Transactional analysis | Psychology Wiki | Fandom

Transactional analysis | Psychology Wiki | Fandom Женщине

Сравнительный анализ психологических игр по Э.Берну

«Игра» — фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, включающий продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.

Игры отличаются от времяпрепровождений или ритуалов двумя основными характеристиками:

  1. скрытыми мотивами;
  2. наличием выигрыша.

Отличие игр в том, что они могут содержать элемент конфликта, они могут быть нечестными и иметь драматический исход [8].

Берн дает классификацию игр, основанную, по его мнению, на некоторых наиболее очевидных характеристиках и переменных:

  1. Количество игроков: игры на двоих («Фригидная женщина»), на троих («Ну-ка, подеритесь!»), на пятерых («Алкоголик») и на многих («Почему бы тебе не…» – «Да, но…»).
  2. Используемый материал: слова («Психиатрия»), деньги («Должник»), части тела («Мне нужна операция»).
  3. Клинические типы: истерический («Насилуют!»), с синдромом навязчивости («Растяпа»), параноидальный («Почему со мной всегда так?»), депрессивный («Опять я за старое»).
  4. По зонам: оральные («Алкоголик»), анальные («Растяпа»), фаллические («Ну-ка подеритесь»).
  5. Психодинамические: контрфобия («Если бы не ты»), проецирующие («Родительский комитет»), интроецирующие («Психиатрия»).
  6. Классификация по инстинктивным влечениям: мазохистские («Если бы не ты»), садистские («Растяпа»), фетишистские («Фригидный мужчина») [2].

При классификации игр Э.Берн использует следующие качества игр.

  1. Гибкость. Некоторые игры, такие как «Должник» или «Мне нужна операция», могут играться только на одном материале, в то время как другие, например эксгибиционистские игры, гораздо гибче.
  2. Цепкость. Некоторые легко отказываются от игр, другие привязаны к ним гораздо сильнее.
  3. Интенсивность. Некоторые играют расслабленно, другие более напряжены и агрессивны. Игры соответственно бывают легкие и тяжелые [2].

У психически неуравновешенных людей эти свойства проявляются в определенной прогрессии и определяют, будет ли игра тихой или буйной.

Все игры оказывают на судьбу игроков важное и, возможно, решающее влияние; но некоторые из них гораздо чаще, чем другие, становятся делом всей жизни. Эту группу игр Берн назвал «играми на всю жизнь». В нее входят «Алкоголик», «Должник», «Ударь меня», «Попался, сукин сын!», «Смотри, что я из-за тебя сделал» и их основные варианты (табл. 2).


Таблица 2

Характеристика игр по Э. Берну

АЛКОГОЛИК

ПОПАЛСЯ, СУКИН СЫН!

СМОТРИ ЧТО Я ИЗ-ЗА ТЕБЯ СДЕЛАЛ

Цель

Самобичевание

Оправдание.

Оправдание своего поведения.

Роли

Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник.

Жертва, Агрессор.

Динамика

Оральная депривация

Гнев ревности.

Мягкая форма может быть сопоставлена с преждевременным семявыделением, жесткая форма – с гневом, основанным на «страхе кастрации».

Социальная парадигма

Взрослый – Взрослый.

Взрослый: «Скажи, что ты на самом деле обо мне думаешь, или помоги мне прекратить пить».

Взрослый: «Я буду с тобой откровенен».

Взрослый – Взрослый.

Взрослый: «Смотри, что ты наделал».

Взрослый: «Теперь, когда ты привлек к этому мое внимание, я вижу, что ты прав».

Психологическая парадигма

Родитель – Ребенок.

Ребенок: «Попробуй поймать меня».

Родитель: «Ты должен перестать пить, потому что…»

Родитель – Ребенок.

Родитель: «Я все время слежу за тобой и жду, когда ты ошибешься».

Ребенок: «На этот раз ты меня поймал».

Родитель: «Да, и на этот раз ты почувствуешь всю силу моего гнева».

Хорошо заметен внешний психологический знак (стремление избежать ответственности). Экзистенциальная позиция – «Меня не в чем винить

Ходы

1. Провокация – обвинение или прощение.

2. Снисходительность – гнев или разочарование.

1. Провокация – обвинение.

2. Защита – обвинение.

3. Защита – наказание.

Выгоды

1. Внутренняя психологическая – а) пьянство как процедура – бунт, утешение и удовлетворение желания; б) «Алкоголик» как игра – самобичевание (возможно).

2. Внешняя психологическая – возможность избежать половой и других форм близости.

3. Внутренняя социальная – «Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить».

4. Внешняя социальная – «А на следующее утро», «Коктейль» и другие способы времяпрепровождения.

5. Биологическая – чередующийся обмен проявлениями любви и гнева.

6. Экзистенциальная – «Все хотят меня обидеть»

1. Внутренняя психологическая – оправдание гнева.

2. Внешняя психологическая – возможность избежать осознания своих недостатков.

3. Внутренняя социальная – ПСС.

4. Внешняя социальная – они всегда готовы поймать тебя.

5. Биологическая – обмен гневными транзакциями, обычно между людьми одного пола.

6. Экзистенциальная – людям нельзя доверять.

Игру часто ускоряет угроза интимной близости, поскольку «оправданный» гнев помогает избежать половых отношений.

В этих играх Э. Берн четко выделяет название, тезис, цель, роли, социальную и психологическую парадигму, иллюстрации, ходы и «вознаграждения». В других играх автор выделяет тезис и антитезис.

«ДОЛЖНИК»

«Должник», по мнению Э. Берна, больше чем игра, для многих она становится сценарием, планом всей жизни, Но большинство из них играет в легкую игру «Если бы не долги», но в остальных отношениях они наслаждаются жизнью и лишь немногие играют в «Должника» в полную силу.

Разновидности игры «Должник»: «Попробуй получи», «Кредитор», «Попробуй не заплати» и т.д.. Игры, связанные с деньгами, могут иметь очень серьезные последствия, не смотря на то, что выглядят поверхностными. Так происходит не только потому, что мы описываем всякие мелочи, а потому, что обнаруживаем мелочные мотивы в делах, к которым люди привыкают относиться серьезно.

«УДАРЬ МЕНЯ»

В этой игре обычно участвуют люди, у которых словно на лбу написано: «Пожалуйста, не бейте меня». Поведение игроков провоцирует на обратное и искушение почти непреодолимо, и тогда наступает естественный результат, К этой категории могут относится всякого рода изгои, проститутки и те, кто постоянно теряет работу.

Женщины иногда играют в разновидность этой игры, которая называется «Поношенное платье». Женщины прилагают усилия, чтобы выглядеть жалкими, стараются, чтобы их доходы – по «уважительным» причинам – не превышали прожиточного минимума. Если им сваливается на голову наследство, всегда находятся предприимчивые молодые люди, которые помогают от него избавиться, давая взамен акции какого-нибудь несуществующего предприятия и т.п. Их игра бессловесна, и только манеры и поведение как бы говорят: «Почему со мной всегда так?»

«КАКОЙ УЖАС!».

Инициатор игры ищет несправедливости, чтобы иметь возможность пожаловаться на них третьему участнику. Таким образом, это игра на троих: в ней действуют Агрессор, Жертва и Доверенное лицо. Девиз — «Несчастье нуждается в сочувствии». Доверенное лицо – обычно человек, который тоже играет в эту игру.

Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

Рассматривая историческое, культурное, социальное и личностное значение игр, Э. Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» вводит понятие родительского программирования и характеристику различных сценариев жизни [2].

Расспрос, подстройка и вовлеченность

Процессы расспроса, подстройки и вовлеченности являются категориями специфических методов. Каждая из этих категорий является «набором подкрепляющих контакт и ориентированных на отношения методов» (Erskine & Trautmann, 1996/1997a, стр. 22).

Расспрос: «Процесс расспроса подразумевает открытость терапевта к раскрытию точки зрения клиента, в то время как клиент параллельно открывает чувство самости с каждым из повышающих осознание утверждений или вопросов терапевта» (стр. 22) .

Подстройка: «Подстройка – это двухкомпонентный процесс. Она начинается с эмпатии — то есть, восприимчивости и идентификации с ощущениями, потребностями или чувствами другого — и сообщения этого восприятия другому человеку» (стр. 24) .

Как быть Леди:  ЖИЗНЬ как МОРЕ ~ Поэзия (Лирика философская)

Вовлеченность: «Терапевтическая вовлеченность, которая включает признание, подтверждение, нормализацию и присутствие, ослабляет внутренние защитные механизмы» (Erskine & Trautmann, 1996/1997a, стр. 31) .

Расспрос, подстройка и вовлеченность являются центральными для теории методов и представляют собой структуру для осмысления принципиальных методов интегративной психотерапии. Теория методов подтверждает врожденную ценность человеческих существ и признает значимость терапевтических отношений.

Цель интегративного трансактного анализа – чтобы клиент, в отношениях с терапевтом, открыл и понял внутрипсихические процессы и защитные механизмы. Эмпатический терапевтический расспрос, подстройка и вовлеченность позволяют клиенту воспроизводить психический процесс и его защиты в терапевтических отношениях.

Внутрипсихические функции предсказуемости, последовательности и стабильности учитываются, по мере того как мы помогаем клиенту уходить от старых защит и искажений. Терапевтическое отношение используется как пространство «между», то есть между старыми защитными паттернами и новым способом построения отношений (Erskine, Moursund, & Trautmann, 1999, p. 239).

Важной частью методологии является восприимчивость к уровню развития психологического функционирования клиента. Подстройка к уровню развития означает осознание и восприимчивость к поведению и переживаниям клиента на уровне регрессии. «Цель фокусировки на развитии состоит в том, чтобы отвечать клиенту на уровне того возраста, в котором был дефицит контакта в отношениях, когда возникли фиксации в системе представлений о себе, других и качестве жизни» (стр. 27).

Возраст переживаний клиента учитывается с целью признания, подтверждения и нормализации этих опытов. «При помощи расспроса об истории, ожиданиях, совладании, выборе, решениях и уязвимых местах, феноменологический, трансферентный и защитный уровни опыта могут выйти на передний план (Erskine &

По мере того, как клиент переживает признание и подтверждение в терапевтических отношениях, то, что не было дано этому человеку в детстве, может выйти на передний план. Отношения с терапевтом запускают осознание дефицита отношений в первоначальной травме или отвержении.

Реакция соприкосновения описывается как интенсивная эмоциональная реакция, вспыхнувшая в результате контакта терапевта с клиентом (Erskine & Trautmann, 1996/1997a, стр. 33). Феномен соприкосновения «возникает, когда для клиента существует заметный контраст между тем, что предоставляется в терапевтических отношениях, и тем, в чем он нуждался и по чему тосковал, но чего не получил в предыдущих отношениях» (Erskine, Moursund, &

Нарушения контакта также возникают при разрывах или нарушениях терапевтических отношений. Изучение разрывов или нарушений может предоставить клиенту и терапевту информацию и понимание архаических ошибок и реликты, которые влияют на отношения сегодня.

Другой путь к когнитивному, аффективному, поведенческому и физиологическому осознанию – поддерживающая регрессия. В рамках такой регрессии, клиент в присутствии терапевта может изучать свои первоначальные фиксации и интроекции. В этом процессе, «клиент может вновь исследовать отношения, получать доступ к старым решениям и изменять их, и излечивать накопленную травму детства при помощи воспроизведения и переживания в воображении того, что было недоступным в реальности» (Erskine, Moursund, &

Конфронтация – специфический метод, используемый для освещения расхождений между противоречащими мыслями и поведением. Именно в этом процессе фокус ставится на защитной позиции клиента и последствиях этой защиты для отношений в настоящем (O’Reilly-Knapp, 2001a, 2001b).

Чтобы клиент смог встретиться с такими защитами и тем, что оберегается ими, лицом к лицу, терапевтические отношения особенно важны. Также важна и эмпатическая конфронтация, которая учитывает уважение и восприимчивость к позиции клиента. Статья Кларк (Clark, 1991) по интегративному трансактному анализу предлагает использовать эмпатические трансакции для «регулирования интенсивности и директивности трансакций на разных этапах лечения» (стр. 92). В установленных терапевтических отношениях конфронтация может быть очень полезной.

Еще один метод, обеспечивающий внимание, — свободные ассоциации. Свободные ассоциации – психоаналитический метод, в котором клиента приглашают говорить все, что приходит ему в голову. Отличительной чертой интегративного трансактного анализа является то, что свободные ассоциации здесь подразумевают вовлеченность терапевта в отношения с клиентом.

Это осуществляется за счет того, что терапевт выступает в качестве свидетеля свободных ассоциаций клиента и активного партнера, который избирательно выражает свои мысли и чувства. Присутствие терапевта позволяет ставить акценты, исследовать и прояснять опыт клиента, что приводит к расспросу и подтверждению, а, следовательно, признанию значимости этого опыта.

Последний компонент – работа с телом, серьезное измерение сценарного излечения.  Цель лечения в работе с телесным сценарием — «наполнение энергией телесной ткани, которая тормозилась и отвердевала при подавлении неудовлетворенных потребностей и первичных чувств» (Erskine, 1980/1997b, стр. 154).

Могут наблюдаться физиологические реакции, такие как напряжение мускулатуры тела и изменение в паттернах дыхания. К внутренним опытам, которые не наблюдаются непосредственно, можно получить доступ с помощью расспроса на предмет феноменологического опыта личности.

Непосредственная работа с телесными структурами может включать прикосновение, массаж мышц, изменение моделей дыхания, и поощрение и/или сдерживание движений (Erskine, 1980/1997b). Физиологическое измерение должно согласовываться с другими тремя измерениями — когнитивным, аффективным и поведенческим. При интеграции, эти измерения человеческого функционирования помогают личности жить более полной жизнью в настоящем.

Список литературы

1. Bary, B. B., & Hufford, F. M. (1990). The six advantages to games and their use in treatment. Transactional Analysis Journal, 20, 214-220.

2. Berne, E. (1961). Transactional analysis in psycho therapy: A systematic individual and social psychiatry. New York: Grove Press.

3. Berne, E. (1963). The structure and dynamics of organizations and groups. New York: Grove Press.

4. Berne, E. (1966). Principles of group treatment. New York: Grove Press.

5. Berne, E. (1972). What do you say after you say hello?: The psychology of human destiny. New York: Grove Press.

6. Berne, E. (1977). Ego states in psychotherapy. In E. Berne, Intuition and ego states: The origins of transactional analysis (P. McCormick, Ed.) (pp. 121-144). San Francisco: TA Press. (Original work published 1957)

7. Christoph-Lemke, C. (1999). The contributions of transactional analysis to integrative psychotherapy. Transactional Analysis Journal, 29, 198-214.

8. Clark, B. D. (1991). Empathic transactions in the deconfusion of child ego states. Transactional Analysis Journal, 21, 92-98.

9. Clark, F. (2001). Psychotherapy as a mourning process. Transactional Analysis Journal, 31, 156-160.

10. Cornell, W. (1975). Wake up “sleepy”: Reichian techniques and script intervention. Transactional Analysis Journal, 5, 144-147.

11. Cornell, W. (1997). Touch and boundaries in transactional analysis: Ethical and transferential considerations. Transactional Analysis Journal, 27, 30-37.

12. English, F. (1977). What shall I do tomorrow? Reconceptualizing transactional analysis. In G. Barnes (Ed.), Transactional analysis after Berne: Teachings and practices of three TA schools (pp. 287-347). New York: Harper’s College Press.

13. English, F. (1987). Power, mental energy, and inertia. Transactional Analysis Journal, 17, 91-98.

14. English, F. (1988). Whither scripts? Transactional Analysis Journal, 18, 294-303.

15. Erskine, R. G. (1997a). The ABC’s of effective psycho therapy. In R. G. Erskine, Theories and methods of an integrative transactional analysis: A volume of selected articles (pp. 227-288). San Francisco: TA Press. (Original work published 1975)

16. Erskine, R. G. (1997b). Script cure: Behavioral, intra psychic, and physiological. In R. G. Erskine, Theories and methods of an integrative transactional analysis: A volume of selected articles (pp. 151-155). San Francisco: TA Press.

17. Erskine, R. G. (1997c). Shame and self-righteousness: Transactional analysis perspectives and clinical interventions. In R. G. Erskine, Theories and methods of an integrative transactional analysis: A volume of selected articles (pp. 46-67). San Francisco: TA Press. (Original work published 1994)

Как быть Леди:  Секрет продуктивности: Каким образом музыка влияет на вашу производительность? | Steppe

18. Erskine, R. G. (1997d). The therapeutic relationship: Integrating motivation and personality theories. In R. G. Erskine, Theories and methods of an integrative transactional analysis: A volume of selected articles (pp. 7- 19). San Francisco: TA Press. (Original work published 1995).

19. Erskine, R. G. (1997e). Transference and transactions: A critique from an intrapsychic and integrative perspective. In R. G. Erskine, Theories and methods of an integrative transactional analysis: A volume of selected articles (pp. 128-146). San Francisco: TA Press. (Original work published 1991)

20. Erskine, R. G., & Moursund, J. P. (1988). Integrative psychotherapy in action. Newbury Park, CA: Sage Publications.

21. Erskine, R. G., Moursund, J. P., & Trautmann, R. L. (1999). Beyond empathy: A theory of contact-in- relationship. Philadelphia: Brunner/Mazel.

22. Erskine, R. G., & Trautmann, R. L. (1997a). Methods of an integrative psychotherapy. In R. G. Erskine, Theories and methods of an integrative transactional analysis: A volume of selected articles (pp. 20-36). San Francisco: TA Press. (Original work published 1996)

23. Erskine, R. G., & Trautmann, R. L. (1997b). The process of integrative psychotherapy. In R. G. Erskine, Theories and methods of an integrative transactional analysis: A volume of selected articles (pp. 79-95). San Francisco: TA Press. (Original work published 1993)

24. Erskine, R. G., & Zalcman, M. J. (1979). The racket system: A model for racket analysis. Transactional Analysis Journal, 9, 51-59.

25. Gobes, L. (1990). Ego states—Metaphor or reality? Transactional Analysis Journal, 20, 163-165.

26. Guistolise, P. G. (1996). Failures in the therapeutic relationship: Inevitable and necessary? Transactional Analysis Journal, 26, 264-288.

27. Joines, V. (1986). Using redecision therapy with different personality adaptations. Transactional Analysis Journal, 16, 152-160.

28. Korol, J. A. (1998). Confluence, isolation, and contact in psychotherapy with clients who dissociate. Transactional Analysis Journal, 28, 111-120.

29. Little, R. (1999). The shame loop: A method of working with couples. Transactional Analysis Journal, 29, 141- 148.

30. Loria, B. R. (1991). Integrative family therapy: A constructivist perspective. In B. R. Loria (Ed.), The Stanford papers: Selections from the 29th ITAA conference (pp. 35-41). Madison, WI: Omnipress.

31. Lourie, J. (1996). Cumulative trauma: The nonproblem problem. Transactional Analysis Journal, 26, 276-283.

32. Matze, M. G. (1991). Commentary on transactions in the context of transference. Transactional Analysis Journal, 21, 141-143.

33. O’Reilly-Knapp, M. (2001a). Between two worlds: The encapsulated self. Transactional Analysis Journal, 31, 44-54.

34. O’Reilly-Knapp, M. (2001b). Therapeutic love, intellectual truth, and theoretical understandings: A clinical application of the theory and methods of integrative psychotherapy. Transactional Analysis Journal, 31, 274-282.

35. Putnam, J. (1996). Reflections of a integrative psycho therapist. Transactional Analysis Journal, 26, 289-292.

36. Salinger, R. A. (1996). Therapeutic involvement: The bull becomes attuned. Transactional Analysis Journal, 26, 203-302.

37. Small, L. (1996). A brief sketch by an integrative psycho therapist. Transactional Analysis Journal, 26, 303-306.

38. Spitz, S. (1996). An integrative approach to psycho therapy: A case study. Transactional Analysis Journal, 26, 307-311.

39. Steiner, C. (1974). Scripts people live: Transactional analysis of life scripts. New York: Grove Press.

40.Ware, P. (1983). Personality adaptations: Doors to therapy. Transactional Analysis Journal, 13, 11-19

Трансактный анализ эрика берна

Эрик Леннард Берн (наст. имя: Леонард Бернстайн) — американский психолог и психиатр. Известен прежде всего как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа.

Биографический очерк

Эрик Берн (Леонард Бернс(ш)тейн) родился в бедной еврейской части Монреаля (Канада), в семье выходцев из России. Отец — доктор Давид Гиллель Бернстайн — был увлечённым практикующим врачом-терапевтом, часто брал сына с собой при обходе своих пациентов. Оливер Джеймс (Oliver James, 1977) считает, что «Ребенка» в Берне травмировала смерть отца, который, безусловно, имел сильное влияние на сына, чьей целью всегда было излечение пациентов. Это влияние отражено в латинском посвящении на первой странице написанной Берном книги «Трансактный анализ в психотерапии» («Transactional Analysis in Psychotherapy»), которое переводится так: «В память о моем отце Давиде, докторе медицины, мастере хирургии и враче для бедных» (Berne, 1961). Мать Берна — литератор Сара Гордон — была профессиональной писательницей и редактором. После смерти мужа она поддерживала своих детей, Эрика и его сестру, занимаясь литературной деятельностью, и, очевидно, также её влиянием на сына явилось желание писать о лечении пациентов Берна.

Берн изучал английский язык, психологию и проходил подготовительный курс медицины в Университете Макгилла в Монреале. В 1931 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук. В 1935 году Берн получил степени доктора медицины и магистра хирургии в том же самом университете. Затем Берн уехал в Соединенные Штаты, где стал американским гражданином. После интернатуры в Инглвудской больнице в Нью-Джерси он стал психиатрическим ординатором, прикомандированным к клинике при Медицинской школе Йельского университета. Реагируя на антисемитские настроения, широко распространившиеся в то время, Бернштейн изменил свою фамилию, стал Берном и начал практиковать в качестве частного психиатра в Норфолке, штат Коннектикут. Примерно в это же время Берн заключил первый из трех своих браков (все эти браки распались). Затем Берн стал клиническим ассистентом в Больнице Горы Сион в Нью-Йорке и в 1941 году начал проходить специальный курс в Нью-Йоркском психоаналитическом институте, где он проходил личный анализ у Поля Федерна, бывшего коллеги Фрейда.

В 1943 году Берн вступил в Армейский медицинский корпус как психиатр и именно во время войны он начал работать с группами. После увольнения в 1946 году Берн переехал в Кармел, штат Калифорния, и закончил работу над книгой «Психика в действии» («The Mind in Action»). Позднее эта книга была переработана и опубликована под названием «Руководство по психиатрии и психоанализу для широкого круга читателей» («A Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis»). Берн также возобновил свои занятия в Психоаналитическом институте Сан-Франциско и прошел обучающий курс психоанализа под руководством Эрика Эриксона. В 1950 году он получил место в Больнице Горы Сион Сан-Франциско и вновь начал практиковать частным образом. В последние годы жизни Берн работал и в Сан-Франциско, и в Кармеле, расположенном в 125 милях от Сан-Франциско.

Со времени своей работы врачом-психиатром в вооруженных силах Берн проявлял исследовательский интерес к интуиции и развивал концепцию Эго-образа. Эго-образ является интуитивным представлением терапевта о человеке, который каким-то образом описывает его «Я». Эго-образы в значительной степени базируются на наблюдении и выслушивании рассказов пациентов о себе. В период с 1954 по 1958 год Берн развивал такие направления трансакционного анализа, как диагноз Эго-состояний (структурный анализ); анализ индивидуальных трансакций; анализ серий трансакций как со скрытым, так и с открытым содержанием, иначе известный как анализ игры; анализ сценария (скрипт-анализ) — анализ жизни пациента, с помощью которого можно экстраполировать и предсказывать его будущее. Первая группа трансактного анализа Берна сформировалась в сентябре 1954 года. Берн развивал свои идеи, регулярно проводя семинары в Кармеле, а затем, с 1958 года, Социальные психиатрические семинары в Сан-Франциско, позже названные Семинарами Эрика Берна.

Берн все дальше уходил от ортодоксального психоанализа, и в 1956 году его заявление о членстве в Психоаналитическом институте Сан-Франциско было отклонено в третий раз. По поводу этого случая Берн замечает: «…После пятнадцати лет психоаналитическое движение и автор официально разошлись (оставшись в хороших отношениях)…» (Berne, 1961, р. 13). Когда несколькими годами позже Берну предложили стать членом Психоаналитического института, он с благодарностью отказался. Берн все больше убеждался в том, что консультант должен быть более активным, чем это допускается в ортодоксальном психоанализе, и должен практиковать скорее трансакционно, чем у изголовья кушетки в кабинете психиатра. В ноябре 1957 года на Западной Региональной конференции Американской Ассоциации групповой психотерапии в Лос-Анджелесе Берн выступил с научным докладом «Трансактционный анализ: новый и эффективный метод групповой терапии» («Transactions Analysis: a New and Effective Method of Group Therapy»), который был опубликован в 1958 году. В течение трех последующих лет он обогащал свой опыт, работая на островах в южной части Тихого океана, куда он отправился для того, чтобы изучить местную социализацию и психические заболевания, распространенные в различных островных культурах. К 1961 году Берн посетил психиатрические больницы приблизительно 30 различных стран в Европе, Азии, Африке и на островах Атлантического и Тихого океанов. Целью этих посещений было подтверждение сделанных предположений в различном расовом и культурном окружении. Наиболее систематическая книга Берна — «Трансакционный анализ в психотерапии» («Transactional Analysis in Psychotherapy») — была издана в 1961 году.

Как быть Леди:  Понятие пунктуальности у человека: что это такое, как выработать в себе качество

В 1963 году была опубликована работа «Структура и динамика организаций и групп» («The Structure and dynamics of Organizations and Groups»), в которой обсуждалось, как можно применять трансакционный анализ при работе с группами. В 1964 году Берн представил свои идеи, касающиеся анализа психологических игр, в книге «Игры, в которые играют люди» («Games People Play»), частное издание которой вышло в 1961 году. Принципы трансакционного анализа изложены Берном в книге «Принципы группового лечения» («Principles of Group Treatment»), изданной в 1966 году, а идеи, касающиеся анализа сценария (скрипт-анализа), представлены в работе «Что вы говорите после того, как сказали „здравствуйте“?» («What Do You Say After You Say Hello?»), изданной, после смерти Берна, в 1972 году. Берн также написал книги: «Счастливая Долина» («The Happy Valley») — для детей, и «Секc в человеческой любви» («Sex in Human Loving»), — адресованную как непрофессионалам, так и профессионалам. В 1962 году начал издаваться журнал «Бюллетень трансакционного анализа» («Transactionai Analysis Bulletin»), редактором которого в течение нескольких лет был Берн. В 1964 году была образована Международная Ассоциация трансакционного анализа (International Transactional Analysis Association (ITAA). Задачами ITAA были подготовка специалистов в области трансактного анализа и их аккредитация. Теперь функции ITAA выполняет Европейская Ассоциация трансакционного анализа.

В течение 1960-х годов Берн не только писал книги и практиковал в качестве частного консультанта, но и одновременно занимал несколько должностей. Берн был консультантом по психиатрии при главе медицинского управления (Surgeon General) армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Портера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике; адъюнкт-психиатром в Больнице Горы Сион, Сан-Франциско. В начале 1970 года Берн и его третья жена развелись. Берн умер от сердечного приступа 15 июля того же года. Работу, начатую Берном, продолжили многие его бывшие коллеги, посещавшие семинары в Сан-Франциско. В их число вошел Клод Штайнер, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ).

Трансактный анализ

Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция) , направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.

Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель — Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый — В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя — Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.

С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка — роли молодого специалиста, артиста — любимца публики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

Инстанция ЯТипичные способы поведения, высказывания
РодительЗаботливый родительУтешает, исправляет, помогает «Это мы сделаем», «Не бойся», «Мы все тебе поможем
Критический родительГрозит, критикует, приказывает «Опять ты опаздал на работу?» «У каждого на столе должен быть график!
ВзрослыйСобирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения «Который час?» «У кого же может быть это письмо?» «Эту проблему мы решим в группе»
РебенокСпонтанный ребенокЕстественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе» «Вы это сделали просто замечательно!»
Приспосабливающийся ребенокБеспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»
Бунтующий ребенокПротестующее, бросающее вызов поведение «Я это делать не буду!» «Вы этого сделат не сможете»

Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: «оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий