Тео­рия под­соз­на­ния З. Фрей­да

Тео­рия под­соз­на­ния З. Фрей­да Женщине

3 уровня психики – оно, я и сверх-я

Психика имеет 3 уровня:

  1. ОНО. Это инстинкт и влечение, доставшиеся нам от животных. Это наши воспоминания, желания и вытесненные потребности. Все что здесь происходит, мы не можем контролировать. Оно может напомнить о себе через эмоции, сны и т.д.
  2. Я — наша осознанность. Это опыт, знания, убеждения, мысли, все что у нас накопилось в течение жизни. Мы их может контролировать, понимать и управлять ими.
  3. Сверх-Я или наша совесть. Это наши знания о хорошем и плохом, как нужно вести себя в обществе.

Часто низший и высший уровень конфликтуют между собой, а средний пытается их примирить. Всю свою жизнь мы пытаемся найти баланс между инстинктами, моральными ценностями, нормами и запретами. Не всегда удается выдерживать баланс, иногда нас мотает из крайности в крайность. Это опасно. Могут развиться неврозы, комплексы и иные психологические проблемы.

Важно! Нельзя подавлять свои желания это может привести к комплексам в будущем. Фрустрация – это переживание из-за невозможности удовлетворить свои потребности. Помогает избежать фрустрации только сублимация.

зигмунд фрейд психоанализ
Мы убегаем от своих воспоминаний

4 принципа психоанализа

Психоанализом называют терапию, которая базируется на четырех незыблемых принципах:

  1. Детерминизм. Не бывает случайных проявлений психики. Для выявления связи между ситуациями из прошлого и сегодняшним опытом применяются специальные методы исследования, например, анализ сновидений. Сегодняшние чувства человека, его мысли и импульсы, нужно рассматривать как причинно-следственные взаимодействия, определенные ранним опытом из детства.
  2. Топография. Психологические элементы надо оценивать по критериям доступности. Удаление из сознания некоторых психологических элементов – вытеснение, говорит о том, что психика приложила свои усилия, чтобы не осознавать их.
  3. Динамика. Импульсы агрессии и сексуальности являются элементами биологического наследия. Эти импульсы сильно отличаются от инстинктов самосохранения. Влечение – это состояние нервного возбуждения. Это ответ организма на стимулы, которые направляют психику к действию, то есть снятию этого напряжения.
  4. Генетика. Черты личности человека, характеризуют его конфликты и невротические симптомы, связанные с его фантазиями и желаниями из детства. Детские переживания всегда будут преследовать человека на протяжении всей его жизни.
фрейд и психоанализ
Принципы психоанализа

Ключевые особенности психоаналитического представления о бессознательном

Концепция бессознательного будет меняться со временем, а для его описания Фрейд использует несколько разных моделей и аналогий: гидравлическая модель, экономико-энергетическая модель, топологическая и другие. Однако относительно неизменными останутся следующие положения.

Во-первых, бессознательное можно анализировать и расшифровывать, оно не непознаваемо, хотя и сопротивляется анализу. Психоанализ не отбрасывает разум, а напротив – сохраняет веру в возможность разума помочь в работе с бессознательным.

Во-вторых, бессознательное по своему содержанию – продукт нашей личной истории, без влияния языка и общества его не существует, а доля врожденных содержаний, пресловутых «инстинктов», в нем незначительна. Фрейд в своих работах четко различал «влечения» (у людей) и «инстинкты» (у животных), а факт их смешения – целиком на совести недобросовестных переводчиков и комментаторов.

В-третьих, бессознательное – это особое состояние психики, которое лишено времени и модальности, а также содержит в себе всё вытесненное, ничего не забывая. Сюда же относится известная идея о том, для бессознательного почти ничего не значит частица «не».

Краткая история идеи

Здесь уместно сделать небольшое тематическое отступление в историю идей. Когда говорят об открытии Фрейда, то обычно понимают под этим создание первой теоретической концепции о бессознательной части нашей психики. Это совершенно неверно. О том, что человек – отнюдь не целиком разумное существо, было известно еще в архаичных культурах.

Античная классическая философия в лице Платона и Аристотеля очень четко делит душу человека на три части, из которых две неразумны [причем одна отвечает за аффекты и страсти, а другая – за животные потребности – прим. автора].

Однако если мы внимательно посмотрим на то, как философы классической эпохи говорят о бессознательном, то мы обнаружим, что это то, что стоило бы называть «не-осознанное». Базовая предпосылка такой философии сознания такова: наша душа/сознание прозрачны для наблюдения, в них есть лишь то, что еще не попало в свет разума, но никаких принципиальных преград этому нет.

Лишь Лейбниц теоретически обосновывает, что в человеческой душе могут существовать столь малые переживания (теория малых перцепций), что мы никогда их не отследим, но можем видеть лишь некоторые результирующие. Собственно, это и есть то, что можно назвать «подсознанием» или подпороговым уровнем сознания. Такое подсознание изучают психологи экспериментального толка, т. к. оно принципиально строится на идее причинности.

Именно на такой предпосылке в XIX веке появится месмеризм и множество других полумистических практик лечения. Другим вариантом такого бессознательного является иррациональное начало у романтиков. По сути, оно отличается от подсознания Лейбница только заменой строгой причинности на полную свободу, творчество и непостижимость.

Оговорочка по фрейду, или о чем говорит наше подсознание

Для любого оратора двусмысленные оговорки чуть ли не
самое страшное, что может произойти. И по иронии судьбы именно
то, чего мы больше всего боимся, чаще всего и происходит. Что же
служит причиной таких оговорок и есть ли у них скрытый смысл?
Основоположник теории психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что
спрашивать  пациентов, о чем они думают, недостаточно.
Истинные желания раскрываются в случайных оговорках — их называют
парапраксисы — и другие ключах «из подсознания», утверждал
он. Но есть одна сложность — отсутствие доказательств:
парапраксисы, как и другие идеи Фрейда, невероятно трудно
проверить на практике.

Считается, что они могут маскировать собой запретные желания и
потребности, например сексуальные, которые обычно спрятаны
глубоко в подсознании. Вербальные ошибки вовсе не случайны, а
представляют собой загадки, которые можно расшифровать. Это
красивая концепция, но хотя Фрейд знаменит так же, как Дарвин,
многие современные психологи, лингвисты и неврологи считают, что
он был неправ почти во всем. Вопрос, ошибался ли он в своем
мнении о природе оговорок.

В конце 1970-х гг. в Университете штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук
провели серию экспериментов с целью проверить эту
гипотезу. Для этого ученые применили секс и электрошок.
Исследователи разделили гетеросексуальных мужчин на три группы. С
двумя группами работал профессор среднего возраста, а с третьей
— лаборантка в откровенной одежде.

«Красивая девушка была одета в супермини-юбку и прозрачную
блузку. Мы фактически были на грани того, что можно себе
позволить в университете», — рассказал соавтор исследования,
психолог Майкл Мотли, ныне сотрудник Университета Калифорнии в
Дейвисе.

Участников  попросили зачитать про себя пары слов (‘back
mud’, ‘bat much’, ‘mad bug’) со скоростью одна пара
слов в секунду. Пары были составлены таким образом, чтобы
провоцировать т.н. спунеризмы — вид оговорок, в котором
переставляются первые буквы соседних слов. Через определенные
промежутки времени участники должны были по сигналу зачитывать
фразы вслух. И, как и предсказал бы Фрейд, мужчины в присутствии
сексапильной лаборантки сделали гораздо больше оговорок,
связанных с темой секса (‘fast passion’ вместо ‘past fashion’ и
‘happy sex’ вместо ‘sappy hex’), чем контрольная группа. Общее
число оговорок в группах было примерно одинаковым.

Участникам третьей группы прикрепили к пальцам электроды, которые
могли давать небольшие разряды тока. «Мы сказали им, что
вероятность удара током — 70%, что, конечно, было неправдой», —
объяснил Мотли. И снова студенты оговаривались, выдавая то, что
было у них на уме (‘cursed wattage’ вместо ‘worst cottage’ и ‘bad
shock’ вместо ‘shad bock’).

Как быть Леди:  ДЕСПОТ - Сканворды, Энциклопедический словарь, Толковый словарь, Академический словарь, Существительных, Сборник слов и иносказаний, Поговорки, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимологический словарь, Словарь галлицизмов, Словарь иностранных слов, Грамматический словарь, Евразийская мудрость от А до Я., Идиоматика, Идеография, Антонимы, Паронимы

Экспериментаторы построили шкалу сексуальной тревожности
участников и обнаружили, что, как это ни парадоксально, те, кто
обладал высшей степенью неуверенности, делали больше всего
сексуально окрашенных ошибок. Почему?

Возможно, в попытке подавить свои желания мужчины стали жертвами
«проблемы белого медведя» (он же «краснозадая обезьяна»).
Старайтесь изо всех сил не думать о чем-либо, например о полярном
медведе, и он будет единственным, о чем вы будете думать, а
вышеупомянутая обезьяна будет даже выделывать в вашем воображении
всякие непристойности.

Еще в 1980-х психолог Дэниэл Вегнер предположил, что к появлению подобных
оговорок может быть причастна система, предназначенная для их
предупреждения. Согласно его теории, подсознательные процессы
постоянно сканируют наши мысли, чтобы держать под контролем самые
тайные желания. Когда такая запретная мысль возникает в
подсознании, она может проникнуть в сознательную часть мозга,
вынуждая нас ее подумать. И тогда появление оговорки только
вопрос времени.

«Когда мы думаем о чем-то, мы выбираем подходящие слова, и они
готовятся к тому, чтобы мы их произнесли, если это понадобится»,
— объяснил Мотли. В таком случае слово, которое мы в конце концов
выбираем, может открывать наши истинные желания.

Сказать «порнография» вместо «фотография» на производственном
совещании или произнести имя бывшего партнера во время секса —
все это саботаж подсознания. И вероятность таких оговорок
увеличивается, когда вы находитесь в стрессовом состоянии.

Кстати, в другом эксперименте, проведенном в середине
1980-х, Мотли предлагал участникам закончить фразу «The old
hillbilly kept his moonshine in a big [……]». Для нашего рассказа
неважно, что конкретно значит эта фраза, — по сути, это аналог
«глокой куздры», которую придумал академик Щерба, — важно, что
последним должно быть слово, означающее какую-нибудь емкость. Так
вот, подходит множество слов, но некоторые участники неоправданно
часто (с точки зрения теории вероятности) выбирали слово «jugs».
Цимес в том, что в эксперименте тоже была задействована
привлекательная лаборантка, а слово это хотя и значит, помимо
прочего, «кувшин», «кружка» и т.п., зато одно из его сленговых
значений — «сиськи».

Но не всех убеждают эти примеры. Например, австрийский лингвист
Рудольф Мерингер, современник Фрейда, был и его жесточайшим
критиком. Во время работы в Венском университете Мерингер собрал,
каталогизировал и изучил тысячи вербальных ошибок, в основном
записанных во время совместных обедов с коллегами.

Мерингер заключил, что такие оговорки являются вторжением букв, а
не мыслей. И действительно, считает Роб Хартсейкер из
Университета Гента, большинство оговорок совершенно невинны.

Как показывает огромное количество экспериментальных
данных, велик риск замены начальных согласных — если в двух
соседних словах в одном контексте используется одна и та же
гласная. Это происходит в результате процесса обработки слов
мозгом. Сначала из сети слов, объединенных схожестью и значением,
мозг выбирает одно. Когда у него уже есть слово,  мозг
подбирает его звучание, и именно в этот момент переставляются
звуки. «Это очень типично, и Фрейд на это не обратил
внимания», — сказал Хартсейкер.

Порой такие ошибки звучат трагикомически — в 2021 году журналист
Би-Би-Си в прямом эфире перепутал первую букву фамилии
свеженазначенного министра культуры, Джереми Ханта. Имя и
должность по-английски выглядят как Jeremy Hunt и Culture
Secretary, соответственно. Так вот, когда первой буквой в фамилии
Hunt стала «C», вместо фамилии получилось очень, очень
неприличное ругательство.

Его значение желающие могут поискать в словаре, а нас здесь
интересует то, что эту историю соблазнительно толковать как раз
во фрейдистском духе — мол, журналисту не нравился министр и вот
вам классическая «оговорка по Фрейду». Но, как объяснил
Хартсейкер, в данном случае дело не в неприязни, а во вторжении
первой буквы слова «culture» из названия должности.

Карикатура на Спунера в журнале Vanity Fair, 1898 г.

Кстати, оговорки, основанные на путанице первых букв, —
спунеризмы (spoonerisms), — получили от Уильяма Спунера
(William Archibald Spooner, 1844—1930), англиканского священника
и университетского преподавателя, который был известен
систематическими ошибками как раз такого свойства.

Возвращаясь к основной теме, отметим, что, — несмотря на
словесные ловушки, — в среднем человек делает оговорки менее чем
в 22 словах из примерно 15 000 слов, которые он произносит
за день. Сканы мозговых волн показали, что мы часто делаем
ошибки, говоря фразы про себя, но при произнесении вслух
большинство из них корректируются.

Возможно, мы больше подвержены риску оговорок, то есть наша
встроенная в подсознание программа проверки правописания дает
сбой, если мы отвлечены, нервничаем, устали, находимся под
воздействием алкоголя или стареем. Также риск сделать оговорку
повышается, если говорить слишком быстро.

Другими словами, словесные ошибки помогают расшифровать, как мозг
обрабатывает язык, и даже предположить, чем мы сейчас озабочены и
о чем предпочли бы не говорить. Но открывают ли они наши главные
тайны — вопрос весьма спорный. Психоаналитик Розин Педелберг
из Университетского колледжа Лондона считает, что им нужно
уделять внимание, так как они могут выдать нечто, о чем человек
сознательно предпочитает не думать. Но Хартсейкер настроен
скептически: «Доказательств настоящих оговорок по Фрейду на самом
деле очень, очень мало».

Другие думают, что все зависит от оговорки. «Согласен ли я с
Фрейдом в том, что все оговорки — по Фрейду? Нет. Но думаю ли я,
что они существуют? Да», — сказал Мотли.

Семь защитных механизмов

По мнению психоаналитика психологические проблемы человека связаны в первую очередь с конфликтом социального и животного в человеке. Когда человек, постоянно подавляет аморальные желания, по меркам современного общества он может заболеть, стать агрессивным, раздражительным.

Всего этого можно избежать. Просто нужно направить негативные мысли в нужное русло. Например, заняться спортом, творчеством, общественной активностью и т.д. Это сублимация – перенос сексуальной энергии в другую деятельность. Кроме сублимации, существует еще семь защитных механизмов: вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, замещение, инверсия и регрессия.

Механизмы психологической защиты – это набор неосознанных реакций, которые защищают человека от переживаний и негатива. Они помогают поддержать психическое равновесие. Если часто обращаться к этим защитным механизмам может наступить нежелательный эффект, то есть деформация личности, которая будет препятствовать социализации. Иногда защитные механизмы могут давать сбой.

защита психики по фрейду
Наши воспоминания

Главная цель психоанализа — это расширение знаний о самом себе. Для этого надо вскрыть механизмы поведения, которые их определили. Человек должен полностью изменить свою жизнь, чтобы она стала более полноценной и комфортной. Если у вас:

  1. есть конфликт, который вы не можете решить;
  2. постоянно повторяете одни и те же ошибки;
  3. вас мучает страх, неуверенность в себе, тревога;
  4. не можете долго найти себе пару;
  5. наступил кризис;
  6. мир кажется серым и унылым;
главная цель психоанализа
Общество вас не принимает

Тогда вам нужна помощь специалиста. Не надо бояться слова – психоаналитик. Оно совсем не страшное. Это такой же специалист, как терапевт или хирург. Он вам поможет разобраться с вашими проблемами. Он занимается глубоким психоанализом. Он вас выслушает.

Психоанализ – это научная, философская концепция, которая описывает разные связи и законы психического развития людей. Не надо запускать этот процесс и мир заиграет разноцветными красками, принося удовлетворенность и покой.

Сили и тайны человеческого подсознания по фрейду

О неосознаваемой стороне человечес­кой психики люди догадывались дав­но. Уже Сократ полагал, что в тайни­ках психики любого безграмотного мальчишки-нищего таятся решения сложнейших задач в любой области человеческой деятельности. О том, что на человека воздействуют неосоз­наваемые им установки, писал и немецкий психолог Л. Ланге. Однако стройную теорию неосознаваемого и пути его познания впервые научно обо­сновал Зигмунд Фрейд. Биографы Фрейда полагают, что стремление понять внутренние побуждения, дви­жущие человеком, возникло у него в результате сильнейшего потрясения в детстве. Он, как и любой мальчик, счи­тал своего отца могучим и всесильным, но однажды какой-то прохожий сбил у этого могучего человека с головы шапку и погнал его по мостовой, как скот, пиная на ходу.

Как быть Леди:  Как развивать адаптивность

Всю оставшуюся жизнь Фрейд был недоверчив, угрюм и одинок. Он достиг всемирной известности, имел востор­женных почитателей, но еще больше недоброжелателей, завистников и врагов. К разработке теории неосозна­ваемого он приступил достаточно поздно, в возрасте 39 лет, когда рабо­тал над исследованием причин исте­рии.

Один случай поразил Фрейда. У девушки был паралич руки. В гипноти­ческом состоянии она вспомнила, что этой рукой придерживала голову уми­рающего отца, а думала в тот момент совсем о другом — о том, как весело в это же время развлекались ее подруги. Отец умер, и девушка начала мучиться угрызениями совести. Есть старое как мир заклятие:«Пусть отсохнет моя рука, если…» И у бедняжки«отсохла» рука…

Тогда Фрейд впервые задумался над тем, что существуют неосознавае­мые переживания, что параллельно работе сознания в человеке идет некая подспудная психическая работа. Он пришел к выводу, что у человека есть неосознаваемые мотивы, побу­ждения, установки, под воздействием которых он совершает поступки, смы­сла которых порой сам не понимает. Фрейд ввел и первые термины, каса­ющиеся проблем неосознаваемого:«катарсис» — очищение, в частности от постыдных поступков и даже мыслей, как было в случае с девушкой;«конверсия» — фиксирование пережи­вания, проявляющееся как нарушение функции какого-либо телесного органа(в данном случае — паралич руки);«отреагирование» — исцеление девушки, осознавшей причины своей болезни и пережившей их снова.

Фрейд занялся изучением неосознаваемого, когда был уже высокообра­зованным человеком. Он блестяще знал литературу, искусство, историю, этнографию, биологию, астрономию, медицину, философию, психологию, владел многими языками. Только ему могло прийти в голову подвергнуть анализу такие присущие человеку чер­ты, как остроумие, чувство юмора. Остроты — это контрастное мышле­ние, ассоциативное и неожиданное, поражающее своей необычностью и точностью наблюдения. Острота — это всегда озарение, только тогда она потрясает.

Врач говорит мужу о его больной жене:«Она мне не нравится», имея в виду состояние ее здоровья. Муж, не задумываясь, стремительно отвечает:«Мне тоже — и давно». Все посме­ялись, а Фрейд тут же отметил прорыв давнего недовольства, закрепивше­гося в неосознаваемом и случайно вырвавшегося наружу.

От изучения природы острот Фрейд шагнул к открытию еще одного«окош­ка» в неосознаваемое — толкованию сновидений. Их толковали тысячеле­тиями, но только Фрейд подошел к ним именно как к окну в неосознаваемое. По Фрейду, сны предупреждают об опасности, ободряют, облегчают бремя жизни. Раб видит себя во сне свободным, а слабый — могуществен­ным. Во сне видят желаемое. Сны при­ходят из неосознаваемого, поэтому они важны и требуют внимания. Неосозна­ваемое схватывает то, что увидено мельком и не осознано, в нем фиксиру­ется услышанное мимоходом, то, во что не вслушивались. Иными словами, неосознаваемо фиксируется бук­вально все увиденное и услышанное, причем Фрейд отметил абсолютную память неосознаваемого.

Однажды Фрейду рассказали такую историю. Спящий человек, услышав во сне крик:«Горим!», момен­тально вскочил. Несмотря на то, что все это длилось одно мгновение, он успел увидеть длинный сон о пожаре. Многие просто удивились бы этому обстоятельству или не придали ему значения, а Фрейд сделал вывод, ныне подтвержденный учеными: сновиде­ния, как и работа неосознаваемого, мгновенны. Люди поражаются: жизнь человека полна серьезных проблем, а снятся пустяки. Фрейд указал: эти«пу­стяки» — главная проблема для дан­ного человека, и сновидения нужно учиться толковать.

В сновидениях люди часто талант­ливы, а когда бодрствуют — заурядны. И это потому, что днем человек«зацензурен» сознанием, не верит в свою талантливость. Это, кстати, одна из трагедий обычного человека. Он обы­чен, потому что сам внушил себе это, а неосознаваемое талантливо всегда.

Фрейд любил толковать сновиде­ния. Например, человек видит во сне желтого льва. Почему льва и почему желтого? Оказывается, что в детстве у него была такая игрушка. Толкова­ние: человеку плохо, и он хочет вер­нуться в детство. Или человеку снится, что он идет медленно, трудно, ему никак не дойти до цели, его все обгоня­ют. И, по Фрейду, следует думать о начинающейся болезни ног.

Фрейд подметил, что неосознавае­мое, имея свои, только ему до поры до времени известные мотивы и установ­ки, активно сопротивляется мотивам и установкам сознания. Он полагал, что в действиях человека не бывает ничего случайного, и если нам кажет­ся, что что-то произошло случайно, Фрейд бы поправил нас, объяснив, что это работа неосознаваемого и его«го­лос» нужно учиться слышать.

Если некто, пронося блюдо мимо другого человека, нечаянно опрокинул содержимое ему на костюм, вполне вероятно, что этот человек неосозна­ваемо неприятен несущему блюдо. Точно так же нечаянно роняют дорогую вазу в квартире, раздражающей своим богатством. Если человек, подойдя к чужой двери, автомати­чески достает свои ключи, значит, ему приятны хозяева. Забыл адрес — зна­чит, не хочется туда идти. Пригласил людей в ресторан, но забыл деньги — не хотел туда идти вообще. Забыл билет на самолет — не нужно лететь в этот город.

Фрейд приводит такой пример: если ребенок постоянно раздражает, то окружающие вдруг перестают заме­чать, что он слишком близко подошел к кипящей кастрюле. У любящих роди­телей дети не выпадают из окон. Могут возмущенно возразить:«Мы были на кухне!» Фрейд бы ответил:«Ребенка, способного выползти на подоконник, не оставляют без присмотра ни на минуту, даже если речь идет о добыва­нии хлеба насущного». И поэтому Фрейд обращает наше внимание на«оплошности»,«ошибочные дей­ствия», возможности«ослышаться»(когда не слышат того, чего не хотят слышать), пишет о«рассеянности»,«невнимательности»,«нечаянности» как о мотивах неосознаваемого, поддающихся раскрытию, разгадке, толкованию.

Человек должен уехать утренним поездом. Если он хочет этого, он прос­нется и без будильника, если не хо­чет — не поможет и его отчаянный треск. Загнанный массой дел, утомлен­ный спешкой, человек забывает дома часы, потому что они напоминают ему о терроре сроков. Человек не хочет читать лекцию перед пугающей его аудиторией, он торопится, но тем не менее безбожно опаздывает, так как в последний момент садится не в тот транспорт. Человек не может запо­мнить номер телефона и записывает его на бумажке. Он теряет эту бумажку сразу же, значив, тот, кто дал ему этот номер, человеку неприятен. Его ждут на одной станции метро, а он выходит на другой. Стало быть, он неосозна­ваемо сопротивляется встрече. Вме­сто ненужной, бумаги, случайно разо­рвал нужную. Но как раз она-то и не нужна неосознаваемому.

Необходимо, говорит Фрейд, анали­зировать подобные действия, и если руки«не доходят», к примеру, до ребенка, то, значит, так родители его и любят. Мужчина«горит» на работе, задерживается вечерами и домой воз­вращается поздно. Он искренне гово­рит:«Работа такая», но истинно вер­ный ответ:«Отношение к жене и детям такое». Женщина часто теряет обру­чальное кольцо, оно почему-то стало легко сниматься с пальца. И это озна­чает, что она разочаровалась в муже. Конечно, можно возразить:«Все это случайности!» Может, быть, но нужно анализировать такие случайности, чтобы понять истину, подсказываемую неосознаваемым.

Все это важно и если проанализировать проблему с точки зрения здоровья. Если женщину по каким-либо причинам перестал устраивать ее муж, то вскоре она начинает часто болеть. Ее мучают головные боли, боли в сер­дце, общая слабость. На самом деле, установка неосознаваемого привела к объективным изменениям в организме.

Итак, в человеческой психике выделяют два доминирующих уровня: сознательное и неосознаваемое. Фрейд определяет сознательное как«Я» или сознание. Сознание — это то, что человек способен контролировать, что он произвольно использует, познавая, принимая решения, осознавая в своей творческой деятельности. Он может  думать,   как  изложить  свои мысли на бумаге, подбирает слова и образы, переделывает текст по многу раз.   Это  работа  сознания. Однако параллельно в нем идет еще более интенсивная психическая работа, которую он не осознает, а только дога­дывается, что она идет, поскольку его будоражит нечто, останавливая или направляя, мешая думать или помогая, озаряя вдруг в самом неподходящем месте — метро или автобусе — счаст­ливой догадкой. Это — из области неосознаваемого.

Неосознаваемое может быть анта­гонистично тому, что происходит в соз­нании, если его установки противоре­чат позициям сознания. И тогда чело­век бесплодно сидит за столом, перо повисает в воздухе, на белом листе появляются скудные, вымученные строчки. Человек велик сознанием, но он талантлив неосознаваемой сферой своей психики. Сознание разрабаты­вает проблему по горизонтали. Однако прорыв в неведомое происходит по вертикали, и новая идея, как правило, рождается сначала в неосознавае­мом.

В ведении неосознаваемого и чело­веческая интуиция, которая всегда подсказывает:«не иди туда»,«уйди отсюда» или«ты на верном пути». Ин­туитивно человек выбирает лучшую из многих возможностей. Приспособи­тельная функция неосознаваемого направлена на решение самых акту­альных для данного человека проб­лем, связанных в том числе и с реали­зацией инстинктов. Если у данного ин­дивида доминирующий инстинкт на­правлен на сохранение потомства, в неосознаваемом главенствуют де­ти и их заботы, если доминирует инстинкт исследователя, в неосозна­ваемом — научные и творческие проб­лемы.

Однако особенно бдительно неосо­знаваемое по отношению к самосох­ранению. Оно постоянно контроли­рует состояние здоровья и через тре­вогу, внезапно охватывающую челове­ка, сигнализирует о начале заболева­ния. Будучи направленным на сохране­ние здоровья человека, неосознавае­мое ограничивает его усилия, защи­щает  мозг, органы чувств, мышцы, связки, весь организм от волюнта­ризма сознания. Неосознаваемое вне­дряется в сознание, если человеку гро­зит опасность. Задумавшись, он идет, не замечая ничего вокруг, и вдруг вски­дывает голову, прислушивается или вообще останавливается в шаге от пропасти. Это бдительное неосозна­ваемое обнаружило опасность и послало сознанию сигнал о нем.

Неосознаваемое обостренно защи­щает природные инстинкты в челове­ке. И если сознанием человек подавил эти инстинкты и устремления вопреки неосознаваемому, он будет наказан. Если сознание делает что-либо про­тивное природе, неосознаваемое, сто­ящее на страже здоровья, агрессивно начинает борьбу, воздействуя на соз­нание телесными карами — болезнями физического тела.

В неосознаваемом как бы сконцент­рирован мощный параллельный канал мышления. И если человек захвачен какой-то творческой проблемой, то он, конечно же, много думает о ней, но все же не двадцать четыре часа в сутки. Он должен есть, пить, отдыхать, зани­маться домашними делами, зарабаты­вать деньги, наконец, то есть зани­маться повседневными делами. И его сознание поминутно переключается. Но к его огромному счастью в нем идет непрерывная, непрекращающаяся дея­тельность по разрешению его твор­ческой проблемы, поскольку именно она для этого человека — самое глав­ное. И это очень важно для понимания соотношения неосознаваемого и созна­ния. Скажите мне, что более всего интересует данного человека, и я ска­жу, о чем размышляет денно и нощно его неосознаваемое. Неосознаваемое гениально у всех, но у одного оно занято творчеством, у другого — зара­батыванием куска хлеба, у третьего — тем, как прожить жизнь, ничего не делая. И. П. Павлов писал об одной из своих книг как о плоде двадцатипятилетнего постоянного размышления. Вот в таком случае неосознаваемое особенно щедро и особенно часто происходят озарения.

Как быть Леди:  Как понять по взгляду, что женщина влюблена?

Фрейд обратил внимание на то, что неосознаваемое установочно. Это необходимо иметь в виду, познавая свое неосознаваемое. Установки при­обретаются с рождения, и чем раньше мы начнем с ними работать, тем лучше. Установки могут быть настолько силь­ными, что вступают в противоречие с инстинктами, темпераментом, жизнен­ными принципами человека. В таком случае он обречен на глубочайший вну­тренний конфликт.

С раннего детства в нашем неосоз­наваемом запечатлевается все, что нам внушили родители или другие зна­чимые люди, все, что потрясло вообра­жение, наши оценки себя, других, общества. Можно даже сказать, что мы абсолютно ко всему подходим предвзято. Но есть болезненно«уста­новочные» люди. И если человек гово­рит:«Я привык ненавидеть толстых с детства», его переубедить сложно.

Если у ребенка под влиянием роди­телей, друзей или школы сложилась установка«Я — плохой, некрасивый, слабый, никчемный», то можно пред­положить, что его будущая жизнь вряд ли будет удачной. Пройдут годы, чело­век с заниженной самооценкой скорее всего не добьется серьезных успехов, но если даже и добьется, то из глубины его подсознания будет по-прежнему звучать:«Я — никчемный». У людей с заниженной4 самооценкой ущемлены, подавлены многие чувства и инстин­кты. Такой человек недоверчив, подозрителен, мнителен. И это часто приводит к неврозу, являющемуся при­чиной ранних болезней.

Число установок бесчисленно. Жизнь порождает их каждодневно. Плохо только, если они антагонистич­ны. Человек с противоречивыми уста­новками обречен на вечные страдания. Эти страдания не только в душе, но и в сердце, и в печени, и в почках—везде. Раздираемому конфликтами трудно стать долгожителем. Внутренние кон­фликты следует выявлять и разре­шать.

Одно из центральных мест в само­анализе занимает вопрос, на который следует честно ответить самому себе: какова моя истинная самооценка? — и сделать все возможное, чтобы повы­сить ее, если она занижена. Самосовершенствование необходимо, чтобы максимально развить свои психофизи­ческие данные и обрести уверенность в себе. Безнадежно обделенных людей нет, заметил великий Фрейд, ибо«если бог закрыл дверь, он открыл форточку!»

Сергей Габузов

Сознание, подсознание и бессознательное

Фрейда выделяет две структуры психики. Каждая из структур имеет три слоя и они отличаются между собой.

Для начала разберем слои первой структуры:

  1. Это наши тайные желания, которые вытесняются нашими воспоминаниями, животными инстинктами и аморальными влечениями, то есть бессознательное.
  2. Подсознательное – это уровень психики, на котором человек помнит, что происходит с ним сейчас и может вспомнить, что происходило с ним в прошлом.
  3. Сознательное – это наши эмоции, чувства, планы и мысли здесь и сейчас.

Это первая структура психики по Зигмунду Фрейду.

структура психики по фрейду
Сознание, подсознание и бессознательное

Существует также другая структура психики или метод свободных ассоциаций. В ней также выделяют 3 элемента.

Тео­рия под­соз­на­ния з. фрей­да

Ес­ли че­ло­век пе­ре­жи­ва­ет тя­же­лую пси­хо­трав­ми­рую­щую си­туа­цию и не справ­ля­ет­ся с ней, то лю­бое вос­по­ми­на­ние о та­кой си­туа­ции ста­но­вит­ся для не­го не­вы­но­си­мым. В та­ком слу­чае на­сту­па­ет вы­тес­не­ние — вся ин­фор­ма­ция, пря­мо или кос­вен­но свя­зан­ная с дан­ной си­туа­ци­ей, «вы­тес­ня­ет­ся» в под­соз­на­ние. Это оз­на­ча­ет, что она со­хра­ня­ет­ся, но соз­на­ние те­ря­ет к ней дос­туп. Оче­вид­но, что в ос­но­ве это­го ле­жит уже из­вест­ное нам яв­ле­ние: за­бы­ва­ние — это не сти­ра­ние вре­мен­ных свя­зей, а их ак­тив­ное за­тор­ма­жи­ва­ние.

Лю­бая по­пыт­ка из­влечь со­дер­жи­мое под­соз­на­ния в соз­на­ние на­тал­ки­ва­ет­ся на под­соз­на­тель­ное со­про­тив­ле­ние; са­мый про­стой ва­ри­ант — «слу­чай­ное», как ка­жет­ся са­мо­му че­ло­ве­ку, за­бы­ва­ние.

Ес­ли в та­ком слу­чае дей­ст­ву­ют раз­дра­жи­те­ли, ус­лов­но­реф­лек­тор­но свя­зан­ные с пси­хо­трав­ми­рую­щей си­туа­ци­ей, то они, на­тал­ки­ва­ясь на со­про­тив­ле­ние, не мо­гут вы­звать вос­по­ми­на­ние о ней; вме­сто это­го они вы­зы­ва­ют за­ме­ще­ние,про­ры­ва­ясь в соз­на­ние в ви­де ис­ка­жен­ных, не­уз­на­вае­мых за­мес­ти­те­лей.Не­ко­то­рые из та­ких за­мес­ти­те­лей но­сят ха­рак­тер сим­пто­мовза­бо­ле­ва­ния, не­ред­ко ог­ра­ж­даю­щих боль­но­го от по­вто­ре­ния тя­же­лой си­туа­ции, но пре­вра­щаю­щих, по сло­вам Фрей­да, «крат­ко­вре­мен­ный кон­фликт в бес­ко­неч­ное стра­да­ние». На­при­мер, у лет­чи­ка, чу­дом уце­лев­ше­го в экс­тре­маль­ной си­туа­ции, мо­жет раз­вить­ся псев­до­па­ра­лич, ог­ра­ж­даю­щий его от даль­ней­ших по­ле­тов (хо­тя при этом он ис­крен­не хо­чет из­ба­вить­ся от «бо­лез­ни» и про­дол­жать ле­тать!). Дру­гим при­ме­ром мо­жет быть раз­двое­ние лич­но­сти у вы­со­ко мо­раль­но­го че­ло­ве­ка, ве­ду­ще­го не­при­ми­ри­мую и не­рав­ную борь­бу со свои­ми, как ему ка­жет­ся, тя­же­лы­ми по­ро­ка­ми. Ра­но или позд­но борь­ба ста­но­вит­ся не­вы­но­си­мой и пси­хи­ка «рас­ще­п­ля­ет­ся»: че­ло­век ве­дет се­бя то как хо­ро­ший Ива­нов, то как пло­хой Пет­ров, при­чем Ива­нов и Пет­ров мо­гут знать о су­ще­ст­во­ва­нии друг дру­га, но ни­ко­гда не встре­ча­ют­ся.

Ме­то­дом уст­ра­не­ния та­ких рас­стройств яв­ля­ет­ся пси­хо­ана­лиз. Он сво­дит­ся к сле­дую­ще­му:

¾ ме­ж­ду пси­хо­те­ра­пев­том и боль­ным дол­жен ус­та­но­вить­ся пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ский со­юз(ра­порт). При этом боль­ной пе­ре­но­сит на вра­ча чув­ст­ва, ис­пы­ты­вае­мые им по от­но­ше­нию к мо­гу­ще­ст­вен­но­му по­кро­ви­те­лю — от­цу; это яв­ле­ние пе­ре­не­се­ния;

¾ по­сле ус­та­нов­ле­ния пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ско­го сою­за боль­но­му пре­дос­тав­ля­ет­ся воз­мож­ность сво­бод­но из­ла­гать свои мыс­ли, при этом пси­хо­те­ра­певт об­ра­ща­ет осо­бое вни­ма­ние на за­мес­ти­те­ли — ого­вор­ки, за­бы­ва­ния, сно­ви­де­ния, про­яв­ле­ния со­про­тив­ле­ния (ко­гда боль­ной го­во­рит: «Впро­чем, это не­важ­но, не име­ет зна­че­ния» — имен­но эту те­му на­до ос­то­рож­но раз­ви­вать);

¾ на­прав­ляя раз­го­вор имен­но на те­мы, свя­зан­ные с за­мес­ти­те­ля­ми, пси­хо­те­ра­певт по­сте­пен­но при­во­дит боль­но­го к вос­по­ми­на­нию о пси­хо­трав­ми­рую­щей си­туа­ции; боль­ной пе­ре­жи­ва­ет ее вновь, но уже в при­сут­ст­вии по­кро­ви­те­ля (пси­хо­те­ра­пев­та) и в ре­зуль­та­те справ­ля­ет­ся с ней. При этом не­об­хо­ди­мость в вы­тес­не­нии и со­про­тив­ле­нии от­па­да­ет, сим­пто­мы пре­кра­ща­ют­ся, на­сту­па­ет вы­здо­ров­ле­ние.

По­че­му же од­ни лю­ди справ­ля­ют­ся с тя­же­лы­ми пси­хо­трав­ми­рую­щи­ми си­туа­ция­ми, а у дру­гих воз­ни­ка­ет пси­хи­че­ское рас­строй­ство? От­вет на этот во­прос Фрейд пред­ла­га­ет ис­кать в ис­то­ках фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти, то есть в ран­нем дет­ст­ве. По его мне­нию, пред­рас­по­ло­жен­ность к не­пе­ре­но­си­мо­сти пси­хо­трав­ми­рую­щих си­туа­ций обу­слов­ле­на на­ру­ше­ни­ем нор­маль­но­го фор­ми­ро­ва­ния глав­ной (по Фрей­ду) мо­ти­ва­ции че­ло­ве­ка — по­ло­во­го вле­че­ния, или ли­би­до.Это мо­гут быть сис­те­мы за­пре­тов, пря­мое сек­су­аль­ное на­си­лие над ре­бен­ком, слу­чай­ное на­блю­де­ние за по­ло­вым ак­том у ро­ди­те­лей и пр.

В даль­ней­шем пред­став­ле­ние о ли­би­до как глав­ном дви­га­те­ле по­ступ­ков че­ло­ве­ка Фрейд рас­про­стра­нил не толь­ко на пси­хи­че­ские рас­строй­ства, но и на все про­яв­ле­ния пси­хи­ки че­ло­ве­ка и на жизнь че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва во­об­ще. Че­ло­ве­че­ское «Я»(Эго) слу­жит аре­ной по­сто­ян­ной борь­бы ме­ж­ду «Оно»(Ид), то есть ин­стинк­та­ми, пре­ж­де все­го по­ло­вым, и «Сверх-Я»(Су­пер-Эго) — со­ци­аль­ны­ми ус­та­нов­ка­ми и мо­раль­ны­ми за­пре­та­ми. Твор­че­ст­во, на­при­мер, пред­став­ля­ет со­бой суб­ли­ма­цию — вы­ход вы­тес­нен­но­го ли­би­до в ви­де за­мес­ти­те­лей (про­из­ве­де­ний ис­кус­ст­ва).

В позд­нем сво­ем пе­рио­де Фрейд вы­дви­нул еще один «ос­нов­ной ин­стинкт» — стрем­ле­ние к смер­ти, или мор­ти­до. По его мне­нию, глу­бин­ные дви­га­те­ли су­ще­ст­во­ва­ния жи­во­го, де­лаю­щие воз­мож­ной са­му жизнь, это ин­стинкт са­мо­со­хра­не­ния, ли­би­до и мор­ти­до: под­соз­на­тель­ное стрем­ле­ние к смер­ти как спо­со­бу ус­ту­пить ме­сто сме­не по­ко­ле­ний. Тем не ме­нее из всех этих ин­стинк­тов ли­би­до ос­та­ет­ся са­мым мо­гу­ще­ст­вен­ным, на­прав­ляю­щим по­ступ­ки че­ло­ве­ка и дви­же­ния об­ще­ст­вен­ных масс.

Имен­но эта пан­сек­су­аль­ность — пред­став­ле­ние о по­ло­вом чув­ст­ве как глав­ном дви­га­те­ле лич­ной и об­ще­ст­вен­ной жиз­ни — яв­ля­ет­ся са­мым спор­ным и сла­бым зве­ном в тео­рии Фрей­да. Уже его бли­жай­шие уче­ни­ки от­ка­за­лись от этой идеи, вы­дви­нув и иные мо­ти­вы по­ступ­ков че­ло­ве­ка, на­при­мер, жа­ж­ду вла­сти или не­осоз­на­вае­мые об­ще­ст­вен­ные ус­та­нов­ки («кол­лек­тив­ное бес­соз­на­тель­ное»); да­лее ста­ла яс­на роль стрем­ле­ния к люб­ви и ува­же­нию, са­мо­реа­ли­за­ции и пр. Се­го­дня лишь не­мно­гие ис­сле­до­ва­те­ли ви­дят все бе­ды че­ло­ве­ка и че­ло­ве­че­ст­ва в не­удов­ле­тво­рен­ном по­ло­вом ин­стинк­те, а в ка­ж­дом об­ра­зе сно­ви­де­ния — сим­вол ге­ни­та­лий или по­ло­во­го ак­та. Пси­хо­ло­ги все ча­ще при­зна­ют, что круг мо­ти­ва­ций че­ло­ве­ка не ис­чер­пы­ва­ет­ся ин­стинк­том са­мо­со­хра­не­ния, ли­би­до и мор­ти­до. Ста­но­вит­ся все оче­вид­нее, что ка­ж­дый че­ло­век, осоз­нан­но или не­осоз­нан­но, охот­но или не­охот­но, но все же чув­ст­ву­ет, что ему, в от­ли­чие от кро­ли­ка, все-та­ки яв­но не­дос­та­точ­но пи­тать­ся, раз­мно­жать­ся и уми­рать.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий