успешной семьи»
Личный опыт
1. Для начала хочу уточнить, что вы можете заметить знакомые симптомы, но это вовсе не показатель того, что вы страдаете дислексией,чтобы знать точно обратитесь к психиатору
Я жила 26 лет с дислексией и не знала об этом, я думала, что я просто тупая и не внимательная лол
— lehmike (@lleevike) July 8, 2020
2. Думала я так из-за внушения со стороны окружающих: учителей, одноклассников, родителей. Несколько месяцев назад я пришла к своей психиаторке с дз, надо было зачитать ей письмо к моей бабушке. Я её предупредила что у меня проблемы с чтением, поэтому я буду читать странно
— lehmike (@lleevike) July 8, 2020
3. Она меня послушала, поспрашивала всякое про мое детство, как я читаю и тд и поставила «диагноз», о нем я уже подозревала. В ковычках потому что это не болезнь, это скорее трудность. Люди с дислексией не имеют проблем с речью или письмом и умеют читать, хоть и с трудом
— lehmike (@lleevike) July 8, 2020
4. Меня считали тупой до 7 класса,а в 1-2 классах я оставалась на лето тк по технике чтения у меня был кол в году Весь июнь я сидела с учительницей, которая как коршун нависла надо мной и давала подзатыльники, тк я не дотягивала даже до 1/2 нормы чтения слов в минуту
— lehmike (@lleevike) July 8, 2020
6. Учителя ставили на мне крест. Но не строгая биологичка. Как то так вышло, что в 7 классе я получила первую в жизни 5 за не творческий предмет, по биологии. После урока учительница подошла ко мне и сказала «теперь так будет всегда».Так и вышло 🙂
5 я получила след. образом:
— lehmike (@lleevike) July 8, 2020
7. Мама мне предложила прочитать параграф про жкт голубей вслух несколько раз, что мб так мне будет легче запомнить инфу и это сработало. Так до 12 класса я и доучилась. 4 были только по физике, химии, математике и эстонскому, остальные 5. Просто читала все маме
— lehmike (@lleevike) July 8, 2020
8. Я путала слова, тупила, подвисала на полу слове. Но после 3 прочитки я спокойно шла на урок и все рассказывала как надо. В универе я впервые услышала слово дислексия, она была у трех моих одногруппов и я думала «пф, эти британские нытики, вечно выдумывают себе проблемы»
— lehmike (@lleevike) July 8, 2020