Сравнительный анализ психологических игр по Э.Берну
«Игра» — фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, включающий продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.
Игры отличаются от времяпрепровождений или ритуалов двумя основными характеристиками:
- скрытыми мотивами;
- наличием выигрыша.
Отличие игр в том, что они могут содержать элемент конфликта, они могут быть нечестными и иметь драматический исход [8].
Берн дает классификацию игр, основанную, по его мнению, на некоторых наиболее очевидных характеристиках и переменных:
- Количество игроков: игры на двоих («Фригидная женщина»), на троих («Ну-ка, подеритесь!»), на пятерых («Алкоголик») и на многих («Почему бы тебе не…» – «Да, но…»).
- Используемый материал: слова («Психиатрия»), деньги («Должник»), части тела («Мне нужна операция»).
- Клинические типы: истерический («Насилуют!»), с синдромом навязчивости («Растяпа»), параноидальный («Почему со мной всегда так?»), депрессивный («Опять я за старое»).
- По зонам: оральные («Алкоголик»), анальные («Растяпа»), фаллические («Ну-ка подеритесь»).
- Психодинамические: контрфобия («Если бы не ты»), проецирующие («Родительский комитет»), интроецирующие («Психиатрия»).
- Классификация по инстинктивным влечениям: мазохистские («Если бы не ты»), садистские («Растяпа»), фетишистские («Фригидный мужчина») [2].
При классификации игр Э.Берн использует следующие качества игр.
- Гибкость. Некоторые игры, такие как «Должник» или «Мне нужна операция», могут играться только на одном материале, в то время как другие, например эксгибиционистские игры, гораздо гибче.
- Цепкость. Некоторые легко отказываются от игр, другие привязаны к ним гораздо сильнее.
- Интенсивность. Некоторые играют расслабленно, другие более напряжены и агрессивны. Игры соответственно бывают легкие и тяжелые [2].
У психически неуравновешенных людей эти свойства проявляются в определенной прогрессии и определяют, будет ли игра тихой или буйной.
Все игры оказывают на судьбу игроков важное и, возможно, решающее влияние; но некоторые из них гораздо чаще, чем другие, становятся делом всей жизни. Эту группу игр Берн назвал «играми на всю жизнь». В нее входят «Алкоголик», «Должник», «Ударь меня», «Попался, сукин сын!», «Смотри, что я из-за тебя сделал» и их основные варианты (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика игр по Э. Берну
АЛКОГОЛИК | ПОПАЛСЯ, СУКИН СЫН! | СМОТРИ ЧТО Я ИЗ-ЗА ТЕБЯ СДЕЛАЛ | |
Цель | Самобичевание | Оправдание. | Оправдание своего поведения. |
Роли | Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник. | Жертва, Агрессор. | |
Динамика | Оральная депривация | Гнев ревности. | Мягкая форма может быть сопоставлена с преждевременным семявыделением, жесткая форма – с гневом, основанным на «страхе кастрации». |
Социальная парадигма | Взрослый – Взрослый. Взрослый: «Скажи, что ты на самом деле обо мне думаешь, или помоги мне прекратить пить». Взрослый: «Я буду с тобой откровенен». | Взрослый – Взрослый. Взрослый: «Смотри, что ты наделал». Взрослый: «Теперь, когда ты привлек к этому мое внимание, я вижу, что ты прав». | |
Психологическая парадигма | Родитель – Ребенок. Ребенок: «Попробуй поймать меня». Родитель: «Ты должен перестать пить, потому что…» | Родитель – Ребенок. Родитель: «Я все время слежу за тобой и жду, когда ты ошибешься». Ребенок: «На этот раз ты меня поймал». Родитель: «Да, и на этот раз ты почувствуешь всю силу моего гнева». | Хорошо заметен внешний психологический знак (стремление избежать ответственности). Экзистенциальная позиция – «Меня не в чем винить |
Ходы | 1. Провокация – обвинение или прощение. 2. Снисходительность – гнев или разочарование. | 1. Провокация – обвинение. 2. Защита – обвинение. 3. Защита – наказание. | |
Выгоды | 1. Внутренняя психологическая – а) пьянство как процедура – бунт, утешение и удовлетворение желания; б) «Алкоголик» как игра – самобичевание (возможно). 2. Внешняя психологическая – возможность избежать половой и других форм близости. 3. Внутренняя социальная – «Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить». 4. Внешняя социальная – «А на следующее утро», «Коктейль» и другие способы времяпрепровождения. 5. Биологическая – чередующийся обмен проявлениями любви и гнева. 6. Экзистенциальная – «Все хотят меня обидеть» | 1. Внутренняя психологическая – оправдание гнева. 2. Внешняя психологическая – возможность избежать осознания своих недостатков. 3. Внутренняя социальная – ПСС. 4. Внешняя социальная – они всегда готовы поймать тебя. 5. Биологическая – обмен гневными транзакциями, обычно между людьми одного пола. 6. Экзистенциальная – людям нельзя доверять. | Игру часто ускоряет угроза интимной близости, поскольку «оправданный» гнев помогает избежать половых отношений. |
В этих играх Э. Берн четко выделяет название, тезис, цель, роли, социальную и психологическую парадигму, иллюстрации, ходы и «вознаграждения». В других играх автор выделяет тезис и антитезис.
«ДОЛЖНИК»
«Должник», по мнению Э. Берна, больше чем игра, для многих она становится сценарием, планом всей жизни, Но большинство из них играет в легкую игру «Если бы не долги», но в остальных отношениях они наслаждаются жизнью и лишь немногие играют в «Должника» в полную силу.
Разновидности игры «Должник»: «Попробуй получи», «Кредитор», «Попробуй не заплати» и т.д.. Игры, связанные с деньгами, могут иметь очень серьезные последствия, не смотря на то, что выглядят поверхностными. Так происходит не только потому, что мы описываем всякие мелочи, а потому, что обнаруживаем мелочные мотивы в делах, к которым люди привыкают относиться серьезно.
«УДАРЬ МЕНЯ»
В этой игре обычно участвуют люди, у которых словно на лбу написано: «Пожалуйста, не бейте меня». Поведение игроков провоцирует на обратное и искушение почти непреодолимо, и тогда наступает естественный результат, К этой категории могут относится всякого рода изгои, проститутки и те, кто постоянно теряет работу.
Женщины иногда играют в разновидность этой игры, которая называется «Поношенное платье». Женщины прилагают усилия, чтобы выглядеть жалкими, стараются, чтобы их доходы – по «уважительным» причинам – не превышали прожиточного минимума. Если им сваливается на голову наследство, всегда находятся предприимчивые молодые люди, которые помогают от него избавиться, давая взамен акции какого-нибудь несуществующего предприятия и т.п. Их игра бессловесна, и только манеры и поведение как бы говорят: «Почему со мной всегда так?»
«КАКОЙ УЖАС!».
Инициатор игры ищет несправедливости, чтобы иметь возможность пожаловаться на них третьему участнику. Таким образом, это игра на троих: в ней действуют Агрессор, Жертва и Доверенное лицо. Девиз — «Несчастье нуждается в сочувствии». Доверенное лицо – обычно человек, который тоже играет в эту игру.
Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.
Рассматривая историческое, культурное, социальное и личностное значение игр, Э. Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» вводит понятие родительского программирования и характеристику различных сценариев жизни [2].
Расспрос, подстройка и вовлеченность
Процессы расспроса, подстройки и вовлеченности являются категориями специфических методов. Каждая из этих категорий является «набором подкрепляющих контакт и ориентированных на отношения методов» (Erskine & Trautmann, 1996/1997a, стр. 22).
Расспрос: «Процесс расспроса подразумевает открытость терапевта к раскрытию точки зрения клиента, в то время как клиент параллельно открывает чувство самости с каждым из повышающих осознание утверждений или вопросов терапевта» (стр. 22) .
Подстройка: «Подстройка – это двухкомпонентный процесс. Она начинается с эмпатии — то есть, восприимчивости и идентификации с ощущениями, потребностями или чувствами другого — и сообщения этого восприятия другому человеку» (стр. 24) .
Вовлеченность: «Терапевтическая вовлеченность, которая включает признание, подтверждение, нормализацию и присутствие, ослабляет внутренние защитные механизмы» (Erskine & Trautmann, 1996/1997a, стр. 31) .
Расспрос, подстройка и вовлеченность являются центральными для теории методов и представляют собой структуру для осмысления принципиальных методов интегративной психотерапии. Теория методов подтверждает врожденную ценность человеческих существ и признает значимость терапевтических отношений.
Цель интегративного трансактного анализа – чтобы клиент, в отношениях с терапевтом, открыл и понял внутрипсихические процессы и защитные механизмы. Эмпатический терапевтический расспрос, подстройка и вовлеченность позволяют клиенту воспроизводить психический процесс и его защиты в терапевтических отношениях.
Внутрипсихические функции предсказуемости, последовательности и стабильности учитываются, по мере того как мы помогаем клиенту уходить от старых защит и искажений. Терапевтическое отношение используется как пространство «между», то есть между старыми защитными паттернами и новым способом построения отношений (Erskine, Moursund, & Trautmann, 1999, p. 239).
Важной частью методологии является восприимчивость к уровню развития психологического функционирования клиента. Подстройка к уровню развития означает осознание и восприимчивость к поведению и переживаниям клиента на уровне регрессии. «Цель фокусировки на развитии состоит в том, чтобы отвечать клиенту на уровне того возраста, в котором был дефицит контакта в отношениях, когда возникли фиксации в системе представлений о себе, других и качестве жизни» (стр. 27).
Возраст переживаний клиента учитывается с целью признания, подтверждения и нормализации этих опытов. «При помощи расспроса об истории, ожиданиях, совладании, выборе, решениях и уязвимых местах, феноменологический, трансферентный и защитный уровни опыта могут выйти на передний план (Erskine &
По мере того, как клиент переживает признание и подтверждение в терапевтических отношениях, то, что не было дано этому человеку в детстве, может выйти на передний план. Отношения с терапевтом запускают осознание дефицита отношений в первоначальной травме или отвержении.
Реакция соприкосновения описывается как интенсивная эмоциональная реакция, вспыхнувшая в результате контакта терапевта с клиентом (Erskine & Trautmann, 1996/1997a, стр. 33). Феномен соприкосновения «возникает, когда для клиента существует заметный контраст между тем, что предоставляется в терапевтических отношениях, и тем, в чем он нуждался и по чему тосковал, но чего не получил в предыдущих отношениях» (Erskine, Moursund, &
Нарушения контакта также возникают при разрывах или нарушениях терапевтических отношений. Изучение разрывов или нарушений может предоставить клиенту и терапевту информацию и понимание архаических ошибок и реликты, которые влияют на отношения сегодня.
Другой путь к когнитивному, аффективному, поведенческому и физиологическому осознанию – поддерживающая регрессия. В рамках такой регрессии, клиент в присутствии терапевта может изучать свои первоначальные фиксации и интроекции. В этом процессе, «клиент может вновь исследовать отношения, получать доступ к старым решениям и изменять их, и излечивать накопленную травму детства при помощи воспроизведения и переживания в воображении того, что было недоступным в реальности» (Erskine, Moursund, &
Конфронтация – специфический метод, используемый для освещения расхождений между противоречащими мыслями и поведением. Именно в этом процессе фокус ставится на защитной позиции клиента и последствиях этой защиты для отношений в настоящем (O’Reilly-Knapp, 2001a, 2001b).
Чтобы клиент смог встретиться с такими защитами и тем, что оберегается ими, лицом к лицу, терапевтические отношения особенно важны. Также важна и эмпатическая конфронтация, которая учитывает уважение и восприимчивость к позиции клиента. Статья Кларк (Clark, 1991) по интегративному трансактному анализу предлагает использовать эмпатические трансакции для «регулирования интенсивности и директивности трансакций на разных этапах лечения» (стр. 92). В установленных терапевтических отношениях конфронтация может быть очень полезной.
Еще один метод, обеспечивающий внимание, — свободные ассоциации. Свободные ассоциации – психоаналитический метод, в котором клиента приглашают говорить все, что приходит ему в голову. Отличительной чертой интегративного трансактного анализа является то, что свободные ассоциации здесь подразумевают вовлеченность терапевта в отношения с клиентом.
Это осуществляется за счет того, что терапевт выступает в качестве свидетеля свободных ассоциаций клиента и активного партнера, который избирательно выражает свои мысли и чувства. Присутствие терапевта позволяет ставить акценты, исследовать и прояснять опыт клиента, что приводит к расспросу и подтверждению, а, следовательно, признанию значимости этого опыта.
Последний компонент – работа с телом, серьезное измерение сценарного излечения. Цель лечения в работе с телесным сценарием — «наполнение энергией телесной ткани, которая тормозилась и отвердевала при подавлении неудовлетворенных потребностей и первичных чувств» (Erskine, 1980/1997b, стр. 154).
Могут наблюдаться физиологические реакции, такие как напряжение мускулатуры тела и изменение в паттернах дыхания. К внутренним опытам, которые не наблюдаются непосредственно, можно получить доступ с помощью расспроса на предмет феноменологического опыта личности.
Непосредственная работа с телесными структурами может включать прикосновение, массаж мышц, изменение моделей дыхания, и поощрение и/или сдерживание движений (Erskine, 1980/1997b). Физиологическое измерение должно согласовываться с другими тремя измерениями — когнитивным, аффективным и поведенческим. При интеграции, эти измерения человеческого функционирования помогают личности жить более полной жизнью в настоящем.
Список литературы
1. Bary, B. B., & Hufford, F. M. (1990). The six advantages to games and their use in treatment. Transactional Analysis Journal, 20, 214-220.
2. Berne, E. (1961). Transactional analysis in psycho therapy: A systematic individual and social psychiatry. New York: Grove Press.
3. Berne, E. (1963). The structure and dynamics of organizations and groups. New York: Grove Press.
4. Berne, E. (1966). Principles of group treatment. New York: Grove Press.
5. Berne, E. (1972). What do you say after you say hello?: The psychology of human destiny. New York: Grove Press.
6. Berne, E. (1977). Ego states in psychotherapy. In E. Berne, Intuition and ego states: The origins of transactional analysis (P. McCormick, Ed.) (pp. 121-144). San Francisco: TA Press. (Original work published 1957)
7. Christoph-Lemke, C. (1999). The contributions of transactional analysis to integrative psychotherapy. Transactional Analysis Journal, 29, 198-214.
8. Clark, B. D. (1991). Empathic transactions in the deconfusion of child ego states. Transactional Analysis Journal, 21, 92-98.
9. Clark, F. (2001). Psychotherapy as a mourning process. Transactional Analysis Journal, 31, 156-160.
10. Cornell, W. (1975). Wake up “sleepy”: Reichian techniques and script intervention. Transactional Analysis Journal, 5, 144-147.
11. Cornell, W. (1997). Touch and boundaries in transactional analysis: Ethical and transferential considerations. Transactional Analysis Journal, 27, 30-37.
12. English, F. (1977). What shall I do tomorrow? Reconceptualizing transactional analysis. In G. Barnes (Ed.), Transactional analysis after Berne: Teachings and practices of three TA schools (pp. 287-347). New York: Harper’s College Press.
13. English, F. (1987). Power, mental energy, and inertia. Transactional Analysis Journal, 17, 91-98.
14. English, F. (1988). Whither scripts? Transactional Analysis Journal, 18, 294-303.
15. Erskine, R. G. (1997a). The ABC’s of effective psycho therapy. In R. G. Erskine, Theories and methods of an integrative transactional analysis: A volume of selected articles (pp. 227-288). San Francisco: TA Press. (Original work published 1975)
16. Erskine, R. G. (1997b). Script cure: Behavioral, intra psychic, and physiological. In R. G. Erskine, Theories and methods of an integrative transactional analysis: A volume of selected articles (pp. 151-155). San Francisco: TA Press.
17. Erskine, R. G. (1997c). Shame and self-righteousness: Transactional analysis perspectives and clinical interventions. In R. G. Erskine, Theories and methods of an integrative transactional analysis: A volume of selected articles (pp. 46-67). San Francisco: TA Press. (Original work published 1994)
18. Erskine, R. G. (1997d). The therapeutic relationship: Integrating motivation and personality theories. In R. G. Erskine, Theories and methods of an integrative transactional analysis: A volume of selected articles (pp. 7- 19). San Francisco: TA Press. (Original work published 1995).
19. Erskine, R. G. (1997e). Transference and transactions: A critique from an intrapsychic and integrative perspective. In R. G. Erskine, Theories and methods of an integrative transactional analysis: A volume of selected articles (pp. 128-146). San Francisco: TA Press. (Original work published 1991)
20. Erskine, R. G., & Moursund, J. P. (1988). Integrative psychotherapy in action. Newbury Park, CA: Sage Publications.
21. Erskine, R. G., Moursund, J. P., & Trautmann, R. L. (1999). Beyond empathy: A theory of contact-in- relationship. Philadelphia: Brunner/Mazel.
22. Erskine, R. G., & Trautmann, R. L. (1997a). Methods of an integrative psychotherapy. In R. G. Erskine, Theories and methods of an integrative transactional analysis: A volume of selected articles (pp. 20-36). San Francisco: TA Press. (Original work published 1996)
23. Erskine, R. G., & Trautmann, R. L. (1997b). The process of integrative psychotherapy. In R. G. Erskine, Theories and methods of an integrative transactional analysis: A volume of selected articles (pp. 79-95). San Francisco: TA Press. (Original work published 1993)
24. Erskine, R. G., & Zalcman, M. J. (1979). The racket system: A model for racket analysis. Transactional Analysis Journal, 9, 51-59.
25. Gobes, L. (1990). Ego states—Metaphor or reality? Transactional Analysis Journal, 20, 163-165.
26. Guistolise, P. G. (1996). Failures in the therapeutic relationship: Inevitable and necessary? Transactional Analysis Journal, 26, 264-288.
27. Joines, V. (1986). Using redecision therapy with different personality adaptations. Transactional Analysis Journal, 16, 152-160.
28. Korol, J. A. (1998). Confluence, isolation, and contact in psychotherapy with clients who dissociate. Transactional Analysis Journal, 28, 111-120.
29. Little, R. (1999). The shame loop: A method of working with couples. Transactional Analysis Journal, 29, 141- 148.
30. Loria, B. R. (1991). Integrative family therapy: A constructivist perspective. In B. R. Loria (Ed.), The Stanford papers: Selections from the 29th ITAA conference (pp. 35-41). Madison, WI: Omnipress.
31. Lourie, J. (1996). Cumulative trauma: The nonproblem problem. Transactional Analysis Journal, 26, 276-283.
32. Matze, M. G. (1991). Commentary on transactions in the context of transference. Transactional Analysis Journal, 21, 141-143.
33. O’Reilly-Knapp, M. (2001a). Between two worlds: The encapsulated self. Transactional Analysis Journal, 31, 44-54.
34. O’Reilly-Knapp, M. (2001b). Therapeutic love, intellectual truth, and theoretical understandings: A clinical application of the theory and methods of integrative psychotherapy. Transactional Analysis Journal, 31, 274-282.
35. Putnam, J. (1996). Reflections of a integrative psycho therapist. Transactional Analysis Journal, 26, 289-292.
36. Salinger, R. A. (1996). Therapeutic involvement: The bull becomes attuned. Transactional Analysis Journal, 26, 203-302.
37. Small, L. (1996). A brief sketch by an integrative psycho therapist. Transactional Analysis Journal, 26, 303-306.
38. Spitz, S. (1996). An integrative approach to psycho therapy: A case study. Transactional Analysis Journal, 26, 307-311.
39. Steiner, C. (1974). Scripts people live: Transactional analysis of life scripts. New York: Grove Press.
40.Ware, P. (1983). Personality adaptations: Doors to therapy. Transactional Analysis Journal, 13, 11-19
Трансактный анализ эрика берна
Эрик Леннард Берн (наст. имя: Леонард Бернстайн) — американский психолог и психиатр. Известен прежде всего как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа.
Биографический очерк
Эрик Берн (Леонард Бернс(ш)тейн) родился в бедной еврейской части Монреаля (Канада), в семье выходцев из России. Отец — доктор Давид Гиллель Бернстайн — был увлечённым практикующим врачом-терапевтом, часто брал сына с собой при обходе своих пациентов. Оливер Джеймс (Oliver James, 1977) считает, что «Ребенка» в Берне травмировала смерть отца, который, безусловно, имел сильное влияние на сына, чьей целью всегда было излечение пациентов. Это влияние отражено в латинском посвящении на первой странице написанной Берном книги «Трансактный анализ в психотерапии» («Transactional Analysis in Psychotherapy»), которое переводится так: «В память о моем отце Давиде, докторе медицины, мастере хирургии и враче для бедных» (Berne, 1961). Мать Берна — литератор Сара Гордон — была профессиональной писательницей и редактором. После смерти мужа она поддерживала своих детей, Эрика и его сестру, занимаясь литературной деятельностью, и, очевидно, также её влиянием на сына явилось желание писать о лечении пациентов Берна.
Берн изучал английский язык, психологию и проходил подготовительный курс медицины в Университете Макгилла в Монреале. В 1931 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук. В 1935 году Берн получил степени доктора медицины и магистра хирургии в том же самом университете. Затем Берн уехал в Соединенные Штаты, где стал американским гражданином. После интернатуры в Инглвудской больнице в Нью-Джерси он стал психиатрическим ординатором, прикомандированным к клинике при Медицинской школе Йельского университета. Реагируя на антисемитские настроения, широко распространившиеся в то время, Бернштейн изменил свою фамилию, стал Берном и начал практиковать в качестве частного психиатра в Норфолке, штат Коннектикут. Примерно в это же время Берн заключил первый из трех своих браков (все эти браки распались). Затем Берн стал клиническим ассистентом в Больнице Горы Сион в Нью-Йорке и в 1941 году начал проходить специальный курс в Нью-Йоркском психоаналитическом институте, где он проходил личный анализ у Поля Федерна, бывшего коллеги Фрейда.
В 1943 году Берн вступил в Армейский медицинский корпус как психиатр и именно во время войны он начал работать с группами. После увольнения в 1946 году Берн переехал в Кармел, штат Калифорния, и закончил работу над книгой «Психика в действии» («The Mind in Action»). Позднее эта книга была переработана и опубликована под названием «Руководство по психиатрии и психоанализу для широкого круга читателей» («A Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis»). Берн также возобновил свои занятия в Психоаналитическом институте Сан-Франциско и прошел обучающий курс психоанализа под руководством Эрика Эриксона. В 1950 году он получил место в Больнице Горы Сион Сан-Франциско и вновь начал практиковать частным образом. В последние годы жизни Берн работал и в Сан-Франциско, и в Кармеле, расположенном в 125 милях от Сан-Франциско.
Со времени своей работы врачом-психиатром в вооруженных силах Берн проявлял исследовательский интерес к интуиции и развивал концепцию Эго-образа. Эго-образ является интуитивным представлением терапевта о человеке, который каким-то образом описывает его «Я». Эго-образы в значительной степени базируются на наблюдении и выслушивании рассказов пациентов о себе. В период с 1954 по 1958 год Берн развивал такие направления трансакционного анализа, как диагноз Эго-состояний (структурный анализ); анализ индивидуальных трансакций; анализ серий трансакций как со скрытым, так и с открытым содержанием, иначе известный как анализ игры; анализ сценария (скрипт-анализ) — анализ жизни пациента, с помощью которого можно экстраполировать и предсказывать его будущее. Первая группа трансактного анализа Берна сформировалась в сентябре 1954 года. Берн развивал свои идеи, регулярно проводя семинары в Кармеле, а затем, с 1958 года, Социальные психиатрические семинары в Сан-Франциско, позже названные Семинарами Эрика Берна.
Берн все дальше уходил от ортодоксального психоанализа, и в 1956 году его заявление о членстве в Психоаналитическом институте Сан-Франциско было отклонено в третий раз. По поводу этого случая Берн замечает: «…После пятнадцати лет психоаналитическое движение и автор официально разошлись (оставшись в хороших отношениях)…» (Berne, 1961, р. 13). Когда несколькими годами позже Берну предложили стать членом Психоаналитического института, он с благодарностью отказался. Берн все больше убеждался в том, что консультант должен быть более активным, чем это допускается в ортодоксальном психоанализе, и должен практиковать скорее трансакционно, чем у изголовья кушетки в кабинете психиатра. В ноябре 1957 года на Западной Региональной конференции Американской Ассоциации групповой психотерапии в Лос-Анджелесе Берн выступил с научным докладом «Трансактционный анализ: новый и эффективный метод групповой терапии» («Transactions Analysis: a New and Effective Method of Group Therapy»), который был опубликован в 1958 году. В течение трех последующих лет он обогащал свой опыт, работая на островах в южной части Тихого океана, куда он отправился для того, чтобы изучить местную социализацию и психические заболевания, распространенные в различных островных культурах. К 1961 году Берн посетил психиатрические больницы приблизительно 30 различных стран в Европе, Азии, Африке и на островах Атлантического и Тихого океанов. Целью этих посещений было подтверждение сделанных предположений в различном расовом и культурном окружении. Наиболее систематическая книга Берна — «Трансакционный анализ в психотерапии» («Transactional Analysis in Psychotherapy») — была издана в 1961 году.
В 1963 году была опубликована работа «Структура и динамика организаций и групп» («The Structure and dynamics of Organizations and Groups»), в которой обсуждалось, как можно применять трансакционный анализ при работе с группами. В 1964 году Берн представил свои идеи, касающиеся анализа психологических игр, в книге «Игры, в которые играют люди» («Games People Play»), частное издание которой вышло в 1961 году. Принципы трансакционного анализа изложены Берном в книге «Принципы группового лечения» («Principles of Group Treatment»), изданной в 1966 году, а идеи, касающиеся анализа сценария (скрипт-анализа), представлены в работе «Что вы говорите после того, как сказали „здравствуйте“?» («What Do You Say After You Say Hello?»), изданной, после смерти Берна, в 1972 году. Берн также написал книги: «Счастливая Долина» («The Happy Valley») — для детей, и «Секc в человеческой любви» («Sex in Human Loving»), — адресованную как непрофессионалам, так и профессионалам. В 1962 году начал издаваться журнал «Бюллетень трансакционного анализа» («Transactionai Analysis Bulletin»), редактором которого в течение нескольких лет был Берн. В 1964 году была образована Международная Ассоциация трансакционного анализа (International Transactional Analysis Association (ITAA). Задачами ITAA были подготовка специалистов в области трансактного анализа и их аккредитация. Теперь функции ITAA выполняет Европейская Ассоциация трансакционного анализа.
В течение 1960-х годов Берн не только писал книги и практиковал в качестве частного консультанта, но и одновременно занимал несколько должностей. Берн был консультантом по психиатрии при главе медицинского управления (Surgeon General) армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Портера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике; адъюнкт-психиатром в Больнице Горы Сион, Сан-Франциско. В начале 1970 года Берн и его третья жена развелись. Берн умер от сердечного приступа 15 июля того же года. Работу, начатую Берном, продолжили многие его бывшие коллеги, посещавшие семинары в Сан-Франциско. В их число вошел Клод Штайнер, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ).
Трансактный анализ
Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция) , направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.
Родительское (Родитель — Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый — В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское (Дитя — Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.
С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка — роли молодого специалиста, артиста — любимца публики, зятя.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Инстанция Я | Типичные способы поведения, высказывания | |
---|---|---|
Родитель | Заботливый родитель | Утешает, исправляет, помогает «Это мы сделаем», «Не бойся», «Мы все тебе поможем |
Критический родитель | Грозит, критикует, приказывает «Опять ты опаздал на работу?» «У каждого на столе должен быть график! | |
Взрослый | Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения «Который час?» «У кого же может быть это письмо?» «Эту проблему мы решим в группе» | |
Ребенок | Спонтанный ребенок | Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе» «Вы это сделали просто замечательно!» |
Приспосабливающийся ребенок | Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности» | |
Бунтующий ребенок | Протестующее, бросающее вызов поведение «Я это делать не буду!» «Вы этого сделат не сможете» |
Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: «оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.