Рефлексия в психологии — что это: определение, виды рефлексии, примеры из жизни

Рефлексия в психологии - что это: определение, виды рефлексии, примеры из жизни Женщине
Содержание
  1. Например, если вы «внутри» не стремитесь к деньгам и власти, то, став большим боссом, не испытаете настоящей радости, что бы там ни говорила ваша мама.
  2. Это значит, что цепочка рассуждений должна не приводить нас к ограничениям и мысли: «чёрт, у меня плохие гены!» — а, напротив, помогать увидеть просвет.
  3. И что, это и впрямь улучшает жизнь?
  4. Ну серьезно: вдруг в процессе размышлений о том, что я делаю и как мои поступки влияют на мир, я приду к выводу, что всё тлен и суета, я жалкий червь, а игра не стоит ни свеч, ни зажигалок?
  5. Например, николай убежден, что он щедрый парень, однако, когда все скидываются на подарок общей подруге, коля долго спорит из-за двухсот рублей.
  6. Что это такое
  7. Основные функции рефлексии
  8. 2 стороны рефлексии
  9. Алгоритмы
  10. Американский философ и педагог джон дьюи говорил об этом так: «мы не учимся на опыте… мы учимся на размышлениях об опыте».
  11. Виды рефлексии в психологии
  12. Восприятие человека не способно быть объективным в полной мере – запомните это.
  13. Выберите комфортное положение для рефлексии.
  14. Гипотеза подтвердилась: всего 15 минут раздумий об извлеченных за день уроках — и вы уже бьете по кпд коллегу, который не выпускает трубку из рук.
  15. Думайте о приятном и полезном.
  16. Интеллектуальная рефлексия.
  17. Как выбраться из бесконечных самокопаний и мылить продуктивно
  18. Как использовать рефлексию с пользой?
  19. Как проявляется рефлексия?
  20. Как сосредоточиться на внутренних монологах, если окружающий мир настойчиво требует жертв в виде нашего внимания?
  21. Как это работает
  22. Коммуникативная рефлексия.
  23. Личностная рефлексия.
  24. На игровых тренингах, образовательных курсах, психологических погружениях и даже откровенно шарлатанских сборах вроде «прокачай эмоциональный интеллект и мышцы таза» ей уделяется много времени.
  25. Не переживайте и не спешите бросать.
  26. Опасная ловушка
  27. Определение
  28. Понятие рефлексии в психологии
  29. Рефлексировать можно по-разному
  30. С чего начать
  31. Советы по развитию рефлексии
  32. Ставьте вопросы правильно.
  33. Три вида рефлексии
  34. Улучшенные отношения
  35. Этапы развития рефлексии

Например, если вы «внутри» не стремитесь к деньгам и власти, то, став большим боссом, не испытаете настоящей радости, что бы там ни говорила ваша мама.

Проанализировав научную литературу, посвященную этой проблеме, Эрика Карлсон из Университета Торонто нашла способ «выправить» искажения в мышлении. Таким инструментом исследовательница считает практику осознанности, медитацию, очищенную от религиозного налета.

Это первый пункт самоанализа или, если угодно, рефлексии ситуативной — в настоящем времени, наблюдение за своими мыслями и состояниями. Важно, что человек себя с ними не идентифицирует (это всего лишь идеи, они приходят и уходят помимо нашей воли) и не оценивает их (почему-то хочется всех убить, что не хорошо и не плохо — я просто отмечаю факт).

Это значит, что цепочка рассуждений должна не приводить нас к ограничениям и мысли: «чёрт, у меня плохие гены!» — а, напротив, помогать увидеть просвет.

И смотреть при этом лучше не назад, а вперед. Как мне использовать прошлый опыт, чтобы завтра было лучше, чем вчера?

Таша Орих настаивает: всё получится, если переформулировать вопрос — не «Почему?», а «Что?». Что сейчас происходит? Что я чувствую? Что подсказывает мне интуиция? Что за варианты у меня есть? Что я должен сделать, чтобы стало лучше?

При наличии мало-мальской фантазии и на эти вопросы можно ответить так, чтобы довести себя до истерики, но во всяком случае «Что делать?» работает лучше, чем «Почему?» или «Кто виноват?».

Другая опасность — зацикливание, тревожное размышление уже о самом процессе: «Я вообще правильно рефлексирую? А вдруг вопросы не те? Ну-ка попробую еще разок». Эта петля может оказаться удушающей. У специалистов даже есть понятие «деструктивной рефлексии», которая свойственна излишне самокритичным людям и сопровождается неврозами: тревожный внутренний голос не умолкает и бесконечно анализирует мысли, ощущения и поступки. Но это уже, конечно, крайности.

А не увлекаться поможет смена ракурса:

И что, это и впрямь улучшает жизнь?

Исследователи из Гарвардской школы бизнеса нашли массу преимуществ в регулярной рефлексии. Оказалось, что привычка задавать себе нехитрые вопросы в конце дня положительно коррелирует со способностью человека быть внимательным в общении, с его уверенностью в своей эффективности и умением быстро понимать задачи.

А еще выяснилось, что производительность сотрудника, который вперил взгляд в облако за окном и погрузился в вечные вопросы: «Чего я сегодня достиг, что меня вдохновило?» — выше, чем у того, кому не хватило времени на самокопание. Причем исследование проводилось в колл-центрах, где человек, занятый полезной рефлексией, подозрительно похож на халтурщика, отлынивающего от работы.

Ну серьезно: вдруг в процессе размышлений о том, что я делаю и как мои поступки влияют на мир, я приду к выводу, что всё тлен и суета, я жалкий червь, а игра не стоит ни свеч, ни зажигалок?

Может, я вообще скептик и мне ни в коем случае нельзя в это углубляться?

Психолог Таша Орих уверяет: дело вовсе не в том, что рефлексия неэффективна, а в том, что кто-то подходит к ней неправильно. Решающее значение имеет вопрос, который вы задаете себе в процессе исследования. Самая серьезная ошибка, по мнению Орих, спрашивать себя: «Почему?»

Представьте, что вы находитесь в мрачном расположении духа — и решаете выяснить, из-за чего же вам так плохо. Вполне вероятно, вы придете к неутешительным выводам: «Перспектив никаких, начальник дурак, я неловкий!»

Есть исследования, подтверждающие правоту Орих. В одном из них студентов после провального теста попросили отрефлексировать произошедшее. Те, кто задались вопросом «Почему?», сосредоточились на всех своих проблемах сразу, которые и сочли причиной неудачи, и даже спустя 12 часов по-прежнему чувствовали себя неважно.

Но ведь рефлексия нам нужна не для того, чтобы мы знали, в каком направлении отпускать проклятья, а чтобы двигаться вперед, повышая свою продуктивность и не попадая во власть деструктивных мотивов.

Например, николай убежден, что он щедрый парень, однако, когда все скидываются на подарок общей подруге, коля долго спорит из-за двухсот рублей.

Важно, что он не видит здесь никакого противоречия и находится во власти иллюзии. Фокус в том, что мы радостно игнорируем факты, дискредитирующие нас, а в картину «я щедрый, умный и красивый» вплетаются не только объективные данные, но и то, о чём мы мечтаем.

Кроме того что участники экспериментов Пронин были предвзяты по отношению к себе и преувеличивали свои достоинства, они еще и настаивали, что их точка зрения объективна. Точно так же мы часто скрываем от самих себя не только фрагменты собственного портрета, но и свои мотивы.

Хорошо, мы серьезно ошибаемся в оценках, но при чём тут рефлексия? Дело в том, что этот процесс помогает сблизить осознанные цели и бессознательные мотивы, позволяет оглянуться и спросить себя: «А почему я так долго спорил из-за копеечной суммы? Может, это для меня по-настоящему важно?

» И вот мы уже внимательнее относимся к себе, вносим небольшие правки в портрет и даже корректируем общий курс. Немецкий ученый Оливер Шультхайс из Университета Эрлангена — Нюрнберга доказал, что чем лучше связаны наши сознательные цели и бессознательные мотивы, тем мы счастливее.

Что это такое

Рефлексия — занятие, направленное на избавление человека от стереотипных и бездумных реакций. Сегодня слово порядком поистрепалось. В мире с развитой индустрией доступных развлечений, одновременно помешанном на личностном росте, эффективности и непрерывном самообучении, без рефлексии никуда.

Основные функции рефлексии

Благодаря рефлексии в психологии можно лучше понять своё «Я», раскрыть способности, понять слабые места и в результате получить максимум выгоды. Если мне известно, что визуально я воспринимаю информацию эффективней, чем на слух, то зафиксирую письменно все данные, задействовав зрительное восприятие.

Рефлексия позволяет человеку познать себя, что просто необходимо для жизни, а ещё она несёт в себе ряд существенных функций:

Познавательная функция заключается в познании и анализе себя, без этого у человека не сформирован образ собственного «Я» («Я-концепция»). Данная система суждений о себе является одной из главных составляющих личности.

Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной
Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение. Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого
доступа.Скачивай и используй уже сегодня:

Как быть Леди:  Ретрит: что это такое? Йога и Випассана, ретрит молчания, детокс и тишины, назначение, туры в России, Индии и в других местах

Функция развития предполагает определение целей и направлений для самосовершенствования, приобретение человеком новых умений и навыков. Она позволяет человеку расти как личность, невзирая на возраст.

Регулятивная функция. Исследование собственных запросов, побуждений к действиям и последствий разных поступков очень важно для управления поведением. Неприятные ощущения, которые мучают индивида после некоторых совершённых им дел, стимулируют его сдерживаться и не попадать в подобные ситуации в дальнейшем. Зато радость от позитивного результата своей деятельности окрыляет человека и заряжает его положительными эмоциями.

Смыслотворческая функция. Поведение человека осмысленное, что отличает его от животного. В момент совершения поступка он вполне способен ответить на вопрос, по какой причине он поступил так или иначе, хотя иногда выяснить правду получается не с первого раза. Подобная сознательность не представляется возможной без рефлексивного процесса.

Я докажу, что 99% наших страхов — нереальны!

Функция проектирования и моделирования. Она позволяет строить свою деятельность на основе анализа собственных возможностей и опыта в прошлом. Рефлексия нужна для личностного роста, это обеспечивает успех в будущем.

Влияние процесса рефлексии на получение человеком образования не менее важно, поэтому её значение трудно переоценить. Главной функцией процесса раздумий в данном случае становится управление знаниями и их восприятием.

2 стороны рефлексии

Если рассматривать рефлексию со стороны самого индивида, то она чувствуется как сложный комплекс переживаний, состоящий из 2 уровней:

  • когнитивный (именуют также познавательно-оценочным), когда человек сопоставляет себя и процессы собственного внутреннего мира с общественными правилами и запросами;
  • эмоциональный уровень затрагивает переживания личности по поводу себя, собственного сознания и своих поступков.

Рефлексия и рациональный самоанализ отличаются тем, что у второго явления отсутствует эмоциональная составляющая.

Нет сомнений в том, что после раздумий о своих действиях приятно сказать: «Вот это я молодец!» Однако чаще всего рефлексия ведёт к негативным эмоциям, таким как сожаление, ощущение себя неполноценным, застенчивость и излишняя совестливость. В связи с этим зачастую люди стараются не рефлексировать, ведь тогда придётся заглянуть в собственную душу, что вызывает у них страх.

При этом рефлексия не должна быть безмерной, иначе тогда она станет причиной самокопания и самобичевания, что приведёт к нервным срывам и депрессии. Следовательно, за этим процессом необходимо наблюдать: эмоции не должны властвовать над разумом.

Алгоритмы

Не всегда нужно анализировать все аспекты урока. Многое зависит от того, ради каких целей было проведено занятие: был ли это фестиваль, урок, проведенный в рамках недели по предмету, или занятие на категорию. Самоанализ можно составить, опираясь на простые алгоритмы действий. К примеру, можно руководствоваться такими позициями:

  • В чем заключается педагогическое кредо и как вам помогают уроки его отразить?
  • Объясните выбор содержания урока и технологии проведения занятия.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке, оцените их эффективность.
  • Что получилось и не получилось осуществить.
  • Что можно было бы изменить в ходе занятия. Нужны ли эти изменения и почему?

Американский философ и педагог джон дьюи говорил об этом так: «мы не учимся на опыте… мы учимся на размышлениях об опыте».

Действительно, любой опыт может быть обучающим, если мы правильно применяем рефлексию. Скажем, дети поиграли в прятки. Кажется, образованнее они не стали. Но пусти к ним грамотных педагогов и психологов — и внезапно выяснится, что ребята научились ориентироваться на местности; разобрались с инстинктивными реакциями «замри — беги»; нашли кратчайшую траекторию между двумя объектами; выработали эффективную поведенческую стратегию в стрессовой ситуации; поняли, как отсчитать минуту без часов, и т. д.

Рефлексия имеет практический смысл и интересна как взгляд на себя: как опыт меня формирует? развиваюсь я или деградирую? что я ощущаю прямо сейчас? почему при слове «гусь» я заплакал и убежал? Она позволяет понять, как наши странности и убеждения влияют на манеру вести себя и принятие решений.

И это вовсе не критическое мышление. Последнее помогает добираться до цели и преодолевать трудности, видеть несоответствия во внешнем мире, а рефлексия представляет собой размышления о внутреннем опыте. Такая способность формируется у нас, по мнению ученых, не раньше 9–10 лет.

Вместо того чтобы импульсивно махнуть рукой: «Нет, мне никогда не забраться на это дерево!» — человек начинает задумываться: «Может, я всё-таки способен? Чего мне недостает? А если попробовать придвинуть скамейку? А вот на забор я легко запрыгиваю…»

Окружающая нас реальность очень динамична и с каждым днём становится еще быстрее. И самолеты, и информация, и мы сами — всё здесь теперь носится с огромной скоростью. Кроме того, появились и другие вселенные, виртуальные.

Виды рефлексии в психологии

Прежде чем говорить про методы рефлексии в психологии, следует сказать о классификации данного процесса с присущими каждому виду особенностями.

Восприятие человека не способно быть объективным в полной мере – запомните это.

Человек склонен думать о себе лучше, чем он есть в реальности. Принимайте это в расчёт и оставайтесь честными с самими собой, когда размышляете о своих действиях. Тогда рефлексия станет действительно полезной.

Выберите комфортное положение для рефлексии.

К примеру, эффективней вам думается в процессе прогулки по парку, а может, в состоянии покоя с закрытыми глазами. Бывает, что озарения приходят лучше в кабинете психолога или в процессе ведения личного дневника. По сути, это не столь важно.

Гипотеза подтвердилась: всего 15 минут раздумий об извлеченных за день уроках — и вы уже бьете по кпд коллегу, который не выпускает трубку из рук.

Результаты другого исследования показывают, что рефлексией можно заниматься не только в офисе, но и вообще где угодно. Британцам, вынужденным добираться на работу на электричках, предложили использовать время в дороге на самоанализ: планировать день, рассуждать о вчерашнем, отмечать достижения — словом, не залипать в смартфоне.

Масла в огонь подливают специалисты из Техасского университета в Остине. Они хотели выяснить, как рефлексия помогает студентам усваивать информацию. Учащимся дали задания из разряда «выучить, запомнить» и после того, как все закрыли учебники, предложили просто поразмышлять — о чём угодно.

Группа студентов, которая посвятила эти минуты анализу своей работы, структурированию полученного опыта («Что мне удалось узнать?»), показала в тестах более высокие результаты по сравнению с теми, кто думал не о своей учебе, а «о чём угодно», включая коленки однокурсницы.

Думайте о приятном и полезном.

Можно придумать планы на завтра или вспомнить, что особенно удалось сделать сегодня. Если же потерпели неудачу, подумайте, какие уроки стоит извлечь из данной ситуации.

Интеллектуальная рефлексия.

Задействуется в момент размышления о сложных ситуациях, которые нужно обдумать. Человеку мысленно приходится возвращаться к прошлым событиям и перебирать различные способы решения задачи, как в математике.

Кроме того, рефлексия бывает ситуативной, когда происходит анализ в моменте, проспективной – нацеленной на будущее, и ретроспективной, когда есть желание разобраться в прошлых проблемах.

Выделяют и другие виды рефлексии:

  • Социальная. Обдумывание поступков других людей от их имени. Такую рефлексию именуют ещё «внутренним предательством». Человек представляет себя на месте другого, стараясь выяснить истинные мысли и мотивы его поведения.
  • Научная. Подходит, чтобы анализировать и изучать методы познания. С её помощью появляются новые теории, открываются законы функционирования тех или иных процессов, исследуются механизмы, аспекты и доказательства.
Как быть Леди:  Абстрактно логическое мышление: как повысить свой уровень развития

Алгоритм работы рефлексии, независимо от её вида, схож с процессом самопознания. Совершенствовать данную способность способен любой человек.

Как выбраться из бесконечных самокопаний и мылить продуктивно

В психологии саморефлексия — это мощный способ развиться как личности, сделать себя лучше. Преобразить окружающий мир через собственную деятельность, добиться успеха в жизни.

Все это, конечно, хорошо, но почему в таком случае у людей столько психологических проблем? Вопрос хороший. Дело в том, что часто саморефлексию, продуктивный и полезный процесс путают с самокопанием. Это основная проблема.

Почему человек скатывается в слезливое «жаление» себя или же жесткое самобичевание вместо полезной деятельности?

Стоит рассмотреть причины и методы борьбы с ними:

Недостаток внимания и заботы в детстве

Как правило, если ребенок не получил достаточного количества любви и внимания, он ощущает себя брошенным и одиноким, никому не нужным. Это чувство глубокой неполноценности и какой-то ущербности сопровождает страдающего всю жизнь. Не позволяет объективно взглянуть на себя.

Как справиться: без глубокой психологической проработки ситуации устранить чувство собственной бесполезности не получится. Это комплекс неполноценности, от которого лечатся годами. Все же, кое-что своими силами сделать можно. Отлично работает комплекс двух методов:

  • Самовнушение. Каждый день нужно говорить о себе хорошо. Аффирмации, аутотренинги позволяют поверить в себя. Ищите то, чем можно гордиться. Пусть и не глобальные достижения.
  • Второй способ — нужно ставить цели и добиваться их. Небольшие. Я ленивый(ая) — заставьте себя делать то, что не хочется и так далее.

Психологическое насилие в детские годы

Создает примерно ту же ситуацию. Если не более тяжелую. Поскольку ребенка изначально заставляют думать, осознавать, что он ничто. В некоторых случаях это куда опаснее физического насилия. Если психика подвижная, ранимая, тот же эффект наступает и во взрослом возрасте.

Метод «лечения» примерно тот же. Однако вы обязательно должны избавиться от токсичного окружения. Уйти от него как можно дальше, чтобы ничего не мешало справиться с психологическими проблемами. Только потом можно говорить об эффективной саморефлексии.

Неумение организовать себя

Присуще людям с некоторыми личностными особенностями. Например, шизоидам, истероидам, нарциссическим личностям. В этом случае саморефлексия отрывочная, неполноценная. Когда выдается свободная минута, такие люди соскальзывают с мысли на мысль, в итоге не прорабатывают и не осознают какое-либо качество, привычку.

Как справиться. Чтобы эффективно рефлексировать, нужно целенаправленно организовать себя. В день нужно выделять 10 минут на целенаправленное осмысление того, что произошло за сутки. Желательно составить список из нескольких вопросов. Например: как прошел день?

Проблемы с общением, глубокая интроверсия

Неумение выстраивать социальные связи, общаться с другими развивается в качестве вторичного процесса. Интроверту это не сильно и нужно. Часто такие люди умеют рефлексировать правильно, но делают это в негативном ключе. То есть всегда выискивают в себе недостатки, но опять же не стремятся реально прорабатывать ситуацию.

Я не умею общаться. Да? Ну и пусть. Стоило бы бросить курить. Но все же курят и ничего не случается. У меня нечеткая речь, надо бы поработать над дикцией. Но я мало общаюсь, мне это не нужно на самом деле. Примеров можно привести сотни. Негативная саморефлексия не приводит к результату.

Лечение. Справиться с ситуацией можно, если организовать процессы осмысления. Нужно задавать правильные вопросы. Для людей с высоким уровнем саморефлексии характерно скатывание в самокопание. Поэтому важно структурировать действия. В день нужно задавать себе четыре вопроса.

Что я думаю о прошедшем дне? Что мне понравилось в себе, что я сделал(а) правильно? Что, как мне кажется, с сделал(а) не так? Как я буду действовать завтра? Постепенно список можно расширить. Главное, чтобы в осмыслении были задействованы мысли, действия, чувства, привычки.

Склонность к перфекционизму

Способность человека к саморефлексии в случае с личностями-перфекционистами играет злую шутку. Такие «пациенты» страдают от способности рефлексировать и сразу же впадают в самокопание, выискивая в себе недостатки. Также стремление к мнимому совершенству не позволяет действовать, и это самое плохое.

Сегодня я не справился с задачей, значит, у меня никогда не получится. Следовательно, я не буду делать этого никогда. Хотя такой вариант присутствует не всегда. Порой человек берется с еще большим рвением, но такое случается редко и пользу делу не приносит. Скорее наоборот. Создает лишнюю психологическую нагрузку, не позволяет продуктивно работать.

Что делать? Нужно понять простую истину. Идеал, к которому стремится перфекционист — не существует. Ошибки — это нормальная часть процесса обучения и неотъемлемая часть практики. Как раз их, а не неудачу нужно осознавать и прорабатывать, чтобы такого не было в будущем.

Особенности личности. Нарциссический склад

В этом случае речь скорее не о самокопании, а о жалости к себе. Потребность в самоутверждении и саморефлексии у нарциссов выше, чем у личностей прочего склада. Поскольку им нужно признание, они часто ведут себя нелогично, что и становится причиной ошибок.

Лечение. Нужно структурировать процесс саморефлексии. Сделать это не так сложно. Задавайте себе все те же 4 вопроса в конце дня. Затем, по потребности, список можно расширить. Устранить наиболее грубые нарциссические черты можно под контролем психолога. Самоконтроль работает не всегда, особенно в случае со столь чувственными личностями, как истероиды и нарциссы.

Все названные причины можно скорректировать. Все зависит от желания и готовности поработать над собой.

Как использовать рефлексию с пользой?

Любой навык эффективно развивается только при регулярном применении. Для развития рефлексии, необходимо регулярно её практиковать. Есть несколько упражнений, которые позволят делать это максимально осознанно:

1. Осознавайте актуальные чувства

. Это полезная привычка, которую следует применять при любой смене обстановки. Почувствовали, что эмоциональное состояние переменилось? Прислушайтесь к чувствам, попытайтесь понять, что ощущаете в данный момент, что вас беспокоит. Довольно часто обнаруживаются неочевидные вещи.

2. Выделите ситуации, на которые реагируете наиболее болезненно

. Понимание того, какие события вызывают сильную эмоциональную реакцию, поможет выявить проблемные области и целенаправленно поработать над ними.

3. Научитесь намеренно прекращать самокопание

. В большинстве случаев самокопание не приносит пользы, а только ухудшает настроение и снижает продуктивность. К счастью, этот процесс вполне можно контролировать намеренно. Просто скажите себе, что подумаете об этом позже, а сейчас нужно заниматься делом.

4. Не стремитесь контролировать всё

. Невозможно контролировать всё, некоторые вещи действительно лучше пустить на самотёк. Позвольте неожиданностям и сюрпризам периодически случаться, а сами сосредоточьтесь на контроле наиболее важных аспектов жизни.

5. По вечерам обдумывайте прожитый день

. Это полезная привычка, которую практикуют многие успешные люди. Просто подумайте, чем этот день был примечателен, какие полезные дела были сделаны и какие ошибки совершены.

6. Подробно обдумывайте всё, что вам интересно

. Выберите любой интересующий вас предмет и подумайте над его природой. Благодаря интересу этот процесс будет несложным и приятным, при этом вы разовьёте навыки глубокого анализа.

Как быть Леди:  Как вернуть девушку после расставания: как понять, что женщина вернется, какие проблемы нужно проработать, прежде чем восстановить отношения, как предложить помириться?

Как проявляется рефлексия?

Рефлексия помогает человеку понимать, как он выглядит со стороны, поэтому является одним из важнейших механизмов личностного развития. Под её влиянием человек занимается самоанализом, формирует желаемые привычки, учится глубже понимать связь между своими действиями и следующими за ними событиями.

Влияя на наше восприятие, рефлексия выполняет такие функции как:

  • избавление от разрушительных и просто нежелательных мыслей;
  • формирование логичного мышления;
  • улучшение контроля над собственными мыслями и поступками;
  • понимание собственных преимуществ и недостатков;
  • развитие самокритичности;
  • формирование умения видеть взаимосвязь поступков и последствий;
  • обучение планированию;
  • поиск решения сложных задач;
  • нахождение скрытых талантов и способностей.

Все перечисленные пункты являются положительными, но рефлексия далеко не всегда идёт на пользу. Избыточные размышления о собственных ошибках заставляют человека тратить уйму эмоциональной энергии, и это ещё не худшие последствия самокопания. Поэтому важно научиться рефлексировать умеренно и осознанно, не нанося ущерба собственной психике.

Как сосредоточиться на внутренних монологах, если окружающий мир настойчиво требует жертв в виде нашего внимания?

Рефлексия позволяет мозгу сделать паузу прямо посреди хаоса, распутать свои наблюдения, разложить их по полочкам интерпретаций и вообще взглянуть на всё как-то осмысленно. Это удобный инструмент, помогающий жить.

Главное — найти время и возможность его применить.

Как это работает

В том, что мы делаем массу ошибок и часто ведем себя глупо, виновата «иллюзия самовосприятия». Этот термин использует психолог Принстонского университета Эмили Пронин, излагая проблему: мы видим кривое изображение самих себя, однако осознать, что перед нами искаженная картинка, не так-то просто.

Коммуникативная рефлексия.

Узнавание разных типов людей, понимание их действий и реакций на события вокруг. Подобным образом человек получает информацию о том, как другие люди взаимодействуют между собой.

Личностная рефлексия.

Ключевой фигурой здесь выступает сам индивид. На данном этапе происходит оценка собственного «Я», своих возможностей, привычек, мыслей о других людях и внешнем пространстве, а также того, как ко всему этому относятся близкие.

На игровых тренингах, образовательных курсах, психологических погружениях и даже откровенно шарлатанских сборах вроде «прокачай эмоциональный интеллект и мышцы таза» ей уделяется много времени.

Каждая наука трактует интересующий нас предмет по-своему. Скажем, в рамках философского подхода под рефлексией принято понимать рассуждения об изначальном замысле бытия, основаниях человеческой культуры, поисках бога и о прочих высоких материях. В психологии термин связан с анализом чувств, душевных состояний и разных нервных порывов.

В педагогике рефлексия — обязательная часть образовательного процесса, тот момент, когда нужно поставить галочку, отмечающую, в какой части пути ты находишься. «Ну-с, ребята, сегодня мы изучили равнобедренный треугольник» — попытка Марьи Ивановны заняться рефлексией, обратить внимание на произошедшее: еще утром о диковинных фигурах ты не имел ни малейшего понятия, а теперь всё про них знаешь!

Не переживайте и не спешите бросать.

Если не удаётся остановиться и разобраться в сути происходящего. Подобное случается, если вы не имеете знаний о чём-то или чего-нибудь не понимаете. Важно также не концентрироваться на правильности проведения процесса рефлексии.

Опасная ловушка

Пока всё выглядит безоблачно — казалось бы, анализируй текущий опыт и корректируй действия. Но простые рецепты тут не работают. Например, исследователи изучали состояние мужчин, потерявших партнеров из-за СПИДа. Одна группа просто горевала, а в другой респонденты еще и занимались самоанализом.

Авторы другой работы обнаружили, что у рефлексирующих студентов подозрительно низкий уровень психического благополучия. (Хотя, может, как раз потому они и занимаются этим вроде бы терапевтическим делом.)

Кроме неутомимых исследователей, испортить впечатление могут и обыватели, которые считают вечно копающихся в себе людей, простите, нытиками.

Определение

Самоанализ – это анализ собственных переживаний, поступков, размышлений и потребностей. Человек изнутри познает глубины собственной психики и свой внутренний мир. Сегодня самоанализ является неотъемлемой частью психотерапевтической и психологической работы. Благодаря этому процессу удается рассмотреть различные виды неврозов и психологических травм.

Очень часто человеческая память отказывается принимать и воспроизводить травмирующие факторы прошлого. Вот только апатия, тоска и общее недовольство жизнью начинают давить на человека со всех сторон. Так психика реагирует на событие, с которым индивид не в состоянии справиться.

В результате психика разделяется на две части, одна из которых переходит в «замороженное» состояние, а другая пытается выжить. И все бы ничего, но со временем начнут проявлять себя психосоматические расстройства, а появившаяся вдруг из ниоткуда депрессия загонит в тупик.

Чтобы вернуться к нормальному образу жизни, нужно прорабатывать старые травмы и даже вполне безобидные ситуации, после которых могли остаться неприятные ощущения. Именно здесь на первое место выходит самоанализ.

Понятие рефлексии в психологии

Рефлексией называется умение осознанно акцентировать внимание на собственных мыслях, эмоциях и поступках, анализировать окончательные решения и возможности. Происхождением термин обязан латинскому слову «reflectio», что означает «отражение». Здесь имеется в виду концентрация внимания на себе, переоценка и анализ.

Человек изменяет фокус внимания на собственное «Я» и личное состояние, а также пересматривает своё отношение к разным ситуациям, не думая о том, что происходит вокруг. По мнению древнегреческого философа Сократа, рефлексия является прекрасным и подходящим многим методом для развития и понимания себя.

Рефлексия часто приводит и к критическому анализу себя, поскольку осознание истинных причин собственного поведения может способствовать не самым приятным умозаключениям. Подобные вещи порой очень болезненны, однако, польза рефлексии в психологии неоспорима, ведь она позволяет человеку естественно развиваться.

Саморефлексия позволяет распознать свои настоящие мечты. Учёным из Германии Оливером Шультхайсом (Университет Эрланген-Нюрнберг) установлено, что, если у человека осознанные цели совпадают с бессознательными мотивами, он ощущает себя более счастливым.

Саморефлексия помогает:

  • воздействовать за собственные мысли;
  • выявлять, насколько поступки разумны и последовательны, подвергать анализу мысли;
  • использовать свои внутренние способности для личностного роста;
  • побеждать неуверенность и принимать решения;
  • приводить мысли в порядок;
  • выявлять поведенческие шаблоны и работать над их корректировкой.

К примеру, процесс раздумий в ночное время привёл к пониманию того, что утреннее рабочее совещание заставило вас злиться, а остатки этого гнева повлияли на семейные отношения. Думая об этом, вы начинаете искать причину подобного поведения и стараетесь не допустить такого в будущем. Решение выделять время на отдых после сложных переговоров (вместо непрерывного труда) положительно повлияет на ситуацию.

Рефлексировать можно по-разному

На сегодняшний момент было выявлено 7 видов рефлексии:

  1. Коммуникативная – позволяет решать проблемы, возникающие при взаимодействии с социумом.
  2. Личностная – используется при необходимости собственного познания, коррекции сознания.
  3. Интеллектуальная – необходима для поиска различных решений одной и той же задачи. Это способность вариативно мыслить.
  4. Философская рефлексия – инструмент для размышлений о смысле жизни.
  5. Социальная – размышления на тему «что думают обо мне другие люди». Способность увидеть себя чужими глазами.
  6. Научная – направлена на исследование научных методов, способов, теоретических обоснований.
  7. В психологии общения рефлексия – это познание и анализ взаимодействия индивидов в социуме.

С чего начать

Универсального подхода к рефлексии не существует — каждый нащупывает путь, который подходит именно ему. Обычные методы, без изысков, включают:

— беседы с самим собой во время ходьбы, лучше там, где вас никто не дергает за рукав;
— сидение в уединенном месте, желательно с закрытыми глазами;
— письменные практики — ведение дневников и рисование ментальных карт;
— обсуждение пережитого с психологом или наставником — словом, с тем, кто способен сформулировать нужные вопросы.

Специалисты советуют выбрать для занятий такое время, когда вы максимально честны с собой. А если вы с ходу можете определить, в котором часу такое случается, то у вас уже неплохой скилл саморефлексии.

Советы по развитию рефлексии

В случае если вы чувствуете необходимость в развитии данной способности и более глубоком самопознании и оценки себя, то рефлексию можно развивать, в каком бы возрасте вы не находились.

Работу над процессом раздумий эффективней начинать… с самой рефлексии. Нужно ответить себе на несколько вопросов:

  • Для какой цели вам рефлексия и какого результата вы ожидаете?
  • По какой причине вас не устраивает то, как вы сегодня понимаете свой внутренний мир?
  • Какие свои способности вы хотите познать в большей степени?
  • Почему, на ваш взгляд, вы не используете рефлексию в настоящий момент в своей деятельности?

Ответ на последний пункт крайне важен, поскольку зачастую за ним стоит психологический барьер. Человек не желает окунаться в глубину собственной души из-за страха, поэтому бессознательно отвергает необходимость анализа своих действий, их первопричин и результатов влияния на других людей. Это усмиряет совесть и не позволяет испытывать стыд за собственные поступки. В данной ситуации помогает одно упражнение.

Подойдите к зеркалу, посмотрите на себя и улыбнитесь. Вы должны улыбаться искренне, ведь перед вами самый близкий человек на земле, и нет необходимости скрывать от него что-то. Поговорите с собой, начните так: «Здравствуй! Я знаю, что ты и я – одно целое.

Всё твоё является и моим тоже. И позитивное, и негативное, и успехи, и неудачи. Это для меня важно и необходимо. Я бы хотел узнать и использовать этот опыт. Ошибок не стоит стыдиться, стыдно не знать о них никаких подробностей. Ведь лишь проанализировав, я смогу их исправить и вырасти как личность».

Для того чтобы избежать ситуации, когда рефлексия трансформируется в самокопание, следует думать о своём «Я» в правильном ключе. Делайте сначала небольшие шаги: за самоанализом не требуется сидеть часами. Начните с интервала от 10 до 15 минут. Этого хватит, чтобы увидеть положительные моменты от рефлексии. Далее потихоньку увеличивайте время, только не увлекайтесь чересчур.

Ставьте вопросы правильно.

Не «по какой причине?» и «кто тому виной?», а лучше спросить себя «что случилось?» и «какие способы решения проблемы я могу придумать?» Только это и способно помочь в сложной ситуации и сделать верные выводы, тогда не нужно будет постоянно осмысливать результаты собственных действий.

Рефлексировать следует каждый день, к примеру, в вечернее время можно проводить анализ всего происшедшего за день, собственных дум, чувств, решений и предпринятых действий. В данном случае прекрасно работает метод ведения персонального дневника. Это дисциплинирует, контролирует рефлексию и способствует очищению от негативных мыслей и эмоций. Таким образом человек оставляет на бумаге свои тяжелые думы, опасения и нерешительность, освобождаясь от них.

Однако не нужно чересчур интенсивно копаться в себе, стараясь обнаружить что-то плохое. Лучше настраивать себя на мысль о том, что позитивного всегда больше, выискивайте среди прочего положительные моменты дня и проживайте их снова и снова. Пожурив себя за неудачу, похвалите за добрые дела или любые хорошие поступки, даже если они кажутся не очень значительными. Помните, что нужно обязательно себя хвалить.

Три вида рефлексии

Во избежание путаницы психологи разделили рефлексию на ситуативную (анализ «прямо сейчас»), ретроспективную (взгляд в прошлое) и проспективную (мысли о будущем). Правда, люди, как правило, разбираются с уже полученным опытом в свете грядущих свершений, одновременно держа в уме свое текущее состояние и сверяя компас с ним. Понятно, что удобнее фокусироваться на чём-то конкретном, но очевидно, что такое деление довольно условно.

Улучшенные отношения

Как и в приведенном выше примере на рабочем месте, размышляя о том, как вы относитесь к другим, и о том, что вы думаете о них, вы можете внести изменения, которые приведут к более гармоничным отношениям.

Если в отношениях возникают трудности — будь то романтические или платонические — вы можете оценить ситуацию, спросить, какую роль вы играете в этих трудностях, и найти способы их преодоления.

Саморефлексия дает вам возможность увидеть, что вы на самом деле чувствуете по отношению к другому человеку, и оценить ценность, которую приносят эти отношения.

Это может сделать вас более благодарным этого человека, который затем влияет на то, как вы взаимодействуете с ним.

Этапы развития рефлексии

Первые шаги к развитию рефлексии делаются ещё в раннем возрасте, становление первого этапа начинается с трёх лет. Тогда же малыш понимает, что он является субъектом деятельности, поэтому часто бывает упрямым и непослушным, таким способом он доказывает свою самостоятельность близким.

В начальных классах школы происходит становление второго этапа рефлексии, который проявляется в учебном процессе. Уже к 6 – 10 годам ребёнок осваивает навыки социальной рефлексии и приёмы для анализа собственного «Я».

Третий этап начинается в 11 – 15 лет, когда формируется личность человека и самооценка. В этот период дети испытывают достаточно сильные эмоции, как правило, негативные, относительно изменений своей внешности, успеха и популярности среди сверстников.

Четвёртый этап стартует в период ранней юности (с 16 до 20 лет). Если становление личности происходит гармонично, понимание основ рефлексивного процесса и его регулирование происходит в это время уже в полном объёме. Самокритика уже не подвергает сомнениям способности человека и не мешает ему жить.

Однако рефлексия не заканчивается на этих этапах: и во взрослом возрасте опыт пополняется благодаря новым видам деятельности, знакомствам и связям в обществе.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий