Сочинение: Что такое великодушие?

Сочинение: Что такое великодушие? Женщине

Сочинение: что такое великодушие?

(383 слова) Что мы имеем в виду, когда называем человека великодушным? Мне кажется, великодушие сродни способности жертвовать собственными интересами ради других. Это могут быть совершенно незнакомые люди, брошенные животные, те, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

Обладатель «великой души» не бросит их на произвол судьбы, подойдёт и поможет, поддержит добрым словом и делом. Авторы разных произведений по-разному отвечали на вопрос о сущности великодушия, но все они сходились во мнении, что человек великодушный в своей жизни проявляет лучшие душевные качества, а именно отзывчивость, доброту и чуткость.

Так, например, героиня произведения Лидии Чарской «Записки гимназистки» Анна Симолинь узнаёт историю маленькой сироты, приехавшей в чужой город к вечно занятому дяде и его холодной и отстранённой жене. Дети Икониных приняли сироту враждебно, смеялись над ней.

Лишь маленький Толя понял, что Лена – хорошая и добрая девочка, но он не мог защитить двоюродную сестру от нападок. Однажды сирота решила проведать своих друзей. На улице была метель, и девочка заблудилась. Её, совсем замёрзшую, нашёл отец юной Анны и привёз домой.

Графиня Симолинь попросила папу оставить Лену у себя, приготовила для неё лучшую комнату и одежду, сидела у постели больной, пока она не поправилась. Главная героиня вернулась к Икониным, которые, наконец, её приняли, но не забыла о благодеяниях семьи Анны.

Другой всем известный пример – поступок Наташи Ростовой, героини романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Когда пришла пора покидать Москву, Ростовы хотели уложить все свои вещи на подводы. Наташа случайно узнала, что раненых не планируют увозить из города, который вот-вот займут французы, и со слезами попросила родителей оставить подводы для раненых.

Так они и поступили. Наташа, её мать и отец проявили чуткость и отзывчивость по отношению к защитникам Родины. Но важно то, что они поступились своими интересами ради спасения чужих людей. Это и есть главный признак великодушия. Истинное величие души в том, что она отрекается от эгоистических побуждений и приносит жертву во имя доброго намерения.

Таким образом, истинное великодушие – это доброе, отзывчивое и чуткое отношение к людям, которое невозможно без жертвы. Кто-то жертвует своими интересами, кто-то – комфортом, чтобы помочь человеку в трудной ситуации и подкрепить свою благожелательность делом.

Сочинение на тему великодушие что такое великодушие

Вариант 1

Великодушие — это такое качество, которое позволяет людям проявлять щедрость, доброту. Великодушный чело­век не думает о собственной выгоде, он в первую очередь за­ботится о других, даже в самых сложных ситуациях. Я могу назвать великодушным пожилого бойца, о кото­ром идёт речь в рассказе В. Астафьева.

Он был не менее го­лоден, чем рассказчик, но предпочёл отдать молодому бойцу большую часть макаронины (предл. 23). В мирное время это сложно было бы назвать настоящим поступком, но в голод- « ные военные годы данная ситуация стала важным уроком великодушия для юного солдата.

В художественной школе нам тоже рассказывали исто­рию о великодушии. Известные художники XIX века уст­роили лотерею, где главным призом был портрет поэта Жу­ковского, специально для этого написанный К. Брюлловым. На вырученные деньги они выкупили из крепостных та­лантливого юношу — Тараса Шевченко, впоследствии став­шего знаменитым поэтом.

Великодушие — признак благородства, проявление чело­вечности. Это замечательное качество, и его надо в себе раз­вивать.Вариант 2Человека, который делает что-то для других в ущерб се­бе, можно назвать великодушным. Это качество противопо­ложно эгоистичному отношению к миру и людям.

Великодушие нам демонстрирует пожилой боец из рас­сказа В. Астафьева. Несмотря на голод, мужчина сознатель­но отдаёт младшему боевому товарищу большую часть супа и макаронины (предл. 8, 23). Мне кажется, великодушных людей много. Например, моя бабушка рассказывала, что в войну многие семьи брали на воспитание детей, оставшихся без родителей.

Несмотря на все тяготы, голод и нищету, они воспитывали их как своих. Для меня это пример настоящего великодушия! Наверное, наша жизнь была бы чудовищной без этого качества. Ведь без великодушия немыслимы благородство, справедливость, доброта.Вариант 3Великодушие — это качество, которое свойственно ум­ным и щедрым людям.

Они могут в сложной ситуации по­ступиться собственным комфортом, личной выгодой ради других. В тексте В. Астафьева мы видим пример великодушия, проявленного пожилым бойцом. В сложную минуту нравст­венного выбора он поступил порядочно: оставил себе мень­шую часть единственной макаронины (предл. 23).

Хотелось ли ему есть меньше, чем рассказчику? Конечно, нет, они ведь оба были голодны! Но именно благородством поступков и отличается великодушный человек. Я могу назвать великодушным поступок и моего отца. Однажды он вызвался помочь пожилой женщине с ребён­ком.

Они пропустили последний автобус, и некому их было отвезти из города домой, в деревню. Несмотря на усталость после работы и необходимость рано вставать на следующий день, отец помог этим людям. Я думаю, что великодушного человека можно увидеть по его делам, поступкам.

Текст для работы(1)Шёл май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выда­ли к обеду один котелок на двоих. (З)Суп был сварен с мака­ронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело. (4)В пару со мной угодил пожилой боец. (5)

Мы готови­лись похлебать горячей еды, которую получали редко. (6) Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая… (7) Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)

3ачерпывать- то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплёскивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше. (9)В котелке оказалась одна макаронина. (Ю)Одна на двоих. (И)

Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со «второго фронта». (12)Мутную жижицу мы пе­релили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод. (13)Ах, как хотелось мне сцапать ту мака­ронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнёт обратно, шлёпнется в котелок, рукою мне хотелось её сцапать — ив рот! (4)

Если бы жизнь до войны не научила меня сдержи­вать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь? (15)Ну, завезёшь по лбу ложкой, ну, может, пнёшь и скажешь: «Шакал!» (16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)

В моих глазах жило одно лишь трагиче­ское видение — белая макаронина… (18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет и остать­ся мне голодным… (20)Но она лежала, разваренная, и, каза­лось мне, сделалась ещё дородней и привлекательней своим царственным телом. (21)

Мой напарник первый раз пристально глянул на ме­ня — ив глубине его усталых глаз я заметил какое-то все- понимание и усталую мудрость, что готова и ко всепроще­нию, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиныпе, он загребёт себе. (23)

Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиныпе. (24) Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул её в вещ­мешок и ушёл куда-то. (25)

В спине его серой, в давно не­бритой, дегтярно чернеющей загорелой шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокру­шающее презрение. (26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не за­был случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, само­го нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь. (По В. Астафьеву )

Картинка к сочинению что такое великодушие?

Вариант 1

Никто не застрахован от ошибок. Можно сказать больше, что на ошибках люди учатся. Занимаясь какой-то деятельностью, мы часто допускаем ошибки, промахи, недочеты. Не всегда мы правильно поступаем, строя межличностные отношения. В умении признавать свою неправоту проявляется сила и мудрость.

Герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петруша Гринев находится в начале жизненного пути. Он отправляется к месту службы, впервые оказавшись без родительского попечения. Его сопровождает дядька Савельич. Остановившись в симбирском трактире, Гринев знакомится с ротмистром Зуриным.

Петруша проиграл ему деньги в карты, выпил с ним вина. Когда герой проснулся утром, ему было очень стыдно перед Савельичем за свои поступки. Сам он тоже не мог оправдать себя. Только ничего не изменишь: что сделано, то сделано. Гринев нагрубил дядьке, который упрекнул его за недостойное поведение.

Герой не сразу признал свои ошибки, но его мучила совесть, и он хотел помириться с Савельичем. Петр повинился перед дядькой, извинился, признал, что был неправ и пообещал быть умнее. Он сдержал свое обещание, никогда не пришлось ему больше оправдываться перед Савельичем.

Благороден и прекрасен образ Наташи Ростовой в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Еще ребенком она появляется на страницах произведения

Девочка сразу обращает на себя внимание непосредственностью и искренностью чувств. Она любит своих родных и близких, ищет любви к себе

Ее душа полна разными чувствами, эмоциями, ощущениями. Она живо откликается на все события, происходящие в ее жизни. Сватовство Андрея Болконского было для нее похоже на чудо. И если бы не условие старого князя, она, вероятно, стала бы хорошей женой.

Отсрочка на целый год стала серьезным испытанием для юной особы. Плохо знающая жизнь, не разбирающаяся в людях, Наташа стала жертвой подлости Анатоля Курагина. Невозможно было скрыть от князя Андрея попытку героини сбежать с Курагиным. Девушка слишком поздно поняла свою ошибку.

Она осознала, как жестоко ранила Болконского. Ее собственная жизнь также рухнула в одночасье. Толстой с большим сочувствием описывает душевные муки, которые испытывает Наташа. Невольно проникаемся сочувствием и мы. Наташу это испытание заставило измениться, повзрослеть.

Героиня смогла признать, что она поступила легкомысленно и опрометчиво. Она просила прощения у князя, а дождавшись его, скрасила последние дни Болконского. Этот поступок вызывает уважение. Он говорит о нравственной чистоте героини, за которую ее так любил Толстой.

Как быть Леди:  любить или позволять себя любить : О жизни : Форум на Страстях

Люди склонны совершать ошибки, признают их далеко не все. Многие ищут себе оправдания, находят виноватых. Очень тяжело взять ответственность за свои действия на себя. В приведенных примерах герои не пытались переложить свою вину на других. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что человек проявляет внутреннюю силу, признавая свои ошибки и промахи.

Великодушие великодушный

Самый большой дар в жизни – великодушие.

Из заповедей Будды.

Великодушие — непременное качество благородства.

Из поговорок Пророка

        Великодушие как качество личности – способность в преддверии своих животворящих добро поступков абстрагироваться от суеты мира и собственного эгоизма,  оставшись наедине с красотой и любовью  души.        

        Высунув голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.   — Мама, что это за птицы?- спросил он.    — Наши друзья,- ответила орлица сыну.- Орел живет в одиночестве — такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу,- наши верные друзья.   Удовлетворенный маминым разъяснением орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:    — Ай-ай, они украли у нас еду!  — Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать. Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

           Лишь время от времени в болоте человеческого эгоизма рождаются люди, способные в приказном тоне разговаривать со своим Эго, мгновенно проявлять свои лучшие качества личности, реализуя потребности души в любви, красоте и счастье. Исполины души неведомым даже для себя способом могут оставаться один на один с душой, создав вакуумное пространство, свободное от нашептываний эгоистичного и вожделенного ума, от сомнений взбудораженных чувств и прагматичных расчетов разума.  Приятное свидание с душой, когда тебе не мешают накопленные обиды, корыстные мыслишки, всё наносное и суетное, что преподносит жизнь в своем ежедневном беге, выливается «золотым дождем» великодушного поступка. В струях дождя ясно проглядывается красивая, радостная природа души, ее большая любовь и уважение к таким же, как она душам, живущим в других людях.  Капли золотого дождя падают на людей, и они ощущают, как свеж и прозрачен стал воздух вокруг, и видят, как по волшебному мосту между небом и землей – радугой, к ним идет доброжелательность, бескорыстие, благородство, снисходительность, щедрость, уступчивость, альтруизм и прощение. И  падают  с моста, вставшие на их пути, злопамятство, низость, мелочность, злобность, мстительность и гневливость.

        Человек, дарящий чудо «золотого дождя» с волшебным мостом, через который идут к людям человеческие добродетели, излучают какой-то особый свет, притягивающий к себе, как магнит, других людей. К нему тянутся, как к согревающему огню, а когда такой человек уходит в духовные миры, людям становится зябко. У И. Анненского есть такие потрясающие строки: «И если мне сомненье тяжело, я у нее одной ищу ответа, не потому, что от нее светло, а потому, что с ней не надо света». С великодушным человеком не надо света, красота и любовь его души дарит людям незабываемый, изумительный вкус счастья. Он уже ушел из жизни, а люди навсегда запоминают и осознают — оказывается, в жизни есть такое сладостное счастье великодушия, которое не идет ни в какое сравнение с материальным или сексуальным счастьем. Около таких людей мир зеленеет и солнце светлеет.

    Алгоритм великодушия всегда одинаков – отрешение от всего суетного, а затем реализация красоты и любви своей души. Рассмотрим, для примера, великодушный поступок английского адмирала Нельсона. От эскадры Нельсона в Англию должен был уйти фрегат с почтой. Завтра будет сражение, и все, кто мог, писали пись­ма. Почту запечатали в мешки и передали на фрегат, тронувшийся в путь под полными парусами. И вдруг обна­ружилось, что молодой моряк, собиравший и отправляв­ший почту, в спешке забыл опустить в мешок соб­ственное письмо. С потерянным несчастным видом он держал лис­ток в руке, стоя перед дежурным офицером. Офицер Резко отчитал его. Случайно Нельсон оказался невдале­ке и увидел эту сцену. «В чем дело?» — спросил он офицера. «Пустяк, недостойный вашего внимания, милорд», — ответил тот. Но Нельсон потребовал объясне­ний, а узнав о происшествии, отдал приказ поднять сиг­нал и вернуть фрегат. Письмо гардемарина было отп­равлено. Случай невероятный для огрубевших на войне, черствых сердец офицеров! Сотни моряков стали невольными свидетелями великодушия своего флотоводца. Способность Нельсона на великодушие приносила ему искреннюю любовь и привязан­ность моряков.

           Наполеон, при всей его беспощадности, несомненно, был фаворитом великодушия, чему свидетельства – множество ситуаций его жизни, описанных очевидцами.  Однажды он про­верял караулы и обнаружил часового, заснувшего в снегу на своем посту у опушки леса. По Уставу и за­конам военного времени часового ожидал неизбежный суд и расстрел. Это справедливо — нет пощады воину, постыдно заснувшему, ведь своим поступком он ставит под угрозу жизнь остальных бойцов. Как же по­ступил Наполеон? Он принял ошеломляющее своей непредсказуемостью решение: поднял ружье спящего часового, вскинул его себе на пле­чо и занял оставленный солдатом пост. Прибывший че­рез несколько часов со сменой сержант увидел невероятную картину: ча­совой дрыхнет, а император стоит на посту. «Кто наберется смелости утверждать, что Наполеон допустил ошибку, что он потворствовал такому наруше­нию долга?» — комментирует этот случай английский психолог Норман Коупленд в своей прекрасной книге «Психология и солдат». Аналогичного мнения придерживался и американский генерал и герой сэр Джордж Макманн, который по по­воду этого инцидента очень рассудительно заметил: «Никто лучше Бонапарта не знал, какая усталость одолевает солдата, целый день находившегося в походе. Никто лучше его не понимал, что история о «маленьком капрале», взявшем на плечо ружье, вместо того, чтобы вызвать подразделение для расстрела, на следующий день молнией облетит весь бивак и походные колонны. После этого случая стало славиться не только великое обаяние императора Франции, но и его тонкое чутье пропагандиста».

      В 1809 году французские войска оккупировали Вену, где жил композитор Гайдн. В знак протеста музыкант ежедневно играл австрийский гимн. Несмотря на это Наполеон приказал охранять дом композитора, чтобы никто не смог побеспокоить великого композитора.  Позже, когда композитор уже лежал на смертном одре, император послал к нему французского гусара, чтоб тот спел ему несколько тактов из его оратории «Сотворение мира».

      И в удивительной ситуации с Нельсоном, и в экстраординарном эпизоде с Наполеоном ясно прослеживается алгоритм действия великодушия. Из жестокой, наполненной кровью, палитры красок войны, у которой, как известно, не женское лицо, они мгновенно и уверенно смогли абстрагироваться от ее трибуналов, уставов, условностей, предписаний, остаться наедине со своей душой и выбрать самую подходящую краску – великодушие. Красота и любовь души подсказала им необходимость великодушно простить часового, искренне откликнуться помощью на беду моряка, прочувствовать ситуацию, в которой находятся простые солдаты, встать с ними в один ряд, ситуационно сравняться и, в конечном итоге, переплавить руду неприятной ситуации в золотой слиток воинского братства и торжества человеческого духа.

      А. И. Герцен (1812—1870) в «Былом и думах» вос­произвел потрясающий эпизод проявления великодушия.  В 1844 г. происходили крайне ожесточенные споры между  западниками и славянофилами. Взаимные обиды переросли в открытую неприязнь и нежелание даже пожать друг другу руки. И вот однажды Герцен  шел по улице, а его идеологический «враг» К. С. Аксаков ехал в санях. Герцен дружески поклонился ему, но  Аксаков демонстративно проехал мимо, но вдруг оста­новил кучера, вышел из саней и подошел к Герцену. «Мне было слишком больно, — сказал он, — проехать мимо вас и не проститься с вами. Вы понимаете, что после всего, что было между вашими друзьями и моими, я не буду к вам ездить; жаль, жаль, но делать нечего. Я хотел пожать вам руку и проститься». Далее А. И. Герцен продолжает: «Он быстро пошел к саням, но вдруг воротился; я стоял на том же месте, мне было грустно; он бросился ко мне, обнял меня и крепко поцеловал. У меня были слезы на глазах. Как я любил его в эту минуту ссоры!». Так и проявляется великодушие – отбрасывая без колебаний и сомнений ненужный хлам наносной суеты жизни, радостно украшает мир красотой и любовью своей души.

   А вот еще сюжет. Его продиктовал из Мадрида в марте 1989 г. корреспондент «Известий» В. Берников. Статья называлась ««Звонок, разбудивший короля»: «Несколько дней назад в 10 часов 30 минут ночи корреспондент популярной в Испании радиостанции СЕР решил связаться из Мадрида с Токио, с отелем «Окура», где размещались королевская семья и сопровождающие ее лица, прибывшие для участия в похоронах императора Хирохито, и взять интервью у министра по связям с Гене­ральными Кортесами В. Сапатеро. Ответивший на зво­нок служащий отеля сказал, что человека с такой фами­лией  среди гостей не значится. Тогда журналист опросил его соединить с кем-либо из испанской деле­гации. Через несколько секунд в трубке раздался, как пишут газеты, слегка заспанный голос. Репортер извинился за столь ранний звонок (в Токио было 6.30 утра) и, объяснив суть своей просьбы, поинтересовался, с кем говорит. Каково же было его удивление, когда он услышал: «Я — король». А затем произошел следующий диалог. Журналист, изумленный, переспросил: «Дон Хуан Карлос?» Король, рассмеявшись: «Да». Журналист: «Ваше Величество, это радиостанция СЕР. Извините, я не думал, что меня соединят с вами». Король: «Я еще не до конца проснулся, но хочу сказать, что рад приветствовать вас и всех тех, кто меня сейчас слушает. Но… в общем, конечно, еще нем­ного рановато…» Журналист: «Ваше Величество, коль уж мы гово­рим, не могли бы вы сказать, как сложится ваш нынеш­ний рабочий день?» Король: «Пожалуйста. Встречусь с президентами Португалии и Индии». Говорившие попрощались, и связь прервалась. Беседа шла в эфир. Так радиослушатели стали свидетелями ис­полнительности служащего токийского отеля, находчиво­сти журналиста и, конечно же, доброжелательного и уважительного отношения короля к средствам массовой информации. Но, по-моему, и еще чего-то, не менее важного».

Как быть Леди:  «Здравствуй, это Я!». | Учебно-методический материал по коррекционной педагогике: | Образовательная социальная сеть

      Примеры с Нельсоном, Наполеоном, Аксаковым и королем Испании могут создать видимость принадлежности великодушия исключительно великим людям. Это заблуждение. Примеры великодушия можно обнаружить во всех духовных традициях, во всех расах и нациях, во всех социальных слоях общества. Достаточно вспомнить годы  Великой Отечественной войны и после нее, когда люди массово брали в семьи чужих потерянных детей. Были случаи, когда к детскому дому подъезжали жители какого-либо села, и  после их отъезда он уже был просто домом, все дети были разобраны семьями. Сами полуголодные, они брали на воспитание чужих детей. Израненная страна выживала на великодушии своего народа.

     А вот сегодняшний пример великодушия. Две взрослые собаки метрах в пяти от берега провалились под лед и тщетно пытались выкарабкаться из полыньи: тонкие ледяные края ломались и крошились под их лапами. Вокруг взрослых собак по льду метались и жалобно скулили два небольших щенка, которых лед пока удерживал. «Спокойно смотреть на это было невозможно!» – рассказывала одна из свидетельниц. Вдруг она заметила машину «скорой» и в отчаянии бросилась к медикам. Те посоветовали вызвать МЧС, но их помощь не понадобилась.  Молодой парень бросился в воду и помог собакам выбраться на берег. «Этот поступок меня просто сразил наповал. Мужчина разулся и пошел, ломая лед, в ледяную воду! – поделилась впечатлениями свидетельница событий. – Я действительно была впечатлена!» Впрочем, сам герой ничего сверхъестественного в своем поступке не видит и даже не рассказал о нем жене и сыну. «Я думаю, многие на моем месте поступили бы так же, видя, как гаснет надежда в чужих глазах. Когда мы подошли к берегу, я понял, что самостоятельно собаки уже не выберутся. Одна уже обессилено сложила лапы на лед и вот-вот могла уйти под него. Раздумывать и ждать чьей-то еще помощи было просто некогда…», – рассказывал парень. В ледяной воде он пробыл около пяти минут. Но, несмотря на то, что сам больше любит тепло и «моржеванием» никогда не занимался, заболеть не успел. Даже насморка не поймал. «Узнав обо всей этой истории, мои друзья и коллеги по работе практически единодушно высказали мне свои «респект и уважуху», – сказал молодой человек, —  Конечно, кто-то будет читать об этом и подумает: «Вот придурок! Чего он полез!? Пускай бы тонули!» А для меня нет существенной разницы в том, кого спасать – людей или пса. И те, и другие – живые существа».

Петр Ковалев 2021 год
Другие статьи автора: https://www.tiledi.ru/karta-statej/

§

        Воспитанность – способность реализовать в межличностных отношениях свои лучшие качества личности, высокую внутреннюю культуру  и навыки в соблюдении правил поведения и общения, принятых в данном обществе.

      Великий мыслитель Платон совершенно справедливо сделал акцент в определении воспитанности на привычках. Привычка – вторая натура, стоит ее посеять, в итоге пожнешь у себя развитие соответствующего качества личности. Букет из заботливо выращенных достоинств наряду с усвоенными правилами поведения в обществе делает человека воспитанным. Махровый эгоист при всей его образованности никогда не попадет в галерею приверженцев воспитанности. Думая только о себе, своих интересах, желаниях и потребностях, он не способен проявлять воспитанность относительно окружающих. Его желание «перетянуть одеяло» на себя встречает протест со стороны внешнего мира, значит, неизбежны конфликтные ситуации, скандалы, возмущения и обвинения. Не уважающий других будет и сам неуважаем. Эгоист не способен кого-то слушать, ему самому хочется говорить. Значит, он будет перебивать, досказывать за собеседника, демонстрировать жестами не уважение к говорящему человеку. Словом, любой, столкнувшийся с ним человек, мысленно отметит его невоспитанность, будь он почетным академиком всех академий мира.

    Воспитанность – это не дрессура, как правильно вести себя в обществе, это не просто хорошие манеры. Натаскать, социализировать можно и собаку. Подонка можно накачать знаниями и обучить правилам этикета, но от этого он не перестанет думать только о себе. Воспитанный человек уважает других людей, думает не только о своих желаниях, но и намерениях окружающих. Воспитанность живет в гармонии с внешним миром. А о какой гармонии  с другими людьми может говорить эрудированный скандалист, образованный лицемер и ханжа, начитанный мошенник или коварный и вероломный почитатель этикета?

      Воспитанность видит в другом человеке целую Вселенную, уникальность и неповторимость. Уважая духовную сущность человека, она учитывает своеобразное мышление другого человека, особенности его памяти, интересы, симпатии, привязанности, особенности настроения и потребности. Евгений Евтушенко писал: «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет: У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее».

       Воспитанный человек – тонкий психолог, знаток человеческих сердец. Он умеет искренне отзываться на чувства и переживания людей.  «Бывает и так, – пишет писатель С. Шуртаков, – в дороге ли, в дальнем селе повстречаешь нового человека, незнакомого; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощание руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания – не очень-то огорчишься, не загрустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце – нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разговоров в нем не отозвалось».

     Воспитанность – это добродетели личности, породненные с этикетом. Что внутри, то и снаружи. Воспитанность идет изнутри, как проявление всего лучшего, что есть в человеке. Но достоинства человека будут голыми, если не надеть на них наряды вежливости, тактичности, учтивости и почтительности. В процессе воспитания, а этот процесс длиною в жизнь, они так привыкают друг к другу, что уже не мыслят себе раздельного существования.

        Воспитанность не придает кому-то или чему-то особой, избыточной значимости, поэтому ее не обременяют идеализации авторитетов, отношений, денег, социального положения и репутации. Не мешая другим, она и сама не становится центром внимания для конфликтных ситуаций.  Воспитанный человек проявляет искреннее внимание к другим людям и основой этого внимания служит глубокое уважение к другому человеку. «Мне представляется, — вспоминала народная артистка СССР С. Гиацинтова, — эталоном таких качеств артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он — и то залюбуешься. И скромно, и празднично… Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными и очень Качалову нужными в данный момент. Василий Иванович как бы „впитывал в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство».

        Воспитанность предполагает обязательность, пунктуальность и доброжелательность. Невозможно представить воспитанного человека, с легкостью нарушающего свои обещания и обязательства, игнорирующего назначенные встречи и недоброжелательного к людям. Человек чести и развитого чувства собственного достоинства, он умеет контролировать свои эмоции, проявлять выдержку, самообладание, сдержанность и корректность. Обаятельный, он, как магнит, притягивает к себе людей, всегда приветливый и предупредительный, он доставляет всем окружающим удовольствие от общения.

       В письме к своему брату Николаю Антон Павлович Чехов пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди. Думается, нам полезно прислушаться к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!» Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних… Они  чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужой души, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», – потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво… Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями… Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него поко­ем, женщинами, вином, суетой… Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрян­ным воздухом, шагать по оплеванному полу… Делая дело на грош, они не носятся со своей палкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили…»

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.tiledi.ru/karta-statej/

§

      Самообладание как качество личности – способность сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

       Пришла как-то одна женщина к своей подруге и пожаловалась: — Муж как приходит домой, так сразу набрасывается на меня: ругает, кричит — спасения от него нет!.. — Знаешь, подруга, есть у меня чудесное средство — микстура. Мне её одна знакомая дала. У тех жён, которые её принимают, мужья становятся тихие и спокойные. Я отолью тебе в бутылочку. А принимать её надо так: как только начинает муж буянить, налей микстуру в столовую ложку и возьми в рот, только не глотай. И держи во рту, пока муж не успокоится. А как успокоится — выплюни. Взяла женщина микстуру и пошла домой. Через неделю встретила свою подругу и восторженно сообщила: — Спасибо тебе! Ты была права: подействовала твоя микстура на мужа! Как только возьму её в рот — моментально успокаивается. Вот так, не осознавая, что происходит, женщина превратилась для мужа в живое воплощение самообладания.

     Самообладание сугубо мужское качество личности. Являясь волевым качеством, основанным на выдержке, смелости и решительности, оно проявляется у мужчины всякий раз, когда необходимо контролировать не только свои, но и чужие эмоции, иметь уверенный взгляд, быстрый расчет, точную реакцию и твердую руку, не поддаваться панике, быть устойчивым, терпеливым и тактичным в любой ситуации. Самообладание – «напарник» мужчины в экстремальной ситуации. Имея такого надежного друга, который всегда выручит в трудную минуту, мужчина поступает не эмоционально, а разумно, рационально, принимает оптимальное, единственно правильное решение, воспринимает мир через призму уравновешенности, спокойствия, размеренности и уверенности в себе, сохраняет ясность ума и сообразительность. Мужчина с ампутированным самообладанием подвержен трусости, неуравновешенности, грубости, хамству, бестактности и распущенности.

Как быть Леди:  Хитрые женские манипуляции, которые надо знать

        Женщина, обладающая сама собой, так и останется сама с собой. Раритетному мужчине понравится «робот в юбке», лишенный эмоциональности, непосредственности и естественности.  Женский ум в разы превосходит мужской. Поскольку он напрямую связан с чувствами, постольку женщина в разы более эмоциональна, чем мужчина. Женщина, подавляющая эмоции, рискует потерять самое главное – семью и мужа. Самообладание женщины означает быть открытой перед мужем, проявлять сентиментальность, слабость, беспокойство и трусость, то есть, отпустить на свободу свои чувства и эмоции, открыто, без боязни проявлять их. Всё, естественно, должно быть в меру, и самообладание женщины не означает проявлять грубость, наглость, безудержную капризность, «пилить» день и ночь мужа и детей, не считаться ни с кем, ходить с таким лицом, будто под носом весит мешочек с кошачьими испражнениями.

      Разумеется, когда семья находится в сложной ситуации, женщина берет себя в руки, напрягает всю свою мощную энергетику ума, чувств и противостоит жизненным трудностям иногда куда более рационально и прагматично, чем мужчина.  При выстреле ружья с огромной энергией вылетает пуля, обратная энергия – это отдача. У женщины обратный эффект психического напряжения проявляется в выплескивании эмоций. Эмоции лишены детства, они всегда проявляются в полную величину. Когда в семье нет кризиса, женщина имеет право на постоянное беспокойство. Это ее нормальное состояние, и разумный мужчина должен понимать и принимать это, как незыблемое конституционное право женщины. Женщина также наделена правом в любой момент пожаловаться на усталость, сказать о своем нежелании куда-то идти, завизжать при виде мышки и уменьшить число столовой посуды. Мужчине нужно понимать, что женщина делает огромный посыл психической энергии, обеспечивающий благополучие семьи, детей и мужа.

         Женщина, усвоив истину – самообладание – это ни в коем случае не обладать сама собой, снисходительно позволяет мужу практиковаться в самообладании в ее присутствии. Чтобы это проходило естественно и гармонично, женщина должна помочь увеличить ресурс терпения своего мужа. Ресурс мужского терпения – это женская верность. Уверенный в собственных тылах, мужчина без сильного напряжения воли проявляет самообладание в любых экстремальных ситуациях.

      Самообладание — это внутренний контролер, обязанностью которого является здравое регулирование желаний и аппетитов, контроль своих мыслей, чувств и речи, избегание крайностей и нахождение человека в разумных границах. Протестировать человека на самообладание можно лишь в конфликтной ситуации. Когда в жизни всё проходит «спокойненько, ни врагов, ни друзей не видать, всё культурненько, всё пристойненько – исключительная благодать», тогда легко владеть собой. Другое дело, когда человека провоцируют на гнев, когда возникает конфликтная ситуация. Имеющий самообладание человек, будет спокоен, хладнокровен и сосредоточен, он не будет проявлять горячность, зная, каких можно натворить глупостей.

     Проиллюстрируем это отрывком из книги Ю. Александровского «Психогении в экстремальных ситуациях»: «В любых даже самых тяжелых условиях 12-25% людей сохраняют самообладание, правильно оценивают обстановку, чётко и решительно действуют в соответствии с ситуацией. По нашим наблюдениям и расспросам людей, испытавших различные жизнеопасные ситуации и сохранивших в критические мгновения самообладание и способность к целенаправленным действиям, при осознании катастрофичности происходящего они думали не о собственном выживании, а об ответственности за необходимость исправления случившегося и сохранении жизни окружающих. Именно эта «сверхмысль» в сознании и определяла соответствующие действия, выполнявшиеся чётко и целенаправленно. Как только «сверхмысль» заменялась паническим страхом и незнанием, что конкретно делать, наступала потеря самообладания, и развивались различные психогенные расстройства. Большинство людей (примерно 50-70%) при экстремальных ситуациях в первые мгновения оказываются «ошеломлёнными» и малоактивными».

      Яркий пример самообладания – поведение космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева во время драматично сложившихся обстоятельств полета в марте 1965 года. До момента первого выхода человека в открытый космос высказывались опасения: одни утверждали, что космонавт может «привариться» к кораблю, другие полагали, что человек, лишенный привычной опоры, не сумеет сделать за бортом корабля ни одного движения, третьи считали, что бесконечное пространство вызовет страх у человека и негативно отразится на его психике… Так или иначе, но того, как встретит космос человека, рискнувшего сделать в его пространстве первый шаг, в точности не знал никто, в том числе и Главный конструктор. «Если будет очень трудно, принимайте решение в зависимости от обстановки», — говорил Королев космонавтам. В крайнем случае, экипажу разрешалось «ограничиться лишь открытием люка и … выставлением за борт руки».

      Такую сложную задачу, как первый выход человека в открытый космос из кабины корабля через шлюзовую камеру, могли решить только люди, обладающие самообладанием.    Как отмечали специалисты — психологи, для Беляева были характерны воля и выдержка, позволяющие ему не теряться в самых сложных ситуациях, логическое мышление, большая настойчивость в преодолении трудностей при достижении поставленной цели. Леонов же относился к холерическому типу — порывистый, смелый, решительный, он был способен легко развивать кипучую деятельность. Кроме того, будучи наделенным художественным даром, Леонов мог быстро охватывать взором и запоминать целые картины, а затем довольно точно воспроизводить их.  Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог надеть ему ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода, затем наполнил шлюзовую камеру воздухом, нажал кнопку и люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой, открылся. Леонов «вплыл» в шлюзовую камеру, Беляев закрыл люк в камеру и начал ее разгерметизацию, затем нажал на кнопку и открыл люк камеры. Оставалось сделать последний шаг…     Алексей Леонов мягко оттолкнулся от корабля, раскинул руки, как крылья, и стал свободно парить в безвоздушном пространстве высоко над Землей.    Когда Леонов увидел Иртыш и Енисей, ему поступила команда Беляева возвращаться в кабину, но произошло непредвиденное и ужасное по своей угрозе событие.  Дело в том, что в вакууме скафандр Леонова  раздулся настолько сильно, что он не мог втиснуться в люк шлюза, а советоваться с Землей было некогда. Он делал попытку за попыткой — все безрезультатно, а запас кислорода в скафандре заканчивался. В такие критические минуты человек проявляется на прочность. Рискуя через несколько минут превратиться в космический мусор, Леонов мог поддаться панике, утратить сообразительность и ясный взгляд. Но он включил свое самообладание, то есть, проявив выдержку и преодолев страх,  решительно начал действовать — сбросил давление в скафандре и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» лицом вперед, и, к счастью, ему это удалось… Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут, за это короткое время он взмок, как будто на него вылили ушат воды, — так велика была психологическая нагрузка.

      Но на этом злоключения космонавтом не закончились. Судьба преподнесла им еще один тест на самообладание. На семнадцатом витке отказала автоматика корабля, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. Задержка команды на включение тормозных двигателей составила 45 секунд. В результате приземлились космонавты далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 км северо-западнее Перми. Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе. Только на третий день к ним пробились по глубокому снегу спасатели на лыжах.

Петр Ковалев 2021 год
Другие статьи автора: https://www.tiledi.ru/karta-statej/

Рассуждение 3

Великодушие– это нравственное понятие. Оно обозначает качество человеческой личности, проявляющееся в подлинном добром отношении к людям и окружающему миру.

Великодушие – это доброта, проявленная в действиях, поступках человека. Например: чтобы заслужить славу просто доброго человека, надо демонстрировать доброжелательное отношение к окружающему; иметь добрые, мягкие черты лица, приятную улыбку, вежливую речь; никого не обижать – и этого достаточно.

Великодушнымже делает человека, помимо всего перечисленного, деятельное участие в судьбах тех, кому нужна поддержка и помощь. При этом подразумевается, что доброе дело совершается бескорыстно и не дозированно.

Великодушие – это такая же константа в облике человека, как цвет глаз. Нельзя побыть некоторое время великодушным человеком, а потом обычным мещанином, чья хата с краю и кому своя рубашка ближе к телу.

Великодушие, очевидно, редко бывает врождённым качеством. Оно приобретается человеком по мере постижения смысла жизни и обретения мудрости. К такой внутренней работе способны люди, наделённые пытливым умом и изначально готовые брать на себя ответственность за всё происходящее. При этом им чуждо стремление кого-то осуждать, а тем более ненавидеть.

Великодушие сопряжено с невозможностью  держать обиду на кого бы то ни было. Напротив, оно предполагает способность понять и простить неблаговидные поступки окружающих, признать за ними право на ошибки и заблуждения.

Главное же для великодушного человека – сострадание к попавшим в беду, жертвование ради них своими интересами, бескорыстный труд на благо других.

Образцом в высшей степени великодушного человека может, к примеру, быть назван  Иван Андреевич Духин. Уже 15 лет, как он ушёл из жизни, а сотни людей помнят о его участии в их судьбах, бесценной помощи и поддержке.

 Это был настоящий мастер на все руки:  жестянщик и кровельщик, талантливый реставратор, уникальный специалист по колокольному делу, а ещё краевед, знаток поэзии – и вообще феноменально образованный человек.

Его детство прошло в 9-метровой комнатушке при школе, в которой мать работала уборщицей. Свою жизнь он посвятил не наживанию добра и денег, а самообразованию и интересной работе, плоды которой бескорыстно отдавал людям. Отреставрированные колокола он дарил храмам.

Великодушный человек – это всегда красивый человек. Ему, как никому другому, открывается красота и гармония мира.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий